Методическая разработка по математике на тему: "Понятия: длиннее, короче".
методическая разработка по математике (1 класс)

Свалова Ксения Павловна

В ходе практической работы и наблюдений научить сравнивать длину предметов разными способами.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл koroche_dlinnee.docx147.53 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока математики

  1. ФГОС, Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Математика. Учебник. 1 класс.
  2. Тема урока: Понятия «длиннее», «короче».
  3. «Основная цель: В ходе практической работы и наблюдений научить сравнивать длину предметов разными способами. 

Задачи: 

- Уточнение и формирование отношений «длиннее», «короче», «одинаковые по длине»;

- Развитие мыслительных операций, творческих способностей, речи учащихся;

- Развивать навык счёта.

- Воспитывать чувство товарищества, умение выслушивать ответы товарищей и дополнить по необходимости;

- Воспитывать интерес к предмету, дисциплинированность.

 Формирование универсальных учебных действий.

Предметные:

Понимать, что такое «длиннее», «короче».

Уметь сравнивать предметы 3 способами: на глаз, условной меркой и наложением/приложением

Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке <…> (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

  1. Тип урока: Урок изучения нового материала
  2. Литература

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/2013/10/02/proek-uroka-matematiki-v-1-klasse-po-teme-dlinnee-koroche

https://infourok.ru/konspekt_uroka_matematiki_v_1_klasse____umk_perspektivnaya_nachalnaya_shkola_tema_uroka_dlinnee-101397.htm

http://festival.1september.ru/articles/638277/

https://doc4web.ru/matematika/konspekt-uroka-po-matematike-dlinnee-i-koroche-klass.html

  1. Технологии и методы обучения в соответствии с целью урока: технология использования в обучении игровых методов, здоровье-сберегающая технология, объяснительно-иллюстративный метод.
  2.  Оборудование урока:

Для учителя: учебник, доска, раздаточный материал: полоски (4), условная мерка, картинки.

Для учащихся: учебник, рабочая тетрадь, пенал.

Этапы урока:

  1. Организационное начало
  2. Актуализация знаний. Устный счет
  3. Определение темы и целей урока
  4. Усвоение новых знаний. Физкультминутка
  5. Систематизация и обобщение знаний. Работа в рабочей тетради. Физкультминутка
  6. Домашнее задание
  7. Подведение итогов
  8. Организационный конец

Этапы урока,

учебные задачи

Содержание урока

Формируемые УУД

Планируемые предметные результаты

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент: подготовка учащихся к работе.

Здравствуйте, ребята! Чтобы все прошло хорошо, я хочу, чтобы вы мне в этом немного помогли. Договорились?

А теперь давайте проверим, что должно лежать на нашей парте. Учебник, рабочая тетрадь, пенал, остальные посторонние вещи уберите в портфель.

Все готовы? Тогда присаживайтесь и начнем наш урок!

Приветствует учеников. Настраивает учащихся на работу. Создаёт положительный эмоциональный фон занятия. Проверяет готовность учащихся к уроку.

Проверяют готовность к уроку. Приветствуют учителя.

Личностные

*готовность к уроку

*самоопределение

*Мотивация на успех

Психологический настрой.

2. Актуализация знаний. Устный счет

Ребята, прежде чем мы с вами перейдем к нашей сегодняшней теме, давайте посчитаем в прямом и обратном порядке от 1 до 10. Сначала считаем в прямом порядке.

Молодцы! А теперь давайте посчитаем в обратном порядке.

Совершенно верно. А теперь я буду вам называть число, а вы мне должны сказать соседей того числа, которое я назову. Договорились? Число – 6. Какие у него соседи? Отвечаем по поднятой руке.

Верно, а соседи числа 8?

Замечательно! А теперь назовите мне число, следующее после числа 4?

А какое число идет после 1?

Отлично! Число, предыдущее 6?

Молодец! Какое число идет между 8 и 10?

Совершенно верно!

