Технологическая карта урока математики "Деление с однозначным частным с остатком" (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс)
план-конспект урока по математике (3 класс)

Кладова Анна Михайловна

Цель урока: формирование у учащихся навыка выполнять и записывать в столбик деления с остатком для случая, когда частное является однозначным числом.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Формировать у учащихся приём устного вычисления;  
  2. Формировать умения выполнять деление с остатком, пользуясь алгоритмом.

Развивающие:

  1. Развивать словесно-логическое мышление при составлении алгоритма работы;
  2. Развивать наглядно-образное мышление при сравнении ответов;
  3. Развивать речь учащихся, через обогащения словарного запаса.

Воспитательные:

  1. Воспитывать взаимопомощь и умение слушать товарища;
  2. Прислушиваться к мнению другого человека и принимать точку зрения, отличную от собственной;
  3. Прививать интерес к предмету математика.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО МАТЕМАТИКИ

Дата: 28.09.21г.

Школа: МАОУ «СОШ № 104 г. Челябинска»

Класс: 4 «А»

Урок: 3

Время: 09:50 Кабинет: 209

Студент: Кладова Анна

Группа: 41

Учитель: Балдина Н.А.

Методист: Кузнецова Д.В.

Тема урока «Деление с однозначным частным с остатком»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование у учащихся навыка выполнять и записывать в столбик деления с остатком для случая, когда частное является однозначным числом.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Формировать у учащихся приём устного вычисления;  
  2. Формировать умения выполнять деление с остатком, пользуясь алгоритмом.

Развивающие:

  1. Развивать словесно-логическое мышление при составлении алгоритма работы;
  2. Развивать наглядно-образное мышление при сравнении ответов;
  3. Развивать речь учащихся, через обогащения словарного запаса.

Воспитательные:

  1. Воспитывать взаимопомощь и умение слушать товарища;
  2. Прислушиваться к мнению другого человека и принимать точку зрения, отличную от собственной;
  3. Прививать интерес к предмету математика.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА


Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося



Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на лчностно значимом  уровне

Словесный:

беседа, психологический настрой

Фронтальный

1. Проверяет готовность к уроку.

2. Создание эмоционального настроя.

-Здравствуйте, ребята! Я очень рада всех вас видеть, меня зовут, Анна Михайловна и сегодня я проведу у вас урок математики.

-А начать сегодняшний урок я хочу с высказывания знаменитого русского военачальника А.В. Суворова:

«Математика- гимнастика ума»

3. Побуждает к высказыванию своего мнения.

-Ребята, как вы понимаете его высказывание?

-Правильно, математика многое даёт для умственного развития человека- заставляет думать, помогает развивать память, правильно и последовательно рассуждать.

-Ребята, пожелайте, пожалуйста, друг другу успехов.

-Я тоже хочу вам пожелать успешно поработать сегодня на уроке.

 

1. Приветствуют учителя.

2. Слушают учителя.

3. Отвечают на вопросы.

-Решая математические примеры или задачи, мы   тренируем свой мозг.

Желают друг другу успехов и настраиваются на работу.

5. Настраиваются на работу.

Р: личностное включение в учебную деятельность

К: выражение своих мыслей

Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося

Презентация

Слайд

Высказывание

А.В. Суворова

Слайд

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Словесный: беседа

Практический: решение примера, Создание проблемной ситуации

Самостоятельная, фронтальная

1. Проводит повторение прошлой темы.

-Что   вы   изучали   на   прошлом   уроке?

2. Настраивает на работу.

-Сегодня вы продолжите работу над изучением деления многозначных чисел. Я желаю вам успеха! Что вам поможет его добиться?

-Как связаны между собой при делении с остатком делимое, делитель, частное и остаток.

3. Выдвигает проблемную ситуацию.

-Используя алгоритм деления с остатком, найдите за 1 минуту частное и остаток от деления чисел 2038 и 406.

