"Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность. Использование этих терминов при чтении записей"
план-конспект урока по математике (1 класс)

Тришина Оксана Павловна

Технологическая карта урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учебный предмет: математика

Класс: 1

УМК: Образовательная система «Школа России»

Тема урока

"Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность. Использование этих терминов при чтении записей" 

Педагогическая цель

Познакомиться с названиями чисел при вычитании (уменьшаемое, вычитаемое, разность), использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств, закреплять навыки письменного сложения; развивать внимание и логическое мышление, создать условия для ознакомления с названиями чисел при вычитании; развития умения решать задачи и выражения, навыков устного счёта.

Тип урока

Усвоения и первичного закрепления новых знаний. Формирование ОУУН. ( Усвоения и первичного закрепления н/з)

Планируемые результаты (предметные)

Научится использовать математическую терминологию при составлении, чтении и записи математических равенств на вычитание;

 выполнять устно и письменно арифметические действия с числами (сложение и вычитание в пределах 10).

Личностные результаты

Принятие образа «хорошего ученика», развитие интереса к математике.

Контролировать и оценивать свою работу и её результат. Учиться проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Метапредметные:

Регулятивные УУД - учиться определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; проговаривать последовательность действий на уроке; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; проверять и оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;  вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Познавательные УУД - уметь ориентироваться в своей системе знаний;  отличать новое от уже известного с помощью учителя;   добывать новые знания;  находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;  выделять существенную информацию из сообщений разных видов; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;  устанавливать аналогии; уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Коммуникативные УУД - слушать и слышать речь учителя; слушать ответы одноклассников, дополнять и уточнять их; совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

Основные понятия и термины

Вычитание, уменьшаемое, вычитаемое, разность.

Методы и формы обучения

Формы: индивидуальная, фронтальная; Методы: словесный, наглядный, практический.

Педагогические  технологии:

- Технология деятельностного метода

 - личностно – ориентированного обучения;

 - объяснительно – иллюстративного обучения;

 - словесной продуктивной и творческой деятельности;  

 - педагогика сотрудничества (учебный диалог)

 -информационно-коммуникативные (ИКТ).

 - здоровье сберегающие ( физминутка)

Оборудование учителя:

Презентация (ИКТ), стакан с водой, деревянное яйцо, 2 резиновых шарика, листы бумаги, разноуровневые карточки, карточки со словами “уменьшаемое”, “вычитаемое”, “разность”, “ прибавить”, “увеличить”, “плюс”, “сумма”, “вычесть”, “уменьшить”, “минус”, “разность”,

Оборудования для  учеников

Разрезные цифры

Образовательные ресурсы

Учебник «Математика» 1 класс 2 часть М.И.Моро, М.А.Бантова, м/м презентация, карточки с названиями чисел при вычитании.

Технологическая карта изучения темы «Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность.

Использование этих терминов при чтении записей»

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

формирующиеся на данном этапе

I. Мотивация к учебной деятельности (3 мин)

Цели: 

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

- установить тематические рамки;

Добрый день, уважаемые гости и ребята!

Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
Мы сегодня не одни,
Гости на урок пришли.
Повернитесь поскорей,
Поприветствуйте гостей!
Мы рады, что на нашем уроке присутствую гости. Ведь недаром народная мудрость гласит:
«Гости в доме – хозяевам радость!»

Мы гостей сегодня ждали

И с волнением встречали:

Хорошо ли мы умеем

И писать и отвечать?

Не судите очень строго,

Ведь учились мы немного.

Садитесь поудобнее начинаем свой урок математики.

 Мы гостей сегодня ждали

И с волнением встречали:

Хорошо ли мы умеем

И писать и отвечать?

Не судите очень строго,

Ведь учились мы немного.

Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).

Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

II. Организация познавательной деятельности учащихся.

- Ребята, вы обратили внимание на предметы, которые я принесла на урок (учитель демонстрирует детям стакан с водой, деревянное яйцо, 2 резиновых шарика, марганцовку, листы бумаги). Сейчас мы проделаем с вами небольшие опыты.

Опыт 1:

- Опустим один шарик в стакан с водой. – Что произошло с шариком? (Он утонул).

Опыт 2:

- Опустим другой шарик в стакан в водой. Что произошло с ним? (Он плавает, не тонет).

- Почему же один шарик тонет, а другой нет?

- Как вы думаете, деревянное яйцо утонет? (Ответы детей). – Проверим (опускается деревянное яйцо в стакан с водой. Оно плавает).

- Объяснение этому явлению более двух тысяч лет назад дал древнегреческий учёный, математик и химик Архимед. Существует придание, что идея открытия этого закона посетила Архимеда тогда, когда он принимал ванну. С возгласом “ЭВРИКА!”, то есть “ОТКРЫЛ”, он выскочил из ванны и побежал записывать пришедшую к нему научную истину.

