Задачи на кратное сравнение
план-конспект урока по математике

Задачи на кратное сравнение

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Мылинская средняя общеобразовательная школа»

Конспект урока

по математике в 3 классе

на тему: «Задачи на кратное сравнение»

Выполнила: Доржиева Энгельсина Санжиевна,

учитель начальных классов

2021 г.

Тема урока: Задачи на кратное сравнение.

Цели:

Образовательные:

- знакомство с задачами на кратное сравнение.

- повторить задачи на разностное сравнение.

Развивающие:

-развивать умение анализировать, сравнивать и делать осознанный выбор;

-развивать вычислительные навыки, наблюдательность, внимание, грамотную математическую речь;

-развивать познавательную активность, потребность в знаниях, формировать мотивацию к дальнейшему изучению математики.

Воспитательные:

-воспитывать умение отстаивать собственную точку зрения;

-воспитывать чувство взаимопомощи, умение сотрудничать.

Планируемые результаты:

Личностные

  • Проявление творческого отношения к процессу обучения.
  • Проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.
  • Формирование опыта работы с учебником (умение ориентироваться в расположении учебного материала по уроку).

Метапредметные:

Познавательные умения

  • Перерабатывать полученную информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
  • Обобщать полученную информацию;
  • Давать оценку своим действиям, оценивать результат;
  • Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
  • Понимать информацию в знаково- символической форме в простейших случаях, под руководством учителя кодировать информацию.

Коммуникативные умения

  • Понимать задаваемые вопросы;
  • Принимать участие в работе парами и группами;
  • Оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, формулировать высказывание;
  • Сотрудничать, договариваться о последовательности и результате, учиться доносить до других свой результат и процесс работы, слушать мнения других;
  • Активно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

Регулятивные умения

  • Работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке;
  • Формулировать вопрос (проблему, затруднение) с которым столкнулись учащиеся. Оценивать сложившуюся ситуацию;
  • Адекватно воспринимать оценку своей работы.
  • Предметные: (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся применять способы решения задач на разностное и кратное сравнение, обосновывать выбор арифметического действия, выполнять деление с остатком и без остатка.

Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление.

Межпредметные связи: Технология (умение работать по алгоритму; умение находить разные способы выражения одной и той же мысли). Биология (некоторые факты из жизни животных)

Ход урока

1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок, начинается урок.

-Ребята, поприветствуйте наших гостей, улыбнитесь друг другу. Я желаю вам удачи и хорошего настроения на уроке.

2. Актуализация опорных знаний.

Математический диктант.

Ответы записываем в карточки. Слайды 2-8

- Какое самое крупное животное на планете? Голубой кит – длина его тела 33м, а вес 160т. Сердце размером с автомобиль и бьётся 9 раз за минуту.

- Сколько ударов сделает сердце за 5 минут? 9 • 5=45

- Сердце краба делает 90 ударов в минуту, а сердце виноградной улитки в 3 раза меньше.

- Сколько ударов в минуту делает сердце виноградной улитки? 90:3=30

- У 4 осьминогов 12 сердец. Сколько сердец у 1 осьминога? 12:4=3

- Почему осьминога так назвали?

- Сколько щупальцев у 5 осьминогов? 8*5=40

- Сколько ног у 4 пауков? 8*4=32

- Морской ёж живёт 7 лет, а сёмга в 2 раза больше.

- Сколько лет живёт сёмга? 7*2=14

- Сельдь живёт 20 лет, а морской конёк в 4 раза меньше.

- Сколько лет живёт морской конёк? 20:4=5

- У 1 коровы 4 желудка.

- Сколько желудков у 6 коров? 4*6=24

Взаимопроверка. Слайд 9

3. Целеполагание. Определение темы урока.

Разминка. Слайд 10

На сколько больше:

18, чем 9

14, чем 8

На сколько меньше:

7, чем 15

6, чем 13

- Какое действие вы выполняли, чтобы узнать на сколько больше или меньше одно число, чем другое? (Сравнивали, вычитали).

- Какое правило знаете? Слайд 11

(Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего числа вычесть меньшее.)

-Как называется такое сравнение? (Разностное сравнение- карточка) Слайд 12.

Слайд 13.

Во сколько раз число:

72 больше 8

9 меньше 54

49 больше 7

5 меньше 35

- Какое действие выполняли (Сравнивали, делили)

- Какое правило вы использовали? Слайд 14 (Чтобы узнать во сколько раз одно число больше или меньше другого, надо большее число разделить на меньшее)

-Как называется такое сравнение? Слайд 15 (Кратное сравнение) 

-Назовите тему урока. Слайд 16  

 (Задачи на кратное сравнение)

-Какую учебную задачу поставим? (Научиться решать, отличать, составлять такие задачи.

4. Организация познавательной деятельности.