-Что в задании нового?

-Какое частное должны получить?

-Выполните задание.

-Кто не выполнил задание? В чём у вас затруднение?

4. Организует проверку.

-Какие результаты получились?

-Кто может доказать, какой результат верный?

5. Подводит к выводу.

-Что будете делать?

1. Отвечают на вопросы.

-Деление   многозначных   чисел   с   однозначным частным.

-Дружная работа, внимательность.

-Делимое равно произведению делителя и частного плюс остаток.

-Делимое и делитель многозначные числа, а предыдущих примерах делитель однозначное число.

-Однозначное.

2. Решают пример.

3. Высказывают затруднения.

4.Называют решение.

-Разберёмся, почему так получилось.

П: Выделение известной информации и структурирование знаний

П: построение логической цепи рассуждений

Слайд

Слайд

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный: беседа

Исследовательский: создание «Лист достижений», план урока

Фронтальная

1.Организует поисковую работу учащихся (постановка темы, цели и плана работы)

-Сформулируйте тему урока.

-Хорошо, а какую цель мы с вами можем поставить?

2. Вовлекает учащихся в определении последовательности действий на уроке.

-Чтобы решить наше затруднение нам необходимо создать план, по которому мы с вами будем строить наш урок. В этом нам с вами могут помочь три П.

1. Повторить всё, что мы уже знаем.

2. Посмотреть в учебнике или обратиться к учителю.

3. Построить алгоритм.

3. Организует оценивание деятельности обучающихся по самооцениванию.

-А перед тем, как перейти к изучению темы, мы с вами создадим собственный «Лист достижений», в котором мы сможем увидеть и проанализировать свою работу. У вас на партах лежат листочки, на которых изображена таблица. После каждого, сделанного упражнения вам необходимо будет нарисовать ту эмоцию, которая соответствует успешности выполненного задания.

Давайте договоримся с критериями:

Радостная эмоция- справился с заданием;

Нейтральная -на половину справился с заданием;

Грустная- не справился с заданием.

В конце урока мы с вами подсчитаем полученный результат и определим, кто же отлично поработал на уроке.

1.Формулируют тему и цели урока.

-Деление многозначных чисел с остатком.

-Научиться выполнять деление многозначных чисел с остатком.

2. Составляют план урока.

2. Знакомятся с «Листом достижений»

К: выражение своих мыслей

Л: проявление активности в общей работе

Слайд

Слайд

«Лист достижений»

Слайд

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Словесный: беседа

Практический: решение примера частично-поисковый, составление алгоритма

Фронтальная

1. Обсуждает способы решения проблемы.

2. Организует составления алгоритма.

– Уточните задание, которое вы выполняли?

 

- Где у вас возникло затруднение?

- Почему не смогли выполнить задание (или его обосновать)?

3. Подводит к выводу

– Значит, какую цель вам надо перед собой поставить?

4. Проводит параллель с раннее изученным.

- Какие знания вы будете использовать при построении алгоритма?

-По какому плану будете действовать?

– Какой алгоритм мы возьмем за основу?

5. Организует решение примера.

– Вы знаете, что частное – однозначное число. Какой будет первый шаг?

1. Отвечают на вопросы.

-Делили с остатком многозначные числа с однозначным частным.

-При выполнении деления, при обосновании своих результатов.

-У нас нет алгоритма деления многозначных чисел с остатком.

2. Ставят цель.

-Нам надо построить алгоритм деления многозначных чисел с остатком, когда частное является однозначным числом.

-Алгоритм деления многозначных чисел с однозначным частным, алгоритм деления с остатком.

-Соединим алгоритм деления с однозначным частным и алгоритм деления с остатком, сформулируем новый алгоритм.

-Алгоритм деления многозначных чисел с однозначным частным.

-Сначала надо сделать прикидку и найти возможное частное.

