Задачи на кратное сравнение
методическая разработка по математике (2 класс) по теме
Урок математике 2го класса по образовательной системе "Школа 2100"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadachi_na_kratnoe_sravnenie.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Во сколько раз больше? Во сколько раз меньше?»
Тип урока: открытие новых знаний
Образовательная система «Школа 2100»
Авторы: С.А.Козлова, А.Г.Рубин, А.В.Горячев
Класс: 2
Основные цели:
- Формировать умение решать задачи на кратное сравнение.
- Тренировать вычислительные навыки, умение решать текстовые задачи.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, синтез, обобщение.
Демонстрационный материал: четверостишье, эталон разностного сравнения, набор кругов, эталон кратного сравнения, образец для самопроверки, карточки с заданием для пробного действия, «лестница успеха» для самооценки.
Ход урока:
1.Мотивация к учебной деятельности.
Цель:
1) включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне;
2) определение содержательных рамок урока: решение задач;
3) актуализация требований к учащимся со стороны учебной деятельности.
Организация учебного процесса на этапе 1:
(На доске):
В школу мы пришли учиться,
В жизни это пригодится!
Тот, кто хочет много знать,
Должен сам всё постигать!-
-Ребята, прочитайте хором стихотворение. Согласны ли вы с его содержанием?
-Как вы понимаете, что учение пригодится в жизни?
-Выделите главное слово в последних двух строках и объясните свой выбор. (Слово «сам», т.к. мы учимся тогда, когда сами понимаем, чего мы не знаем и сами открываем новое знание).
-Итак, всем удачи и в добрый путь за новыми знаниями!
-С чего начнём работу на уроке? ( с повторения знаний, которые пригодятся сегодня на уроке).
2.Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
Цель:
1) актуализировать умение учащихся решать задачи на разностное сравнение, тренировать вычислительный навык;
2) актуализировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, аналогия;
3) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;
4) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;
5) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;
6) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.
Организация учебного процесса на этапе 2:
1) Тренинг вычислительного навыка.
На доске задание 1 для этапа 2.
∙4 :6 ? ? +9 :3 ∙7
3 → ? → 2 → 18 → 6 → ? → ? → 35
-Зачем мы с вами решили эту цепочку вычислений? (Чтобы уметь хорошо считать.)
-При выполнении каких заданий встречаются слова «больше» и «меньше» чаще всего? (В задачах.)
2)Решение задач на разностное сравнение.
-Повторим решение задач с данными словами.
● На празднике висело 6 красных шариков и 2 синих.
-Составьте задачу про шарики так, чтобы в вопросе были слова «на сколько больше» или «на сколько меньше».
●На празднике висело 6 красных шариков и 2 синих. На сколько красных шариков больше, чем синих?
-Сколько у вас получилось?
-Как вы решили задачу? (6-2=4ш.)
-Назовите ответ.(Красных шариков на 4 больше, чем синих.)
-Каким действием выполняли решение?(вычитанием.)
-Почему?(Чтобы узнать на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего вычесть меньшее.)
-Можно ли поставить другой вопрос к задаче? (Да. На сколько синих шариков меньше, чем красных.)
-Каким действием решите задачу?(Вычитанием.)
-Какой эталон помог вам решить задачу?
На сколько больше? На сколько меньше? ▬ Б - М |
-Как называются такие задачи? (Задачи на разностное сравнение.)
3)Пробное действие.
-Что вы повторили? (Мы повторили решение задач на сравнение, потренировались в вычислениях.)
-Почему я выбрала именно это? (Это нам пригодится для открытия нового знания.)
-Какое следующее задание я вам предложу?(Задание, в котором будет что – то новое.)
-У вас на партах лежат листочки с заданием.
-Прочитайте задачу.
●На празднике висело 6 красных шариков и 2 синих. Во сколько раз красных шариков больше, чем синих?
-Что нового в этой задаче? (Слова «во сколько раз больше».)
-Попробуйте решить эту задачу.
-Кто не выполнил это задание?
-Что вы не смогли сделать?
-Почему? (Мы не знаем каким действием решать такие задачи.)
-Кто выполнил задание?
-Какое вы записали решение?
