Развитие познавательной деятельности на уроках математики
статья по математике

Никандрова Вероника Руслановна

Развитие познавательной деятельности на уроках математики

 

Условия, способствующие развитию познавательной

деятельности обучающихся на уроках математики:

ØИзбегать в стиле преподавания монотонности, бедности информации, отрыва от личного опыта детей;

ØНе допускать переутомления;

ØИспользовать содержание обучения как источник стимуляции познавательных интересов;

ØСтимулировать познавательные интересы многообразием приёмов занимательности (иллюстрацией, игрой, задачами – шутками, занимательными упражнениями);

ØСпециально обучать приёмам умственной деятельности и учебной работы, использовать проблемно – поисковые методы обучения.

         Исходя из этого, можно сделать вывод, что у умственно отсталых детей необходимо в первую очередь формировать деятельное состояние, которое характеризуется стремлением к учению, умственному напряжению и проявлениям волевых усилий в процессе овладения знаниями, что и является, по сути, развитием познавательной деятельности и активности ребёнка.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ

 

         Умственная активность в процессе обучения математике, называемой «гимнастикой ума», имеет особое значение. Учителю необходимо владеть разнообразными методическими приёмами, пробуждающими мыслительную активность обучающихся.

Приёмы и методы работы учителя

·        применяется наглядность, даются чёткие инструкции учителя;

·        чёткая постановка вопросов;

·        обучению приёмам мышления: анализу, синтезу, сравнению, обобщению;

·        организация самостоятельного поиска решения;

·        создание установки на внимание;

·        чёткая организация деятельности обучающегося на уроке, повышение её активности;

·        использование разнообразных методов работы;

·        преподавание учебного материала ведётся образно, эмоционально, жизненно, логично, с выделением главных мыслей;

·        организация повторения изученного материала.

 

 На уроках математики должно происходить решение двух задач: математического образования и психологического развития ребёнка.

Основная задача обучения в коррекционной школе – сформировать прочные и сознательные математические знания и умения, необходимые обучающимся в повседневной жизни и будущей трудовой деятельности.

Коррекционная задача состоит  в развитии логического мышления, внимания, памяти, речи обучающихся, формирования у них навыков умственного труда, самоконтроля, планирования.

В урок необходимо вводить упражнения для развития психики. Усилить диалогичность уроков, использовать приёмы переключения с одной сенсорной системы на другую, более широкую наглядность, включать игровые эмоционально насыщенные ситуации, паузы отдыха и релаксации.

Эмоциональная включённостьобучающегося в урок является важной задачей учителя.

     Учителю необходимо помнить:

o   прежде, чем объяснить – заинтересовать;

o   прежде, чем заставить действовать – подготовить к действию;

o   прежде, чем обратиться к реакциям – подготовить установку;

o   прежде, чем сообщить что–нибудь новое – вызвать ожидание нового.

 В поле зрения учителя должны находится все обучающиеся класса. Он обязан убедится в том, что все поняли материал, и только после этого переходить к новому материалу. В случаях, когда по-своему психическому состоянию ребёнок не в состоянии работать на данном уроке, материал объясняется на индивидуальных занятиях.

         Обязательным условием урока является чёткое обобщение каждого этапа. Вопросы учителя должны быть сформулированы чётко и ясно; необходимо большое внимание уделять работе по предупреждению ошибок, возникшие ошибки не просто исправляют, а обязательно разобрать вместе с обучающимся.

         Интерес к занятиям поддерживать, используя красочный дидактический материал, вводя в урок игровые моменты.

         Каждого обучающегося следует выслушать до конца; необходимо включать предметно – практические действия, цель которых – подготовить детей к усвоению или закреплению теоретического материала.

         Важное значение имеет мягкий доброжелательный тон учителя, внимание к ребёнку, поощрение его малейших успехов. Темп урока должен соответствовать возможностям обучающегося.

     Учитель должен уметь:

1)    Планировать формирование познавательного интереса на уроке.

