РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Занимательная математика» 3 класс в рамках программы « Одарённые дети» ( с использованием дистанционного обучения)
рабочая программа по математике (3 класс) на тему
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Занимательная математика»
3 класс
в рамках программы « Одарённые дети»
( с использованием дистанционного обучения)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
file4.doc.docx | 57.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Бутурлиновская средняя общеобразовательная школа №4
Бутурлиновского муниципального района Воронежской области
«Согласовано» Руководитель МО _______________ Протокол № 1 от | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР МКОУ Бутурлиновская СОШ №4 ________________ Мушта В.И. | «Утверждено» Директор МКОУ Бутурлиновская СОШ №4 ______________ Плужник В.В. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Занимательная математика»
3 класс
в рамках программы « Одарённые дети»
( с использованием дистанционного обучения)
Количество часов : 34 ( 1 ч в неделю)
Учитель: Мочкасова Любовь Сергеевна
Пояснительная записка
Программа дистанционного обучения рассчитана на 34 часа в год, один раз в неделю. Новизна программы состоит в том, что данная программа дополняет и расширяет математические знания, прививает интерес к предмету и позволяет использовать эти знания на практике.
Использование Интернет технологий и дистанционного обучения открывает новые возможности, делает обучение более доступным.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Большое значение в работе с одарёнными детьми придаётся исследовательской активности учащихся. Поощрение и развитие исследовательской активности обуславливает большие развивающие возможности одарённых детей.
Забота об одарённых детях – одна из особенностей нашего времени. Многочисленные конкурсы, олимпиады, выставки детских работ свидетельствуют о пристальном внимании к достижениям детей и подростков.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Программа дистанционного обучения «Одарённые дети» ориентирована на детей, несколько опережающих в развитии своих сверстников и легко усваивающих традиционный курс обучения в школе. Проблема интереса к учению, реализации и развития интеллектуальных и творческих возможностей этих детей остро встаёт уже с первых лет обучения в школе. Именно поэтому необходимо вести дистанционное обучение с учётом интересов и возможностей этой категории учащихся.
Содержание занятий представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы занятия проводятся дистанционно с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.
Цель и задачи
Цель программы:
Создание условий для повышения уровня математического развития учащихся, формирования логического мышления посредством освоения основ содержания математической деятельности.
Основной целью дистанционного обучения школьников является:
- предоставление учащимся школы доступа к качественному образованию;
- обеспечение возможности изучения учебных предметов на расширенном и углубленном уровне, активного участия в олимпиадах и конкурсах;
- освоения образовательных программ с использованием современных информационных технологий.
Использование дистанционного обучения способствует решению задач повышения эффективности:
• учебной деятельности учащихся;
• организации учебного процесса;
• использования возможностей информационно — коммуникационных технологий при организации учебно-воспитательного процесса в рамках программы развития школы как образовательного учреждения адаптивного типа, реализующей компетентностный подход в образовании и воспитании школьников.
Задачи:
- создание условий одаренным детям для реализации их личных творческих способностей в процессе поисковой деятельности, для их морально-физического и интеллектуального развития;
- создание условий для формирования и развития практических умений обучающихся решать нестандартные задачи, используя различные методы и приемы;
- развитие математического кругозора, логического и творческого мышления, исследовательских умений учащихся;
- формирование навыков самостоятельной работы, имеющий последовательный характер;
- повышение математической культуры ученика;
- воспитание настойчивости, инициативы;
- развитие навыков учебного сотрудничества в процессе решения разнообразных задач.
Преимущества дистанционного обучения:
- нет пространственных и временных ограничений, оно доступно для заинтересованных учащихся,
- это альтернативное обучение: оно расширяет выбор форм и методов обучения сверх принятых в классной системе обучения,
- это дополнительное образование: углубляет и расширяет знания при подготовке к поступлению или к участию в олимпиадах,
- это опережающее обучение: оно открыто, учащийся видит весь курс в целом, может самостоятельно проработать какие-то его части, тренинги и др.
