Конспект урока «Вычитание двузначного числа из круглого десятка».
план-конспект урока по математике (2 класс)
Технологическая карта урока математики
Тема урока математики «Вычитание двузначного числа из круглого десятка».
Тип знания – открытие нового знания
Класс 2.
УМК «Школа России»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 71.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока математики
Тема урока математики «Вычитание двузначного числа из круглого десятка».
Тип знания – открытие нового знания
Класс 2.
УМК «Школа России»
Цель: создать условия для познавательной активности учащихся при изучении темы «Вычитание двузначного числа из круглого десятка».
Планируемы результаты: учащиеся знакомятся со способом вычитания из круглого числа, умеют применять это правило.
Познавательные УУД:
1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
2) формируем умение выполнять анализ, синтез, сравнение;
3) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
4) формируем умение в построении осознанного высказывания;
5) формируем умение ставить и формулировать проблему;
6) формируем умение самостоятельно ставить познавательные цели;
7) формируем умение планировать и прогнозировать.
Коммуникативные УУД:
1) формируем умение слушать и понимать других;
2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) формируем умение аргументировать своё мнение и позицию;
4) формируем умение работать в группе.
Регулятивные УУД:
1) формируем умение выполнения пробного действия;
2) формируем умение фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
3) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные УУД:
1) формируем ответственность за общее дело;
2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;
4) формируем самооценку на основе успешности
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ (осуществляемые действия) | Предметные задачи | Личностные УУД | Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | ||
Цель.Создать условия для мотивации обучающихся к УД посредством приёма вычитания | ||||||||
| Слушают | - | - | - | - | - | ||
Цель. Подготовить учащихся к усвоению нового знания (понятия, способа действия, факта, зависимости) | ||||||||
| ||||||||
– В-Пух и Пятачок шли на день рождения к Кролику. Они несли в подарок шары. Подул сильный ветер, шары разлетелись. Помогите В-Пуху и Пятачку собрать шары. | Решают примеры, высказывают мнения, анализируют выражения, сравнивают выражения, разбивают их на группы, принимают или опровергают чужие гипотезы, находят ошибки свои/чужие, исправляют их |
| ФОРМИРОВАТЬ:
| ФОРМИРОВАТЬ УМЕНИЯ:
| ФОРМИРОВАТЬ УМЕНИЯ:
| ФОРМИРОВАТЬ УМЕНИЯ:
| ||
– Кто скажет, какие шары нёс В-Пух, а какие шары нёс Пятачок? – Кто думает по-другому? | В-Пух: 50 – 40 = 90 – 40 = 40 – 30 = Пятачок: 50 – 3 = 30 – 9 = 60 – 4 = Другие мнения. | |||||||
– По какому признаку вы разделили шары? | У В-Пуха – вычитание из круглых десятков круглого десятка, у Пятачка – вычитание однозначного числа из круглого десятка. | |||||||
| ||||||||
– Назовите значения разностей В-Пуха. – Каким правилом пользовались при вычитании круглых десятков? | 10, 50, 10 Десятки вычитаем из десятков. |
|
|
|
|
| ||
– Кто расскажет, как найти разность 50 и 40? (или разбирается случай, в котором детьми допущены ошибки) | 5 д. – 4 д. = 1дес.; 1 дес. = 10 ед. | |||||||
– Найдем значения разностей у Пятачка. | 47, 21, 56 | |||||||
– Кто расскажет, как из 60 вычесть 3? (или разбирается случай, в котором детьми допущены ошибки) | 50 – это 40 и 10; 10 – 3 = 7, 40 + 7 = 47 | |||||||
– Какие числа вычитали? – Ребята, как вы думаете, почему у В-Пуха и Пятачка были именно такие примеры? | Мы повторили вычитание круглых десятков и однозначных чисел из круглых десятков. Может быть, пригодится сегодня на уроке. | |||||||
Цель. Организовать работу по постановке цели урока, формулированию темы урока (постановке учебной проблемы), построению плана достижения цели. | Вычитали круглые десятки и однозначные числа из круглых десятков. | |||||||
| Мы повторили вычитание круглых десятков и однозначных чисел из круглых десятков. Может быть, пригодится сегодня на уроке. | |||||||
– Посмотрите, один шарик остался. Кто прочитает, что на нём записано? | 50 – 24 |
|
|
| ||||
– Откройте тетради, запишите дату. Запишите это выражение в тетрадях, найдите его значение. |
| |||||||
| ||||||||
– Аня, Настя, Ваня выйдите к доске и запишите свои ответы. | 60 – 24 = 46, 60 – 24 = 36, 60 – 24 = 34 |
|
|
|
обосновывать свою позицию и соотносить её с позицией одноклассников, работающих в одной группе. | |||
– Ребята, что вы заметили? Чему удивились? – Так может быть при решении примеров? – В устном счёте все ребята решили примеры правильно, а почему здесь ответы разные? | Пример один, а ответы разные. Нет. Какой ответ правильный? Не решали такие примеры. | |||||||
| ||||||||
– Чем он отличается от тех примеров, что решали в устном счете? – Какая тема сегодняшнего урока? – Какую цель поставим перед собой на этом уроке? | Вычитание двузначного числа из круглого десятка. Вычитание двузначного числа из круглого десятка. Научиться вычитать двузначное число из круглого десятка. |
|
|
|
обосновывать свою позицию и соотносить её с позицией одноклассников, работающих в одной группе. | |||
– Хором прочитаем план урока, дополняя его нужными словами.
