Методическая разработка по математике на тему: "Понятия: длиннее, короче".
методическая разработка по математике (1 класс)
В ходе практической работы и наблюдений научить сравнивать длину предметов разными способами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
koroche_dlinnee.docx | 147.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока математики
- ФГОС, Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Математика. Учебник. 1 класс.
- Тема урока: Понятия «длиннее», «короче».
- «Основная цель: В ходе практической работы и наблюдений научить сравнивать длину предметов разными способами.
Задачи:
- Уточнение и формирование отношений «длиннее», «короче», «одинаковые по длине»;
- Развитие мыслительных операций, творческих способностей, речи учащихся;
- Развивать навык счёта.
- Воспитывать чувство товарищества, умение выслушивать ответы товарищей и дополнить по необходимости;
- Воспитывать интерес к предмету, дисциплинированность.
Формирование универсальных учебных действий.
Предметные:
Понимать, что такое «длиннее», «короче».
Уметь сравнивать предметы 3 способами: на глаз, условной меркой и наложением/приложением
Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке <…> (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
- Тип урока: Урок изучения нового материала
- Литература
http://festival.1september.ru/articles/638277/
https://doc4web.ru/matematika/konspekt-uroka-po-matematike-dlinnee-i-koroche-klass.html
- Технологии и методы обучения в соответствии с целью урока: технология использования в обучении игровых методов, здоровье-сберегающая технология, объяснительно-иллюстративный метод.
- Оборудование урока:
Для учителя: учебник, доска, раздаточный материал: полоски (4), условная мерка, картинки.
Для учащихся: учебник, рабочая тетрадь, пенал.
Этапы урока:
- Организационное начало
- Актуализация знаний. Устный счет
- Определение темы и целей урока
- Усвоение новых знаний. Физкультминутка
- Систематизация и обобщение знаний. Работа в рабочей тетради. Физкультминутка
- Домашнее задание
- Подведение итогов
- Организационный конец
Этапы урока, учебные задачи | Содержание урока | Формируемые УУД | Планируемые предметные результаты | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||
1.Организационный момент: подготовка учащихся к работе. | Здравствуйте, ребята! Чтобы все прошло хорошо, я хочу, чтобы вы мне в этом немного помогли. Договорились? А теперь давайте проверим, что должно лежать на нашей парте. Учебник, рабочая тетрадь, пенал, остальные посторонние вещи уберите в портфель. Все готовы? Тогда присаживайтесь и начнем наш урок! Приветствует учеников. Настраивает учащихся на работу. Создаёт положительный эмоциональный фон занятия. Проверяет готовность учащихся к уроку. | Проверяют готовность к уроку. Приветствуют учителя. | Личностные *готовность к уроку *самоопределение *Мотивация на успех | Психологический настрой. |
2. Актуализация знаний. Устный счет | Ребята, прежде чем мы с вами перейдем к нашей сегодняшней теме, давайте посчитаем в прямом и обратном порядке от 1 до 10. Сначала считаем в прямом порядке. Молодцы! А теперь давайте посчитаем в обратном порядке. Совершенно верно. А теперь я буду вам называть число, а вы мне должны сказать соседей того числа, которое я назову. Договорились? Число – 6. Какие у него соседи? Отвечаем по поднятой руке. Верно, а соседи числа 8? Замечательно! А теперь назовите мне число, следующее после числа 4? А какое число идет после 1? Отлично! Число, предыдущее 6? Молодец! Какое число идет между 8 и 10? Совершенно верно! Ребята, а сейчас посмотрите на доску, на первый рисунок и скажите сколько вы видите на нем яблок? Верно! Смотрим следующий рисунок. Сколько у нас здесь грибов? Правильно! А сейчас, ребята, на доске у меня написаны небольшие примеры. Давайте с вами их решим. Примеры: 2+1, 3+1, 2-1, 3-1, 4-1. Итак, ребята, что значит прибавить один? Верно! А что значит вычесть один? Молодцы, ребята! Проведение счета | 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10 10,9 8,7,6,5,4,3,2,1 Соседи числа 6 -5 и 7 Соседи числа 8 -7 и 9 Число 5, следующее после числа 4 После числа 1, идет 2 Число 5-предыдущее числа 6 Между числами 8 и 10 идет число 9 На рисунке 5 яблок На этом рисунке 3 гриба Это значит назвать число на единицу больше(следующее) Это значит назвать число на единицу меньше(предыдущее) Счет и выполнение заданий | Личностные *Мотивация на успех Коммуникативные *умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками Регулятивные: *определять способы действий в рамках предложенных условий и требований | Отработка устных приемов счета |
