Урок математики по теме "Умножение на о"
план-конспект урока по математике (3 класс)

Шалимова Валентина Александровна

Урок изучения нового материала, с элементами практической работы  по программе "Школа России".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umnozhenie_na_0.docx36.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Нижнемамонская основная общеобразовательная школа Верхнемамонского муниципального района

Воронежской области»

Открытый урок

 по математике

в 3 классе

по теме «Умножение на 0»

                                                                   

        Учитель начальных классов:

                                                                   Шалимова В.А.

Декабрь 2021г.

УМК: «Школа России»

Учебный предмет: Математика.

Авторы и название учебника: М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В.  Степанова «Математика» (ч.1)

Тип урока: изучение нового материала с элементами практической работы.

Тема урока: «Умножение на 0».

Цели урока: 

  • познакомить с правилом умножения чисел на 0;
  • закреплять значение таблицы умножения;
  •  умение решать задачи изученных видов;
  •  учить рассуждать и делать выводы.

Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять умножение на 0; пользоваться таблицей умножения и деления; решать задачи изученных видов; оценивать правильность выполнения действий; устанавливать причинно-следственные связи.

Учебные универсальные действия:

Предметные УУД: научатся выполнять умножение на 1 и 0; пользоваться таблицей умножения и деления

Метапредметные УУД:

Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действия на уроке; работать самостоятельно по плану; оценивать правильность выполнения действия на уроке адекватной оценки; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение;

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им;

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерий успеваемости учебной деятельности.

Оборудование: компьютер, презентация к уроку, карточки с заданиями.

Ход урока.

Слайд 1.

  1. Организационно-мотивационный этап.

Цель: организовать направленное внимание на начало урока.  Слайд 2

Начинаем ровно в срок наш любимейший урок.

     Математику друзья не любить никак нельзя.

  Девиз нашего урока сегодня: «Учитесь…….открывать!» слайд 3

-А что нужно открывать, вы узнаете, когда расставите эти числа в порядке возрастания, начиная с наименьшего. Слайд 4

«Учитесь тайны открывать!» Слайд 5

- Какую тайну мы сегодня откроем, вы узнаете немного позже, а сейчас….

  2.Актуализация знаний.

Цель: выявить систему раннее усвоенных учебных действий, необходимых и достаточных для восприятия нового материала обучающимися; повторить знания, умения, необходимые для открытия «нового знания».

Запомните все, что без точного счета
Не сдвинется с места любая работа.
Без счета не будет на улице света,
Без счета не может подняться ракета,
Без счета письмо не найдет адресата,
И в прятки сыграть не сумеют ребята.

Слушаем внимательно, помним правило «Ответить хочешь- не шуми, а только руку подними»

Мышка зёрна собирала, по два зёрнышка таскала.
Принесла девятый раз. Каков у мышки стал запас?
(2 х 9 = 18 з.).

Три бельчонка маму-белку ждали около дупла.
Им на завтрак мама-белка девять шишек принесла, 
Разделила на троих. Сколько каждому из них?
(
9 : 3 = 3 ш.).

В поле бабочки летали, лепестки цветов считали.
На одном цветке их пять. Сможете вы сосчитать?
Сколько будет лепестков? Если шесть всего цветков.
(
5 х 6 = 30 л.).

-Послушайте задачу: Слайд 6

 Волк и Заяц соревнуются в бассейне. Волк проплывает за 1 минуту 8 метров, а Заяц 80 дм. Кто приплывет к финишу раньше?

(В 1 метре 10 дм

В 8 метрах 80 дм

80 дм = 80 дм, значит, они приплывают вместе)

– Молодцы!

 Решим геометрическую задачу слайд 7

Откройте тетради и запишите дату. А сейчас небольшой математический диктант. К доске пойдет …..

-Записываем ответы в тетрадях через клеточку.

  1. Увеличь 9 в 3 раза. (27)
  2. Найди произведение чисел 15 и 1. (15)
  3. Найди частное чисел 16 и 8. (2)
  4. Уменьши 49 в 7 раз. (7)
  5. Во сколько раз 8 меньше 32? (в 4 раза)
  6. Какое число надо умножить само на себя, чтобы получилось 64. (8)
  7. Уменьши 18 на 9. (9)

Проверка…... принесет свою тетрадь и будет проверять ….., а ответы будет читать …...

