Урок математики в 4 классе. Скорость. Единицы скорости
план-конспект урока по математике (4 класс)

Афанасьева Марина Дмитриевна

Урок математики в 4 классе "Скорость. Единицы скорости"  направлен на формирование системы знаний и представлений о скорости движения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок математики19.06 КБ

Предварительный просмотр:

Дата:                                                             Класс: 4 «А»                           

Технологическая карта урока

Целевой блок

Тема

Скорость. Единицы скорости

Педагогическая цель:

Формирование системы знаний и представлений о скорости движения

Планируемые результаты:

Предметные:

-формирование начальных представлений о скорости и единицах её измерения;

-овладение учебными действиями различных форм организации

Личностные:

-считаться с мнением другого человека;

-принимать и осваивают социальную роль обучающегося;

-уяснять мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения;

-оценивать себя и товарищей.

Метапредметные УУД:

* Регулятивные УУД:

-осуществлять целеполагание и планирование учебной деятельности;

-производить взаимооценку и самооценку выполненной деятельности;

-владеть приёмами саморегуляции;

-корректировать и вносить изменения в свою деятельность.

* Коммуникативные УУД:

-планировать учебное сотрудничество;

-умело предотвращать конфликтные ситуации;

-умение осуществлять постановку вопросов и отвечать на них;

-умело, полно и точно выражать свои мысли в соответствие с задачами и условиями коммуникаций;

-владеть монологической и диалогической формами речи.

* Познавательные УУД:

-самостоятельно выделять и формулировать познавательные задачи;

-поиск и выделение необходимой информации;

-эффективное решение проблемной ситуации

Инструментальный блок

Задачи урока:

Образовательная:

-подробное рассмотрение определения понятия скорости;

-рассмотрение вопроса о рациональном применении алгоритма нахождения скорости движения;

-освоение важных приёмов и алгоритмов выполнения математических действий

Развивающая:

-развитие умений правильно действовать при решении задач;

-совершенствование умений работать сообща, вести диалог;

-создать условия для развития коммуникативных способностей учащихся, психических процессов: памяти, мышления, воображения, внимания, эмоций

Воспитательная:

-формирование навыков сотрудничества;

-воспитание учебной активности;

-создание условий для привития умения работать в парах, коллективно и самостоятельно.

Тип урока:

урок «открытия» новых знаний

Учебно-методический комплекс:

УМК «Школа России», 4 кл., ч.2, стр. 5-6

Организационно - деятельностный блок

Основные понятия:

«скорость», «единица измерения скорости», «решение», «ситуация», «взаимопроверка», «сложение»

Межпредметные связи:

информатика, литературное чтение, русский язык, физическая культура

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Мотивационный

Здравствуйте. Сегодня мы отправляемся в фантастическое путешествие по планетам математики.

Первая планета, на которую нас привез шаралет. «Сосчитай-ка».

Посещая планеты математического путешествия, мы будем оценивать свой успех на листах самооценки: если всё удается, то ставим «+», если испытываем затруднение при выполнении заданий, то «-».

Итак, первое задание  «Вырази-ка» (интерактив)

Обратите внимание на экран и переведите данные единицы длины в указанные далее.

5 дм =  см

3 мин =  сек

3 ц =  кг

5 км/ч =  м/сек

Приветствуют учителя, настраиваются на активное взаимодействие и продуктивную работу.

Предполагают значение понятия «эстафета».

Убеждаются в правильности или ложности своих суждений.

Усваивают правила самооценки на каждом этапе урока.

Выражают различные единицы изменений.

Личностные УУД:

-считаться с мнением другого человека;

-принимать и осваивают социальную роль обучающегося

Регулятивные УУД:

-владеть приёмами саморегуляции

Коммуникативные УУД:

-планировать учебное сотрудничество;

-умело предотвращать конфликтные ситуации;

-умение осуществлять постановку вопросов и отвечать на них

Познавательные УУД:

-поиск и выделение необходимой информации;

-эффективное решение проблемной ситуации

Постановка учебных задач

Ребята, какие единицы измерения величин вам известны? (единицы длины, массы, времени). А с каким из заданий возникло затруднение? Как вы считаете, это единица измерения чего? (скорости) Зачастую мы можем услышать фразу: «Водитель ехал со скоростью 150 км/ч», значит, о какой единице измерения идёт речь?

