Тема:"Глагол"
план-конспект урока по математике (3 класс)

Петрашкевич Ирина Валерьевна

Конспект урока по теме:"Глагол"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon glagol.doc145 КБ

Предварительный просмотр:

                       

Конспект урока по русскому языку

Тема: «Глагол, его роль в языке»

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с понятием глагол.

Планируемые результаты:
Предметные:

- знать, что такое глагол и его обозначение на письме;
- уметь слышать глаголы в устной речи;
- уметь использовать глаголы в собственной речи.

Личностные:

- осознавать выразительные возможности обогащённой глаголами речи;

- стремиться сделать свою речь яркой, образной и выразительной.

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: учебник русского языка: 3 класс 2 часть УМК «Школа Россия», презентация, раздаточный материал.

Этапы урока. Методы и приёмы

Время


Содержание урока

Формируемые

УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Метод: словесный

Приём: психологический настрой

2 мин.

 

-Здравствуйте ребята, улыбнитесь другу и настройтесь на продуктивную работу. Присаживайтесь.

- Откройте тетради, положите их правильно с наклоном, запишите число и с большой буквы классная работа.

Приветствуют учителя.

Записывают число и классная работа

Л:самоопределение;

Л: формирование мотивации к обучению;

II. Актуализация знаний и мотивация

Метод: словесный, практический

Приём: беседа, подводящий диалог, беседа, выделение сущ-х по заданию

6 мин.

-Ребята, для того чтобы изучать что-либо новое, нам нужно повторить то, что мы знаем.

-Давайте вспомним, что такое имя существительное/прилагательное/местоимение?

-Хорошо! А теперь приведите примеры имён существительных/прилагательных и местоимений

-Молодцы, ребята! Чтобы нам продолжить, нам нужно хорошо писать!

Минутка чистописания

- Озеро, фасоль, якорь

-К какой части речи относятся эти слова? Почему?

-Укажите род имен существительных.

-Одушевленные или неодушевленные?

-Молодцы, ребята!

-Прочитайте отрывок из стихотворения Н.А. Некрасова

«Мороз - Красный нос».

Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи-

Мороз-воевода дозором

Обходит владенья свои…

Идет - по деревьям шагает,

Трещит по замерзшей воде,

И яркое солнце играет

В косматой его бороде…

-Назовите имена существительные.

-Что говорится о солнце?

-Поставьте вопрос, от слова солнце к слову играет?

-Какой частью речи является, слово играет?

-Слова, которые отвечают на вопрос что делает? в русском языке называют глаголами.

Ответы детей





Прописывают слова.

Относятся к имени сущ-му, потому что отвечают на вопросы Кто? Что?
-Озеро (ср.р.), фасоль (ж.р.), якорь (м..р.).
-Неодушевленные.

Читают отрывок.


Ветер, над бором, с гор, ручьи, мороз-воевода, дозором, владенья, по деревьям, по воде, солнце, в бороде.

Солнце играет.

Солнце (что делает?) играет.

Предположения учащихся.

Слушают учителя.

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

Л: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности;

Р: принимать и сохраняют учебную задачу;

III. Постановка учебной задачи

Метод: словесный, частично-поисковый, практический

Приём: беседа

2 мин.

-Как вы думаете, о чем сегодня на уроке мы будем говорить?

-Как будет звучать тема урока?

-Какую цель мы поставим перед собой сегодня на уроке?

-Составим план:

1. Познакомиться с новой частью речи – глагол

2. Научиться находить глаголы в предложении

3. Сделать выводы

-О новой части речи глагол.

-Глагол, как часть речи.

-Познакомится с новой частью речи глагол, уметь находить глаголы в предложении.

Составляют план урока.

Р: целеполагание, как постановка учебной задачи;

П: самостоятельное выделение и постановка цели;

IV. Открытие нового знания

Метод: словесный, частично-поисковый

10 мин.

-Слово глагол произошло от старинного слова глаголить, то есть говорить.

Глагол, Он действовать привык.

Необходим он - вот в чем соль.

Я говорю ему: - Глаголь.

- «Солнце играет». Какой вопрос вы зададите?

- Что обозначает солнце?

- А что тогда обозначает играет?

- Глагол подчеркиваем двумя чертами.

- Верно, сделайте вывод о том, что такое глагол.

-Откройте учебник на странице 101. Прочитайте правило сначала про себя. 

- Наш вывод совпал с правилом?

-(Ученик) прочитай правило вслух.

-Расскажите правило в парах.

- Если вы поняли правило, смогли рассказать, то поставьте + за 2 задание.

 -Прочитайте стихотворение.

Умелые руки покоя не знают.

Они вышивают, строгают, копают.

Умелые руки покоя не знают,

Своим трудолюбием мир украшают.

-Какова главная мысль стихотворения?

-Найдите в тексте глаголы. На какие вопросы они отвечают?

-Спишите эти глаголы через запятую. Над глаголами укажите часть речи – гл.

-Посмотрите на стр. 100, ниже упражнения, какая из пословиц подходит для этого упражнения?

-Запишите её.

-Сейчас выполним упражнение 171.

-Кто прочитает текст?