- это демократичное образование: нет жесткого регламента, каждому обучающемуся уделяется особое внимание, поддерживается его интерес, его мотивация к самообразованию,
- это креативное образование: оно создает творческую среду для подготовки к деятельности в разных социальных сферах;
- это активное и мотивированное обучение: никто не заставляет школьника проходить дистанционный курс, он выбирает его сам.
Главные принципы реализации программы
Гуманизм в межличностных отношениях.
Научность и интегративность.
Индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания.
Применение принципов развивающего обучения.
Интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.
Основные идеи, принципы и подходы, реализуемые в программе
Принцип актуальности. Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
Принцип адаптивности. Позволяющий легко использовать учебные материалы нового поколения, содержащие цифровые образовательные ресурсы, в конкретных условиях учебного процесса, что способствует сочетанию разных дидактических моделей проведения уроков с применением дистанционных образовательных технологий и сетевых средств обучения: интерактивных тестов, тренажеров, лабораторных практикумов удаленного доступа и др.;
Принцип гибкости. Дающий возможность участникам учебного процесса работать в необходимом для них темпе и в удобное для себя время;
Принцип модульности. Позволяющий использовать ученику и учителю необходимые им сетевые учебные курсы (или отдельные составляющие учебного курса) для реализации индивидуальных учебных планов;
Принцип интерактивности. Выражающийся в возможности постоянных контактов всех участников учебного процесса с помощью специализированной информационно-образовательной среды (в том числе форумы, электронная почта, Т4втернет - конференции, он-лайн уроки)
Принцип научности. Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
Принцип системности. Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
Принцип практической направленности. Содержание занятий направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
Принцип оперативности и объективности оценивания учебных
достижений учащихся.
Принцип обеспечения мотивации. Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
Принцип реалистичности. С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 34 занятия.
Курс ориентационный. Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.
Основные направления и содержание деятельности
В соответствии с программными требованиями по математике все задания у 3-классников охватывают вопросы нумерации в пределах 1000.
На занятиях предполагается не только знакомство с новыми способами решения задач, но и создание условий для стимулирования творческого мышления. Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач в соответствии с методологическими позициями, на занятиях будут использованы следующие виды упражнений и заданий:
- интеллектуальные разминки с целью быстрого включения учащихся в работу и развития психических механизмов,
- задания с отсроченным вопросом,
- интегративные задания, позволяющие в короткий срок выявить интересы учащихся; задания, направленные на развитие психических механизмов (памяти, внимания, воображения, наблюдательности);
- решение частично-поисковых задач разного уровня,
- творческие задачи.
Задания разминки идут в достаточно высоком темпе, на каждый ответ дается 2-3 секунды. В них чередуются вопросы из разных областей знаний (математика, русский, история, география и т.д.). Такая работа концентрирует внимание, развивает умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Сущность заданий с отсроченным вопросом заключается в том, что условие задания как бы изначально ориентирует ученика уже на привычный для него ход решения, который в итоге оказывается ошибочным. Частично-поисковая задача содержит такой вид задания, в процессе выполнения которого обучающийся, как правило, самостоятельно или при незначительной помощи учителя открывает новые для себя знания и способы их добывания.
Планируемые результаты
В результате освоения предметного содержания предлагаемого курса у учащихся предполагается формирование познавательных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий, позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.
Универсальные учебные действия
Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).
Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи.
Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
Воспроизводить способ решения задачи.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.
Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).
Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.
Конструировать несложные задачи.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии.
Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.
Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.
Личностными результатами изучения данного курса являются:
-развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
-развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения
преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
-воспитание чувства справедливости, ответственности;
-развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности
мышления.
Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия».
Предметные результаты отражены в содержании программы.
Дистанционные занятия должны помочь учащимся:
- усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
- помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
- формировать творческое мышление;
- способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися;
- успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах.
