Рабочая программа. Занимательная математика. 4 класс.
рабочая программа (4 класс) на тему
Рабочая программа факультатива "Занимательная математика" для 4-го класса с аннотацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.zanimatelnaya_matematika._4_klass.docx | 44.32 КБ |
zanimatelnaya_matematika_annotatsiya.docx | 19.2 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Юго-Восточное окружное Управление образования
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы
средняя общеобразовательная школа № 1959
«Дети мира»
109469, г. Москва, Перервинский бульвар, дом 16, корп. 1, тел./факс 8(495)346-45-51, e-mail: school-1959@mail.ru
__________________________________________________________________________
«Рассмотрена» На заседании методического объединения Протокол № ____________ От «___» _________ 20__г. | «Согласовано» Зам. директора по УВР ___________ Колотеева И.А От «___» __________20__г. | «Утверждаю» Директор школы _____________Асирян М.А. От «___» ___________ 20__г. |
Рабочая программа
факультатива «Занимательная грамматика»
4 «Б» класс
на 2015/2016 учебный год.
Программа составлена на основе авторской программы факультатива
«Занимательная грамматика» Кочуровой Е.Э.
Составитель:
Глазунова Елена Петровна
Учитель начальных классов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа занятий по занимательной математике в начальной школе (1-4 классы) составлена в соответствие с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программой начального общего образования. В основу положена программа факультатива «Занимательная грамматика» Кочуровой Е.Э.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является стремление развить у обучающихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий курса представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического курса содействуют развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы данного курса, основаны на любознательности детей, которую следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу обучающихся на занятии. Для эффективности работа организуется с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.
Место факультатива в учебном плане.
Программа рассчитана на 33 часа в год в 1 классе с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 30-35 минут на 35 часов в год – во 2-4 классах, продолжительность занятия 40-45 минут.
Цель программы: формирование логического мышления посредством освоения основ содержания математической деятельности.
Задачи:
- Способствовать воспитанию интерес к предмету через занимательные упражнения;
- Расширять кругозор обучающихся в различных областях элементарной математики;
- Развивать коммуникативные умения младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения;
- Способствовать формированию познавательныхуниверсальных учебных действий, обучить методике выполнения логический заданий;
- Формировать элементы логической и алгоритмической грамотности;
- Научить анализировать представленный объект невысокой степени сложности, мысленно расчленяя его на основные составные части, уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли;
- Формировать навыки исследовательской деятельности.
Принципы программы:
- Актуальность
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
- Научность
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
- Системность
Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
- Практическая направленность
Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
- Обеспечение мотивации
Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение материала на занятиях и выступление на олимпиадах , конкурсах по математике.
- Курс ориентационный
Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания .
Отличительные особенности программы курса «Занимательная математика» в том, что в нее включено большое количество заданий на развитие логического мышления, памяти и задания исследовательского характера. В структуру программы входит теоретический блок материалов, который подкрепляется практической частью. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, логического мышления, памяти, математической речи, внимания; умению создавать математические проекты, анализировать, решать ребусы, головоломки, обобщать и делать выводы.
Предполагаемые результаты:
Личностными результатами изучения данного курса являются:
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- овладение способами исследовательской деятельности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;
- формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации учения.
Метапредметные результаты:
- умение анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные;
- умение выбирать наиболее эффективный способ решения задачи.
- умение принимать и сохранять учебную задачу;
- умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- умение использовать знаково-символические средства;
- умение формулировать собственное мнение и позицию.
Предметные результаты:
- умения складывать и вычитать в пределах 100,таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления;
- правильно выполнять арифметические действия;
- умение рассуждать логически грамотно;
- знание чисел от 1 до 1000, чисел-великанов (миллион и др.), их последовательность;
- умение анализировать текст задачи: ориентироваться, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа(величины);
- умение выбирать необходимую информацию, содержащую в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Основные виды деятельности учащихся:
- решение занимательных задач;
- оформление математических газет;
- знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
- проектная и исследовательская деятельность
Форма организации обучения - математические игры:
«Веселый счёт» – игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения». Игры «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай» «Какой ряд дружнее?» Игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч». Математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление». Игры «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Числа. Арифметические действия. Величины
Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков.
Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.
Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательность выполнения арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
Заполнение числовых кроссвордов
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.
Числа-великаны (миллион и др.) Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.
Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).
Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.
Форма организации обучения - математические игры:
«Веселый счёт» – игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры«Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число»,«Отгадай число и месяц рождения».
Игры «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Какой ряд дружнее?»
Игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч».
Математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитаниев пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление».
Игры «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске,«Морской бой» и др.
Универсальные учебные действия
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданны мусловием.
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Мир занимательных задач
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий.
Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.
Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания.
Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.
Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.
Универсальные учебные действия
Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).
Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи. Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
Воспроизводить способ решения задачи.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.
Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).
Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.
Конструировать несложные задачи.
Геометрическая мозаика
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх»,«вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1→ 1↓,указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту(алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление(вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из разверток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр. (По выбору учащихся.)
Форма организации обучения – работа с конструкторами
Моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков.
Танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат» (Никитин Б.П. Ступеньки творчества или Развивающие игры. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1989). «Спичечный»Конструктор (Вместо спичек можно использовать счётные палочки).
ЛЕГО-конструкторы. Набор «Геометрические тела».
Конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики», «Паркеты имозаики», «Монтажник», «Строитель» и др. из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».
Универсальные учебные действия
Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓и др., указывающие направление движения.
Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.
Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии.
Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
Моделировать объёмные фигуры из различных материалов(проволока, пластилин и др.) и из развёрток.
Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.
Календарно - тематическое планирование (34 часа)
№ | дата | тема | Кол-во часов | Содержание занятия | Планируемые результаты | Планируемая деятельность учащихся | Вид контроля |
1 | Цвет, форма, размер, материал. | Классификация предметов по общему признаку- цвет, форма, размер и др., объединение в группы по общему признаку; выделение часть совокупности, сравнение предметов и совокупностей | Знать: основные свойства предметов, формы плоских геометрических фигур, понятие «порядок». | Анализировать и сравнивать предметы, выявлять и выражать в речи признаки сходства и различия. Читать, анализировать данные таблицы, заполнять таблицы на основании заданного правила. Соотносить реальные предметы с моделями рассматриваемых геометрических тел. Описывать свойства простейших фигур. Сравнивать геометрические фигуры, различать плоские и пространственные фигуры. Находить закономерности в последовательностях, составлять закономерности по заданному правилу. Использовать математическую терминологию в устной и письменной речи. | текущий. | ||
Замкнутые и незамкнутые линии. | Изображение отрезков, ломаных линий, многоугольников, установление соотношения между целым отрезком и его частями. | Знать, что замкнутая линия является границей, отделяющей внутреннюю область от внешней Уметь изображать отрезок, делить его на части; изображать ломанную линию из нескольких звеньев | Распознавать и изображать отрезок, ломаные линии, многоугольник, устанавливать соотношения между целым отрезком и его частями. Моделировать выполняемые действия с помощью групп предметов и числового отрезка, | практическая работа | |||
