I.Организационный момент
| Приветствие учащихся и гостей, проверка готовности к уроку. - Ребята, какая сегодня дата? (23 декабря) А вы знаете, что 23 декабря 1947 года принят указ об объявлении 1 января нерабочим днем. С этого дня Новый год окончательно стал тем праздником, которому народные традиции придали ни с чем не сравнимое очарование и особый смысл. - 23 декабря. - Дайте характеристику числа 23. (двузначное, в нём 2 десятка и 3 единицы, у него есть соседи, …) - Перед вами– ребус. Отгадайте зашифрованное слово. (четверг)- сегодня день недели- четверг. Как это слово связано с нашим уроком.(сегодня четверг) - Откройте тетради, запишите число и классная работа.
| Демонстрируют готовность к уроку, слушают учителя, выполняют задание.
|
Регулятивные: контролируют свою деятельность, оценивают ее, при необходимости вносят поправки. Познавательные: выделяют необходимую информацию. Коммуникативные: умеют слушать, слышать, полно и четко выражать свои мысли. (Личностные УУД: заинтересовать учащихся в улучшении способов написания отдельных цифр и чисел. Регулятивные УУД: проведение учащимися самоконтроля и самооценки.) |
|
II.Актуализация знаний. Устный счёт.
| 1. Предлагаю вам провести небольшое соревнование: нужно найти значения выражений, записанных на листе, выполнив вычисления и записав свой результат, быстро передать листок «по цепочке». Закончив свой этап работы, внимательно посмотрите на экран: - Устный счёт (3 группы) по 3 выр-я – наблюдение за взаимосвязью компонентов и результатов…по цепочке
7+5 9+6 15-6 8+5 9+5 15-7 9+5 9+4 15-8 - Что интересного увидели в выражениях первой группы? (изменялось – увеличивалось 1 слагаемое, что должно произойти с результатом?) Назовите следующее выражение, которое могло быть записанным в этом столбике.
- Что интересного увидели в выражениях второй группы? (уменьшалось второе слагаемое – вывод: сумма должна тоже уменьшиться)
- Что интересного увидели в выражениях третьей группы? (вычитаемое увеличивалось, значит, значение разности должно уменьшиться, потому что «чем больше берём, тем меньше остаётся»)
Эксперты сверяют результаты своей группы с ответами на экране. Отчёт: моя группа справилась с заданием…. 2. Вставьте вместо звездочек нужный знак, чтобы равенство было верным. 7 * 8 * 6 = 9 8 * 5 * 4 = 7 12 * 6 * 5 = 11 4 * 3 * 2 = 5 10 * 7 * 5 = 8 3. Выпишите двузначные числа в порядке возрастания. (один ребенок у доски выбирает карточки с числами. Если задание выполнено верно получится слово. -Что вы знаете про букву? -Где можем найти нужную букву? Какие алфавиты знаете? -Все эти знания пригодятся нам сегодня на уроке. 4. 13+21= 13+22= 13+23= 13+24= Что записано? (числ. выражения) Дайте определение числового выражения – математическая запись, состоящая из чисел, знаков арифметических действий и (иногда) скобок - Сколько таких выражений с постепенным увеличением второго слагаемого мы можем составить? (очень много) А сколько времени нам для этого потребуется? (предполагаемый ответ – много) Это удобно? (предполагаемый ответ-нет) - Что нам нужно сделать? (найти более удобный короткий способ записи выражений, в котором меняет значение один из компонентов) У вас на парте лежит полоска бумаги - ПОПРОБУЙТЕ С СОСЕДОМ по парте ПРИДУМАТЬ КАКОЕ-ТО СВОЁ ОБОЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ЭТОГО ИЗМЕНЯЮЩЕГОСЯ ЧИСЛА, запишите получившееся выражение (на доске ребята выставляют получившиеся модели (чем больше – тем интереснее) Посмотрите, сколько разных обозначений для числа, которое меняется, вы предложили. Это и…., и…, и… Молодцы! |
|
| Дети обсуждают решение в парах.
Слушают учителя; считают устно, выполняя арифметические действия сложения и вычитания. Последнее вызывает затруднения.
Читают выражение и его значение по цепочке, используя математическую терминологию
| Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют контроль своей деятельности, при необходимости корректируют собственную деятельность и деятельность одноклассников. Познавательные: владеют математическими терминами: прибавить, вычесть, уменьшить , увеличить; владеют навыками сложения и вычитания в пределах 100. Коммуникативные: умеют слушать и слышать, обосновывать свою точку зрения. Личностные: имеют мотивацию у учебной деятельности; стремятся развивать наблюдательность, логическое мышление |
III. Самоопре -деление к деятельности. | Но у нас получилось много вариантов решения поставленной задачи. Как быть? (предполагаемый ответ – выбрать ОДИН способ записи) У нас урок математики, и, наверное, не совсем правильным было бы использование в записи…, (если предложены звёздочки, цветочки, сердечки….), поэтому математики договорились, что число, которое в выражении будет изменяться, будут обозначать строчной буквой латинского алфавита Латинский алфавит произошел от одного из вариантов западного греческого алфавита и стал самостоятельным в VII веке до нашей эры. В настоящее время латинский алфавит знаком всем людям на земле. Он изучается на уроках математики, физики, химии.
