Конспект урока - Закрепление изученного материала по теме: «Сложение и вычитание с переходом через десяток»
план-конспект занятия по математике (1 класс)

Цель урока: закрепление умений учащихся решать задачи и выражения изученных видов, сравнивать числовые выражения, именованные числа; развивать навыки счета, мышление учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл panaevskaya_shi_matematika_1_klass_vasnetsova_s.g.docx216.85 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет/класс    Математика  1 класс

Программа   УМК «Школа России»

Базовый учебник   Математика. Моро М.И. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 частях/ М.И.Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова. – М.: Просвещение, 2020

Тема урока       Закрепление изученного материала по теме: «Сложение и вычитание с переходом через десяток»

Цели урока: закрепление умений учащихся решать задачи и выражения изученных видов, сравнивать числовые выражения, именованные числа; развивать навыки счета, мышление учащихся.

Тип урока: закрепление изученного материала.

Вид урока: урок-путешествие.

Методы и формы работы учащихся: практическая, фронтальная и индивидуальная, работа в парах.

Ресурсы урока:

Для учителя:

  1. Математика. Моро М.И. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 частях/ М.И.Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова. – М.: Просвещение, 2020
  2. Раздаточный материал – карточки с задачами.

Для ученика:

  1. Тетрадь, учебник, письменные принадлежности.
  2. Интерактивная доска.
  3. Раздаточный материал: карточки с заданиями.
  4. Веер цифр, сигнальные карточки.

Межпредметные связи: окружающий мир по теме ««Моя малая Родина»

Планируемые результаты (предметные):

- выполнять сложение чисел с переходом через десяток в пределах 20;

- уметь решать задачи и выражения изученных видов;

- определять структуру задач в два действия, составлять план решения и записывать решение;

- читать и записывать значение величины длины, используя изученные единицы измерения этой величины (сантиметр, дециметр) и соотношение между ними: 1 дм=10 см.

Метапредметны результаты:

Регулятивные:

- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

- уметь самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знаковом учебном материале;

- выполнять действия в сотрудничестве с учителем по предложенному плану;

- самостоятельно выстраивать план действий по решению учебной задачи изученного вида;

- уметь осуществлять контроль по результату в отношении многократно повторяемых действий с опорой на образец выполнения;

- уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных речевых ситуаций;

- высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

- уметь слушать и вступать в диалог.

Познавательные:

- уметь осуществлять предварительный анализ текста задачи (работа над терминами, перефразирование, переформулирование теста);

- предоставлять информацию в виде схем (заполнять готовую);

- переводить текст задачи на знаково-символический язык, который можно осуществлять графическими средствами;

- извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема.);

-уметь выполнять логические действия;

- уметь выстраивать логическую цепь рассуждений.

Личностные:

- формировать интерес к изучению математики;

- повышать уровень мотивации учебной деятельности;

- формировать интерес к малой родине;

- формировать уважение к мыслям и настроениям другого человека и доброжелательное отношение к людям;

- придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей.

Ход урока

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

Формируемые

УУД

  1. Организационный момент.

Мотивирование к учебной деятельности.

Учитель приветствует учащихся и организует эмоциональный настрой на урок.

- Ребята, сегодня на уроке мы совершим увлекательное математическое путешествие по одному из районов Ямало-Ненецкого автономного округа на корабле «Знаний». И прежде чем отправиться в путь подарите друг другу немножко внимания. Повернитесь друг к другу. Прикоснитесь своими ладошками ладошек соседа и подарите чувство уверенности в том, что сегодня у вас всё получится. Улыбнитесь. Опустите ладошки и сядьте правильно. Проверьте свою готовность к уроку.

- Итак, в путь! Для того, чтобы узнать название района, по которому мы будем путешествовать необходимо выполнить следующие задания.

1. Расположите цифры по порядку по мере возрастания

 20, 17,  12,  2, 15, 9, 11, 4, 9

(на доске учитель переворачивает карточки с буквами)

2. Замените суммой двух одинаковых слагаемых числа:

4, 6, 7, 8, 10

(на доске учитель переворачивает карточки с буквами)

Прочитайте карточки с буквами.

   Ямальский район

-Куда мы сегодня с вами отправимся?

Путешествовать мы будем по поселениям нашего района. Сколько поселений входит в состав Ямальского района, вы мне ответите, прослушав стихотворение.

Ямальский район славится дочками-тундрами.
У каждой из них богатств всех не счесть:
Черное золото, газ в недрах есть,
Рыба, олени, пушные меха –
Старшую дочь назвал он Сеяха,
Младшая раньше других расцветает,
Звонким ручьем песнь весны распевает –
Все Салемал ее нежно зовут
И от весны ее веточку ждут.
Яр-Сале – сказка! Стальною птицей,
Выше небес к нам Мыс Каменный мчится,
В Новом Порту корабли пристают,
Сети из шелка здесь ловко плетут.
Пушное зверье Панаевск разводит…

Каждая дочь себе дело находит.
Славиться пусть наш Ямальский район,
Пусть процветает на радость всем он!