2)    Конструировать урок с учётом отношения обучающегося к учебному предмету.

3)    Проектировать индивидуальный подход к обучающимся на уроке.

4)    Учитывать при отборе учебного материала познавательные интересы и потребности обучающихся.

5)    Включать в учебный материал занимательные факты с расчётом на любознательность и любопытство обучающихся.

6)    Насыщать материалом, требующим раздумья и мыслительной активности.

7)    Подбирать систему самостоятельных работ.

8)    Побуждать обучающихся к постановке познавательных вопросов.

9)    Усложнять самостоятельные задания.

10) Формировать мыслительные приёмы работы, обучать рациональным приёмам решения мыслительных задач.

11) Проводить дифференцированную работу в классе.

12) Оказывать своевременную помощь слабоуспевающим обучающимся.

13) Использовать разнообразные формы поощрения.

14) формировать у обучающихся веру в свои возможности.

15) Создавать эмоционально положительное отношение к уроку.

16) Разнообразить формы домашних заданий.

          Развитие познавательной деятельности на уроках математики – это система педагогических воздействий учителя, направленная на формирование у всех обучающихся способности к усвоению новых знаний, новых способов деятельности, потребности в познании, в обновлении информации и преобразовании окружающей действительности с помощью усвоенных знаний, умений и навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_poznavatelnoy_deyatelnosti_na_urokah_matematiki.docx18.15 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие познавательной деятельности на уроках математики

Условия, способствующие развитию познавательной

деятельности обучающихся на уроках математики:

ØИзбегать в стиле преподавания монотонности, бедности информации, отрыва от личного опыта детей;

ØНе допускать переутомления;

ØИспользовать содержание обучения как источник стимуляции познавательных интересов;

ØСтимулировать познавательные интересы многообразием приёмов занимательности (иллюстрацией, игрой, задачами – шутками, занимательными упражнениями);

ØСпециально обучать приёмам умственной деятельности и учебной работы, использовать проблемно – поисковые методы обучения.

         Исходя из этого, можно сделать вывод, что у умственно отсталых детей необходимо в первую очередь формировать деятельное состояние, которое характеризуется стремлением к учению, умственному напряжению и проявлениям волевых усилий в процессе овладения знаниями, что и является, по сути, развитием познавательной деятельности и активности ребёнка.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ

 

         Умственная активность в процессе обучения математике, называемой «гимнастикой ума», имеет особое значение. Учителю необходимо владеть разнообразными методическими приёмами, пробуждающими мыслительную активность обучающихся.

Приёмы и методы работы учителя

·        применяется наглядность, даются чёткие инструкции учителя;

·        чёткая постановка вопросов;

·        обучению приёмам мышления: анализу, синтезу, сравнению, обобщению;

·        организация самостоятельного поиска решения;

·        создание установки на внимание;

·        чёткая организация деятельности обучающегося на уроке, повышение её активности;

·        использование разнообразных методов работы;

·        преподавание учебного материала ведётся образно, эмоционально, жизненно, логично, с выделением главных мыслей;

·        организация повторения изученного материала.

 

 На уроках математики должно происходить решение двух задач: математического образования и психологического развития ребёнка.

Основная задача обучения в коррекционной школе – сформировать прочные и сознательные математические знания и умения, необходимые обучающимся в повседневной жизни и будущей трудовой деятельности.

Коррекционная задача состоит  в развитии логического мышления, внимания, памяти, речи обучающихся, формирования у них навыков умственного труда, самоконтроля, планирования.

В урок необходимо вводить упражнения для развития психики. Усилить диалогичность уроков, использовать приёмы переключения с одной сенсорной системы на другую, более широкую наглядность, включать игровые эмоционально насыщенные ситуации, паузы отдыха и релаксации.

Эмоциональная включённостьобучающегося в урок является важной задачей учителя.

