Конспект урока математики по теме : Вычитание в пределах 20 с переходом через десяток
план-конспект урока по математике (1 класс)

Данный материал поможет учителям начальных классов подготовиться к изучению темы "Вычитание с переходом через десяток" в 1 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока

Предмет: Математика

Класс: 1

Учитель: Трусова Н. А., МАОУ «СОШ № 2 р. п. Красные Баки»

Тема: «Вычитание с переходом через десяток».

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель: создать условия для открытия детьми новых знаний по теме «Вычитание с переходом через десяток» и освоения приёма вычитания с переходом через десяток  по частям на основе состава чисел от 2 до 9.

Задачи:

– открытие алгоритма вычитания чисел с переходом через десяток через создание проблемной ситуации;

– учить принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков, делать выводы;

– развивать внимание, гибкость мышления;

– формировать умение кратко и доказательно высказываться, отстаивать своё мнение и выслушивать точку зрения одноклассников, работать в паре, группе, слушать и понимать речь других.

Оборудование:

  1. для обучающихся:  карточки для работы в парах сменного состава,  карточки для дифференцированной работы,  учебник Математика 1 класс  М. И. Моро,  С. И. Волкова,  С. В. Степанова, 2 часть.
  2. для учителя: ноутбук, проектор.

Ход урока:

Учитель:

  1. Самоопределение к деятельности.

– Давайте улыбнёмся друг другу, я рада вновь видеть ваши лица, ваши  улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом. Желаю вам успешной работы и новых открытий.

– Каким вы хотите видеть сегодняшний урок?

– Что бы вы хотели пожелать друг другу на уроке?

 Дети:

– Весёлым, интересным, узнать что-то новое.

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Учитель:

– Сейчас я вас попрошу ответить на мои вопросы. Предлагаю сосчитать, ответы в строчку записать. Но сначала карточку со знаком показать.

1) На лесной полянке жили 6 мотыльков. Прилетели ещё 5. Сколько мотыльков стало на полянке?

2) У учителя на столе лежат 10 тетрадей в клетку, а в линейку на 1 меньше. Сколько тетрадей в линейку лежат на столе?

3) Масса половины коробки с конфетами 6 кг. Какова масса коробки?

4) У утёнка Крямки 3 брата и 3 сестры. Сколько утят на птичьем дворе, если они друг другу родственники?

5) Из 19 артистов на батуте, только 1 клоун не умеет прыгать. Сколько артистов умеет прыгать?

– Представьте ответы, не называя чисел.

Дети:

– Число, которое следует за самым маленьким двузначным числом.

– Дюжина.

– Самое большое однозначное число.

– Количество дней в неделе.

– Сумма двух самых больших однозначных чисел.

11, 9, 12, 7, 18.

Учитель:

– Какую работу можно выполнить с этими числами?

Дети:

– Разделить на две группы (чётные и нечётные, однозначные и двузначные числа).

– Составить верные равенства.

– Составить верные неравенства:

– Назвать  лишнее число  (11– записывается двумя одинаковыми цифрами – 1 десяток и 1 единица, 9 – самое большое однозначное число).

– Составить выражения и найти их значения.

Учитель:

– Составьте выражения со значением разности 12.

Дети: 18–6,  16–4,  14–2,  17–5,   19–7, ...

Учитель:

– Я составила выражение: 11–9.  Помогите найти его значение.

Дети:

– Можно сосчитать на палочках.

– Применить обратный счёт.

– С помощью состава числа 11.

– С помощью  натурального ряда чисел:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12...

  1. Постановка учебной задачи.

Учитель:

Чему нам надо научиться сегодня на уроке?

– Да. Тема нашего урока «Вычитание с переходом через десяток».

  1. Построение  проекта  выхода  из  затруднения.

Учитель:

– Давайте попробуем найти способ решения этого примера.

– Предлагаю вам, работая в паре подумать, как можно найти значение этого выражения.

– Какие пути решения вы нашли?

Дети:

– Сначала надо вычесть 1 из 11, а потом ещё 2: ведь 3 – это 1 и 2.