- Сколько поселений входит в состав Ямальского района?

- Назовите их.

Учащиеся выполняют действия, предложенные учителем.

Организуют своё рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на своём столе.

Выполняют задание по цепочке.

 Читают - «Ямальский район»

Слушают стихотворение и считают поселения Ямальского района.

6

Дети отвечают: Сеяха, Панаевск, Мыс-Каменный, Салеймал, Яр-Сале, Новый Порт

Л: формировать интерес к изучению математики; повышать уровень мотивации учебной деятельности, - формировать интерес к  малой родине.

К: оформлять свои мысли в устной речи.

П: извлекать информацию из текста;

К: уметь слушать;

Л: - формировать интерес к малой родине.

  1. Постановка учебной задачи

Работа учителя направлена на создание   у учащихся мотивации к постановке учебной цели.

      Путешествуя на корабле «Знаний», мы будем выполнять задания по тому материалу, который прошли ранее, повторять то, чему научились на предыдущих уроках.

 - Сформулируйте тему урока.

Тема: Закрепление изученного материала по теме: «Сложение и вычитание с переходом через десяток».

Цель: закреплять умения решать задачи и выражения изученных видов, сравнивать числовые выражения.

Определяют тему урока. Обосновывают выбранные формулировки цели урока, принимают задачи урока.

Предполагаемые ответы детей: Тема: «Повторение и закрепление изученного материала»,

Цель: повторить всё чему научились на прошлых уроках, продолжать учиться решать задачи и выполнять вычисления.

Р: уметь определять и формулировать цель урока с помощью учителя;

К: оформлять свои мысли в устной речи.

 

  1. Актуализация необходимых знаний.

  1. Работа над развитием навыков счета.

Прежде чем отправиться в плавание, мы немного подготовимся и проведём математическую разминку.

(При устном счете каждый воспитанник пользуется веером цифр)

Какое число надо прибавить к 8, чтобы получить 11?

Первое слагаемое 5 сумма 12. Чему равно второе слагаемое?

8 увеличить на 4

Сумма чисел 7 и 6

6 увеличь на столько же

Какое число пропущено 8, 9, 10, 12, 13?

Показать знак =, так чтобы равенство или неравенство было верным.

10 *8+1     7-2*7      0*6-6

11*13        20*12     2 дм*20 см

Учитель предлагает учащимся решить задачи.

  1. На Ямале 5 центров, где добывают нефть и газ. Один из них находится в Тазовском районе, а остальные в Ямальском районе. Сколько центров по добычи нефти и газа находятся в нашем районе?
  2. Ежегодно учащиеся школ-интернатов Ямальского района получают Премию Главы муниципального образования Ямальский район. В 2016 году из Новопортовской школы-интернат получили премию 2 воспитанника, Панаевской - 1, Сеяхинской - 1. Мыскаменской – 1, Салемальской – 1. Сколько всего воспитанников получили премии?

      В нашей школе такую премию получил Хороля Пётр, обучающийся 9 класса.

При помощи вееров цифр и знаков показывают ответ.

Р: выполнять действия в сотрудничестве с учителем по предложенному плану; самостоятельно выстраивать план действий по решению учебной задачи изученного вида;

П: уметь выполнять логические действия; уметь выстраивать логическую цепь рассуждений;

Извлекать информацию, представленную информацию из текста задачи;

Л: повышать уровень мотивации учебной деятельности, формировать интерес к малой родине.

 

  1. Закрепление пройденного материала

  1. Сложения чисел с переходом через разряд.

- Математическое путешествие на корабле «Знаний» начинаем мы в порту посёлка, который по территории в Ямальском районе самый маленький.

        Для того, чтобы узнать название этого посёлка необходимо выполнить задание 1 с. 73 учебника

Соотнесите полученные ответы с буквами и вы узнаете какой посёлок самый маленький на территории Ямальского района

  1. П(8), Е(11), В(13), А(9), Н(7), К(6), С(14)

8

9

7

9

11

13

14

6

п

а

н

а

е

в

с

к

- Какой посёлок самый маленький по территории в Ямальском районе?

Один ученик решает и объясняет всему классу первый пример.

Объясняют принцип решения выражений с переходом через 10.

Задание выполняют самостоятельно, решение записывают в тетради. Осуществляют взаимопроверку.

Дети соотносят ответы примеров с буквами

Ответ - Панаевск

Р: уметь самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знаковом учебном материале; уметь осуществлять контроль по результату в отношении многократно повторяемых действий с опорой на образец выполнения;

Л: придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей, формировать интерес к своей малой родине;

  1. Закрепление решения составных задач.