П: проводить анализ, синтез, сравнение; извлечение необходимой информации

К:инициативность в общем поиске нового знания;

Р:саморегуляция собственной практической работы, контроль её результатов;

Слайд

Слайд

.

 

– Итак, первый шаг – прикидка и нахождение возможного частного. Выполните.

– Каким будет следующий шаг?

– Назовите следующий шаг в этом алгоритме.

– Что надо сделать дальше?

– Сравните новое произведение и делимое.

– Позволяет ли этот шаг алгоритма получить ответ?

– Значит, что следует сделать вместо этого шага?

– Какими в нашем случае будут кратное k и остаток r?

3. Решают пример и составляют алгоритм.

-2038 : 406 ≈ 2000 : 400 = 5. Возможное частное равно 5.

-Умножить возможное частное на делитель. Действие: 406 * 5 = 2030.

-Сравнить произведение и делимое. Действие: 2030 < 2038.

-Подобрать новое возможное частное. В данном случае произведение меньше делимого, поэтому возможное частное следует увеличить: 406 * 6 = 2436.

-2436 > 2038. Произведение не равно делимому. Получается, что 2030 < 2038 < 2436.

-Нет, так как нельзя подобрать точного значения частного.

-Деление с остатком.

-k = 2030, r = 2038 – 2030 = 8.

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

П:структурирование знания;

К:инициативность в общем поиске нового знания;

Слайд

Алгоритм работы

Слайд

– Значит, какой шаг надо добавить?

– Остаток нашли. Какой будет следующий шаг?

– Каким блоком в алгоритме обозначается вопрос?

– Из ромба выходят две стрелки – «да» и «нет». Что они означают в данном случае?

– Как продолжается алгоритм, если остаток меньше делителя?

– А что же делать, если «нет»?

– Каким должно быть следующее действие?

– Как это изображается на алгоритме?

– До каких же пор будем подбирать?

– Как рассуждения записать короче?

– А как проверить, правильный ли ответ при делении чисел с остатком вы получили?

– Удалось ли вам реализовать поставленную цель?

-Надо найти остаток, для этого из 2038 надо вычесть 2030. Остаток равен 8.

-Надо сравнить остаток с делителем и узнать, остаток меньше делителя или нет.

-Ромбом.

-Если остаток меньше делителя, выполняется действие по стрелке «да», если остаток больше или равен делителю – по стрелке «нет».

-Записывается ответ, так как в этом случае получается искомое частное и остаток:

2038 : 406 = 5 (ост. 8)

-Надо подобрать другое неполное частное, увеличив или уменьшив прежнее на 1.

-Умножение на делитель нового неполного частного.

-Стрелкой к блоку умножения.

-Пока не получим остаток меньше делителя.

-Записать решение в столбик.

-По формуле деления с остатком:

 406 × 5 + 8 = 2038 –верно.

-Да. Мы построили новый алгоритм.

– Уточните его название.

– Можем ли вы сказать, что научились выполнять это деление?

– Почему?

-Алгоритм деления с остатком многозначных чисел с однозначным частным.

-Нет.

-Надо еще потренироваться.

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Словесный: беседа

Практический: решение пример

Парная, фронтальная

1. Объясняет задание.

-Ребята, сейчас я попрошу выйти к доске двух учащихся. Один будет решать первый пример, пользуясь алгоритмом, а другой ученик будет решать первый пример столбиком.

-Прочитайте, что вам нужно сделать?

-А остальные решают у себя в тетрадях двумя способами.

-Ребята, сейчас я предлагаю поработать в парах, на экране представлены примеры.

-Я попрошу вас решить второй пример, проговаривай алгоритм и выполняя деление в столбик. На работу вам даётся 3 минуты. Можете приступать к выполнению задания.

2. Осуществляет контроль.

-Ребята, время вышло, давайте проверим, какие ответы у вас получились.

2. Обеспечивает мотивацию.

-Оцените свою работу в «Листе достижений».

1. Слушают задание.

