Рабочая программа. Занимательная математика. 4 класс.
рабочая программа (4 класс) на тему

Рабочая  программа факультатива "Занимательная математика" для 4-го класса с аннотацией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Юго-Восточное окружное Управление образования

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

средняя общеобразовательная школа № 1959

«Дети мира»

109469, г. Москва, Перервинский бульвар, дом 16, корп. 1, тел./факс 8(495)346-45-51, e-mail: school-1959@mail.ru

__________________________________________________________________________

«Рассмотрена»

На заседании методического объединения  

Протокол № ____________

От «___» _________ 20__г.

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

___________ Колотеева И.А

От «___» __________20__г.

«Утверждаю»

Директор школы

_____________Асирян М.А.

От «___» ___________ 20__г.

Рабочая программа

факультатива «Занимательная грамматика»

4 «Б» класс

на    2015/2016  учебный год.

Программа составлена на основе  авторской  программы факультатива

                «Занимательная грамматика»  Кочуровой Е.Э.

Составитель:

Глазунова Елена Петровна

Учитель начальных классов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа занятий по занимательной математике в начальной школе (1-4 классы) составлена в соответствие с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программой начального общего образования. В основу положена программа факультатива «Занимательная грамматика»  Кочуровой Е.Э.

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.  

   Данная программа позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

   Не менее важным фактором  реализации данной программы является    стремление развить у обучающихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

   Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию.

   Содержание занятий курса представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия  математического курса содействуют развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.

   Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы данного курса, основаны на любознательности детей, которую  следует поддерживать и направлять.  Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.

   Все вопросы и задания рассчитаны на работу обучающихся на занятии. Для эффективности работа организуется с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.

     Место факультатива в учебном плане.

Программа рассчитана на 33 часа в год в 1 классе с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия  30-35 минут на 35 часов в год – во 2-4  классах, продолжительность занятия 40-45 минут.

           Цель программы: формирование логического мышления посредством освоения основ содержания математической деятельности.

Задачи:

  • Способствовать воспитанию интерес к предмету через занимательные упражнения;
  • Расширять кругозор обучающихся в различных областях элементарной математики;
  • Развивать коммуникативные умения младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения;
  • Способствовать формированию познавательныхуниверсальных учебных действий, обучить методике выполнения логический заданий;
  • Формировать элементы логической и алгоритмической грамотности;
  • Научить анализировать представленный объект невысокой степени сложности,      мысленно расчленяя его на основные составные части, уметь делать доступные выводы  и обобщения, обосновывать собственные мысли;
  • Формировать  навыки исследовательской деятельности.

Принципы программы:

  • Актуальность

     Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности  учащихся.

  • Научность

     Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

  • Системность

     Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).

  • Практическая направленность

      Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.

  • Обеспечение мотивации

      Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение  материала на занятиях и выступление на олимпиадах , конкурсах по математике.

  • Курс ориентационный

    Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания .

Отличительные особенности   программы курса «Занимательная математика» в том, что в нее включено большое количество заданий на развитие логического мышления, памяти и задания исследовательского характера. В структуру программы входит теоретический блок материалов, который подкрепляется практической частью. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, логического мышления, памяти, математической речи, внимания; умению создавать математические проекты, анализировать, решать ребусы, головоломки, обобщать и делать выводы.

Предполагаемые результаты:

Личностными результатами  изучения данного курса являются:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
  • воспитание чувства справедливости, ответственности;
  • овладение способами исследовательской деятельности;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;
  • формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации учения.

Метапредметные результаты:

  • умение анализировать предложенные  варианты решения задачи, выбирать из них верные;
  • умение выбирать наиболее эффективный способ решения задачи.
  • умение принимать и сохранять учебную задачу;
  • умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
  • умение использовать знаково-символические средства;
  • умение формулировать собственное мнение и позицию.

