Рабочая программа
рабочая программа по математике (2 класс)

РАбочая программа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\Ekaterina\Desktop\Сканы титульных20-21\матем.jpg

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа  по предмету «Математические представления» разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

1.  Федерального государственного образовательного стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598;

2. Адаптированной основной общеобразовательной программы Казённого общеобразовательного учреждения ХМАО – Югры «Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №2» для детей с РАС и умеренной и тяжелой (глубокой) умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР, вариант 8.4.

3. Учебного плана Казённого общеобразовательного учреждения ХМАО – Югры «Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №2» на 2020-2021 уч.г. ;

4.  Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях на 2020-2021 уч.год приказ № 254 от 20.05.2020

5. Приказа Министерства образования и науки РФ от 9 июня 2016г. № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ».

6. Постановление главного санитарного врача Российской федерации № 16 от 30.06.2020 об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID 19)».

Общая характеристика предмета.

В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с РАС и умеренной и тяжелой умственной отсталостью нередко попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. Так, накрывая на стол, необходимо поставить тарелки и столовые приборы по количеству обедающих и др.

Дети не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является основным подходом в обучении. В конечном итоге важно, чтобы ребенок научился применять математические представления в повседневной жизни: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплатиться в магазине за покупку, взять необходимое количество продуктов для приготовления блюда и т.п. Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных задач.

Цель: формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни.

Задачи: 

  • Формировать элементарные математические представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления;
  • Формировать представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность.
  • Учить пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Учебный предмет «Математические представления» включен в образовательную область «Математика».  На его изучение отведено 68 часов, 2часа в неделю, 34 учебные недели.

Предметные и личностные результаты обучения.

Личностные:

  • Осознание себя, свое «Я», осознание своей принадлежности к определенному полу; социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
  • Развитие адекватных представлений об окружающем социальном мире, овладение социально-бытовыми умениями, необходимыми в повседневной жизни дома и в школе, умение выполнять посильную домашнюю работу, включаться школьные дела; 
  • Умение сообщать о нездоровье, опасности и т.д.
  • Владение элементарными навыками коммуникации и принятыми нормами взаимодействия;
  • Первоначальное осмысление социального окружения;
  • Развитие самостоятельности;
  • Овладение общепринятыми правилами поведения;
  • Наличие интереса к практической деятельности.

Предметные:

  • Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине, удаленности. 
  • Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве, на плоскости. 
  • Умение различать, сравнивать и преобразовывать множества (один – много).
  • Умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой (в пределах 5).
  • Умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий, определять время по часам, соотносить время с началом и концом деятельности.

Планируемые результаты сформированности базовых учебных действий

 Базовые учебные действия: 

  1. Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
  • входить и выходить из учебного помещения со звонком;
  • ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
  • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
  • передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
  1. Формирование учебного поведения:  
  • направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
  • умение выполнять инструкции педагога; 
  • использование по назначению учебных материалов;
  • умение выполнять действия по образцу и по подражанию. 
  1. Формирование умения выполнять задание: 
  • в течение определенного периода времени, 
  • от начала до конца,
  • с заданными качественными параметрами. 
  1. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д. 

Форма оценивания знаний – «безотметочная».

Формы контроля: выполнение тестовых заданий, диагностика.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Требования к материально-техническим условиям

 Материально-техническая база реализации АОПО для детей с РАС и умеренной и тяжелой (глубокой) умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР и в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательных организаций.

Временной режим образования обучающихся

Временной режим соответствует постановлению СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» № 26 от 10.07.2015 года.

Технические средства обучения 

  • Компьютер
  • ЭОР (разработки мультимедийных презентаций, виртуальных экскурсий, учебных фильмов)

Специальный учебный и дидактический материал, отвечающий особым образовательным потребностям обучающихся:

- различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природного);

- наборы предметов для занятий (типа «Нумикон», Монтессори -материал и др.);

- пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей);

- пазлы вкладыши;        

-мозаики;

- сухой бассейн;

- игрушки разных размеров;

- шнуровки;

- пирамидки разные по величине, высоте;

- пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов и др. событий;

- карточки с изображением картинок (по формированию пространственных представлений);

- цветные карандаши;

- листы бумаги;

-рабочие тетради с различными геометрическими фигурами, наклеивания и другой материал;

- презентации по темам;

- обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных математических представлений.

