Технологическая карта урока математики "Деление с однозначным частным с остатком" (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс)
план-конспект урока по математике (3 класс)
Цель урока: формирование у учащихся навыка выполнять и записывать в столбик деления с остатком для случая, когда частное является однозначным числом.
Задачи урока
Дидактические:
- Формировать у учащихся приём устного вычисления;
- Формировать умения выполнять деление с остатком, пользуясь алгоритмом.
Развивающие:
- Развивать словесно-логическое мышление при составлении алгоритма работы;
- Развивать наглядно-образное мышление при сравнении ответов;
- Развивать речь учащихся, через обогащения словарного запаса.
Воспитательные:
- Воспитывать взаимопомощь и умение слушать товарища;
- Прислушиваться к мнению другого человека и принимать точку зрения, отличную от собственной;
- Прививать интерес к предмету математика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока математики "Деление с однозначным частным с остатком" | 137 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО МАТЕМАТИКИ
Дата: 28.09.21г. Школа: МАОУ «СОШ № 104 г. Челябинска» Класс: 4 «А» Урок: 3 Время: 09:50 Кабинет: 209 | Студент: Кладова Анна Группа: 41 Учитель: Балдина Н.А. Методист: Кузнецова Д.В. |
Тема урока «Деление с однозначным частным с остатком»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирование у учащихся навыка выполнять и записывать в столбик деления с остатком для случая, когда частное является однозначным числом.
Задачи урока
Дидактические:
- Формировать у учащихся приём устного вычисления;
- Формировать умения выполнять деление с остатком, пользуясь алгоритмом.
Развивающие:
- Развивать словесно-логическое мышление при составлении алгоритма работы;
- Развивать наглядно-образное мышление при сравнении ответов;
- Развивать речь учащихся, через обогащения словарного запаса.
Воспитательные:
- Воспитывать взаимопомощь и умение слушать товарища;
- Прислушиваться к мнению другого человека и принимать точку зрения, отличную от собственной;
- Прививать интерес к предмету математика.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование | |
Самоопределение к деятельности | Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне | Словесный: беседа, психологический настрой Фронтальный | 1. Проверяет готовность к уроку. 2. Создание эмоционального настроя. -Здравствуйте, ребята! Я очень рада всех вас видеть, меня зовут, Анна Михайловна и сегодня я проведу у вас урок математики. -А начать сегодняшний урок я хочу с высказывания знаменитого русского военачальника А.В. Суворова: «Математика- гимнастика ума» 3. Побуждает к высказыванию своего мнения. -Ребята, как вы понимаете его высказывание? -Правильно, математика многое даёт для умственного развития человека- заставляет думать, помогает развивать память, правильно и последовательно рассуждать. -Ребята, пожелайте, пожалуйста, друг другу успехов. -Я тоже хочу вам пожелать успешно поработать сегодня на уроке.
| 1. Приветствуют учителя. 2. Слушают учителя. 3. Отвечают на вопросы. -Решая математические примеры или задачи, мы тренируем свой мозг. Желают друг другу успехов и настраиваются на работу. 5. Настраиваются на работу. | Р: личностное включение в учебную деятельность К: выражение своих мыслей Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося | Презентация Слайд Высказывание А.В. Суворова Слайд | |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Словесный: беседа Практический: решение примера, Создание проблемной ситуации Самостоятельная, фронтальная | 1. Проводит повторение прошлой темы. -Что вы изучали на прошлом уроке? 2. Настраивает на работу. -Сегодня вы продолжите работу над изучением деления многозначных чисел. Я желаю вам успеха! Что вам поможет его добиться? -Как связаны между собой при делении с остатком делимое, делитель, частное и остаток. 3. Выдвигает проблемную ситуацию. -Используя алгоритм деления с остатком, найдите за 1 минуту частное и остаток от деления чисел 2038 и 406. -Что в задании нового? -Какое частное должны получить? -Выполните задание. -Кто не выполнил задание? В чём у вас затруднение? 4. Организует проверку. -Какие результаты получились? -Кто может доказать, какой результат верный? 5. Подводит к выводу. -Что будете делать? | 1. Отвечают на вопросы. -Деление многозначных чисел с однозначным частным. -Дружная работа, внимательность. -Делимое равно произведению делителя и частного плюс остаток. -Делимое и делитель многозначные числа, а предыдущих примерах делитель однозначное число. -Однозначное. 2. Решают пример. 3. Высказывают затруднения. 4.Называют решение. -Разберёмся, почему так получилось. | П: Выделение известной информации и структурирование знаний П: построение логической цепи рассуждений | Слайд Слайд | |
Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Словесный: беседа Исследовательский: создание «Лист достижений», план урока Фронтальная | 1.Организует поисковую работу учащихся (постановка темы, цели и плана работы) -Сформулируйте тему урока. -Хорошо, а какую цель мы с вами можем поставить? 2. Вовлекает учащихся в определении последовательности действий на уроке. -Чтобы решить наше затруднение нам необходимо создать план, по которому мы с вами будем строить наш урок. В этом нам с вами могут помочь три П. 1. Повторить всё, что мы уже знаем. 2. Посмотреть в учебнике или обратиться к учителю. 3. Построить алгоритм. 3. Организует оценивание деятельности обучающихся по самооцениванию. -А перед тем, как перейти к изучению темы, мы с вами создадим собственный «Лист достижений», в котором мы сможем увидеть и проанализировать свою работу. У вас на партах лежат листочки, на которых изображена таблица. После каждого, сделанного упражнения вам необходимо будет нарисовать ту эмоцию, которая соответствует успешности выполненного задания. Давайте договоримся с критериями: Радостная эмоция- справился с заданием; Нейтральная -на половину справился с заданием; Грустная- не справился с заданием. В конце урока мы с вами подсчитаем полученный результат и определим, кто же отлично поработал на уроке. | 1.Формулируют тему и цели урока. -Деление многозначных чисел с остатком. -Научиться выполнять деление многозначных чисел с остатком. 2. Составляют план урока. 2. Знакомятся с «Листом достижений» | К: выражение своих мыслей Л: проявление активности в общей работе | Слайд Слайд «Лист достижений» Слайд | |
"Открытие" детьми нового знания | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Словесный: беседа Практический: решение примера частично-поисковый, составление алгоритма Фронтальная | 1. Обсуждает способы решения проблемы. 2. Организует составления алгоритма. – Уточните задание, которое вы выполняли?
- Где у вас возникло затруднение? - Почему не смогли выполнить задание (или его обосновать)? 3. Подводит к выводу – Значит, какую цель вам надо перед собой поставить? 4. Проводит параллель с раннее изученным. - Какие знания вы будете использовать при построении алгоритма? -По какому плану будете действовать? – Какой алгоритм мы возьмем за основу? 5. Организует решение примера. – Вы знаете, что частное – однозначное число. Какой будет первый шаг? | 1. Отвечают на вопросы. -Делили с остатком многозначные числа с однозначным частным. -При выполнении деления, при обосновании своих результатов. -У нас нет алгоритма деления многозначных чисел с остатком. 2. Ставят цель. -Нам надо построить алгоритм деления многозначных чисел с остатком, когда частное является однозначным числом. -Алгоритм деления многозначных чисел с однозначным частным, алгоритм деления с остатком. -Соединим алгоритм деления с однозначным частным и алгоритм деления с остатком, сформулируем новый алгоритм. -Алгоритм деления многозначных чисел с однозначным частным. -Сначала надо сделать прикидку и найти возможное частное. | П: проводить анализ, синтез, сравнение; извлечение необходимой информации К:инициативность в общем поиске нового знания; Р:саморегуляция собственной практической работы, контроль её результатов; | Слайд Слайд . | |
– Итак, первый шаг – прикидка и нахождение возможного частного. Выполните. – Каким будет следующий шаг? – Назовите следующий шаг в этом алгоритме. – Что надо сделать дальше? – Сравните новое произведение и делимое. – Позволяет ли этот шаг алгоритма получить ответ? – Значит, что следует сделать вместо этого шага? – Какими в нашем случае будут кратное k и остаток r? | 3. Решают пример и составляют алгоритм. -2038 : 406 ≈ 2000 : 400 = 5. Возможное частное равно 5. -Умножить возможное частное на делитель. Действие: 406 * 5 = 2030. -Сравнить произведение и делимое. Действие: 2030 < 2038. -Подобрать новое возможное частное. В данном случае произведение меньше делимого, поэтому возможное частное следует увеличить: 406 * 6 = 2436. -2436 > 2038. Произведение не равно делимому. Получается, что 2030 < 2038 < 2436. -Нет, так как нельзя подобрать точного значения частного. -Деление с остатком. -k = 2030, r = 2038 – 2030 = 8. | П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания П:структурирование знания; К:инициативность в общем поиске нового знания; | Слайд Алгоритм работы Слайд | ||||
