«Роль технологии мини-проектов в формировании познавательной деятельности на уроках марийского государственного языка»
статья на тему

Статья-выступление на методическом семинаре конкурса "Лучший учитель марийского языка" по теме: «Роль технологии мини-проектов в формировании познавательной деятельности на уроках марийского государственного языка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.25 КБ

Предварительный просмотр:

Методический семинар

«Роль технологии мини-проектов в формировании познавательной деятельности на уроках марийского государственного языка»

В своей работе применяю актуальные в век ФГОС технологии развития критического мышления, активных методов обучения и др. Но самым значимым и эффективным в моей работе считаю использование технологии мини-проектов.

Задача учителя – научить  ребенка  планировать и успешно реализовывать свои жизненные проекты. Как можно это достичь? Нужно научить ребенка мыслить, организовать свою работу и принимать решения в конкретных ситуациях.

 Актуальность  темы определяется социальным заказом на творческую, самостоятельную личность; потребностью современной школы в разработке педагогической технологии развития умений проектной деятельности у младших школьников.

Цели и задачи заключаются в развитии творческого потенциала обучающихся и в создании необходимых условий для активизации познавательной деятельности обучающихся, в формировании проектно-исследовательской деятельности обучающихся.

Метод проектов разработан в 20-ые годы прошлого столетия американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Суть метода проекта  в том, чтобы стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, умения  разрешать эти проблемы через проектную деятельность и применять полученные знания, поэтому в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Самым важным результатом, который вызывает наиболее положительные чувства у ученика, является языковой продукт, получаемый на уроках марийского государственного языка.  Этот учебный предмет очень часто кажется сложным для изучения детей других национальностей. Для более успешного овладения языком нужно создать ситуацию успеха. Проектная работа помогает в этом.

Кроме того, одной из основных причин мотивированности являются то, что любая проектная работа личностно направлена. В проекте нет ничего искусственного. Учащиеся проводят свои поиски и исследования по темам, которые их интересуют. А, поскольку они используют свой личностный опыт, значимость и презентация проекта становятся очень важными для изучающих марийский язык. И потому дети будут вкладывать  максимум своих сил для того, чтобы проект был выполнен хорошо.

Также важно и то, что проектная работа является активным методом обучения. Это разновидность организованной игры. Учащиеся не просто получают и воспроизводят слова, они: а) собирают информацию б) рисуют картинки, карты, диаграммы и таблицы; в) вырезают картинки; г) создают композиции из текстов и изображений; д.) разукрашивают; е) составляют диалог. Использование активных методов обучения  ведет к активизации познавательной деятельности на уроках, позволяет создавать условия для  развития мышления, понимания, коммуникации,  рефлексии, действия, применение знаний в новой ситуации, то есть формировать    метапредметные    УУД.

Использование приема «Кластера» при составление мини-проектов способствует развитию критического мышления,  позволяет учиться самостоятельно планировать,  организовывать деятельность.

Проектная деятельность дает четкое осознание достигнутого результата. Она вдохновляет учащихся на производство качественного продукта. Эта особенность проектной деятельности делает ее приемлемой, особенно в классах со смешанными способностями, поскольку каждый учащийся может работать в соответствии со своим уровнем и скоростью. Более способные учащиеся могут показать, что они знают, независимо от задания, в то же время менее способный в марийском языке ученик тоже может совершить такое, чем он сможет гордиться. Обучение марийскому  языку с использованием метода проектов приобретает личностный смысл, приводя в действие воспитательную стратегию становления индивидуальности, формирования «Я- концепции».

В 3 и 4 классах  продолжаем  работу, включив проектную деятельность  и во внеклассную работу. Например, при изучении темы «Йомакым модына» составляем  диалоги, работаем по словарю над  новыми  словами, используем справочные материалы по теме, посещаем кукольный спектакль, распределяем роли. Готовый проект – это ролевая игра,  спектакль.