 Предметные результаты:

  • умения складывать и вычитать в пределах 100,таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления;
  • правильно выполнять арифметические действия;
  • умение рассуждать логически грамотно;
  • знание чисел от 1 до 1000, чисел-великанов (миллион и др.), их последовательность;
  • умение анализировать текст задачи: ориентироваться, выделять условие и         вопрос, данные и искомые числа(величины);
  • умение выбирать необходимую информацию, содержащую в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Основные виды деятельности учащихся:

  • решение занимательных задач;
  • оформление математических газет;
  • знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
  • проектная  и исследовательская деятельность

Форма организации обучения - математические игры:

«Веселый счёт» – игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения». Игры «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай»  «Какой ряд дружнее?» Игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч». Математические  пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление». Игры «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Числа. Арифметические действия. Величины

Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков.

Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.

Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательность выполнения арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.

Заполнение числовых кроссвордов

Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.

Числа-великаны (миллион и др.) Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.

Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).

Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.

Форма организации обучения - математические игры:

«Веселый счёт» – игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры«Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число»,«Отгадай число и месяц рождения».

Игры «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Какой ряд дружнее?»

Игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч».

Математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитаниев пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление».

Игры «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске,«Морской бой» и др.

Универсальные учебные действия

Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.

Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового  кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.

Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.

Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.

Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.

Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданны мусловием.

Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Мир занимательных задач

Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.

Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий.

Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.

Задачи, решаемые способом перебора.  «Открытые» задачи и задания.

Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.

Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.

Универсальные учебные действия

Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).

Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи. Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.

Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.

Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.

Воспроизводить способ решения задачи.

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.

Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.

Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).

Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.

Конструировать несложные задачи.

Геометрическая мозаика

Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх»,«вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1 1,указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту(алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.

Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.

Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.

Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление(вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).

Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из разверток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр. (По выбору учащихся.)

Форма организации обучения – работа с конструкторами

Моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков.

Танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат» (Никитин Б.П. Ступеньки творчества или Развивающие игры. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1989). «Спичечный»Конструктор (Вместо спичек можно использовать счётные палочки).

ЛЕГО-конструкторы. Набор «Геометрические тела».

Конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики», «Паркеты имозаики», «Монтажник», «Строитель» и др. из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».

Универсальные учебные действия

Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».

Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1 1и др., указывающие направление движения.

Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).

Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.

Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.

Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.

Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии.

Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.

Моделировать объёмные  фигуры из различных материалов(проволока, пластилин и др.) и из развёрток.

Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.


Календарно - тематическое планирование (34 часа)

дата

тема

Кол-во часов

Содержание занятия

Планируемые результаты

Планируемая  деятельность

учащихся

Вид контроля

1

Цвет, форма, размер, материал.

Классификация  предметов по общему признаку- цвет, форма, размер и др., объединение в группы по общему признаку; выделение часть совокупности, сравнение предметов  и совокупностей

Знать:

основные свойства предметов,

формы плоских геометрических фигур,

понятие «порядок».

Анализировать и сравнивать предметы, выявлять и выражать в речи признаки сходства и различия.

Читать, анализировать данные таблицы, заполнять таблицы на основании заданного правила.

Соотносить реальные предметы с моделями рассматриваемых геометрических тел.

Описывать свойства простейших фигур.

Сравнивать геометрические фигуры, различать плоские и пространственные фигуры.

Находить закономерности в последовательностях, составлять закономерности по заданному правилу.

Использовать математическую терминологию в устной и письменной речи.

текущий.

Замкнутые и незамкнутые  линии.

Изображение отрезков, ломаных линий,

многоугольников, установление соотношения между целым отрезком и его частями.

Знать, что замкнутая линия является границей, отделяющей внутреннюю область от внешней

Уметь изображать отрезок, делить его на части; изображать ломанную линию из нескольких звеньев

 Распознавать и изображать отрезок, ломаные линии,

многоугольник, устанавливать соотношения между целым отрезком и его частями. Моделировать выполняемые действия с помощью

групп предметов и числового отрезка,

практическая работа

2

Точки и линии. Области и границы.