– Значит, какой шаг надо добавить? – Остаток нашли. Какой будет следующий шаг? – Каким блоком в алгоритме обозначается вопрос? – Из ромба выходят две стрелки – «да» и «нет». Что они означают в данном случае? – Как продолжается алгоритм, если остаток меньше делителя? – А что же делать, если «нет»? – Каким должно быть следующее действие? – Как это изображается на алгоритме? – До каких же пор будем подбирать? – Как рассуждения записать короче? – А как проверить, правильный ли ответ при делении чисел с остатком вы получили? – Удалось ли вам реализовать поставленную цель? | -Надо найти остаток, для этого из 2038 надо вычесть 2030. Остаток равен 8. -Надо сравнить остаток с делителем и узнать, остаток меньше делителя или нет. -Ромбом. -Если остаток меньше делителя, выполняется действие по стрелке «да», если остаток больше или равен делителю – по стрелке «нет». -Записывается ответ, так как в этом случае получается искомое частное и остаток: 2038 : 406 = 5 (ост. 8) -Надо подобрать другое неполное частное, увеличив или уменьшив прежнее на 1. -Умножение на делитель нового неполного частного. -Стрелкой к блоку умножения. -Пока не получим остаток меньше делителя. -Записать решение в столбик. -По формуле деления с остатком: 406 × 5 + 8 = 2038 –верно. -Да. Мы построили новый алгоритм. | ||||||
– Уточните его название. – Можем ли вы сказать, что научились выполнять это деление? – Почему? | -Алгоритм деления с остатком многозначных чисел с однозначным частным. -Нет. -Надо еще потренироваться. | ||||||
Первичное закрепление | Усвоение нового способа действий | Словесный: беседа Практический: решение пример Парная, фронтальная | 1. Объясняет задание. -Ребята, сейчас я попрошу выйти к доске двух учащихся. Один будет решать первый пример, пользуясь алгоритмом, а другой ученик будет решать первый пример столбиком. -Прочитайте, что вам нужно сделать? -А остальные решают у себя в тетрадях двумя способами. -Ребята, сейчас я предлагаю поработать в парах, на экране представлены примеры. -Я попрошу вас решить второй пример, проговаривай алгоритм и выполняя деление в столбик. На работу вам даётся 3 минуты. Можете приступать к выполнению задания. 2. Осуществляет контроль. -Ребята, время вышло, давайте проверим, какие ответы у вас получились. 2. Обеспечивает мотивацию. -Оцените свою работу в «Листе достижений». | 1. Слушают задание. 2. Отвечают на вопросы. -Выполнить деление с остатком и сделать проверку. 3.Решают примеры. 4. Проверяют работы. 5. Оценивают свою работу в «Листе достижений» | К: умение работать в парах Р: принятие учебной задачи к исполнению; Р: контроль; исправление ошибок; фиксация затруднений | Слайд «Лист достижений» Слайд | |
Самостоятельная работа с самопроверкой | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Словесный: беседа Практический: выполняют задание Самостоятельная, фронтальная | 1. Объясняет задание. -Ребята, сейчас я предлагаю вам поработать самостоятельно. Откройте свои рабочие тетради на странице 34, упражнение номер 2. -Прочитайте, что вам нужно сделать? -Хорошо, решите примеры, опираясь на алгоритм. На задание вам даётся 3 минуты, можете приступать к выполнению задания. 2. Организует оценивание деятельности обучающихся по самооцениванию. -Ребята, обменяйтесь, пожалуйста, своими рабочими тетрадями и проверьте, как ваш сосед выполнил задание, на экране представлен эталон. 3. Обеспечивает мотивацию. -Оцените, пожалуйста, в «Листе достижений», как вы справились с эти заданием. 4. Осуществляет контроль. -Поднимите руку, у кого есть ошибки? В чем причина затруднений? -Вы молодцы, что нашли у себя ошибки и определили их причину. -У кого нет ошибок, сделайте вывод. | 1. Слушают задание. -Выполнить деление с остатком. 2. Выполняют деление с остатком. 3. Оценивают свою работу в «Листе достижений» -Ошибка в вычислениях, не проверено условие того, что остаток меньше делителя. -Мы умеем выполнять деление с остатком. | Л: проявление понимания цели задания и выбор способов выполнения; Р: саморегуляция и планирование времени, соблюдение общего темпа Р: контроль; исправление ошибок; фиксация затруднений | Рабочая тетрадь стр. 34, упр. 2. Слайд «Лист достижений» Слайд | |
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Словесный: беседа Практический: решают примеры, уравнения Фронтальная, самостоятельная | 1. Проводит работу с изученным материалом. -Ребята, из данных примеров выберите и решите по выбору любой один пример, для которого применим алгоритм, построенный на сегодняшнем уроке. Примеры: 879 : 125 = 867 : 216 = 875 : 125 = 864 : 216 = 2. Подводит к выводу. -Что интересного вы заметили? -Значит, как его можно назвать? -Что обязательно рассматривается при выполнении деления с остатком? -Какое условие должно выполняться? -Где ещё используются знаки неравенства? 3. Объясняет задание. -Ребята, сейчас я предлагаю вам поработать самостоятельно. Откройте свои рабочие тетради на странице 35, упражнение номер 4. -Прочитайте, что вам нужно сделать? -Хорошо, выберете одно неравенство и выполните указанное задание. На работу вам даётся 3 минуты, можете приступать к выполнению задания. 4. Организует оценивание деятельности обучающихся по самооцениванию. -На экране представлен эталон, проверьте, пожалуйста, как вы справились с заданием. 5.Обеспечивает мотивацию. -Оцените, пожалуйста, в «Листе достижений», выполненное задание.
