Занимательная математика
тренажёр по математике (1 класс)
Собран материал для познания пространственного представления, развития мыслительной деятельности, развитие самоконтроля.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska.docx | 39.35 КБ |
ktp.docx | 32.45 КБ |
graficheskie_diktanty.docx | 15.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированной), с использованием методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТ книга, 2007.
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. В каждом классе 66 часов (2 часа в неделю). Программа каждого класса реализована в рамках «Внеучебной деятельности» в соответствии с образовательным планом.
Целью курса является развитие произвольного внимания, пространственного воображения, мелкой моторики пальцев рук, координации движения, ориентирование в тетради и общеучебных умений и навыков на основе системы развивающих заданий.
В соответствии с целью определяются задачи курса:
- развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
- развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
- развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
- формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
- развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
- формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
- формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Материал каждого занятия рассчитан на 35 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, стихи, кроссворды и т.д. Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
66 ч. (2 ч. в неделю)
В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач и графические диктанты. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.
Все задания условно можно разбить на несколько групп:
- задания на развитие произвольного внимания;
- задания на развитие мелкой моторики пальцев рук; памяти;
- задания на совершенствование пространственного воображения;
- задания на развитие логического мышления, ориентирования в тетради.
Задания на развитие произвольного внимания
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.
Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.
Задания, на развитие мелкой моторики пальцев рук; памяти;
В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.
Задания на развитие и совершенствование пространственного воображения
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;
- дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
- выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
- вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
- выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
- выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
- деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
- складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.
Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).
- Задания, на развитие логического мышления, ориентирования в тетради.
Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).
Содержание занятия (66 занятий)
Материал каждого занятия рассчитан на 35 минут. Модель занятия такова:
«МОЗГОВАЯ ГИМНАСТИКА» (1-2 минуты).
Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия по РПС. Исследования ученых убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.
РАЗМИНКА (3 минуты).
Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, включенные в разминку, достаточно легкие. Они способны вызвать интерес у детей, и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности
тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, памяти, внимания, воображения, МЫШЛЕНИЯ (15минут)
Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию этих так необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приемы познавательной деятельности, выполнять логически-поисковые и творческие задания. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.
ВЕСЕЛАЯ ПЕРЕМЕНКА (3-5 минут)
Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, будет не только развивать двигательную сферу ребенка, но и способствовать развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.
ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ КАРТИНОК, ШТРИХОВКА (15 минут)
На данном этапе занятия ребята штрихуют предметы, которые они нарисовали или построили при помощи трафаретов с вырезанными геометрическими фигурами. Обведение по геометрическому трафарету фигур, предметов помогает ребятам рисовать предметы с натуры, они не искажают пропорции и форму. Штриховка же не только подводит детей к пониманию симметрии, композиции в декоративном рисовании, но и формирует и совершенствует тонкую моторику кисти и пальцев рук. Составление, моделирование и штриховка предметов и попутное составление ребятами небольших рассказов по теме, продолжение начатого рассказа, работа над словом, словосочетанием, - это и способ развития речи, и овладение выразительными свойствами языка. Тренируя тонкую моторику рук, ребята одновременно развивают устную речь.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема | Количество часов |
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант (вводный урок) | 2 | |
Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант | 10 | |
Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант | 10 | |
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант | 10 | |
Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | 10 | |
Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | 6 | |
Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | 10 | |
Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант | 4 | |
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года.Проекты. | 4 | |
66 |
Формы контроля.
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
- Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся.
- Текущий:
-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
- Итоговый контроль в формах
-практические работы;
-творческие работы учащихся;
Контрольные задания.
- Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио.
ТРЕБОВАНИЯ К УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения данного курса обучающиеся научатся:
- воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации;
- определять учебную задачу;
- ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения;
- владеть своим вниманием;
- сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными приемами запоминания;
- владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности;
7) использовать основные приемы мыслительной деятельности:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать предметы, явления;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
- определять отношения между предметами типа «род - вид»;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
- самостоятельно мыслить и творчески работать;
- владеть нормами нравственных межличностных отношений.
В результате изучения данного курса обучающиеся получат возможность формирования
Личностных результатов:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор,
- при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметных результататов :
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий .
