Самоанализ урока
методическая разработка по математике (4 класс)
В документе представлен самоанализ урока математики в 4 классе по теме: «Умножение на двузначное и трёхзначное число», разработанный в соответствии с адаптированной программой для детей IV вида.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoanaliz_uroka_dlya_sayta.docx | 52.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Самоанализ урока по математике
(Из опыта работы)
Васькина Ж.Н.
учитель начальных классов СКОШИ № 62
Вашему вниманию был предложен урок математики в 4 классе Тема: Умножение на двузначное и трёхзначное число, разработанный в соответствии с адаптированной программой для детей IV вида. Содержание урока конкретизируется с помощью учебных программ, учебников, методических пособий: М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и отобрано в соответствии с поставленными целями.
Цели урока: образовательные, воспитательные и развивающие, коррекционные. Все они тесно взаимосвязаны и сочетаются с общей методической проблемой школы-интерната.
Для достижения поставленных целей на конкретном материале использовала подходящие средства и методы обучения:
- групповая и индивидуальная формы работы,
- методы работы: словесные, наглядные, практические. По уровню самостоятельности учащихся:
- репродуктивные, частично – поисковые
- по аспекту мышления:
- продуктивные (самостоятельное решение примеров)
- по логическому аспекту:
- - дедуктивные
1) презентации учащихся; 2) индивидуальная работа (опережающие задания); 3) беседа; 4) игра.
- методы обучения, как: 1) проблемного изложения 2) объяснительно-иллюстративный 3) продуктивный.
Тип урока: комбинированный (урок закрепления знаний и диагностики знаний, умений и навыков).
Основная дидактическая цель его - формирование определенных вычислительных умений, воспроизведение изученного и его применение в стандартных условиях, осмысление, обобщение и систематизация знаний.
В соответствии с поставленными целями и содержанием материала урок строился по следующим этапам:
- Организационный момент.
- Постановка учебной задачи, мотивация учения
- Актуализация знаний.
- Решение тренировочных упражнений, перенос приобретенных знаний и их первичное применение в новых или измененных условиях с целью формирования умений;
- Самостоятельная работа (с проверкой в классе) диагностического характера.
- Итог урока.
- Домашнее задание.
По характеру деятельности учителя и учащихся мной выбрана современная форма организации урока (вид урока): урок - деловая игра.
В деловых играх на основе игрового замысла моделируются жизненные ситуации и отношения, в рамках которых выбирается оптимальный вариант решения рассматриваемой проблемы, и имитируется его реализация на практике.
Структура деловой игры на уроке была насыщена и представляла, собой следующие этапы:
- знакомство с реальной ситуацией;
-построение ее имитационной модели;
-постановка главной задачи командам (группам), уточнение их роли в игре;
- создание игровой проблемно ситуации;
-вычленение необходимого для решения проблемы теоретического материала;
- решение проблемы;
-обсуждение и проверка полученных результатов;
- коррекция;
- реализация принятого решения;
- анализ итогов работы;
- оценка результатов работы.
Использование в моей педагогической практике деловой игры объясняется возможностью:
- моделирования приближенных к реальной жизни ситуаций;
- поэтапное развитие игры, в результате чего выполнение предшествующего этапа влияет на ход следующего;
- наличия конфликтных ситуаций; элементов состязательности
- обязательной совместной деятельности участников игры, выполняющих предусмотренные сценарием роли;
- использование системы оценок хода и результатов игры.
При конструировании урока соблюдены условия и правила его организации. При планировании урока учитывались возможности учащихся:
В соответствии с САН ПИН для слабовидящих детей при изготовлении карточек-заданий учитываются их размеры: оптимальный размер 10х10, 20х30, расстояние между словами, расстояние между строк, размер букв, запись на классной доске - 14 см (высота букв) и т.д. Также используются подставки для книг (удерживает книгу под углом 30-40 градусов, при этом верхние и нижние строчки рассматриваются под одним углом зрения и на одном расстоянии от глаз, что уменьшает процесс развития зрительной утомляемости).
Осуществлялась смена деятельности на уроке (чтение, письмо, двигательная активность и т.д).
Знание зрительных возможностей каждого ребенка позволяет правильно дозировать учебную нагрузку, свершаемую под контролем зрения. Зеленые, желтые, коричневые и оранжевые тона облегчают восприятие, стимулируют работу сетчатки глаза, поэтому для дидактического материала используем именно эти цвета. Учащимся разрешается подходить к доске, таблицам, схемам, картам во время урока. Сокращён объем письменных упражнений. Проводимая на уроке работа по обогащению и уточнению словаря, создает условия для отдыха глаз, и в то же время развивается слуховое восприятие. При поощрении часто использовала словесную похвалу, могу положить руку на плечо, погладить, т. к. улыбка и кивок не всегда доступны восприятию.
