программа занимательная математика 1 - 4 класс
календарно-тематическое планирование по математике
программа 1 - 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_zanimatelnaya_matematika_1_-_4_klass.docx | 68.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Оглавление
- Пояснительная записка ………………………………………………………………………………….…………………3
- Личностные, предметные и метапредметные результаты освоения программы «Занимательная математика» …...6
- Содержание программы …………………………………………………………………………….………………………8
- Тематическое планирование ……………………………………………………………….……………………………..10
- Календарно – тематический план ………………………………………………………………………………………...15
- Методическое и материально – техническое обеспечение программы ………………………………………………..28
- Пояснительная записка
Данная рабочая программа дополнительного образования рассчитана на 4 года обучения и составлена на 32 ч в год в 1 – 4 классах.
Программа составлена на основе программы «Занимательная математика» Е.Э. Кочуровой (Сборник программ внеурочной деятельности: 1- 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана-Граф, 2013. – 192 с. — (Начальная школа XXI века).
Её актуальность вызвана тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят учащимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Курс состоит из 3 разделов:
1.Числа. Арифметические действия. Величины.
2. Мир занимательных задач.
3. Геометрическая мозаика.
Ценность курса состоит в:
— формирование умения рассуждать;
— формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
— развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
— формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, строить и проверять простейшие гипотезы;
—формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
— привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Цель программы: формирование логического мышления посредством освоения основ содержания математической деятельности.
Задачи:
- способствовать воспитанию интереса к предмету через занимательные задания;
- расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
- развивать коммуникативные умения младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения;
- способствовать формированию познавательных универсальных учебных действий;
- формировать элементы логической и алгоритмической грамотности;
- учить делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
В работе с детьми будут использованы следующие методы: словесные, наглядные, практические, частично – поисковый, исследовательские.
Формы: математические (логические) игры, задачи, упражнения, графические задания, загадки, задачи-шутки, ребусы, головоломки, дидактические игры и упражнения, конкурсы.
К концу 1 класса учащиеся должны научиться:
- понимать, как люди учились считать;
- работать с пословицами, в которых встречаются числа;
- выполнять интересные приёмы устного счёта;
- находить суммы ряда чисел;
- решать задачи, связанные с нумерацией, на сообразительность, задачи-шутки, задачи со спичками;
- разгадывать числовые головоломки и математические ребусы;
- находить в окружающем мире предметы, дающие представление об изученных геометрических фигурах.
К концу 2 класса учащиеся должны научиться:
- понимать нумерацию древних римлян;
-некоторые сведения из истории счёта и десятичной системы счисления;
-выделять простейшие математические софизмы;
- пользоваться сведениями из «Книги рекордов Гиннесса»;
- понимать некоторые секреты математических фокусов;
- использовать интересные приёмы устного счёта;
- применять приёмы, упрощающие сложение и вычитание;
-разгадывать и составлять простые математические ребусы, магические квадраты;
-решать задачи на сообразительность, комбинаторные, с геометрическим содержанием, задачи-смекалки;
- находить периметр и площадь составных фигур.
К концу 3 класса учащиеся должны научиться:
- различать имена и высказывания великих математиков;
- работать с числами – великанами;
- пользоваться алгоритмами составления и разгадывания математических ребусов;
- понимать «секреты» некоторых математических фокусов;
- преобразовывать неравенства в равенства, составленные из чисел, сложенных из палочек в виде римских цифр;
- решать нестандартные, олимпиадные и старинные задачи;
- использовать особые случаи быстрого умножения на практике;
- находить периметр, площадь и объём окружающих предметов;
- разгадывать и составлять математические ребусы, головоломки, фокусы.
К концу 4 класса учащиеся должны научиться:
- проводить вычислительные операции площадей и объёма фигур;
- конструировать предметы из геометрических фигур;
- разгадывать и составлять простые математические ребусы, магические квадраты;
- применять приёмы, упрощающие сложение и вычитание;
- выполнять упражнения с чертежей на нелинованной бумаге;
- решать задачи на противоречия;
- анализировать проблемные ситуации в задачах;
- работать над проектами.
- Личностные, предметные и метапредметные результаты освоения программы
Личностными результатами изучения данного курса являются:
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- овладение способами исследовательской деятельности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;
- формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации учения.
Метапредметные результаты:
- умение анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные;
- умение выбирать наиболее эффективный способ решения задачи.
