Технологическая карта внеурочного занятия «Интеллектуальный марафон» во 2-м классе
план-конспект занятия по математике (2 класс)

Серебрякова Вероника Андреевна

Класс: 2

Тема: «Интеллектуальный марафон»

Цель: развивать познавательный интерес учащихся, развивать мыслительные операции, интеллектуальные и логические способности;

Планируемые результаты:

Личностные:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного характера;
  • развитие качеств, важных в практической деятельности человека: внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности;
  • воспитание чувства справедливости, ответственности;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;

Предметные:

  • выявлять закономерности в расположении деталей;
  • анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);
  • искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
  • моделировать ситуацию, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;
  • применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;

Регулятивные:

  • осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля;
  • сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
  • контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки;
  • анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;
  • объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;
  • участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;
  • аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения;

Задачи:

Образовательные:

  • обобщить и систематизировать знания, полученные в процессе занятия;
  • рассмотреть в ходе занятия решение поисково-творческих заданий с опорой на алгоритм рассуждений, поисковую активность и сообразительность детей;

Воспитательные:

  • способствовать развитию творческой активности;
  • формировать культуру общения;

Развивающие:

  • формировать умения и навыки самостоятельного умственного труда;
  • развивать умение коллективной деятельности в работе;

 

Дидактические средства: карточки с заданиями для групповой работы; чистые листы и ручки для команд; смайлы для рефлексии; презентация «Великий математик»; видеоролик (музыкальная физминутка); медали для капитанов; письмо от президента страны «Умники и Умницы»;

 

Оборудование: мультимедийное оборудование;

 

Организация пространства: индивидуальная, групповая и фронтальная работа;

 

Основные дидактические методы: наглядный, словесный, частично – поисковый;

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –

ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с. БОРОДАЕВКА

МАРКСОВСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Технологическая карта внеурочного занятия «Интеллектуальный марафон» во 2-м классе

                                                                              Подготовила:

Учитель начальных классов

Серебрякова Вероника Андреевна

2021 год

Класс: 2

Тема: «Интеллектуальный марафон»

Цель: развивать познавательный интерес учащихся, развивать мыслительные операции, интеллектуальные и логические способности;

Планируемые результаты:

Личностные:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного характера;
  • развитие качеств, важных в практической деятельности человека: внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности;
  • воспитание чувства справедливости, ответственности;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;

Предметные:

  • выявлять закономерности в расположении деталей;
  • анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);
  • искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы; 
  • моделировать ситуацию, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;
  • применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;

Регулятивные:

  • осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля;
  • сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
  • контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки;
  • анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;
  • объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;
  • участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;
  • аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения;

Задачи:

Образовательные:

  • обобщить и систематизировать знания, полученные в процессе занятия;
  • рассмотреть в ходе занятия решение поисково-творческих заданий с опорой на алгоритм рассуждений, поисковую активность и сообразительность детей;

Воспитательные:

  • способствовать развитию творческой активности;
  • формировать культуру общения;

Развивающие:

  • формировать умения и навыки самостоятельного умственного труда;
  • развивать умение коллективной деятельности в работе;

Дидактические средства: карточки с заданиями для групповой работы; чистые листы и ручки для команд; смайлы для рефлексии; презентация «Великий математик»; видеоролик (музыкальная физминутка); медали для капитанов; письмо от президента страны «Умники и Умницы»;

Оборудование: мультимедийное оборудование;

Организация пространства: индивидуальная, групповая и фронтальная работа;

Основные дидактические методы: наглядный, словесный, частично – поисковый;

Этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Вводная часть. Приветствие. Включение учащихся в режим работы. Постановка цели занятия.

Приветствие учащихся. Стимулирование мотивации на занятие. Постановка цели занятия. Деление на команды для игры.

Каждая команда выбирает капитана.

В школу ходим мы не зря,

Без наук никак нельзя!

В жизнь неграмотным войдешь –

За минуту пропадешь!

Чтоб ошибок избежать,

Ум свой надо развивать,

А в игре проверить можно-

Просто будет или сложно.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Все посмотрим на гостей –

Улыбнемся посмелей.

Сегодня мы будем решать интересные задачи, искать ответы на сложные вопросы, тренировать память, развивать ум.

Ребята, внимательно посмотрите на экран. Сегодня у нас будет необычное занятие. Чтобы узнать тему нашего занятия, вам нужно из данных букв собрать два слова, а то, что у вас получится и будет нашей темой. (Слайд 2)

Какая же тема нашего занятия? (Интеллектуальный марафон)

(Слайд 3)

Я предлагаю проверить свои силы, принять участие в интеллектуальном марафоне.

Что же такое интеллектуальный марафон?

