Урок математики по теме "Умножение на о"
план-конспект урока по математике (3 класс)
Урок изучения нового материала, с элементами практической работы по программе "Школа России".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
umnozhenie_na_0.docx | 36.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Нижнемамонская основная общеобразовательная школа Верхнемамонского муниципального района
Воронежской области»
Открытый урок
по математике
в 3 классе
по теме «Умножение на 0»
Учитель начальных классов:
Шалимова В.А.
Декабрь 2021г.
УМК: «Школа России»
Учебный предмет: Математика.
Авторы и название учебника: М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова «Математика» (ч.1)
Тип урока: изучение нового материала с элементами практической работы.
Тема урока: «Умножение на 0».
Цели урока:
- познакомить с правилом умножения чисел на 0;
- закреплять значение таблицы умножения;
- умение решать задачи изученных видов;
- учить рассуждать и делать выводы.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять умножение на 0; пользоваться таблицей умножения и деления; решать задачи изученных видов; оценивать правильность выполнения действий; устанавливать причинно-следственные связи.
Учебные универсальные действия:
Предметные УУД: научатся выполнять умножение на 1 и 0; пользоваться таблицей умножения и деления
Метапредметные УУД:
Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действия на уроке; работать самостоятельно по плану; оценивать правильность выполнения действия на уроке адекватной оценки; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение;
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им;
Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерий успеваемости учебной деятельности.
Оборудование: компьютер, презентация к уроку, карточки с заданиями.
Ход урока.
Слайд 1.
- Организационно-мотивационный этап.
Цель: организовать направленное внимание на начало урока. Слайд 2
Начинаем ровно в срок наш любимейший урок.
Математику друзья не любить никак нельзя.
Девиз нашего урока сегодня: «Учитесь…….открывать!» слайд 3
-А что нужно открывать, вы узнаете, когда расставите эти числа в порядке возрастания, начиная с наименьшего. Слайд 4
«Учитесь тайны открывать!» Слайд 5
- Какую тайну мы сегодня откроем, вы узнаете немного позже, а сейчас….
2.Актуализация знаний.
Цель: выявить систему раннее усвоенных учебных действий, необходимых и достаточных для восприятия нового материала обучающимися; повторить знания, умения, необходимые для открытия «нового знания».
Запомните все, что без точного счета
Не сдвинется с места любая работа.
Без счета не будет на улице света,
Без счета не может подняться ракета,
Без счета письмо не найдет адресата,
И в прятки сыграть не сумеют ребята.
Слушаем внимательно, помним правило «Ответить хочешь- не шуми, а только руку подними»
Мышка зёрна собирала, по два зёрнышка таскала.
Принесла девятый раз. Каков у мышки стал запас?
(2 х 9 = 18 з.).
Три бельчонка маму-белку ждали около дупла.
Им на завтрак мама-белка девять шишек принесла,
Разделила на троих. Сколько каждому из них?
(9 : 3 = 3 ш.).
В поле бабочки летали, лепестки цветов считали.
На одном цветке их пять. Сможете вы сосчитать?
Сколько будет лепестков? Если шесть всего цветков.
(5 х 6 = 30 л.).
-Послушайте задачу: Слайд 6
Волк и Заяц соревнуются в бассейне. Волк проплывает за 1 минуту 8 метров, а Заяц 80 дм. Кто приплывет к финишу раньше?
(В 1 метре 10 дм
В 8 метрах 80 дм
80 дм = 80 дм, значит, они приплывают вместе)
– Молодцы!
Решим геометрическую задачу слайд 7
Откройте тетради и запишите дату. А сейчас небольшой математический диктант. К доске пойдет …..
-Записываем ответы в тетрадях через клеточку.
- Увеличь 9 в 3 раза. (27)
- Найди произведение чисел 15 и 1. (15)
- Найди частное чисел 16 и 8. (2)
- Уменьши 49 в 7 раз. (7)
- Во сколько раз 8 меньше 32? (в 4 раза)
- Какое число надо умножить само на себя, чтобы получилось 64. (8)
- Уменьши 18 на 9. (9)
Проверка…... принесет свою тетрадь и будет проверять ….., а ответы будет читать …...