- Проделаем ещё один опыт: бросим листок бумаги и посмотрим, как он падает, а теперь этот лист сомнём и опять бросим. Как теперь падал лист бумаги? (Быстрей).

- Почему так происходит?

- Это явление объяснил и доказал великий английский математик, физик и астроном Исаак Ньютон более трёх столетий назад. Он открыл закон всемирного тяготения, который объясняет не только наш опыт, но и движение планет вокруг Солнца и Луны вокруг Земли. Ньютон также объяснил принцип распространения звука: почему меня слышат не только те, кто сидят на первой парте, но и те, кто сидит сзади.

Все свои открытия великие учёные смогли сделать в результате наблюдений и опытов, приложив много труда. В старших классах вы подробно изучите эти открытия. Но великие учёные тоже когда-то были детьми.

Я думаю, что мы с вами тоже можем попробовать сделать открытие. Хотите?

А как вы думаете, что для этого нам нужно?

Вот правила для дружной работы

- Представьте себе, что мы с вами в научной лаборатории. Но прежде, чем заняться исследованиями, нам необходимо вспомнить всё, что мы знаем, провести разминку

 

Быть внимательными, помогать друг другу,  уважать мнение товарища,  сообща устанавливать, находить и делать выводы, вступать в диалог

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД).

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

III. Актуализация знаний.

1. Устный счёт.

а) Фронтальная работа.

Учитель читает задание, дети поднимают карточку с нужной цифрой.

  • На сколько 7 больше 4?
  • Какое число следует за числом 8?
  • 10 уменьшить на 4.
  • Первое слагаемое 2, второе слагаемое 7, найдите сумму.
  • Какое число предшествует числу3?
  • 2 увеличить на 5.
  • 10 – это 2 и сколько?

б) Задачи в стихах.

Ёжик по грибы пошёл,
Восемь рыжиков нашёл,
Шесть грибов – в корзинку,
Остальные – на спинку.
- Сколько рыжиков везёшь
На своих иголках, ёж? (2)

В кружку сорвала Мария
Девять ягодок малины.
Пять дала своей подружке.
Сколько ягод стало в кружке? (4)

Дружно муравьи живут
И без дела не снуют.
Два несут травинку,
Два несут былинку,
Два несут иголки.
Сколько их под ёлкой? (6)

Проверка работы учеников (обмен тетрадями)

- Сверьте свои записи с записями на доске (на доске образец чистописания – цифры 2, 4, 6 ).

в) - Внимательно посмотрите на данный числовой ряд. Каким числом его можно продолжить? Какое число запишем следующим? (учитель продолжает ряд до 10). Назовите следующее число (дети устно называют числа, которые больше 10).

- Что общего у всех чисел? (Они чётные).

- Чем они отличаются? (Обозначают разное количество, записываются разными цифрами).

- Можно ли продолжить этот числовой ряд влево? (Да)

- Какую цифру запишем перед 2? (Цифру 0. Учитель записывает на доске).

- Найдите лишнее число. Докажите свою правоту. (Дети аргументируют свои ответы).

2.Каллиграфическая минутка (самостоятельная работа)

- Откройте свои рабочие тетради. Запишите дату.

- Посмотрите на образец и правильно напишите цифры, продолжая свой числовой ряд в правую и в левую стороны. (Образец написания цифр – на доске).

3. Работа с математическим набором.

- Ребята, вы прописали красивые цифры. А для чего нам нужны цифры? (Для записи чисел, примеров).

- А зачем нам числа? (Чтобы считать)

- Тогда сосчитайте, сколько красных кругов? (2)

- Сколько синих кругов? (4)

- Сколько всего кругов? (6)

- Как записать это математическим языком? (2+4=6 – запись появляется на доске)

- Почему записали пример на сложение? (Чтобы узнать, сколько всего, надо объединить части).

- Прочитайте пример разными способами.

По ходу чтения примера  2 + 4 = 6 разными способами, рядом с примером появляются таблички:

1. прибавить   2. Увеличить     3. Плюс   4. слагаемые, сумма

5. сумма

- Молодцы, все четыре способа назвали. Пример вам за это благодарен и сам доволен, посмотрите, как он улыбается. (Слева от табличек крепится улыбающееся лицо).

- Какой ещё пример на сложение можно составить с этими слагаемыми и суммой?

(Под примером появляется второй пример: 4 + 2 = 6).

- Какое свойство использовали для его составления? (Переместительное).

- Составьте пример на вычитание с этими числами. ( 6 – 4 = 2 или 6 – 2 = 4).

- Каким правилом воспользовались при составлении примера на вычитание? (Если из суммы вычесть одно слагаемое, то получится другое слагаемое).

