"Мат-решка"
календарно-тематическое планирование по математике (3 класс)
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Программа курса внеурочной деятельности «Мат-решка» составлена на основе авторской программы открытой системы Л.Г. Петерсон «Математика» в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования, ООП НОО МАОУ НШ-ДС№72 .
Данная рабочая программа адаптирована для реализации в МАОУ начальной школе – детском саду №72 с учетом индивидуальных особенностей познавательной деятельности учащихся третьего класса.
Актуальность программы обусловлена тем, что она дает широкие возможности в развитии личностно - ориентированного, деятельностно -ориентированного и культурно - ориентированного принципа обучения ребенка .
Программа по внеурочной деятельности «Мат-решка» рассчитана на 68 часов.
Срок реализации программы 2019-2020 учебный год.
Цель: формирование у учащихся основ умения учиться; развитие образного и логического мышления, воображения, формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;
Задачи:-формирование у учащихся способностей к организации своей учебной деятельности посредством освоения личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий;
-приобретение опыта самостоятельной математической деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению;
-формирование специфических для математики качеств мышления;
-духовно-нравственное развитие личности;
-формирование математического языка и математического аппарата как средства описания и исследования окружающего мира и как основы компьютерной грамотности;
-реализация возможностей математики в формирование научного мировоззрения учащихся;
- овладение системой математических знаний, умений и навыков;
-создание здоровьесберегающей информационно-образовательной среды.
Содержание курса.
Числа и арифметические действия с ними
Счет тысячами. Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и т. д. Нумерация, сравнение, сложение и вычитание многозначных чисел (в пределах 1 000 000 000 000). Представление натурального числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Умножение и деление чисел на 10, 100, 1000 и т. д. Письменное умножение и деление (без остатка) круглых чисел.
Умножение многозначного числа на однозначное. Запись умножения «в столбик».
Деление многозначного числа на однозначное. Запись деления «углом».
Умножение на двузначное и трехзначное число. Общий случай умножения многозначных чисел.
Проверка правильности выполнения действий с многозначными числами: алгоритм, обратное действие, вычисление на калькуляторе.
Устное сложение, вычитание, умножение и деление многозначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100.
Работа с текстовыми задачами
Анализ задачи, построение графических моделей и таблиц, планирование и реализация решения. Поиск разных способов решения.
Составные задачи в 2–4 действия с натуральными числами на смысл действий сложения, вычитания, умножения и деления, разностное и кратное сравнение чисел.
Задачи, содержащие зависимость между величинами вида a = b × c: путь – скорость – время (задачи на движение), объем выполненной работы – производительность труда – время (задачи на работу), стоимость – цена товара – количество товара (задачи на стоимость) и др.
Классификация простых задач изученных типов. Общий способ анализа и решения составной задачи.
Задачи на определение начала, конца и продолжительности события.
Задачи на нахождение чисел по их сумме и разности.
Задачи на вычисление площадей фигур, составленных из прямоугольников и квадратов.
Сложение и вычитание изученных величин при решении задач.
Геометрические фигуры и величины
Преобразование фигур на плоскости. Симметрия фигур относительно прямой. Фигуры, имеющие ось симметрии. Построение симметричных фигур на клетчатой бумаге. Прямоугольный параллелепипед, куб, их вершины, ребра и грани. Построение развертки и модели куба и прямоугольного параллелепипеда.
Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр, соотношения между ними.
Преобразование геометрических величин, сравнение их значений, сложение, вычитание, умножение и деление на натуральное число.
Величины и зависимости между ними
Наблюдение зависимостей между величинами и их фиксирование с помощью таблиц.
Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна, соотношения между ними.
Преобразование, сравнение, сложение и вычитание однородных величин.
Переменная. Выражение с переменной. Значение выражения с переменной.
Формула. Формулы площади и периметра прямоугольника: S = a ∙ b,
P = (a + b) × 2. Формулы площади и периметра квадрата: S = a ∙ а, P = 4 ∙ a.
Формула объема прямоугольного параллелепипеда: V = a × b × c. Формула объема куба: V = a × а × а.
Формула пути s = v × t и ее аналоги: формула стоимости С = а × х, формула работы А = w × t и др., их обобщенная запись с помощью формулы a = b × c.
Наблюдение зависимостей между величинами, их фиксирование с помощью таблиц и формул. Построение таблиц по формулам зависимостей и формул зависимостей по таблицам.
