Развитие познавательной деятельности обучающихся на уроках математики
статья по математике (2 класс)
Развитие познавательной деятельности обучающихся
на уроках математики
Условия, способствующие развитию познавательной деятельности обучающихся на уроках математики:
- Избегать в стиле преподавания монотонности, бедности информации, отрыва от личного опыта детей;
- Не допускать переутомления;
- Использовать содержание обучения как источник стимуляции познавательных интересов;
- Стимулировать познавательные интересы многообразием приёмов занимательности (иллюстрацией, игрой, задачами – шутками, занимательными упражнениями);
- Специально обучать приёмам умственной деятельности и учебной работы, использовать проблемно – поисковые методы обучения.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что у умственно отсталых детей необходимо в первую очередь формировать деятельное состояние, которое характеризуется стремлением к учению, умственному напряжению и проявлениям волевых усилий в процессе овладения знаниями, что и является, по сути, развитием познавательной деятельности и активности ребёнка.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ
Умственная активность в процессе обучения математике, называемой «гимнастикой ума», имеет особое значение. Учителю необходимо владеть разнообразными методическими приёмами, пробуждающими мыслительную активность обучающихся.
Приёмы и методы работы учителя
- применяется наглядность, даются чёткие инструкции учителя;
- чёткая постановка вопросов;
- обучению приёмам мышления: анализу, синтезу, сравнению, обобщению;
- организация самостоятельного поиска решения;
- создание установки на внимание;
- чёткая организация деятельности обучающегося на уроке, повышение её активности;
- использование разнообразных методов работы;
- преподавание учебного материала ведётся образно, эмоционально, жизненно, логично, с выделением главных мыслей;
- организация повторения изученного материала.
На уроках математики должно происходить решение двух задач: математического образования и психологического развития ребёнка. Основная задача обучения в коррекционной школе – сформировать прочные и сознательные математические знания и умения, необходимые обучающимся в повседневной жизни и будущей трудовой деятельности. Коррекционная задача состоит в развитии логического мышления, внимания, памяти, речи обучающихся, формирования у них навыков умственного труда, самоконтроля, планирования.
В урок необходимо вводить упражнения для развития психики. Усилить диалогичность уроков, использовать приёмы переключения с одной сенсорной системы на другую, более широкую наглядность, включать игровые эмоционально насыщенные ситуации, паузы отдыха и релаксации. Эмоциональная включённость обучающегося в урок является важной задачей учителя.
Учителю необходимо помнить:
- прежде, чем объяснить – заинтересовать;
- прежде, чем заставить действовать – подготовить к действию;
- прежде, чем обратиться к реакциям – подготовить установку;
- прежде, чем сообщить что–нибудь новое – вызвать ожидание нового.
В поле зрения учителя должны находится все обучающиеся класса. Он обязан убедится в том, что все поняли материал, и только после этого переходить к новому материалу. В случаях, когда по-своему психическому состоянию ребёнок не в состоянии работать на данном уроке, материал объясняется на индивидуальных занятиях.
Обязательным условием урока является чёткое обобщение каждого этапа. Вопросы учителя должны быть сформулированы чётко и ясно; необходимо большое внимание уделять работе по предупреждению ошибок, возникшие ошибки не просто исправляют, а обязательно разобрать вместе с обучающимся.
Интерес к занятиям поддерживать, используя красочный дидактический материал, вводя в урок игровые моменты.
Каждого обучающегося следует выслушать до конца; необходимо включать предметно – практические действия, цель которых – подготовить детей к усвоению или закреплению теоретического материала.
Важное значение имеет мягкий доброжелательный тон учителя, внимание к ребёнку, поощрение его малейших успехов. Темп урока должен соответствовать возможностям обучающегося.
Учитель должен уметь:
- Планировать формирование познавательного интереса на уроке.
- Конструировать урок с учётом отношения обучающегося к учебному предмету.
- Проектировать индивидуальный подход к обучающимся на уроке.