- умение принимать и сохранять учебную задачу;
- умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников;
- умение использовать знаково-символические средства;
- умение формулировать собственное мнение и позицию.
Предметные результаты:
- умение складывать и вычитать в пределах 100, таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления;
- правильно выполнять арифметические действия;
- умение рассуждать логически грамотно;
- знание чисел от 1 до 1000, чисел-великанов (миллион и др.), их последовательность;
- умение анализировать текст задачи: ориентироваться, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);
- умение выбирать необходимую информацию, содержащую в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
В результате освоения курса «Занимательная математика» формируются следующие универсальные учебные действия:
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
- учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
- работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
- Содержание программы
Содержание программы «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески.
Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти ответ.
Содержание программы отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.
Содержание занятий представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия развивают у учащихся математическое мышление, краткость речи, умелое использование символики, правильное применение математической терминологии.
Числа. Арифметические действия. Величины
Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков. Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.
Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
Заполнение числовых кроссвордов.
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.
Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня).
Занимательные задания с римскими цифрами.
Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.
Мир занимательных задач
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи. Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах. Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных.
Геометрическая мозаика
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелки 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) — «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание. Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии. Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу. Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу). Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб.
- Тематическое планирование
1 класс
№п/п | Название раздела | Количество часов | Характеристика основных видов учебной деятельности учащихся | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. 2. 3. | Числа. Арифметические действия. Величины. Мир занимательных задач. Геометрическая мозаика. Итого: | 17 5 10 32 ч | 6 1 4 11 ч | 11 4 6
21 ч | Сведения из истории математики: история возникновения линейки. Построение «математических» пирамид. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач. Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление картинки, представленной в уменьшенном масштабе. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. |
2 класс
№п/п | Название раздела | Количество часов | Характеристика основных видов учебной деятельности учащихся | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. 2. 3. | Числа. Арифметические действия. Величины. Мир занимательных задач. Геометрическая мозаика. Итого: | 13 8 11 32 ч | 5 3 4 12ч | 8 5 7
20 ч | Числа от 1 до 100. Построение математических пирамид. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда. Определение времени по часам с точностью до часа. Решение нестандартных и занимательных задач. Задачи в стихах. Задачи и задания, допускающие нестандартные решения. Решение олимпиадных задач. Геометрические узоры. Симметрия. Закономерности в узорах. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач на деление заданной фигуры на равные части. Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Построение геометрической фигуры (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Построение собственного рисунка и описание его шагов. Распознавание окружности на орнаменте. Составление орнамента с использованием циркуля Задания на составление прямоугольников (квадратов) из заданных частей. |
3 класс
№п/п | Название раздела | Количество часов | Характеристика основных видов учебной деятельности учащихся | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. 2. 3. | Числа. Арифметические действия. Величины. Мир занимательных задач. Геометрическая мозаика. Итого: | 20 8 4 32 ч | 7 3 2 12 ч | 13 5 2
20 ч | Построение математических пирамид. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда. Составление различных задач, используя данные о возрасте своих родственников. Поиск «спрятанных» цифр в записи решения. Решение нестандартных и занимательных задач. Задачи в стихах. Решение задач со многими возможными решениями. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Решение олимпиадных задач. Конструирование многоугольников из одинаковых треугольников. Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием. Конструирование многоугольников из заданных элементов. |