Какова же тема нашего урока?

Сформулируем цель: ознакомление с понятием … скорость

Сформулируем задачи:

-узнать об определении понятия … скорость

-научиться решать задачи с нахождением … скорости движения

-применить знания … при выполнении заданий

Вы успешно посетили планету «Сосчитай-ка» Оцените свой результат. Покажите листы самооценки.

Обращаясь к предыдущему опыту, формулируют тему урока.

Самостоятельно, в соответствии с ФГОС НОО производят целеполагание.

Делают отметку в листе самооценки на текущем этапе урока.

Регулятивные УУД:

-осуществлять целеполагание и планирование учебной деятельности

Коммуникативные УУД:

-планировать учебное сотрудничество;

Познавательные УУД:

-самостоятельно выделять и формулировать познавательные задачи

Личностные УУД:  

-уяснять мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения

Учебные действия

Продолжаем наше путншествие и прилетаем на планету «Узнавай-ка». Обратите внимание на экран. Ваша задача внимательно послушать и определить, что же такое скорость движения.

Легковая машина прошла 160 километров за 2 часа. В течение каждого часа она проходила одинаковое расстояние. Сколько километров проходила эта машина за один час?

О чём говорится в задаче? (о легковой машине) Какое расстояние она прошла? (160 км) За какой промежуток времени? (за 2 часа). На какой вопрос задачи необходимо ответить? (Сколько километров проходила эта машина за один час? (80 км/ч))

Коля, выйди и запиши решение.

Так, как вы поняли, что такое скорость? (скорость движения – это расстояние, пройденное за единицу времени)

Расстояние чаще всего выражают в км, м, см.

Единицей времени может быть одна секунда, одна минута или один час.

Записывают так км/ч, м/ч, км/мин, м/мин. Читают так.

Сделаем вывод, исходя из решенной задачи. Какова скорость машины? Сверим наше предположение с выводом в учебнике на 5 странице. Катя, прочитай текст.

Выполняя это задание, нам удалось узнать определение понятия «скорость движения».

Путешествие по планете «Узнавай-ка» завершена. Если вам понятно это определения, и вы готовы двигаться дальше-покажите зеленую сторону карточки, если вы всё ещё испытываете затруднения-красную. Сделайте отметку в листе достижений.  Продолжаем в том же духе.

Следующий планета, на которую нас привез шаралет называется «Реши-ка». Как же нам найти скорость движения, зная расстояние и время?

Обратите внимание на экран и скажите, как мы будем выполнять следующее задание? Повторим правила работы в парах.

Вам необходимо прочитать задачу, заполнить таблицу и решить задачу. На выполнение этого задания вам отводится 2 минуты. Как только ваша пара будет готова, соедините свою ладонь с ладонью соседа по парте.

Сверим правильность выполнения задания с помощью документ-камеры.

Выполняя это задание, чему мы научились? (решать задачи с нахождением скорости движения)

Сделайте отметку в листе достижений.

Настало время немного отдохнуть.

Следующий этап математической эстафеты «Подумай-ка».

Теперь поработаем в группах по три человека. Обратимся к учебнику.  На 6 вверху расположена таблица. Задача каждой из групп: рассмотреть таблицу, составить задачу и найти неизвестные данные. Первая команда работает с первой строкой, вторая-со второй.

На выполнение задания у вас есть 2 минуты.

Рассматривают изображение на интерактивной доске. Отвечают на вопросы учителя. Далее выполняют запись в тетради и фиксируют поученный результат.

Производя математические вычисления, формулируют определение понятия скорости.

Сверяют свои предположения с выводом в учебнике.

Делают отметку в листе самооценки.

Повторяют правила работы в парах и выполняют задание с дальнейшей проверкой на интерактивном оборудовании.

Выполняют комплекс здоровьесберегающих упражнений согласно указаниям учителя.

Выполняют работу в группах по три человека, производят проверку.

Личностные УУД:

-считаться с мнением другого человека;

-оценивать себя и товарищей

Регулятивные УУД:

-владеть приёмами саморегуляции;

-корректировать и вносить изменения в свою деятельность

Коммуникативные УУД:

-владеть монологической и диалогической формами речи

Познавательные УУД:

-поиск и выделение необходимой информации;

-эффективное решение проблемной ситуации

Контроль

Проведём проверку правильности выполнения задания с помощью интерактивной доски.