| ||||||||
Цель. Организовать обсуждение гипотез, предложенных учащимися и выбор решающей гипотезы. Организовать подводящий диалог. | ||||||||
| ||||||||
– Чтобы найти способ вычитания двузначного числа из круглого десятка, как мы можем действовать? – Давайте, обсудим предложенные решения. Мила, объясни, как ты решала. | Обсудить решения, предлагаемые ребятами. Из 6 д. вычла 2 д. получила 4 д. Из 4 ед. вычла 0 ед. получила 4 ед.; 3 д. и 4 ед. – это 44 ед. |
| ||||||
– Ребята, кто согласен с эти решением? Кто не согласен? Почему? | Нельзя из уменьшаемого вычитать вычитаемое. | |||||||
– Саша, расскажи свой способ решения. | Из 1 д. вычла 4е. получила 6е., из 6 д. вычла 2 д. получила 4д.; 4 д. и 6 ед. – это 46 ед. | |||||||
– Кто желает высказаться? | Алена при вычитании 4 единиц взяла 1 десяток, а потом забыла об этом, когда вычитала десятки. | |||||||
– Ваня, как ты получил свой ответ? | Из 1 д. вычел 4 ед. получилось 6 ед. Из 6 д. вычел 2 д. получил 4 д.; 4 дес. и 6 ед. – это 36 ед. | |||||||
| ||||||||
– Ребята, как убедиться в том, что Ваня решал правильно? – 60 – это сколько десятков? – Значит, сколько пучков палочек возьмем? – Какое число вычитаем? – 24 – это сколько десятков и единиц? – Что легче сначала вычесть из 6 д.? – Сколько десятков осталось? – Что надо сделать дальше? – Как из 4 д. вычесть 4 ед.? – Сколько десятков осталось? – Сколько единиц осталось? – 3 д. и 6 ед. – какое это число? – Кто прочитает ответ? По ходу ответов учащихся на доске появляется запись: 60 – 24 (60 – 20) – 4 = 40 – 4 = 36 – Как ещё можно вычесть из 60 число 24? | Показать решение с помощью счетных палочек. 6 д. 5 24 2 д. и 4 ед. 2 д. 3 д. Вычесть из 3 д. 4 ед. Из 4д. взять 1 д., 1 д. – это 10 ед., 10 – 4 = 6. 2 д. 6 ед. 36 60 – 24 = 36 …………………… |
| ||||||
| ||||||||
– Что нового мы с вами узнали? | Как вычитать двузначное число из круглого десятка. | |||||||
– Кто теперь догадался, зачем В-Пух и Пятачок предложили нам для устного счёта именно такие примеры? | Чтобы подготовиться к новой теме. При вычитании двузначного числа из круглого десятка надо вычитать круглый десяток из круглого десятка и однозначное число из круглого десятка. | |||||||
– Какой пункт плана урока выполнили? – Посмотрите на план урока. Что будем делать дальше? |
| |||||||
Цель. Организовать работу по воспроизведению нового знания. | ||||||||
| ||||||||
– Сейчас вы будете составлять план вычитания двузначного числа из круглого десятка. Работать будете по группам. |
| |||||||
| ||||||||
– Слушаем планы, составленные группами. (По ходу обсуждения учитель вывешивает записи на доску) 1) Назовём уменьшаемое и вычитаемое. 2) Заменим вычитаемое десятками и единицами. 3) Вычитаем десятки. 4) Вычитаем единицы. 5) Читаем ответ. | 1) Назовём уменьшаемое и вычитаемое. 2) Заменим вычитаемое десятками и единицами. 3) Вычитаем десятки. 4) Вычитаем единицы. 5) Читаем ответ. | |||||||
– Какой пункт плана урока выполнили? Какая работа нам предстоит? | Надо упражняться в решении примеров. | |||||||
Цель. Организовать первичное закрепление нового знания. (Рекомендация: учащиеся фронтально, в группах, в парах подробно решают типовые задания на усвоение нового знания с проговариванием решения вслух.) | ||||||||
Задание 1.Фронтальная работа. | ||||||||
– Первый пример решим вместе с комментированием у доски. При объяснении опираемся на план. – Назови уменьшаемое и вычитаемое. – Что сделаем сначала? – Какой шаг следующий? – Что делаем дальше? – Прочитайте ответ. | Уменьшаемое 70 и вычитаемое 28. Заменим вычитаемое 28 на числа 20 и 8. Вычитаем десятки: 70 – 20 = 50. Вычитаем единицы: 50 – 8 = 42. 70 – 28 = 42 |