3. Определение темы и целей урока | Ребята, у каждого на столах лежат разные полоски. Возьмите зеленую и красную, а остальные пока что отложите на край парты. Давайте посмотрим, чем же они отличаются? А как вы это узнали? Верно! Давайте теперь возьмем желтую и зеленую полоски, а эти отложим. Каким еще способом мы можем сравнить наши полоски? Правильно! Предлагаю вам приложить желтую полоску на синюю, я буду делать тоже самое, только на доске. Какой вывод можно сделать? Чем же отличается желтая полоска от синей? Отлично! А кто заметил еще одно отличие? Да! Совершенно верно! Молодцы. И сегодня мы с вами рассмотрим еще один способ измерения предметов: это измерение условной меркой. Прежде чем мы приступим к работе со следующими полосками, мы немного отдохнем. Давайте измерим ладошкой длину доски, а я вместе с вами. Кто хочет выйти к доске? И сколько же получилось мерок? Ребята, а у меня получилось 7 мерок. Как вы думаете почему у нас с вами получилось разное количество мерок, если длина доски одна и таже? Да, конечно. А теперь возьмите, пожалуйста, полоску, которая у нас осталась не использованная, это и есть наша условная мерка. Ее мы сейчас будем прикладывать на наши полоски. Итак, давайте возьмем зеленую полоску и начнем измерять сначала ее. Измерение начинаем слева-направо. К началу полоски приложили условную мерку, поставили засечку, перенесли мерку к засечке, поставили опять засечку и так до тех пор, пока не дойдем до конца полоски. Сколько получилось? Теперь делаем тоже самое с красной полоской. Сколько мерок получилось? Какой мы можем сделать вывод? Совершенно верно, ребята! Как вы думаете, чему мы будем учиться сегодня? Да! Именно этим мы сегодня и займемся! Мы будем узнавать различными способами измерения: какой предмет длиннее, а какой короче. | Они отличаются длинной. Зеленая полоска длиннее, чем красная полоска. А красная полоска короче, чем зеленая. Мы сравнили на глаз. Мы можем наложить/приложить одну полоску на другую. Практическая деятельность Желтая полоска короче, чем синяя, а синяя длиннее, чем желтая. У них разная не только длинна, но и ширина. 12 мерок Потому что у учителя ладонь больше, чем у ученика. 5 мерок получилось на зеленой полоске. 3 мерки на красной полоске. Так как у нас на зеленой полоске укладывается 5 мерок, а на красной 3 мерки, значит зеленая полоска длиннее, чем красная. А красная полоска короче, чем зеленая. Мы будем учиться узнавать: какой предмет длиннее, а какой короче | Коммуникативные *умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками Познавательные: *Строить логическое рассуждения Регулятивные: *определять способы действий в рамках предложенных условий и требований Личностные: *воспринимать речь учителя, одноклассников | Учащиеся настроены на работу на уроке, осознают цель работы и результат, которого должны достигнуть. |
4. Усвоение новых знаний. Физкультминутка | Откройте, пожалуйста, ваши учебники на странице 32 (3,2), и давайте посмотрим верно ли мы определили тему нашего сегодняшнего урока. Кто нам прочитает то, что написано рядом с треугольником? Ну что, правильно мы определили тему? Вот какие мы молодцы! Давайте по рисунку выполним задания. Вас просят сравнить «на глаз» какой поводок длиннее, какой короче; чей хвост длиннее; чьи уши короче; какая лавочка длиннее. Но сначала скажите, как вы понимаете, что значит «сравнить на глаз»? Давайте попробуем сравнить на глаз, какой поводок длиннее, а какой короче. Верно! У какой собаки хвост длиннее? Да! А чьи уши короче? Молодцы, ребята! И теперь нам нужно узнать какая лавочка длиннее? А теперь смотрим на следующий рисунок. Как вы думаете, каким способом мы будем сравнивать ремни? Тогда какой ремень короче, а какой длиннее? Какой уже, а какой шире?