Ребята, а сейчас посмотрите на доску, на первый рисунок и скажите сколько вы видите на нем яблок?

http://www.uznaiki.ru/Knigi_dlya_detej/Prirodovedenie_i_Estestvoznanie/images/V-pomoshch-uchitelyu.-Schetniy-material-ot-0-do-10.-Yabloki-11.jpg

Верно! Смотрим следующий рисунок. Сколько у нас здесь грибов?

http://www.uznaiki.ru/Knigi_dlya_detej/Prirodovedenie_i_Estestvoznanie/images/V-pomoshch-uchitelyu.-Schetniy-material-ot-0-do-10.-Gribi-9.jpg

Правильно!

А сейчас, ребята, на доске у меня написаны небольшие примеры. Давайте с вами их решим.

Примеры: 2+1, 3+1, 2-1, 3-1, 4-1.

Итак, ребята, что значит прибавить один?

Верно! А что значит вычесть один?

Молодцы, ребята!

Проведение счета

1,2,3,4,5,6,7,8,9,10

10,9 8,7,6,5,4,3,2,1

Соседи числа 6 -5 и 7

Соседи числа 8 -7 и 9

Число 5, следующее после числа 4

После числа 1, идет 2

Число 5-предыдущее числа 6

Между числами 8 и 10 идет число 9

На рисунке 5 яблок

На этом рисунке 3 гриба

Это значит назвать число на единицу больше(следующее)

Это значит назвать число на единицу меньше(предыдущее)

Счет и выполнение заданий

Личностные

*Мотивация на успех

Коммуникативные

*умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

Регулятивные:

*определять способы действий в рамках предложенных условий и требований

Отработка устных приемов счета

3. Определение темы и целей урока

Ребята, у каждого на столах лежат разные полоски. Возьмите зеленую и красную, а остальные пока что отложите на край парты. Давайте посмотрим, чем же они отличаются?

А как вы это узнали?

Верно! Давайте теперь возьмем желтую и зеленую полоски, а эти отложим. Каким еще способом мы можем сравнить наши полоски?

Правильно! Предлагаю вам приложить желтую полоску на синюю, я буду делать тоже самое, только на доске.

Какой вывод можно сделать? Чем же отличается желтая полоска от синей?

Отлично! А кто заметил еще одно отличие?

Да! Совершенно верно! Молодцы.

И сегодня мы с вами рассмотрим еще один способ измерения предметов: это измерение условной меркой. Прежде чем мы приступим к работе со следующими полосками, мы немного отдохнем. Давайте измерим ладошкой длину доски, а я вместе с вами. Кто хочет выйти к доске?

И сколько же получилось мерок?

Ребята, а у меня получилось 7 мерок. Как вы думаете почему у нас с вами получилось разное количество мерок, если длина доски одна и таже?

Да, конечно. А теперь возьмите, пожалуйста, полоску, которая у нас осталась не использованная, это и есть наша условная мерка. Ее мы сейчас будем прикладывать на наши полоски.

Итак, давайте возьмем зеленую полоску и начнем измерять сначала ее. Измерение начинаем слева-направо. К началу полоски приложили условную мерку, поставили засечку, перенесли мерку к засечке, поставили опять засечку и так до тех пор, пока не дойдем до конца полоски. Сколько получилось?

Теперь делаем тоже самое с красной полоской. Сколько мерок получилось?

Какой мы можем сделать вывод?

Совершенно верно, ребята! Как вы думаете, чему мы будем учиться сегодня?

Да! Именно этим мы сегодня и займемся! Мы будем узнавать различными способами измерения: какой предмет длиннее, а какой короче.

Они отличаются длинной. Зеленая полоска длиннее, чем красная полоска. А красная полоска короче, чем зеленая.

Мы сравнили на глаз.

Мы можем наложить/приложить одну полоску на другую.

Практическая деятельность

Желтая полоска короче, чем синяя, а синяя длиннее, чем желтая.

У них разная не только длинна, но и ширина.

12 мерок

Потому что у учителя ладонь больше, чем у ученика.

5 мерок получилось на зеленой полоске.

3 мерки на красной полоске.

Так как у нас на зеленой полоске укладывается 5 мерок, а на красной 3 мерки, значит зеленая полоска длиннее, чем красная. А красная полоска короче, чем зеленая.

Мы будем учиться узнавать: какой предмет длиннее, а какой короче

Коммуникативные

*умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

Познавательные:

*Строить логическое рассуждения

Регулятивные:

*определять способы действий в рамках предложенных условий и требований

Личностные:

*воспринимать речь учителя, одноклассников

Учащиеся настроены на работу на уроке, осознают цель работы и результат, которого должны достигнуть.