Алгебраические представления
Формула деления с остатком: a = b × c + r, r < b.
Уравнение. Корень уравнения. Множество корней уравнения. Составные уравнения, сводящиеся к цепочке простых (вида а + х = b, а – х = b, x – a = b, а × х = b, а : х = b, x : a = b). Комментирование решения уравнений по компонентам действий.
Математический язык и элементы логики Знакомство с символической записью многозначных чисел, обозначением их разрядов и классов, с языком уравнений, множеств, переменных и формул, изображением пространственных фигур.
Высказывание. Верные и неверные высказывания. Определение истинности и ложности высказываний. Построение простейших высказываний с помощью логических связок и слов «верно/неверно, что…», «не», «если…, то…», «каждый», «все», «найдется», «всегда», «иногда».
Множество. Элемент множества. Знаки Î и Ï. Задание множества перечислением его элементов и свойством. Пустое множество и его обозначение: Æ. Равные множества. Диаграмма Эйлера-Венна.Подмножество. Знаки Ì и Ë. Пересечение множеств. Знак . Свойства пересечения множеств. Объединение множеств. Знак . Свойства объединения множеств. Переменная. Формула.
Работа с информацией и анализ данных
Использование таблиц для представления и систематизации данных.
Интерпретация данных таблицы.
Классификация элементов множества по свойству. Упорядочение и систематизация информации в справочной литературе. Решение задач на упорядоченный перебор вариантов с помощью таблиц и дерева возможностей.
Выполнение проектных работ по темам: «Из истории натуральных чисел», «Из истории календаря». Планирование поиска и организации информации. Поиск информации в справочниках, энциклопедиях, Интернет-ресурсах. Оформление и представление результатов выполнения проектных работ.
Творческие работы учащихся по теме: «Красота и симметрия в жизни».
Обобщение и систематизация знаний, изученных в 3 классе.
Тематическое планирование.
№ п/п | Тема | Количество часов |
Множество. Пересечение и объединение множеств. | 17 | |
Сложение и вычитание многозначных чисел. | 4 | |
Умножение и деление круглых чисел | 2 | |
Единицы длины. Единицы массы. | 4 | |
Умножение и деление на однозначное число. Деление с остатком. | 10 | |
Переменная. Уравнения. | 7 | |
Формулы площади, периметра, объёма, пути. | 5 | |
Решение задач на движение | 5 | |
Умножение. Формула стоимости. | 4 | |
Умножение на трёхзначное число | 2 | |
Формула работы. Формула произведения. Классификация задач. | 5 | |
Умножение многозначных чисел | 1 | |
Повторение | 2 | |
Итого | 68 |
Принятые сокращения:
ИАД – интерактивная доска
ИНМ – изучение нового материала
ЗИ – закрепление изученного
ОСЗ – обобщение и систематизация знаний
КЗ – комбинированное занятие
ЗП – защита проекта
ЭК-экскурсия
Календарно – тематическое планирование.
№ п/п | Дата | Тема | Кол-во часов | Характеристика деятельности |
Множество и его элементы | 2 | ИНМ | ||
Способы задания множества | 2 | ИНМ | ||
Диаграмма Эйлера – Венна. Знаки и | 3 | ИНМ | ||
Решение задач. Разбиение множества на части. Классификация. | 4 | ЗИ | ||
Свойства объединения множеств | 2 | ИНМ | ||
Нумерация, сравнение, сложение и вычитание многозначных чисел. | 4 | ЗИ | ||
Умножение и деление круглых чисел. | 2 | ОСЗ | ||
Единицы длины. Грамм. Тонна .Центнер. | 3 | ЗИ | ||
Игра – путешествие «ИКС–педиция к Математическому полюсу». | 1 | ЭК | ||
Умножение многозначного числа на однозначное число. | 1 |
ЗИ | ||
Умножение многозначных круглых чисел. | 2 | |||
Умножение многозначного числа на однозначное число. Решение задач по сумме и разности. | 2 | ОСЗ | ||
Деление многозначного числа на однозначное число. | 3 |
| ||
Умножение и деление на однозначное число. | 2 | ЗИ | ||
Переменная. Выражение с переменной. Высказывание. | 3 |
| ||
Преобразование фигур | 1 | КЗ | ||
Равенство и неравенство. Уравнение. Упрощение уравнений. Решение составных уравнений. | 4 |
| ||
Формула. Формулы периметра и площади прямоугольника | 3 |
| ||
Формула объема прямоугольного параллелепипеда: . | 2 | ИНМ | ||
Формулы площади и периметра прямоугольника, объёма прямоугольного параллелепипеда. | 2 |
| ||
Скорость, время, расстояние.Формула пути: . Решение задач по формуле. | 2 | ИНМ | ||
Построение формул зависимости между величинами. Решение составных задач на движение. | 2 |
| ||
Формулы. Решение задач на движение с использованием схем и таблиц. | 1 | ОСЗ | ||
