Урок математики в 4 классе
план-конспект урока по математике (4 класс)

Конспект урока по теме "Сложение и вычитание величин"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_matematiki.docx23.76 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Повалихинская средняя общеобразовательная школа»

Первомайский район

Конспект урока

По теме: Сложение и вычитание величин

ФИО: Уманец Олеся Федоровна

Учитель начальных классов:  математика

Класс: 4 «А»

2021 г.

Сложение и вычитание величин

Конспект урока математики в 4 классе

Урок разработан по учебнику «Математика. 4 класс», автор М. И. Моро и др., в соответствии с программой

Тип урока: комбинированный

Цели:

  • Создать условия для открытия детьми письменного приёма сложения и вычитания величин;
  • Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение преобразовывать величины;
  • Развивать логическое мышление, навык самоконтроля;
  • Воспитывать умение работать в коллективе.

Планируемые результаты:

  • Учащиеся научатся пользоваться приёмами письменного сложения и вычитания величин;
  • Выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • Оценивать свои достижения;
  • Адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников.

Формируемые в рамках урока УУД.

Личностные: мотивация учебной деятельности; самооценка; этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.

Познавательные: самостоятельно формулировать познавательную цель; использовать общие приемы решения задач; осуществлять смысловое чтение.

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; использовать простые речевые средства для передачи своего мнения, выражать свою точку зрения; предлагать помощь и сотрудничество.

Методы работы: проблемный, частично – поисковый, словесный, наглядный.

Формы работы: фронтальная, работа в паре, в группе, индивидуальная.

Используемые технологии: личностно – ориентированные, информационные, здоровьесберегающие, проблемно – развивающие.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, учебник.

Содержание урока.

Этапы урока

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

  1. Организационный момент.

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне.

  1. Актуализация знаний.

Цель: повторение изученного материала необходимого для «открытия» нового знания и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Проблемная ситуация.

Цель: обсуждение затруднений.

  1. Самоопределение к деятельности.

Цель: проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить или в виде темы урока.  

  1. Работа по теме урока.

Цель: вывести на памятку, алгоритм письменного вычисления величин, выраженных разными единицами, сформировать способность к её использованию при решении практических задач.

  1. Физкультминутка.

Цель: отвлечение от учебной деятельности.

  1. Работа по теме урока.

Применение новых знаний.

Цель: проговаривание нового знания, решение практической задачи.

  1. Закрепление изученного материала.

Цель: закрепить полученные знания.

  1. Рефлексия. Подведение итогов урока.

Цель: познания учащимися своей учебной деятельности. Самооценка результатов деятельности своей работы и всего класса.

  1. Домашнее задание.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, настраиваются на урок.

Фронтальная работа учащихся.

Методом сравнения и анализа приходят к выводу, что в первом столбике лишнее «вкус», а во втором «кг» - единица массы.

Учащиеся выполняют уже знакомые действия с величинами: преобразование, сравнение, сложение и вычитание величин, выраженных одними и теми же единицами.

Ученики не сталкивались с таким заданием, высказывают свои предположения, предлагают способы вычисления.

Сложение и вычитание величин.

Формулируют задачи на урок: научиться выполнять сложение и вычитание величин, повторить соотношение единиц измерения.

Ученики работают в парах, по готовности поднимают руки. Проверка выполненной работы, самооценка. (Учащиеся поднимают руку дают ответ с пояснениями).

- Единицы измерения принадлежат одной и той же величине. Складывать и вычитать можно одинаковые величины.

Учащиеся предлагают свои версии. Итог: сначала надо привести величины к одной единице

45 кг = 4500 г

А теперь можно попробовать сложить столбиком, как обычные многозначные числа

Выполняют действия, формулируют вывод.

Составляют памятку, алгоритм решения подобных примеров:

  1. Заменить крупные единицы мелкими
  2. Выполнить действие (сложение или вычитание)
  3. Заменить мелкие единицы крупными

- У второго выражения нет решения, так как складывать и вычитать можно только однородные величины, а в данном выражении они разные.

Ученик показывает движения, а класс повторяет за ним.

Работа над заданиями из учебника.

Ученики самостоятельно выполняют задания, которые помогут им понять, как они усвоили новую тему.

Учащиеся читают задачу, выполняют схематический чертёж, составляют план решения задачи, решают.

Самостоятельно выполняют задания под чертой. Самопроверка по образцу.

Ученики отвечают на вопросы учителя.

Ученики показывают смайлики в зависимости от настроения.

(улыбка, равнодушие, грусть)

Записывают домашнее задание в дневник.

Учитель приветствует детей.

