Математика "Скорость. Время. Расстояние"
методическая разработка по математике (4 класс)
Технологическая карта урока по математике "Скорость. Время. Расстояние", 4 класс, УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_moyo.docx | 40.12 КБ |
skorost1.pptx | 1.92 МБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока математики в 4 классе на тему: «Скорость. Время. Расстояние».
Цель: Познакомить детей с понятием «скорость»; научиться записывать единицы скорости; записывать задачу на движение одного тела; сравнивать скорости различных тел в разных ситуациях, использовать полученные знания в жизни.
Задачи:
- Познакомить детей с понятием скорости и единицами её измерения.
- Создать условия для осознания детьми зависимости между величинами, характеризующими движение тел — скоростью, временем и расстоянием.
- Отрабатывать вычислительные навыки, обучать детей работе с графическими моделями и записывать условие задачи.
- Развивать познавательную активность детей, способности к самооценке и самоконтролю, формировать коммуникативные умения.
Планируемые результаты:
Личностные: способствовать формированию мотивации обучения, заинтересованности в расширении получаемых математических знаний, готовности использовать математические знания в учебной деятельности и при решении задач.
Метапредметные: способствовать развитию умения ставить вопросы, сравнивать, делать выводы, видеть математическую задачу в окружающей жизни, оценивать сою деятельность.
Предметные: знать понятие скорости, уметь решать задачи на нахождение скорости движения по известным расстоянию и времени движения; закрепить табличные и внетабличные случаи умножения и деления, знание единиц длины и времени.
Оборудование: презентация, схемы задач, выражения на доску.
Этапы урока | Цель | Ход урока | Действия учащихся | УУД Л - личностные П - познавательные Р - регулятивные К - коммуникативные |
1.Организационный момент (мотивация) (1-2 мин) | Выработать на личнозначимом уровне внутренней готовности выполнение нормативов учебной деятельности | -Сегодня у нас гости, поздороваемся и подарим гостям свои улыбки. Желаю, что бы хорошее настроение сохранилось у вас до конца урока. Будьте внимательны, активны, старательны, доброжелательны, помогайте своим друзьям. Сегодня мы с вами отправимся дальше в путешествие по стране математики за новыми знаниями и открытиями и в конце урока приедем в город с интересным названием. Готовы? А хочется быстрее сделать какое-нибудь открытие? Чтобы быстрее сделать открытия, быстрее до них добраться, до города, на чём лучше поехать? На велосипеде или на машине? (машине). Ну, что мы заняли места в наших машинах, приготовились к путешествию. Скажите, как же мы будем ехать? Мы же стали участниками дорожного движения, что обязаны соблюдать? (ПДД) Готовы? Поехали! | Самоопроеделение к деят- ти –(Л); -смыслообразование (Л); --целеполагание-(П); - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками(К); | |
2.Актуализация знаний Математический диктант, карточки (5 мин) | Подготовить мышление учащихся и организовать осознание ими внутренних потребностей к построению нового способа действий | Открыли тетради, записали число, классная работа. И первый знак, который мы встретили? (- пешеходный переход) (Слайд 1) Светофор, красный сигнал. Что делаем? (Слайд 2) Пока, пешеходы проходят, у нас математический диктант. Я буду читать задачи, а вы будете устно их решать, а в тетради записывать только ответ. (Слайд 3, 4) У Маши дорога в школу занимает 13 минут, а у Алины в 3 раза больше. Сколько времени идет в школу Алина?(39 мин) 2. Ребята прошли 14 км в первый день путешествия, а во второй в 2 раза меньше. Какое расстояние во второй день? (14:2=7км) 4. Сутки содержат …….. часа. 5. В одном часе ………. минут. 6. Одна минута содержит ………. секунд. 7. В одном часе………секунд. 8. В 3часах …минут 9. 1 час 15 мин = …..мин 10. 3мин. 5 с = ….с Слайд 5 с ответами: 39мин., 7км., 24ч., 60мин., 60с., 3600с., 180мин., 75мин., 185с. Проверку доверим соседу по парте. Сверим. Оценим смайликами. (Слайд 6) Я очень рада, что улыбающихся смайликов много. Итак, мы видим жёлтый сигнал, а теперь зелёный. Можно ехать? (слайд 7) | 2 ученика у доски Работа в тетрадях Работа в парах. Взаимопроверка. | -Мыслительные операции(обобщ, анализ, синтез, сравнение)-П; -Извлечение необходимой инф. из текста – П; Использование знаково- символических средств (схем, чертежей и др)-П; -осознанное и произвольное речевые высказывание –П; - выполнение пробного задания –Р; -фиксирование инд.затруднений в пробном учебном действии-Р; -волевая саморегуляция в затруднении – Р; -выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью –К; -аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации-К . |
3. Самоопределение к деятельности (5-7 мин) Приложение 1 | - А теперь выполним другое задание.
