Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организационного взаимодействия на уроке | Формируемые УУД | Промежуточный контроль |
- Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
| Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования, эмоционально настраивает на учебную деятельность. -Какое слово зашифровано в ребусе? - Верно. С этим понятием мы сегодня еще встретимся | Слушают учителя, готовят рабочее место к уроку, демонстрируют готовность к уроку, отвечают на вопросы. | Фронтальная, индивидуальная | К – планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Л – понимают значение знаний для человека и принимают его, имеют желание учиться, проявляют интерес к изучаемому предмету. | Наблюдение учителя за организацией учащимися своего рабочего места. |
- Актуализация
| Арифметический диктант. | а) Найдите частное чисел 420 и 6 (70). б) Какое число надо увеличить в 8 раз, чтобы получить 64 (8) в) Запишите число, которое больше 20 в 5 раз (100) г) Первый множитель 42, второй – 2. Чему равно произведение? (84) д) На сколько нужно разделить 560, чтобы получилось 80?
| Выполняют задания, выполняют проверку по эталону, осуществляют взаимооценку,работают с технологической картой урока | Фронтальная, индивидуальная | П – фиксируют математические отношения между объектами и группами объектов в знаково-символической форме; делают выводы по аналогии и проверяют эти выводы; владеют логическими действиями, способами выполнения заданий поискового характера, базовыми предметными понятиями. Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, планируют, контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, осознают правила контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. К – принимают активное участие в работе. Л – осознают свои возможности в учении, способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием, проявляют познавательный интерес к изучению учебного предмета, понимают важность и необходимость изучения математики в жизни человека | Наблюдение учителя |
- Определение темы урока, целеполагание
|
| Ребята, представьте себе ситуацию. Утром мы все отправляемся в школу. Андрей идет пешком, а Дима едет на велосипеде. Кстати, напомните мне, по какой стороне дороги нужно идти? А ехать? Кто доберется до школы быстрее? -Почему?
-А что такое скорость?
-Скорость – это пройденный путь за определенное время
Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? Чтобы точнее сформулировать тему и цели урока, найдем опорные слова. Я хочу предложить вам следующее задание. Работая в парах, расположите единицы измерения в порядке возрастания. дм, км, м, см, мм ч, мин, сут, с, мес
Проверка по эталону (мм, см, дм, м, км) (с, мин, ч, сут, мес)
Итак, опорные слова «скорость» и «единицы измерения». Кто поможет мне формулировать тему урока?
Ребята, скажите является ли эта тема важной и для чего нам нужно ее изучать.
| Слушают учителя, отвечают на вопросы
-Дима -Скорость велосипеда больше Ответы учащихся Читают определение в технологических картах
О скорости
Выполняют задания
Работают с технологической картой
Скорость. Единицы измерения скорости Ответы детей | Фронтальная, индивидуальная | Р – принимают и сохраняют учебные задачи К – принимают активное участие в работе, используют умение вести диалог, речевые коммуникативные средства, формулируют и аргументируют свою позицию относительно обсуждаемой проблемы, умеют слушать собеседника, признают возможность существования различных точек зрения на обсуждаемую проблему |
|
- Пробное действие. Выявление места и причины затруднения. Построение проекта выхода из затруднения.
|
| Задача1. Легковая машина прошла 160 км за 2 ч. В течение каждого часа она проходила одинаковое расстояние. Сколько км проходила эта машина за 1 ч?
Можно ли сказать, что время 2 часа и расстояние 160 км являются единицами измерения скорости? А показателями скорости? 160:2 = 80. Можно сказать, что скорость машины 80 км в ч. Сокращенно записывают 80 км/ч. Задача 2. Космический корабль пролетает 8000 м за 1 с. Как можно записать его скорость? 8000 м/с = 8 км/с. Прочитайте единицы скорости: м/с, м/мин, км/ч, км/с ( на доске) Задача 3. Лыжник прошел на лыжах расстояние 1100 м за 11 мин. С какой скоростью двигался лыжник? Всегда ли удобно делать чертеж к задаче? В математике принято обозначать величину латинскими буквами. S – расстояние t – время v – скорость. Как найти скорость?
Скажите то же самое, но используя буквы. v=S:t Это формула, по которой находят скорость движения. Этой формулой вы будете пользоваться и в старших классах, в том числе на уроках физики. Какова скорость лыжника? 1100:11=100 (м/мин)
|
-Нет
-Да
8000 м/с Читают
Нет
Нужно расстояние разделить на время
v=S:t | Фронтальная | П – фиксируют математические отношения между объектами и группами объектов в знаково-символической форме, делают выводы по аналогии и проверяют эти выводы, владеют логическими действиями, способами выполнения действий поискового характера, базовыми предметными понятиями. Р – принимают и сохраняют способы задания учебной деятельности, планируют и контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки. К – строят речевое общение в устной форме, используя математическую терминологию, принимают активное участие в работе, используют умение вести диалог, речевые коммуникативные средства, формулируют и аргументируют свою позицию относительно обсуждаемой проблемы, умеют слушать собеседника, признают возможность существования различных точек зрения на обсуждаемую проблему Л – осознают свои возможности в учении, способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая причины успеха с усилиями и трудолюбием, проявляют познавательный интерес к изучению предмета, понимают важность и необходимость изучения математики в жизни человека. | Решение текстовых арифметических задач
Определение взаимосвязи между скоростью, временем и расстоянием. |
- Физкультминутка
|
| Когда я называю единицы времени – хлопок над головой, единицы длины приседание, единицы скорости – руки в стороны | Выполняют физкультминутку | Фронтальная | Р – принимают и сохраняют учебную задачу К – проявляют готовность слушать Л – имеют установку на здоровый образ жизни | Выполнение движений согласно инструкции |
- Первичное закрепление с комментированием во внешней речи
| Работа с технологической картой | Задача. Самолет за 3 ч пролетает 840 км, а вертолет такое же расстояние преодолевает за 7 ч. Найдите скорость самолета и вертолета.