Верно! Молодцы! Вот мы и рассмотрели два способа сравнения предметов. ФИЗМИНУТКА А сейчас давайте немного отдохнем. Встаньте, пожалуйста со своих мест. Мы с вами выполним небольшую физминутку. Буратино потянулся, Раз – нагнулся, Два нагнулся. Руки в сторону развел, Ключик, видно, не нашел. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать! Вот мы с вами немного отдохнули, а теперь приступаем к работе! Давайте посмотрим на следующее задание и разберемся, как же нам его делать. Смотрим на первое выражение. Сколько у нас зеленых и желтых квадратов? Значит 1 желтый квадрат + 1 зеленый квадрат… Верно, смотрим следующее. Два квадрата, которые остались на прежнем месте, да еще один синий квадрат У нас было 3 квадрата, да еще прибавили 1 красный квадрат Далее. У нас было 4 зеленых круга, один зачеркнули, сколько осталось? Верно! У нас было 3 красных кругов, один зачеркнули, сколько осталось? Было 2 синих круга, один зачеркнули, сколько осталось? Молодцы, ребята! Давайте посмотрим на следующую страничку. Здесь у нас опять полоски. Какого цвета полоски вы видите? Хорошо! А теперь давайте их сравним. Какая самая длинная полоска, а какая самая короткая? А теперь давайте продолжим предложения словами» длиннее» и «короче». Желтая полоска длиннее или короче, чем зеленая? Посмотрите внимательно! Верно! Следующее предложение: желтая полоска длиннее или короче, чем синяя? И последнее предложение: синяя полоска длиннее или короче, чем красная? Ребята, вы большие молодцы. Давайте сейчас наши глазки отдохнут. Отложите все, что вам мешает на край парты и закройте глаза. Я вам буду читать то, что вы должны будете сделать закрытыми глазами. Всем понятно? ФИЗМИНУТКА Глазкам нужно отдохнуть. (Ребята закрывают глаза) Открывайте глаза, вот наши глазки немного отдохнули, а теперь нужно снова приниматься за работу! Кто нам прочитаем, что нужно сделать в следующем задании? Давайте потренируемся на первой схеме. Смотрите. У нас есть два одинаковых яблока и одно другое, тогда какое выражение мы можем составить? Верно! Переходим к следующей схеме. Что по ней мы можем сказать? Какое выражение составим? Совершенно верно! Далее делаем все по тому же принципу. Какое выражение мы можем составить? Правильно! А теперь давайте рассмотрим последнюю схему. Какое выражение мы должны составить? Молодцы! Теперь давайте посмотрим на поля нашего учебника: сколько вы видите кубиков? А мячей? Давайте подумаем, по каким принципам мы можем разбить эти предметы? Совершенно верно. Молодцы, ребята | Будем учиться узнавать разными способами: какой предмет длиннее, какой короче. Да! Посмотреть и понять, какой предмет длиннее, а какой короче. У девочки поводок длиннее, чем у мальчика. А у мальчика поводок короче, чем у девочки. У собаки, которая рядом с девочкой, хвост длиннее У собаки, что рядом с мальчиком, уши короче Красная лавочка длиннее, чем зеленая Способом наложения Желтый ремень длиннее, чем оранжевый, а оранжевый ремень короче, чем желтый. Желтый ремень шире, чем оранжевый, а оранжевый уже, чем желтый ремень Выполнение физкультминутки 1 желтый и 1 зеленый квадрат Будет 2 квадрата 3 квадрата Получилось 4 квадрата Осталось 3 зеленых круга Осталось 2 красных круга Остался 1 синий круг Красная, синяя, зеленая, желтая Самая длинная полоска- красная, а самая короткая- зеленая Желтая полоска длиннее, чем зеленая полоска Желтая полоска короче, чем синяя полоска Синяя полоска короче, чем красная полоска Выполнение физкультминутки Рассмотри рисунки и схемы. Заполни записи. Мы можем составить такое выражение- 2+1=3 У нас есть 2 яблока, 1 утащил ежик 2-1=1 У нас есть 1 красный круг и еще 3 зеленых 1+3=4 У нас было 2 клетки, одну отрезали. 2-1=1 2 кубика 3 мяча По размеру, по форме, по цвету | Регулятивные: * умение планировать пути достижения целей Познавательные: * осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата *строить логическое рассуждение Коммуникативные: *Воспринимать текст с учетом поставленной задачи, описывать объект *работать индивидуально и в группе, находить общее решение *Умение участвовать в учебном диалоге Личностные: *проявлять интерес к выполнению задания *выражать положительное отношение к процессу познания | Учащиеся настроены на работу на уроке, осознают цель работы и результат, которого должны достигнуть. |
