Технологическая карта урока
Учитель | Ливадина Ирина Николаевна |
Место проведения | МКОУ «Луговская СОШ» Богучарский район, Воронежская область |
Уровень | муниципальный |
Дата | 19.11.2019 |
Предмет | математика |
Класс | 2 |
УМК | Школа России |
Тема | Устные приёмы вычислений для случаев вида 60 – 24 |
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель: познакомить детей с устными приемами вычислений для случаев вида 60 – 24.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с новым приёмом вычитания;
- закреплять изученные устные приемы сложения и вычитания в пределах 100;
- совершенствовать умение анализировать и решать задачи;
- совершенствовать вычислительные навыки;
- формировать интерес к процессу познания.
Развивающие:
- развивать познавательную активность учащихся;
- совершенствовать умение следовать заданным вербальным инструкциям учителя;
- совершенствовать мыслительные операции: анализа, синтеза, сравнения, сопоставления;
- развивать психические процессы: память, мышление, воображение, восприятие, внимание, эмоции.
Воспитательные:
- воспитывать усидчивость, прилежание, любознательность;
- воспитывать культуру поведения на уроке, интерес к предмету;
- формировать качества взаимовыручки, аккуратности при выполнении заданий.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах, работа в группах.
Формируемые УУД:
Познавательные УУД:
1) извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц;
2) овладевать логическими действиями анализа, сравнения;
3) делать выводы на основе анализа;
4) устанавливать аналогии;
5) обобщать и классифицировать по признакам.
Коммуникативные УУД:
1) слушать и понимать других;
2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
4) уметь совместно договариваться о правилах общения и поведения.
Регулятивные УУД:
1) определять цель деятельности на уроке;
2) определять успешность своего задания в диалоге с учителем;
3) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Личностные УУД:
1) осознавать личностный смысл учения;
2) стремиться к приобретению новых знаний и умений;
3) осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
4) участвовать в творческом, созидательном процессе.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: обучающиеся научатся выполнять устные вычисления в пределах 100; использовать полученные знания в практической деятельности.
Метапредметные: обучающиеся научатся определять и формулировать цель урока; перерабатывать полученную информацию; делать выводы в ходе работы; контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной целью и условиями её выполнения.
Личностные: обучающиеся научатся анализировать достигнутые результаты и недочеты, проявлять личностную заинтересованность в расширении знаний и способов действий.
Используемые технологии: игровые технологии, ИКТ, обучение в сотрудничестве (работа в парах, группах), здоровьесберегающие технологии, элементы проблемного обучения, технологии дифференцированного обучения, личностно-ориентированные технологии.
Ресурсы:
- учебник «Математика» 2 класс (1 часть). Авторы: М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова, С.В. Степанова - М.: Просвещение, 2012.
- ПК учителя;
- мультимедийное оборудование (проектор, интерактивная доска);
- мультимедийная презентация;
- электронное приложение к учебнику математики для 2 класса М.И. Моро;
- ЭОР «Академия младшего школьника»;
- раздаточный материал (карточки пробного действия, карточки с разноуровневыми заданиями, пучки палочек).
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ЭОР и СОТ, ИКТ | Формируемые УУД |
I. Организацион- ный момент. Эмоциональный настрой.
| Приветствует детей. Создает позитивный настрой, организует мотивирование к учебной деятельности на уроке. - Вам тепло? - В классе светло? - Прозвенел уже звонок? - Уже закончился урок? - Только начался урок? - Хотите учиться? - Значить можно садиться? - Ребята, вы готовы к уроку? - А что значит быть готовым к уроку? | Происходит эмоциональный контакт, дети обмениваются положительными эмоциями. Настраиваются на работу; проверяют готовность рабочего места. | Игровые технологии. Здоровьесбере- гающие техно-логии.
| Личностные УУД: мотивация учения. Регулятивные УУД: волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. Коммуникативные УУД: эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества. |
II. Актуализация знаний.
1. Логическая разминка.
2. Устный счёт. | Организует работу учащихся по актуализации соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов. Мы сегодня с вами побываем на разных математических островках, где вы проявите свои математические знания. Островок «Повторяй-Ка!» - Что мы будем делать на островке с таким названием? - Что будем повторять? - Для чего будем повторять?
1. Работайте в паре. 1) Решите задачу. «У Пети три игрушки: обезьяна, утка и слон. Петя определил, что шаг обезьяны 15 см, утки на 10 см короче, а слона на 20 см длиннее, чем обезьяны. На сколько сантиметров шаг утки короче шага слона?» 2) Какая фигура лишняя? Аргументируйте свой ответ.
2. Игра «Математический экзамен» (задание из ЭОР «Академия младшего школьника»).
| Дети отвечают на предложенные вопросы, слушают, рассуждают, высказывают свои предположения.
Решают задачу, работают в парах, рассуждают, анализируют, доказывают правильность своего решения.
Работают у интерактивной доски, выполняют задания из ЭОР – находят значение числовых выражений вида 34 – 2, 34 – 20. |
ИКТ (слайд 1). Работа в парах.
ИКТ (слайд 2). Работа в парах.