Основные виды деятельности учащихся:
- решение занимательных задач
- участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»
- знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой
- проектная деятельность
- самостоятельная работа
- творческие работы
Основные требования к уровню математической подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
Основной программный материал курса математики в начальных классах
Учащиеся должны уметь:
Творчески применять имеющиеся знания, умения, навыки в реальных жизненных ситуациях, наряду со знаниевым компонентом (функциональной грамотностью младшего школьника) - деятельностный компонент, позволяющий соблюдать баланс теоретической и практической составляющих содержания обучения, т.е. обладать не только предметными, но и универсальными (надпредметными) компетентностями, определенным социальным опытом самоорганизации для решения учебных и практических задач.
Контроль и учет знаний и умений воспитанников
Одним из наиболее сложных и трудных элементов учебного процесса – организация систематического контроля и учета знаний и умений воспитанников. Формы и методы проверки различны. Одним из таких методов является тестирование. Преимущества тестовых заданий заключается в том, что с их помощью можно охватить всех воспитанников. В тестах учитывается возрастающая трудность (каждое последующее задание сложнее предыдущего). Тесты несут не только контролирующие функции, но и обучающие, поскольку содержание заданий стимулирует обучающихся не только к запоминанию знаний, но и к их осмыслению и систематизации.
После изучения курса программы обучающиеся должны уметь:
- воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами - обработки данной информации;
- определять учебную задачу;
- ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения;
- владеть своим вниманием;
- сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными приемами запоминания;
- владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности
- использовать основные приемы мыслительной деятельности;
- самостоятельно мыслить и творчески работать;
- владеть нормами нравственных и межличностных отношений.
Таблица тематического распределения количества часов:
№ | Разделы, темы | Количество часов |
Нумерация, общие понятия | 5 | |
Элементы истории математики | 4 | |
Числа и операции над ними | 9 | |
Решение нестандартных задач. Решение уравнений. | 8 | |
Геометрические фигуры и величины | 8 | |
Всего | 34 |
Календарно-тематическое планирование
Класс: 3 класс
Всего 34 часа; 1 час в неделю
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся (результат) | Вид контроля | Календарные сроки | Фактические сроки | |
Раздел 1 "Нумерация, общие понятия". 5 часов. | |||||||||
1 | Нумерация в пределах 1000. Задачи повышенной сложности. | 1 | Комбинированный | Обобщить, систематизировать знания учащихся о месте числа в числовом ряду. Совершенствовать навык устного счета в пределах двадцати. Обобщить, систематизировать знания учащихся о четных – нечетных, однозначных – двузначных числах. Закрепить представление о способе решения простых задач. | Знать последовательность чисел в пределах 1000 должны уметь читать, записывать, сравнивать числа в пределах 1000 использовать приобретённые знания в практической деятельности. использовать действие деления при решении простой задачи и объяснять его конкретный смысл; оценивать длительность временного интервала и обосновывать своё мнение. | ||||
2 | Нумерация многозначных чисел. | 1 | Рефлексия | Решать вычислительные примеры, уравнения, простые и составные задачи изученных типов, составлять числовые и буквенные выражения к задачам и задачи по заданным выражениям. | Уметь читать и записывать натуральные числа в пределах триллиона (12 разрядов), разделять классы, разряды, число единиц каждого разряда, уметь определять и называть цифру каждого разряда, общее количество единиц данного разряда, содержащихся в числе, представлять числа в виде суммы разрядных слагаемых, уметь устанавливать аналогию десятичной позиционной системы записи чисел и десятичной системы мер. Устанавливать правила поразрядного сравнения натуральных чисел, применять их для сравнения многозначных чисел. Записывать многозначные числа римскими цифрами. Применять изученные способы действия для решения задач в типовых и поисковых ситуациях. Пошагово контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий. | Тест | |||