Учащиеся данной категории характеризуются быстрой утомляемостью, снижением работоспособности, неустойчивостью внимания и рядом других особенностей. Единоразовая нагрузка слабовидящих составляет 20-25 минут. Исходя из этого, с учетом применения здоровьесберегательных технологий, в середине урока проводится физ. пауза, на которой решается и коррекционная задача.
Все структурные элементы урока были выдержаны.
Целью первого этапа было быстро включить учащихся в деловой ритм, проверить готовность класса и оборудование к уроку;
На втором этапе были актуализированы знания, необходимые для работы над пройденным материалом. Одновременно шла эффективная работа над развитием речи, мыслительных операций, о чем свидетельствовала деятельность учащихся.
Применялся объяснительно-иллюстративный метод. Его иначе можно назвать и информационно-рецептивным, что отражает деятельность учителя и ученика при этом методе. Он состоит в том, что учитель, в нашем случае и отдельные ученики, получившие индивидуальные задания (узнать значение слова БАНК), сообщают готовую информацию разными средствами, а обучаемые воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эту информацию. Задание ориентировано на формирование информационно-образовательной среды и на формирование ИКТ-навыков обучающихся.
Сообщение информации на уроке осуществлялось с помощью устного слова (рассказ, объяснение), печатного слова (учебник, дополнительные пособия), наглядных средств (карточки, схемы, презентация, видеофильм) практического показа способов деятельности (показ способа решения задачи, способов составления плана, аннотации и т.д.).
Учащиеся слушают, смотрят, манипулируют предметами и знаниями, читают, наблюдают, соотносят новую информацию с ранее усвоенной, и запоминают.
Объяснительно-иллюстративный метод - один из наиболее экономных способов передачи обобщенного и систематизированного опыта человечества.
На третьем этапе использовался метод Проблемная ситуация - это психическое состояние интеллектуального затруднения, вызванное, с одной стороны, острым желанием решить проблему, а с другой - невозможностью это сделать при помощи наличного запаса знаний или с помощью знакомых способов действия, и создающее потребность в приобретении новых знаний или поиске новых способов действий.
Анализ проблемной ситуации - важный этап самостоятельной познавательной деятельности.
Для создания проблемной ситуации было использовано уже знакомое задание. Само задание не вызвало затруднения в нахождении результата, таким образом проблемная ситуация мотивировала поиск рационального решения.
В свете сказанного выше, хочу отметить следующие достоинства проблемного обучения:
- проблемное обучение учит мыслить логично, научно, творчески;
- проблемное обучение учит самостоятельному творческому поиску нужных знаний;
- проблемное обучение учит преодолевать встречающиеся затруднения;
- проблемное обучение делает учебный материал более доказательным;
- проблемное обучение делает усвоение учебного материала более основательным и прочным;
- проблемное обучение способствует превращению знаний в убеждения;
- проблемное обучение вызывает положительное эмоциональное отношение к учению;
- проблемное обучение формирует и развивает познавательные интересы;
- проблемное обучение формирует творческую личность.
Принцип дифференцированного образовательного процесса как нельзя лучше способствует осуществлению личностного развития учащихся и подтверждает сущность и цели общего среднего образования. Дифференцированный подход к учащимся осуществляю на всех этапах урока. При постановке проблемных вопросов, стараюсь, чтобы на них отвечали сильные дети, детям 1 и 2 групп предлагаю ответить на вопросы известные из раннее изученного, при чем слабых прошу повторить за сильными. Дети из 1 группы подготовили самостоятельно некоторые вопросы нового материала и самими рассказали об этом одноклассникам.
В процессе закрепления примеры решались с комментированием. При комментировании шла работа над речевой деятельностью, в которой они выражали суть выполняемых преобразований. Решение тренировочных упражнений позволило закрепить новые знания и оценить степень усвоения материала.
На этапе контроля результатов обучения обязательно использую дифференцированные задания. Обучение каждого ребенка происходит на доступном для него уровне и в оптимальном для него темпе. Принципы дифференцированного обучения включают самый важный элемент образования – создание психологически комфортных условий. Это достигалось на уроке дифференциацией заданий по объему и сложности, а так же путем реализации различных форм и методов организации деятельности учащихся.
Этап самостоятельной работы показал, что каждый ребенок смог себя проверить, осознать: все ли он понял. Считаю, что на данном этапе каждый ученик смог пережить ситуацию успеха, убедиться что вычислительный прием им освоен, о чем свидетельствовали результаты их самооценки.
Контроль усвоения материала осуществлялся в форме самоконтроля, обратной связи (ученик-ученик, ученик – учитель), проверки ответов (тест) по карточкам.
.
На этапе итога урока обсудили алгоритм умножения многозначных чисел.
