Технологическая карта по теме «Сравнение и счёт предметов»
методическая разработка по математике (1 класс)
Научить способам сравнения предметов по форме, величине, цвету; ориентироваться в пространстве; прямому и обратному счёту в пределах 10.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_1.docx | 55.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Сравнение и счёт предметов»
Тема | Сравнение и счет предметов | |
Цель темы | Научить способам сравнения предметов по форме, величине, цвету; ориентироваться в пространстве; прямому и обратному счёту в пределах 10. | |
Основное содержание темы, термины и понятия | Формы предметов. Разговор о величине. Расположение предметов. Количественный счёт предметов. Порядковый счёт предметов. Сравнение предметов. (Чем похожи? Чем различаются?) Расположение предметов по размеру. Сравнение предметов. (Больше. Меньше. Столько же.) Ориентирование. (Что сначала? Что потом?) Сравнение предметов. (На сколько больше? На сколько меньше?) Контроль освоения темы. Форма предмета: квадрат, треугольник, четырёхугольник (прямоугольник), круг; величина (большой, маленький, средний), порядковый и количественный счёт; больше, меньше, столько же; счёт предметов в порядке увеличения (уменьшения), прямой и обратный счёт, предыдущее число, следующее число. | |
Планируемый результат | Предметные умения | УУД |
Определять расположение предметов в пространстве, используя слова перед, за, между, справа, слева, на, над, под, в. Сравнивать предметы по величине, по цвету, по форме. Употреблять в речи понятия «больше», «меньше», «столько же». Считать в пределах 10 в прямой и обратной последовательности. Правильно употреблять в речи математические понятия. | Личностные: осознание себя и предметов в пространстве (Где я? Какой я?). Регулятивные: освоение способов определения предметов в пространстве (включая порядковый счёт), способов сравнения предметов. Познавательные: осмысление себя и предметов в пространстве. Коммуникативные: построение фраз с использованием математических терминов. |
Организация пространства
Межпредметные связи | Формы работы | Ресурсы |
Окружающий мир. Литературное чтение. Технология (умение установить логические связи между объектами; умение осознанного чтения). | Фронтальная, в малых группах, в парах, индивидуальная. | Учебник «Математика», ч. 1. Рабочая тетрадь № 1. Методическое пособие. Наглядный и раздаточный материал. |
I этап. Мотивация к деятельности
Цель — мотивировать учащихся на изучение темы «Сравнение и счёт предметов». | Проблемная ситуация Антоша пошёл в первый класс и пригласил домой друзей в честь этого события (см. учебник «Информатика», с. 58). На столе стояли ваза с 4 большими яблоками, ваза с 3 маленькими яблоками, пирог из 10 кусочков, 7 блюдец, 8 чашек, разных по цвету и величине, 3 чайные ложки. Друзья сели за стол и растерялись. Чему удивились гости? Можем ли мы помочь Антоше исправить ситуацию? Какие нам необходимы знания? |
II этап. Учебно - познавательная деятельность
Последовательность изучения | Обучающие и развивающие задания и упражнения на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У) | Диагностические задания |
1. Формы предметов | ||
Цель — научить школьников различать формы предметов: квадрат, круг, треугольник, прямоугольник — и употреблять эти термины в речи. | Задание 1 (З) Наблюдение. На доске круг, прямоугольник, квадрат, треугольник. Рассмотрите эти предметы. Что это? Можно ли считать их одинаковыми? | Раскрасьте в разные цвета:
Рабочая тетрадь № 1, с. 5, № 3, 4 *; с. 11, № 3. |
Укажите, чем они отличаются друг от друга. (Круг — форма без углов; треугольник, квадрат имеют углы.) | ||
Найдите в окружающей нас обстановке предметы в форме круга, квадрата. | ||
Задание 2 (П) | ||
Учебник, ч. 1, с. 5, № 1; с. 5, № 2 *. | ||
Соедините линией предмет с фигурой. Узнайте эти фигуры по форме. |
Задание 3 (У) Рабочая тетрадь № 1, с. 4, № 1; с. 5, № 5 *. Раскрасьте одинаковые по форме столы одним цветом. | ||
2. Величина предметов | ||