2 | Точки и линии. Области и границы. | Понятие «точка»; расположение линий на плоскости. Изображение точек ,характеристика местоположения объекта по направлению движения | Знать понятие «точка»; расположение линий на плоскости; Уметь изображать точки ,характеризовать местоположение объекта по направлению движения | Различать, изображать и называть точку, отрезок, прямую и кривую линии, замкнутую и незамкнутую линии, области и границы. Применять знания и способы действий в поисковых ситуациях. | практическая работа | ||
3 | Продолжите ряд. | 5 | Логически-поисковые задания Решение конструктивных задач разных видов. Приемы решения конструктивных задач. Решение логических задач способом составления таблицы. | Находить закономерности в последовательностях, составлять закономерности по заданному правилу. Упорядочивать объекты, устанавливать порядковый номер того или иного объекта при заданном порядке счета. | текущий. | ||
4 | Поиск закономерностей. | ||||||
5 | Тренировка зрительной памяти | Упражнения на запоминание различных предметов. Запоминание изображения | Моделировать изучение зависимости, использовать различные способы решения. | Умение получать необходимые сведения. | практическая работа | ||
6 | Правило магического квадрата. | Заполнение волшебного квадрата по его началу. Самостоятельное составление волшебного квадрата. | Уметь применять зависимость между частями и целым к составлению магических квадратов. | Выполнять перебор всех возможных вариантов объектов и комбинаций, удовлетворяющих заданным условиям, выделять существенные и несущественные признаки объектов | практическая работа | ||
7 | Магический квадрат. 9 клеток. | Заполнение волшебного квадрата по его началу. Самостоятельное составление волшебного квадрата. | Уметь применять зависимость между частями и целым к составлению магических квадратов. | Выполнять перебор всех возможных вариантов объектов и комбинаций, удовлетворяющих заданным условиям, выделять существенные и несущественные признаки объектов | практическая работа | ||
8 | Магический квадрат. 16 клеток. | Заполнение магического квадрата по его началу. Самостоятельное составление волшебного квадрата. | Уметь применять зависимость между частями и целым к составлению магических квадратов. | Выполнять перебор всех возможных вариантов объектов и комбинаций, удовлетворяющих заданным условиям, выделять существенные и несущественные признаки объектов | конкурс | ||
9 | Магический треугольник. | Заполнение магического треугольника по его началу. Самостоятельное составление магического треугольника | Уметь применять зависимость между частями и целым к составлению магических треугольников | Выполнять перебор всех возможных вариантов объектов и комбинаций, удовлетворяющих заданным условиям, выделять существенные и несущественные признаки объектов | практическая работа | ||
10 | Магические цепи | Заполнение магических цепей. Самостоятельное составление . | Уметь применять зависимость между частями и целым к составлению магических цепей | практическая работа | |||
11 | Совершенствуем воображение. | Развивать творческие способности у детей, формировать познавательную активность, мыслительные и исследовательские умения; | Учить детей создавать в воображении предметы, основываясь на схематические изображения деталей этих предметов. | Совместно с учителем проектировать этапы решения учебной задачи. Самостоятельно оценивать выполненное задание по алгоритму Выполнять задания поискового и творческого характера. | практическая работа | ||
Страна геометрия. Город кругов и окружностей. | Круг и окружность. Радиус и диаметр. | Уметь изображать окружность помощью циркуля, Распознавать такие геометрические фигуры, как круг, окружность. Правильно использовать соответствующие термины | Совместно с учителем проектировать этапы решения учебной задачи. Самостоятельно оценивать выполненное задание по алгоритму | практическая работа | |||
Страна геометрия. Город кругов и окружностей. | |||||||
14 | Найдите место числам. | Конструирование и изображение римских цифр с помощью палочек. | Знать римские цифры Уметь изображать римские цифры с помощью палочек. упорядочивать возрастающие или убывающие ряды по самостоятельно выбранному признаку; устанавливать сходства или различия объектов по существенным признакам | Моделировать разнообразные ситуации расположения объектов в пространстве и на плоскости. Применять изученные знания и способы действий в измененных условиях. Выполнять задания поискового и творческого характера. | практическая работа | ||
15 | Найдите место числам | ||||||
16 | Тренировка внимания. | Игры на перевоплощение. Логически-поисковые задания Упражнения на развитие пространственной координации Дорисуй последнюю. Мозговая гимнастика. | Развитие познавательного интереса.