4 класс
№п/п | Название раздела | Количество часов | Характеристика основных видов учебной деятельности учащихся | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. 2. 3. | Числа. Арифметические действия. Величины. Мир занимательных задач. Геометрическая мозаика. Итого: | 15 13 4 32 ч | 5 4 2 11ч | 10 9 2 21 ч | Занимательные задания с римскими цифрами. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда. Отгадывание задуманных чисел. Составление числового материала, взятого из жизни для составления задач. Поиск в таблице слов, связанных с математикой. Решение задач разными способами. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Решение задач на развитие пространственных представлений. Решение задач в стихах повышенной сложности. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи. Задачи – шутки. Занимательные вопросы и задачи-смекалки. Подготовка к международному конкурсу «Кенгуру». Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. |
- Календарно – тематический план
1 класс
№ п\п | Название темы занятия | Коли чество часов | Основные виды учебной деятельности учащихся | Дата |
1 | Математика — это интересно. Решение нестандартных задач | 1 | Решение нестандартных задач. Игра «Муха». | |
2 | Танграм: древняя китайская головоломка | 1 | Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. | |
3 | Путешествие точки. Построение рисунка на листе в клетку | 1 | Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его шагов. | |
4 | Игры с кубиками. Кто быстрее? | 1 | Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль. | |
5 | «Математика любит внимательных». Игры на внимание | 1 | Игры: «Задумай число», «Отгадай задуманное число». Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. | |
6 | Волшебная линейка | 1 | Сведения из истории математики: история возникновения линейки. | |
7 | «Весёлый улей». Задачи – шутки | 1 | Задачи – шутки. | |
8 | Конструирование многоугольников из деталей танграма | 1 | Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление многоугольников, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы. | |
9 | «Считай, не зевай». Математические дорожки. Счёт по вертикали | 1 | Игры – соревнования. | |
10 | Игры с кубиками. Соревнование | 1 | Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль. | |
11 | Весёлая геометрия | 1 | Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. | |
12 | «Мы, играя, проверяем, что умеем и что знаем». Викторины, ребусы, шарады | 1 | Викторины, ребусы, шарады. | |
13 | «Спичечный» конструктор | 1 | Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы. | |
14 | Задачи-смекалки | 1 | Задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколько способов решения. | |
15 | Прятки с фигурами | 1 | Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. | |
16 | Математический тренинг. Магические квадраты | 1 | Построение «математических» пирамид. | |
17 | Числовые головоломки | 1 | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда. | |
18 | Математические головоломки | 1 | Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки. | |
19 | Математическая карусель. Решение занимательных задач | 1 | Решение занимательных задач. | |
20 | Уголки. Составление фигур | 1 | Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственному замыслу. | |
21 | Игра в магазин | 1 | Монеты. | |
22 | Конструирование фигур из деталей танграма | 1 | Составление фигур с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. | |
23 | «В стране Сообразили». Математические раскраски | 1 | Весёлый счёт. Взаимный контроль. | |
24 | Математическое путешествие | 1 | Вычисления в группах. | |
25 | Математические игры | 1 | «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Гонки с зонтиками». | |
26 | Секреты задач | 1 | Решение нестандартных задач. | |
27 | «Математическая карусель». Математические сказки | 1 | Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки, занимательные задачи. | |
28 | Числовые головоломки | 1 | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда. | |
29 | «Математическая карусель». Математические кроссворды | 1 | Построение «математических» пирамид. Кроссворды. | |
30 | Математические игры. Цифра заблудилась | 1 | Построение «математических» пирамид. | |
31 | «Гимнастика ума». Логические задачи | 1 | Решение логических задач. | |
32 | Мир занимательных задач | 1 | Решение нестандартных задач. | |
Итого: | 32 ч |
2 класс
№ п\п | Название темы занятия | Количество часов | Основные виды учебной деятельности учащихся | Дата |
1 | «Удивительная снежинка» | 1 | Геометрические узоры. Закономерности в узорах. |
|
2 | Математические игры | 1 | Игры «Волшебная палочка», «Лучший лодочник». | |
3 | Прятки с фигурами
| 1 | Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач на деление заданной фигуры на равные части. | |
4 | Секреты задач | 1 | Решение нестандартных и занимательных задач. Задачи в стихах. | |
5 | «Спичечный» конструктор | 1 | Построение конструкции по заданному образцу. | |
6 | «Спичечный» конструктор | 1 | Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы. | |