       ТЕМА

Кол-во часов

Виды деятельности обучающихся.

Предметы вокруг нас: внешние свойства предметов.

22

Определение  свойств и качеств предметов в разнообразной деятельности: в игре с дидактическими и сюжетными игрушками, в строительных играх, в продуктивной деятельности (конструирование, лепка, аппликация).   Сопоставление натуральных предметов с их маленькими моделями. Узнавание  шара, куба. Различение на ощупь.     Дифференциация предметов по величине.  Соотнесение количества (Игры с пальчиками: много, один пальчик). Выполнение практических действий с песком: скатывать, переворачивать формочки, пересыпать песок совком, ложкой Перемещение в пространстве в заданном направлении: вверх, вниз, вперёд, назад, вправо, влево. Составление предмета (изображения) из нескольких  частей. Составление ряда из предметов (изображений). Узнавание (различение) геометрических тел: «шар», «куб», «призма». Узнавание (различение) геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, Соотнесение геометрической формы с геометрической фигурой. Соотнесение формы предметов с геометрической фигурой. Соотнесение реальных предметов с соответствующими плоскостными формами (к яблоку - круг,  к пирамидке - треугольник);

Практические  действия с предметами разного количества.

11

Объединение (группировка) предметов по функциональным,  качественным признакам с опорой на образцы по одному  признаку. Пересчет предметов по единице. Узнавание цифр. Соотнесение количества предметов с числом. Обозначение числа цифрой. Знание отрезка числового ряда 1 – 10. Преобразование множеств (увеличение, уменьшение, уравнивание множеств). Действия с непрерывными множествами: переливание воды из кувшина в стаканы, в бутылки, в миски и т. п., пересыпание песка из песочного ящика в миски, в банки, высыпание в различные формы, полив песка водой; пересыпание различных плодов, крупы, определяя вместе с педагогом и самостоятельно количество (больше- меньше, поровну).

Ориентировка на количественный признак: преобразование множеств (пересчет).

28

Установление взаимнооднозначного соответствия. Выполнение простых поручений в бытовых, игровых, учебных ситуациях, требующих применения знаний о величине (принеси длинный пояс, дай бабушке маленькую ложку и т.д. у кого волосы длинные, а у кого — короткие. ) Решение задач на увеличение  на одну  единицу в пределах 5. Узнавание достоинства монет (купюр). Обращение с деньгами (умение рассчитываться).  Определение длины веса, температуры, пользуясь мерками и измерительными приборами.  Распознавание цифр, обозначающих номера домов, транспорта, телефона.

Повторение.

8

Выполнение заданий: по инструкции, по образцу, самостоятельно.

Итого:

69

Календарно-урочное планирование

№ урока п/п

урока

по теме

Наименование раздела и темы урока

Кол-во

часов

Календарные сроки

План.

Факт.

1 четверть (17 часов)

Предметы вокруг нас: внешние свойства предметов.

Упражнения на ознакомление со свойствами и качествами предметов.

1

1

Вводный урок. Диагностика.

1

01.09

2

2

Цвет (красный, желтый, зеленый).

1

03.09

3

3

Цвет (черный, белый, синий, оранжевый).

1

08.09

4

4

Круг.

1

10.09

5

5

Треугольник.

1

15.09

6

6

Квадрат.

1

17.09

7

7

Прямоугольник.

1

22.09

8

8

Объемная фигура. Шар.

1

24.09

9

9

Объемная фигура. Куб.

1

29.09

10

10

Соотнесение геометрического тела с геометрической формой: куб - квадрат, шар- круг.

1

01.10

11

11

Различение геометрических тел: шар, куб.

1

06.10

12

12

Найди пару.

1

08.10

13

13

Группировка предметов по определенному качественному признаку.

1

13.10

14

14

Игры с предметами: "Подбери пару" (вещи).

1

15.10

15

15

Много – мало. Упражнения на выделение количества предметов.

1

20.10

16

16

Много – мало. Практические действия с песком (нагребание, высыпание).

1

22.10

17

17

Много – мало. Практические действия с песком (сухой и мокрый).

1

27.10

За четверть

17

2 четверть (16часов)

Предметы вокруг нас: внешние свойства предметов.