- Кто выполнил работу без ошибок?

-Кто допустил 1-2 ошибки?

– Молодцы!

3.Создание и решение проблемной ситуации.

Цель: обеспечить высокий уровень вовлечённости учеников к учебной деятельности 

Догадайтесь, о каком числе идет речь в загадке.

Могу назвать его мячом,
А хочешь, дыркой назовем,
А можно бубликом,
Почти что кругленьким,
Но как его ни назовем,
Он называется…(нулем)

В переводе с латинского «нуль» — ничто. Но в математике нуль играет большую роль. Этому числу даже установлен памятник.  Слайд 8 

В центре Будапешта (Венгрия) недалеко от одного из красивейших мостов установлено каменное изваяние нуля.

- Даны числовые выражения:  Слайд 9

Что их объединяет?

- В каком столбике решение примеров вызывает у вас затруднение? (во втором)

4. Формирование  новых знаний и умений.

- Кто догадался,  какая тема нашего урока?

Ответ детей: «Умножение любого числа на 0»

Слайд 10

- Какую цель ставим перед собой?

Ответ детей: должны научиться умножать на 0.

- Возьмем выражение, которое у вас получилось: 5 • 0 =

- Кто найдет значение данного выражения?

 Ответ детей: получится 0.

- Докажите.

Доказательство.    Слайд 11 - 13

Ответы детей:

                     1 способ: сделать рисунок мы не сможем, потому что если по 5 взять 0 раз, то получится 0:    

                     2 способ: воспользоваться правилами: от перестановки множителей произведение не изменяется, произведение – это сложение одинаковых слагаемых, т.е. 5 • 0 = 0 • 5 =0 + 0+ 0+ 0 + 0= 0.

- Вставьте вместо «окошка» переменную и сделайте вывод.

Ответ детей: а • 0 = 0, 0 • в = 0

При умножении любого числа на 0, получится 0.

Люди говорят «Не шути с огнем!»

А мы говорим «Не шути с нулем!»

У нуля про запас сотни каверз и проказ.

Нужен глаз за ним и глаз!!

 Слайд 14-16

Работа по учебнику

-Прочитайте правила на с. 83 учебника и запомните их.

-Что получается при умножении на 0? (Ноль).

      - Чего нельзя категорически делать? (Делить на ноль нельзя).

 Слайд 17

№1 (с.83).

(Устное выполнение с обьяснением по цепочке).

5.Физминутка.

Дружно с вами мы считали

И про числа рассуждали.

А теперь все вместе встали.

Раз- подняться, потянуться

Два – согнуться, повернуться

Три – в ладоши три хлопка

Головою три кивка.

На четыре руки шире.

Пять –руками помахать

Шесть – за парту тихо сесть.

Семь, восемь – лень отбросим. 

6. Первичное закрепление  новой темы.

Цель: привлечь внимание учащихся к новым сведениям, выявить осознанное понимание задания.

Работа по учебнику у доски по цепочке.

 С 83 № 2 верхняя строка

- Какой вывод можно сделать?

При умножении любого числа на 0,  получится 0.

  1. Применение полученных знаний и умений.

Цель: научить применять полученные знания в работе.

А) Самостоятельная  работа

 - А сейчас я предлагаю вам поработать самостоятельно по карточкам.

Б) Работа над задачей № 4. (1 человек у доски)

В) Дети самостоятельно выполняют № 5 по вариантам.

1й вариант – 1 столбик, 2 й вариант – 2 столбик.

Оцените свою работу в парах.

8. Домашнее задание.

 с.  83 № 6, задание под красной чертой, запомнить правила

9. Итог урока

- Итак, какие тайны сегодня на уроке были открыты?

10.Рефлексия.

Цель: самооценка результатов деятельности.

 - Посмотрите на слайд.  Определите какое настроение вам подходит, как вы работали сегодня на уроке. Нарисуйте смайлик на полях, который выбрали.