3 | Сложение и вычитание многозначных чисел. Задачи повышенной сложности. Задачи с недостающими и лишними данными. | 1 | Интегрированный урок | Проявление устойчивого познавательного интереса к математическому содержанию учебной деятельности при чтении и записи натурального числа, установления отношения между ними и записи с помощью знаков, выполнении сложения и вычитания в пределах тысячи; выполнении краткой записи задачи, используя различные формы; преобразовании задачи с недостающими данными в задачу с необходимым количеством данных. | |||||
4 | Задачи на нахождение величин по их сумме и разности. Загадки и логические задачи в стихах. | 1 | Введение нового знания | Выполнении краткой записи задачи, используя различные формы; преобразовании задачи с недостающими данными в задачу с необходимым количеством данных. | Определять различие задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз и обосновывать своё мнение; сравнивать величины по их числовым значениям; выражать данные величины в различных единицах; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для сравнения и упорядочения объектов по разным признакам. Элементы истории математики понимать роль математике в жизни человека Формирование представлений об идеях и методах математики, о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. | ||||
5 | Нахождение периметра и площади. | 1 | Комбинированный | Распознавание и изображение геометрических фигур: многоугольников – треугольника, прямоугольника (квадрата). | |||||
Раздел 2 «Элементы истории математики». 4часа. | |||||||||
6 | Архимед - самый гениальный ученый древней Греции. Старинные задачи. | 1 | Введение нового знания | Собирать информацию в различных источниках о великих людях, кодировать и расшифровывать их высказывания. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. | Устанавливать правила поразрядного сравнения натуральных чисел, применять их для сравнения многозначных чисел. Записывать многозначные числа римскими цифрами. | ||||
7 | "Арифметика" Диофанта. Как ценили математику наши предки. Задачи на соображение и логическое рассуждение. Логические задачи. | 1 | Интегрированный урок | Пошагово контролировать правильность и полноту выполнения алгоритма арифметического действия. Строить и применять алгоритмы умножения на трёхзначное число, записывать умножение на трёхзначное число в столбик, проверять правильность выполнения действий с помощью алгоритма. | Самостоятельная работа | ||||
8 | Старинные меры длины. Задачи, развивающие кругозор. | 1 | Интегрированный урок | Проявление устойчивого познавательного интереса к математическому содержанию учебной деятельности при чтении и записи натурального числа, установления отношения между ними и записи с помощью знаков, выполнении сложения и вычитания в пределах тысячи; выполнении краткой записи задачи, используя различные формы; преобразовании задачи с недостающими данными в задачу с необходимым количеством данных; | |||||
9 | Старинные задачи – из старинной книги Л.Ф.Магницкого “Арифметика”, начало 18 века; на движение | 1 | Закрепление Тренинг | Элементы истории математики понимать роль математике в жизни человека Формирование представлений об идеях и методах математики, о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов; | Пошагово контролировать правильность и полноту выполнения алгоритма арифметического действия. Решать составные задачи. | ||||
Раздел 3 " Числа и операции над ними". 9 часов | |||||||||
10 | Сложение и вычитание многозначных чисел. Аль-Хорезми об индийском счете. Примеры "с дырками". Зашифрованные примеры. Задания с историческими датами. | 1 | Введение нового знания | Выполнении краткой записи задачи, используя различные формы; преобразовании задачи с недостающими данными в задачу с необходимым количеством данных. | Применять изученные способы действия для решения задач в типовых и поисковых ситуациях. Пошагово контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий. | Тест | |||
11 | Умножение и деление круглых чисел. Решение нестандартных задач. | 1 | Интегрированный урок | Определять взаимосвязь между действием сложения и действием умножения при вычислении арифметического выражения. | Строить и применять алгоритмы умножения на трёхзначное число, записывать умножение на трёхзначное число в столбик, проверять правильность выполнения действий с помощью алгоритма. | ||||