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Читать и пересказывать текст.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметных результататов:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
-выделять существенные признаки предметов;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
-классифицировать явления, предметы;
-определять последовательность событий;
-судить о противоположных явлениях;
-давать определения тем или иным понятиям;
-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
-выявлять функциональные отношения между понятиями;
-выявлять закономерности и проводить аналогии.
Учебные пособия для учителя.
№ | Автор, год издания | Название пособия | Вид пособия |
1. | Холодова О., Москва: РОСТ книга, 2007 г | «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6-10 лет)» | Методическое пособие для 1-4 классов |
№ | Автор, год издания | Название пособия | Вид пособия |
2. | Холодова О., Москва: РОСТ книга, 2009 г | «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6-10 лет)» | Рабочие тетради в 2-х частях. |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Помоги себе сам)»
Учитель: Соболева Надежда Михайловна
Год составления: 2020/2021 учебный год
Класс: 4 б
Общее количество часов по плану: 66 часов
Количество часов в неделю: 2 часа
Рабочая программа по курсу «Помоги себе сам» составлена на основании программы развития познавательных способностей учащихся младших классов
- в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
«31» августа 2020г. __________________________
(подпись учителя)
г. Чулым
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Тип занятия | Содержание учебного материала | Требования к уровню подготовки учащегося | Вид контроля | Дата | ||||
План | Факт. | ||||||||||
1 четверть | |||||||||||
1,2 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант.Узоры. | 2 | Вводный урок | Знакомство с ориентацией в пространстве. | Ученик получит возможность научиться: - четко ориентироваться в пространстве; - владеть навыками слуховых, зрительных, осязательных ощущений, различать звуки речи; - правильно определять временные промежутки, различать предметы по цвету, форме, размеру; - внимательно слушать учителя; Ученик научится: запоминать и воспроизводить изучаемый материал; Ученик получит возможность научиться: - правильно строить предложения; использовать в речи изученные слова и выражения; находить и выделять признаки предметов; | Стартовый | |||||
3,4 | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант.Узоры. | 2 | Введение новых знаний. | Систематизация понятия «сравнение предметов». Разбиение предметов на группы. | Текущий: прогностический | ||||||
5,6 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант.Узоры. | 2 | Введение новых знаний | Систематизация понятия «сравнение предметов». | Текущий: пооперационный | ||||||
7,8 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант.Ракета. | 2 | Введение новых знаний | Разбиение предметов на группы. Чтение слогов. | Текущий: рефлексивный | ||||||
9, 10 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.Ключик.Слоник. | 2 | Введение новых знаний. | Сравнение предметов. Повторение гласных, согласных звуков; образов цифр. | - Ученик получит возможность научиться: узнавать предметы, явления по их признакам; - давать описание предметов, явлений по их признакам; -выделять черты сходства и отличия; -выявлять закономерности; -решать несложные логические задачи; -владеть элементарными навыками анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения | Текущий: прогностический | |||||
11, 12 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Графический диктант.Домик.Машина. | 2 | Введение новых знаний | Систематизация понятий форма, цвет предметов. Составление слов. | Текущий: пооперационный | ||||||
13,14 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.Ключ.Заяц. | 2 | Обобщение и систематизация знаний | Систематизация понятий форма, цвет предметов. | Текущий рефлексивный | ||||||
15, 16 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Тренировка внимания. Графический диктант. Летящая птица.Змея. | 2 | Проверка, оценка знаний | Выполнение упражнений с использованием понятия «сравнение предметов | Итоговый | ||||||
2 четверть | |||||||||||
17, 18 | Развитие слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант. Осиновый лист.Уточка. | 2 | Введение новых знаний. | Выполнение упражнений с использованием понятия «сравнение предметов. Составление слов из слогов. | Ученик получит возможность научиться: - четко ориентироваться в пространстве; - владеть навыками слуховых, осязательных ощущений, различать звуки речи; - правильно определять временные промежутки, различать предметы по цвету, форме, размеру; - внимательно слушать учителя; запоминать и воспроизводить изучаемый материал; - правильно строить предложения; использовать в речи изученные слова и выражения; находить и выделять признаки | Текущий: прогностический | |||||
19, 20 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант. Бабочка. Гусь. | 2 | Введение новых знаний | Выполнение упражнений с использованием понятия «сравнение предметов. Составление слов из слогов. | Текущий: пооперационный | ||||||
21, 22 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант Собачка. Цветочек. | 2 | Введение новых знаний | Систематизация понятия размер предметов. Слова синонимы. | Текущий рефлексивный | ||||||
23, 24 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Графический диктант. Волк. Рыбка. | 2 | Введение новых знаний. | Упражнения на развитие памяти, воображения. | Текущий: прогностический | ||||||
25, 26 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. Медведь.Кораблик. | 2 | Введение новых знаний. | Систематизация понятий форма, размер предметов. Шифровка слов. | Ученик получит возможность научиться: -узнавать предметы, явления по их признакам; - давать описание предметов, явлений по их признакам; -выделять черты сходства и отличия; -выявлять закономерности; -решать несложные логические задачи; -владеть элементарными навыками анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения. | Текущий: пооперационный | |||||
27, 28 | Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания Развитие мышления. Графический диктант. Сторожевой пёс. Журавль. | 2 | Введение новых знаний | Упражнения на развитие концентрации внимания, тренировки внимания. | Текущий: прогностический | ||||||
29, 30 | Развитие слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант Тренировка зрительной памяти. Графический диктант. Ель. Робот.