Слайд 12.

7 • 3 =                                                       7 • 2 =                                                    7 • 1 =

7 • 0 =

а•0=0

0•в=0

Приложение 1

Устный счёт

Работа в паре

«Задание по силам»

Решение задач

Работа в группе

Итоговая оценка

Самое трудное задание

Самое интересное

задание

Приложение 1

Устный счёт

Работа в паре

«Задание по силам»

Решение задач

Работа в группе

Итоговая оценка

Самое трудное задание

Самое интересное

задание

Приложение 1

Устный счёт

Работа в паре

«Задание по силам»

Решение задач

Работа в группе

Итоговая оценка

Самое трудное задание

Самое интересное

задание

Приложение 1

Устный счёт

Работа в паре

«Задание по силам»

Решение задач

Работа в группе

Итоговая оценка

Самое трудное задание

Самое интересное

задание

Приложение 1

Устный счёт

Работа в паре

«Задание по силам»

Решение задач

Работа в группе

Итоговая оценка

Самое трудное задание

Самое интересное

задание

Приложение 1

Устный счёт

Работа в паре

«Задание по силам»

Решение задач

Работа в группе

Итоговая оценка

Самое трудное задание

Самое интересное

задание

Приложение 1

Устный счёт

Работа в паре

«Задание по силам»

Решение задач

Работа в группе

Итоговая оценка

Самое трудное задание

Самое интересное

задание

Приложение 1

Устный счёт

Работа в паре

«Задание по силам»

Решение задач

Работа в группе

Итоговая оценка

Самое трудное задание

Самое интересное

задание

Приложение 2

17

15

0

98

9

18

ы

д

о

ц

м

л

Числовое выражение

Значение выражения

Буква

9 • (34-33)=

8 • 0=

8+10+0=

0 •15=

1•15=

(50+48) •1=

1 • (12+5)=

17

15

0

98

9

18

ы

д

о

ц

м

л

Числовое выражение

Значение выражения

Буква

9 • (34-33)=

8 • 0=

8+10+0=

0 •15=

1•15=

(50+48) •1=

1 • (12+5)=

Приложение 3

(9+8) • 0 =

1•(4+9) =

0 •(16-6) =

99 • 0 =

8 • (16-15)=

15 • а=15         а=

       35 • а=0           а=

       14 + в=30        в=

       18 – х=0          х=

        с • 34=0          с=

Придумай и реши 5 примеров

с ответом 0.

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

Приложение 3

(9+8) • 0 =

1•(4+9) =

0 •(16-6) =

99 • 0 =

8 • (16-15)=

15 • а=15         а=

       35 • а=0           а=

       14 + в=30        в=

       18 – х=0          х=

        с • 34=0          с=

Придумай и реши 5 примеров

с ответом 0.

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

Приложение 3

(9+8) • 0 =

1•(4+9) =

0 •(16-6) =

99 • 0 =

8 • (16-15)=

15 • а=15         а=

       35 • а=0           а=

       14 + в=30        в=

       18 – х=0          х=

        с • 34=0          с=

Придумай и реши 5 примеров

с ответом 0.

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

Приложение 3

(9+8) • 0 =

1•(4+9) =

0 •(16-6) =

99 • 0 =

8 • (16-15)=

15 • а=15         а=

       35 • а=0           а=

       14 + в=30        в=

       18 – х=0          х=

        с • 34=0          с=

Придумай и реши 5 примеров

с ответом 0.

________________________

________________________

________________________

________________________

________________________

Приложение 4

Группа №________________

Определипорядок действий

Действие

Решение

Найти площадь участка для постройки ледяных фигур.

S =

Найти площадь участка на котором построена горка.

S =

Найти  площадь всего участка для строительства снежного городка.

S =

Ответ: площадь участка для постройки ледяных фигур равна  S =

                                              Слайд №1

1.Орг. момент.

 - Давайте поздороваемся с нашими гостями.

 -Сегодня у нас необычный урок математики. Он проходит в канун Нового года. И сегодня мы будем наряжать ёлочку.