- 840:3 = 280 (км/ч) – скорость самолета
- 840:7 – 120 (км/ч) – скорость вертолета
Задача. Вы часто бываете пассажирами и знаете. что движение на дороге регулируется дорожными знаками. На дороге часто возникает следующая ситуация. На участке длиной 360 км стоит знак ограничения скорости до 60 км/ч. Нарушил ли водитель правила, если он преодолел это расстояние за 4 ч. 360:4 = 90 (км/ч) Проверка: водитель нарушил правила Ребята, нельзя нарушать правила дорожного движения. Это не просто нарушение, это опасно. | Решают с комментированием, записывают решение в тетрадь, один учащийся у доски
Работают в парах | Фронтальная | П – осуществляют логические действия, владеют способами выполнения действий поискового характера Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, осуществляют планирование, контроль и оценку учебных действий К – владеют конструктивными способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками Л – понимают необходимость изучения математики в жизни человека | Решение текстовых арифметических задач
|
- Самостоятельная работа
|
| Задачу №1 выбирают те, кто еще не очень хорошо понял тему, но хочет попробовать свои силы. Улитка проползла 100 см за 2 мин. Найдите скорость улитки 100:2 = 50 см/мин Задачу №2 выбирают те, кто хорошо разобрался в теме, но приступать к более сложным задачам еще не готовы Заяц, когда ему угрожает опасность, пробегает за 6 с 72 м, а мышь бежит со скоростью 2 м/с. Кто из них бежит быстрее и на сколько? - 72:6=12(м/с) – скорость зайца
- 12-2 = 10 (м/с)
Задачу №3 выбирают те. кто хорошо разобрался в теме и хочет попробовать решить более сложную задачу. Трактор за 6 часов проезжает 240 км, а машина то же расстояние за 3 часа. Во сколько раз скорость машины больше скорости трактора? - 240:6 = 40 км/ч – скорость трактора
- 240:3 = 80 км/ч – скорость машины
- 80:40=2
| Выбирают задачу, решают, записывая в тетрадь, сверяют решение с эталоном. Самооценка | Индивидуальная | П – осуществляют логические действия, владеют способами выполнения действий поискового характера Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, осуществляют планирование, контроль и оценку учебных действий К – владеют конструктивными способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками Л – понимают необходимость изучения математики в жизни человека | Решение текстовых арифметических задач |
- Включение в систему знаний, повторение
| Работа с технологической картой
Заполнение таблицы
Решение уравнений |
Животное | Расстояние | Время | Скорость | Лось | 210 км | 3 ч |
| Жираф | 80 км | 2 ч |
| Зебра | 240 км | 4 ч |
| Гепард | 330 км | 3 ч |
| Лев | 320 км | 4 ч |
|
Как вы думаете, кто из животных самый быстрый? Математика не любит недоказанных предположений, поэтому я предлагаю провести нам с вами небольшую исследовательскую работу и выяснить это наверняка. Теперь мы с точностью можем сказать, кто из животных быстрее. Кто же был прав?
v | t | S | 45 км/ч | 2 ч |
| 3 км/ч |
| 15 км |
| 10 мин | 100 м |
Проверка осуществляется устно Решить только те уравнения, в которых неизвестен делитель x:2=124+650 72:х=4*9 (х=2) х:4=84+16 400:х=152-144 (х=50) х*4=25709-3217 1500:х=25*2 (х=300) |
Ответы детей
Работая в парах, выясняют, кто из животный обладает наибольшей скоростью
Заполняют таблицу
Выбирают нужные уравнения и решают их | Фронтальная | П – осуществляют логические действия, владеют способами выполнения действий поискового характера Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, осуществляют планирование, контроль и оценку учебных действий К – владеют конструктивными способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками Л – понимают необходимость изучения математики в жизни человека | Исследовательская работа
Решение уравнений |
- Итоги урока. Рефлексия
| Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок | - Мне захотелось
- Было интересно…
- Было трудно…
- Я выполнял(а) задания…
- Я понял(а), что… …
- Теперь я могу…
- Я почувствовал(а), что работал (а)… .
- Я приобрел(а)…
- Я научился(ась)
- У меня получилось …
- Я смог(ла)… …
12. Я попробую… 13. Меня удивило… 14. Мне захотелось… 15. Урок дал мне для жизни… 16. На уроке я… 17. Материал урока) был… | Высказывают свое мнение об уроке | Фронтальная, индивидуальная | П – ориентируются в своей системе знаний Р – оценивают собственную деятельность на уроке Л - проявляют познавательный интерес к предмету | Устные ответы |
- Домашнее задание
| Инструктаж по выполнению домашнего задания | стр.5, №11 Творческое задание: придумать интересную задачу на нахождение скорости | Задают уточняющие вопросы | Фронтальная | Р – принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств для ее выполнения |
|