- Прочитайте пример разными способами.

По ходу чтения примера, рядом с ним появляются таблички:

1. отнять    2. Уменьшить      3. минус

Проверка работы учеников (обмен тетрадями)

(Дети аргументируют свои ответы).

- Развивать умения извлекать информацию из текстов.

- Обработка информации

- На основе анализа делать выводы.

(Познавательные УУД)

-Уважительное отношение к иному мнению. (Личностные УУД)

азвиваем умение слушать и понимать других.

- Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

- Оформлять свои мысли в устной форме. (Коммуникативные УУД)

IV. Постановка проблемы.

- Ребята, вы прочитали разными способами пример на вычитание, но он почему-то не доволен, обижен. (Справа от табличек – грустное лицо). Как вы думаете, в чём причина?

- Конечно, в записи вычитания каждое число тоже должно иметь своё имя и сегодня мы их определим?.

Возникшая проблемная ситуация мотивирует постановку ЦЕЛИ урока: установить название компонентов при вычитании.

- Для чего это нужно?

Учитель обобщает их ответы: для чтения записей. Поэтому тему урока  можно сформулировать так: “Название компонентов действия вычитания и использование этих терминов для чтения записей”.

Учащиеся устанавливают, что пример на сложение можно прочитать четырьмя способами, а на вычитание – только тремя. Нужно найти ещё один способ.

(Дети высказывают свои предположения.)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь работать по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД).

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).

V. “Открытие” детьми нового знания.

- Мне кажется, что примеру повезло, ведь он попал в лабораторию к исследователям, кто как не мы ему сможем помочь в беде.

- Начнём своё исследование.

- Для начала вспомните, что значит “вычесть”? (Взять, отложить, убрать…)

- Что обозначает первое число? (Сколько было вначале).

- Что показывает второе число? (Сколько взяли).

- А третье число? (Сколько осталось).

- Какое число из трёх самое большое? (Первое).

- Как вы думаете, почему? (Дети выясняют, что это целое, из которого можно взять часть).

- Что происходит с первым самым большим числом при вычитании? (Оно уменьшается).

Учитель обращает внимание на звучание слова “уменьшается”.

- То как может называться это число? (Выясняется, что УМЕНЬШАЕМОЕ).

- Что происходит со вторым числом? (Его вычитают).

- Значит, как его называют? (По аналогии выясняется, что ВЫЧИТАЕМОЕ).

- А третье число (сообщает учитель) показывает разницу между первым числом и вторым.

- На сколько 6 больше 4? (На 2).

- Вопрос “на сколько” задают при сравнении, чтобы найти разницу.

- Как же называется третье число? (Выясняется, что это РАЗНОСТЬ).

В ходе “открытия” нового знания на доске появляются подписи чисел: “уменьшаемое”, “вычитаемое”, “разность”.

- Если результат вычитания называется “разность”, то пример на вычитание можно назвать так же? Почему? (Да. Между ними стоит знак “=”).

Возле примера появляется табличка : 4 “разность” и вместо грустного лица – весёлое.

Проблема разрешена.

- Ребята, посмотрите, наше исследование прошло успешно, пример на вычитание тоже улыбается. Все его числа получили имена.

- А какой ещё пример на вычитание можно составить с этими числами? (ниже записывается второй пример на вычитание).

В результате этой работы на доске образовалась запись: http://cs9279.userapi.com/u37412878/-6/x_151db74d.jpg

http://festival.1september.ru/articles/413362/img3.gif

азвиваем умение слушать и понимать других.

-Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

-Оформлять свои мысли в устной форме. (Коммуникативные УУД).

- Развивать умения извлекать информацию из математического текста..

-На основе анализа делать выводы.

(Познавательные УУД)

VI. Динамическая пауза.

Первоклашки дружно встали,
И зверятами все стали.
Потоптались как слонята,
Повертелись как лисята,
Поскакали как зайчата.
Как жирафы потянулись,
И друг другу улыбнулись.
Вперевалочку, как мышки
Дружно сели все за книжки.

Выполнение упражнений по слайдам презентации

Умение применять правила охраны

своего здоровья (Личностные УУД).

VII. Первичное закрепление.

Цель:

- организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

1. Работа с учебником.

- Давайте сверим своё открытие с учебником. Откройте с. 27. Прочитайте шёпотом выделенные слова вверху. Рассмотрите рисунок.

- Каких птиц видите на рисунке? ( Снегирей)

- Сколько было снегирей? (5).

- Сколько улетело? (2).

- Сколько осталось? (3).

- Какой пример составили по рисунку? (5 – 2=3).

- Как называется число 5? (Уменьшаемое).

- Как называется число 2? (Вычитаемое).

- Как называется число 3? (Разность).