| 2 | Обобщение и систематизация знаний | Систематизация пространственных, временных представлений. Упражнения на развитие зрительной памяти. Шифровка слов. Составление слов из слогов. | Итоговый | ||||||
3 четверть | |||||||||||
31, 32 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. Груша.Утка. | 2 | Введение новых знаний. | Систематизация пространственных представлений. Расшифровка слов. | Ученик получит возможность научиться: - четко ориентироваться в пространстве; - владеть навыками слуховых, осязательных ощущений, различать звуки речи; - правильно определять временные промежутки, различать предметы по цвету, форме, размеру; - внимательно слушать учителя; запоминать и воспроизводить изучаемый материал; - правильно строить предложения; использовать в речи изученные слова и выражения; | Текущий: прогностический | |||||
33,34 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Графический диктант. Конь. Курица. | 2 | Введение новых знаний | Знакомство с понятием «часть». Выполнение упражнений с использованием понятия «сравнение предметов. | Текущий: пооперационный | ||||||
35, 36 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. Олень. Зонт. | 2 | Введение новых знаний | Упражнения на развитие логического мышления. Составление слов из букв одного слова. | Текущий рефлексивный | ||||||
37, 38 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант. Белочка. Кот. | 2 | Введение новых знаний. | Обучение поиску закономерностей. Логически – поисковые задания. | Текущий: прогностический | ||||||
39, 40 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант. Цапля. Кенгуру. | 2 | Введение новых знаний. | Упражнения на совершенствование воображения. | Ученик получит возможность научиться: - находить и выделять признаки предметов; -узнавать предметы, явления по их признакам; - давать описание предметов, явлений по их признакам; -выделять черты сходства и отличия; -выявлять закономерности; -решать несложные логические задачи; -владеть элементарныминавыками анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения. | Текущий: пооперационный | |||||
41, 42 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант. Страус. Слон. | 2 | Введение новых знаний. | Правила составления ребусов. Логически – поисковые задачи. | Текущий рефлексивный | ||||||
43, 44 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант. Гиппопотам. Крокодил. | 2 | Введение новых знаний | Упражнения на развитие концентрации внимания. | Текущий: прогностический | ||||||
45, 46 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. Самовар. Верблюд. | 2 | Обобщение и систематизация знаний | Тренировка внимания. Логически – поисковые задачи. | Текущий рефлексивный | ||||||
47, 48 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Графический диктант. Рыба. Попугай. | 2 | Проверка, оценка знаний | Тренировка внимания. Логически – поисковые задачи | Итоговый | ||||||
4 четверть | |||||||||||
49, 50 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. Лебедь. | 2 | Введение новых знаний. | Упражнения на развитие зрительной памяти. Логически – поисковые задания. | Ученик получит возможность научиться: - четко ориентироваться в пространстве; - владеть навыками слуховых, осязательных ощущений, различать звуки речи; - правильно определять временные промежутки, различать предметы по цвету, форме, размеру; - внимательно слушать учителя; запоминать и воспроизводить изучаемый материал; - правильно строить предложения; использовать в речи изученные слова и выражения; | Текущий: прогностический | |||||
51, 52 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант. Бабочка. | 2 | Введение новых знаний. | Обучение поиску закономерностей. | Текущий: пооперационный | ||||||
53, 54 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант. Верблюд. Лошадь. | 2 | Введение новых знаний | Упражнения на развитие воображения. | Текущий рефлексивный | ||||||
55, 56 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант. Летящая утка. | 2 | Введение новых знаний | Упражнения на развитие логического мышления. | Текущий: прогностический | ||||||