345 кг, 25364м, 56 мин, 158 с, 2004 км, 2сут, 6ч10мин, 3 т , 12км/ч, 125г, 65 мм Необходимо распределить каждую единицу измерения в нужный столбик с названием величины Какую величину можно назвать лишней? Кто из вас встречал подобные единицы измерения? - А давайте узнаем как эта величина называется? Вы узнаете название величины если решите примеры на карточках. Решенные примеры переворачиваются. На обороте карточек буквы. 41 сот.х2 9 дес.х8 13дес.х5 25м х2 4х12 сот. 8х7дес. 3 тыс. х 3 15с х3 Составьте из этих букв слово. (СКОРОСТЬ) - Догадались какая тема урока? | Вызванные учащиеся заполняют таблицу величин на доске. Остальные учащиеся контролируют правильность выполнения задания. | -самостоятельное выделение и формирование цели-П; -поиск и выделение необходимой информ.-и-П. | |
3.Постановска учебной задачи. (2-3 мин) | Поставить цель учебной деятельности и на этой основе выбрать способ и средства её реализации. | - Выскажите свои предположения, что такое скорость? Давайте попробуем объяснить.(ответы) . Мы с вами в начале урока решили ехать на машине, а не на велосипеде? Почему? (потому что машина быстрее едет). Если это быстрота движения, можно эту быстроту измерить? (Да) Так можно ли назвать скорость величиной? А если, это величина, которую можно измерить или посчитать, то целью работы будет? (умение найти скорость движения). А ещё мы посмотрим с чем связана скорость движения. Скажите, а в жизни, зачем знать скорость движения? Ездили бы как хотели. В машине где можно увидеть скорость? (спидометр) (Слайд 8) Едем дальше! Что это за знак? О чем он нас предупреждает? (тупик) (Слайд 9) | Постановка учащимися темы и цели урока (познакомимся с понятием скорость, ее обозначением, будем учиться находить скорость различных предметов) Планирование предстоящей деятельности. | -Мыслительные операции(обобщ, анализ, синтез, сравнение)-П; -Извлечение необходимой инф. из текста – П; Использование знаково- символических средств (схем, чертежей и др)-П; -осознанное и произвольное речевые высказывание –П; - выполнение пробного задания –Р; -фиксирование инд.затруднений в пробном учебном действии-Р; -волевая саморегуляция в затруднении – Р; -выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью –К; -аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации-К . |
4.Постановка учебной проблемы (открытия детьми нового знания) (9 мин) | Построить новый способ действия и сформировать умение применять его как при решении задачи которая вызвала затруднение, так и при решении задания такого же типа. | - Вот вам такое задание. Вам надо рассудить спор двух друзей – Миши и Игоря. Они не могут разобраться, кто из них быстрее бегает на лыжах, ведь на лыжах спидометры не устанавливаются. Прочитайте задачу и попробуйте ее решить. (Слайд10) Миша прошёл на лыжах 80 м за 20 с, а Игорь – 45 м за 15 с. Кто из них двигался с большей скоростью? – Попробуйте разрешить спор ребят и назовите имя мальчика, который, по вашему мнению, бежал быстрее. - Кто решил задачу? - Какое имя вы записали? – Что же получилось? - Вы можете обосновать свой ответ? – Кто сможет доказать правильность своего решения? - Почему у остальных не получилось? В чем затруднение при решении этой задачи? - Сколько за 1 сек проезжает Миша? - Сколько за 1 сек. Проезжает Игорь? - Как можно назвать эту величину? Выберите правильное объяснение. (Слайд 11-12) Скорость – это расстояние. Скорость – это расстояние пройденное в единицу времени. Скорость – это время движения. - С помощью какого действия мы вычислили скорость? От каких величин зависит скорость? В математике принято обозначать скорость, расстояние и время латинскими буквами v, S и t. Запишем наше решение в виде буквенного выражения: v=S:t. Это и есть формула нахождения скорости. А записывается км/ч - Итак, закончите предложение: чтобы найти скорость, надо…. . | Ответы учащихся. - Мы не можем доказать, что решили задачу правильно. - Мы не знаем, как находить скорость. - Мы знаем, что Миша за 20 с проехал 80 м, значит за 1 с он проезжает 80 : 20 = 4м, а Игорь за 1 с проезжает 45 : 15 = 3м. Значит, Миша едет быстрее. Дети выбирают ответ -…расстояние разделить на время. | - смыслообразование –Л; -мыслительные операции –П; выдвигают гипотезы и обосновывают их—П; -поиск и выделение необходимой информ.-и-П; Установление причинно – следств. связи-П; -сам-ое создание способов решения проблем тв-го и поискового хар-ра на основе метода рефлексивной деят- ти.-Р; -адекватное использование речевых средств для решения коммуник-ых задач-К; - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью –К; -аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации-К. |
