Математика в начальной школе «Нумерация чисел в пределах 1000000»
методическая разработка по математике

Епифанцева Елена Олеговна

Данная методическая разработка представляет развернутый план-конспект урока на тему «Нумерация чисел в пределах 1000000».
Занимательный материал для использования на уроках математики в младших классах к разделу программы «Арифметические действия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_nsportal.docx102.23 КБ

Предварительный просмотр:

Математика в начальной школе «Нумерация чисел в пределах 1000000».

Данная методическая разработка представляет развернутый план-конспект урока на тему «Нумерация чисел в пределах 1000000».
Занимательный материал для использования на уроках математики в младших классах к разделу программы «Арифметические действия".

Тема: Нумерация чисел в пределах 1 000 000

Цели:

1. Актуализировать знания разрядном составе чисел в пределах 1 млн.; формировать представление о счётной единице – 1 млн.;

2. Развивать, мыслительные операции «анализ», «синтез», «анализ через синтез» посредством анализа арифметической задачи и решения примеров;

3. Воспитывать внимательность к ответам других учащихся.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Садитесь. Сегодня на уроке мы познакомимся с новым числом.

-Кто готов к уроку и настроен на работу, поднимите зелёный квадрат.

- Кто не настроен на работу, поднимите красный квадрат.

 -Приготовьтесь активно работать и внимательно слушать товарищей.

II. Основная часть

1. Проверка домашнего задания

2. Устный счет.

- решение задач на внимание:

*Иван Царевич скакал на коне в кощеево царство, а ему навстречу скакали на конях 3 богатыря. Сколько коней скакало в кощеево царство?

*Чего больше: 1 кг. сладкой ваты или 1 кг. конфет?

 - решение цепочки примеров, записанной на доске:

65 +        =112-29=        +32=

-запишите число, в котором:

8 единиц тысяч, 5 сотен, 0 десятков и 4 единицы;

4 десятка тысяч, 0 единиц тысяч, 3 сотни, 5 десятков и 1 единица;

5 сотен тысяч, 3 десятка тысяч, 0 единиц тысяч, 1 сотня, 5 десятков и 1 единица;

- разложите на разрядные слагаемые числа 789000, 34876, 308900.

- счёт равными числовыми группами

3. Объяснение нового материала и первичное его усвоение

Выполнение  устно № 1 на странице 49 (наблюдение над числовым материалом).

Работа с таблицей классов и разрядов: 1000000 − семизначное число, это 10 сотен тысяч

4. Работа в тетради

Коллективная работа: счёт сотнями тысяч и запись чисел в тетрадь (100 тыс.,200 тыс., …, 900 тыс., 1 млн.).

Выполнение № 3 на странице 49.

5. Физкультминутка.

Гимнастика по картинкам. Педагог показывает карточку, а дети выполняют движения, изображенные на ней.

Мы тихонечко все встали,

за работой мы устали. Ручки к солнышку подняли,

на носочки мы привстали. Теперь на корточки присели,

в тишине мы посидели. И за парты тихо сели.

4. Решение задачи.

Масса русского богатыря Алёши Поповича с доспехами (кольчуга, меч, щит) 176 кг 600г. Кольчуга, меч и щит имеют одинаковый вес. Найдите массу каждого доспеха, если масса богатыря 140 кг.

-Прочитайте условие задачи про себя. О чём эта задача?

-Давайте определим, что нам известно.

-Какова масса богатыря с доспехами? (176 кг 600г)

- Какова масса богатыря без доспехов? (140 кг)

- Что известно о массе доспехов? (они одинаковые по массе)

Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? (Нет.)

1) Что мы можем определить, зная массу богатыря с доспехами и массу богатыря без доспехов (массу всех доспехов). Какое арифметическое действие мы должны использовать? (Вычитание)

2) Что мы можем определить, зная массу всех доспехов и их количество? (массу каждого доспеха) Какое арифметическое действие мы должны использовать? (Деление)

Мы ответили на вопрос задачи? (Да.)

- Запишите решение

Ответ: 12 кг 200г

7. Работа с геометрическим материалом

Выполнение №5 стр.50

-Измерьте стороны квадрата и вычислите периметр по формуле Ркв.= а ⋅ 4

Проверка правильности выполнения задания

8. Решение примеров на карточках (самостоятельная работа)

 Запиши числа.

