«Формирование познавательной деятельности на уроках математики»
план-конспект урока по математике (2 класс)
Открытый урок: Тема "Во сколько раз больше? Во сколько раз меньше?"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_matematike.docx | 46.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель: Колмагорова Галина Антоновна (МБОУ «Гимназия №17», учитель начальных классов)
Технологическая карта изучения темы
Предмет | Математика | |
Класс | 2 | |
УМК | «Начальная школа 21века» | |
Тема | Во сколько раз больше? Во сколько раз меньше? | |
Тип урока | Открытие нового знания | |
Цель | Раскрыть смысл кратного сравнения, закрепление таблицы умножения и деления | |
Планируемый результат | Предметные умения | УУД |
Необходимый уровень: - использовать для решения задач: таблицу умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления (на уровне навыка) Умения: - читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100; -выполнять устно и письменно сложение и вычитание в пределах 100; -решать простые задачи: на разностное и кратное сравнение. Повышенный уровень: - находить число перестановок не более, чем из трех элементов | Познавательные УУД 1.Самостоятельно «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью схематических рисунков, схем, кратких записей. 2.Понимать, объяснять и осознанно воспроизводить составленный с классом план решения задачи. 3.Развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 4. Анализировать тексты простых и составных задач с опорой на краткую запись, схематический рисунок, схему. 5. Строить вспомогательные модели к задачам в виде рисунков, схем. Коммуникативные УУД 1. Развивать умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Уметь работать в паре, в группе. Личностные УУД 1. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 2. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Регулятивные УУД 1. Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. 5. Принимать участие в обсуждении и формулировании темы и цели урока. 6. Принимать участие в «открытии» и формулировании нового знания и умения. 7. Участвовать в оценке и обсуждении полученного результата конкретного задания. 8. Выбирать задания в учебнике для индивидуальной работы по силам и интересам. 9. Участвовать (в работе учителем) в оценивании результатов общей и индивидуальной работе. | |
Основные понятия | Кратное сравнение | |
Межпредметные связи | Окружающий мир. | |
Ресурсы: - основные - дополнительные | Учебник В.Н. Рудницкая , Т.В Юдачева Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2013 г.
| |
Оборудование | «Лист успеха», набор кружков, плакат дерева, яблочки трех цветов (зеленый, оранжевый, красный), листы с домашним заданием разного уровня. | |
Организация пространства | Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая |
Технологическая карта урока:
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД | |
Этап 1.Самоопределение к деятельности Организационный этап 2 минуты | |||
- Итак, друзья, внимание! Слайд 1. Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь все понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давайте И на уроке не зевайте. -Ребята, у каждого из вас на столе лежит свой «Лист успеха», выполняя каждое задание, оценивайте свой успех при помощи цвета: зеленый -справились без ошибок, желтый - с незначительными ошибками (1-2), красный - есть ошибки (3-4). - Желаю вам успеха! - Откройте тетради, запишите число и классная работа. Слайд 2. Внимательно посмотрите на девиз нашего урока: «Учитесь,…… открывать!» А что именно открывать, вы узнаете, если расположите данные числа в порядке возрастания и прочитаете слово. Слайд 3. 48 16 36 28 56 Н Т Й А Ы Слайд 4. Запомните наш девиз: «Учитесь ,тайны открывать!» (дети читают девиз хором) | Дети настраиваются на активную работу на уроке. Запись числа и классной работы в тетради. | Личностные: самоопределение, Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | |
Этап 2. Актуализация знаний . Устный счет.7 минут | |||