| Формулировать выводы. Умение аргументировать, высказывать прогнозы | практическая работа | ||
17 | Комбинаторные задачи. | Логически-поисковые задания Решение комбинаторных задач разных видов. Приемы решения | Выбор способов решения задачи. | Выполнять задания поискового и творческого характера. Составлять задачи по рисункам, схемам, выражениям. Различать способ и результат действия принятия практической задачи | |||
18 | Логические задачи. | Работа в группах: инсценирование загадок, решение задач | Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей | Выполнять задания поискового и творческого характера. Составлять задачи по рисункам, схемам, выражениям. Различать способ и результат действия принятия практической задачи. | практическая работа | ||
19 | Шифровка. | ||||||
20 | Развитие концентрации внимания. | Развитие навыков сосредоточения и устойчивости внимания. | Развитие навыков сосредоточения и устойчивости внимания. | Упражнения на поиски ходов в простых лабиринтах. Развитие концентрации внимания. Поиск закономерностей. | Практическая работа | ||
21 | Игры со словами | Разгадывание и составление ребусов. | Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические ребусы. | Выполнять перебор всех возможных вариантов объектов и комбинаций, удовлетворяющих заданным условиям. | конкурс на самый сложный ребус | ||
22 | Ребусы | ||||||
23 | Логические задачи. | Формирование умения правильно строить предложения, верно использовать логические связки НЕ, И, ИЛИ, ЕСЛИ, …ТО, слова ВСЕ, ЛЮБОЙ, КАЖДЫЙ, НЕКОТОРЫЙ и др. | Уметь самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале. | Находить закономерности в последовательностях, составлять закономерности по заданному правилу. Упорядочивать объекты, устанавливать порядковый номер того или иного объекта при заданном порядке счета. | практическая работа | ||
24 | Нестандартные задачи. | Работа в группах «Найди пару». Самостоятельное придумывание и решение задач. | Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем). осуществлять предварительный анализ текста задачи (работа над терминами, перефразирование, переформулирование текста), представлять информацию в виде схем (заполнять готовую) переводить текст задачи на знаково-символический язык, который можно осуществлять вещественными или графическими средствами | Выделять задачи из предложенных текстов. Моделировать условие задачи с помощью предметов, схематических рисунков и схем, выявлять известные и неизвестные величины, устанавливать между величинами отношения части и целого, больше (меньше) на …», использовать понятия «часть», «целое», «больше (меньше) на …» «увеличить (уменьшить) на …» при составлении схем, записи и обосновании числовых выражений. Анализировать задачи, определять корректность формулировок, дополнять условие задачи недостающими данными или вопросом. Выполнять задания поискового и творческого характера. Составлять задачи по рисункам, схемам, выражениям. Выполнять перебор всех возможных вариантов объектов и комбинаций, удовлетворяющих заданным условиям. | |||
25 | Поиск закономерностей. | Уметь самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале. Находить закономерности в последовательностях, составлять закономерности по заданному правилу. Упорядочивать объекты, устанавливать порядковый номер того или иного объекта при заданном порядке счета. | практическая работа | ||||
26 | Логические и поисковые задачи. | Решение логических задач | Уметь переводить текст задачи на знаково-символический язык, который можно осуществлять вещественными или графическими средствами. | Различать способ и результат действия принятия практической задачи; самостоятельно выстраивать план действий по решению учебной задачи | конкурс на лучшую загадку-смекалку | ||
27 | Развитие пространственного воображения. | Игры на перевоплощение. Логически-поисковые задания. Упражнения на развитие пространственной координации | Формирование самопознания. Нравственное оценивание. | Моделировать разнообразные ситуации расположения объектов | |||
28 | Преобразование задач. | Работа в группах «Найди пару» Самостоятельное придумывание и решение задач. | Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем). осуществлять предварительный анализ текста задачи (работа над терминами, перефразирование, переформулирование текста), представлять информацию в виде схем (заполнять готовую) переводить текст задачи на знаково-символический язык, который можно осуществлять вещественными или графическими средствами | Выделять задачи из предложенных текстов. Моделировать условие задачи с помощью предметов, схематических рисунков и схем, выявлять известные и неизвестные величины, устанавливать между величинами отношения части и целого, больше (меньше) на …», использовать понятия «часть», «целое», «больше (меньше) на …» «увеличить (уменьшить) на …» при составлении схем, записи и обосновании числовых выражений. Анализировать задачи, определять корректность формулировок, дополнять условие задачи недостающими данными или вопросом. Выполнять задания поискового и творческого характера. Составлять задачи по рисункам, схемам, выражениям. Выполнять перебор всех возможных вариантов объектов и комбинаций, удовлетворяющих заданным условиям. | Практическая работа | ||
29 | Задачи с несколькими решениями. | Находить решение разными способами | Находить решение разными способами. Наблюдать за изменением решения задачи при изменении условия. Конструировать геометрические фигуры из палочек. | ||||