-Ждут затеи и задачи,

Игры, шутки, - всё для вас!

Пожелайте всем удачи

В добрый путь и в добрый час!

- ребята, давайте создадим хорошее настроение. Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи. Ведь она нам сегодня очень пригодится.

- Скажите, вам нравится разгадывать загадки?

- Сегодня на уроке мы постараемся разгадать загадку, а какую, вы узнаете, но чуть позже.

- Начинаем нашу работу. Ребята, нужно найти «лишнее» в каждом столбике:

1.Длина                   1. км

2. Площадь             2.см

3. Вкус                     3.дм

4. Масса                   4.кг

5. Время                   5. Мм

- Преобразуйте :

2 км 400 м =… м

6 ч 30 мин = … мин

- Сравните:

8 ц  и 80 кг

17 м2  и 170 дм2

- Вычислите:

125 см – 105 см =

29 м2 + 11 м2 =

325 ч – 273 см =

45 кг + 5671 г =

- Почему остановились? Какая проблема при вычислении возникла?

- Сформулируйте тему урока.

- Открывают учебник с. 67.

- Прочитайте текст рядом с красной линией.

- Исходя из данной темы и проблемы, которая возникла перед вами, какие задачи на урок предстоит решить?

- А теперь посмотрим, какие величины можно складывать, а какие вычитать.

- на эти вопросы вы можете ответить сами, выполнив  № 313.

- Почему выполняли вычисления именно так?

- Сформулируйте ответ на свой вопрос.

- Как  складывать величины, выраженные разными единицами?

- Предлагаю ответ на этот вопрос искать вместе. Для этого вернёмся к заданию, которое мы не смогли выполнить в начале урока.

45 кг + 5671 г = ?

- Предположите, как будем складывать?

- А что со вторым выражением?

- Какой делаем вывод после проведённой работы?

- Ответили на вопросы?

- Мы хорошо потрудились, теперь нам нужно отдохнуть.

- Где можно найти задания для тренировки?

№314.

1 столбик коллективно с комментированием, а 2 самостоятельно (самопроверка по эталону, самооценка). Оказание помощи слабоуспевающим детям.

- Решим задачу № 315.

- Какие знания помогли решить задачу?

- Как вы думаете, мы всё сделали, чтобы разгадать загадку? Достигли цели урока?

 - Когда человек хорошо справляется со своей работой, он доволен, у него поднимается настроение. Давайте посмотрим, какое настроение у нас.

- А у меня вот какое настроение (на слайде солнышко)!

- Дома ещё потренируйтесь.

Выберите для себя задание учебник с. 67, № 316,317 или составить свою задачу на сложение и вычитание величин.

- Спасибо за урок!

Подготовка к уроку и психологический настрой учащихся на урок.

Актуализация и контроль степени усвоения опорных для данной темы знаний.

Проблемный метод.

Работа в парах. Развивается умение выслушать другого, согласиться или отстоять свою точку зрения.

Фронтальная работа.

У доски работает ученик.

Упражнения направлены на восстановление плечевого пояса, поясничного отдела, нижних конечностей. Профилактика ухудшения зрения.

Самостоятельная работа.

Работа в группах.

Один ученик работает на откидной доске. Проверка, самооценка.

Самостоятельная работа.

Технология уровневой дифференциации

Литература

  1. М. И. Моро и др.. Математика 4 класс: учебник. В 2 ч.- М.: Просвещение, 2014.
  2. Т. Н. Ситникова. Поурочные разработки по математике. 4 класс. – М.:ВАКО,2014.
  3. Интернет ресурсы.

Приложение

Алгоритм сложения и вычитания величин

1.Заменить крупные единицы мелкими

2.Выполнить действие (сложение или вычитание)

3.Заменить мелкие единицы крупными


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 1 класс. Тема "Литр". Тип урока - урок- проблема

данный урок составлен с помощью  технологии деятельностного метода с элементами проблемного обучения. Урок 84. Математика. 1 класс.Тема: Литр.Тип урока:  урок – проблема.Структура:1....

Урок математики 2 класс, урок русского языка 2 класс.

Урок математики по теме :"Четные и нечетные числа", " Выражения со скобками"Русския язык " Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН.".....

презентация к проекту к урокам математике 4 класс по теме математика вокруг нас

материал к проекту по математике по теме математика вокруг нас...

Урок математики 4 класс.Тема: "Математика и экология".

Урок математики 4 класс. Экология в числах. «Закрепление изученного материала»...

Конспект урока математики 1 класс"Что изучает математика?" "Школа России"

Конспект урока по математике  выполнен для учеников 1 класса "Что изучает математика?"...