Приёмы письменного вычитания
план-конспект урока по математике (4 класс)

Дзугаева Зарета Григорьевна

Познакомить с письменным приемом вычитания для случаев вида 607 — 463, 903 — 574; совершенствовать вычисли­тельные навыки, умения решать задачи, сравнивать выражения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priyomy_pismennogo_vychitaniya.docx20.83 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Приёмы  письменного вычитания

Цели: познакомить с письменным приемом вычитания для случаев вида 607 — 463, 903 — 574; совершенствовать вычислительные навыки, умения решать задачи, сравнивать выражения.

Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять вычитание трехзначных чисел вида 607 — 463, 903 - 574, используя запись столбиком; анализировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей; оценивать результаты своей работы и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Логическая задача

Светлана решила столько задач, сколько Лена, а Лена столько, сколько Марина. Что можно сказать о числе задач, решенных этими девочками? (Они решили одинаковое количество задач.)

2. Индивидуальная работа по карточкам

Уровень 1

13-2                 36:2                 25 + 26              30-18

65:5                14-3                46 + 47             62-45

Уровень 2

108 : 6                144 : 9                98 : 14            145 + 38

15-9                    17-6                   60:15               231-68

3. Индивидуальная работа у доски

— Вычисли удобным способом.

654 + 26 + 46        (654 + 46) +26= 726

365 + 37 + 163 + 135     (365 + 135) + (37 +163) = 700

89 + 123 + 211 + 30   (89 + 211) + 123 + 30 = 45

 - Укажи порядок действий, вычисли.

75 : 15 • 7 (35)

30 • 7 : 10 (21) 

(100 -17 -4) + 99  (131)

 623 + (75 -57) -6 (731)

(35 -6) +15: (92 -89) (215)

4. Устный счет

- Заполните таблицу.

Первое слагаемое

50

60

43

220

410

Второе слагаемое

80

95

305

190

Сумма

230

890

715

-  Прочитай значения сумм в порядке убывания. (890, 715, 600, 230, 138, 130.)

-  Сколько единиц каждого разряда в каждом из этих чисел?

-  Назовите соседей каждой суммы. (Проверка индивидуальной работы у доски.)

III. Самоопределение к деятельности

—  Возьмите 10 счетных палочек.

—  Как заменить 10 единиц единицами второго разряда (десятками)? (10 единиц это 1 десяток.)

—  Как называются единицы следующего, третьего разряда? (Сотни.)

—  Что такое 1 сотня? (Запись на доске и в тетрадях.)

1 сотня = 10 десятков 1 десяток = 10 единиц

— Сколько единиц в числе 16? 54?

—  Какая цифра стоит в разряде единиц в числе 16? 54?

—  Сколько десятков в числе 130? 250?

—  Какая цифра стоит в разряде десятков в числе 130? 250?

—  Вычислите устно с объяснением: 54 — 32 (5 десятков 3 десятка = 2 десятка, 4 единицы 2 единицы = 2 единицы, 2 десятка + 2 единицы = 22.)

—  Решите аналогично следующие примеры.

95-44

246-112

—  Как вы вычитали? (Сотни вычитали из сотен, десятки — из десятков, единицы — из единиц.)

—  Решите последний пример, записывая его столбиком. Вспомните алгоритм вычитания.

Алгоритм вычитания столбиком

1. Пишем единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями.

2. Вычитаем единицы.

3. Вычитаем десятки.

4. Вычитаем сотни.

5. Читаем ответ.

—  Сформулируйте задачи урока. (Вспомнить алгоритм вычитания трехзначных чисел столбиком, научиться использовать его при решении примеров.)

IV. Работа по теме урока

1. Повторение приема вычитания

—  Запишите пример. 405 -136 (269)

— Можно ли из 5 единиц вычесть 6 единиц? (Нельзя.)

—  Что будем делать? (Занимать 1 десяток.)

—  Отдельных десятков нет. Что делать? (Занять 1 сотню.)

—  Что это значит? (Мы займам 10десятков.)

—  Из 10 десятков возьмем 1 десяток. Сколько десятков останется? (9.)

—  Замените 1 десяток единицами. (10.)

—  А сколько единиц уже есть в числе 405? (5.)

—  Таким образом, сколько единиц стало? (15.) Вычитаем. Получаем 9 единиц, 6 десятков, 2 сотни, т. е. 269.

2. Работа по учебнику

—  Посмотрите на примеры на клеточках на с. 9.

—  Объясните, как выполнили вычитание столбиком.