Игровые технологии, ИКТ, ЭОР. | Личностные УУД: чувство необходимости учения. Познавательные УУД: структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, доказательство. Коммуникативные УУД: ориентация на партнёра по общению, владение определёнными вербальными и невербальными средствами общения. Регулятивные УУД: волевая саморегуля- ция как способность к волевому усилию, принимать и сохранять учебную задачу.
|
III. Самоопределение к деятельности. Постановка цели и задач урока. | Направляет учащихся на формулирование темы и целей урока. Островок «Определяй-КА!» - Что мы будем делать на островке с таким названием? - Правильно, попробуем определить тему и цель урока. - Объединитесь в группы по 4 человека. Возьмите карточки пробного действия и найдите значение выражений. Помогайте друг другу. 46 – 30 76 – 5 50 – 34 - Все справились с заданием? Ребята, у кого возникло затруднение? - В каком примере допустили ошибку? - Почему возникло затруднение? - Кто догадался, какая будет тема урока? - Какую цель поставим перед собой? Чему будем учиться? | Дети отвечают на предложенные вопросы, слушают, рассуждают, высказывают свои предположения.
Работают в группах, решают предложенные учителем числовые выражения, анализируют, предполагают, аргументируют, высказывают своё мнение.
|
Работа в группах. Проблемная ситуация. | Коммуникативные УУД: ориентация на позицию других людей, учёт разных мнений и умение обосновывать собственное. Личностные УУД: чувство необходимости учения. Познавательные УУД: построение логической цепи рассуждений, выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий. Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу. |
IY. Работа по теме урока.
1. Открытие новых знаний.
2. Первичное закрепление. | Организует работу по теме урока. Мотивирует работу учащихся. Островок «Объясняй-КА!» На этом островке вы узнаете, как из круглого двузначного числа вычитать двузначные числа. 1. Внимательно послушайте объяснение как из числа 60 вычесть число 24. (Электронное приложение к учебнику «Математика» 2 класс М. И. Моро «Приёмы вычислений для случаев вида 60 – 24»). 2. Работа по учебнику (стр. 62 № 1). Вычислите выражения с подробным объяснением, используйте пучки палочек. Нам нужно из числа 70 вычесть 28. Выложите число 70 с помощью палочек. Нам надо вычесть 28. Как это сделать? (работая с пучками палочек, дети подробно объясняют приём вычисления). Аналогично объясняют решение выражения 30 – 23. А теперь давайте составим алгоритм наших действий.
Островок «Решай-КА!» Сейчас мы потренируемся и выясним, насколько вы поняли новый приём вычисления. Работа по учебнику (с.62 № 2). Кто уверен, что хорошо усвоил новый материал, может работать самостоятельно. Кто затрудняется, может пользоваться пучками палочек или полосками с кружками.
| Дети слушают, отвечают на предложенные вопросы, рассуждают, высказывают свои предположения.
Выполняют вычислительные действия, подробно объясняют, работают в тетрадях и у доски, пользуются пучками палочек, составляют алгоритм действий.
Дети работают у доски и в тетрадях, пользуясь алгоритмом, объясняют приём вычисления. По желанию работают самостоятельно. По необходимости пользуются пучками палочек или полосками с кружками. |
ЭОР (Электронное приложение к учебнику «Математика» 2 класс М. И. Моро)
Технологии поддержки ребёнка, личностно-ориентированные технологии. | Познавательные УУД: выбор наиболее эффективных способов решения задач, построение логической цепи рассуждений, доказательство. Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника, понимание возможности различных точек зрения, потребность в общении. Регулятивные УУД: волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. Личностные УУД: осознание личностного смысла учения, осознание своих возможностей в учении, стремление к приобретению новых знаний и умений. |
Y. Физкульт- минутка. | А сейчас пришло время посетить островок «Отдыхай-КА!» Раз, два, три, четыре, пять, Все умеем мы считать. Отдыхать умеем тоже: Руки за спину положим. Раз – подняться, потянуться, Два – согнуться, разогнуться, Три – головою три кивка и в ладоши три хлопка, На четыре руки шире, Пять – руками помахать, А на шесть – тихонько сесть. | Выполняют упражнения, соответствующие тексту стихотворения. | Здоровьесбере- гающие техно-логии. Игровые технологии.
| Личностные УУД: проявлять личностную заинтересованность и понимание необходимости выполнения физических упражнений, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству. |
YI. Работа над пройденным материалом.
1.Работа над задачей.