- Учитывать при отборе учебного материала познавательные интересы и потребности обучающихся.
- Включать в учебный материал занимательные факты с расчётом на любознательность и любопытство обучающихся.
- Насыщать материалом, требующим раздумья и мыслительной активности.
- Подбирать систему самостоятельных работ.
- Побуждать обучающихся к постановке познавательных вопросов.
- Усложнять самостоятельные задания.
10) Формировать мыслительные приёмы работы, обучать рациональным приёмам решения мыслительных задач.
11) Проводить дифференцированную работу в классе.
12) Оказывать своевременную помощь слабоуспевающим обучающимся.
13) Использовать разнообразные формы поощрения.
14) формировать у обучающихся веру в свои возможности.
15) Создавать эмоционально положительное отношение к уроку.
16) Разнообразить формы домашних заданий.
Развитие познавательной деятельности на уроках математики – это система педагогических воздействий учителя, направленная на формирование у всех обучающихся способности к усвоению новых знаний, новых способов деятельности, потребности в познании, в обновлении информации и преобразовании окружающей действительности с помощью усвоенных знаний, умений и навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_poznavatelnoy_deyatelnosti_obuchayushchihsya.docx | 19.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие познавательной деятельности обучающихся
на уроках математики
Условия, способствующие развитию познавательной деятельности обучающихся на уроках математики:
- Избегать в стиле преподавания монотонности, бедности информации, отрыва от личного опыта детей;
- Не допускать переутомления;
- Использовать содержание обучения как источник стимуляции познавательных интересов;
- Стимулировать познавательные интересы многообразием приёмов занимательности (иллюстрацией, игрой, задачами – шутками, занимательными упражнениями);
- Специально обучать приёмам умственной деятельности и учебной работы, использовать проблемно – поисковые методы обучения.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что у умственно отсталых детей необходимо в первую очередь формировать деятельное состояние, которое характеризуется стремлением к учению, умственному напряжению и проявлениям волевых усилий в процессе овладения знаниями, что и является, по сути, развитием познавательной деятельности и активности ребёнка.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ
Умственная активность в процессе обучения математике, называемой «гимнастикой ума», имеет особое значение. Учителю необходимо владеть разнообразными методическими приёмами, пробуждающими мыслительную активность обучающихся.
Приёмы и методы работы учителя
- применяется наглядность, даются чёткие инструкции учителя;
- чёткая постановка вопросов;
- обучению приёмам мышления: анализу, синтезу, сравнению, обобщению;
- организация самостоятельного поиска решения;
- создание установки на внимание;
- чёткая организация деятельности обучающегося на уроке, повышение её активности;
- использование разнообразных методов работы;
- преподавание учебного материала ведётся образно, эмоционально, жизненно, логично, с выделением главных мыслей;
- организация повторения изученного материала.
На уроках математики должно происходить решение двух задач: математического образования и психологического развития ребёнка. Основная задача обучения в коррекционной школе – сформировать прочные и сознательные математические знания и умения, необходимые обучающимся в повседневной жизни и будущей трудовой деятельности. Коррекционная задача состоит в развитии логического мышления, внимания, памяти, речи обучающихся, формирования у них навыков умственного труда, самоконтроля, планирования.
В урок необходимо вводить упражнения для развития психики. Усилить диалогичность уроков, использовать приёмы переключения с одной сенсорной системы на другую, более широкую наглядность, включать игровые эмоционально насыщенные ситуации, паузы отдыха и релаксации. Эмоциональная включённость обучающегося в урок является важной задачей учителя.
Учителю необходимо помнить:
- прежде, чем объяснить – заинтересовать;
- прежде, чем заставить действовать – подготовить к действию;
- прежде, чем обратиться к реакциям – подготовить установку;
- прежде, чем сообщить что–нибудь новое – вызвать ожидание нового.