№29 (с. 9). (Первые три примера — фронтально, последние два — самостоятельно. Два ученика работают на откидной доске. Взаимопроверка, взаимооценка.)

V. Физкультминутка

Я иду, и ты идешь — раз, два, три. (Шаги на месте.)

Я пою, и ты поешь — раз, два, три. (Хлопки в ладоши.)

Мы идем, и мы поем — раз, два, три. (Прыжки на месте.)

Очень дружно мы живем — раз, два, три. (Шаги на месте.)

VI. Закрепление изученного материала

  1. Выполнение заданий в рабочей тетради

№6 (с. 4).

-  Прочитайте задачу.

-  Что нужно знать, чтобы ответить на вопрос? (Сколько воды налили в лейку, ведро и бочку по отдельности.)

-  Сколько воды налили в лейку? (Зл.)

-  Сколько воды налили в ведро? (В 4 раза больше, чем в лейку.)

-  Как узнать, сколько это литров? (3. 4.)

-  Сколько литров воды налили в бочку? (На 28л больше, чем в ведро.)

-  Как вы узнаете, сколько это литров? + 28.)

-  Решите задачу по действиям с пояснением.

(Один ученик работает на откидной доске. Проверка, самооценка.)

Решение

1) 3 • 4 = 12 (л) — воды налили в ведро;

2) 12 + 28 = 40 (л) - воды налили в бочку;

3) 3 + 12 + 40 = 55 (л).

Ответ: в лейку, ведро и бочку налили всего 55 л воды.

№ 7 (с. 4).(Самостоятельное выполнение. Один ученик работает на откидной доске. Те, кто испытывает затруднения, берут карточку-помощницу с планом решения.)

1) Сколько метров проволоки пошло на все маленькие клетки?

2) Сколько метров проволоки осталось на 3 большие клетки?

3) Сколько метров проволоки идет на одну большую клетку? (Проверка, самооценка.)

Решение

1) 8 • 5 = 40 (м) - проволоки пошло на маленькие клетки;

2) 76 - 40 = 36 (м) - проволоки пошло на большие клетки;

3) 36 : 3 = 12 (м).

Ответ: на изготовление одной большой клетки пошло 12 м проволоки.

2. Работа по учебнику

№ 30 (с. 9) базовый уровень.

№ 32 (с. 9) — уровень повышенной сложности. (Самостоятельное выполнение (по выбору). Самопроверка по образцу, самооценка.)

№33 (с. 9). (Устное выполнение по цепочке.)

№35 (с. 9). (Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)

VII. Рефлексия

(Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (учебник, с. 9). Самопроверка по образцу.) Ответы: 214, 319.

—  Оцените свою работу на уроке.

VIII. Подведение итогов урока

—  Чему вы научились сегодня на уроке?

—  Какое задание показалось легким?

—  Какое задание вызвало затруднение?

—  Кому бы вы хотели сказать спасибо за помощь на уроке?

Домашнее задание

Учебник: № 31, 34, 36 (пожеланию) (с. 9).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математические раскраски – сложение и вычитание с переходом через десяток, сложение и вычитание в пределах 100, таблица умножения и деления.

Математические раскраски – сложение и вычитание с переходом через десяток, сложение и вычитание в пределах 100, таблица умножения и деления....

Урок математики в 1 классе «Табличное вычитание. Приём вычитания с переходом через десяток»

«Табличное вычитание. Приём вычитания с переходом через десяток»...

Конспект урока по математике во 2 классе "Сложение и вычитание чисел в пределах 20. Решение примеров и задач на сложение и вычитание. Закрепление материала" коррекционная школа

Конспект урока по математике во 2 классе "Сложение и вычитание чисел в пределах 20. Решение примеров и задач на сложение и вычитание. Закрепление материала" коррекционная школа...

Конспект урока"Вычитание из чисел 8, 9, 10. Связь сложения и вычитания."

Конспект урока с использованием межпредметных связей (математика-окружающий мир), игровых технологий, ИКТ-технологии....

Раздел «Числа от 1 до 100.Сложение и вычитание». Технологическая карта урока. «Закрепление приемов сложения и вычитания»

Технологическая карта урока по ФГОС. Математика. 2 класс. Закрепление приемов сложения и вычитания....

Технологическая карта урока математики. Тема урока : Вычитание числа . Табличные случаи вычитания числа 3. Вычитание с помощью шкалы линейки

Цель урока: создание условий для усвоения приёма вычитания 3 в пределах 20 с переходом и без перехода через разряд Результаты урока:Личностные:–.Метапредметные:Регулятивные УУД: :– принима...