Учитель записывает ответы. Если учащиеся решили вычитанием,то:
-Когда используется знак минус?(Когда узнаём, на сколько больше или меньше.)
Если учащиеся записали правильно, то:
-Назовите правило и покажите эталон, по которому вы действовали?(У нас нет правила и эталона.)
-Что же нам делать? (Надо остановиться и подумать.)
3.Выявление места и причины затруднения.
Цель:
выявить место и причину затруднения.
Организация учебного процесса на этапе 3:
-Какое задание вы выполняли? (Пробовали решить задачу.)
-Чем эта задача отличается от предыдущих задач? (Есть новые слова «во сколько раз».)
-Где возникло затруднение? (Не знали каким действием решить.)
-Почему возникло затруднение?(У нас нет правила.)
4.Построение проекта выхода из затруднения.
Цель:
1)согласовать и зафиксировать цель и тему урока;
2)построить план и определить средства достижения цели.
Организация учебного процесса на этапе 4:
-Какую цель вы поставите на уроке? (Научиться решать задачи со словами «во сколько раз больше» и «во сколько раз меньше».)
-Когда в задаче есть вопрос «во сколько раз больше или меньше» такое сравнение называется кратным сравнением.
-Как будет звучать тема урока? (Задачи на кратное сравнение.)
-Что вам помогает решать задачи? (схемы, краткая запись, рисунок)
-Я предлагаю воспользоваться рисунком.
5.Реализация построенного проекта.
Цель:
1)реализовать построенный проект в соответствии с планом;
2)зафиксировать способы записи выражений на эталоне;
3)организовать фиксацию преодоления затруднения;
4)организовать уточнение общего характера нового знания.
Организация учебного процесса на этапе 5:
1 ученик на доске, остальные в тетрадях.
-Нарисуйте 6 кружков.
-Сколько раз по 2 кружка в них содержится? (3 раза.)
-Как вы это покажите? (Разделим дугой, чертой.)
-Покажите это на своих рисунках. (Дети делят 6 кружков по 2.)
-Сколько групп получилось? (3 группы.)
-Так во сколько раз 6 больше 2? (В 3 раза.)
-А во сколько раз 2 меньше 6? (В 3 раза.)
-Как это узнать с помощью вычислений? (Надо 6 разделить на 2.)
-Как же узнать, во сколько раз одно число больше или меньше другого? (Чтобы узнать во сколько раз одно число больше или меньше другого, надо большее число разделить на меньшее.)
-Давайте сравним ваш вывод с выводом книги.
-Откройте с.54 и прочитайте вывод.
-Я вам предлагаю такой эталон:
Во сколько раз больше? Во сколько раз меньше? : Б : М |
-Ответьте на вопрос задачи из пробного действия. (Красных шариков в 3 раза больше, чем синих.)
-Как это узнали? (Большее число 6 разделили на меньшее число 2.)
-Какие задачи теперь умеете решать? ( Задачи на кратное сравнение.)
-Вы смогли преодолеть затруднение? (Да.)
-А что теперь будем делать? ( Тренироваться в решении задач, применять знания.)
Физкультминутка.
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель:
зафиксировать во внешней речи правило кратного сравнения.
Организация учебного процесса на этапе 6:
1)Фронтальная работа.
-Найдите №2 а на стр.54.
-Прочитайте задачу.
Читают шепотом, 1 ученик вслух, затем учитель.1 ученик у доски.
-Расскажите задачу по краткой записи? (Купили 24 кг картофеля и 3 кг моркови.)
-Прочитайте 1 вопрос. (Во сколько раз картофеля купили больше, чем меньше.)
-Как узнать во сколько раз больше или меньше?(Чтобы узнать, во сколько раз одно число больше другого, надо большее число делить на меньшее.)
-Какой эталон поможет?
-Каким действием решите задачу?(Делением. 24:3=8 раз)
-А ты как решил?
-Ты согласен с решением товарищей? Почему?
-Назовите ответ.
-Прочитайте 2 вопрос задачи. (Во сколько раз моркови купили меньше, чем картофеля?)
-Изменится ли решение задачи? (Нет.)
-Назовите ответ.
2)Работа в парах.
-Задачу №2б решите в тетрадях в парах и объясните друг – другу.