У вас на партах есть подсказки. Пожалуйста прочитайте, что такое интеллект? (Интеллект – это ум, мыслительные способности человека) А что такое марафон? (Марафон – это гонки на самой длинной дистанции)

Хорошо, а интеллектуальный марафон для младших школьников – это соревнование мыслительных способностей пусть пока на небольшую, но очень важную дистанцию.

Ребята, а какую цель мы перед собой поставим? Если мы будем решать задачки, примеры, значит наш марафон связан с каким предметом? (Математикой)

Значит какую цель мы перед собой поставим? азвивать мыслительные операции, интеллектуальные и логические способности, отработать вычислительные приемы, применять знания в жизни)

Ребята, вы уже разделились на две команды, на благо который вы сегодня и будете трудиться. И первое что вам нужно сделать, это придумать название своей команды. (Названия «Смешарики», «Фиксики»). И выбрать капитана команды (Капитан надевает себе на шею медаль «капитан»)

Мне вчера по почте пришло интересное письмо от президента страны «Умники и Умницы», хотите узнать, что он нам написал?

Дорогие ребята, приглашаю вас в путешествие в страну «Умников и Умниц». Вы побываете на разных станциях. Надеюсь, что ваше путешествие будет интересным и полезным. Для этого вам необходимо быть дружными, помогать друг другу и справиться со всеми заданиями. Я вас жду и готовлю для вас вкусный сюрприз».

Ребята, скажите, а вы любите путешествовать? Отлично, выполняя задания интеллектуального марафон, мы с вами попадём в страну «Умников и Умниц». А президент этой страны обещал нам вкусный сюрприз, значит наша задача всеми силами добраться до этой страны. Будем стараться?

Итак, чтобы добраться до страны «Умники и Умницы» нам нужно выполнить задания на 5 станциях. Вы готовы?  

У каждой команды на парте лежит 2 смайлика. Когда задание выполнено вы поднимаете зеленый смайлик. Если вы не можете справиться с заданием красный смайлик. За каждое выполненное задание или верный ответ, команда получает маленький смайлик. Победит команда, набравшая наибольшее количество таких смайликов, соответственно это команда и доберется до страны. За нарушение дисциплины, правил игры, подсказки другой команде с вас снимается один балл.

Итак, все готовы? Тогда мы начинаем! Желаю всем удачи!

Приветствуют учителя. Осознают важность и интерес выполнения задания и активно включаются в процесс. Определяют цель учебной деятельности, план выполнения заданий. Контроль в сотрудничестве с учителем и сверстниками. Делятся на команды и выбирают капитана.

2.Основная часть.

Развитие познавательных процессов.

  • Станция № 1 называется «Кто быстрее»
  • Я буду по очереди задавать вопросы каждой команде, задача каждой команды как можно быстрее, а главное правильно на них ответить. Отвечайте, только на свои вопросы, не подсказывая соперникам, если одна команда с вопросом не справилась, на этот же вопрос может ответить другая команда. За каждый правильный ответ команда получает смайлик. Готовы?
  • 1.Какое сегодня число? (17 марта)
  • 2.Какой сегодня день недели? (Среда)
  • 3.Назовите наибольшее однозначное число. (9)

4.Сколько пальцев на двух руках? (10)

5.Сколько пальцев на ноге? (5)

6.Сколько лет было двадцатилетнему человеку четыре года назад? (16 лет)

7.Сколько времен года? (4)

8.Сколько зимних месяцев? (3)

9.Сколько букв в слове солнце? (6)

10.Их у человека 20. (Пальцев)

Отлично, молодцы! Первое испытание выдержали.

Станция № 2 называется ««Ушки на макушке»  

Я буду читать пословицы и поговорки, а ваша задача записать только числа, которые вы услышите в каждой из них. Записывать через запятую, на карточку № 1, которая лежит на парте. Готовы?

1.Семь бед - один ответ.

2. Два сапога - пара.

3. На все четыре стороны.

4. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

5.Обещанного три года ждут.

6.Как свои пять пальцев.

Если готовы поднимайте большой зелёный смайлик.

Давайте обменяемся ответами, и проверим, внимание на экран

(Слайд 4)

А сейчас давайте с вами немного отдохнём, пожалуйста встаньте рядом со своей партой (музыкальная физминутка)

Садитесь на свои места. Мы продолжаем своё путешествие…

Станция № 3 называется «Весёлая задачка»

Перед тем как мы приступим к решению, давайте с вами вспомним, а что же такое задача? (Задача – это математический рассказ, в котором есть условия и вопрос)

У вас на партах лежит карточка № 2 с данным заданием, я читаю, а вы смотрите в карточку.

В автобусном парке было 90 автобусов. Утром выехало в рейс 50 больших автобусов и 25 маленьких. Сколько автобусов осталось в парке?