4. Усвоение новых знаний. Физкультминутка

Откройте, пожалуйста, ваши учебники на странице 32 (3,2), и давайте посмотрим верно ли мы определили тему нашего сегодняшнего урока. Кто нам прочитает то, что написано рядом с треугольником?

Ну что, правильно мы определили тему?

Вот какие мы молодцы! Давайте по рисунку выполним задания. Вас просят сравнить «на глаз» какой поводок длиннее, какой короче; чей хвост длиннее; чьи уши короче; какая лавочка длиннее.

Но сначала скажите, как вы понимаете, что значит «сравнить на глаз»?

Давайте попробуем сравнить на глаз, какой поводок длиннее, а какой короче.

Верно! У какой собаки хвост длиннее?

Да! А чьи уши короче?

Молодцы, ребята! И теперь нам нужно узнать какая лавочка длиннее?

А теперь смотрим на следующий рисунок. Как вы думаете, каким способом мы будем сравнивать ремни?

Тогда какой ремень короче, а какой длиннее? Какой уже, а какой шире?

 

Верно! Молодцы! Вот мы и рассмотрели два способа сравнения предметов.

ФИЗМИНУТКА

А сейчас давайте немного отдохнем. Встаньте, пожалуйста со своих мест. Мы с вами выполним небольшую физминутку.

Буратино потянулся,

Раз – нагнулся,

Два нагнулся.

Руки в сторону развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать!

Вот мы с вами немного отдохнули, а теперь приступаем к работе!

Давайте посмотрим на следующее задание и разберемся, как же нам его делать.

Смотрим на первое выражение. Сколько у нас зеленых и желтых квадратов?

Значит 1 желтый квадрат + 1 зеленый квадрат…

Верно, смотрим следующее. Два квадрата, которые остались на прежнем месте, да еще один синий квадрат

У нас было 3 квадрата, да еще прибавили 1 красный квадрат

Далее. У нас было 4 зеленых круга, один зачеркнули, сколько осталось?

Верно! У нас было 3 красных кругов, один зачеркнули, сколько осталось?

Было 2 синих круга, один зачеркнули, сколько осталось?

Молодцы, ребята!

Давайте посмотрим на следующую страничку. Здесь у нас опять полоски. Какого цвета полоски вы видите?

Хорошо! А теперь давайте их сравним. Какая самая длинная полоска, а какая самая короткая?

А теперь давайте продолжим предложения словами» длиннее» и «короче».

Желтая полоска длиннее или короче, чем зеленая? Посмотрите внимательно!

Верно! Следующее предложение: желтая полоска длиннее или короче, чем синяя?

И последнее предложение: синяя полоска длиннее или короче, чем красная?

Ребята, вы большие молодцы. Давайте сейчас наши глазки отдохнут. Отложите все, что вам мешает на край парты и закройте глаза. Я вам буду читать то, что вы должны будете сделать закрытыми глазами. Всем понятно?

ФИЗМИНУТКА

Глазкам нужно отдохнуть. (Ребята закрывают глаза)
Нужно глубоко вздохнуть. 
(Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)
Глаза по кругу побегут. 
(Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)
Много-много раз моргнут 
(Частое моргание глазами)
Глазкам стало хорошо. 
(Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)
Увидят мои глазки все! 
(Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)

Открывайте глаза, вот наши глазки немного отдохнули, а теперь нужно снова приниматься за работу! Кто нам прочитаем, что нужно сделать в следующем задании?

Давайте потренируемся на первой схеме. Смотрите.  У нас есть два одинаковых яблока и одно другое, тогда какое выражение мы можем составить?

Верно! Переходим к следующей схеме.  Что по ней мы можем сказать?

Какое выражение составим?

Совершенно верно! Далее делаем все по тому же принципу.

Какое выражение мы можем составить?

Правильно! А теперь давайте рассмотрим последнюю схему.

Какое выражение мы должны составить?

Молодцы!

Теперь давайте посмотрим на поля нашего учебника: сколько вы видите кубиков?

А мячей?

Давайте подумаем, по каким принципам мы можем разбить эти предметы?

