Конспект урока по математике "Связь умножения и сложения"
план-конспект урока по математике (3 класс)
Конспект урока по математике "Связь умножения и сложения", целью которого является вспомнить (повторить) смысл действия умножения, совершенствовать вычислительные навыки, закрепить навыки решения задач; развивать внимание, математическое мышление, математическую речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konkurs.docx | 57.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: математика
Класс: 3
Тема урока: Связь умножения и сложения
Тип урока: урок-путешествие
Цели:
образовательные: вспомнить (повторить) смысл действия умножения, совершенствовать вычислительные навыки, закрепить навыки решения задач; развивающие: развивать внимание, математическое мышление, математическую речь;
воспитывающие: побуждать интерес к предмету, воспитывать трудолюбие.
Планируемые результаты:
предметные: заменять сложение умножением, решать задачи на умножение и обратные задачи;
метапредметные: контролировать и оценивать свою работу и её результат, слушать собеседника и вести диалог, рассуждать и делать выводы;
личностые: формировать мотивацию достижения результата, стремление к совершенствованию своих знаний.
Ход урока
- Организационный момент.
Приветствие. Проверка порядка на рабочем месте. Положительный настрой на работу.
- Давайте возьмемся за руки (дети берут соседа по парте за руки) и подарим друг другу улыбку. Посмотрите на слайд, давайте вместе прочитаем слова.
Всё на месте, всё в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки.
Каждый хочет получать
На уроке только: «5»!
(Дети садятся)
- Послушайте стихотворение и попробуйте догадаться, куда мы сегодня отправимся на уроке.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса…
Куда мы сегодня отправимся?
- Верно! В осенний лес (слайд).
- Откройте тетради запишем дату и классную работу (демонстрация на доске).
- Актуализация усвоенных знаний и умений.
- Захлестнула нас осень своими ароматами, и решили мы остановится на опушке леса (слайд). Присели на пенёчке, а из-под него вылез маленький гномик в красном колпачке. Гномики – великие математики. Поэтому они любят детей, которые хорошо считают. Давайте сделаем маленькую разминку и убедим гномика в своих силах.
- Записываем только ответы в строчку и через клеточку.
- Найдите сумму чисел 46 и 47. (93)
- Увеличьте 26 на 34. (60)
- Уменьшите 30 на 12. (18)
- Вычитаемое 27, разность 13. Чему равно уменьшаемое? (50)
- Я задумала число, прибавила к нему 50 и получила 80. Какое число я задумала? (30)
- К какому числу нужно прибавить 89, чтобы получилось 90? (1)
- На сколько нужно уменьшить 80, чтобы получилось 68? (12)
- Первое слагаемое 25. Сумма 54. Чему равно второе слагаемое? (29)
- Из 85 вычесть 50. Получится… (35)
- Найди разность чисел 79 и 36. (43)
- Обменяйтесь тетрадями для взаимопроверки. Правильные ответы на слайде (слайд). Проверьте друг друга. Поставьте оценку зелёной ручкой.
Критерии на слайде (слайд)
Без ошибок – «5».
1-2 ошибки – «4».
3-5 ошибок – «3».
- Обменяйтесь обратно тетрадями.
- Встаньте те, кто получил оценку «5». Молодцы! Вы были очень внимательны.
- Встаньте те, кто получил оценку «4». Вы поработали хорошо, И вам есть к чему стремится.
- Встаньте те, кто получил оценку «3». Не унывайте, у вас в следующий раз все получится.
- Гномик убедился, что вы – великие математики. Нам пора идти дальше.
- Постановка учебной задачи и темы урока.
- Посмотрите, что у нас на дороге (слайд).
- Камень. А на нем надпись (учитель открывает запись на доске).
28+18+8
35+5+13+17
3+3+3+3+3
- Какая сумма лишняя и почему?
- Верно. Каким действием можно каменеть сложение одинаковых чисел?
- Запишите себе последнюю строчку в тетрадь и давайте заменим.
- Как заменим? (Запись на доске 3+3+3+3+3=3*5)
- Посмотрите еще раз на запись в тетради.
-Кто может сформулировать тему урока?
- Итак, тема урока «Связь сложения и умножения».