7 | Числовые головоломки | 1 | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда. | |
8 | «Шаг в будущее» | 1 | Конструкторы: «Спички». Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник» | |
9 | Геометрия вокруг нас | 1 | Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. | |
10 | Путешествие точки | 1 | Построение геометрической фигуры (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его шагов. | |
11 | «Шаг в будущее» | 1 | Конструктор «Кубики». Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Гонки с зонтиками». | |
12 | Тайны окружности | 1 | Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу). | |
13 | Математическое путешествие | 1 | Вычисления в группах. | |
14 | «Новогодний серпантин» | 1 | Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки. | |
15 | «Новогодний серпантин». Решение комбинаторных задач | 1 | Решение комбинаторных задач. | |
16 | Математические игры | 1 | Построение математических пирамид. | |
17 | «Часы нас будят по утрам…» | 1 | Определение времени по часам с точностью до часа. | |
18 | Геометрический калейдоскоп | 1 | Задания на разрезание и составление фигур. | |
19 | Головоломки. Расшифровка закодированных слов | 1 | Восстановление примеров: объяснить, какая цифра скрыта; проверить, перевернув карточку. | |
20 | Секреты задач | 1 | Задачи с лишними или недостающими либо некорректными данными. Нестандартные задачи. | |
21 | «Что скрывает сорока?» Ребусы | 1 | Решение и составление ребусов, содержащих числа: ви3на, 100л, про100р, ко100чка, 40а, 3буна, и100рия и др. | |
22 | Весёлый счёт. Соревнование | 1 | Игра «Говорящая таблица умножения». | |
23 | Решение занимательных задач | 1 | Игра «Математическое домино». Математические пирамиды: «Умножение», «Деление». | |
24 | Игры с кубиками | 1 | У каждого два кубика. Запись результатов умножения чисел (числа точек) на верхних гранях выпавших кубиков. Взаимный контроль. Игра «Не собьюсь». | |
25 | В царстве смекалки | 1 | Решение нестандартных задач. | |
26 | Составь геометрическую головоломку. | 1 | Задания на составление прямоугольников (квадратов) из заданных частей. | |
27 | Мир занимательных задач | 1 | Нестандартные задачи. Задачи и задания, допускающие нестандартные решения. | |
28 | Задачи по страницам сказок | 1 | Задача «о волке, козе и капусте». | |
29 | Математические фокусы. Отгадывание задуманных чисел | 1 | Отгадывание задуманных чисел. Чтение слов: слагаемое, уменьшаемое (ходом шахматного коня). | |
30 | Математическая эстафета | 1 | Решение олимпиадных задач (подготовка к международному конкурсу «Кенгуру»). | |
31 | Геометрический калейдоскоп | 1 | Конструирование многоугольников из заданных элементов. Танграм. | |
32 | Интеллектуальная разминка | 1 | Работа в «центрах» деятельности: математические головоломки, занимательные задачи. | |
Итого: | 32 ч |
3 класс
№ п\п | Название темы занятия | Количество часов | Основные виды учебной деятельности учащихся | Дата |
1 | «Числовой» конструктор | 1 | Игра «Продолжай, не зевай». | |
2. | Геометрия вокруг нас | 1 | Конструирование многоугольников из одинаковых треугольников. | |
3 | Волшебные переливания | 1 | Задачи на переливание. | |
4 | В царстве смекалки | 1 | Решение нестандартных задач. | |
5 | Решение нестандартных задач | 1 | Решение нестандартных задач. | |
6 | «Спичечный» конструктор | 1 | Построение конструкции по заданному образцу. | |
7 | «Спичечный» конструктор | 1 | Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием. | |
8 | Числовые головоломки | 1 | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда. | |
9 | Интеллектуальная разминка | 1 | Решение занимательных задач. | |
10 | Математические фокусы | 1 | Соедините числа 1 1 1 1 1 1 знаками действий так, чтобы в ответе получилось 1, 2, 3, 4, … , 15. | |
11 | Математические игры | 1 | Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки с зонтиками». | |
12 | Секреты чисел | 1 | Числовой палиндром — число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Числовые головоломки: запись числа 24 (30) тремя одинаковыми цифрами. | |
13 | Математическое путешествие. Весёлый счёт | 1 | Вычисления в группах. Соревнования. | |
14 | Выбери маршрут | 1 | Составление карты путешествия: на определённом транспорте по выбранному маршруту, например «Золотое кольцо» России, города-герои. | |
15 | Числовые головоломки | 1 | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда. | |
16 | В царстве смекалки. Решение логических задач | 1 | Задачи со многими возможными решениями. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. | |
17 | В царстве смекалки. Решение нестандартных задач | 1 | Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ | |
18 | Мир занимательных задач | 1 | Решение занимательных задач, задач в стихах. | |
19 | Геометрический калейдоскоп | 1 | Конструирование многоугольников из заданных элементов. Конструирование из деталей танграма: без разбиения изображения на части; заданного в уменьшенном масштабе. | |
20 | Интеллектуальная разминка. Задачи – шутки | 1 | Работа в «центрах» деятельности: математические головоломки. | |
