Конспект урока по математике в 5 классе
план-конспект урока по математике

Рахманова Ирина Владимировна

Конспект урока по математике в 5 классе по теме "Обыкновенные дроби"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_obyknovennye_drobi_-_kopiya.docx18.19 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики в 5 классе.

Тема урока: Обыкновенные дроби.

Личностные: формировать интерес к изучению темы и желание применить приобретенные знания и умения, умение объективно оценивать труд одноклассников и одноклассниц.

Метапредметные: формировать умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации, в окружающей жизни.

Предметные: познакомить ребят с обыкновенными дробями.

Планируемые результаты: учащиеся познакомятся с понятием обыкновенной дроби, научатся читать обыкновенные дроби, указывать числитель и знаменатель дроби, записывать обыкновенную дробь.

Основные понятия: обыкновенная дробь, числитель и знаменатель дроби, черта дроби (дробная черта).

Оборудование: бумажные ленты-пояса

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

  1. Организационный этап. Присутствие учащихся. Готовность к уроку.
  2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

– Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами продолжим узнавать секреты математики вместе со сказочными героями.

– Дверь в сказку открывается. Слушайте, ребята, сказку и будьте внимательны!

В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил да был царь, и у него был сын Иван. Царь прослышал, что за тридевять земель, в некотором царстве, есть какие-то дроби – и не просто дроби, а обыкновенные.

Позвал царь Ивана и сказал: “Съездил бы ты, Иван-царевич, в некоторое царство, да привез бы ты тех дробей обыкновенных, хотя бы дюжину. Вот бы я, старый, под конец жизни порадовался!” Стал Иван в дорогу собираться да раздумывать, что это за штука такая – дробь обыкновенная?

– Как вы думаете, ребята, о чем сказка?

– О дробях обыкновенных!

– Поможем Ивану-царевичу?

– Да!

Работа в тетрадях.

– Открываем тетради. Пишем сегодняшнее число и тему урока: “Обыкновенные дроби”. Наша с вами задача, помочь Ивану. Раскрыть с ним некоторые секреты страны “Обыкновенные дроби”.

Думал Иван думу: “Что означает слово дробь?” Кто знает? Мы с вами знаем определение натуральных чисел. Давайте вспомним, какие числа называются натуральными. (Ответ ребят). Но не всегда результат измерения или стоимости товара удавалось выразить натуральным числом. Приходилось использовать части, доли меры. Так появились дроби. Дробные числа возникают, когда один предмет (яблоко, арбуз, торт, буханку хлеба и т.д) или единицу измерения (метр, час, килограмм, градус) делят на несколько равных частей. В русском языке слово “дробь” появилось в XIX веке. Оно происходит от глагола “дробить”, ломать на части. И в первых учебниках математики (XVII век) дроби так и назывались ломаные числа.

– Продолжаем наше путешествие дальше.

- Встретились на пути Ивану-царевичу стражники и говорят: “В нашем царстве живет Елена Прекрасная и Баба Яга. Определите и попробуйте записать какая талия у каждой. Есть пояс и известно, что у бабы Яги талия составляет половину пояса, а у Елены Прекрасной четверть пояса”. У каждого из ребят, на парте, лежат бумажные ленты-пояса. У меня так же – лента. Вместе определим талию Бабы Яги. На доске появилась запись:

1 : 2 = 1/2

Затем ребята, с помощью пояса, определяют талию Елены Прекрасной:

1 : 4 = 1/4

– Сравниваем, у кого талия меньше. Что означают в записи числа 2 и 4?

– Запись вида: 1/2, 1/3, 1/4, 3/7, 2/5 называют обыкновенными дробями. Вернемся к записи 2/5.Что означает число под чертой? Над чертой?

(Ответы ребят)

– Делаем вывод, что любую обыкновенную дробь можно записать в виде: а/в.

а – числитель дроби;

в – знаменатель дроби;

ав – натуральные числа.

– Знаменатель показывает, на сколько долей делят, числитель – сколько долей взяли.

Иван царевич правильно вместе с вами определил талию Елены Прекрасной и Бабы Яги и стражники пропустили его. Долго ли коротко ехал Иван-царевич.

- Встретилась на пути Ивана-царевича Кикимора и спрашивает: “Силен ли ты в учении?”