Понятие «точка»; расположение линий на плоскости. Изображение точек ,характеристика местоположения объекта по направлению движения

Знать понятие «точка»; расположение линий на плоскости; Уметь изображать точки ,характеризовать местоположение объекта по направлению движения

Различать, изображать и называть точку, отрезок, прямую и кривую линии, замкнутую и незамкнутую линии, области и границы.

Применять знания и способы действий в поисковых ситуациях.

практическая работа

3

Продолжите ряд.

5

Логически-поисковые задания Решение конструктивных задач разных видов. Приемы решения конструктивных задач. Решение логических задач способом составления таблицы.

Находить закономерности в последовательностях, составлять закономерности по заданному правилу.

Упорядочивать объекты, устанавливать порядковый номер того или иного объекта при заданном порядке счета.

текущий.

4

Поиск закономерностей.

5

Тренировка зрительной памяти

Упражнения на запоминание различных предметов. Запоминание изображения

Моделировать изучение

зависимости, использовать

различные способы

решения.

Умение получать необходимые сведения.

практическая работа

6

Правило магического квадрата.

Заполнение волшебного квадрата по его началу. Самостоятельное составление волшебного квадрата.

Уметь применять зависимость между частями и целым к составлению магических квадратов.

Выполнять перебор всех возможных вариантов объектов и комбинаций, удовлетворяющих заданным условиям,

выделять существенные и несущественные признаки объектов

практическая работа

7

Магический квадрат. 9 клеток.

Заполнение волшебного квадрата по его началу. Самостоятельное составление волшебного квадрата.

Уметь применять зависимость между частями и целым к составлению магических квадратов.

Выполнять перебор всех возможных вариантов объектов и комбинаций, удовлетворяющих заданным условиям,

выделять существенные и несущественные признаки объектов

практическая работа

8

Магический квадрат. 16 клеток.

Заполнение магического квадрата по его началу. Самостоятельное составление волшебного квадрата.

Уметь применять зависимость между частями и целым к составлению магических квадратов.

Выполнять перебор всех возможных вариантов объектов и комбинаций, удовлетворяющих заданным условиям,

выделять существенные и несущественные признаки объектов

конкурс

9

Магический треугольник.

Заполнение магического треугольника  по его началу. Самостоятельное составление магического треугольника

Уметь применять зависимость между частями и целым к составлению магических треугольников

Выполнять перебор всех возможных вариантов объектов и комбинаций, удовлетворяющих заданным условиям,

выделять существенные и несущественные признаки объектов

практическая работа

10

Магические цепи

Заполнение магических цепей. Самостоятельное составление .

Уметь применять зависимость между частями и целым к составлению магических цепей

практическая работа

11

Совершенствуем воображение.

Развивать творческие способности у детей, формировать познавательную активность, мыслительные и исследовательские умения;

Учить детей создавать в воображении предметы, основываясь на схематические изображения деталей этих предметов.

Совместно с учителем проектировать  этапы решения учебной задачи. Самостоятельно оценивать выполненное задание по алгоритму Выполнять задания поискового и творческого характера.

практическая работа

Страна геометрия. Город кругов и окружностей.

Круг и окружность. Радиус и диаметр.

Уметь изображать  окружность  помощью циркуля, Распознавать такие геометрические фигуры, как круг,  окружность. Правильно использовать соответствующие термины

Совместно с учителем проектировать  этапы решения учебной задачи. Самостоятельно оценивать выполненное задание по алгоритму

практическая работа

Страна геометрия. Город кругов и окружностей.

14

Найдите место числам.

Конструирование и изображение римских цифр с помощью палочек.

Знать римские цифры

Уметь изображать римские цифры с помощью палочек. упорядочивать возрастающие  или убывающие ряды по самостоятельно выбранному признаку; устанавливать  сходства или различия объектов по существенным признакам

Моделировать разнообразные ситуации расположения

объектов в пространстве и на плоскости.

Применять изученные знания и способы действий в измененных условиях.

Выполнять задания поискового и творческого характера.

практическая работа

15

Найдите место числам

16

Тренировка внимания.

Игры на перевоплощение.