57, 58 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант. Белка. | 2 | Введение новых знаний. | Упражнения на развитие концентрации внимания. | Ученик получит возможность научиться: - находить и выделять признаки предметов; -узнавать предметы, явления по их признакам; - давать описание предметов, явлений по их признакам; -выделять черты сходства и отличия; -выявлять закономерности; -решать несложные логические задачи; -владеть элементарными навыками анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения. | Текущий: пооперационный | |||||
59 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Рисуем по образцу. | 2 | Введение новых знаний | Логически – поисковые задания. | Текущий: прогностический | ||||||
61, 62 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Рисуем по образцу. | 2 | Обобщение и систематизация знаний | Логически – поисковые задания | Текущий рефлексивный | ||||||
63, 64 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. Проектная деятельность (придумываем свои графические диктанты). | 2 | Проверка, оценка знаний | Логически – поисковые задания | Итоговый | ||||||
65, 66 | Защита проектов. | 2 |
Предварительный просмотр:
Графические диктанты
Поступление в школу – важный момент в жизни ребенка и его родителей. Чем лучше ребенок будет подготовлен к школе психологически, эмоционально и интеллектуально, тем увереннее он будет себя чувствовать, тем легче у него пройдет адаптационный период в начальной школе.
Графические диктанты для дошкольников хорошо помагают родителям и педагогам планомерно подготовить ребенка к школе и предотвратить такие типичные трудности в обучении, как неразвитость орфографической зоркости, неусидчивость и рассеянность. Регулярные занятия с данными графическими диктантами развивают у ребенка произвольное внимание, пространственное воображение, мелкую моторику пальцев рук, координацию движений, усидчивость.
Рисование по клеточкам – очень увлекательное и полезное занятие для детей. Это игровой способ развития у малыша пространственного воображения, мелкой моторики пальцев рук, координации движений, усидчивости. Графические диктанты могут с успехом применяться для детей от 5 до 10 лет.
Выполняя предложенные в выложенных ниже заданиях - графических диктантах, ребенок расширит кругозор, увеличит словарный запас, научится ориентироваться в тетради, познакомится с разными способами изображения предметов.
Как работать с данными графическими диктантами:
В каждом диктанте даны задания для детей 5-ти – 7-ми лет.
Графический диктант можно выполнять в двух вариантах:
1. Ребенку предлагают образец геометрического рисунка и просят его повторить точно такой же рисунок в тетради в клетку.
2. Взрослый диктует последовательность действий с указанием числа клеточек и их направлений (влево, вправо, вверх, вниз), ребенок выполняет работу на слух, а затем сравнивает методом наложения свое изображение орнамента или фигуры с образцом в пособии.
Графические диктанты дополнены загадками, скороговорками, чистоговорками и пальчиковой гимнастикой. В процессе занятия ребенок отрабатывает правильную, чёткую и грамотную речь, развивает мелкую моторику рук, учится выделять отличительные особенности предметов, пополняет свой словарный запас.
Задания подобраны по принципу «от простого к сложному». Если вы начинаете заниматься с ребенком по этим графическим диктантам, выполняйте с ним задания по порядку: начинайте с самых первых простых диктантов и постепенно переходите к более сложным.
Для занятий необходима тетрадь в клетку, простой карандаш и ластик, чтобы ребенок мог всегда исправить неправильную линию. Для детей 5 – 6-ти лет лучше использовать тетрадь в крупную клетку (0,8 мм), чтобы не перенапрягать зрение. Начиная с графического диктанта №40 все рисунки расчитаны на обычную школьную тетрадь (в тетради в крупную клетку они не поместятся).
Во время занятий очень важен настрой ребенка и доброжелательное отношение взрослого. Помните, что занятия для ребенка – не экзамен, а игра. Помогайте малышу, следите за тем, чтобы он не ошибался. Результат работы всегда должен удовлетворять ребенка, чтобы ему вновь и вновь хотелось рисовать по клеткам.