2. Отвечают на вопросы.

-Выполнить деление с остатком и сделать проверку.

3.Решают примеры.

4. Проверяют работы.

5. Оценивают свою работу в «Листе достижений»

К: умение работать в парах

Р: принятие учебной задачи к исполнению;

Р: контроль; исправление ошибок; фиксация затруднений

Слайд

«Лист достижений»

Слайд

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Словесный: беседа

Практический: выполняют задание

Самостоятельная, фронтальная

1. Объясняет задание.

-Ребята, сейчас я предлагаю вам поработать самостоятельно. Откройте свои рабочие тетради на странице 34, упражнение номер 2.

-Прочитайте, что вам нужно сделать?

-Хорошо, решите примеры, опираясь на алгоритм. На задание вам даётся 3 минуты, можете приступать к выполнению задания.

2. Организует оценивание деятельности обучающихся по самооцениванию.

-Ребята, обменяйтесь, пожалуйста, своими рабочими тетрадями и проверьте, как ваш сосед выполнил задание, на экране представлен эталон.

3. Обеспечивает мотивацию.

-Оцените, пожалуйста, в «Листе достижений», как вы справились с эти заданием.

4. Осуществляет контроль.

-Поднимите руку, у кого есть ошибки? В чем причина затруднений?

-Вы молодцы, что нашли у себя ошибки и определили их причину.

-У кого нет ошибок, сделайте вывод.

1. Слушают задание.

-Выполнить деление с остатком.

2. Выполняют деление с остатком.

3. Оценивают свою работу в «Листе достижений»

-Ошибка в вычислениях, не проверено условие того, что остаток меньше делителя.

 -Мы умеем выполнять деление с остатком.

Л: проявление понимания цели задания и выбор способов  выполнения;

Р: саморегуляция и планирование времени, соблюдение  общего  темпа

Р: контроль; исправление ошибок; фиксация затруднений

Рабочая тетрадь стр. 34, упр. 2.

Слайд

«Лист достижений»

Слайд

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Словесный: беседа

Практический: решают примеры, уравнения

Фронтальная, самостоятельная

1. Проводит работу с изученным материалом.

-Ребята, из данных примеров выберите и решите по выбору любой один пример, для которого применим алгоритм, построенный на сегодняшнем уроке.

Примеры:

879 : 125 =           867 : 216 =

875 : 125 =           864 : 216 =

2. Подводит к выводу.

-Что интересного вы заметили?

-Значит, как его можно назвать?

-Что обязательно рассматривается при выполнении деления с остатком?

-Какое условие должно выполняться?

-Где ещё используются знаки неравенства?

3. Объясняет задание.

-Ребята, сейчас я предлагаю вам поработать самостоятельно. Откройте свои рабочие тетради на странице 35, упражнение номер 4.

-Прочитайте, что вам нужно сделать?

-Хорошо, выберете одно неравенство и выполните указанное задание. На работу вам даётся 3 минуты, можете приступать к выполнению задания.

4. Организует оценивание деятельности обучающихся по самооцениванию.

-На экране представлен эталон, проверьте, пожалуйста, как вы справились с заданием.

5.Обеспечивает мотивацию.

-Оцените, пожалуйста, в «Листе достижений», выполненное задание.

 

1. Слушают новое задание.

Решение:

879 : 125 = 7 (ост. 4)

867 : 216 = 4 (ост. 3)

875 : 125 = 7 (ост. 0)

864 : 216 = 4 (ост. 0)

2. Делают вывод.

-Построенный алгоритм позволяет выполнять как деление с остатком, так и деление нацело.

-Общий алгоритм деления многозначных чисел с однозначным частным.

-Остаток сравнивается с делителем.

-Остаток меньше делителя.

-В неравенствах.

4. Слушают задание.

-Какие из чисел 7, 25, 124, 0 являются решением данных неравенств?