| ||||||
Задание 2. Работа в парах. | ||||||||
– А сейчас, ребята, вы будете работать в парах. Используем карточки №1. Один ученик дополняет запись на карточке, а сосед по парте проверяет его. Затем меняетесь ролями. | ||||||||
– Ребята, если ваш сосед хорошо отвечал, хлопните его рукой по плечу и скажите: «Молодец!» | ||||||||
Цель. Организовать закрепление нового знания в ходе индивидуальной работы учащихся по использованию нового знания в типовых ситуациях. | ||||||||
– Какой пункт плана урока выполнили? Что будем делать дальше? | ||||||||
– Возьмите на карточки №2. 60 – 46 = 24 40 – 12 = 28 70 – 23 = 47 80 – 28 = 68 30 – 17 = 13 |
| |||||||
– Примеры решали Вини-Пух и Пятачок. О чём они нас просят? | Проверить работу и поставить отметку. | |||||||
– Давайте, обсудим, как мы будем оценивать работу. В работе 5 примеров. За что мы поставим отметку «5»? «4»? «3»? | Отметки: «5» – без ошибок; «4» – 1 ошибка; «3» – 2 ошибки. | |||||||
– Проверяйте решения. Неверные ответы зачеркивайте и пишите рядом ваши ответы. | ||||||||
– Проверим, как вы исправили ошибки гостей. Кто нашёл ошибки у В-Пуха и Пятачка, поднимите руки. В каком примере? – В чём ошибка? – Как надо было решать этот пример? – Почему вы смогли найти ошибки и исправить их? | ||||||||
Цель. Организовать закрепление нового знания в работе над задачей. | ||||||||
– Ребята, когда и где нам может пригодиться умение вычитать двузначное число из круглого десятка? – А на уроке математики? |
| |||||||
– Ребята, посмотрите на доску, что вы видите? Было – 50 в. и 40 в. Взяли – 21 в. Осталось – ? | Краткая запись задачи. | |||||||
– Какое задание будем выполнять? – Что означает буква «в»? О чем может говориться в задаче? – Составим задачу о ведрах воды. – Во что может поместиться 50 или 40 ведер воды? – Для чего могут взять воду из бочек? – Кто прочитает условие задачи? – Кто прочитает вопрос задачи? | Составлять и решать задачу. О ведрах, вороне, ветках. В бочки. Для полива. В одной бочке было 50 вёдер воды, в другой – 40 ведер воды. Для полива взяли 21 ведро воды. Сколько ведер воды осталось в бочках? |
| ||||||
Поиск решения задачи. | ||||||||
– В-Пух и Пятачок составили разные выражения из чисел этой задачи: 50+40, 50– 40, 40– 21, 50– 21. Но сами не разберутся, что у них получилось и нужны ли эти выражения для решения задачи. – Что найдем, если из 50– 40? – Нужно ли это для решения задачи? Почему? – Что найдем, если к 50 + 40? – Нужно ли это выражение для решения задачи? Почему? – Что найдем, если из 50 – 21? – Нужно ли это для решения задачи? Почему? – Что найдем, если из 40 – 21? – Нужно ли это для решения задачи? Почему? | На сколько ведер в 1 бочке больше, чем в другой. Нет, т. к. … Количество ведер воды в 2 бочках. Да, т. к. …. Сколько вёдер воды осталось в первой бочке. Да, т. к. …. Сколько ведер воды осталось во второй бочке после полива. Да, т. к. …. |
| ||||||
Решение задачи. | ||||||||
– Каждое из выражений 50+40, 50– 21, 40– 21 может служить началом решения задачи. Выберите любое выражение, перепишите его и запишите второе действие в решении задачи. К каждому действию пишите пояснение. | Дети самостоятельно решают задачу. 1-й способ
2-й способ
3-й способ
|
| ||||||
Проверка решения задачи. | ||||||||
– А теперь проверим решения задачи. Кто допишет решения? | 1-й способ
2-й способ
3-й способ
50 + 19 = 69 (в.) |
| ||||||