 Дети с родителями включаются в создании проектов.  Проект «Моя семья» проведен со следующими видами работ: 1. Сбор и подписи семейных фотографий; 2. Создание семейного древа; 3.Письменный рассказ генеалогической карты родителей; 4. Сочинение о семье ; 5. В результате получился буклет.

При составлении проекта «Ӱстелтӧрыштӧ» были  задействованы  следующие виды заданий:  1. Описание  рецептов марийской кухни; 2.  Приготовление блюд в домашних условиях с последующей презентацией.

Составлялись  проекты «Йомакым модына»,  «Шокшо чонан Лумпырче», Рывыж ден тумна»  1 Распределяли  роли; 2.Изготовляли пальчиковые куклы; 3. Постановка спектакля - завершающий этап  проекта.

Учебные пособия образовательной линии «Марий йылме» для начальной школы под редакцией Крыловой Г.С. содержат достаточное количество упражнений, которые могут послужить основой для подготовки учащимися как одно страничных фактографических,  фантазийных, иллюстративных, так и для долгосрочных проектных работ при изучения любой выбранной темы.

В приведенной ниже таблице, представленные данные по темам  можно использовать при составлении проектов.

2 класс

3 класс

4 класс

Мемнан ешна 

Классыште мо уло? 

Эртыше кенежым    шарналтена 

Тиде кӧ? Тиде Мо? 

Понгым погена 

Кидпаша

Тиде кӧ? Тудо могай? 

Мош шога? 

Шокшо чонан Лумпырче 

Зоопаркыште 

Пазарыште?

«Марий чодра» пӱртӱс парк 

Тый мом ышташ йорате? 

Вургем 

Пайрем вашеш 

Телым

Йомакым лудына 

Куку 

Идалык жап 

Шошо толын 

Шошым 

Мелна- ӱярня кочкыш 

Могай тӱсан 

Унам вучена 

Йӧратыме модышна 

Айста модына 

Ӱстелтерышто 

Чодыраште 

Ялыште

Рывыж ден тумна 

Сад-пакчаште 

Ер серыште 

Йомакым модына

Результативность

В начале и в конце учебного года проводилось анкетирование с целью выяснения значимости и заинтересованности изучения марийского языка. Как видим в таблице использование на уроках марийского языка  технологии мини-проектов, активных  методов обучения, использование технологии критического мышления  наблюдается положительная динамика количественных показателей результатов анкетирования  «Интерес к предмету»  (с 67% до 79%);

  У  обучающихся повысилось качество знаний и по другим предметам. Результаты ВПР подтверждение этому.

Опыт организации проектной деятельности указывает на преимущества применения проектного метода при изучении марийского государственного языка. Работа над мини-проектами  повышает  интерес к изучению марийского языка, формирует  сознательное  отношения к марийскому языку как к духовной и культурной ценности  народа,  развивает умение применять полученные знания в речевой практике.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект учителя «Развитие познавательной деятельности обучающихся на уроках марийского государственного языка через активные формы обучения»

Цель проекта: Формирование положительного отношения к своей культуре, языку, возрождение национального самосознания, как одного из качеств личности, умение взаимодействовать с людьми других националь...

Использование технологии проблемного обучения в формировании познавательных УУД на уроках русского языка в начальной школе

Технология проблемного обучения эффективно развивает творческие умения обучающихся, обеспечивает более качественное усвоение знаний, воспитывает инициативную личность, т.е. реализует социальный заказ....

Технологии проблемного обучения в формировании познавательных УУД на уроках русского языка в начальной школе

Под технологией проблемного обучения понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность уч...

Урок марийского (государственного) языка "Теле"(зима)

Конспект урка марийского (государственного) языка в 3 классе...

Презентация к уроку марийского (государственного) языка в 3 классе "Теле" (зима)

Презентация к уроку Марийского (государственного) языка в 3 классе "Теле" (зима)...

Презентация к уроку марийского (государственного ) языка "Шекланыза корнышто" (Осторожно на дороге)

Этот материал можно использовать на уроке марийского языка в 3 классе....

Урок марийского государственного языка во 2 классе "Идалык жап"

Урок марийского государственного языка во 2 классе "Идалык жап"...