Ваша задача – помочь ребенку в игровой форме овладеть необходимыми для хорошей учебы навыками. Поэтому никогда не ругайте его. Если у него что-то не получается, просто объясните, как надо делать правильно. Чаще хвалите малыша, и никогда ни с кем не сравнивайте.
Продолжительность одного занятия с графическими диктантами не должна превышать 10 – 15 минут для детей 5-ти лет, 15 – 20 минут для детей 5 – 6-ти лет и 20 – 25-ти минут для детей 6 – 7-ми лет. Но если ребенок увлекся, не стоит останавливать его и прерывать занятие.
Обратите внимание на посадку ребенка во время выполнения диктанта, на то, как он держит карандаш. Покажите малышу, как надо удерживать карандаш между фалангами указательного, большого и среднего пальцев. Если ребенок плохо считает, помогайте ему отсчитывать клетки в тетради.
Перед каждым занятием обязательно поговорите с ребенком о том, что есть разные направления и стороны. Покажите ему, где право, где лево, где верх, где низ. Обратите внимания малыша, что у каждого человека есть правая и левая сторона. Объясните, что та рука, которой он ест, рисует и пишет – это правая рука, а другая рука – левая. Для левшей наоборот, левшам надо обязательно объяснять, что есть люди, для которых рабочая рука – правая, а есть люди, для которых рабочая рука – левая.
После этого можно открывать тетрадь и учить ребенка ориентироваться на листе бумаги. Покажите ребенку, где у тетради левый край, где правый, где верх, где низ. Можно объяснить, что раньше в школе были наклонные парты, поэтому верхний край тетради и назвали верхним, а нижний нижним. Объясните малышу, что если вы говорите «вправо», то надо вести карандашом «туда» (вправо). А если говорите «влево», то надо вести карандашом «туда» (влево) и так далее. Покажите малышу, как надо считать клеточки.
Вам самим тоже понадобится карандаш и ластик для того, чтобы отмечать прочитанные строчки. Диктанты бывают довольно объемные, и чтобы вам не запутаться, ставьте точки карандашом напротив строчек, которые читаете. Это вам поможет не сбиться. После диктанта все точки вы сможете стереть.
Каждое занятие включает в себя графический диктант, обсуждение изображений, скороговорки, чистоговорки, загадки и пальчиковую гимнастику. Каждый этап занятия несет смысловую нагрузку. Занятия с ребенком можно выстраивать в разной последовательности. Можно вначале сделать пальчиковую гимнастику, прочитать скороговорки и чистоговорки, а затем сделать графический диктант. Можно наоборот, сначала сделать графический диктант, о потом скороговорки и пальчиковая гимнастика. Загадки лучше загадывать в конце занятия.
Когда ребенок нарисует рисунок, поговорите о том, что есть предметы и есть их изображения. Изображения бывают разные: фотографии, рисунки, схематичное изображение. Графический диктант – это схематичное изображение предмета.
Поговорите о том, что каждое животное имеет свои отличительные особенности. Схематичное изображение показывает отличительные особенности, по которым мы можем узнать животное или предмет. Спросите у ребенка, какие отличительные особенности у животного, которое он нарисовал. Например, у зайца – длинные уши и маленький хвостик, у слона – длинный хобот, у страуса длинная шея, маленькая голова и длинные ноги, и так далее.
Поработайте со скороговорками и чистоговорками разными способами:
1. Пусть ребенок возьмет в руки мяч и, ритмично подбрасывая и ловя его руками, проговорит скороговорку или чистоговорку. Подбрасывать и ловить мяч можно на каждое слово или на слог.
2. Пусть ребенок проговорит скороговорку (чистоговорку), перебрасывая мячик из одной руки в другую.
3. Проговорить скороговорку можно, прохлопывая ритм ладошками.
4. Предложите проговорить скороговорку 3 раза подряд и не сбиться.
Пальчиковую гимнастику делайте вместе, чтобы ребёнок видел и повторял движения за вами.
А теперь, когда вы познакомились с основными правилами проведения графического диктанта, можно приступать к занятиям.
Каждый диктант открывается в новом окне. Чтобы его распечатать, нажмите на рисунок правой кнопкой мыши и выберете строчку "Печать".