-Для того чтобы открыть новую математическую тайну, мы должны найти и открыть волшебный сундучок знаний. Слайд 6. А чтобы его найти, мы отправимся в большое путешествие по океану к заветному острову. Там зарыт клад с тайным сундучком. В пути нас ждет много испытаний. Их преодолеть помогут ваши знания, внимательность, взаимовыручка. Слайд 7. - Начнем с устного счета. Рифы отделяют наш корабль от островов, на которых пираты зарыли клад. Если мы решим все примеры, путь к островам будет открыт. - Итак, первое испытание-тест, при решении которого потребуются знания таблицы умножения и деления. В тетрадь запишите только ответы. - Молодцы! Успешно справились с заданием! - Отметьте на листе свой успех. - Мы продолжаем наш путь к знаниям. Путь к островам открыт! Слайд 8. -Перед нами остров «Повторяй-ка». Здесь нам придется проявить смекалку, отгадать математические ребусы и назвать геометрические фигуры, на которых они размещены. -Молодцы, ребята! Смело продолжаем путь дальше. | Дети настраиваются на активную работу на уроке. Решают примеры, повторяют таблицу умножения, записывают ответы в тетрадь. Взаимопроверка. Оценивают свой успех. Обучающиеся извлекают информацию из иллюстрации, решают ребусы, называют геометрические фигуры. Фронтальный опрос. | Личностные: - оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. - формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности Регулятивные - оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. | |
Этап 3. Постановка и формулирование проблемы 7 минут | |||
-Внимание! Внимание! По курсу следующий остров. Как он называется? Остров «Познавай-ка» Но что мы видим? Остров окружен айсбергами. А что такое айсберги? Слайд . Айсберги – отколовшиеся от ледника ледяные горы, различной формы. Они могут плавать или стоять на мели. Их высота над поверхностью воды может достигать 70 метров. А большая их часть скрыта под водой. Поэтому они очень опасны для кораблей. Слайд . Здесь нам нужно быть особенно внимательными. Чтобы айсберги растаяли, нам нужно выполнить задания, записанные на них. Прочитайте задание (на сколько больше, на сколько меньше). -Какое число больше 20 или 10? (20) - А как узнать, на сколько 20 больше, чем 10? (20-10) - Сколько у вас получилось? (10) - Каким действием выполняли решение? (вычитанием.) - Почему? Какое правило помогло решить эту задачу? (Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего вычесть меньшее). - Ребята, таким образом, что мы уже знаем? (как сравнивать два числа) Что мы уже умеем? (находить на сколько одно число больше или меньше другого) - Перед вами еще одно задание. Прочитайте его. (Во сколько раз меньше, во сколько раз больше). Слайд - Скажите, похожи эти задания ? (Да) -Чем похожа? ( Числами) -А чем отличаются? (Вопросами) А сможем мы воспользоваться предыдущим правилом для решения этого задания? (Нет) -Почему? Что вызвало затруднение? (Мы не знаем способ действия для вопроса: «Во сколько раз?» | Дополнительная информация о айсбергах и о скрытой опасности (межпредметная связь). Дети анализируют задание Для решения используют правило (Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего вычесть меньшее) Дети сравнивают два задания приходят к выводу, что не могут воспользоваться предыдущим правилом для решения данного задания, т.к. не знают способ действия для вопроса «Во сколько раз». | Познавательные: - умение анализировать задания с опорой на краткую запись, схематический рисунок, схему - развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов Коммуникативные: -. развиваем умение слушать и понимать других. -. строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. - оформлять свои мысли в устной форме Регулятивные: - осуществлять познавательную и личностную рефлексию. - участвовать в оценке и обсуждении полученного результата конкретного задания. Личностные: - формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности | |
Этап 4. Постановка учебной задачи 2 минуты | |||
- Как вы думаете, что предстоит узнать? (Как узнать во сколько раз одно число больше или меньше другого? Каким действием?) - Ребята, чему будем учиться? (будем учиться сравнивать во сколько раз больше или меньше) - Ребята, общепринятое название в математике этого способа сравнения – кратное сравнение (понятие на доску) -А какие поставим перед собой задачи на урок? (слайд 3) | Дети ставят для себя задачи на урок (с возможной корректировкой и уточнением учителя). Научиться новому способу сравнения; -узнать способ действия для вопроса «Во сколько раз?»; -составить опорный сигнал – схему. | Регулятивные: Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). -.принимать участие в обсуждении и формулировании темы и цели урока. - участвовать в оценке и обсуждении полученного результата конкретного задания. Коммуникативные: -. развиваем умение слушать и понимать других. - строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. - оформлять свои мысли в устной форме. | |
Этап 5. Физкультминутка 2 минуты | |||
Презентация «Веселая зарядка» | Два ученика показывают, другие выполняют. | ||
Этап 6. Открытие нового знания 6 минут | |||