5.Систематизация и обобщение знаний. Работа в рабочей тетради. Физкультминутка | А теперь давайте откроем рабочую тетрадь на странице 12. Что нам нужно сделать в первом задании? Верно! Давайте попробуем! Называем сколько предметов и с какой цифрой соединяем. Совершенно верно, ребята. Вы отлично справились с этим заданием. Давайте посмотрим на следующее. Посмотрите, какая полоска короче и раскрасьте ее. Учитель проверяет каждого Теперь давайте посмотрим на задание под третьим кругом. Посчитайте каждую кошку и мышку и нарисуйте круг или треугольник в нужную графу. Теперь давайте сравним кого больше, а кого меньше? Закрасьте, пожалуйста рамку с правильным ответом. Кто будет готов, поставьте ручку на локоток. Учитель проверяет, какую рамку закрасили ученики Молодцы, ребята! | Сосчитать количество предметов и соединить с соответствующей цифрой. 2 бабочки- соединяем с цифрой 2, 2 тюльпана- соединяем с цифрой 2, 4 гриба-соединяем с цифрой 4, 1 стрекоза, соединяем с цифрой 1, 3 божьих коровки- соединяем с цифрой 3, 3 ягоды земляники-соединяем с цифрой 3, 4 ягоды крыжовника-соединяем с цифрой 4. Дети раскрашивают полоску, которая короче Кошек меньше, чем мышек. А мышек больше, чем кошек | Познавательные: * осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата *строить логическое рассуждение Регулятивные: *определять способы действий в рамках предложенных условий и требований | Результат усвоения знаний |
6. Домашнее задание | Ребята, в качестве домашнего задания, я хочу, чтобы вы выполнили написание цифры 4. Это задание в рабочей тетради последнее. | Запись в дневник домашнее задание | ||
7. Подведение итогов | Итак, ребята, чем мы сегодня с вами занимались? А как мы их сравнивали? Ребята, а сейчас у себя в тетрадях на полях нарисуйте смайлик: солнышко с улыбкой- если вы считаете, что хорошо поработали и все усвоили. Солнышко без улыбки- если считаете, что не все усвоили и не во всем разобрались. И солнышко с тучкой-если считаете, что вы ничего не усвоили и плохо поработали сегодня уроке. А сейчас давайте посмотрим, как вы себя оценили. Встаньте те, кто нарисовал солнышко с улыбкой. Хорошо. А теперь те, кто нарисовал солнышко без улыбки. И солнышко с тучкой. Ребята, вы большие молодцы! Опрос учеников, проверка усвоения нового материала | Определяли какой предмет длиннее, а какой короче разными способами. Мы сравнивали предметы на глаз и с помощью наложения одного предмета на другой. Ответы на вопросы учителя, закрепление нового материала | Познавательные: * осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата *строить логическое рассуждение Регулятивные: *определять способы действий в рамках предложенных условий и требований | Результат усвоения знаний |
8.Организационный конец | Ребята! Вот наш урок и подошел к концу. Вы сегодня очень хорошо поработали. Спасибо вам большое за вашу помощь. Мне было очень приятно с вами работать. До свидания и до новых встреч! Благодарит детей за урок, прощается с учащимися | Прощаются с учителем |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока математики 4 класс Тема: "Единицы длины и площади"
Задачи урока:Закрепить знания учащихся о единицах длины и площадиСовершенствовать навыки решения задач на нахождение площади и периметраСовершенствовать вычислительные навыкиСпособствовать разви...
Методическая разработка урока математики "Длина. Решение задач"
Читаем задачу, рассматриваем схему. Читаем отдельно условие по схеме, потом вопросы. Разбираем полностью задачу,подбираем дополнительный вопрос, вопрос- помощник, отмечаем его на схеме, записыва...
Методическая разработка урока математики «Единицы длины» 3 класс
С глубокой древности наши предки измеряли расстояние собой, своим телом. Это и удобно, и руки с ногами всегда при тебе, их нельзя «забыть дома». Система древнерусских мер длины включ...
Методическая разработка урока математики в 4 классе по теме «Единица длины: километр», программа «Школа России»
Данная методическая разработка представляет собой конспект урока по математике 4 класс по программе «Школа России». Тема урока «Едини...
Методическая разработка по математике в 1 классе на тему «Отношения «длиннее», «короче», «одинаковые по длине».
Методическая разработка по математике в 1 классе на тему «Отношения «длиннее», «короче», «одинаковые по длине» для детей с ЗПР....
Методическая разработка по математике "Измерение длины отрезка. Сантиметр." 1 класс
Конспект урока по математике 1 класс....
Методическая разработка урока математики по теме: «Длиннее, короче - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. ЧИСЛО 0. НУМЕРАЦИЯ» (1 класс, УМК "Школа России").
Конспект урока математики по теме: «Длиннее, короче - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. ЧИСЛО 0. НУМЕРАЦИЯ» ( 1 класс, УМК "Школа России")....