Молодцы, вы слаженно поработали, но сейчас проверим, умеете ли вы работать самостоятельно.

Вам нужно вставить пропущенные данные в таблицу. Кто справится с заданием-дайте знак.

 

Производят проверку правильности выполнения задания.

Настраиваются на индивидуальную работу.

Личностные УУД:

-считаться с мнением другого человека

Регулятивные УУД:

-корректировать и вносить изменения в свою деятельность

Коммуникативные УУД:

-владеть монологической и диалогической формами речи

Познавательные УУД:

-поиск и выделение необходимой информации;

-эффективное решение проблемной ситуации

Самоконтроль (взаимоконтроль)

Проверим вашу работу, обратите внимание на экран. У кого другие ответы? А сейчас обменяйтесь своей работой с работой соседа по парте. Исправьте ошибки, если они допущены. Чей сосед по парте не допустил ни одной ошибки? Молодцы, а с чем возникли затруднения?  Что помогло вам успешно справиться с заданием?

Тем самым применили полученные знания при выполнении заданий.

Вы отлично потрудились. Сделайте отметку в листе достижений. Покажите листы самооценки.

Производят самопроверку.

Производят взаимопроверку, фиксируют и ликвидируют затруднения, которые возникли в процессе проверки правильности выполнения задания.

Личностные УУД:  

-оценивать себя и товарищей

Регулятивные УУД:

-производить взаимооценку и самооценку выполненной деятельности;

-корректировать и вносить изменения в свою деятельность.

Познавательные УУД:

-поиск и выделение необходимой информации

Оценка

И вот мы успешно посетили все планеты фантастической математики, поздравляю! Молодцы, вы отлично потрудились. Подведём итоги. Какие математические знания вы получили? Повторим эти знания и дополним предложение вместе (скорость движения – это расстояние, пройденное за единицу времени)

Некоторые участники математической эстафеты особенно отличились. Петя получает оценку отлично, потому что активно работал на уроке и правильно отвечал на вопросы. Люда получает оценку хорошо, ты активно работала на уроке, но ответы давала неполные. Остальные ребята продолжат работу на следующем уроке.

Закройте учебники и тетради, уберите их на край стола.

Подводят итог урока, опираясь на целеполагание.

Дополняют предложение.

Принимают оценки за работу с аргументированием.

Наводят порядок на рабочем месте.

Личностные УУД:  

-уяснять мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения

Регулятивные УУД:

-владеть приёмами саморегуляции

Самооценка

Обратите внимание на слайд и поднимите жетон соответствующего цвета.

Встаньте, пожалуйста, из-за парт. Спасибо за активную работу. Урок окончен.

Производят самооценку.

Принимают похвалу в свой адрес. Прощаются с учителем.

Личностные УУД:  

-оценивать себя и товарищей

Регулятивные УУД:

-владеть приёмами саморегуляции


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока математики 4 класс Тема: "Единицы длины и площади"

Задачи урока:Закрепить знания учащихся о единицах длины и площадиСовершенствовать навыки решения задач на нахождение площади и периметраСовершенствовать вычислительные навыкиСпособствовать разви...

Конспект урока математики , 4 класс , "Таблица единиц площади"

Разработка урока для 4 класса по теме "Таблица единиц площади"...

Конспект урока в 4 классе по теме "Скорость. Единицы скорости"

Конспект урока в 4 классе по теме "Скорость. Единицы скорости"....

Открытый урок по математике 4 класс тема «Единицы скорости. Взаимосвязь величин: скорость, время, расстояние. Запись текста задачи в таблице». УМК "Гармония"

Цель:  Познакомить детей с понятием «скорость»; научиться записывать единицы скорости; записывать задачу на движение одного тела в таблице; сравнивать скорости различных тел в разных ...

Конспект урока математики 4 класс по теме: "Скорость движения"

Цель урока: развитие познавательной активности на основе поисковой деятельности учащихся при введении понятия скорости движения и установлении взаимосвязи между величинами: скорость, время, расстояние...

Конспект урока математики 4 класс "Таблица единиц времени"(обобщающий урок)

Конспект урока математики "Таблица единиц времени" (обобщающий урок)...