 - Для этого, в процессе  составления и выполнения интересных заданий  мы сформулируем тему, цель занятия, будем рассуждать, доказывать, делать выводы.

 - Вы также примите участие в оценивании своей работы на всех этапах урока.  Каждому из вас выдан оценочный лист.

 - Пожелаем,  друг другу успеха и начнём работу с устного счёта.  

2. Формулировка темы и задач урока.

- Кто догадался,  какая тема нашего урока?

Ответ детей: «Умножение любого числа на 0»                          Слайд №1

- Какую цель ставим перед собой?

Ответ детей: должны научиться умножать на 0.

- Возьмем выражение, которое у вас получилось: 6 • 0 Кто найдет значение данного выражения?

 Ответ детей: получится 0.

- Докажите.

Доказательство. Ответы детей: Вставьте вместо «окошка» переменную и сделайте вывод.

Ответ детей: а • 0 = 0, 0 • в = 0

При умножении любого числа на 0 ,  получатся 0.

 Оцените свою работу на устном счёте. ИГРУШКА

2. Устный счет.

- Даны числовые выражения:    

-Придумайте задания.

Ответы детей:

 - Найти значения выражений (18, 12.6). При умножении числа на 1 получается то число, которое умножали.

 - Прочитать выражение по-разному

 - Сделать рисунок:      

 - Сравнить выражения:

 - Составить выражения на деление

 - Составить уравнение и найти неизвестный множитель:        

 - Продолжить ряд: первый множитель 6 повторяется, второй – каждый раз уменьшается на 1.

- Давайте проверим. Откроем  последнее выражение в столбике. Почему вместо  числа стоит «окошко»?

Ответ детей:  вместо него можно поставить любое число.

3.Физминутка.

Дружно встали. Раз! Два! Три!

Мы теперь богатыри!

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво,

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И направо, и ещё

Через левое плечо.

Буквой «Л» расставим ноги.

Точно в танце, руки в боки

Наклонились влево, вправо,

Получается на славу.

ИГРУШКА

4. Закрепление материала.

4.1Устно.

Найди значение выражений а 0 = 0, 0 • в = 0,

* если а = наибольшему двузначному числу,        Ответ детей:  99 • 0=0

* если а = числу, в котором 6 дес. 3 ед.,                                         63 • 0=0

* если в = наименьшему трехзначному числу,                              0 •100=0

* если в = четному числу из чисел 11, 16, 7.                                  0 • 16=0

4.2На карточках в парах.

 - Решите примеры. По коду, определите какое слово зашифровано. (Приложение 2)

 Ответ детей: это слово «Молодцы»

- Пришлось ли в задании использовать новые знания? Какие?

Оцените свою работу в парах.

ИГРУШКА

4.3 Самостоятельная работа

 - А сейчас я предлагаю вам поработать самостоятельно. В силу своих знаний и возможностей выберите то задание, которое, по вашему мнению, вы способны выполнить.  (Приложение 3)

Слайд №2

 - Проверка. Каким правилом пользовались?

Слайд №3

Оцените свою работу.

ИГРУШКА

5.Физминутка.

Мы шагаем, мы шагаем    

 Руки выше поднимаем,

Голову не опускаем,

Дышим ровно, глубоко.

Вдруг мы видим: у куста  

Выпал птенчик из гнезда.

Тихо птенчика И назад в дупло кладём.           

Впереди из-за куста            

Смотрит хитрая лиса.      

Мы лисицу обхитрим,      

На носочках побежим.    

На поляну мы заходим,    

Много ягод там находим.

Земляника так душиста.  

Что не лень нам наклониться.

Как много мы увидели      

И речку, и цветы

Узнали много

И я, и ты, и мы

ИГРУШКА

6. Повторение раннее изученного материала.

6.1Решение задач

-Какое еще можно придумать задание?

Ответ детей: придумать и решить задачи. (Для составления задач дети используют слайды)

Слайд №4

В каждой  коробке помещается по 6 новогодних игрушек. Сколько новогодних игрушек   в 3 коробках?

Слайд №5

Стеклянный шар стоит 6 рублей. Сколько нужно заплатить за 3 таких шара?