     Учителю необходимо помнить:

o   прежде, чем объяснить – заинтересовать;

o   прежде, чем заставить действовать – подготовить к действию;

o   прежде, чем обратиться к реакциям – подготовить установку;

o   прежде, чем сообщить что–нибудь новое – вызвать ожидание нового.

 В поле зрения учителя должны находится все обучающиеся класса. Он обязан убедится в том, что все поняли материал, и только после этого переходить к новому материалу. В случаях, когда по-своему психическому состоянию ребёнок не в состоянии работать на данном уроке, материал объясняется на индивидуальных занятиях.

         Обязательным условием урока является чёткое обобщение каждого этапа. Вопросы учителя должны быть сформулированы чётко и ясно; необходимо большое внимание уделять работе по предупреждению ошибок, возникшие ошибки не просто исправляют, а обязательно разобрать вместе с обучающимся.

         Интерес к занятиям поддерживать, используя красочный дидактический материал, вводя в урок игровые моменты.

         Каждого обучающегося следует выслушать до конца; необходимо включать предметно – практические действия, цель которых – подготовить детей к усвоению или закреплению теоретического материала.

         Важное значение имеет мягкий доброжелательный тон учителя, внимание к ребёнку, поощрение его малейших успехов. Темп урока должен соответствовать возможностям обучающегося.

     Учитель должен уметь:

1)    Планировать формирование познавательного интереса на уроке.

2)    Конструировать урок с учётом отношения обучающегося к учебному предмету.

3)    Проектировать индивидуальный подход к обучающимся на уроке.

4)    Учитывать при отборе учебного материала познавательные интересы и потребности обучающихся.

5)    Включать в учебный материал занимательные факты с расчётом на любознательность и любопытство обучающихся.

6)    Насыщать материалом, требующим раздумья и мыслительной активности.

7)    Подбирать систему самостоятельных работ.

8)    Побуждать обучающихся к постановке познавательных вопросов.

9)    Усложнять самостоятельные задания.

10) Формировать мыслительные приёмы работы, обучать рациональным приёмам решения мыслительных задач.

11) Проводить дифференцированную работу в классе.

12) Оказывать своевременную помощь слабоуспевающим обучающимся.

13) Использовать разнообразные формы поощрения.

14) формировать у обучающихся веру в свои возможности.

15) Создавать эмоционально положительное отношение к уроку.

16) Разнообразить формы домашних заданий.

          Развитие познавательной деятельности на уроках математики – это система педагогических воздействий учителя, направленная на формирование у всех обучающихся способности к усвоению новых знаний, новых способов деятельности, потребности в познании, в обновлении информации и преобразовании окружающей действительности с помощью усвоенных знаний, умений и навыков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация по теме самообразования Развитие познавательной деятельности на уроках русского языка в начальной школе»

Если учитель постоянно будет создавать условия для формирования познавательного интереса и целенаправленно его развивать - это будет способствовать достижению более высокого уровня познавательного инт...

Развитие познавательной деятельности на уроках русского языка в начальной школе.

Позновательная деятельность развивает такие процессы как: мышление,внимание,память,речь,воображение,поддерживает интерес к обучению....

"Развитие познавательной деятельности на уроках математики"

Проблема выбора профессии стоит перед подрастающим поколением всегда, а сейчас она становится особо актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе....

Тема по самообразованию: Развитие познавательной деятельности на уроках русского языка в начальной школе» Выполнила: Алексеева Г.В., учитель начальных классов, высшей категории

Цель: выявить и изучить наиболее эффективные технологии развития познавательного интереса школьников к учению на уроках русского языкаЗадачи: - изучить психолого-педагогические и методически...

Статья "Развитие познавательной деятельности на уроках русского языка как иностранного в начальной школе".

Современные требования к обучению и развитию школьника требуют от учителя находить новые подходы к требованию русского языка (как иностранного) в школах. Изучение нового материала, повторение изученно...

«Развитие познавательной деятельности на уроках математики в начальной школе»

laquo;Развитие познавательной деятельности на  уроках математики в начальной школе»...