- Продолжаем путешествие и приближаемся к посёлку Салеймал. В Ямальском районе большое внимание уделяется строительству жилья. Из года в год всё больше и больше строят многоквартирных домов. В том числе и семьи из посёлка Салеймал получают ключи от благоустроенных квартир.

Задача оформлена на карточке.

      За последние три года в посёлке Панаевск построено 7 многоквартирных домов, а в посёлке Салеймал за этот же период времени построено на 3 дома меньше. Сколько многоквартирных домов построено в посёлке Салеймал за три года?

      Измени вопрос так, чтобы задача решалась двумя действиями. Реши её.

Учитель организует работу над анализом задачи.

http://tak-to-ent.net/images/matem/1klass/2/image151.jpg

Панаевск – 7 д.        

Салеймал -? на 3 д. меньше     д.

1)7-3=4(д.)

2)7+4=11(д.)

Ответ: 11 домов

Читают задачу, выделяют условие и вопрос. Изменяют вопрос задачи так, чтобы она решалась двумя действиями -  

Сколько всего многоквартирных домов построено за три года в двух посёлках?

Называют данные и искомые числа, составляют (под руководством учителя) краткую запись, записывают решение и ответ (ответ предварительно формулируют устно). Решение задачи записывают в тетради.

Р: выполнять действия в сотрудничестве с учителем по предложенному плану уметь выстраивать логическую цепь рассуждений;

К: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

П: уметь осуществлять предварительный анализ текста задачи (работа над терминами, перефразирование, переформулирование теста);

- предоставлять информацию в виде схем (заполнять готовую); уметь выстраивать логическую цепь рассуждений;

Л: формировать уважение к мыслям и настроениям другого человека и доброжелательное отношение к людям, - формировать интерес к своей малой родине.

3. Решение простых задач. Самостоятельная работа.

- Наш корабль «Знаний» подплывает к следующему порту, который находится в посёлке Яр-Сале. В посёлке Яр-Сале находится самая крупная школа-интернат в России.

Задача оформлена на карточке.

       На территории Ямальского района расположено 8 детских садов и 6 школ-интернатов. Сколько всего школ-интернатов и детских садов в Ямальском районе?

  1. 8+6=14 (уч.з.)

Ответ: 14 школ-интернатов и детских садов (учебных заведений)

Читают задачу.

В парах обсуждают данные и искомые числа задачи, обсуждают решение. Самостоятельно записывают в тетради решение и ответ.

Решение сравнивают с образцом.

Р: самостоятельно выстраивать план действий по решению учебной задачи изученного вида;

К: оформлять свои мысли в устной и письменной речи; высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; уметь слушать и вступать в диалог;

Л: формировать уважение к мыслям и настроениям другого человека и доброжелательное отношение к людям, - формировать интерес к своей малой родине.

Физминутка

- Мы с вами хорошо потрудились и в порту посёлка Новый Порт отдохнём.

Физминутка «Кто на севере живет»
По ледяной пустыне
Медведица идет.
За нею медвежата
Торопятся вперед.
Трещит мороз жестокий,


Повсюду снег и лед.
По полынье холодной


За нерпой морж плывет.


Бегут, спешат олени,

Им веден путь едва


Над ними тихо кружит
Полярная сова.

шагают на месте вперевалочку,

медленно убыстряют шаг

обнимают себя руками

повороты с вытянутой рукой вправо-влево

идут, делают гребки руками

руки скрестно над головой – «рога», бегут

высоко поднимая колени

бегут маленькими шажками, руки в стороны

   

4.Закрепление умения читать и записывать значение величины длины, используя изученные единицы измерения этой величины (сантиметр, дециметр) и соотношение между ними.

- Незаметно наш корабль приплыл в порт посёлка Мыс Каменный. Долгое время Мыс Каменный вообще никак не обозначался на географических картах, поскольку был объявлен секретным портом для подводных лодок.

Сравнение чисел и именованных чисел (задание 3, с. 73 учебника).

Сравнивают числовые выражения и числа с комментированием.

Например:

3+10*15

Сравнить сумму чисел 3 и 10 с числом 15. Значение суммы чисел 3 и 10 равно 13, 13 меньше 15, значит 3+10 15.

Сравнить разность чисел 9 и 4 с числом 5. Значение разности равно 5, пять равно пяти, значит: 9-4=5.

Особое внимание следует уделить второму столбику, в котором сравниваются именованные числа.

Дети по одному комментируют, остальные проверяют правильность решения выражений, помогают, и аплодируют тем, кто быстро и правильно сравнивает выражения.

П: уметь выполнять логические действия; уметь выстраивать логическую цепь рассуждений;

Л: формировать уважение к мыслям и настроениям другого человека и доброжелательное отношение к людям.