2. Разноуровневая самостоятельная работа. | Направляет учащихся на воспроизведение ими имеющихся у них знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий. Островок «Думай-КА!» 1. Прочитайте инструкцию к заданию № 3 на стр. 62. - Как надо решить данную задачу? (разными способами). - Прочитайте задачу. - О чём говорится в задаче? (О двух бочках, в первой 20 вёдер воды, а во второй – 15.) - Представьте, что вам предложили полить огород, и вы должны взять из бочек 5 вёдер воды. Как это можно сделать? (Взять 5 вёдер из первой бочки, или взять 5 вёдер из второй бочки, или брать воду из разных бочек.) - Что надо узнать в задаче? (Сколько воды осталось в бочках.) - Составьте программу решения для первого случая. (Берём 5 вёдер из первой бочки – от 20 отнимаем 5 – и к полученному результату прибавляем количество вёдер из второй бочки – 15, так как мы их не трогали). Запишите решение и ответ для первого случая. Аналогично составьте программу решения для второго и третьего способа решения. 2. Организует самостоятельную работу учащихся, с последующей самопроверкой по эталону. Я вам предлагаю небольшую самостоятельную работу: найти значения числовых выражений, выполнить самопроверку, оценить качество усвоения вами нового материала. (Детям раздаются карточки с заданием, на обратной стороне записаны правильные ответы). Высокий уровень. 50 – 27 = 40 – 34 = 70 – 39 = 60 – 28 = |
Средний уровень 50 – 27 = 40 – 34 =
70 – 39 = 60 – 28 =
|
Низкий уровень 50 – 27 = 40 – 34 =
20 7 30 4 70 – 39 = 60 – 28 =
30 9 20 8 |
| Дети отвечают на предложенные вопросы, слушают, рассуждают, высказывают свои предположения. Составляют программы решения задач разными способами. Работают у интерактивной доски, записывают решение в тетради, контролируют правильность выполнения задания.
Ученики слушают инструкцию, задают уточняющие вопросы. Самостоятельно решают числовые выражения, выполняют самопроверку, оценивают качество усвоения нового материала. |
ИКТ (интерактивные анимированные слайды: по щелчку мышки на экране показывается действие предложенное учащимися (выливается вода из первой бочки, из второй бочки, из разных бочек).
Технологии поддержки ребёнка. Технологии дифферинцир. обучения. | Познавательные УУД: действовать по намеченному плану, по инструкциям, содержащимся в речи учителя, учебника; строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщённые способы действий, описывать результаты учебных действий, используя математические термины и записи, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника, умение аргументировать своё предложение. Регулятивные УУД: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Личностные УУД: развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству, чувство необходимости учения. |
YII. Домашнее задание. | Сегодня я предлагаю вам домашнее задание по выбору. 1. Решить задачу № 3 (2) на стр. 62, используя разные способы решения. 2. Составить задачу самостоятельно, в решении которой используется новый приём вычислений, записать её решение разными способами. | Дети слушают инструкцию, задают уточняющие вопросы. Самостоятельно выбирают домашнее задание, записывают в дневник. | Технологии поддержки ребёнка, развитие творческого подхода, личностно-ориентированные технологии. | Личностные УУД: чувство необходимости учения. Регулятивные УУД: волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. |
YIII. Подведение итогов урока. | Организует работу по подведению итогов урока, достижению поставленных целей и соотнесению их с учебной деятельностью. Направляет учащихся к намечающимся дальнейшим целям деятельности. Поддерживает мотивацию учащихся. Оценка работы класса и отдельных учащихся. - Ребята, мы сегодня с вами замечательно поработали, побывали на разных математических островках, где вы проявили свои математические знания. - Какой приём вычисления узнали? - Какую цель ставили вначале урока? - Достигли ли вы цели? | Дети отвечают на предложенные вопросы, слушают, рассуждают, высказывают своё мнение. Происходит эмоциональный контакт, дети обмениваются положительными эмоциями. |
| Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли. Познавательные УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Личностные УУД: чувство необходимости учения, стремление к приобретению новых знаний и умений. Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. |
IX. Рефлексия. | Островок «Оценивай-КА!» Организует рефлексию. Способствует самооцениванию учащихся с фиксированием степени результатов учебной деятельности. Поддерживает мотивацию учащихся. - Какие задания вам понравились? - Что было легче всего выполнять? - А что вызвало затруднение? - Оцените свою работу на уроке. А теперь оцените работу своей пары. - Поднимите руки те пары, которые работали слаженно. - Что помогало работать в парах? А что мешало? Внимательно посмотрите на доску (слайд). Если у вас прекрасное настроение, и вы хотели бы ещё поработать, тогда поставьте метку в первой колонке; если у вас хорошее настроение, но вы немного устали, тогда поставьте метку во второй колонке; а если у вас вдруг испортилось настроение, тогда поставьте метку в третьей колонке. Подводятся итоги рефлексии. | Слушают учителя и одноклассников. Отвечают на предложенные вопросы, высказывают и аргументируют своё мнение, делают выводы, объективно оценивают свою деятельность и деятельность одноклассников. Происходит эмоциональный контакт, дети обмениваются положительными эмоциями.
Работают у интерактивной доски, выбирают, согласно своему настроению, колонку и ставят пальчиком метку. | Игровые технологии. Здоровьесбере- гающие техно-логии.
ИКТ (интерактивный слайд). | Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли, позитивное отношение к процессу сотрудничества, умение слушать, учёт разных мнений и умение обосновывать собственное. Познавательные УУД: построение логической цепи рассуждений, доказательство, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Личностные УУД: положительное отношение к школе, чувство необходимости учения, стремление к приобретению новых знаний и умений. Регулятивные УУД: осознание качества и уровня усвоения. |