12 | Деление многозначного числа на однозначное и случаи, сводящиеся к нему. Признаки делимости. Примеры "с дырками". Курьез делимости. Задачи со сказочным сюжетом. Задачи повышенной сложности. | 1 | Рефлексия | Пошагово контролировать правильность и полноту выполнения алгоритма арифметического действия деления многозначного числа на однозначное. | Использовать приобретённые знания в практической деятельности. использовать действие деления при решении простой задачи и объяснять его конкретный смысл; оценивать длительность временного интервала и обосновывать своё мнение. | Тест | |||
13 | Решение задач на движение. Решение нестандартных задач. Старинные задачи. Познавательные задачи. | 1 | Интегрированный урок | Наблюдать за зависимостью между величинами «скорость-время-расстояние» при равномерном прямолинейном движении с помощью графических моделей, фиксировать значения величин в таблицах, выявлять закономерности и строить соответствующие формулы зависимостей. | Пошагово контролировать правильность и полноту выполнения алгоритма арифметического действия. использовать приобретённые знания в практической деятельности. использовать действие деления при решении простой задачи и объяснять его конкретный смысл; оценивать длительность временного интервала и обосновывать своё мнение. | ||||
14 | Умножение на двузначное число. Примеры "с дырками". Игра "Быстрый счет". Сказки и старинные истории. | 1 | Введение нового знания | Устанавливать способы проверки действий умножения и деления на основе взаимосвязи между ними. | Использовать различные приемы проверки правильности нахождения значения числового выражения (с опорой на правила установления порядка действий, алгоритмы выполнения арифметических действий, прикидку результата) Обнаруживать и устранять ошибки логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислении) характера. | ||||
15 | Умножение на трехзначное число. Игры: "Угадывание чисел", "Познавательные математические цепочки", "Хитрые кубики". | 1 | Закрепление. Тренинг | Строить и применять алгоритмы умножения на трёхзначное число, записывать умножение на трёхзначное число в столбик, проверять правильность выполнения действий с помощью алгоритма. | Тест | ||||
16 | Деление многозначного числа на однозначное и случаи, сводящиеся к нему. Признаки делимости. Примеры "с дырками". Курьез делимости. Задачи со сказочным сюжетом. Задачи повышенной сложности. | 1 | Интегрированный урок | Уметь делить многозначные числа с нулём посередине и на конце на однозначное число, действуя по алгоритмам. Уметь делить многозначные круглые числа на однозначное число. Уметь записывать деление углом (с остатком и без остатка). Решать вычислительные примеры, уравнения, простые и составные задачи изученных типов, составлять задачи по заданным выражениям. | Прогнозирование, предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик. | ||||
17 | Умножение на двузначное и трехзначное число. Решение задач на движение. | 1 | Урок- обобщение | Анализирует объекты по нескольким существенным признакам; строит логическую цепь рассуждений при устанавливании связи между делением и умножением; использовании записи в столбик при умножении и делении многозначного на однозначное; решении неравенства и нахождении общего решения. | Строить и применять алгоритмы умножения и деления многозначного числа на однозначное (и сводящиеся к ним случаи) использовать приобретённые знания в практической деятельности. использовать действие деления при решении простой задачи и объяснять его конкретный смысл; оценивать длительность временного интервала и обосновывать своё мнение. | Тест | |||
18 | Задачи на нахождение величин по их сумме и разности. Задачи с недостающими и лишними данными. Задачи повышенной сложности. | 1 | Введение нового знания | Анализирует объекты по нескольким существенным признакам; строит логическую цепь рассуждений. | Классифицировать простые задачи изученных типов по виду модели, устанавливать на этой основе общие методы к решению составной задачи, применять их для решения составных задач в 2-5 действий. Выявлять аналогию между задачами на движение, стоимость, работу, строить общую формулу произведения. | Самостоятельная работа | |||
Раздел 4 " Решение нестандартных задач. Решение уравнений". 8 часов | |||||||||
19 | В мире математических задач. Задачи: "Сколькими способами", "Некоторые приемы быстрого счета", "Числовые фокусы". | 1 | Урок- обобщение | Устанавливать правила поразрядного сравнения натуральных чисел, применять их для сравнения многозначных чисел. Записывать многозначные числа римскими цифрами. | использовать изученные приемы сложения и вычитания двузначных чисел для решения текстовых задач и уравнений. | ||||
