Статья "Развитие логических универсальных учебных действий при изучении геометрического материала"
статья по математике (1, 2, 3, 4 класс)
Важнейшей задачей современного начального образования, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) второго поколения, является формирование ключевой компетенции «умение учиться». Она заключается в сформированности универсальных учебных действий. Их сформированность – залог активной познавательной деятельности учащихся, их творческой активности и интеллектуального развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 69.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие логических универсальных учебных действий у младших школьников при изучении геометрического материала.
Степаничева О.Ю.
учитель начальных классов
МБОУ «ЦО №26»,г.Тула
Важнейшей задачей современного начального образования, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) второго поколения, является формирование ключевой компетенции «умение учиться». Она заключается в сформированности универсальных учебных действий. Их сформированность – залог активной познавательной деятельности учащихся, их творческой активности и интеллектуального развития.
В начальной школе дети должны овладеть логическими приемами мышления (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование). Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является развитие всех качеств и видов мышления, которые позволили бы детям строить умозаключения, делать выводы, обосновывая свои высказывания, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания и решать возникающие проблемы.
Математика оказывает большое влияние на развитие у учащихся логических универсальных действий, т.к. само содержание математики не может быть освоено ребенком в полной мере до тех пор, пока он не овладел логическими приемами и операциями. Особое внимание в примерной программе по математике уделяется обучению младших школьников геометрии.[1] «Положение геометрии по сравнению с другими школьными предметами в своем роде уникально: ни один предмет учащиеся так не готовы воспринимать, как наглядную геометрию. В то же время, ни один предмет не начинают изучать в школе с таким запозданием (по отношению к благоприятному моменту), как геометрию»[3].
Как отмечает Р.С. Немов, мышление в отличие от других процессов совершается в соответствии с определенной логикой. Соответственно этому ученый выделяет следующие логические операции: сравнение, анализ и синтез, абстракция, обобщение, конкретизация. [2]
В действующий программах по математике в начальной школе, ставится задача геометрической пропедевтики: развитие у младших школьников пространственных представлений, ознакомление с некоторыми свойствами геометрических фигур, формирование практических умений, связанных с построением фигур и измерением геометрических величин.
Изложение геометрического материала в курсе проводится в наглядно-практическом плане, как бы следуя историческому процессу развития геометрических понятий. Работая с геометрическим материалом, дети знакомятся и используют основные свойства изучаемых геометрических фигур. С целью освоения этих фигур выстраивается система специальных практических заданий, предполагающая изготовление моделей изучаемых геометрических фигур на предметах и объектах, окружающих детей, а также их использование для выполнения последующих конструкторско-практических заданий, степень сложности которых растет по мере прохождения изучаемого курса.
Проанализировав действующие программы,были выделены задания, которые направлены на развитие пространственных отношений между объектами, ознакомление с различными геометрическими фигурами и геометрическими величинами, были выделены задания благодаря которым учащиеся научатся распознавать и изображать точку, прямую и кривую линии, отрезок, луч, угол, ломаную, многоугольник, различать окружность и круг. В содержание включено знакомство с простейшими геометрическими телами: шаром, кубом, пирамидой.
Важным этапом является – этап обобщения и применения новых знаний на практике. Рассмотрим примеры заданий, которые можно использовать на уроках математики во 2 классе:
1. Прямоугольное зеркало разбилось , какой кусочек выпал?
Раскрась все треугольники на рисунке красным цветом.
2. Начерти треугольник, круг и прямоугольник так, чтобы треугольник был внутри прямоугольника, а круг – внутри треугольника. Внутри круга проведи радиус.
3.Закрась красным цветом кривые поверхности.
4. Обведи замкнутой линией все треугольники. Закрась зеленым цветом все круги.
На этапе анализа должна поощряться самостоятельность выполнения и аргументация своего ответа. Также можно добавить такие вопросы: С какой целью выполняли задание? Какие трудности встретились? Как справились с ними?
Учащиеся охотно включаются в работу при использовании разнообразных приёмов работы:
- работа с моделями геометрических фигур, их рисунками;
- моделирование из бумаги и картона, пластилина, проволоки;
- чертежи геометрических фигур;
- работа по готовым чертежам.
Дети активно объясняют свои наблюдения, обосновывают свои действия, делают выводы, используя математические термины, развивают математическую речь.
Изучение геометрического содержания создаёт условия для развития пространственного воображения детей и закладывает фундамент успешного изучения систематического курса геометрии в основной школе.
Список литературы:
- Федеральный Государственный Образовательный Стандарт [электронный ресурс ]- режим просмотра :http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=313
- Немов Р.С. Психология. Кн. 1. Общие основы психологии[текст]/Р.С.Немов.-М.:Владос, 2003.-688с.
- Филлипова С.А. Использование геометрического материала в начальной школе [текст]/С.А.Филлипова Начальная школа+до и после 2010 №5
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие для развития логических универсальных учебных действий "Паровозик из Загадкино"
Методическое пособие для развития логических универсальных учебных действий "Паровозик из Загадкино"Занимательное развивающее пособие для первоклассников . Новые образовательные стандарты ...
Формирование логических универсальных учебных действий средствами курса математики "Учусь учиться" Л. Г. Петерсон
В статье представлены примеры заданий, которые направлены на формирование логических универсальных учебных действий....

Диагностика развития логических универсальных учебных действий
Диагностика развития лууд у младших школьников. Данные задания составлены с опорой на диагностику Н.Я.Чутко ( материал из дипломной работы)...

Повышение качества обучения русскому языку через развитие логических универсальных учебных действий
Обобщение опыта работы учителя начальных классов...

"Приемы устных вычислений как средство формирования логических универсальных учебных действий в младшей школе у учащихся 2 класса"
quot;Приемы устных вычислений как средство формирования логических универсальных учебных действий в младшей школе у учащихся 2 класса"...

Статья "Развитие логических универсальных учебных действий при изучении геометрического материала"
Сетрификат о публикации...

Формирование у младших школьников логических универсальных учебных действий при обучении решению задач.
Формирование у младших школьников логических универсальных учебных действий при обучении решению задач....