К.- 8 лет
во ? раз старше
Б.- 4 года
8:4=2(раза)
-Назовите ответ.(Катя старше брата в 2 раза.)
-Проверьте свои результаты.
-Кто допустил ошибку?
-В чём ошибка?
-А сейчас какую работу выполним? (Самостоятельную работу.)
-Почему? (Чтобы проверить себя, как поняли новую тему.)
7.Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
Цель:
1)тренировать способность к самоконтролю и самооценке;
2)проверить умение применять правило кратного сравнения.
Организация учебного процесса на этапе 7:
-Сейчас данные задачи выполняем по вариантам.
1в. 2в.
Дедушка купил 18 газет и На клумбе растут 32 тюльпана и
2 журнала. Во сколько раз 8 роз. Во сколько раз
больше газет купил дедушка, меньше роз растут на
чем журналов? клумбе, чем тюльпанов?
Г.-18 Т.-32
Ж.-2 Р.-8
18:2=9раз 32:8=4раза
-Проверьте по эталону на доске. Если решили правильно, поставьте «+». Если где – то допустили ошибку, то «?».
-У кого всё верно?
-У кого знак «?»
-В чём ваша ошибка?
-Где вам было трудно?
-Значит, что вам надо делать? (Тренироваться в решении задач.)
8.Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
тренироваться умение решать уравнения.
Организация учебного процесса на этапе 8:
-Сегодня я предлагаю повторить решение уравнений.
-Выберите любое уравнение и решите его с проверкой.
х∙7=49 35:у=5 а:6=6
-Проверьте по образцу.
-Кто из вас ошибся?
-В чём ошибка?
-Где вы можете поработать над ошибками? (Дома.)
9.Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель:
1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
2) оценить свою работу и работу класса на уроке;
3)наметить направления будущей учебной деятельности;
4)обсудить домашнее задание.
Организация учебного процесса на этапе 9:
-Какую цель вы ставили в начале урока? (Научиться решать задачи на кратное сравнение.)
-Достигли вы своей цели? (Да.)
-Кому удалось сегодня учиться?
-Теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Покажите, на какой ступеньке вы находитесь в конце урока. Если вы выполнили самостоятельную работу без ошибок и у вас нет вопросов, то поставьте себя на верхнюю ступеньку. Если вы выполнили самостоятельную работу, но у вас остались вопросы, то поставьте себя на среднюю ступеньку. Если вы ошиблись в самостоятельной работе и у вас остались вопросы, поставьте себя на нижнюю ступеньку.
-Все вы молодцы! Спасибо за хороший урок!
Домашнее задание:
С.55 №5,6, 7 по желанию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Математика 3 класс Задачи на кратное сравнение
Презентация к уроку Математики по теме Задачи на кратное сравнение. 3 класс...
Проверочная работа по математике для учащихся 2 класса. Тема: "Задачи на кратное сравнение, на увеличение и уменьшение в несколько раз". УМК " Начальная школа XXI века"
Проверочная работа по математике по теме: " Задачи на кратное сравнение, на увеличение и уменьшение в несколько раз" для учащихся 2 класса. Работа содержит 6 вариантов....
конспект урока математики в 3 классе "Решение задач на кратное сравнение"
Урок математики в 3 классе с использованием личностно-ориентированного подхода....
урок математики в 3 классе "Решение задач на кратное сравнение чисел"
Математика в школе является одним из основных предметов, который вызывает затруднение у некоторых детей младшего школьного возраста.поэтому нужно четко представлять цели и задачи, которые стоят перед ...
3 класс. Математика. Задачи на кратное сравнение чисел. (Стр.37)
3 класс. Математика. Задачи на кратное сравнение чисел. (Стр.37) Урок проходит в игровой форме . УМК «Школа России»....
3 класс. Математика. Задачи на кратное сравнение чисел. (Стр.38)
3 класс. Математика. Задачи на кратное сравнение чисел. (Стр.38) Урок проходит в игровой форме . УМК «Школа России»....
Технологическая карта по математике 3 класс "Задачи на кратное сравнение чисел. Кратное сравнение чисел." (Школа России)
Технологическая карта по математике 3 класс на тему: "Задачи на кратное сравнение чисел. Кратное сравнение чисел."УМК Школа России...