Статья "Почему я люблю урок математики"
статья по математике
Недавно я и мои ученики вступили в интересный экспиремент: начали апробацию ученика математики Аргинской И.И.(система развивающего обучения Занкова Л.В.) В данной статье я описываю впечатления от нового педагогического опыта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sochinenie_o_matematike.docx | 20.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Так сложилась моя судьба: я всегда была в непрерывной связи с математикой. Математический клуб в начальной школе, физико-математическая школа, математико-механический факультет университета, работа в сфере бухгалтерского учета… Пробуя себя в разных ролях, я со временем пришла к главной совей роли. Роли учителя. Уже 20ый год мои ученики занимают огромную часть моего времени и моей души. И, по-прежнему, любимым моим предметом остается математика.
За эти годы я преподавала математику по программам: Петерсон Л.Г.,
Моро М.И. В прошлом году наша школа стала участником эксперимента: началась апробация учебников Математика и Технология по системе развивающего обучения Л.В.Занкова.
В этом сочинении я хочу остановиться на особенностях моей работы на уроке математики в рамках этой системы.
Уже давно я поняла, что стиль моей работы созвучен афоризму Песталоцци «Мои ученики будут узнавать новое не от меня, они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи».
Так же я часто вспоминаю старую притчу о том, как пришёл мудрец к бедным и сказал: «Я вижу: вы голодны. Я дам вам рыбу, чтобы вы утолили голод». Дидактическая система Л. В.Занкова учит «ловить рыбу». В действии рождается знание. Я часто задумываюсь о том, как построить урок так, чтобы каждый ребёнок почувствовал, что он стал немножко другим, удивился самому себе, стал увереннее, начал раскрываться… Несмотря на тщательную подготовку к уроку, я практически всегда ухожу от жёстких рамок, импровизирую, и, если в голову вдруг приходит свежая идея, почти всегда ее воплощаю. Всегда предпочитаю урок с гибкой структурой, развиваю подвижность мышления своих учеников. Ещё К. Д. Ушинский категорически отвергал уроки, построенные на основе схематизма и трафарета, не побуждающие ребёнка к восприятию и осмыслению изучаемого материала, не создающие условия для развития способности к самообразованию. Мне кажется, что хороший современный урок – это время, когда ученик познаёт себя, делает открытия, ищет верные решения, сомневается, радуется. Ведь урок -это кусочек его жизни.
Именно таким мне представляется организация учебного процесса по системе развивающего обучения Л.В.Занкова.
Недавно я задумалась: как же интересно было бы мне, учиться, если бы тогда, в 80-х годах у нас были такие уроки, такая свобода для самовыражения, творчества, свобода мысли… Да, очень интересно было бы побывать ученицей у самой себя сегодняшней…
Особенность уроков математики по программе Аргинской И.А.,Кормишиной С.Н – их многоаспектность. Благодаря этому свойству в сферу учения вовлекается не только интеллект, но и эмоции ученика, стремления. Чтобы полноценно использовать эмоциональные переживания, необходима гибкость методики преподавания, которая выступает одним из выражений многоаспектности.
Особый интерес в ходе изучения математики возникает при столкновении ранее полученных знаний и новых, то есть коллизии. Коллизии могут проявляться и в столкновении мнений учеников, в способах решения одной и той же проблемы. Это побуждает к поиску, вызывает интенсивную целенаправленную работу мысли.
Использование естественно возникающих коллизий, акцентирование на них внимания учеников является отличительной чертой моих уроков математики, служит мощным инструментом для углубления знаний. Но здесь нельзя забывать, что недопустимы псевоколлизии, которые ,скорее, только запутают ребят.
Еще одна особенность уроков математики программе И.А Аргинской очень меня привлекает: отсутствие чёткого разделения на привычные этапы: повторение, изучение нового материала, закрепление, а также проверка домашней работы и сообщение о новом задании. Это связано с тем, что практически каждое задание учебника и подобранное мной включает в себя элементы всех этих этапов. Особенно отмечу, что они несут в себе элементы и нового, и повторения, и закрепления в их неразрывной связи. Конечно, в каждом из заданий основной акцент можно поставить на одном из направлений работы, но исключать полностью остальные, делая задание односторонним, недопустимо – ведь одной из главных особенностей построения заданий является именно их комплексность.
Урок в системе Л. Занкова – путь, на котором за каждым поворотом встречается новое, неожиданное. Чем более разнообразна структура урока, тем неожиданнее и удивительнее его начало, тем эффективнее дети включаются в учебную деятельность и тем она результативнее.
Один из важнейших моментов – это начало урока, которое выполняет сверхзадачу: концентрацию и развитие внимания, памяти, интереса к уроку, пробуждение жизненных сил ребёнка. Поэтому уроки, проводимые мной подразумевают и валеологически целесообразное включение в урок, то есть создание доминанты. Этого достигаю на уроке четкой постановкой цели.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики в 1 классе по учебнику Л.Г. Петерсон "Математика". Презентация к уроку.
Презентация поможет эффективно провести урок....
Доклад с презентацией на тему: Формирование познавательных универсальных действий на уроках математики в начальной школе" с разработкой урока математики с использованием деятельностного метода
Доклад был подготовлен к педчтениям с учителями города. В докладе показаны какие универсальные учебные действия могут быть применены на уроках математики. На примере урока с презентацией можно это про...
урок математики в форме заочной экскурсии в город-герой "Волгоград", урок математики "Прогулка в Диснейленд"
интегрированный урок математики+ истории в форме заочной экскурсии в город - герой " Волгоград" в 4 классе и урок математики " Прогулка в Диснейленд" в 3 классе...
Урок математики в 4 классе по учебнику Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой, А.П.Тонких “Моя математика» Тема урока Не только математика… Решение задач.
Цель урока: мотивировать детей к работе с разными источниками информации; формирование у детей интеллектуальных общеучебных умений.Машина времени готова к новому полету. А отправляемся мы снова в Росс...
Технологическая карта урока математики. Учитель: Кустова Наталья Алексеевна 1.Дидактическое обоснование: «Математика 2 класс» УМК «Школа России» М.И.Моро 2.Тема урока: « Сравнение числовых выражений».
Урок математики по ФГОС, технологическая карта. 2 класс. Школа России....
Конспект урока математики в 4 классе по программе С.А.Козловой, Т.А.Демидовой, А.П.Тонких «Математика» (Образовательная система «Школа 2100») Тема: Круговая диаграмма (Урок введения новых знаний)
Цели: · Предметная: Познакомиться с понятием «круговая диаграмма»· Метапредметные: - создать условия для формировани...