(Учитель открывает листы с темой на доске)
- А что же вы хотите сегодня узнать на уроке?
- Хорошо! Давайте определим цели нашего урока:
(Учитель открывает карточки с целями урока на доске: вспомнить смысл действия умножения и учится заменять сложение умножением).
- Первичное закрепление в знакомой ситуации.
- Откройте учебник на с. 18. Прочитайте задание рядом с красной стрелкой.
- В записи 3*4 что обозначает число 3? (какое число повторяется)
- Что обозначает число 4 (сколько раз оно повторяется)
6*3 Аналогично.
- Сделаем вывод: что такое умножение? (сложение одинаковых слагаемых)
- Посмотрите, кто встретился нам на тропинке? (слайд)
- У зайчика для нас телеграмма от лесных жителей. Давайте хором прочитаем, что там написано. (слайд) «Мы жители лесного царства нашли кленовый листок с числами. Нам очень интересно в нем разобраться». Ребята, посмотрите №1 на с. 18. Это примеры, и кто-то их уже решал, но листок был умыт осенним дождём, и некоторые числа в нём стерлись. Давайте попробуем их восстановить.
(выполнение с доской, 1 ученик у доски с комментированием)
- Лесные жители благодарят вас за помощь и разъяснение (слайд). У них остался к вам только один вопрос: всегда ли можно сложение заменить умножением?
- Верно, ребята!
- Идем дальше. Вот тропинка свернула, и мы оказались на грибной поляне (слайд). Так и хочется здесь скорее грибы собрать. Давайте встанем и их соберём.
- Физминутка.
Дети утром рано встали,
За грибами в лес пошли.
(Ходьба на месте)
Приседали, приседали,
Белый гриб в траве нашли.
(Приседания)
На пеньке растут опята,
Наклонитесь к ним, ребята.
Наклоняйся, раз-два-три,
И в лукошко набери!
(Наклоны)
Вон на дереве орех
Кто подпрыгнет выше всех?
(Прыжки)
Если хочешь дотянуться,
Надо сильно потянуться.
(Потягивания – руки вверх)
Три часа в лесу бродили,
Все тропинки исходили.
(Ходьба на месте)
Утомил всех долгий путь –
Дети сели отдохнуть.
- Первичное закрепление в измененной ситуации.
- Ребята, что еще мы с вами собирали помимо грибов?
- Верно. Посмотрите, именно орехи стали причиной спора двух белочек, готовящихся к зиме (слайд). Одна белочка срывала по 4 орешка 2 раза, а другая – по 2 орешка 4 раза. И теперь они поссорились, каждая из них думает, что собрала больше.
- Скажите, ребята, кто из них собрал больше орешков?
Верно, поровну. Почему? Докажите. (4*2=2*4 – от перестановки множителей произведение не меняется)
- Какое это свойство умножение? (переместительное)
- Посмотрите, белочки снова лучшие подружки. Благодаря вам, ребята, они теперь знают переместительное свойство умножения.
- В благодарность они дарят вам корзинку брусники (карточки), на обратной стороне которой написаны равенства и неравенства. Ваша задача их проверить, если нужно исправьте знаки сравнения. Это задание вы выполняете в парах. Затем мы вместе проверим.
(Учитель раздает из корзины карточки в виде брусники, на обратной стороне задание)
2*3>3*2 2*7=7*3 5*2=5+2
2*8=8*2 5*3=4*5 3*4<4*3
Проверка устно.
- Нам пора идти с вами дальше. Прислушайтесь. Что вы слышите? (Слайд – трели синицы).
- Верно, синицы просят нас приглядеть за птенцами, пока они собирают корм на зиму. Посмотрите, птенцы у нас прямо в учебнике на с. 18 №4. Давайте его выполним.
Чтобы составить задачу, нужно вспомнить её части. Из каких частей состоит задача? (на доске учитель открывает карточки: условие, вопрос, решение и ответ).
- Составим задачу, которая решается умножением.
(У доски выполняет 1 ученик с комментированием)
В 4 гнёздах по 2 птенца. Сколько всего птенцов?
Сделаем схематический рисунок.
2*4=8 (пт.)
Ответ: всего 8 птенцов.
- Какие задачи называются обратными? (Когда известное становится неизвестным, а то, что нужно было узнать – известным).