- Как теперь можно прочитать пример на вычитание? (Разность чисел 5 и 2 равна3).

2. № 1. Записать разность и вычислить её.

- Прочитайте задание и приготовьтесь записать его в тетради.

- Кто хочет записать разность на доске? (Один ученик записывает на доске, а остальные – в рабочих тетрадях: уменьшаемое рвано 9, вычитаемое – 4. Чему равна разность?).

- Правильно выполнено задание? (Дети проверяют запись на доске).

Учитель просит прочитать запись, пользуясь новыми терминами:

- Прочитайте пример новым способом.

3. (На полях) Какую фигуру вырезали ? (3) Почему? ( её перевернули внизу 3 клетки, вверху 2 клетки)

3.    Игра в слова

Операция вычитания производится не над совокупностями предметов, а над совокупностями букв – “ словами”.

- Из некоторых слов с помощью вычитания получили новые слова. Составьте и решите соответствующие примеры:

http://festival.1september.ru/articles/413362/img4.gif

Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Оценивание  значимости

добываемых знаний. (Личностные УУД)

Проявление  самостоятельности

и инициативы в разных видах деятельности. (Регулятивные УУД).

Извлечение  необходимой

информации из прослушанного,

понимание и  адекватная оценка

прослушанной  информации (Познавательные УУД)

Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Цели:

- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

- организовать самопроверку, самооценку;

- организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

4 . Самостоятельная работа с взаимопроверкой  в классе.

У каждого в конверте на столе лежит конверт в нём задание, которое записано в таблице.  Посмотрите и решить, записав  в третью колонку (разность) ответ.

Разрезные карточки «Уменьшаемое, вычитаемое, разность»

- Что известно?    (Уменьшаемое, вычитаемое.)

-Что надо найти? ( Разность.)

-Как находим разность чисел?  ( Действием вычитания)

Каждого на столе лежат  по  2 карточки, выберите ту какую считаете сможете выполнить (синяя могут решать все, а зелёная карточка с повышенным уровнем.)

Проверка работы.

Уметь выполнять работу по предложенному плану (Регулятивные УУД).

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

VIII. Рефлексия учебной деятельности.

(3 мин)

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

  1. Итог урока.

- Какую цель ставили? Достигли цели?

- Какая тема урока была?

  • -О чем говорили на уроке?
  • -Чему научились?
  1. Рефлексия.

- У вас на столах лежат листы со смайликами. Почемучка просит с их помощью оценить вашу работу сегодня на уроке.

  - кто все понял, в посторонней помощи не нуждается

- понял, но еще нуждается в посторонней помощи.

- Подойдите к доске и приклейте смайлик.

С помощью учителя проговаривают название следующего этапа.

Отвечают на вопросы учителя.

По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

Список использованной литературы:

1.Математика Автор: Моро Мария ИгнатьевнаВолкова Светлана Ивановна. Учебник. 1 класс. В 2-х частях.

2. Электронное приложение к учебнику «Математика», 1 класс, авт. Моро М. И.

3.Волина В.В. Праздник чисел. М.: Педагогика, 2005г.

4.Ситникова Т. Н., Яценко И. Ф. Поурочные разработки по математике. 1 класс. К учебнику Моро М. И. и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики по теме: "Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность. Использование этих терминов при чтении записей"

Знакомство в 1 классе с названиями компонентов при вычитании, чтение выражения, используя эти термины....

Урок математики по теме: "Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность. Использование этих терминов при чтении записей"

Цели урока: Познакомится с названиями компонентов при вычитании, читать выражения, используя эти термины.Личностные УУД.Способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.Рег...

Урок математики в 1 классе по теме: "Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность. Использование этих терминов при чтении записей".

Планируемые результаты:Предметные:учащиеся научатся использовать математическую терминолугию при составлении, чтении и записи математических равенств на вычитаниие,  выполнять устно и письменно а...

Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность. Использование этих терминов при чтении записей.

Планируемые результаты:Метапредметные: понимать и принимать учебную задачу, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; планировать деятельность на уроке под руководством учителя; вк...

Слагаемые. Сумма. Использование этих терминов при чтении записей.

Цель урока: знакомство с терминами «слагаемое», «сумма»; использование этих терминов при чтении записей.Задачи урока:Познакомить с терминами «слагаемое», «сум...

Технологическая карта урока математики в 1 кл( с использованием приемов ТРКМ). Тема "Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность"

Технологическая карта урока математики во 1 классе по теме «Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность». Тип урока: изучение нового материала с  использованием приемов технологии развития...

Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность. Использование этих терминов при чтении записей. Урок математики 1 класс.

Технологическая карта и презентация урока математики в 1 классе по теме "Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность. Использование этих терминов при чтении записей." Урок - открытие новых знаний....