20 | В мире математических задач. Оригинальные задачи. Познавательные задачи. | 1 | Интегрированный урок | Определять порядок вычисления числового выражения со скобками и обосновывать своё мнение; использовать числовое выражение при записи решения задачи; Составлять в простейших видах уравнение как математическую модель текстовой задачи. Строить и применять алгоритм решения простых уравнений. | Сравнивать разные способы вычислений. Выбирать наиболее рациональный способ. Использовать изученные приемы сложения и вычитания двузначных чисел для решения текстовых задач и уравнений. | ||||
21 | Простые уравнения. | 1 | Введение нового знания. | Самостоятельная работа | |||||
22 | Сложные уравнения. | 1 | Закрепление. Тренинг | Составлять в простейших видах уравнение как математическую модель текстовой задачи. Строить и применять алгоритм решения составных уравнений, решать простые и составные уравнения, комментировать решение, называя компоненты действий. | Иметь представление об уравнении как предложении с переменной, знать понятие корня уравнения. Применять изученные способы действия для решения задач в типовых и поисковых ситуациях. Пошагово контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий. | ||||
23 | Решение задач и ребусов. Международная игра «Кенгуру». | 1 | Рефлексия. | Классифицировать простые задачи изученных типов по виду модели, устанавливать на этой основе общие методы к решению составной задачи, применять их для решения составных задач в 2-5 действий. Выявлять аналогию между задачами на движение, стоимость, работу, строить общую формулу произведения. | Осуществлять самоконтроль, коррекцию своих ошибок. Применять простейшие приёмы развития своей памяти оценивать своё умение это делать (на основе эталона) Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. | Самостоятельная работа | |||
24 | Способы сокращения уравнений. | 1 | Интегрированный урок | Анализирует объекты по нескольким существенным признакам; строит логическую цепь рассуждений. | Сравнивать разные способы вычислений. Выбирать наиболее рациональный способ. | Тест | |||
25 | Решение задач на сообразительность. "Переправы и разъезды", "Переливание", "Взвешивание". Маленькие хитрости. Затруднительные ситуации. Решение логических задач. | 1 | Введение нового знания | Составлять в простейших видах уравнение как математическую модель текстовой задачи. Строить и применять алгоритм решения составных уравнений, решать простые и составные уравнения, комментировать решение, называя компоненты действий. | классифицировать простые задачи изученных типов по виду модели, устанавливать на этой основе общие методы к решению составной задачи, применять их для решения составных задач в 2-5 действий. | ||||
26 | Числовые головоломки. Математические ребусы, кроссворды. | 1 | Урок- обобщение | Пошагово контролировать правильность и полноту выполнения алгоритма арифметического действия. | Конструирует предметные плоскостные модели геометрических фигур. | ||||
Раздел 5 " Геометрические фигуры и величины". 8 часов | |||||||||
27 | Метрическая система мер. Временная метрическая система: "мирна", "кило", "гекто", "дека", "деци", "санти", "милли". Архивный метр. Д.И. Менделеев - метролог. | 1 | Введение нового знания. | Уточнять соотношение между единицами длины, устанавливать соотношения между единицами измерения. Выводить общее правило перехода к большим меркам и перехода к меньшим меркам, применять это правило для преобразования единиц длины и массы. Уметь сравнивать, складывать и вычитать однородные величины. | Использовать приобретённые знания в практической деятельности. использовать действие деления при решении простой задачи и объяснять его конкретный смысл; оценивать длительность временного интервала и обосновывать своё мнение. | Самостоятельная работа | |||
28 | Метрическая система мер. Временная метрическая система: "мирна", "кило", "гекто", "дека", "деци", "санти", "милли". Задачи повышенной сложности. | 1 | Интегрированный урок | ||||||
29 | Построение симметрических фигур - узоров. Осевая симметрия. Поворотная симметрия. | 1 | Рефлексия | Устанавливать свойства фигур, симметричных относительно прямой, чертить симметричные фигуры (на клетчатой бумаге). Наблюдать симметрию в рисунках, буквах, словах, в стихах, музыке, в природе. Наблюдать зависимости между величинами и фиксировать их с помощью таблиц. | Конструирует предметные плоскостные модели геометрических фигур. | Самостоятельная работа | |||