Логически-поисковые задания

Упражнения на развитие

пространственной координации

Дорисуй последнюю.

Мозговая гимнастика.

Развитие познавательного интереса.

 

Формулировать выводы. Умение аргументировать, высказывать прогнозы

практическая работа

17

Комбинаторные задачи.

Логически-поисковые задания Решение комбинаторных задач разных видов. Приемы решения

 Выбор

способов решения

задачи.

Выполнять задания поискового и творческого характера.

Составлять задачи по рисункам, схемам, выражениям. Различать способ и результат действия  принятия практической задачи

18

Логические задачи.

Работа в группах: инсценирование загадок, решение задач

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей

Выполнять задания поискового и творческого характера.

Составлять задачи по рисункам, схемам, выражениям. Различать способ и результат действия  принятия практической задачи.

практическая работа

19

Шифровка.

20

Развитие концентрации внимания.

Развитие навыков сосредоточения и устойчивости внимания.

Развитие навыков сосредоточения и устойчивости внимания.

Упражнения на поиски ходов в простых лабиринтах. Развитие концентрации внимания. Поиск закономерностей.

Практическая

работа

21

Игры со словами

Разгадывание  и составление ребусов.

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические ребусы.

Выполнять перебор всех возможных вариантов объектов и комбинаций, удовлетворяющих заданным условиям.

конкурс на самый сложный ребус

22

Ребусы

23

Логические задачи.

Формирование умения правильно строить предложения, верно использовать логические связки НЕ, И, ИЛИ, ЕСЛИ, …ТО, слова ВСЕ, ЛЮБОЙ, КАЖДЫЙ, НЕКОТОРЫЙ и др.

Уметь самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале.

Находить закономерности в последовательностях, составлять закономерности по заданному правилу.

Упорядочивать объекты, устанавливать порядковый номер того или иного объекта при заданном порядке счета.

практическая работа

24

Нестандартные задачи.

Работа в группах «Найди пару».  Самостоятельное придумывание  и решение задач.

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем). осуществлять предварительный анализ текста задачи  (работа над терминами, перефразирование, переформулирование текста), представлять информацию в виде схем (заполнять готовую) переводить  текст задачи на знаково-символический язык, который можно осуществлять вещественными или графическими средствами

Выделять задачи из предложенных текстов.

Моделировать условие задачи с помощью предметов,

схематических рисунков и схем, выявлять известные и

неизвестные величины, устанавливать между величинами отношения части и целого, больше (меньше) на …», использовать понятия «часть», «целое», «больше (меньше) на …» «увеличить (уменьшить) на …» при составлении схем, записи и обосновании числовых выражений.

Анализировать задачи, определять корректность формулировок, дополнять условие задачи недостающими данными или вопросом.

Выполнять задания поискового и творческого характера.

Составлять задачи по рисункам, схемам, выражениям.

Выполнять перебор всех возможных вариантов объектов и комбинаций, удовлетворяющих заданным условиям.

25

Поиск закономерностей.

Уметь самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале.

Находить закономерности в последовательностях, составлять закономерности по заданному правилу.

Упорядочивать объекты, устанавливать порядковый номер того или иного объекта при заданном порядке счета.

практическая работа

26

Логические и поисковые задачи.

Решение логических задач

Уметь переводить  текст задачи на знаково-символический язык, который можно осуществлять вещественными или графическими средствами.

Различать способ и результат действия  принятия практической задачи;  самостоятельно выстраивать план действий по решению учебной задачи

конкурс на лучшую загадку-смекалку

27

Развитие пространственного воображения.

Игры на перевоплощение. Логически-поисковые задания.

Упражнения на развитие пространственной координации

Формирование самопознания. Нравственное оценивание.

Моделировать разнообразные ситуации расположения объектов

28

Преобразование задач.

Работа в группах «Найди пару» Самостоятельное придумывание  и решение задач.