– А мы с вами? Откройте, ребята, учебники на странице 170- 171, найдите объяснение, как правильно читать дроби. (Работа с книгой).

– Прочесть дроби (весь класс) № 674 (устно)

– Читать и узнавать дроби мы научились, а умеем ли мы их записывать?

– № 675 (письменно в тетрадях и на доске)

Физкультминутка

Дружно встали, потянулись.

Руки на пояс, повернулись.

Вправо, влево, раз, другой,

Повертели головой.

На носочках постояли,

Спинку стрункой подержали.

А теперь тихонько сели,

Мы с вами еще не все успели.

3. Работа над новым материалом.

– Итак, ребята, мы и Иван-царевич передохнули немного, двигаемся дальше. Давайте зайдем в кафе, там как раз Леший и Кощей Бессмертный кушают мороженное.

“В кафе имеется 24 порции мороженного, Кощей Бессмертный съел 7 порций мороженного, а Леший - 8 порций. Какую часть всех порций мороженного съел каждый?”

(Ребята объясняют какую часть съел каждый – 7/24 и 8/24).

Работа в парах: № 680, № 682 (На откидной доске ответы: 23/56; 14/33 и 19/33) –самопроверка.

Бармен в кафе задал Ивану – царевичу вопрос: « У меня в кафе было 24 порции мороженного Леший и Кощей Бессмертный скушали 5/8 всех порций. Сколько порций скушали они?»

(Объяснение ребят)

На доске появляется запись:

  1. 24 : 8 = 3(порции) – одна часть
  2. 3 * 5 = 15 (порций)

Ответ: 15 порций.

(Ребята проговаривают правило друг - другу. Работа в парах).

– Следующее задание, с которым должен справиться Иван-царевич – решить задачу № 686. Кто из класса, два человека, помогут ему в этом? (На откидных досках ребята выполняют задания. Остальные учащиеся выполняют в тетрадях. Затем проходит самопроверка.)

  1. 180 : 9 = 20(стр.) – одна часть
  2. 20 * 4 = 80 (стр.)

Ответ: 80 страниц.

4. Рефлексия учебной деятельности.

– Ребята, сказочное путешествие, сегодня подходит к концу. А на пути у нас повстречались много сказочных героев, а Леший вот такое задание нам приготовил:

“Мы делили апельсин,
Много нас, а он один,
Эта долька для ежа,
Эта долька для чижа,
Эта долька для утят,
Эта долька для котят,
Эта долька для бобра,
А для волка – кожура!”

– Ответьте: На сколько долей разделили апельсин? (На 5)

– Какую долю апельсина составляет каждая часть? (1/5)

– Молодцы! Мы сегодня с вами очень здорово помогли Ивану-царевичу, особенно постарались….(выставляются оценки).

– На этом, наше путешествие не закончилось! Ребята, вам понравилось? А чтобы дальше мы сумели помочь Ивану-царевичу, нам нужно дома закрепить материал. Запишите домашнее задание.

5. Домашнее задание: пар. 25 вопросы 1 - 4, № 677,679, 681


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока по математике, 3 класс. Тема: " Математика в мире профессий"

Цель урока: рассказать детям о значении математики в жизни человека, и как математика испольуется в разных профессиях....

Конспект урока по математике. 4 класс. Тема урока: свойства диагоналей прямоугольника.

Тип урока: изучение нового материала. конспект урока разработан по учебнику "Математика", 4 класс, М.И. Моро....

конспект урока по математике 4 класс "Олимпийские игры по математике"

конспект урока по математике 4 класс "Олимпийские игры по математике" ...

конспект урока по математике 2 класс. рабочая программа ппо математике 1 класс . презентации по математике и грамматике для будущих первоклассников

1. Конспект открытого урока математике, данного во 2 классе по программе "Школа России" на тему :"Приёмы деления, основанные на связи между компонентами  и результатом умножения."2. Презентация к...

План-конспект урока по математике (4 класс) по теме: Проект урока математики в 4 классе

Цели: образовательные: повторить и обобщить знания детей по теме «Деление на числа, оканчивающиеся нулями», закрепить навыки устного счета, отрабатывать навыки, решение задач на движение, закрепить зн...