Доли
методическая разработка по математике
Предварительный просмотр:
Здравствуйте. Все встали. Присаживайтесь. Посмотрите, всё ли у вас есть на столах. Все ровно сели, спинки подровняли. Ноги на месте. И посмотрели на меня. Вы знаете, ребята, у каждого человека есть желания. Вот я желаю вам хорошего настроения на уроке.
А какие желания есть у вас сегодня на уроке математики? (Узнать что-то новое, интересное)
Замечательно.
Записываем число, классная работа.
Ребята, сейчас я прочитаю отрывок из сказки про исполнение желаний, которую мы изучали во 2 классе. А вы скажите мне, что это за сказка. Слушайте внимательно.
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг
Возвращайся, сделав круг
Лишь коснёшься ты земли
Будь по-моему вели!
Как называется сказка? А кто её автор?
Итак, нам надо поработать на уроке так, чтобы все наши желания исполнились. А в этом нам поможет «Цветик – Семицветик».
В каждом лепестке есть задание,
Выполнив его, исполнится желание.
Задание первого лепестка: У девочки Жени 1 мандарин, она хочет поделиться мандарином с Витей. Как это можно сделать? (Один разделить на 2)
Можем ли мы 1 : 2? Почему? У нас возникла проблема как 1 разделить на 2? Сегодня мы постараемся найти путь решения этой проблемы. Ребята, а вы бы поделились мандарином со своим другом? А почему нужно делиться?
Мы получили 1 лепесток – Определили проблему.
Представьте, что у вас есть мандарин, вы его очистили. Когда мы его начинаем кушать, то делим его, на что? (Дольки)
Вы уже догадались, как звучит тема нашего урока? Как вы думаете, что мы на уроке будем делать?
И мы получили 2 лепесток – Определили тему и цель урока.
Ребята, как вы думаете, а что такое доли? (это часть чего-то целого) А где в жизни мы можем встретить доли?
Я один мандарин разделила пополам? На сколько частей я разделила мандарин? (на 2 части) Одну половину мандарина я отдам Маше. Как вы думаете, какую часть мандарина я отдала Маше? (одну часть) Из скольки частей? (из двух частей) Записывается это вот так: 1/2. Как вы думаете, как это можно прочитать? Читается это одна вторая часть. Как по-другому называют одну вторую часть мандарина? (половина) Как вы думаете, что может означать число 1, над чертой. А число 2, под чертой. Число под чертой говорит - на сколько частей разделили предмет. А число над чертой – сколько таких частей взяли. А что значит чёрточка? (знак деления)
Мы собрали уже 3 лепестка. Лепесток 3 – Узнали как записываются и читаются доли.
У вас на парте лежит геометрическая фигура, как она называется? (круг)1 ряд возьмите круг и сложите его пополам. Сколько равных частей получили? (2) Как они называются? (доли) Закрасьте 1 долю. Запишем. Сколько частей взяли? (1) На сколько частей разделили? (2) А теперь 2 ряд – согните этот круг пополам и ещё пополам. Разверните круг. Сколько теперь равных частей получили? (4) Закрасьте одну долю. Сколько частей взяли? (1) На сколько частей разделили (4). - Можно ли сравнивая эти две единички, поставить между ними знак равенства? (Нет) - Почему ? (Доли разные)
- Кто попытается прочитать получившееся числа?
- Как вы думаете как называются полученные числа?
- Получившиеся числа называют обыкновенными дробями.
- Можем ли мы теперь записать ответ к примеру 1 : 2 ? (1 : 2 = 1/2)
Результаты выполнения практического задания занесите в листы самооценки.
4 лепесток – Узнали как образуются доли..
Чтобы получить 5 лепесток одни ребята будут выполнять работу на планшетах. Помните о технике безопасности при работе с планшетами. А другие самостоятельно у себя в тетрадях. Один у доски. Если кому-то нужна помощь, поднимайте руку, и я к вам подойду. Результаты выполнения задания занесите в листы самооценки.
Задание на планшете:
Задание в тетради: Запиши в виде дроби какая часть каждого вагона закрашена, а какая не закрашена. (IQBoard):
Похлопайте в ладоши те, кто выполнил задание верно. Потопайте те, у кого возникли трудности с выполнением задания. Мне приятно, что вы выполнили работу верно.
5 лепесток – закрепили знания и умения по образованию долей.