Задачи решать нелёгкое дело,

Но за него возьмёмся мы смело,

А чтобы ошибок не допускать,

Будем думать, смекать, вычислять.

Работа с учебником с.42.

- Рассмотрите рисунок. Составьте условие задачи. Слайд 17.

На проводе сидят 6 ласточек и 2 воробья

- Поставьте вопрос так, чтобы задача решалась действием вычитания. Слайд 18

На сколько больше сидело на проводе ласточек, чем воробьёв?

- Каким правилом будем пользоваться при решении этой задачи? Какой вид задачи? Задачи на разностное сравнение.

Рассуждайте так. Слайд 19

- Измени вопрос так, чтобы она решалась действием деления. Слайд 20

Во сколько раз больше ласточек, чем воробьёв? или Во сколько раз меньше воробьев, чем ласточек? Что значит, во сколько раз больше?

- Каким правилом будем пользоваться при решении данной задачи? Как называется вид данной задачи?

Задачи на кратное сравнение.

Рассуждайте так. Слайд 21

5. Физминутка.

6. Первичное закрепление.

Работа в группе.

-Перед вами две задачи и два решения. Определите какой задаче соответствует какое решение и обоснуйте свой ответ.

Карточка

1.На нижней полке стояло 6 книг, а на верхней – 18. На сколько больше стояло книг на верхней полке, чем на нижней?

2. На нижней полке стояло 6 книг, а на верхней – 18. Во сколько раз больше стояло книг на верхней полке, чем на нижней?

18:6=3 (раза)

18-6=12(кн.)

Самостоятельная работа. Решение задачи в учебнике № 1 с 42.

7. Подведение итогов и рефлексия.

- Поднимите руку, кто легко справился, кому было трудно?

- Это не беда. Это только первый урок. Впереди у нас ещё много работы по этой теме. У вас всё получится.

- Вспомните, какую учебную задачу поставили в начале урока. Решили её?

- Я предлагаю вам дома составить задачи на кратное сравнение. На следующий урок мы соберём сборник задач на кратное сравнение.

- А если возникнут трудности, вы знаете, кто вам поможет.

- Вас я попрошу, оцените свою работу на уроке, выбрав кружочки соответствующего цвета. Слайд 22.

8. Домашняя работа. № 2, 3 с.42, составить задачу на кратное сравнение.



Предварительный просмотр:

Карточка 1

Сердце голубого кита за 5 минут делает_____ ударов.

Сердце виноградной улитки за 1 минуту делает _____ ударов.

У одного осьминога ____ сердца.

У 5 осьминогов______ щупальцев.

У 4 пауков ____ног.

Сёмга живёт _____лет.

Морской конёк живёт ________ лет.

У 6 коров _____ желудков.

Карточка 1

Сердце голубого кита за 5 минут делает_____ ударов.

Сердце виноградной улитки за 1 минуту делает _____ ударов.

У одного осьминога ____ сердца.

У 5 осьминогов______ щупальцев.

У 4 пауков ____ног.

Сёмга живёт _____лет.

Морской конёк живёт ________ лет.

У 6 коров _____ желудков.

Карточка 1

Сердце голубого кита за 5 минут делает_____ ударов.

Сердце виноградной улитки за 1 минуту делает _____ ударов.

У одного осьминога ____ сердца.

У 5 осьминогов______ щупальцев.

У 4 пауков ____ног.

Сёмга живёт _____лет.

Морской конёк живёт ________ лет.

У 6 коров _____ желудков.

Карточка 2

1.На нижней полке стояло 6 книг, а на верхней – 18. На сколько больше стояло книг на верхней полке, чем на нижней?

2. На нижней полке стояло 6 книг, а на верхней – 18. Во сколько раз больше стояло книг на верхней полке, чем на нижней?

  1. 18 : 6 = 3 (раза)
  2. 8 – 6 = 12(кн.)

К первой задаче подходит решение ____________, так как вопрос начинается со слов__________________. Это значит нужно   ______________________меньшее.

Ко второй задаче подходит решение________, так как вопрос начинается со слов_______________.       Это значит нужно ______________________меньшее.

Карточка 2

1.На нижней полке стояло 6 книг, а на верхней – 18. На сколько больше стояло книг на верхней полке, чем на нижней?

2. На нижней полке стояло 6 книг, а на верхней – 18. Во сколько раз больше стояло книг на верхней полке, чем на нижней?

1)        18 : 6 = 3 (раза)

2)        8 – 6 = 12(кн.)

К первой задаче подходит _______ решение, так как вопрос начинается со слов__________________. Это значит нужно _______________________меньшее.

Ко второй задаче подходит______ решение, так как вопрос начинается со слов__________________. Это значит нужно  ______________________меньшее.

Карточка 2

1.На нижней полке стояло 6 книг, а на верхней – 18. На сколько больше стояло книг на верхней полке, чем на нижней?