  1. Работа над развитием логического мышления учащихся.

- Наш корабль прибывает в самый северный посёлок Ямальского района Сеяха. В переводе с ненецкого Се-Яха означает «горло реки». Здесь практически круглый год всё кругом укрыто белоснежным покрывалом снегов. Традиционным занятием для населения посёлка является охота и рыболовство. Из всех северных рек России Обь, которая протекает по территории Ямальского района – самая рыбная.

 

- Какая рыба водится в реках Ямальского района?

Реши ребус (ребусы оформлены на слайде)

  

у

с

н

м

к

2,5

4

6

1

3

Отвечают на вопросы учителя.

Предположительные ответы учащихся – муксун, нельма, щёкур, щука, ряпушка.

 

Решение ребусов: щука, ряпушка, муксун.

К: уметь слушать и вступать в диалог;

П: уметь выполнять логические действия; уметь выстраивать логическую цепь рассуждений;

Л: формировать интерес к изучению математики, формировать интерес к малой родине.

  1. Итог урока

В посёлке Сеяха мы завершим сегодняшнее математическое путешествие.

- Чему был посвящен урок?

- Какие цели мы ставили вначале урока?

- Достигли ли мы целей урока?

-Чему учились на уроке?

- Что нового узнали на уроке?

-Что вам на уроке удалось?

-Что было сложным?

- Ямальскому району

- Повторить всё чему научились на прошлых уроках, продолжать учиться решать задачи и выполнять вычисления.

- Да.

- Много интересных фактов о Ямальском районе.

Отвечают на вопросы учителя.

К: оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных речевых ситуаций; высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; уметь слушать и вступать в диалог;

Л: формировать уважение к мыслям и настроениям другого человека и доброжелательное отношение к людям; придерживаться этических норм общения.

  1. Рефлексия

- Оцените свою работу на уроке. На доске анкета. Если вы выбрали первый вариант ответа, то поднимите зелёную сигнальную карточку, если второй – красную.

1. На уроке я работал

Охотно- неохотно

  1. Своей работой на уроке я

Доволен – недоволен

  1. Для меня урок показался

Коротким – длинным

  1. За урок я

Не устал – устал

  1. Материал урока мне был

Понятен – непонятен

  1. Какое настроение у вас в конце урока. Покажите смайликом.

- Я хочу пожелать вам и всем жителям Ямальского района мира и благополучия, пусть общими усилиями наша земля хорошеет и расцветает.

Каждый ребёнок оценивает свою работу на уроке. Поднимают сигнальную карточку.

Отвечают на вопросы учителя.

Р: уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Литература:

1. Методические рекомендации к учебнику «Математика», 1 класс, Моро М.И., С.И. Волковой, С.В. Степановой М., «Просвещение» 2017 г.

2. Учебник «Математика», 1 класс, Моро М.И С.И. Волкова, С.В. Степанова «Математика. 1 класс» часть 2, М., «Просвещение», 2020г.

3. http://yar-sale.do.am/pulik/publichnyj_doklad_2015-2016.pdf - публичный доклад департамента образования Ямальский район за 2015-2016 учебный год.

4. http://mo-yamal.ru/na-ladoni/index.php - Ямальский район на ладони – официальный портал МО Ямальский район.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по математике в 1 классе по теме: "Сложение и вычитание с переходом через десяток"

План-конспект урока по математике в 1 классе по теме: "Сложение и вычитание с переходом через десяток"...

Конспект урока по математике. Тема "Сложение и вычитание без перехода через десяток". 3 класс. Адаптированная программа.

Конспект урока по математике. Тема "Сложение и вычитание без перехода через десяток". 3 класс. Адаптированная программа....

Конспект урока по предмету "Математика" по теме: "Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида (□ + 5)" .

Пояснительная записка к уроку математики по теме  «Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида (□ + 5)».Тип урока: открытие нового знания.Цель урока: рассмотреть случаи сл...

Презентация к уроку "Повторение и закрепление по теме: "Сложение и вычитание без перехода через десяток".

Урок по математике во 2 классеУМК « Перспектива»авторы учебникаГ.В. Дорофеев, Т.Н. Миракова...

Конспект урока математики в 1 классе Тема: Сложение однозначных чисел с переходом через десяток.

Конспект урока математики в 1 классеТема: Сложение однозначных чисел с переходом через десяток.УМК "Школа России" Урок открытия новых знаний....

Тема: «Сложение и вычитание с переходом через десяток». Путешествие в сказку ” Маша и медведь” закрепление темы.

Цель: формирование умения складывать однозначные числа с переходом через десяток.Задачи:- образовательные: развивать вычислительные навыки, продолжать формировать умение решать задачи, закреплять назв...