- Кто выполнил работу без ошибок?
-Кто допустил 1-2 ошибки?
– Молодцы!
3.Создание и решение проблемной ситуации.
Цель: обеспечить высокий уровень вовлечённости учеников к учебной деятельности
Догадайтесь, о каком числе идет речь в загадке.
Могу назвать его мячом,
А хочешь, дыркой назовем,
А можно бубликом,
Почти что кругленьким,
Но как его ни назовем,
Он называется…(нулем)
В переводе с латинского «нуль» — ничто. Но в математике нуль играет большую роль. Этому числу даже установлен памятник. Слайд 8
В центре Будапешта (Венгрия) недалеко от одного из красивейших мостов установлено каменное изваяние нуля.
- Даны числовые выражения: Слайд 9
Что их объединяет?
- В каком столбике решение примеров вызывает у вас затруднение? (во втором)
4. Формирование новых знаний и умений.
- Кто догадался, какая тема нашего урока?
Ответ детей: «Умножение любого числа на 0»
Слайд 10
- Какую цель ставим перед собой?
Ответ детей: должны научиться умножать на 0.
- Возьмем выражение, которое у вас получилось: 5 • 0 =
- Кто найдет значение данного выражения?
Ответ детей: получится 0.
- Докажите.
Доказательство. Слайд 11 - 13
Ответы детей:
1 способ: сделать рисунок мы не сможем, потому что если по 5 взять 0 раз, то получится 0:
2 способ: воспользоваться правилами: от перестановки множителей произведение не изменяется, произведение – это сложение одинаковых слагаемых, т.е. 5 • 0 = 0 • 5 =0 + 0+ 0+ 0 + 0= 0.
- Вставьте вместо «окошка» переменную и сделайте вывод.
Ответ детей: а • 0 = 0, 0 • в = 0
При умножении любого числа на 0, получится 0.
Люди говорят «Не шути с огнем!»
А мы говорим «Не шути с нулем!»
У нуля про запас сотни каверз и проказ.
Нужен глаз за ним и глаз!!
Слайд 14-16
Работа по учебнику
-Прочитайте правила на с. 83 учебника и запомните их.
-Что получается при умножении на 0? (Ноль).
- Чего нельзя категорически делать? (Делить на ноль нельзя).
Слайд 17
№1 (с.83).
(Устное выполнение с обьяснением по цепочке).
5.Физминутка.
Дружно с вами мы считали
И про числа рассуждали.
А теперь все вместе встали.
Раз- подняться, потянуться
Два – согнуться, повернуться
Три – в ладоши три хлопка
Головою три кивка.
На четыре руки шире.
Пять –руками помахать
Шесть – за парту тихо сесть.
Семь, восемь – лень отбросим.
6. Первичное закрепление новой темы.
Цель: привлечь внимание учащихся к новым сведениям, выявить осознанное понимание задания.
Работа по учебнику у доски по цепочке.
С 83 № 2 верхняя строка
- Какой вывод можно сделать?
При умножении любого числа на 0, получится 0.
- Применение полученных знаний и умений.
Цель: научить применять полученные знания в работе.
А) Самостоятельная работа
- А сейчас я предлагаю вам поработать самостоятельно по карточкам.
Б) Работа над задачей № 4. (1 человек у доски)
В) Дети самостоятельно выполняют № 5 по вариантам.
1й вариант – 1 столбик, 2 й вариант – 2 столбик.
Оцените свою работу в парах.
8. Домашнее задание.
с. 83 № 6, задание под красной чертой, запомнить правила
9. Итог урока
- Итак, какие тайны сегодня на уроке были открыты?
10.Рефлексия.
Цель: самооценка результатов деятельности.
- Посмотрите на слайд. Определите какое настроение вам подходит, как вы работали сегодня на уроке. Нарисуйте смайлик на полях, который выбрали.
Слайд 12.