30 | Тренируем устные вычисления. | Способствовать усвоению теоретических знаний об арифметических действиях, их свойствах, о равенствах, о неравенствах и др. | Развитие и формирование прочных вычислительных навыков и умений. | Автоматизация навыков простейших вычислений и преобразований,выработать у учащихся твердые вычислительные навыки, а также они способствуют усвоению вопросов теории арифметических действий. | |||
31 | В мире фигур. | Выявление общего св-ва объемных фигур. Конструирование фигур. | Распознавать такие геометрические фигуры, как шар, конус, цилиндр, параллелепипед, куб, пирамида. круг, треугольник, прямоугольник и др. и правильно использовать соответствующие термины | Упорядочивать объекты, устанавливать порядковый номер того или иного объекта при заданном порядке счета. Обдумывать ситуацию при возникновении затруднения (выходить в пространство рефлексии), и оценивать свое умение это делать (на основе применения эталона). | практическая работа | ||
32 | Логические игры. | Решение логических задач. Конструктивные задачи, способствующие развитию логического мышления. Решение конструктивных задач разных видов: по образцу, по описанию, по аналогии, свободное. Геометрическое конструирование | Уметь классифицировать предметы, объединять в группы по общему признаку; выделять часть совокупности, сравнивать предметы и совокупности; выполнять преобразование фигур по заданному свойству. | выполнять универсальные логические действия: (анализ, синтез, выбирать основания для сравнения, классификации объектов, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений) | практическая работа | ||
33 | Конкурс эрудитов | Решение заданий повышенной трудности | решать занимательные задачи, ребусы, загадки, задачи повышенной трудности; | составлять ребусы и загадки, математическую газету, вести поисковую и исследовательскую работу. | конкурс |
Предварительный просмотр:
Аннотация к рабочим программам
Предмет | Занимательная математика |
Класс | 4 класс |
Наименование образовательной программы | Рабочая программа по курсу факультатива «Занимательная математика» 4 «Б» класс на 2015 – 2016 учебный год |
Нормативная основа | Рабочая программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования на основе программы факультативного курса «Занимательная математика» Е.Э.Кочуровой (Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2013. |
Реализуемый УМК | Школа России |
Срок реализации | |
Используемые учебники и пособия |
|
Цели и задачи изучения предмета |
|
Используемые технологии | При организации образовательного процесса используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств: интегрированные уроки с мультимедийным сопровождением, комбинированные уроки. В процессе реализации программы используется метод разъяснения, наглядные методы, практические методы, проблемно-поисковый метод, метод самостоятельной работы, метод поощрения. Программа предусматривает проведение традиционных уроков, комбинированных уроков, обобщающих уроков, уроков-зачётов, уроков-игр. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах. Учащиеся учатся наблюдать, сравнивать, обобщать, анализировать, выполняя различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, проектные технологии, технологии развития критического мышления, технологии проектной деятельности, обучение в сотрудничестве, исследовательская деятельность. |
Место учебного предмета в учебном плане | Программа рассчитана на 34 часа в год с проведением занятий 1 раз в неделю. |
Результаты освоения учебного предмета (требования к выпускнику) | Должны уметь:
|
Методы и формы оценки результатов освоения программы | Основными формами текущего контроля являются:
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Занимательная математика" 1-4 класс
Программа разработана на основе авторской программы факультатива «Занимательная математика»...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Занимательная математика» 3 класс в рамках программы « Одарённые дети» ( с использованием дистанционного обучения)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Занимательная математика»3 классв рамках программы « Одарённые дети» ( с использованием дистанционного обучения)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Занимательная математика» 4 класс в рамках программы « Одарённые дети» ( с использованием дистанционного обучения)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Занимательная математика»4 классв рамках программы « Одарённые дети» ( с использованием дистанционного обучения)...
Рабочая программа "Занимательная математика" 4 класс
Рабочая программа по курсу «Занимательная математика » для учащихся 4 классов является частью Образовательной программы МБОУ Верхнесоленовская СОШ и разработана...
Рабочая программа. "Занимательная математика для 3 класса" 2018-2019г.г.
Рабочая программа. "Занимательная математика для 3 класса" 2018-2019г.г....
Рабочая программа "Занимательная математика" 1-4 классы 2018-2019 учебный год
Рабочая программавнеурочной деятельности«Занимательная математика»»1 – 4 классына 2018-2019 учебный год....
Рабочая программа "Занимательная математика"_1 класс. (Составлена на основе авторской программы О.Холодовой)
Рабочая программа "Занимательная математика"_1 класс. (Составлена на основе авторской программы О.Холодовой)...