Динамическая пауза (1 мин) | - Вы немного устали, давайте отдохнем и подвигаемся. -Немного отдохнули, садимся на свои места. -Поскольку у нас урок математики, то и отдыхать мы будем как математики. Я буду называть числа, а вы внимательно слушайте. Если моё число чётное – присаживайтесь на корточки скорее, а если нечетное – подпрыгивайте. Запомнили? Начнем! - Теперь изменим задание. Если число, которое я назову, делится на 10 – вы все дружно делаете хлопок в ладоши. Если не делится – поднимаете руки вверх. Будьте внимательны! Начали! - Отдохнули? Занимаем свои места за партами. | Выполняют движения | ||
5.Первоначальное закрепление с проговариванием во внешней речи. (10 мин) | Усвоить учащимися новый способ действия. | Едем дальше.! Видим новый знак! Выбор движения! (Слайд 13) Мы сегодня на уроке самостоятельно открыли новое знание. Мы познакомились с новой величиной и научились ее вычислять. - А чтобы поскорее запомнить наши новые правила, я предлагаю вам решить задачу из учебника с. 5 №9 Логическая задача Начерти квадрат периметром 12 см. Затем дополни его до прямоугольника периметром 16 см. Вычисли стороны прямоугольника. Ответ? Решение: | Самостоятельно по вариантам | Извлечение из предметного текста необходимой информации-П; - Использование знаково- символических средств (схем, чертежей и др)-П; -осознанное и произвольное речевые высказывание – П; Построение логической цепи рассуждений и доказательств. |
8.Рефлексия деятельности | Оценить учащимися собственную учебную деятельность , осознать методы построения и границы применения нового способа действий | Итак, какое же мы открытие сделали? Чему научились? Я научился….. (слайд 14) Город с названием ... Мы приехали в Город Движения, (Слайд 15) в котором мы научимся решать задачи на движение. Движение может быть в противоположные стороны, движение в одном направлении и т.д. , поэтому сейчас у нас остановка, а на следующих уроках нас ждут новые знания. Оценивание детей Дз. С. 5 № 11, и под чертой (Слайд 16) Спасибо за урок! (Слайд 17) | Ответы детей | Рефлексия способов и условий действий – П; -контроль и оценка способов своей деятельности-Р; -самооценка на основе критерий успешности-Л; - адекватное понимание успешности или неуспешности; -- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью –К; - планирование успешного сострудничества-К - следование моральным нормам и этическим требованиям - Л |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
2
3 У Маши дорога в школу занимает 13 минут, а у Алины в 3 раза больше. Сколько времени идет в школу Алина? Ребята прошли 14 км в первый день путешествия, а во второй в 2 раза меньше. Какое расстояние прошли во второй день? Сутки содержат …….. часа.
4 В одном часе ………. минут. Одна минута содержит ………. секунд. В одном часе………секунд. В 3часах …минут 1 час 15 мин = …..мин 3мин. 5 с = ….с
5 Внимание!!! 39мин., 7км., 24ч., 60мин., 60с., 3600с., 180мин., 75мин., 185с.
6 1 ошибка – 2 ошибки – 3 ошибки и более -
7
8
9
Задача 10 Миша прошёл на лыжах 80м за 20с, а Игорь – 45м за 15с. Кто из них двигался с большей скоростью?
11 Скорость – это расстояние . Скорость – это расстояние, пройденное за единицу времени Скорость – это время движения
12 Скорость – это расстояние, пройденное за единицу времени .
13
Научилась (научился)... Было интересно.... Было трудно... Я понял (а), что....
15 Ков Кан 3 часа
16 ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ С. 5 № 11, № под чертой
17 Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Математика. Введение понятий скорость, время, расстояние 3 кл
Так как это первый урок, то по технологии деятельностного метода был выбран тип урока – урок открытия нового знания. При планировании данного урока мной были учтены возможности и психологические особе...
Скорость, время. расстояние
Закреплять умение решать задачи на движение, навыки устного счета, действий с многозначными числами. Повышать интерес к математике за счет активизации работы детей на уроке, развивать логическое...
Презентация к уроку "Зависимость величин"(скорость, время, расстояние)
В 4 классе по УМК "Школа 2100" используется данный материал при изучении темы "Зависимость величин от направления движения"...
Скорость. Время. Расстояние.
Цели: - сформировать у учащихся представление о новой величине «скорость» и единицах ее измерения; - выявить зависимость между величинами, характеризующими движение тел (скоростью, временем, расстоя...
Презентация : Скорость , время , расстояние
Неплохая презентация !...
Скорость, время, расстояние
Отработка формул...
Урок математики в 3 классе по ОС "Школа 2100". Тема "Скорость. Время. Расстояние"
«Среди многих боковых тропинок, сокращающих дорогу к знанию, нам нужнее всего одна – одна, которая бы научила нас искусству приобретать знания с затруднениями»Ж.-Ж. Руссо...