Двести тысяч, десять тысяч семьсот, девятьсот тысяч, триста пятьдесят две тысячи восемьсот двадцать пять, один миллион, триста тысяч пятьдесят, четыреста тысяч двести двадцать три, один миллион четыре.

Классы

III

II

I

Разряды

Разряды

7-й

6-й

5-й

4-й

3-й

2-й

1-й

Ед. млн.

Сот. тыс.

Дес. тыс.

Ед. тыс.

Сот.

Дес.

Ед.

3

6

8

1

4

2

7

1

0

5

5

0

3

6

9

7

1

5

1

0

0

0

0

0

3

1

2

4

0

0

7

6

III Заключительная часть

9. Подведение итогов и оценка деятельности учащихся.

С какой числовой единицей мы познакомились?

К какому классу она относится?

К какому разряду?

- Молодцы! Вы все старались сегодня на уроке!

10. Рефлексия

-Кто считает, что усвоил тему достаточно хорошо, поднимите зелёный квадрат.

-Кому нужно дополнительное объяснение поднимите красный квадрат.

11. Сообщение домашнего задания.

1) Выполните № 8 на странице 51. Запишите числа в тетрадь.

2) Выполните № 4 на странице 50. Решите задачу. Ответ запишите кратко.

Занимательный материал для использования на уроках математики в младших классах к разделу программ «Арифметические действия»

Математика во вспомогательной школе решает одну из важнейших специальных задач – преодоление недостатков познавательной деятельности у детей с нарушениями развития. Изучение математики направлено на формирование определенного типа мышления, развитие познавательных способностей, формирование и коррекцию операций сравнения, анализа, синтеза, обобщения и конкретизации; на создание условий для коррекции памяти, внимания и других психических процессов. Но так как именно эти процессы у учащихся вспомогательных школ развиты слабо, математика как учебный предмет дается им с большим трудом. Поэтому учитель должен найти такие методы и приемы, которые смогли бы увлечь детей, сделать процесс обучения интересным. Практика показывает, что при работе с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность, можно и нужно использовать занимательные упражнения, проблемные и программированные задания. Такие задания очень нравятся детям, не надоедают им, заставляют постоянно «думать», активизируют их творческую деятельность [5,с. 63].

2.1 Устный счет

1. Задачи в стихах.

Ветер дунул – лист сорвал,

И еще один упал,

А потом упало пять.

Кто их может сосчитать?

Девять открыток у Ирочки было,

Девочка их в магазине купила.

Восемь открыток подругам отправила.

Сколько открыток дома оставила?

В шкафу на полочке шесть книг.

Я прочитала две из них.

Сколько книг еще читать?

Вы это можете сказать?

2. Задачи на смекалку.

  • Крыша имеет 4 угла. Один угол отпилили. Сколько углов осталось?
  • Папа делает от дома до колодца 7 шагов, а сын на 3 шага больше. Сколько шагов делает сын? Почему он делает больше шагов?
  • Два мальчика столкнулись в дверях и не могли разойтись. Кто должен уступить дорогу, если одному мальчику 8 лет, а другому 11?
  • Сколько будет, если 0 умножить на 9, 7, 8 ?
  • Сколько будет, если 1 умножить на 9, 7, 8 ?
  • Сколько будет, если 7 (9, 6) разделить на 7 (9, 6) ?
  • Назовите число, которое следует за числами 3, 5, 7.
  • Назовите число, которое предшествует числам 4, 6, 8, 10, 12, 15.
  • Первое число 7, а второе на 5 меньше. Чему равно второе число?

Одно число 5, а второе 10. чему равна сумма этих чисел? [6, с. 112 – 122].

Математически диктанты

  • Запиши число, которое следует за числами 6, 8, 11.
  • Запиши число, которое в 2 раза больше чисел 4, 2, 3.
  • Запиши числа от 3 до 10.
  • Уменьши на 3 числа 12, 14, 16, 18.
  • Запиши последовательно числа от 1 до 9, от 10 до 20.
  • Запиши числа, которые больше и меньше 7.
  • Запиши число, в котором один десяток и две единицы; один десяток и            

        шесть единиц.