Давайте проанализируем задачу…

О чем задача? (О автобусах)

Что нам известно? (Что всего автобусов 90, больших 50, а маленьких 25)

Что нужно найти? (Сколько автобусов осталось в парке?)

Можем сразу ответить на главный вопрос задачи? (Нет)

Во сколько действий задача? (В 2 действия)

Давайте, краткую запись запишем на доске, а вот решит задачу каждая команда самостоятельно. (К доске выходи 1 ученик)

математика 2 класс учебник 2 часть Моро страница 31. Номер 2

Молодец, садись на место. Теперь каждая команда решает задачу самостоятельно. Как только решите, сразу же поднимайте большой зелёный смайлик. Решаем все вместе, работая в группе.

1 способ:

1) 50 + 25 = 75 (ав.) – выехало в рейс.2) 90 − 75 = 15 (ав.) – осталось.

Ответ:15автобусов.
2 способ:

1) 90 − 25 = 65 (ав.) – осталось, когда уехали в рейс маленькие автобусы.

2) 65 − 50 = 15 (ав.) – осталось.

Ответ:15автобусов.
3 способ:

1) 90 − 50 = 40 (ав.) – осталось, когда уехали в рейс большие автобусы.

2) 40 − 25 = 15 (ав.) – осталось.

Ответ: 15 автобусов.

Давайте проверим, как решила задачу 1 команда? А вторая? Скажите, а можно было решить задачу выражением? Каким?

Обратите внимание на экран (Слайд 5) 

Вот сколько способов решения данной задачи, еще и выражением можно решить данную задачу.

Двигаемся дальше… Мы уже почти у цели…

Станция № 4 называется «Один за всех»

Сейчас от каждой команды мне будут нужны капитаны. Сначала из первой команды, потом из второй. Капитан выходит в центр класса, а я буду очень быстро задавать вопросы, всего их будет 10 для каждого капитана. Задача капитана дать как можно больше правильных ответов, если ответ на вопрос не знаете, нужно сказать «не знаю» и я задам следующий вопрос, команде помогать капитану нельзя. Условия понятны? Тогда начинаем!

Вопросы для капитана 1 команды:

1. Сколько дней в неделе? (7)

2. Сколько тех, которые одного не ждут? (7)

3. Сколько месяцев в году? (12)

4. Сколько часов пробило, когда Золушка из принцессы снова превратилась в бедную девушку? (12)

5. Сколько раз надо посчитать, чтобы вышел зайчик погулять? (5)

6. Сколько ног у насекомых? (6)

7. Сколько будет 10+12 (22)

8. Назови любое однозначное число.

9.  1-е слагаемое, 2-е слагаемое, сумма, это компоненты чего? (Сложения)

10. Назови число в котором 2 десятка 5 единиц. (25)

(Капитан получает столько смайликов, на сколько вопросов он ответил)

Вопросы для капитана 2 команды:

1.Сколько времён года(4)

2.Уменьшаемое, вычитаемое, разность, это компоненты чего? (Вычитания)

3. Назови любое двузначное число.

4.Назови число в котором 1 десяток и 7 единиц. (17)

5.Сколько будет 11+10? (21)

6. Сколько раз в день нужно чистить зубы? (2)

7. Какой по счёту день недели вторник (2)

8. Сколько букв в слове «мама»? (4)

9. Сколько ног у собаки? (4)

10. Сколько секунд в одной минуте? (60)  

(Капитан получает столько смайликов, на сколько вопросов он ответил)

Какие молодцы капитаны команд, сколько много смайликов принесли своим командам!

А у нас последняя 5 станция, которая называется «Точно в цель»

Задача каждого игрока команды – добежать до доски, решить пример (записать его на доске). Сами примеры сейчас появятся на экране.  За каждый правильный ответ команда получает 1 смайлик и еще 1 смайлик можно заработать за скорость. (Слайд 6)

Итак, справились…давайте проверять не допустили ошибки. (Слайд 7)

Команды получают смайлики.

Резерв «Ребусы»

Всё внимание на экран, сейчас вы увидите ребусы, ваша задача как можно быстрее, а главное правильно их разгадать. За каждый разгаданный ребус команда получает смайлик. Готовы?

(Слайд 8)

Выполняют задание по группам. Учитывают разные мнения, координируются в сотрудничестве разных позиций. Самостоятельно делают выводы, перерабатывают информацию. Формируют проблемы, анализ с целью выделение признаков, самостоятельно создают способы решение творческого и поискового характера. Строят логической цепи рассуждений. Ставят и формируют проблемы, планируют свою деятельность, учатся контролировать процесс и результаты своей деятельности, контроль в сотрудничестве с учителем и сверстниками, готовность к преодолению трудностей.