7 • 3 = 7 • 2 = 7 • 1 =
7 • 0 =
а•0=0
0•в=0
Приложение 1
Устный счёт | Работа в паре | «Задание по силам» | Решение задач | Работа в группе | Итоговая оценка | Самое трудное задание | Самое интересное задание |
Приложение 1
Устный счёт | Работа в паре | «Задание по силам» | Решение задач | Работа в группе | Итоговая оценка | Самое трудное задание | Самое интересное задание |
Приложение 1
Устный счёт | Работа в паре | «Задание по силам» | Решение задач | Работа в группе | Итоговая оценка | Самое трудное задание | Самое интересное задание |
Приложение 1
Устный счёт | Работа в паре | «Задание по силам» | Решение задач | Работа в группе | Итоговая оценка | Самое трудное задание | Самое интересное задание |
Приложение 1
Устный счёт | Работа в паре | «Задание по силам» | Решение задач | Работа в группе | Итоговая оценка | Самое трудное задание | Самое интересное задание |
Приложение 1
Устный счёт | Работа в паре | «Задание по силам» | Решение задач | Работа в группе | Итоговая оценка | Самое трудное задание | Самое интересное задание |
Приложение 1
Устный счёт | Работа в паре | «Задание по силам» | Решение задач | Работа в группе | Итоговая оценка | Самое трудное задание | Самое интересное задание |
Приложение 1
Устный счёт | Работа в паре | «Задание по силам» | Решение задач | Работа в группе | Итоговая оценка | Самое трудное задание | Самое интересное задание |
Приложение 2
17 | 15 | 0 | 98 | 9 | 18 |
ы | д | о | ц | м | л |
Числовое выражение | Значение выражения | Буква |
9 • (34-33)= | ||
8 • 0= | ||
8+10+0= | ||
0 •15= | ||
1•15= | ||
(50+48) •1= | ||
1 • (12+5)= |
17 | 15 | 0 | 98 | 9 | 18 |
ы | д | о | ц | м | л |
Числовое выражение | Значение выражения | Буква |
9 • (34-33)= | ||
8 • 0= | ||
8+10+0= | ||
0 •15= | ||
1•15= | ||
(50+48) •1= | ||
1 • (12+5)= |
Приложение 3
(9+8) • 0 = 1•(4+9) = 0 •(16-6) = 99 • 0 = 8 • (16-15)= | 15 • а=15 а= 35 • а=0 а= 14 + в=30 в= 18 – х=0 х= с • 34=0 с= | Придумай и реши 5 примеров с ответом 0. ________________________ ________________________ ________________________ ________________________ ________________________ |
Приложение 3
(9+8) • 0 = 1•(4+9) = 0 •(16-6) = 99 • 0 = 8 • (16-15)= | 15 • а=15 а= 35 • а=0 а= 14 + в=30 в= 18 – х=0 х= с • 34=0 с= | Придумай и реши 5 примеров с ответом 0. ________________________ ________________________ ________________________ ________________________ ________________________ |
Приложение 3
(9+8) • 0 = 1•(4+9) = 0 •(16-6) = 99 • 0 = 8 • (16-15)= | 15 • а=15 а= 35 • а=0 а= 14 + в=30 в= 18 – х=0 х= с • 34=0 с= | Придумай и реши 5 примеров с ответом 0. ________________________ ________________________ ________________________ ________________________ ________________________ |
Приложение 3
(9+8) • 0 = 1•(4+9) = 0 •(16-6) = 99 • 0 = 8 • (16-15)= | 15 • а=15 а= 35 • а=0 а= 14 + в=30 в= 18 – х=0 х= с • 34=0 с= | Придумай и реши 5 примеров с ответом 0. ________________________ ________________________ ________________________ ________________________ ________________________ |
Приложение 4
Группа №________________
Определипорядок действий | Действие | Решение |
Найти площадь участка для постройки ледяных фигур. | S = | |
Найти площадь участка на котором построена горка. | S = | |
Найти площадь всего участка для строительства снежного городка. | S = |
Ответ: площадь участка для постройки ледяных фигур равна S =