В ходе этого урока домашнее задание в явном виде не проверялось, а косвенно проверяется при выполнении самостоятельной работы и фронтальной работы в ходе актуализации знаний. Домашнее задание соответствует нормативным требованиям, содержит как новый материал, так и материал на повторение.
Оценивание- Традиционное, по 5-балльной шкале, сочетало методы педагогического оценивания, критериальной взаимооценки и самооценки обучающихся.
Вся совокупность требовании к учебному процессу, в конечном счете, сводится к соблюдению мною дидактических принципов обучения:
- воспитывающего и развивающего обучения;
- научности;
- связи теории с практикой, обучения с жизнью;
- наглядности;
- доступности;
- систематичности и последовательности;
- самостоятельности и активности учащихся в обучении;
- сознательности и прочности усвоения знаний, умений и навыков;
- целенаправленности и мотивации обучения;
- индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся.
Урок построен в форме технологии групповой работы. Такая форма работы, кроме конкретно-познавательных задач по теме урока, позволяет решать, во-первых, коммуникативно-развивающую задачу, направленную на формирование у учеников таких коммуникативных качеств, как умение слушать, становиться на точку зрения другого, во-вторых, социально-ориентированную задачу, направленную на формирование личностных качеств, таких, как умение работать сообща для достижения общих целей, самоуважение, дружеская взаимопомощь.
Результат совместной учебной деятельности на каждом этапе урока был достигнут через оптимальный уровень сложности заданий, направленных на формирование и развитие познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных качеств.
Считаю, что логическая связь между различными этапами урока была выдержана: актуализация знаний фрагментарно подготавливала как текущее закрепление учебного материала, так и успешное выполнение теста. Соразмерность этапов занятия обоснована. Смена разных видов деятельности, как по содержанию, так и по форме восприятия способствовала достижению поставленных целей. Применение педагогических технологий способствовало включению учащихся как субъектов активной деятельности на всех этапах занятия.
На уроке осуществлялась рефлексия настроения и эмоционального состояния, результатов деятельности как самими учащимися, так и учителем.
План урока выполнен, достигнуты предметные и метапредметные результаты: учащиеся научились умножать на двузначные и трёхзначные числа и применять на практике в повседневной жизни.
Недостатком проведения урока, считаю:
- очень краткая инструкция по выполнению д/з, средний темп урока.
Положительно оцениваю то, что:
- полностью удалось реализовать поставленные задачи;
- Дети не перегружены, были активны. Каждый получили оценку за урок, мотивирующую к дальнейшему самосовершенствованию.
Планирование дальнейшей работы с учетом выявленных недочетов занятия:
Для повышения качества проводимого занятия и уровня обучающего и воспитательного аспекта, считаю необходимым: тщательное планирование урока, эффективность организационной подготовки. Повышение квалификации, освоение новыми профессиональными и общими компетенциями, знаниями, умениями и опытом. Не менее важным является приобретение практического профессионального опыта, обогащению которого является показательные открытые занятия в том числе.
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
1 класс. Урок. Обучение грамоте. + Самоанализ урока.
Урок по теме: Звуки [д], [д\']. Буквы Д,д. Закрепление изученного. (Планета знаний)....
Конспект урока по литературному чтению в 1 классе. Тема: Е. Пермяк "Самое страшное" и самоанализ урока.
Этот урок чтения по произведению Е.Пермяка «Самое страшное» взят мною для 1 класса не случайно, так как этот урок позволит сформировать морально – этические качества ребенка, которые являются ва...
Конспект урока- исследования на тему "Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах". Самоанализ урока.
Данная работа содержит конспект урока- исследования по русскому языку на тему "Правописание имён собственных. Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах", самоанализ данного урока и презентацию к у...
Технологическая карта урока по английскому языку 2 класс по теме "Спорт и спортивные игры" по УМК М.З.Биболетовой. Самоанализ урока.
Урок построен в соответствии с ФГОС, с использованием информационно-коммуникативных технологий.Так как в нашей стране идёт активная подготовка к олимпиаде в Сочи, весь урок направлен на это событие. В...
урок математики (информационная карта и самоанализ урока)
Данный урок – это один из двадцати трех запланированных на год по решению задач (не только на движение). На предыдущих уроках рассматривался только один вид движения, а именно встречное движение. Проб...
Самоанализ урока технологии по курсу проектной деятельности.Тема урока: «Радужное складывание. Яблоко»
В самоанализе изложила цели, задачи, методы преподавания. Описала как формировались общеучебные проектные умения....
Самоанализ урока окружающего мира в 4 классе Тема урока: «Новое время – торжество Европы» (первый урок)
Самоанализ урока окружающего мира в 4 классе на тему: "Новое время - торжество Европы". Учебник«Окружающий мир» Человек и человечество» А.А. Вахрушев...