21 | Задачи на сообразительность | 1 | Задачи и задания на развитие пространственных представлений. | |
22 | Мир занимательных задач | 1 | Решение нестандартных задач. | |
23 | Математические головоломки | 1 | Составление и разгадывание математических ребусов. | |
24 | Комбинаторные задачи | 1 | Решение комбинаторных задач. | |
25 | Числовые головоломки | 1 | Составление различных задач, используя данные о возрасте своих родственников. | |
26 | Конкурс смекалки. Задачи в стихах | 1 | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда. Задачи в стихах. Задачи-шутки. Задачи-смекалки. | |
27 | Это было в старину | 1 | Старинные русские меры длины и массы: пядь, аршин, вершок, верста, пуд, фунт. Решение старинных задач. | |
28 | Математические фокусы | 1 | Поиск «спрятанных» цифр в записи решения. | |
29 | Математический лабиринт | 1 | Подготовка к международному конкурсу «Кенгуру». | |
30 | Составление занимательных заданий | 1 | Решение занимательных задач. | |
31 | Интеллектуальная разминка | 1 | Работа в «центрах» деятельности: математические ребусы, головоломки. | |
32 | Энциклопедия математических развлечений | 1 | Использование разных источников информации (детские познавательные журналы, книги). | |
Итого: | 32 ч |
4 класс
№ п\п | Название темы занятия | Количество часов | Основные виды учебной деятельности учащихся | Дата |
1 | Числа-великаны | 1 | Как велик миллион? | |
2 | Мир занимательных задач | 1 | Задачи со многими возможными решениями. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. | |
3 | Кто что увидит? | 1 | Задачи и задания на развитие пространственных представлений. | |
4 | История возникновения римских цифр | 1 | Занимательные задания с римскими цифрами. | |
5 | Числовые головоломки | 1 | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда. | |
6 | Секреты задач | 1 | Задачи в стихах повышенной сложности: «Начнём с хвоста», «Сколько лет?». | |
7 | В царстве смекалки | 1 | Решение заданий на смекалку. | |
8 | Математический марафон | 1 | Решение задач международного конкурса «Кенгуру». | |
9 | «Спичечный» конструктор | 1 | Построение конструкции по заданному образцу. | |
10 | «Спичечный» конструктор | 1 | Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы. | |
11 | Выбери маршрут | 1 | Составление карты путешествия: на определённом транспорте по выбранному маршруту. Определяем расстояния между городами и сёлами. | |
12 | Математические фокусы | 1 | «Открой» способ быстрого поиска суммы. | |
13 | «Постигаем мы без скуки очень важную науку». Развивающие игры | 1 | Развивающие игры. | |
14 | Математическая копилка | 1 | Составление числового материала, взятого из жизни для составления задач. | |
15 | «Думай, считай, отгадывай!». Весёлый счёт. Числовые головоломки | 1 | Числовые головоломки. | |
16 | «Математический марафон». Игра «Вопрос – ответ» | 1 | Задачи, решаемые перебором различных вариантов. «Открытые» задачи и задания (придумайте вопросы и ответьте на них). Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных. | |
17 | Решай, отгадывай, считай | 1 | Не переставляя числа 1, 2, 3, 4, 5, соединить их знаками действий так, чтобы в ответе получилось 0, 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 100. Две рядом стоящие цифры можно считать за одно число. Там, где необходимо, можно использовать скобки. | |
18 | В царстве смекалки | 1 | Сбор информации для составления заданий. | |
19 | Числовые головоломки | 1 | Заполнение числового кроссворда. | |
20 | Решение и составление ребусов, содержащих числа | 1 | Запись решения в виде таблицы. | |
21 | Мир занимательных задач | 1 | Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. | |
22 | Задачи со многими возможными решениями | 1 | Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв условной записи. | |
23 | Математические фокусы | 1 | Отгадывание задуманных чисел: «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения». | |
24 | Интеллектуальная разминка. Математические головоломки | 1 | Работа в «центрах» деятельности: математические головоломки, занимательные задачи. | |
25 | Интеллектуальная разминка. Занимательные задачи | 1 | Математические головоломки, занимательные задачи. | |
26 | Блиц-турнир по решению задач | 1 | Решение логических, нестандартных задач. Решение задач, имеющих несколько решений. | |
27 | Математическая копилка. Решение комбинаторных задач | 1 | Интеллектуальный марафон. Подготовка к Международному конкурсу «Кенгуру». | |
28 | Геометрические фигуры вокруг нас | 1 | Поиск квадратов в прямоугольнике 2×5 см (на клетчатой части листа). Какая пара быстрее составит (и зарисует) геометрическую фигуру? | |
29 | Математический лабиринт | 1 | Задачи-шутки. Занимательные вопросы и задачи-смекалки. | |
30 | Математический праздник | 1 | Задачи в стихах. Игра «Задумай число». | |
31 | Интеллектуальная разминка. Занимательные задачи | 1 | Работа в «центрах» деятельности: математические головоломки, Занимательные задачи. | |
32 | Математическая копилка. «Мы, играя, проверяем, Что умеем и что знаем» | 1 | Задачи в стихах. Задачи – шутки. Ребусы, шарады. | |
Итого: | 32 ч |
6. Методическое и материально – техническое обеспечение программы.