На 6 лепестке написано, что мы должны научиться сравнивать доли.
- Итак, чтобы сравнить доли, выполним практическую работу в парах. Помните о правилах работы в парах. Перед вами лежат полоски красного, жёлтого и синего цвета одинаковой длины.
- Ваша задача: красные полоски разделить на две равные части, жёлтые на 4 равные части, синие на 8 равных частей. Выделите фломастером одну часть полоски.
Сравните доли. Какая доля больше всех? (одна вторая)
- Почему? (разделили на 2 части, взяли одну)
- Какая доля меньше всех? (одна восьмая, разделили на 8 частей, взяли одну)
Какой вывод из этого мы можем сделать?
Чем больше число, на которое делили целое, тем меньше полученная доля.
Результаты выполнения практического задания занесите в листы самооценки.
Самостоятельно выполните задание по карточкам: расположи дроби в порядке возрастания – от меньшей к большей (Документ камера). Обменяйтесь карточками и выполните взаимопроверку. Результаты выполнения задания занесите в листы самооценки.
Похлопайте в ладоши те, кто выполнил задание верно. Потопайте те, у кого возникли трудности с выполнением задания. - Молодцы! Сравнили доли.
6 лепесток – Научились сравнивать доли.
Работая в группах, заполните пропуски и получите 7 лепесток. Помните о правилах работы в группе. Если у вас возникнут сложности, поднимайте руку, и я к вам подойду.
Заполните пропуски:
Десятая часть минуты - это ... секунд.
Восьмая часть мотка длиной 24 м - это ... метра.
Четвертая часть суток - это ... часов.
Часть чего-то целого – это …
Одна вторая доля называется …
Одна третья доля называется …
Одна четвёртая доля называется …
Арбуз весит 8 кг, половина арбуза весит … кг, четверть … кг.
Давайте проверим ответы по цепочке. Результаты выполнения задания занесите в листы самооценки. Похлопайте в ладоши те, кто выполнил задание верно. Потопайте те, у кого возникли трудности с выполнением задания.
7 лепесток – Выяснили, что узнали и чему научились.
Ребята, посмотрите, у нас получился цветик-семицветик. Мы выполнили все задания и собрали все лепестки.
Давайте подведём итог нашего занятия: Прочитаем на лепестках, что мы делали на уроке.
Что обозначают числа в записи дроби, чёрточка?
Где вы можете применить полученные знания?
Как вы думаете, мы достигли цели нашего урока?
Отметки сегодня получили…
Ребята, скажите, почему девочка, потратив шесть лепестков, не была счастлива?
На какое желание был потрачен последний лепесток?
Почему она захотела потратить последний лепесток на выздоровление Вити?
Чему нас учит эта сказка?
Скажите, пожалуйста, а обязательно ли нужно иметь волшебный цветок, чтобы делать добрые дела? Нет, достаточно иметь доброе сердце, чтобы приходить на помощь другим в трудную минуту. И не ждать, когда тебя об этом попросят.
В заключение урока я Вас хочу попросить написать на лепестках ответ на вопрос: Если бы у вас остался последний лепесток от цветика-семицветика, то какое бы последнее желание вы загадали?
Всем спасибо, вы хорошо поработали на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторский урок по теме "Доли.Образование и сравнение долей"
Урок математики в 3 классе УМК "Школа России". Может быть использован и в других УМК....
презентация к уроку математики в 3 классе по теме "Нахождение доли числа и числа по доле"
данная презентация помогает провести урок математики по теме "Нахождение доли числа и числа по доле" в 3 классе...
Практикум по математике в 4 классе. Нахождение числа по доле и доли по числу.
Данный материал может быть использован и на уроке, и в ходе домашнего задания, для общеклассной или индивидуальной работы....
Задачи на нахождение числа по доле и доли по числу
Тренировочные задания по теме "Задачи на нахождение числа по доле и доли по числу"...
Урок математики "Доля.Образование и сравнение долей" 3 класс
Урок математики 3 класс Школа России...
Нахождение доли от её величины и величины по её доле (конспект)
для учащихся 4 класса...
Доли. Нахождение нескольких долей целого Конспект открытого учебного занятия с использованием ЦОР (цифровые образовательные ресурсы)
Познакомить учащихся с понятиями: «доля», «часть от целого»; «целое», сформулировать правило нахождения части от целого; познакомить с решением задач на нахождение ...