| 1. Слушают новое задание. Решение: 879 : 125 = 7 (ост. 4) 867 : 216 = 4 (ост. 3) 875 : 125 = 7 (ост. 0) 864 : 216 = 4 (ост. 0) 2. Делают вывод. -Построенный алгоритм позволяет выполнять как деление с остатком, так и деление нацело. -Общий алгоритм деления многозначных чисел с однозначным частным. -Остаток сравнивается с делителем. -Остаток меньше делителя. -В неравенствах. 4. Слушают задание. -Какие из чисел 7, 25, 124, 0 являются решением данных неравенств? 5. Оценивают работу в «Листе достижений» | П: обобщение и структурирование знаний в речи Р: саморегуляция и планирование времени, соблюдение общего темпа К:инициативность в общем поиске нового знания; Р: контроль; исправление ошибок; фиксация затруднений | Учебник стр. 35, упр. 4. Слайд Слайд «Лист достижений» | |
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Словесный: беседа, анализ работы Наглядный: презентация, «Лист достижения» Фронтальная | 1. Подведение итогов. -Ребята, вспомните, какую тему мы сегодня с вами проходили? -Какую цель мы сегодня с вами ставили?
-Достигли ли мы цели, которую ставили в начале урока? -Все ли пункты плана мы с вами реализовали? 2.Организовывает оценивание деятельности учащихся на уроке. -А сейчас пришло время подсчитать ваши смайлики, встаньте те, у кого получилось больше радостных смайликов? -Значит, вы отлично поработали и хорошо усвоили новый материал. -Встаньте те, у кого получилось больше нейтральных смайликов. -Вы также хорошо поработали на уроке, но нужно немного постараться, чтобы на следующем уроке получить больше радостных смайликов. -Встаньте те, у кого получилось больше грустных смайликов. -Вам нужно на следующих уроках быть внимательнее и стараться больше запомнить и усвоить. 3. Прощается с учащимися. -Вы все сегодня очень хорошо поработали, спасибо большое всем за вашу активность и трудолюбие. До свидания! | 1. Отвечают на вопросы. 2.Вспоминают тему урока. 3.Определяют, достигнут ли план урока. - Деление многозначных чисел с однозначным частным. - Научиться выполнять деление многозначных чисел с остатком. -Да. -Да. 4. Анализируют свою деятельность. 5. Прощаются с учителем. | Р: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознании качества и уровня усвоения К: умение полно и точно выражать своё мнение | Слайд Слайд «Лист достижений» Слайд |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по математике"Вычитание из круглого числа" (УМК "Начальная школа XXI века,2 класс)
Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: создание условий для формирования умения вычитать из круглого числа. Задачи урока Дидактические:1. Повторить понятие «к...
Технологическая карта урока математики "Уравнение с неизвестным целым" (УМК "Перспективная начальная школа", 1 класс)
Цель урока: формирование у учащихся навыка решения уравнений с неизвестным уменьшаемым, применяя правило нахождения неизвестного целого по известным частям.Задачи урокаДидактические:Формировать у учащ...
Технологическая карта урока литературного чтения "А. Пушкин "Цветок"" (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс, Н.А. Чуракова)
Тип урока: «открытия» нового знания. Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе знакомства со стихотворением А. Пушкина «Цветок». Задач...
Технологическая карта урока математики "Задачи с избыточными данными" (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс, А.Л. Чекин)
Тип урока: «открытия» нового знания. Цель урока: формировать у обучающихся знания о задачах с избыточными данными и умения решать их. Задачи урока:Дидактические:1. Вспо...
Технологическая карта урока по окружающему миру "Какое бывает настроение?" (УМК "Начальная школа XXI века",1 класс)
Тип урока: урок «открытия» новых знанийЦель урока: способствовать развитию эмоциональной сферы ребёнка; формирование умения обращать внимание на эмоциональное состояние человека и его изме...
Технологическая карта урока по окружающему миру "Жизнь насекомых весной" (УМК "Начальная школа XXI века",1 класс)
Тип урока: урок «открытия» новых знанийЦель урока: создание условий для ознакомления с насекомыми, формирование умения видеть их многообразие и красоту.Задачи урокаДидактиче...
Технологическая карта урока по окружающему миру "Жизнь земноводных весной" (УМК "Начальная школа XXI века",1 класс)
Тип урока: урок «открытия» новых знанийЦель урока: создание условий для ознакомления с земноводными, формирование умения видеть их многообразие и понимать значение.Задачи урокаДи...