  • Запиши число, которое больше 19 на 1.
  • 13 уменьши на 5; на 6; на 7.
  • Число 19 уменьши на 10.
  • Сестре 5 лет, а брату 16. На сколько лет брат старше сестры?
  • В саду расцвело 7 тюльпанов, а нарциссов на 2 больше. Сколько всего в                    

        саду расцвело цветов?

        Работа с сигнальными карточками «да», «нет»:

  • 17 больше суммы чисел 6 и 8 ?
  • сумма чисел 5 и 6 равна 13 ?
  • за числом 15 следует число 16 ?
  • к 12 прибавить 7 – получится 18 ?

Коррекционно-развивающие задания и упражнения

1.Напиши пропущенные числа.

1, 2, …, …, 5, 6, …, 8, …, 10.

10, …, 8, …, 6, 5, 4, …, 2, 1.

10, …, 12, 13, …, …, 16, 17, …, 19, 20.

2.Запишите соседей числа:

 15                               18                               4

       10                                19                              8

3.Вставьте «забытые» числа в фигурки так, чтобы равенство было верным.

 

          + 2 = 5                   + 2 = 4                + 3 = 5

          - 1 = 20                    - 2 = 16                      + 1 = 4

4.Заполните пустые клеточки, зная состав числа.

      6                      5                     8                     7                    18  

5.Вставьте знаки < , = , >.

7 + 1        7            6       10 – 2               5 + 2         6

6 – 2         5           8        9 – 1                8 + 2         8

8 + 10     19           17 – 7      10              14 – 4      4

20      19 + 1          10 + 3      16              10 + 7      20

6. Соедините стрелками карточки, на которых примеры имеют одинаковые ответы

  5 + 2             8 – 3         6 – 2          13 – 5        8 + 5          7 + 6

 2 + 2              4 + 3         1 + 4         14 – 9         11 – 6       12 – 4

7.Уменьшите на 2 :

   

8

2

4

3

5

6

7

10

14

     

8.Обведите в рамочку пары чисел, сумма которых равна 8:

         5                    3                            4                             1

                   6                                                           8

       2                                    4                      0                                    7

9.Прочитайте пословицу          

         

          4                        6                       8                   2

         на                      му                    стал              со

                                   1                       3                            7             5

                                   раз                 мал                        ном         век  

10. • Дай 5 морковок двум кроликам. Расскажи, как можно это сделать.

      • Расставь 8 солдатиков в два ряда.

      • Положи 20 книг на две полки.

11. По данному примеру составьте еще один пример на сложение (умножение) и два примера на вычитание (деление):

7 + 3 = 10                    7 + 3 = 10                 4 х 5 = 20

3 + 7 = …                    3 + … = …               20 х …  = 20

10 - … = 7                   10 - … = …              20 : … = …

10 - … = 3                   10 - … = …              20 : … = …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по математике в начальной школе "Закрепление чисел первого десятка"

Открытый урок - игра "Новогодняя заниматика" на тему:"Закрепление чисел первого десятка".Прошёл в игровой форме.Ребята получили письмо от Деде Мороза с просьбой спасти  Снегурочку, но для этого и...

Урок математики в 1 классе. Нумерация чисел в пределах 10.

Урок математики в 1 классе.Нумерация чисел в пределах 10....

Дидактические игры на уроках математики при изучении темы “Нумерация чисел в пределах сотни”

Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся....

Конспект урока по математике 2 класс "УСТНАЯ НУМЕРАЦИЯ ЧИСЕЛ В ПРЕДЕЛАХ 100"

Урок был проведен во 2б классе по формированию умений учащихся определять разрядный состав числа; повторение образования чисел второго десятка; закрепление знание названий чисел...

Конспект урока по математике по теме "Устная нумерация чисел в пределах 1000", 3 класс

Конспект урока по математике по теме "Устная нумерация чисел в пределах 1000", 3 класс...

07. Урок математики ко Дню Космонавтики "Нумерация чисел в пределах 1000. Закрепление".

Урок математики связан с днем космонавтики. Цель урока: познакомить учащихся с советскими космонавтами, их вкладом в развитие космоса; с помощью загадок и стихов, рисунков закрепить нумерацию чисел в ...