Цель — научить школьников различать предметы по величине: большой — маленький, широкий — узкий, толстый — тонкий, высокий — низкий, одинаковой величины. | Задание 1 (З) Винни Пух и Пятачок собрались идти в школу и взяли с собой разные предметы — два карандаша (длинный и короткий), две тетради (толстую и тонкую), две закладки (широкую и узкую), два пенала (лёгкий и тяжёлый), две книги (большую и маленькую). Выясните, чем различаются эти предметы, и попытайтесь определить, кому из указанных героев какой предмет принадлежит. (Винни больше Пятачка, значит, он мог взять большие предметы). Задание 2 (П) | Каждому ученику даётся карточка с изображением разных по величине фигур. Раскрасьте: самую маленькую фигуру — синим цветом, самую широкую — красным, самую низкую — зелёным, фигуры одинаковой величины — коричневым. |
Учебник, ч. 1, с. 6—7, № 1, 2. | ||
Сравните предметы. Найдите ошибки художника. | ||
Задание 3 (У) | ||
Рабочая тетрадь № 1, с. 6, № 1, 2. | ||
Разложите и раскрасьте фигуры, разные по форме и величине. | ||
Итог: игра «Скажи наоборот» (выше — ниже...). |
3. Расположение предметов | ||
Цель — научить школьников ориентироваться в пространстве, используя в речи слова вверху — внизу, выше — ниже, слева — справа, близко — далеко, впереди — позади, под, у, над, перед, за, между, в и др. | Задание 1 (З) «Найдите игрушку» (фрукт, фигуру): она стоит справа от слона; эта слева от жирафа; эта между мишкой и зайкой (под, над, перед, за, позади). «Ищем предмет» (в классе). Учитель называет ориентиры — дети ищут предмет; ученик указывает — все ищут. | Ориентировка на листе бумаги. Рабочая тетрадь № 1, с. 9, № 4, 5 (по образцу: Учебник, ч. 1, с. 9, № 3). |
Ориентировка на листе (на магнитной доске) (например, в верхнем углу слева поставить точку, в правом нижнем углу нарисовать домик, перед ним — ель, в середине листа — солнышко, под ним — цветочек). Учебник, ч. 1, с. 9, № 3. Задание 2 (П) Учебник, ч. 1, с. 8, № 1; с. 9, № 1, 2 *. Объясните, где кто спрятался. Задание 3 (У) Рабочая тетрадь № 1, с. 8, № 1, 3. Найдите предмет и раскрасьте его. |
4. Количественный счёт предметов
Цель — научить школьников прямому и обратному счёту предметов в пределах 10. | Задание 1 (З) Что должен сделать учитель, чтобы каждый ученик получил тетрадь? (Посчитать, сколько учеников в классе). Что должен сделать учитель, чтобы девочкам дать красные карандаши, а мальчикам — синие? (Посчитать девочек и мальчиков.) | Нарисуйте столько же кружков, сколько карандашей, грибов... Рабочая тетрадь № 1, с. 11, № 2. |
Правило: все предметы можно считать, используя слова один, два, три, четыре... и отвечая на вопрос сколько? Это прямой счёт. И наоборот (назад): 4, 3, 2, 1, 0. Это обратный счёт. | ||
Заучивание с голоса учителя: | ||
...и прекрасна и сильна математики страна. | ||
Здесь везде идёт работа, все подсчитывают что-то. | ||
Всюду можно услыхать — раз, два три, четыре, пять... | ||
Задание 2 (П) | ||
Учебник, ч. 1, с. 10, № 1 *, с. 11, № 1, 2 *. | ||
Счёт предметов в прямом и обратном порядке: | ||
Сколько учеников сидит в первом, втором, в третьем ряду? Посчитайте *. | ||
Сколько в классе девочек, сколько мальчиков? * | ||
Сколько раз я хлопну в ладоши, сколько раз постучу карандашом? * | ||
Считайте про себя сколько овощей, книг... *. | ||
Задание 3 (У) | ||
Рабочая тетрадь № 1, с. 10, № 1. | ||
Сосчитайте и отметьте на схеме по образцу. | ||
Посчитайте от 1 до 10 в прямом и обратном порядке. (Хоровой счёт.) |
5. Порядковый счёт предметов |
Цель — научить школьников порядковому счёту предметов, находить соответствие между порядковыми и количественными числительными. | Задание 1 (З) Учитель предлагает детям одного ряда построиться у доски друг за другом. Сколько ребят? Кто первый, кто второй, кто третий? Кто стоит за, перед, между? Первый ученик садится. Сколько теперь ребят? Кто первый, кто второй? | Найдите третью по счёту игрушку в каждом чемодане, подчеркните её. Рабочая тетрадь № 1, с. 13, № 3; № 1, с. 19, № 5. |
Развернулись кругом. Кто теперь первый, кто второй, кто последний? Сколько всего учеников? (Если считать слева направо, то первым будет.., вторым — ...) | ||
Вывод: по порядку предметы считают с помощью слов первый, второй, третий, четвёртый, пятый и т. д. | ||
Задание 2 (П) | ||
Учебник, ч. 1, с. 12, № 1; с. 12, № 2 *. | ||
Объясните, кто первый, кто второй... Сколько всего зверей? | ||
Задание 3 (У) | ||
Рабочая тетрадь № 1, с. 12, № 1. | ||
Точками и стрелками на схеме покажите порядок движения. | ||
6. Сравнение предметов: чем похожи? чем отличаются? | ||