– Можно пользоваться таблицей сложения: ведь мы знаем, что если из суммы вычесть слагаемое, то получится другое слагаемое (9+3=11, 11–3=9).

1способ:

1.Сначала вычитаем столько, чтобы получилось 10 (11–1=10).

2.Вспоминаем состав числа 3 (вычитаемого), заменим его

суммой удобных слагаемых 1+2.

3. Вычитаем второе слагаемое: 10–2=8.

2 способ: вспомнить состав числа 11. 11 - это 3 и 8, значит, 11–3=8.

Дети:

Проговаривают алгоритм.

– Вычитание по частям:13– 5=13–(3+2)=(13–3)–2=10–2=8

Учитель:

– Так сколько способов  вычитания вы предложили? Какой способ вам больше понравился?

– Найдите этим способом значение разностей: 11–7, 11–5.

Физкультминутка.

  1. Первичное закрепление
  1. стр. 82 № 1 –  устно.
  2. практическая работа в парах сменного состава.

Учитель:

– Ребята, вы хорошо поняли прием вычитания с переходом через десяток?

– Давайте попробуем объяснить ещё раз этот способ решения своему товарищу.

Все дети получают по карточке (приложение 1), в каждой – по 2 выражения. Самостоятельно решают каждый свою карточку, затем, после проверки учителем, объясняют  решение первого выражения своему соседу. После объяснения находят значение разности из карточки своего соседа и проверяют его и меняются парами. Пары меняются в рядах.

  1. самостоятельная работа «Раскрась пирамидку»  по  индивидуальным карточкам (дифференциация по уровню сложности).

Детям раздаются карточки с заданием (приложение 2). Раскрасить пирамиду надо по значениям разности (5-красным, 4-зелёным, 6-жёлтым, 9-синим).

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Выполнение заданий учебника – стр. 82  № 2, № 3. Взаимопроверка (с соседом по парте).

Учитель:

– Как связана задача  № 2 с темой нашего урока?

– Каким алгоритмом для решения вы пользовались?

– Что же вы открыли сегодня на уроке?

Дети:

– Узнали, как решать примеры с переходом через десяток.

Учитель:

– Закончите фразу:     

«Главным моим результатом я считаю   .........  .»

– Кто хорошо понял, закрасьте верхушку пирамиды оранжевым карандашом, а кому ещё нужна помощь, оставьте её незакрашенной.

– Спасибо за урок.

           Приложение 1

11-2               12-9                 11-4            13-6                15-9           17-9

12-3               11-7                 13-4            12-5                16-7           18-9

11-3               11-8                 12-6            12-8                16-8           15-7

12-4               12-6                 11-8            13-8                16-9           14-8

11-5               12-7                 12-9            15-6                17-8            15-6

12-5               13-8                  13-7           14-7                15-8            14-9

11-6                                        11-9           12-9                14-7            13-8

                                               12-7            11-7                12-9  

Приложение 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики по теме "Вычитание трёхзначных чисел с переходом через разряд" (2 класс)

Конспект урока математики  (УМК "Перспектива", по учебнику Л. Г. Петерсон) составлен с учётом требований ФГОС НОО второго поколения и содержит прописанные по этапам урока предметные и метапредмет...

конспект урока математики 3 класс "Вычитание трехзначных чисел с переходом через десяток".

Предлагаю конспект урока математики в 3 классе по теме " Вычитание трехзначных чисел с преходом через десяток". Урок составлен по программе Занкова. Цели урока :формирование у учащихся умения вычитать...

Конспект урока математики по теме: " Сложение однозначных чисел с переходом через десяток"

Конспект к уроку. Урок связан с Днем космонавтики. Презентация....

Конспект урока математики по теме "Сложение однозначных чисел с переходом через десяток." 1 класс

Урок математики в 1 классе по программе Школа России .Учебник Моро М.И....

Конспект открытого урока математики "Сложение и вычитание двухзначных чисел с переходом через десяток. Закрепление"

Конспект открытого урока математики "Сложение и вычитание двухзначных чисел с переходом через десяток. Закрепление"...