Игры со строительными материалами и дидактическими игрушками.

18

18

Мы строители. Конструирование.

1

05.11

19

19

Три медведя. Сравнение.

1

10.11

20

20

В гостях у Матрешки. Соотнесение.

1

12.11

Предметы вокруг нас: внешние свойства предметов.

Временные представления.

21

21

День – ночь. «Чтение» пиктограмм.

1

17.11

22

22

Сначала – потом. Составление визуального расписания.

1

19.11

Практические  действия с предметами разного количества.

Сравнение (сопоставление) двух групп предметов по их количеству.

23

1

Один – много, ни одного. Практические упражнения на определение количества.

1

24.11

24

2

Пустой – полный. Упражнения на выделение количества предметов (жидкости).

1

26.11

25

3

Сравнение множеств (поровну (одинаково), больше, меньше).

1

01.12

Практические  действия с предметами разного количества.

Ориентировка  в пространстве и на плоскости.

26

4

Верх – низ.

1

03.12

27

5

Вперед- назад.

1

08.12

28

6

Лево – право.

1

10.12

29

7

В- на.

1

15.12

30

8

Далеко – близко.

1

17.12

31

9

Половинки.

1

22.12

32

10

Диагностика. Цвет и форма.

1

24.12

33

11

Диагностика. Графомоторные навыки.

1

29.12

За четверть

16

За I полугодие

33

3 четверть (19 часов)

Ориентировка на количественный признак: преобразование множеств (пересчет).

Преобразование множеств, изменяющих количество.

34

1

Число и цифра 1.

1

12.01

35

2

Число и цифра 2.

1

14.01

36

3

Сложение.

1

19.01

37

4

Вычитание.

1

21.01

38

5

Число и цифра 3.

1

26.01

39

6

Решение примеров на сложение в пределах 3.

1

28.01

40

7

Решение примеров на вычитание в пределах 3.

1

02.02

41

8

Число и цифра 4.

1

04.02

42

9

Решение примеров на сложение в пределах 4.

1

09.02

43

10

Решение примеров на вычитание в пределах 4.

1

11.02

44

11

Число и цифра 5.

1

16.02

45

12

Решение примеров на сложение в пределах 5.

1

18.02

46

13

Решение примеров на вычитание в пределах 5.

1

25.02

47

14

Число и цифра 6. Узнавание и соотнесение с количеством.

1

02.03

48

15

Число и цифра 7. Узнавание и соотнесение с количеством.

1

04.03

49

16

Число и цифра 8. Узнавание и соотнесение с количеством.

1

09.03

50

17

Число и цифра 9. Узнавание и соотнесение с количеством.

1

11.03

51

18

Число 10. Узнавание и соотнесение с количеством.

1

16.03

52

19

Прямой и обратный счет в пределах 10.

1

18.03

За четверть

19

4 четверть (17 часов)

Ориентировка на количественный признак: преобразование множеств (пересчет).

Элементарные арифметические действия.

53

20

Решение задач на увеличение на одну единицу в пределах 5.

1

01.04

54

21

Решение задач на уменьшение на одну  единицу в пределах 5.

1

06.04

55

22

Решение задач на увеличение на две единицы в пределах 5.

1

08.04

56

23

Решение задач на уменьшение на две единицы в пределах 5.

1

13.04

57

24

Выполнение арифметических действий на калькуляторе.

1

15.04

58

25

Представление о денежном знаке. Размен денег.

1

20.04

59

26

Обыгрывание ситуаций. Чаепитие.

1

22.04

60

27

Обыгрывание ситуаций. Магазин.

1

27.04

61

28

Обыгрывание ситуаций. Я - пассажир.

1

29.04

Повторение.

62

1

Повторение. Свойства и качества предметов.

1

04.05

63

2

Повторение. Временные представления.

1

06.05

64

3

Повторение. Ориентировка  в пространстве и на плоскости.

1

11.05

65

4

Повторение. Преобразование множеств, изменяющих количество.

1

13.05

66

5

Повторение. Элементарные арифметические действия.

1

18.05

67

6

Игры со строительными материалами и дидактическими игрушками.

1

20.05

68

7

Диагностика: «Формы в предметах».

1

25.05

69

8

Диагностика: «Соотнесение количества».

1

27.05

За четверть

17

За II полугодие

36

За год

69


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...