5. Оценивают работу в «Листе достижений»

П: обобщение и структурирование знаний в речи

Р: саморегуляция и планирование времени, соблюдение  общего темпа

К:инициативность в общем поиске нового знания;

Р: контроль; исправление ошибок; фиксация затруднений

Учебник стр. 35, упр. 4.

Слайд

Слайд

«Лист достижений»

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесный: беседа, анализ работы

Наглядный: презентация, «Лист достижения»

Фронтальная

1. Подведение итогов.

-Ребята, вспомните, какую тему мы сегодня с вами проходили?

-Какую цель мы сегодня с вами ставили?

 

-Достигли ли мы цели, которую ставили в начале урока?

-Все ли пункты плана мы с вами реализовали?

2.Организовывает оценивание деятельности учащихся на уроке.

-А сейчас пришло время подсчитать ваши смайлики, встаньте те, у кого получилось  больше радостных смайликов?

-Значит, вы отлично поработали и хорошо усвоили новый материал.

-Встаньте те, у кого получилось больше нейтральных смайликов.

-Вы также хорошо поработали на уроке, но нужно немного постараться, чтобы на следующем уроке получить больше радостных смайликов.

-Встаньте те, у кого получилось больше грустных смайликов.

-Вам нужно на следующих уроках быть внимательнее и стараться больше запомнить и усвоить.

3. Прощается с учащимися.

-Вы все сегодня очень хорошо поработали, спасибо большое всем за вашу активность и трудолюбие. До свидания!

1. Отвечают на вопросы.

2.Вспоминают тему  урока.

3.Определяют, достигнут ли план урока.

- Деление   многозначных   чисел   с   однозначным частным.

- Научиться выполнять деление многозначных чисел с остатком.

-Да.

-Да.

4. Анализируют свою деятельность.

5. Прощаются с учителем.

Р: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознании качества и уровня усвоения

К: умение полно и точно выражать своё мнение

Слайд

Слайд

«Лист достижений»

Слайд


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по математике"Вычитание из круглого числа" (УМК "Начальная школа XXI века,2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: создание условий для формирования умения вычитать из круглого числа. Задачи урока Дидактические:1. Повторить понятие «к...

Технологическая карта урока математики "Уравнение с неизвестным целым" (УМК "Перспективная начальная школа", 1 класс)

Цель урока: формирование у учащихся навыка решения уравнений с неизвестным уменьшаемым, применяя правило нахождения неизвестного целого по известным частям.Задачи урокаДидактические:Формировать у учащ...

Технологическая карта урока литературного чтения "А. Пушкин "Цветок"" (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс, Н.А. Чуракова)

Тип урока: «открытия» нового знания. Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе знакомства со стихотворением А. Пушкина «Цветок». Задач...

Технологическая карта урока математики "Задачи с избыточными данными" (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс, А.Л. Чекин)

Тип урока: «открытия» нового знания. Цель урока: формировать у обучающихся знания о задачах с избыточными данными и умения решать их. Задачи урока:Дидактические:1. Вспо...

Технологическая карта урока по окружающему миру "Какое бывает настроение?" (УМК "Начальная школа XXI века",1 класс)

Тип урока: урок «открытия» новых знанийЦель урока: способствовать развитию эмоциональной сферы ребёнка; формирование умения обращать внимание на эмоциональное состояние человека и его изме...

Технологическая карта урока по окружающему миру "Жизнь насекомых весной" (УМК "Начальная школа XXI века",1 класс)

Тип урока: урок «открытия» новых знанийЦель урока: создание условий для ознакомления с насекомыми, формирование умения видеть их многообразие и красоту.Задачи урокаДидактиче...

Технологическая карта урока по окружающему миру "Жизнь земноводных весной" (УМК "Начальная школа XXI века",1 класс)

Тип урока: урок «открытия» новых знанийЦель урока: создание условий для ознакомления с земноводными, формирование умения видеть их многообразие и понимать значение.Задачи урокаДи...