-Ваша задача выписать из текста только глаголы и подчеркнуть только те, которые отвечают на вопрос – что сделал?

-Как нужно подчеркивать глаголы?

-В чем различия в значении слов налетел и налетает, звенит и зазвенит?

-Молодцы!  Если вы правильно выполнили задание, то поставьте + за 3 задание.

- Давайте отдохнём.

Физминутка.

-Слушают учителя.

Что делает?

Предмет.

Действие предмета.

Ответы детей.

-Выполняют задание.

Да, но я еще есть другие вопросы.


Предположения детей.

-Что делают?

-Выполняют упражнение.

Рабочие руки не знают скуки.

Выполняют задание.

Читает текст один ученик.

Выполняют упражнение.

-Двумя чертами.
Предположения детей.

Выполняют задание.

П: анализ объектов с целью выделения признаков;

П: структурирование знаний;

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

П: выбор наиболее эффективных способов решения задач;

V. Первичное закрепление во внешней речи

Метод: словесный, практический

Приём: беседа, подводящий диалог

5 мин.

-Сейчас вы поработаете в парах.

-Подберите подходящие слова, отвечающие на вопросы – что делает? то делают? И допишите предложения.

1. Мальчик                                в огороде.

2. Егор                                         на улице.

3. Дядя                                     в магазине.

4. Родители                                  ребёнка.

5. Овечки                                       на лугу.

6. Брат                                       за сестрой.

-А теперь, давайте проверим!

-Хорошо! Если у остальных получилось также, то поставьте себе + за 4 задание.

Выполняют задание.

3 пар рассказывают свои предложения.

П:структурирование знаний;

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

VI. Самостоятельная работа

с самопроверкой

Метод: словесный, практический

Приём: беседа

5 мин.

-Сейчас вы выполните самостоятельно упражнение 172.

-Что нужно вам будет сделать в данном упражнении?

-Проверяем!

-Молодцы!  Подчеркните глаголы.

- Если у вас нет ошибок, то поставьте себе + за 5 задание.

Выполняют упражнение

-прочитать, записать предложения, вставляя пропущенные глаголы;

-дождик мочит, ветер веет, гром гремит, ухо слышит, глаз глядит, солнце светит, печка греет, холодильник холодит.

П: выбор наиболее эффективных способов решения задач

VII. Включение в систему знаний

Метод: словесный, практический

Приём: беседа

7 мин.

Игра

-А сейчас я предлагаю выбрать по одному представителю от ряда.

-Ваша задача задумать какое-либо действие, т.е. глагол и показать нам его. А мы дружно будем угадывать, что вы задумали. (Например, Стас (что делает?) прыгает, Алина (что сделала?) нарисовала).

-Выполняют задание.

 

Р: осуществлять итоговый контроль; Р: формулировать выводы из коллективного обсуждения;

VIII. Рефлексия деятельности

(по продукту)

Метод: словесный

Приём: беседа

3 мин.

-С какой новой частью речи познакомились на уроке?

-Что такое глагол?

-Давайте запишем домашнее задание: стр. 102 упражнение 173.

-Наш урок подошёл к концу.

-В чём испытывали затруднение?

-Ребята, мы достигли цели урока?

-За что вы можете себя похвалить?

- Кто собрал 5 плюсов те отлично усвоили материал урока.

У кого 3-4 плюса, вас хорошо усвоили материал, но нужно проработать ошибки. Те, у кого меньше 3 плюсов, вам нужно понять и выучить правило и поработать над ошибками.

-Посмотрите на экран, и опираясь на начало предложения, скажите свое мнение.

Сегодня на уроке я научился …, было интересно…, было трудно…

-Вы хорошо поработали. Спасибо за урок!

-Глагол.

-Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы - что делать? что сделать?

Записывают домашнее задание

Ответы детей
-Да.

-За усердную и старательную работу, за работу в парах и самостоятельно;

Высказывают мнения.

Р: анализировать собственную работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку. Тема:"Глагол. Неопределенная и личная форма глагола. Закрепление изученного".

Урок направлен на восстановление и закрепление знания учащихся об общем понятии глагола как части речи....

План-конспект урока русского языка в 3 классе на тему: «Глаголы-синонимы и глаголы-антонимы»

Предлагаю план-конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Глаголы-синонимы, глаголы-антонимы" по учебнику Рамзаево...

Урок русского языка по теме "Глагол. Форма глагола"

Урок русского языка во 2 класса по теме "Глагол, Форма глагола" по развивающей программе Л.В.Занкова. Конспект урока составлен в виде технологической карты в соответствии ФГОС....

урок русского языка в малокомплектной начальной школе 2-4 класс тема "Глагол. Спряжение глагола"

Данный урок   проводился   в соответствии с разработанным  УМК «ПланетаЗнаний» - 2 класс, учебник русского языка авторы: Л.Я. Желтовская, О.Б.Калинина; УМК « Школа России» Л.М...

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме «Глагол. Личные окончания глаголов, их правописание» (Образовательная программа «Школа 2100»)

Урок проводился в рамках районного конкурса «Урок в начальной школе». Форма проведения урока: урок-путешествие с применением групповой формы работы. На уроке решаются личностные, познавательные, регул...