Слайд №6

В новогоднем подарке 6 карамелек, а шоколадных конфет  – в 3 раза больше. Сколько шоколадных конфет в подарке?  

- Решите задачи устно.

6.2-

Измени вопрос последней задачи так, чтобы она стала составной.

Ответ детей: Сколько всего конфет в новогоднем подарке?

-Решите, записывая по действиям или выражением.

Слайд №7

 Ответ детей: 

1) 6 • 3 =18 (к.) –шоколадных.                      

 2) 6 +18 = 24 (к.) – всего.

Или 6 • 3 + 18 =24 (к.)

Ответ: 24 конфеты.

Оцените свою работу

ИГРУШКА

6.3 Работа в группах

Слайд №8

 - Внимательно рассмотрите чертёж.

Длина участка для строительства снежного городка 9м, а ширина 7м. Горка занимает участок 3м длиной и 1м шириной. Найдите, чему равна площадь участка выделенного для постройки ледяных фигур? Определите порядок действий и вычислите площадь. Командиры групп получают задание.

6.4

- Командир группы первой выполнившей задание объясняет решение.

Ответ детей:

 1.Найти площадь  всего участка для снежного городка. (9 • 7=63 м2 )

2. Найти площадь участка на котором построена горка. (3 • 1=3 м2 )

3. Найти площадь участка для постройки ледяных фигур. (63-3=60 м2 )

 - Какое правило вы использовали?

Ответ детей: При умножении числа на 1 получается то число, которое умножали.

 - С каким правилом вы познакомились сегодня на уроке?

Ответ детей:  При умножении любого числа на 0 ,  получатся 0.

Оцените свою работу в группах

ИГРУШКА

6. Домашнее задание: 

У людей говорят:
“Не шути с огнём!”
А у нас говорят:
“Не шути с нулём!”
У нуля про запас
Сотни каверз и проказ
Нужен глаз за ним да глаз!
 

придумайте любое задание, можно веселое

( решить задачу, составить числовое выражение, уравнение, равенство, неравенство и т. д.) на изученные правила.

7. Итог урока. Рефлексия.

 - Посмотрите на ваши оценки. Поставьте общую оценку за урок. Определите какое задание показалось вам самым трудным, самым интересным. Объясните своё решение.

Карточку вложите в тетрадь.

Слайд №9

 - Наш урок закончен. Какая красивая ёлочка у нас получилась! Ну, а что же под ёлочкой? Сладкий подарок для ребят и новогодние пожелания для наших гостей. Спасибо за урок.

Настроенье,  каково!                - Во!

Все такого мнения!                   - Все, без исключения!

Может Вы уже устали?            - Мы с собой  таких не брали!

Может, ляжем, отдохнём?       - Лучше мы урок начнем!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад с презентацией на тему: Формирование познавательных универсальных действий на уроках математики в начальной школе" с разработкой урока математики с использованием деятельностного метода

Доклад был подготовлен к педчтениям с учителями города. В докладе показаны какие универсальные учебные действия могут быть применены на уроках математики. На примере урока с презентацией можно это про...

урок математики в форме заочной экскурсии в город-герой "Волгоград", урок математики "Прогулка в Диснейленд"

интегрированный урок математики+ истории в форме заочной экскурсии в город - герой " Волгоград" в 4 классе и урок  математики    " Прогулка в Диснейленд" в 3 классе...

Урок математики в 4 классе по учебнику Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой, А.П.Тонких “Моя математика» Тема урока Не только математика… Решение задач.

Цель урока: мотивировать детей к работе с разными источниками информации; формирование у детей интеллектуальных общеучебных умений.Машина времени готова к новому полету. А отправляемся мы снова в Росс...

Конспект урока математики в 4 классе по программе С.А.Козловой, Т.А.Демидовой, А.П.Тонких «Математика» (Образовательная система «Школа 2100») Тема: Круговая диаграмма (Урок введения новых знаний)

Цели: ·        Предметная: Познакомиться с понятием «круговая диаграмма»·        Метапредметные: - создать условия для формировани...