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем). осуществлять предварительный анализ текста задачи  (работа над терминами, перефразирование, переформулирование текста), представлять информацию в виде схем (заполнять готовую) переводить  текст задачи на знаково-символический язык, который можно осуществлять вещественными или графическими средствами

Выделять задачи из предложенных текстов.

Моделировать условие задачи с помощью предметов,

схематических рисунков и схем, выявлять известные и

неизвестные величины, устанавливать между величинами отношения части и целого, больше (меньше) на …», использовать понятия «часть», «целое», «больше (меньше) на …» «увеличить (уменьшить) на …» при составлении схем, записи и обосновании числовых выражений.

Анализировать задачи, определять корректность формулировок, дополнять условие задачи недостающими данными или вопросом.

Выполнять задания поискового и творческого характера.

Составлять задачи по рисункам, схемам, выражениям.

Выполнять перебор всех возможных вариантов объектов и комбинаций, удовлетворяющих заданным условиям.

Практическая работа

29

Задачи с несколькими решениями.

Находить решение разными способами

Находить решение разными способами. Наблюдать за изменением решения задачи при изменении условия. Конструировать геометрические фигуры из палочек.

30

Тренируем устные вычисления.

Способствовать усвоению теоретических знаний об арифметических действиях, их свойствах, о равенствах, о неравенствах и др.

Развитие и формирование прочных вычислительных навыков и умений.

Автоматизация навыков простейших вычислений и преобразований,выработать у учащихся твердые вычислительные навыки, а также они способствуют усвоению вопросов теории арифметических действий.

31

В мире фигур.

Выявление общего св-ва объемных фигур. Конструирование фигур.

Распознавать такие геометрические фигуры,  как шар, конус, цилиндр, параллелепипед, куб, пирамида.

круг, треугольник, прямоугольник и др. и правильно использовать соответствующие термины

Упорядочивать объекты, устанавливать порядковый номер того или иного объекта при заданном порядке счета. Обдумывать ситуацию при возникновении затруднения (выходить в пространство рефлексии), и оценивать свое умение это делать (на основе применения эталона).

практическая работа

32

Логические игры.

Решение логических задач. Конструктивные задачи, способствующие развитию логического мышления. Решение конструктивных задач разных видов: по образцу, по описанию, по аналогии, свободное. Геометрическое конструирование

Уметь классифицировать предметы, объединять в группы по общему признаку; выделять часть совокупности, сравнивать предметы и совокупности; выполнять преобразование фигур по заданному свойству.

выполнять универсальные логические действия:

(анализ, синтез,  выбирать основания для  сравнения, классификации объектов, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений)

практическая работа

33

Конкурс эрудитов

Решение заданий повышенной трудности

 решать занимательные задачи, ребусы, загадки, задачи повышенной трудности;

 составлять ребусы и загадки, математическую газету, вести поисковую и исследовательскую работу.

конкурс



Предварительный просмотр:

Аннотация к рабочим  программам

Предмет

Занимательная математика

Класс

4 класс

Наименование образовательной программы

Рабочая программа

по курсу факультатива «Занимательная математика»   4 «Б» класс

на  2015 – 2016  учебный год

Нормативная основа

Рабочая программа внеурочной деятельности  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования на основе   программы факультативного курса «Занимательная математика» Е.Э.Кочуровой (Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2013.

Реализуемый УМК

Школа России

Срок реализации

Используемые учебники и пособия

  1. Кочурова Е.Э. Программа факультатива «Занимательная математика» для внеурочной деятельности младших школьников (1 - 4 классы)- Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под.ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана – Граф, 2013.
  2. Арутюнян Е.Б., Левитас Г.Г. Занимательная математика: Книга для учащихся, учителей и родителей: 1-5 классы - М.: АСТ-Пресс, 1999.
  3. Волина В.В. Учимся играя.- М,: Новая школа, 1994.
  4. Медведева И.Г. Чудесная  клеточка.- М.: Адонис, 2007.
  5. Лазутина В.Ф. Устный счёт с улыбкой.- М.: Новая школа, 1998.
  6.  Успенский Э. Весёлый счёт.- М.: Детгиз-2005.
  7. Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Задачи на смекалку.-М.: Просвещение, 2001.