- Ребята, сейчас вы будете работать в парах.(слайд 4) - Положите в пepвый pяд 8 красных кружков, разбейте их на группы по 2. Сколько групп получилось?(4) - Сколько раз по 2 содержится в 8? (4 раза) - Первой паре красных кругов соотнесите 2 синих. Сколько пар красных кругов? (4). А синих? (1). Во сколько раз красных кругов больше, чем синих? (В 4 раза.) Как это узнать с помощью вычислений? 8: 2 = 4 (сравнивая фигуры), 4:1=4 (сравнивая пары). - Как с помощью вычислений узнать, во сколько раз одно число больше или меньше другого? (Большее число разделить на меньшее) - Теперь сравним наш вывод с авторским. - Таким образом, чтобы узнать во сколько раз одно число больше или меньше другого надо большее число разделить на меньшее. -Ребята, давайте составим опорный сигнал (карточка с подсказкой) (слайд 6) Слайд 20. Мы можем теперь вернуться к самому большому айсбергу. Решим примеры с объяснением. Решение запишем на доске. Ура! И этот айсберг растаял, наш путь свободен. А что же нового мы узнали на острове «Познавай-ка»? Оцените свою деятельность на «Листе успеха» ФИЗМИНУТКА для глаз На этом острове так тепло, может, отдохнем немного? Закройте глаза. Считаем до трех. Откройте глаза и посмотрите вокруг. Слайд 22 – 28. Следите за бабочками на экране. | Работа в парах. Поиск решения осуществляется на основе предметных действий. На партах лежат 8 красных кружков и 2 синих. Работа с учебником с.66(правило) Составление детьми схемы-подсказки Отмечают на «Листе успеха» свои достижения | Коммуникативные: - развиваем умение слушать и понимать других. - строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. - оформлять свои мысли в устной форме. - умение работать в паре, в группе. Личностные: - формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Регулятивные - принимать участие в «открытии» и формулировании нового знания и умения. Познавательные: - строить вспомогательные модели к задачам в виде рисунков, схем. Регулятивные: - развиваем умение высказывать своё предположение. - оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей | |
Этап 7. Первичное закрепление 3 минуты | |||
Отправляемся к следующему острову. Слайд 29. 1.Посмотрите, как играют на волнах дельфины. Сколько дельфинов? Сколько рыбок? Во сколько раз дельфинов меньше, чем рыбок? Как записать решение? Повторите, как узнать, во сколько раз одно число меньше другого. Слайд 30. 2.А теперь перед вами морские коньки и рыбки. Сколько морских коньков? Сколько рыбок? Во сколько раз рыбок больше, чем морских коньков? Как записать решение? Повторите, как узнать, во сколько раз одно число больше другого? А сейчас применяем знания на практике. - Прочитайте задачу. - Сколько кг картофеля купили? (24 кг) - Сколько кг моркови купили? (3 кг) - Прочитайте вопрос. - Как узнать, во сколько раз больше купили картофеля и во сколько раз меньше купили моркови? Каким действием? (проговаривание правила) | Обучающиеся извлекают информацию из иллюстрации записывают решение на доске и повторяют правило кратного сравнения. Работа с карточками (ученик читает задачу, записывает краткую запись, записывает решение) 24: 3=8 (р) | Познавательные: - самостоятельно «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью схематических рисунков, схем, кратких записей. - понимать, объяснять и осознанно воспроизводить составленный с классом план решения задачи. - развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов | |
Этап 8. Самостоятельная работа с самопроверкой и взаимопроверкой 8 минут | |||
-Продолжим путь к знаниям! Решим ещё одну задачу. -Проверяем. -Как узнать, во сколько раз у Тани открыток больше, чем у Пети ? (9:3=3 (р) -Каким действием? - Оцените свою деятельность на «Листе успеха» | Работа с учебником с. 66 № 7 Работа ученика у доски (алгоритм самооценивания) (ученик читает задачу, записывает краткую запись, записывает решение) Т-9 от. П-3от. 9:3=3(р) Ответ: в 2 раза Отмечают на «Листе успеха» свои достижения | Регулятивные: - развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. - оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей - участвовать в оценке и обсуждении полученного результата конкретного задания. - участвовать (в работе учителем) в оценивании результатов общей и индивидуальной работе | |