- Что было известно в этой задаче? (сколько было гнезд и сколько было птенцов в каждом гнезде)
- Что было неизвестно? (сколько всего птенцов)
- Попробуйте составит обратные задачи. Это задание вы будете выполнять в группах (разделение на группы).
- Сначала повторим правила работы в группах. Прочитаем хором со слайда (слайд).
- Работают все члены группы.
- Говорим в полголоса, чтобы не мешать другим.
- Внимательно слушаем друг друга, не перебиваем.
- Один ученик защищает работу группы, говорит громко и четко.
Проверка устно.
Вывелись 8 птенцов, по 2 птенца в каждом гнезде. В скольких гнёздах вывелись птенцы?
В 4 гнёздах вывелось 8 птенцов. В каждом гнезде птенцов было поровну. Сколько птенцов было в каждом гнезде?
- Каким действием будем решать эти задачи?
- Каждый решит самостоятельно 1 любую обратную задачу.
(2 человека самостоятельно у доски)
Проверка.
8:2=4 (гн.)
Ответ: в 4 гнездах вывелись птенцы.
8:4=2 (пт.)
Ответ: 2 птенца было в каждом гнезде.
- Синицы говорят вам спасибо. Все птенцы остались в своих гнездышках, и не один не выпал.
- Пояснение домашнего задания.
- Посмотрите, куда мы пришли (слайд).
- Верно, мы пришли к дому. Пора посмотреть задание на дом. Могу порекомендовать вам выполнить дома №2, №5 на с. 18.
- Наша прогулка в осенний лес подошла к концу.
- Подведение итогов.
- Какая тема была сегодня на уроке?
- Давайте вернемся к целям урока.
- Прочитайте первую цель.
-Что такое умножение?
- Прочитайте вторую цель.
- Что показывает первое число в записи умножения?
- Что показывает второе число?
- Достигли мы целей урока?
9. Рефлексия.
- У вас на парте лежат листочки оранжевого и желтого цвета, давайте украсим ими дерево, которое сейчас на доске. Прикрепите, пожалуйста, оранжевый листочек, если вы поняли тему и можете объяснить другим. Прикрепите, пожалуйста, желтый листочек, если вы поняли тему, но испытываете трудности, чтобы её объяснить.
- Посмотрите, какое красивое осеннее дерево нас получилось.
- А очень рада, что большинство из вас поняли тему урока.
- Я предлагаю опять встать и взяться за руки. Подарим друг другу улыбку и поблагодарим друг друга за урок. Спасибо за совместную работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по математике "УМНОЖЕНИЕ И ЕГО СВОЙСТВА. УМНОЖЕНИЕ НА 0 И 1" 4 класс "Школа России"
Конспект урока по математике по теме "Умножение и его свойства.Умножение на 0 и 1" 4 класс, по программе "Школа России"Описываю все этапы урока, универсальные учебные действия,формы и методы ....
Конспект урока : «Вычисление результата умножения с помощью сложения»
Предмет: МатематикаКласс: 2Тема урока: «Вычисление результата умножения с помощью сложения»Цели урока: - закреплять умение заменять сложение вычитанием...
Конспект урока математики "Прием умножения с помощью сложения"
Математика, 2 класс, "Школа России"...
Урок математики в 3 классе.Тема урока: «Распределительное свойство умножения относительно сложения»
Урок математики в 3 классе.Презентация...
Конспект урока по теме "Повторение замены сложения умножением. Решение задач с геометрическим материалом. Решение задач с буквенными выражениями."
Конспект урока по теме "Повторение замены сложения умножением. Решение задач с геометрическим материалом. Решение задач с буквенными выражениями."...
Конспект урока по теме «Удобный способ сложения и вычитания. Проверка сложения» 3 класс. УМК "Перспектива"
Технологическая карта урока по теме: «Удобный способ сложения и вычитания. Проверка сложения» 3 класс....
Технологическая карта урока математики "Связь умножения со сложением" (УМК "Школа России", 2 класс)
Цель урока: создание условий для формирования знаний о связи умножения со сложением. Задачи урокаДидактические:сформировать представление о связи умножения и сложения одинаковых слагаемых;соверше...