Цель — научить школьников сравнивать предметы: по цвету, по форме, по величине, по назначению, по материалу и другим признакам. | Задание 1 (ЗП) Сравните два яблока. Назовите признаки, по которым можно сравнить предметы. (Цвет, форма, величина, материал.) Правило: сравнить предметы — значит определить, чем они похожи и чем различаются по цвету, форме, величине, материалу, назначению. | Нарисуйте разные предметы и одинаковые предметы. Рабочая тетрадь № 1, с. 15, № 4, 5; с. 17, № 4. |
Учебник, ч. 1, с. 14, № 1, 2 *. | ||
Сравните предметы. | ||
Рабочая тетрадь № 1, с. 15, № 5. | ||
Дорисуйте фигуру. | ||
Задание 2 (У) |
Рабочая тетрадь № 1, с. 14, № 1, 2. Раскрасьте и соедините в пары одинаковые предметы. | ||
7. Расположение предметов по размеру | ||
Цель — научить школьников располагать предметы в порядке увеличения (уменьшения). | Задание 1 (З) На доске изображение неправильно собранной пирамиды. Согласны ли вы, что пирамида собрана по порядку? Докажите. Расположите книги по порядку. | Нарисуйте предметы в порядке уменьшения (увеличения) размера. Рабочая тетрадь № 1, с. 17, № 3. |
Что значит расположить предметы по размеру? (В порядке увеличения, уменьшения размера.) | ||
Вывод: числа и предметы можно располагать от большего к меньшему — в порядке уменьшения (убывания); от меньшего к большему — в порядке увеличения (возрастания). | ||
Задание 2 (П) | ||
Учебник, ч. 1, с. 16, № 1, 2 *. | ||
Объясните, в каком порядке расположены предметы на рисунках. | ||
Задание 3 (У) | ||
Рабочая тетрадь № 1, с. 16, № 1; с. 16, № 2. | ||
Расположите фигуры справа и слева в разном порядке. | ||
Раскрасьте по образцу. | ||
8. Сравнение предметов: больше, меньше, столько же | ||
Цель — научить школьников сравнивать группы предметов, объединяя их в пары. | Задание 1 (З) Наблюдение. На доске в первом ряду пять кругов, во втором ряду пять квадратов. Что заметили? Расскажите. Фигур поровну? (Их столько же.) | Рассмотрите предметы, посчитайте и нарисуйте яблок меньше, чем груш, огурцов больше, чем груш, а цветов столько же. |
Убираем один круг. Что заметили? (Кругов меньше на один, а квадратов Больше на один.) | Рабочая тетрадь № 1, с. 17, № 3. | |
Сколько пар получилось? Что такое пара предметов? | Учебник, ч. 1, с. 19, № 3. | |
Вывод: предметы можно сравнивать путём их пересчитывания и путём | Рабочая тетрадь № 1, с. 19, |
объединения их в пары. Задание 2 (П) Учебник, ч. 1, с. 18, № 2; с. 19, № 1, 2 *. Сравните предметы. Докажите. Задание 3 (У) Рабочая тетрадь № 1, с. 18, № 1—3. Нарисуйте столько же, больше, меньше. | № 4; с. 21, № 3. | ||||
9. Ориентирование: что сначала? что потом? | |||||
Цель — научить школьников распределять события, действия по времени, используя слова сначала, потом, до, после, раньше, позже. | Задание 1 (З) Исправьте ошибку. Малыш утром спрашивает маму: «Что у нас на ужин?» Скажите, как надо сказать правильно. (На завтрак.) Что было сначала (раньше), что потом (позже)? | Нарисуйте. Что строится в доме раньше: стены или крыша, окно или двери? Рабочая тетрадь № 1, с. 20, № 1(б) *. | |||
Скажите, что раньше, что позже: зарядка или завтрак, обед или ужин, утро или вечер. | |||||
Задание 2 (П) | |||||
Учебник, ч. 1, с. 20, № 1, 2 *. | |||||
Расставьте рисунки по порядку: что сначала? что потом? | |||||
Задание 3 (У) | |||||
Рабочая тетрадь № 1, с. 20, № 1(а) *. | |||||
10. Сравнение предметов: на сколько больше? на сколько меньше? | |||||
Цель — научить школьников сравнивать и уравнивать множества разными способами. | Задание 1 (З) На доске стоят журналы и книги. Согласны ли вы, что книг больше? Докажите. | Нарисуйте кругов на один больше, чем квадратов, а треугольников на два меньше, Чем квадратов. | |||
Как сделать, чтобы книг и журналов стало недостающий предмет или убрать лишний.) | поровну? | (Надо | добавить | Рабочая тетрадь № 1, с. 22, № 2*; с. 23, № 3*. | |
Задание 2 (П) | |||||
Учебник ч. 1, с. 22, № 1, 2. |
Чего на рисунке поровну? Больше? Меньше? Как узнать, на сколько больше стульев, чем тарелок? (Посчитать, поставить один предмет под другим.) Задание 3 (У) Учебник, ч. 1, с. 23, № 1, 2*. Рабочая тетрадь № 1, с. 22, № 1*. Урок закрепления и самоконтроля Учебник, ч. 1, с. 24—27. | ||
11. Диагностика качества учебно0познавательной деятельности | ||
Цель — закрепить усвоение учащимися темы «Сравнение и счёт предметов». | Самостоятельная работа. Слуховой диктант.