Цели и задачи изучения предмета

  1. формирование мотивации к изучению математики, углубление и расширение математических знаний и способностей в соответствии с возрастными особенностями;
  2. формирование мыслительных процессов, логического мышления, пространственных ориентировок;
  3. обеспечение необходимой и достаточной математической подготовки ученика для дальнейшего обучения;
  4. расширение,  углубление знаний учащихся и формирование математической компетенции;
  5. развитие и совершенствование мыслительных операций, психологических качеств личности (любознательности, инициативности, трудолюбия, воли) и творческого потенциала;
  6. развитие логического мышления и пространственных представлений;
  7. формирование начальных элементов конструкторского мышления;
  8. воспитание интереса к предмету через занимательные задания;
  9. формирование усидчивости и терпения;
  10. создание прочной основы для дальнейшего обучения математике;
  11. формирование и развитие различных видов памяти, воображения, общеучебных умений и навыков;
  12. выявление и поддержка математически одаренных и талантливых детей.

Используемые технологии

 При организации образовательного процесса  используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств: интегрированные уроки с мультимедийным сопровождением,  комбинированные уроки. В процессе реализации программы используется метод разъяснения, наглядные методы, практические методы, проблемно-поисковый метод, метод самостоятельной работы, метод поощрения.

Программа предусматривает проведение традиционных уроков, комбинированных уроков, обобщающих уроков, уроков-зачётов, уроков-игр. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.

Учащиеся учатся наблюдать, сравнивать, обобщать, анализировать, выполняя различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги.

Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, проектные технологии, технологии развития критического мышления, технологии проектной деятельности, обучение  в сотрудничестве, исследовательская деятельность.

Место учебного предмета в учебном плане

Программа рассчитана   на   34 часа в год с проведением занятий 1 раз в  неделю. 

Результаты освоения учебного предмета

(требования к выпускнику)

Должны уметь:

  1. устно выполнять вычислительные приемы;
  2. анализировать и решать головоломки, шарады, ребусы, примеры со «звездочками»;
  3. осуществлять самостоятельный поиск решений логических задач и задач повышенного уровня;
  1. решать задачи разными способами, выбирая наиболее продуктивный способ решения; оформлять презентацию;
  2. конструировать геометрические фигуры;
  3. пользоваться математической терминологией.

Методы и формы оценки результатов освоения программы

Основными формами текущего контроля  являются:

  •  устный опрос;
  •  самостоятельные  и практические работы;
  • проектные работы;
  •  тестовые задания;
  •  проверочные  работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Занимательная математика" 1-4 класс

   Программа разработана на основе авторской программы факультатива         «Занимательная математика»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Занимательная математика» 3 класс в рамках программы « Одарённые дети» ( с использованием дистанционного обучения)

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА   «Занимательная математика»3 классв рамках программы « Одарённые дети» ( с использованием дистанционного обучения)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Занимательная математика» 4 класс в рамках программы « Одарённые дети» ( с использованием дистанционного обучения)

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА   «Занимательная математика»4 классв рамках программы « Одарённые дети» ( с использованием дистанционного обучения)...

Рабочая программа "Занимательная математика" 4 класс

   Рабочая программа по курсу «Занимательная математика »  для учащихся 4 классов является частью Образовательной программы МБОУ Верхнесоленовская СОШ и разработана...

Рабочая программа. "Занимательная математика для 3 класса" 2018-2019г.г.

Рабочая программа. "Занимательная математика для 3 класса" 2018-2019г.г....

Рабочая программа "Занимательная математика" 1-4 классы 2018-2019 учебный год

Рабочая программавнеурочной деятельности«Занимательная математика»»1 – 4 классына  2018-2019 учебный год....

Рабочая программа "Занимательная математика"_1 класс. (Составлена на основе авторской программы О.Холодовой)

Рабочая программа "Занимательная математика"_1 класс. (Составлена на основе авторской программы О.Холодовой)...