Запишите это выражение с латинской буквой а. 13 + а Прочитаем полученное выражение. Чтение. – Как можно назвать выражение, в котором вместо числа пишем букву? (Буквенное выражение) – Почему? (При записи вместо цифры используем букву). – Какова же тема нашего урока? (Буквенные выражения) (Открываю тему на доске) -Мы будем учиться читать, записывать и находить значения буквенных выражений. -Давайте проверим, совпадает наш вывод с выводом в учебнике? (читаем вывод на стр. 76) | Ответы обучающихся
Вступают в диалог с учителем и одноклассниками. выделяют и осознают то, что предстоит усвоить.
| Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют контроль своей деятельности. Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации для решения поставленной задачи; формулируют познавательную цель; строят речевое высказывание в устной форме. Коммуникативные: умеют слушать и слышать; доносить свои мысли до всех участников образовательного процесса. Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изученному предмету |
IV. Открытие новых знаний | Прочитайте тему и задачи урока на с. 76 учебника. - Рассмотрите рисунок на с. 76. Какое выражение стоит на пеньке? (2+…). - Подставьте в окошко число, которое держит ёжик. Прочитайте выражение и вычислите его значение. (2+5=7) - Какое выражение получится, если подставим число, которое держит зайчик? (числовое) - Лиса? - Белочка? - Что можно сказать о выражении с окошком? (на место окошка можно подставить любое число и вычислить значение выражения). | Учащиеся подставляют числа и вычисляют значения выражений. |
VI.Первичное закрепление знаний. Рабо та с учебни ком. | - Откройте учебник на с. 76, №1. Выполняем письменно. Коллективное выполнение по цепочке. - Почему в последнее выражение нельзя подставить числа 7, 8, 9? (они больше 6, вычитать нельзя). - Прочитайте текст рядом с красной чертой. - Чем в математике заполняют окошки? (маленькими латинскими буквами). - Учитель записывает на доске буквы a, b, c, k, учащиеся хором читают их. -Сегодня на уроке мы познакомимся с буквами латинского алфавита. a – «а» b – «бэ» с – «цэ» d – «дэ» k – «ка» x – «икс» y – «игрек» и т.д ( Самостоятельно в учебнике, с. 77) Следующее задание будем выполнять в парах – вспомним алгоритм работы в парах. На экране записаны выражения: 8 + d 7 + 4 c – 5 14 + 6 k + 2 7 +4 7 – x 20 - 5 - Прочитайте друг другу в парах эти выражения. Слушаем. Разделите все выражения на 2 группы и запишите их в тетрадь в два столбика. Записывать будем маленькими письменными буквами. Одна пара у доски. -Какие два столбика у вас получатся ( числовые и буквенные) - Проверьте друг друга, правильно ли вы записали. Прочитайте выражение : 3-Х и найдите его значение, если х=0,1,2,3 (фронтально) 3.Работа по индивидуальным карточкам Карточка №1 1.Подчеркни буквенное выражение? 25 + 8 46 – а 44-20 2. Найди значение выражений 20-а, если а= 10, а=7
Карточка № 2. 1. Подчеркни буквенное выражение? 3 + c 7+6 12 – 5 2. Найди значение выражений 36+b, если b=3, b=10
Попробуйте составить алгоритм решения буквенных выражений. - Теперь сравните его с тем, который предлагаю я. (слайд) 1. Прочитать. 2. Записать. 3. Подставить значение буквы в выражение. 4. Вычислить.
| Выполняют необходимые действия, логически рассуждают
Обучающиеся работают в парах; осуществляют проверку выполненного задания с образцом на экране.
Самостоятельно работают по карточкам | Регулятивные УУД: способность ставить, принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств для её осуществления; планирование УД, поиск эффективных способов решения учебной задачи. Познавательные УУД: структурировать знания, выбор наиболее эффективного способа решения задачи. Коммуникативные УУД: умение сформулировать проблему, сотрудничество в поиске информации, способов решения учебной задачи, умение выражать свои мысли.)
(Коммуникативные УУД: умение участвовать в учебном диалоге, правильно строить своё высказывание, управлять поведением партнера при работе в паре. Регулятивные УУД: развитие способности к самооценке и самоконтролю, коррекция. Познавательные УУД: умение чётко структурировать полученные знания.) Личностные УУД: заинтересовать учащихся в расширении знаний и способов действий.
Регулятивные УУД: самостоятельное выполнение учащимися задания на новый способ действия, организация рефлексии по применению нового знания.) |
VII. Рефлексия | -Вот и подошел к концу наш урок. - нам всегда хочется поделиться со своими близкими своими эмоциями по телефону и в соцсетях. Возьмите «смартфон» и напишите СМС о своей работе на уроке, выберите елочку любого цвета и отправьте сообщение. | Определят свое эмоциональное состояние на уроке | Познавательные УУД: умение структурировать знания, оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные УУД:умение выражать свои мысли. Регулятивные УУД:волевая саморегуляция, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и над чем ещё надо работать, прогнозирование своей деятельности |