Учебник, ч. 1, с. 27, № 3 «Танины ленты». Какую ленту купила Таня? Нарисуйте. Какая лента между синей и красной? Нарисуйте. Считая сверху вниз, определите, какая по счёту синяя лента. Выберите цифру, перерисуйте: 1, 2, 3. Найдите ленты одинаковой длины и ширины. Нарисуйте их. |
III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность
Цель — учить школьников самоорганизации при выполнении учебного задания. | Учебник «Информатика», с. 58. Помогите Антоше накрыть праздничный стол. Выберите любой вариант выполнения. Антоша пошёл в первый класс и пригласил домой друзей в честь этого события. На столе стояли ваза с 4 большими яблоками, ваза с 3 маленькими яблоками, 10 кусочков пирога, 7 блюдец, 8 чашек разных по цвету и величине, 3 чайные ложки. Друзья сели за стол и растерялись. Чему удивились гости? Можем ли мы помочь Антоше исправить ситуацию? Что нам нужно для этого знать? Репродуктивное задание (по образцу) |
IV этап. Контроль и оценка результатов деятельности
Формы контроля; контрольное задание | Оценка результатов деятельности | |
Самооценка учителя | Оценка присутствующего | |
Контрольная работа на карточках.
|
Урок соответствует современным требования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока "Степени сравнения прилагательных"
Технологическая карта урока по теме "Степени сравнения прилагательных" разработана для 3го класса. На данном уроке учащиеся изучают правило образования сравнительной и превосходной степени прилагатель...
Технологическая карта урока математики «Сравнение трёхзначных чисел» 3 класс
Предмет: математикаКласс: 3-аТема урока: «Сравнение трёхзначных чисел» Цель урока: Познакомить с приемами сравнения трехзначных чисел;Планируемые результаты:·...
Учебно-методический комплект по математике (технологическая карта урока «Поразрядное сравнение многозначных чисел» + учебная презентация) 3 класс.
Тема: «Поразрядное сравнение многозначных чисел»Тип урока: комбинированныйЦели:1) научить выполнять поразрядное сравнение многозначных чисел; 2) совершенствовать вычислительные навыки;3)...
Технологическая карта урока. Тема урока: «Корякская сказка. Хитрая лиса. Сравнение героев сказок» (2 класс)
Цель урока: познакомить с корякской сказкой «Хитрая лиса»Задачи: -стимулировать желание читать народные сказки;-сформировать представление о том, что народная сказка отражает быт и традици...
Технологическая карта урока Тема: СРАВНЕНИЕ ГРУПП ПРЕДМЕТОВ (НА СКОЛЬКО БОЛЬШЕ? НА СКОЛЬКО МЕНЬШЕ?)
Технологическая карта урокаТема: СРАВНЕНИЕ ГРУПП ПРЕДМЕТОВ (НА СКОЛЬКО БОЛЬШЕ? НА СКОЛЬКО МЕНЬШЕ?)...
Технологическая карта урока математики «Сравнение трёхзначных чисел, представление их в виде суммы разрядных слагаемых» (УМК "Перспектива", 2 кл., 1 ч.)
Тип урока: РефлексияЦель урока: закрепление и коррекция умений сравнивания трёхзначных чисел и представление их в сумме разрядных слагаемых.Задачи урока Дидактические:закрепить умения с...
Технологическая карта по математике. Сравнение числовых выражений.Закрепление (2 класс)
Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: актуализация знаний о числовых выражениях, проверка и систематизация знания по теме «Сравнение числовых выражений».Задачи уро...