2. На нижней полке стояло 6 книг, а на верхней – 18. Во сколько раз больше стояло книг на верхней полке, чем на нижней?

1)        18 : 6 = 3 (раза)

2)        8 – 6 = 12(кн.)

К первой задаче подходит _______ решение, так как вопрос начинается со слов__________________. Это значит нужно _______________________меньшее.

Ко второй задаче подходит______ решение, так как вопрос начинается со слов__________________. Это значит нужно  ______________________меньшее.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок математики на тему: «Задачи на кратное сравнение» 3 класс Выполнила: Доржиева Энгельсина Санжиевна, учитель начальных классов

Слайд 2

Голубой кит – длина его тела 33 м, а вес 160 т. Сердце размером с автомобиль и бьётся 9 раз за минуту. Сколько ударов сделает сердце за 5 минут?

Слайд 3

Сердце краба делает 90 ударов в минуту, а сердце виноградной улитки в 3 раза меньше. Сколько ударов в минуту делает сердце виноградной улитки?

Слайд 4

У 4 осьминогов 12 сердец. Сколько сердец у 1 осьминога? Сколько щупальцев у 5 осьминогов?

Слайд 5

Сколько ног у 4 пауков?

Слайд 6

Морской ёж живёт 7 лет, а сёмга в 2 раза больше. Сколько лет живёт сёмга?

Слайд 7

Сельдь живёт 20 лет, а морской конёк в 4 раза меньше. Сколько лет живёт морской конёк?

Слайд 8

У 1 коровы 4 желудка. Сколько желудков у 6 коров?

Слайд 9

Сердце голубого кита за 5 минут делает 45 ударов. Сердце виноградной улитки за 1 минуту делает 30 ударов. У одного осьминога 3 сердца. У 5 осьминогов 40 щупальцев. У 4 пауков 32 ног. Сёмга живёт 14 лет. Морской конёк живёт 5 лет. У 6 коров 24 желудков.

Слайд 10

Разминка. На сколько больше: 18, чем 9 14, чем 8 На сколько меньше: 7, чем 15 6, чем 13

Слайд 11

Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего числа вычесть меньшее. Правило

Слайд 12

Разностное сравнение

Слайд 13

Во сколько раз число: 72 больше 8 9 меньше 54 49 больше 7 5 меньше 35

Слайд 14

Правило Чтобы узнать во сколько раз одно число больше или меньше другого, надо большее число разделить на меньшее.

Слайд 15

Кратное сравнение

Слайд 16

Тема урока: Решение задач на кратное сравнение. Задача урока: Научиться решать, отличать, составлять такие задачи.

Слайд 17

На проводе сидят 6 ласточек и 2 воробья.

Слайд 18

На сколько больше сидело на проводе ласточек, чем воробьёв?

Слайд 19

Рассуждайте: Вопрос задачи начинается со слов на сколько, значит мы из большего числа будем вычитать меньшее. Это задача на разностное сравнение,

Слайд 20

Во сколько раз больше ласточек, чем воробьёв? Во сколько раз меньше воробьев, чем ласточек?

Слайд 21

Рассуждайте: Вопрос задачи начинается со слов во сколько раз , значит, мы большее число будем делить на меньшее. Это задача на кратное сравнение

Слайд 22

Рефлексия На уроке было комфортно и всё понятно. На уроке немного затруднялся, но всё понятно. На уроке было трудно, надо ещё поработать.

Слайд 23

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математика 3 класс Задачи на кратное сравнение

Презентация к уроку Математики по теме Задачи на кратное сравнение. 3 класс...

Проверочная работа по математике для учащихся 2 класса. Тема: "Задачи на кратное сравнение, на увеличение и уменьшение в несколько раз". УМК " Начальная школа XXI века"

Проверочная работа по математике по теме: " Задачи на кратное сравнение, на увеличение и уменьшение в несколько раз" для учащихся 2 класса.  Работа содержит 6 вариантов....

конспект урока математики в 3 классе "Решение задач на кратное сравнение"

Урок математики в 3 классе с использованием личностно-ориентированного подхода....

Задачи на кратное сравнение

Урок математике 2го класса по образовательной системе "Школа 2100"...

урок математики в 3 классе "Решение задач на кратное сравнение чисел"

Математика в школе является одним из основных предметов, который вызывает затруднение у некоторых детей младшего школьного возраста.поэтому нужно четко представлять цели и задачи, которые стоят перед ...

3 класс. Математика. Задачи на кратное сравнение чисел. (Стр.37)

3 класс. Математика. Задачи на кратное сравнение чисел.  (Стр.37) Урок проходит в игровой форме . УМК «Школа России»....

3 класс. Математика. Задачи на кратное сравнение чисел. (Стр.38)

3 класс. Математика. Задачи на кратное сравнение чисел.  (Стр.38) Урок проходит в игровой форме . УМК «Школа России»....