Умножение на трёхзначное число. | 1 | ИНМ | ||
Формула стоимости: . | 1 | ИНМ | ||
Умножение на двузначное число. Решение задач на формулу стоимости. | 2 |
| ||
Умножение круглых чисел, сводящееся к умножению на двузначное число. | 1 | ИНМ | ||
Умножение на трехзначное число с нулем в разряде десятков. | 1 | ИНМ | ||
Формула работы: . | 1 | ИНМ | ||
Формула произведения: .Решение задач на формулу произведения | 2 |
| ||
Классификация задач.Анализ и решение задач разных типов | 2 |
| ||
Умножение круглых чисел, сводящееся к умножению на трехзначное число. | 1 |
| ||
Умножение многозначных чисел. | 1 | ЗИ | ||
Повторение изученного. Задачи на повторение. | 2 | ОСЗ |
Планируемые результаты реализации программы
Личностные
У ученика будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль
результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей;
- этические нормы поведения при сотрудничестве;
- умения делать выбор, в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения.
Третьеклассник получит возможность для формирования:
- понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно -познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
- внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
- чувства справедливости и ответственности;
- самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные:
Регулятивные
Третьеклассник научится:
- принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиям/ реализации, в том числе во внутреннем плане;
- различать способ и результат действия; контролировать процесс и результаты деятельности;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, на основе оценки и учета характера сделанных ошибок;
- адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и способы их преодоления.
Ученик получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в не учебном материале;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные
Третьеклассник научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с пользованием учебной литературы;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения задач;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения в форме простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделение существенных признаков и их синтеза;
- устанавливать аналогии.
Ученик получит возможность научиться:
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение.
Коммуникативные
Третьеклассник научится:
- выражать в речи свои мысли и действия;
- строить монологические высказывания;
- строить понятные для партнера высказывания с учетом того, что партнер видит и знает, а что нет;
- задавать вопросы;
- использовать речь для регуляции своего действия.
Третьеклассник получит возможность научиться:
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в совместной деятельности;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.
Для ведения курса внеурочной деятельности используются следующие информационные образовательные ресурсы:
Компьютерная программа комплексного мониторинга развития ребёнка «Электронное приложение к учебникам математики Л.Г.Петерсон».
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Математика и Мат-Решка
На уроках активно использую тренажёр Мат-решка. Дети в восторге....
Мастер-класс "Работа на онлайн тренажёре Мат-Решка
Мастер-класс проводился для учителей округа. На этом мастер - классе мы постарались рассказать о том, как наши дети работают с Мат-Решкой. Учителя послушали отзывы детей о Мат-Решке. Мы постарались по...
Использование тренажёра Мат-решка на уроках математики в 1 классе.
Статья для УГ о работе с тренажёром Мат-Решка....
Открытый урок: "Сложение и вычитание. Скобки." В рамках проекта: "Математический он-лайн тренажер Мат-Решка"
Данный урок был проведен 10 апреля 2012 года в рамках проекта: "Математический он-лайн тренажер Мат-Решка". На уроки присутствовали родители, методисты ЮЗАО и разработчики он-лайн тренажер...
"Мат-решка"
Тренажер по математике "Мат-Решка"...
Использование программы «Мат-решка» в коррекционно-развивающих занятиях психолога в начальной школе
Программа Мат-решка может помочь детям преодолеть трудности в обучении и адаптации в школе....
Тренажер Мат-Решка
Удобная среда обучения математике для начальной школы, предоставляющая возможность каждому ребёнку изучать математику в соответствии с его способностями. Мат-Решка предлагает ученику индивидуальную тр...