А сейчас наш корабль приближается к острову Робинзона Он нам предлагает проверить, всегда ли мы готовы прийти друг другу на помощь в трудную минуту? Работа в группах. Ребята, теперь я вам предлагаю поработать в группах. Придумайте похожие задачи по выражениям.1 строчка (1 группа): № 6(1) 2 строчка (2 группа): № 6 (2) 3 строчка (3группа): №.6 (3) (От каждой группы один представитель озвучивает задачу, а уч-ся другого ряда проговаривают решение - устно). - Оцените свою деятельность на листе успеха | Работа в группах Учебник с.66 № 6 Отмечают на «Листе успеха» свои достижения | Познавательные: - самостоятельно «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью схематических рисунков, схем, кратких записей. - понимать, объяснять и осознанно воспроизводить составленный с классом план решения задачи. Коммуникативные: - развиваем умение слушать и понимать других. - строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. - оформлять свои мысли в устной форме. - умение работать в паре, в группе. Личностные: - оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. Регулятивные: - оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей | |
Этап 9. Итог урока. Рефлексия 2 минуты | |||
- Итак, мы выполнили все задания и наконец добрались до заветного сундучка знаний. Какие же знания и математические тайны прятались в этом сундучке знаний? -Какая была тема урока? (Во сколько раз больше? Во сколько раз меньше?) (слайд 7) - Чему научились? (сравнивать во сколько раз больше или меньше) - Что изучили? (решение задач на кратное сравнение «во сколько раз») -Какие задачи перед собой ставили? - Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? | Дети повторяют задачи, которые ставили на уроке -научились новому способу сравнения; -узнали способ действия для вопроса «Во сколько раз?»; -составили опорный сигнал – схему. Повторение опорного сигнала. | Регулятивные: - оценивать учебные действия в соответствии с поставленными задачами - осуществлять познавательную и личностную рефлексию. | |
Этап 10. Самооценивание 2 минуты | |||
Ребята, теперь подведем итоги по вашим «Листам успеха» Каких цветовых кружков у вас больше? - Давайте отметим ваш успех. Встаньте те у кого зеленых кружков больше -вы «отлично» поработали, ставим 5; встаньте те у кого преобладает желтый цвет -вы «хорошо» поработали-4. Встаньте те у кого красных кружков больше, значит нужно стараться-3.
| Дети подсчитывают, определяют преобладание цвета и оценивают свою деятельность на уроке. | Регулятивные: осуществлять познавательную и личностную рефлексию. - участвовать (в работе учителем) в оценивании результатов общей и индивидуальной работе. | |
Этап 11. Домашнее задание с дифференцированным подходом 1 минута | |||
- Запишите д/з. Выберите себе карточку по желанию: (красная - трудная, синяя - полегче, зелёная - самая лёгкая). На каждой парте лежат три карточки. | Дети выбирают цвет карточки. Красная карточка: с. 67 № 10 ,№ 12. Синяя карточка: с. 66 № 8 (письменно) № 9(устно), зеленая карточка: №5 (а) (письменно ),стр.66 № 5,стр.67№11. | Регулятивные: - выбирать задания в учебнике для индивидуальной работы по силам и интересам. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Формирование познавательного интереса на уроках математики при решении арифметических задач"
Актуальность темы обусловлена обновлением содержания обучения, где одним из ведущих процессов является формирование у школьников приёмов самостоятельного приобретения знаний, формирование акти...
Исследовательская работа Формирование познавательных процессов на уроках математики через использование дидактических игр и упражнений
Основная проблема работы над данной методической темой состоит в выявлении возможностей дидактической игры на уроках математики.Цель работы – формирование по...
Презентация по теме "Формирование познавательных УУД на уроках математики в 1 классе
Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей.Приоритетной целью школь...
Роль исследовательской деятельности в формировании познавательного интереса на уроках математики
«Интеллект – ничто без обще гуманной нравственности, без глубокого уважения к себе, к этому прекрасному и всему живому в нем.Воспитывать и развивать в учениках положительно заряженную энергетику, высо...
Особенности формирования познавательной деятельности на уроках гуманитарного цикла в начальной школе.
Выступление на тему: "Особенности формирования познавательной деятельности на уроках гуманитарного цикла в начальной школе."...
«Роль технологии мини-проектов в формировании познавательной деятельности на уроках марийского государственного языка»
Статья-выступление на методическом семинаре конкурса "Лучший учитель марийского языка" по теме: «Роль технологии мини-проектов в формировании познавательной деятельности на уроках мари...
Методическая разработка на тему: Формирование у младших школьников навыка самостоятельной учебно-познавательной деятельности на уроках математики
СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕ. 3ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НАВЫКА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.. 81.1. Формирование н...