Слайд №1 1.Орг. момент. - Давайте поздороваемся с нашими гостями. -Сегодня у нас необычный урок математики. Он проходит в канун Нового года. И сегодня мы будем наряжать ёлочку. - Для этого, в процессе составления и выполнения интересных заданий мы сформулируем тему, цель занятия, будем рассуждать, доказывать, делать выводы. - Вы также примите участие в оценивании своей работы на всех этапах урока. Каждому из вас выдан оценочный лист. - Пожелаем, друг другу успеха и начнём работу с устного счёта. | 2. Формулировка темы и задач урока. - Кто догадался, какая тема нашего урока? Ответ детей: «Умножение любого числа на 0» Слайд №1 - Какую цель ставим перед собой? Ответ детей: должны научиться умножать на 0. - Возьмем выражение, которое у вас получилось: 6 • 0 Кто найдет значение данного выражения? Ответ детей: получится 0. - Докажите. Доказательство. Ответы детей: Вставьте вместо «окошка» переменную и сделайте вывод. Ответ детей: а • 0 = 0, 0 • в = 0 При умножении любого числа на 0 , получатся 0. Оцените свою работу на устном счёте. ИГРУШКА |
2. Устный счет. - Даны числовые выражения: -Придумайте задания. Ответы детей: - Найти значения выражений (18, 12.6). При умножении числа на 1 получается то число, которое умножали. - Прочитать выражение по-разному - Сделать рисунок: - Сравнить выражения: - Составить выражения на деление - Составить уравнение и найти неизвестный множитель: - Продолжить ряд: первый множитель 6 повторяется, второй – каждый раз уменьшается на 1. - Давайте проверим. Откроем последнее выражение в столбике. Почему вместо числа стоит «окошко»? Ответ детей: вместо него можно поставить любое число. | 3.Физминутка. Дружно встали. Раз! Два! Три! Мы теперь богатыри! Мы ладонь к глазам приставим, Ноги крепкие расставим. Поворачиваясь вправо, Оглядимся величаво, И налево надо тоже Поглядеть из-под ладошек. И направо, и ещё Через левое плечо. Буквой «Л» расставим ноги. Точно в танце, руки в боки Наклонились влево, вправо, Получается на славу. ИГРУШКА |
4. Закрепление материала. 4.1Устно. Найди значение выражений а • 0 = 0, 0 • в = 0, * если а = наибольшему двузначному числу, Ответ детей: 99 • 0=0 * если а = числу, в котором 6 дес. 3 ед., 63 • 0=0 * если в = наименьшему трехзначному числу, 0 •100=0 * если в = четному числу из чисел 11, 16, 7. 0 • 16=0 4.2На карточках в парах. - Решите примеры. По коду, определите какое слово зашифровано. (Приложение 2) Ответ детей: это слово «Молодцы» - Пришлось ли в задании использовать новые знания? Какие? Оцените свою работу в парах. ИГРУШКА | 4.3 Самостоятельная работа - А сейчас я предлагаю вам поработать самостоятельно. В силу своих знаний и возможностей выберите то задание, которое, по вашему мнению, вы способны выполнить. (Приложение 3) Слайд №2 - Проверка. Каким правилом пользовались? Слайд №3 Оцените свою работу. ИГРУШКА |
5.Физминутка. Мы шагаем, мы шагаем Руки выше поднимаем, Голову не опускаем, Дышим ровно, глубоко. Вдруг мы видим: у куста Выпал птенчик из гнезда. Тихо птенчика И назад в дупло кладём. Впереди из-за куста Смотрит хитрая лиса. Мы лисицу обхитрим, На носочках побежим. На поляну мы заходим, Много ягод там находим. Земляника так душиста. Что не лень нам наклониться. Как много мы увидели И речку, и цветы Узнали много И я, и ты, и мы ИГРУШКА | 6. Повторение раннее изученного материала. 6.1Решение задач -Какое еще можно придумать задание? Ответ детей: придумать и решить задачи. (Для составления задач дети используют слайды) Слайд №4 В каждой коробке помещается по 6 новогодних игрушек. Сколько новогодних игрушек в 3 коробках? Слайд №5 Стеклянный шар стоит 6 рублей. Сколько нужно заплатить за 3 таких шара? Слайд №6 В новогоднем подарке 6 карамелек, а шоколадных конфет – в 3 раза больше. Сколько шоколадных конфет в подарке? - Решите задачи устно. |
