Математика. Знакомство с понятием масса.
план-конспект урока по математике (2 класс)

Математика. Знакомство с понятием масса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika._znakomstvo_s_ponyatiem_massa.docx18.51 КБ

Предварительный просмотр:

Математика. 2 класс.

Тема: Знакомство с понятием «масса»                                      (с.6-7, д/з №7)

Тип урока: усвоение новых знаний

Цели: познакомить с понятием «масса предмета»;

научить сравнивать предметы; использовать слова «легкий», «тяжелый»; ввести новое понятие «большая масса – меньшая масса»;

развивать способность анализировать и сравнивать предметы по массе;

находить несколько вариантов решения задачи; воспитывать умение взаимодействовать в в группе.

На уроке совершенствуются регулятивные умения по планированию, оценке и корректировке своих действий в соответствии с заданием, умению находить несколько вариантов решения учебной задачи.

Развиваются познавательные УУД: наглядное сравнение предметов по нескольким основаниям, классификация изучаемых объектов.

Коммуникативные УУД: взаимодействовать в паре и группе.

Дидактический материал: различные виды весов, набор коробок (разных и одинаковых по цвету, размеру и массе)

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация опорных знаний.
  3. Сообщение темы, постановка целей.
  4. Объяснение нового материала.
  5. Закрепление.
  6. Подведение итогов.
  7. Домашнее задание.

Математику, друзья,

Не любить никак нельзя!

Очень точная наука,

Очень строгая наука –

Это МАТЕМАТИКА.

- Сегодня, мы продолжаем изучать такой интересный предмет, как математика. Приведём наш ум в порядок, узнаем новое, а для этого проведём исследование.

- Что такое исследование? (Изучение какого-либо предмета или явления.)

- Кто такой исследователь? (Человек, который занимается исследованием.)

- Сегодня, мы с вами – исследователи.

Но для этого необходимо быть очень вдумчивыми, внимательными и наблюдательными.

2

- Перед началом исследования проведём разминку.

Выполнить задание 6. Составить числовые выражения, найти их значения.

- Какие значения вы получили?

- на сколько групп мы можем разделить эти равенства?

-дополните каждую группу равенств.

- теперь возвратимся к пункту 1 и изменяя первые слагаемые получите значения выражений 10. ( Задание выполняют по вариантам . 1 вариант изменяет слагаемые 1 столбика, а 2 вариант – 2 столбик). 2 ученика работают у доски.

-Проверка выполненного задания.

Постановка проблемы. «Открытие» нового знания.

-Учитель предлагает трём группам сравнить коробки и при ответе использовать слова «разные» и «одинаковые».

Ответы детей:

1группа. - Коробки разные по цвету и по размеру.

2группа: - Коробки разные по размеру, но одинаковые по цвету.

3группа:- Коробки одинаковые по цвету, размеру

Учитель создаёт проблемную ситуацию.

- Я утверждаю, что эти коробки у детей разные. (Дети 3 группы испытывают затруднение и должны высказать предположения)

-Каким способом можно убедиться, что коробки разные?

Есть свойства, которые мы не всегда можем увидеть. Чтобы обнаружить такое свойство, нужно взять предметы в руки. (выходят 2-3 ученика).

Детям предлагается подержать коробки.

-Скажите, по какому признаку отличаются эти коробки? (Дети говорят, что одна коробка тяжелее, а другая легче, но не могут назвать этот признак и должны сказать, что с этим признаком не знакомы)

Учитель называет этот признак, если никто из детей не сможет его назвать.

На доске открывается одно слово названия темы урока МАССА.

Хором: Коробки разные по массе.

-Что бы вы хотели узнать о массе?

-Чему бы хотели научиться? Где в жизни может это пригодиться? ( В работе, при приготовлении и т. д.)

 Физкультминутка

«Цапля» (на равновесие) сначала на одной ноге, затем на другой

Очень трудно так стоять

Ножку на пол не спускать!

И не падать, не качаться,

За соседа не держаться!

-Сегодня на уроке мы должны научиться сравнивать предметы по массе.

-Откройте учебник на странице 6 задание №5.

-Сравните ящики. По каким признакам их можно сравнить?

-Почему мальчики несут ящики по-разному?