В поле зрения учителя должны находится все обучающиеся класса. Он обязан убедится в том, что все поняли материал, и только после этого переходить к новому материалу. В случаях, когда по-своему психическому состоянию ребёнок не в состоянии работать на данном уроке, материал объясняется на индивидуальных занятиях.
Обязательным условием урока является чёткое обобщение каждого этапа. Вопросы учителя должны быть сформулированы чётко и ясно; необходимо большое внимание уделять работе по предупреждению ошибок, возникшие ошибки не просто исправляют, а обязательно разобрать вместе с обучающимся.
Интерес к занятиям поддерживать, используя красочный дидактический материал, вводя в урок игровые моменты.
Каждого обучающегося следует выслушать до конца; необходимо включать предметно – практические действия, цель которых – подготовить детей к усвоению или закреплению теоретического материала.
Важное значение имеет мягкий доброжелательный тон учителя, внимание к ребёнку, поощрение его малейших успехов. Темп урока должен соответствовать возможностям обучающегося.
Учитель должен уметь:
- Планировать формирование познавательного интереса на уроке.
- Конструировать урок с учётом отношения обучающегося к учебному предмету.
- Проектировать индивидуальный подход к обучающимся на уроке.
- Учитывать при отборе учебного материала познавательные интересы и потребности обучающихся.
- Включать в учебный материал занимательные факты с расчётом на любознательность и любопытство обучающихся.
- Насыщать материалом, требующим раздумья и мыслительной активности.
- Подбирать систему самостоятельных работ.
- Побуждать обучающихся к постановке познавательных вопросов.
- Усложнять самостоятельные задания.
10) Формировать мыслительные приёмы работы, обучать рациональным приёмам решения мыслительных задач.
11) Проводить дифференцированную работу в классе.
12) Оказывать своевременную помощь слабоуспевающим обучающимся.
13) Использовать разнообразные формы поощрения.
14) формировать у обучающихся веру в свои возможности.
15) Создавать эмоционально положительное отношение к уроку.
16) Разнообразить формы домашних заданий.
Развитие познавательной деятельности на уроках математики – это система педагогических воздействий учителя, направленная на формирование у всех обучающихся способности к усвоению новых знаний, новых способов деятельности, потребности в познании, в обновлении информации и преобразовании окружающей действительности с помощью усвоенных знаний, умений и навыков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация по теме самообразования Развитие познавательной деятельности на уроках русского языка в начальной школе»
Если учитель постоянно будет создавать условия для формирования познавательного интереса и целенаправленно его развивать - это будет способствовать достижению более высокого уровня познавательного инт...
Развитие познавательной деятельности на уроках русского языка в начальной школе.
Позновательная деятельность развивает такие процессы как: мышление,внимание,память,речь,воображение,поддерживает интерес к обучению....
Презентация "Применение педагогических технологий и внеурочной деятельности для развития познавательной активности на уроках математики"
Презентация раскрывает особенности урочной и внеурочной деятельности....
"Развитие познавательной деятельности на уроках математики"
Проблема выбора профессии стоит перед подрастающим поколением всегда, а сейчас она становится особо актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе....
Тема по самообразованию:Развитие познавательной деятельности на уроках русского языка в начальной школе»Выполнила: Алексеева Г.В., учитель начальных классов, высшей категории
Цель: выявить и изучить наиболее эффективные технологии развития познавательного интереса школьников к учению на уроках русского языкаЗадачи: - изучить психолого-педагогические и методически...
Развитие познавательной деятельности на уроках математики
Развитие познавательной деятельности на уроках математики Условия, способствующие развитию познавательнойдеятельности обучающихся на уроках математики:ØИзбегать в стиле преподавания монотонности,...
Статья "Развитие познавательной деятельности на уроках русского языка как иностранного в начальной школе".
Современные требования к обучению и развитию школьника требуют от учителя находить новые подходы к требованию русского языка (как иностранного) в школах. Изучение нового материала, повторение изученно...