– …, расскажи, как ты вычитал число 21 из числа 90. – …, расскажи, как ты вычитал число 21 из числа 50. – …, расскажи, как ты вычитал число 21 из числа 40. |
| |||||||
– Мы решили задачу тремя различными способами. Какие ответы в каждом способе. – О чём это говорит? – Чем похожи все способы решения? | Ответы одинаковые. Задачу решили правильно. В каждом способе надо вычитать двузначное число 21 из круглого десятка. | |||||||
– Зачем на сегодняшнем уроке мы решили именно эту задачу? | Учились вычитать двузначное числа из круглого десятка – это тема урока. | |||||||
Цель. Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной УД. Примерный план этапа:
| ||||||||
– Что надо сделать в конце урока? – Ребята, решите на карточке №3 только те примеры, которые мы сегодня учились решать: 60 – 36 = 50 – 20 = 40 – 29 = 88 – 7 = 60 – 21 = 70 – 2 = 90 – 43 = 56 – 20 = 80 – 32 = 46 + 20 = | Выяснить, кто уже хорошо научился вычитать двузначное число из круглого десятка. |
| -Уметь проговаривать последовательность действий на уроке -Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки | |||||
– Какая была тема урока? – Проверьте, правильно ли вы выбрали примеры по теме урока. (Учитель показывает на доске нужные разности без ответов) | ||||||||
– Кто правильно выбрал все разности, хлопните себя ладошкой по груди и скажите себе шёпотом: «Молодец!». – Кто допустил ошибки, скажите, покачивая головой: «Надо ещё потренироваться». | ||||||||
– Проверим, правильно ли вы решили новые примеры. (Учитель записывает на доске верные ответы) | ||||||||
– Кто правильно решил все примеры, хлопните себя ладошкой по груди и скажите себе шёпотом: «Молодец!». – Кто допустил ошибки, скажите, покачивая головой: «Надо еще потренироваться». | ||||||||
Дача домашнего задания (обязательного и по выбору учащихся) | ||||||||
– Домашнее задание предлагается на ваш выбор. Вы можете решить № 5 со с. 23 или сами составить 10 примеров по теме сегодняшнего урока и решить их в тетрадях. Составленные примеры без ответов запишите на отдельных листочках. Завтра вы обменяетесь листочками с соседом по парте и будете решать эти примеры. | ||||||||
–Урок окончен. |
Сторона карточки №1 для отвечающего ученика | Сторона карточки №1 для ученика, контролирующего ответ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд
Конспект урока математики во 2 классе УМК "Гармония" " Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/01/picture-381073-1391275589.jpg)
Конспект урока "Умножение двузначного числа на однозначное" 3 класс "Планета знаний"
Умножение двузначного числа на однозначное...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/03/picture-842793-1478194240.jpg)
Конспект урока "Умножение двузначного числа на данное число десятков",презентация, 3 класс.
Конспект урока математики и презентация с использованием информационно-коммуникационной технологии, групповой технологии, здоровье сберегающей технологии....
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/18/picture-1032038-1524048184.jpg)
Конспект урока "Вычитание однозначного числа из круглого десятка" (3 класс, УМК "Школа России")
Вашему вниманию предоставляю конспект урока по математике на тему: "Вычитание однозначного числа из круглого десятка". Данный конспект предназначен для учащихся 3 класса УМК "Школа...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/26/picture-1308949-1611683242.jpg)
Конспект урока "Умножение двузначного числа на однозначное" 3 класс "Планета знаний"
Конспект урока "Умножение двузначного числа на однозначное" 3 класс "Планета знаний"...