Графический диктант 1. Рисуем по клеточкам узор
Графический диктант 2. Рисуем по клеточкам узор
Графический диктант 3. Рисуем по клеточкам узор
Графический диктант 4. Рисование по клеточкам ракеты
Графический диктант 5. Рисование по клеточкам ключика
Графический диктант 6. Рисование по клеточкам слона
Графический диктант 7. Рисунок дома по клеточкам
Графический диктант 8. Рисунок машины по клеткам
Графический диктант 9. Рисование по клеточкам ключа
Графический диктант 10. Рисование по клеткам зайца
Графический диктант 11. Рисование по клеточкам жирафа
Графический диктант 12. Рисование по клеточкам летящей птицы
Графический диктант 13. Рисование по клеточкам змеи
Графический диктант 14. Рисование по клеточкам осинового листочка
Графический диктант 15. Рисование по клеточкам уточки
Графический диктант 16. Рисование по клеточкам бабочки
Графический диктант 17. Рисование по клеточкам гуся
Графический диктант 18. Рисование по клеточкам дома
Графический диктант 19. Рисование по клеточкам собачки
Графический диктант 20. Рисование по клеточкам цветка
Графический диктант 21. Рисование по клеточкам волка
Графический диктант 22. Рисование по клеточкам рыбки
Графический диктант 23. Рисование по клеточкам медведя
Графический диктант 24. Рисование по клеточкам кораблика
Графический диктант 25. Рисование по клеточкам сторожевого пса
Графический диктант 26. Рисование по клеточкам журавля
Графический диктант 27. Рисование по клеточкам елки
Графический диктант 28. Рисование по клеточкам робота
Графический диктант 29. Рисование по клеточкам груши
;Графический диктант 30. Рисование по клеточкам утки
Графический диктант 31. Рисование по клеточкам коня
Графический диктант 32. Рисование по клеточкам курицы
Графический диктант 33. Рисование по клеточкам оленя
Графический диктант 34. Рисование по клеточкам зонта
Графический диктант 35. Рисование по клеточкам белочки
Графический диктант 36. Рисование по клеточкам кота
Графический диктант 37. Рисунок цапли по клеткам
Графический диктант 38. Рисунок кенгуру по клеткам
Графический диктант 39. Рисунок страуса по клеткам
Графический диктант 40. Рисунок слона по клеткам
Графический диктант 41. Рисунок гиппопотама по клеткам
Графический диктант 42. Рисунок крокодила по клеткам
Графический диктант 43. Рисунок самовара по клеткам
Графический диктант 44. Рисунок верблюда по клеткам
Графический диктант 45. Рисунок рыбы по клеткам
Графический диктант 46. Рисунок попугая по клеткам
Графический диктант 47. Рисунок лебедя по клеткам
Графический диктант 48. Рисунок бабочки по клеткам
Графический диктант 49. Рисунок верблюда по клеткам
Графический диктант 50. Рисунок коня по клеткам
Графический диктант 51. Рисунок летящей утки по клеткам
Графический диктант 52. Рисунок белки по клеткам
Материал взят с сайта "Веселые обучалки и развивалки"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике "Занимательная математика"
Рабочая программа предназначена для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с прим...
Рабочая программа внеурочной деятельности из цикла Занимательная математика "Математика для Умников" для 1 класса
Рабочая программа для 1 класса в соответствии с требованиями ФГОС, Содержит универсальные учебные действия, характеристику деятельности обучающихся, программа содержит поясните...
Рабочая программа кружка по математике "Занимательная математика"
Курс «Занимательная математика» расчитан на 1 год (34 часа) для учащихся 2 классов (1 час в неделю) и носит практический характер по развитию логического мышления, умения правильно, обоснованно и посл...
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ 2 класс Тема «Занимательная математика»
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ 2 класс Тема «Занимательная математика»Тип. Интеллектуальная игра.Форма. Состя...
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ 2 класс Тема «Занимательная математика»
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ 2 класс Тема «Занимательная математика»Тип. Интеллектуальная игра.Форма. Состя...
кружок "Умники и умницы", курсы «Занимательная грамматика» и «Занимательная математика»
Программа по внеурочной деятельности (кружок "Умники и умницы", курсы «Занимательная грамматика» и «Занимательная математика») для 2в класса разработана в...