Методическое обеспечение
Литература для учителя
- Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
- Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
- Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995
- Белицкая Н. Г., Орг А. О. Школьные олимпиады. Начальная школа. М.: Айрис – пресс,2008
- Волина В.В. Праздник числа – М.: АСТ - ПРЕСС, 1996 – 304 с.
- Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство развития логического мышления младших школьников // Начальная школа. —2009. — № 7.
- Ефремушкина О.А. Школьные олимпиады для начальных классов / О.А. Ефремушкина – Изд. 5-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 186 с.
- Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002
- Максимова Т. Н. Олимпиадные задания. 3-4 кл. М.: «ВАКО», 2011
- Б.П. Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры», М., «Просвещение», 1990
- Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002
- Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. — СПб.: Союз, 2001.
- Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
- Тихомирова Л.Ф., Басов Л.В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль: ТОО «Гринго», 1995 – 240 с.
- Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004
- Чилингирова Л., Спиридонова Б. Играя, учимся математике: М.: Просвещение, 1993 – 191 с.
- Шевердина Н.А. Новые олимпиады для нач. школы/ Н.А. Шевердина, Л.Л. Сушинская. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 219 с.
- Шкляров, Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи [Текст] / Т.В. Шкляров. - М.: Грамотей, 2004.
Интернет-ресурсы
1. http://www.vneuroka.ru/mathematics.php — образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир.
2. http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного математического конкурса «Кенгуру».
3. http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы.
4. http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы.
Материально – техническое обеспечение
- Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц
- Телевизор
- Ноутбук
- Сканер
- Принтер лазерный
- Ксерокс
- Объекты, предназначенные для демонстрации последовательного пересчета от 0 до 10 (счётные палочки, фишки жёлтые и красные)
- Объекты, предназначенные для демонстрации последовательного пересчета от 0 до 20 (счётные палочки, фишки жёлтые и красные)
- Наглядное пособие для изучения состава числа (магнитное), с возможностью крепления на доске
- Демонстрационная числовая линейка с делениями от 0 до 100
- Линейка
- Циркуль
- Метры демонстрационные
- Рулетки
- Угольники классные
- Циркули классные
- Комплекты цифр и знаков
- Комплекты цифр и знаков («математический веер»)
- Набор геометрических фигур
- Модели объёмных фигур (шар, куб)
- «Спичечный конструктор»
- Кубики (игральные) с точками или цифрами.
- Часовой циферблат с подвижными стрелками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Занимательная математика" 1-4 класс
Программа разработана на основе авторской программы факультатива «Занимательная математика»...
Рабочая программа. Занимательная математика. 4 класс.
Рабочая программа факультатива "Занимательная математика" для 4-го класса с аннотацией....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Занимательная математика» 3 класс в рамках программы « Одарённые дети» ( с использованием дистанционного обучения)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Занимательная математика»3 классв рамках программы « Одарённые дети» ( с использованием дистанционного обучения)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Занимательная математика» 4 класс в рамках программы « Одарённые дети» ( с использованием дистанционного обучения)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Занимательная математика»4 классв рамках программы « Одарённые дети» ( с использованием дистанционного обучения)...
План - конспект внеурочного занятия по программе "Занимательная математика"3 класс 21 век
Старинные русские единицы измерения длины и массы....
Программа «Занимательная математика» реализуется в общеобразовательном учреждении в объеме 1 часа в неделю во внеурочное время в объеме 33 часа в год - 1 класс, 34 часа в год - 2-4
Программа «ЗанимаСодержание программы отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика» и не требует от учащихся дополнительных математ...
Рабочая программа "Занимательная математика"_1 класс. (Составлена на основе авторской программы О.Холодовой)
Рабочая программа "Занимательная математика"_1 класс. (Составлена на основе авторской программы О.Холодовой)...