Демонстрация мультфильма и повторение учащимися танцевальных движений (музыкальная физминутка).

3. Заключительная часть. Рефлексия занятия. Подведение итогов занятия

На этом наш интеллектуальный марафон подходит к концу.

Сегодня мы с вами путешествовали по станциям.

Скажите, какая была тема нашего занятия? «Интеллектуальный марафон»

А какую цель мы перед собой ставили? (Развивать мыслительные операции, интеллектуальные и логические способности, отработать вычислительные приемы, применять знания в жизни)

Мы достигли свою цели?

Что для вас было самым интересным?

А что было самым трудным?

Давайте подведем итоги, нужно посчитать смайлики.

С небольшим отрывом побеждаем команда… Молодцы, поздравляем! Ну, а мы с вами прибыли в страну «Умники и Умницы». И президент страны, как и обещал подготовил для нас сюрприз. Здесь подарки и для 1 команды и для 2 второй, ведь президенту совсем неважно, кто выиграл, а кто проиграл, главное что мы всем классом смогли добраться до его страны, а он всем гостям всегда рад!  

Я уверена, что сегодня вы смогли проявить свои лучшие качества – сообразительность, быстроту реакции, настойчивость. Если некоторые задания оказались для вас трудными, не расстраивайтесь и не падайте духом. Помните: вы талантливы, умны, каждый из вас – единственная и неповторимая личность. 

На этом наше занятие подходит к концу. Давайте, оценим свою работу с помощью смайлов.

Кто доволен своей работой - поднимите зелёный смайл.

Кто чувствовал себя неуверенно-желтый.

Кто не мог справиться с заданиями-красным.

(Слайд 9)

Окончен кружок, и выполнен план.
Спасибо, ребята, огромное вам.
За то, что упорно и дружно трудились,
Что знания ваши так пригодились.

Учащиеся рассказывают о занятии. Оценивают результаты своей деятельности, высказывают своё отношение, степень своей активности и заинтересованности на занятии. Оценивают свою работу с помощью смайлов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Великий математик

Слайд 2

И е т н л л к е у т л ь а н й ы р а а ф но м

Слайд 3

Интеллектуальный Марафон

Слайд 4

1.Семь бед - один ответ. 2. Два сапога - пара. 3. На все четыре стороны. 4. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. 5.Обещанного три года ждут. 6.Как свои пять пальцев . 7, 1, 2, 4, 1, 100, 3, 5.

Слайд 5

1 способ: 1) 50 + 25 = 75 ( ав .) – выехало в рейс. 2) 90 − 75 = 15 ( ав .) – осталось. Ответ:15автобусов. 2 способ: 1) 90 − 25 = 65 ( ав .) – осталось, когда уехали в рейс маленькие автобусы. 2) 65 − 50 = 15 ( ав .) – осталось. Ответ:15автобусов. 3 способ: 1) 90 − 50 = 40 ( ав .) – осталось, когда уехали в рейс большие автобусы. 2) 40 − 25 = 15 ( ав .) – осталось. Ответ: 15 автобусов.

Слайд 6

15+9= 26-8= 11+19= 34-9= 17+8= 28-9= 12+18= 36-9=

Слайд 7

15+9=24 26-8=18 11+19=30 34-9=25 17+8=25 28-9=19 12+18=30 36-9=27

Слайд 9

Окончен кружок, и выполнен план. Спасибо, ребята, огромное вам. За то, что упорно и дружно трудились, Что знания ваши так пригодились.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта внеурочного занятия интеллектуальная игра по русскому языку

Форма работы: интеллектуальная играЦель: привить любовь к великому русскому языку.Планируемые результаты:•         повысят общую языковую культуру;•...

Технологическая карта внеурочного занятия по немецкому языку в 3 классе

Урок-мастерская по теме "Wir bauen ein Haus"  c использованием современных развивающих технологий...

Технологическая карта внеурочного занятия: "Воплощение сказки в жизнь" 2 класс

Конспект внеурочного занятия разработан в соответсвии с требованиями ФГОС НОО...

Технологическая карта внеурочного занятия по окружающему миру во 2 классе.

Технологическая карта внеурочного занятия по окружающему миру во 2 классе "Мышь - дикое или домашнее животное?"...

Технологическая карта внеурочного занятия по английскому языку для 4 класса по теме "Family"

Данный материал содержит технологическую карту, способствующую организации внеурочного занятия по английскому языку по теме "Family". Занятие разработано для учащихся 4 класса...

Технологическая карта внеурочного занятия «Математическая минутка.Олимпиадные задания» (2 класс)

Название, автор: «Математическая минутка.Олимпиадные задания», Кондакова Маргарита СергеевнаНаправление внеурочной деятельности: общекультурноеФорма работы: занятие...