6.2- Измени вопрос последней задачи так, чтобы она стала составной. Ответ детей: Сколько всего конфет в новогоднем подарке? -Решите, записывая по действиям или выражением. Слайд №7 Ответ детей: 1) 6 • 3 =18 (к.) –шоколадных. 2) 6 +18 = 24 (к.) – всего. Или 6 • 3 + 18 =24 (к.) Ответ: 24 конфеты. Оцените свою работу ИГРУШКА | 6.3 Работа в группах Слайд №8 - Внимательно рассмотрите чертёж. Длина участка для строительства снежного городка 9м, а ширина 7м. Горка занимает участок 3м длиной и 1м шириной. Найдите, чему равна площадь участка выделенного для постройки ледяных фигур? Определите порядок действий и вычислите площадь. Командиры групп получают задание. |
6.4 - Командир группы первой выполнившей задание объясняет решение. Ответ детей: 1.Найти площадь всего участка для снежного городка. (9 • 7=63 м2 ) 2. Найти площадь участка на котором построена горка. (3 • 1=3 м2 ) 3. Найти площадь участка для постройки ледяных фигур. (63-3=60 м2 ) - Какое правило вы использовали? Ответ детей: При умножении числа на 1 получается то число, которое умножали. - С каким правилом вы познакомились сегодня на уроке? Ответ детей: При умножении любого числа на 0 , получатся 0. Оцените свою работу в группах ИГРУШКА | 6. Домашнее задание: У людей говорят: придумайте любое задание, можно веселое ( решить задачу, составить числовое выражение, уравнение, равенство, неравенство и т. д.) на изученные правила. |
7. Итог урока. Рефлексия. - Посмотрите на ваши оценки. Поставьте общую оценку за урок. Определите какое задание показалось вам самым трудным, самым интересным. Объясните своё решение. Карточку вложите в тетрадь. Слайд №9 - Наш урок закончен. Какая красивая ёлочка у нас получилась! Ну, а что же под ёлочкой? Сладкий подарок для ребят и новогодние пожелания для наших гостей. Спасибо за урок. |
Настроенье, каково! - Во!
Все такого мнения! - Все, без исключения!
Может Вы уже устали? - Мы с собой таких не брали!
Может, ляжем, отдохнём? - Лучше мы урок начнем!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики в 1 классе по учебнику Л.Г. Петерсон "Математика". Презентация к уроку.
Презентация поможет эффективно провести урок....
Доклад с презентацией на тему: Формирование познавательных универсальных действий на уроках математики в начальной школе" с разработкой урока математики с использованием деятельностного метода
Доклад был подготовлен к педчтениям с учителями города. В докладе показаны какие универсальные учебные действия могут быть применены на уроках математики. На примере урока с презентацией можно это про...
урок математики в форме заочной экскурсии в город-герой "Волгоград", урок математики "Прогулка в Диснейленд"
интегрированный урок математики+ истории в форме заочной экскурсии в город - герой " Волгоград" в 4 классе и урок математики " Прогулка в Диснейленд" в 3 классе...
Урок математики в 4 классе по учебнику Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой, А.П.Тонких “Моя математика» Тема урока Не только математика… Решение задач.
Цель урока: мотивировать детей к работе с разными источниками информации; формирование у детей интеллектуальных общеучебных умений.Машина времени готова к новому полету. А отправляемся мы снова в Росс...
Технологическая карта урока математики. Учитель: Кустова Наталья Алексеевна 1.Дидактическое обоснование: «Математика 2 класс» УМК «Школа России» М.И.Моро 2.Тема урока: « Сравнение числовых выражений».
Урок математики по ФГОС, технологическая карта. 2 класс. Школа России....
Конспект урока математики в 4 классе по программе С.А.Козловой, Т.А.Демидовой, А.П.Тонких «Математика» (Образовательная система «Школа 2100») Тема: Круговая диаграмма (Урок введения новых знаний)
Цели: · Предметная: Познакомиться с понятием «круговая диаграмма»· Метапредметные: - создать условия для формировани...