30 | Время. Меры времени. Аристотель - самые древние "часы" -Солнце. Откуда появились дни недели и месяцы. Как появился календарь. Первые механические часы. Первый календарь - камень. Равенство и неравенство. Занимательные математические задачи. Изготовление наглядного математического материала. | 1 | Закрепление Тренинг | Сравнивать события по времени непосредственно. Устанавливать соотношения между общепринятыми единицами времени: год, месяц, неделя, сутки, час, минута, секунда; преобразовывать, сравнивать, складывать и вычитать значения времени, выраженные в заданных единицах измерения. Решать житейские ситуации, требующие умения находить значение времени событий. Определять время по часам; использовать календарь, название месяцев, дней недели. Решать задачи на нахождение начала события, завершения события, продолжительности события. | Описывать свойства геометрических фигур; Сравнивать геометрические фигуры. Находить необходимую информацию в учебной и справочной литературе при знакомстве с историей измерения и вычисления площади геометрических фигур разными способами и мерками. | Тест | |||
31 | Задачи, решаемые с конца | 1 | Интегрированный урок | Решать задачи на нахождение начала события, завершения события, продолжительности события. | Применять изученные способы действия для решения задач в типовых и поисковых ситуациях. Пошагово контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий. | ||||
32 | Логические задачи с антонимами и синонимами | 1 | Урок- обобщение | Пошагово контролировать правильность и полноту выполнения алгоритма арифметического действия. | Самостоятельная работа | ||||
33 | Блиц – турнир по решению задач. | 1 | Закрепление. Тренинг | Анализирует объекты по нескольким существенным признакам; строит логическую цепь рассуждений | Использовать приобретённые знания в практической деятельности. использовать действие деления при решении простой задачи и объяснять его конкретный смысл; оценивать длительность временного интервала и обосновывать своё мнение. | Тест | |||
34 | Метрическая система мер. Временная метрическая система: "мирна", "кило", "гекто", "дека", "деци", "санти", "милли". Архивный метр. Д.И. Менделеев - метролог. | 1 | Рефлексия | Пошагово контролировать правильность и полноту выполнения алгоритма арифметического действия. |
Список литературы
Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
Белицкая Н. Г., Орг А. О. Школьные олимпиады. Начальная школа. М.: Айрис – пресс,2008
Максимова Т. Н. Олимпиадные задания. 3-4 кл. М.: «ВАКО», 2011
Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
Н.В.Тутубалина Познавательные викторины для детей младшего школьного возраста
Узорова О.В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004
Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004
Занимательные задачи для маленьких. Москва 1994
Математика. Внеклассные занятия в начальной школе. Г.Т.Дьячкова. Волгоград 2000г
«Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал
Кенгуру -2012 . Задачи, решения, итоги.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Положение о школьном конкурсе «Ученик года» в рамках программы «Одарённые дети» среди учащихся первой ступени.
Стимулирование познавательной деятельности учащихся, развитие их кругозора, творческих способностей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Занимательная математика» 4 класс в рамках программы « Одарённые дети» ( с использованием дистанционного обучения)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Занимательная математика»4 классв рамках программы « Одарённые дети» ( с использованием дистанционного обучения)...
Конспекты занятий по программам дополнительного образования с использованием дистанционных форм обучения
В данном документе представлены варианты оформления конспектов занятий по программам дополнительного образования эколого-биологической направленности, проведенных в условиях дистанционного обучения. З...
Презентация "Использование дистанционного обучения при работе с детьми с ОВЗ (интеллектуальные нарушения)"
Коррекционная педагогика...
Статья "Использование дистанционного обучения при работе с детьми с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)"
Коррекционная педагогика...
Статья "Использование дистанционного обучения при работе с детьми с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)"
Коррекционная педагогика...
Методическая разработка урока с использованием дистанционного обучения по окружающему миру во 2 классе. Тема урока: «Дикие и домашние животные».
Методическая разработка урока с использованием дистанционного обучения по окружающему миру во 2 классе.Тема урока: «Дикие и домашние животные»....