-Чем различаются ящики? (массой)

-Как правильно надо ответить на этот вопрос? (читаем в учебнике)

-У какого ящика масса больше? (...ящик тяжелее – масса больше)

-У какого ящика масса меньше? (…ящик легче – масса меньше)

Вывод: у ящиков разная масса.

-Как еще можно сравнить массу ящиков?

Можно сравнить при помощи весов (ответы детей)

-Какие вы знаете весы? (ответы детей)

История возникновения весов.

Весы — один из древнейших приборов. Они возникли и совершенствовались с развитием торговли, производства и науки.

В Древнем Египте около 5 тысяч лет назад люди уже умели взвешивать.

– Какие весы вы знаете? Для взвешивания каких предметов они используются?

Рассмотрим рисунок учебника с.7, задание №8(1).

- Весы для новорожденных детей, аптечные весы, медицинские весы, магазинные весы, бытовые весы, грузовые...

- Поработаем с бытовыми весами.

Как находятся чашечки весов? ( На одном уровне или в равновесии.)

Это называется РАВНОВЕСИЕ ВЕСОВ (вывешивается табличка).

Коробки ставятся на чашечные весы.

-Посмотрим, что изменилось с весами? Почему одна чашечка опустилась, а другая - поднялась? (Одна коробка тяжелее, а другая легче.)

- А сможем ли мы обойтись без весов, когда нужно сравнить массу предметов?


Работа с задание №8 (2)

-На какой чаше весов лежит более тяжелый ящик? Почему? (чашка ниже - тяжелее)

-На какой чаше весов – ящик с меньшей массой? Почему? (чашка выше – легче)

-Какие весы дают возможность сравнивать массы предметов без измерений? (двухчашечные).

Практическое задание:

-Возьмите в одну руку учебник, в другую тетрадь и сравните что легче, а что тяжелее.

- Возьмите ручку и учебник. Что легче, а что тяжелее?

- Ребята, что мы сейчас сравнивали? (Массы предметов).

Физкультминутка

У. Встаньте из-за парт. Представьте себя чашечными весами: левая рука – левая чашка, правая рука – правая чашка. Изображайте работу весов по моим командам:

  • весы находятся в равновесии;
  • левая чаша весов опустилась;
  • правая чаша весов опустилась;
  • весы находятся в равновесии;
  • масса предмета на правой чаше тяжелее, чем на левой;
  • весы находятся в равновесии;
  • груз на левой чаше легче;
  • весы находятся в равновесии.

Закрепление.

-Ребята, давайте посмотрим на обложку учебника и подумаем, как рисунок на обложке связан с темой сегодняшнего урока?

(На рисунке мы можем сравнить массу двух сказочных героев)

-Масса кого из героев больше? Почему?

-Чья масса меньше? Почему?

-С каким новым понятием познакомились на уроке? (масса)

-С помощью чего можно определить и сравнить массу предмета? (весов)

Рефлексия:

Оцените свою работу на уроке:

Продолжите предложение:

- «Мне на уроке было…»

- «Я испытывал трудности…»


Домашнее задание. с.6-7, д/з №7

Подумайте, можно ли соорудить простейшие весы самим? Как?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 1 классе по теме "Знакомство с понятием "Уравнение"

Предлагаемый урок проводится в 1 классе. Поэтому наряду с открытием нового материала (знакомство с понятием «уравнение») большое внимание уделяется, составлению математических записей, отработке вычис...

конспект урока математики Знакомство с понятием «выражение», «значение выражения»

Урок  открытия   нового  знания  с  мультимедийным  сопровождением  по  программе  Л.В. Занкова   в 1 классе....

Технологическая карта урока по учебному предмету «Математика» в 1-ом классе на тему «Знакомство с понятием «выражение», «значение выражения»

Данная  технологическая  карта  была  разработана  для участия во  всероссийском   конкурсе  профессионального  мастерства "Мой  лучший  урок ...

Мультимедийная презентация к уроку математики "Знакомство с понятием доля" 4 класс

Мультимедийная презентация к уроку математики "Знакомство с понятием доля" 4 класс...

Знакомство с понятием "Масса"

Учащиеся на уроке продолжают путешествовать по страницам математики и встречают новое понятие "Масса". Им нужно выяснить, что это такое, но перед этим вспоминают материал прошлых уроков: нер...