Совершенно верно. Молодцы, ребята

 Будем учиться узнавать разными способами: какой предмет длиннее, какой короче.

Да!

Посмотреть и понять, какой предмет длиннее, а какой короче.

У девочки поводок длиннее, чем у мальчика. А у мальчика поводок короче, чем у девочки.

У собаки, которая рядом с девочкой, хвост длиннее

У собаки, что рядом с мальчиком, уши короче

Красная лавочка длиннее, чем зеленая

Способом наложения

Желтый ремень длиннее, чем оранжевый, а оранжевый ремень короче, чем желтый. Желтый ремень шире, чем оранжевый, а оранжевый уже, чем желтый ремень

Выполнение физкультминутки

1 желтый и 1 зеленый квадрат

Будет 2 квадрата

3 квадрата

Получилось 4 квадрата

Осталось 3 зеленых круга

Осталось 2 красных круга

Остался 1 синий круг

Красная, синяя, зеленая, желтая

Самая длинная полоска- красная, а самая короткая- зеленая

Желтая полоска длиннее, чем зеленая полоска

Желтая полоска короче, чем синяя полоска

Синяя полоска короче, чем красная полоска

Выполнение физкультминутки

Рассмотри рисунки и схемы. Заполни записи.

Мы можем составить такое выражение- 2+1=3

У нас есть 2 яблока, 1 утащил ежик

2-1=1

У нас есть 1 красный круг и еще 3 зеленых

1+3=4

У нас было 2 клетки, одну отрезали.

2-1=1

2 кубика

3 мяча

По размеру, по форме, по цвету

Регулятивные:

* умение планировать пути достижения целей

Познавательные:

* осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата

*строить логическое рассуждение

Коммуникативные:

*Воспринимать текст с учетом поставленной задачи, описывать объект

*работать индивидуально и в группе, находить общее решение

*Умение участвовать в учебном диалоге

Личностные:

*проявлять интерес к выполнению задания

*выражать положительное отношение к процессу познания

Учащиеся настроены на работу на уроке, осознают цель работы и результат, которого должны достигнуть.

5.Систематизация и обобщение знаний. Работа в рабочей тетради.

Физкультминутка

А теперь давайте откроем рабочую тетрадь на странице 12.

Что нам нужно сделать в первом задании?

Верно! Давайте попробуем! Называем сколько предметов и с какой цифрой соединяем.

Совершенно верно, ребята. Вы отлично справились с этим заданием. Давайте посмотрим на следующее.

Посмотрите, какая полоска короче и раскрасьте ее.

Учитель проверяет каждого

Теперь давайте посмотрим на задание под третьим кругом. Посчитайте каждую кошку и мышку и нарисуйте круг или треугольник в нужную графу.

Теперь давайте сравним кого больше, а кого меньше?

Закрасьте, пожалуйста рамку с правильным ответом. Кто будет готов, поставьте ручку на локоток.

Учитель проверяет, какую рамку закрасили ученики

 Молодцы, ребята!

Сосчитать количество предметов и соединить с соответствующей цифрой.

2 бабочки- соединяем с цифрой 2, 2 тюльпана- соединяем с цифрой 2, 4 гриба-соединяем с цифрой 4, 1 стрекоза, соединяем с цифрой 1, 3 божьих коровки- соединяем с цифрой 3, 3 ягоды земляники-соединяем с цифрой 3, 4 ягоды крыжовника-соединяем с цифрой 4.

Дети раскрашивают полоску, которая короче

Кошек меньше, чем мышек. А мышек больше, чем кошек

Познавательные:

* осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата

*строить логическое рассуждение

Регулятивные:

*определять способы действий в рамках предложенных условий и требований

Результат усвоения знаний

6. Домашнее задание

Ребята, в качестве домашнего задания, я хочу, чтобы вы выполнили написание цифры 4. Это задание в рабочей тетради последнее.

Запись в дневник домашнее задание

7. Подведение итогов

Итак, ребята, чем мы сегодня с вами занимались?

А как мы их сравнивали?

Ребята, а сейчас у себя в тетрадях на полях нарисуйте смайлик: солнышко с улыбкой- если вы считаете, что хорошо поработали и все усвоили. Солнышко без улыбки- если считаете, что не все усвоили и не во всем разобрались. И солнышко с тучкой-если считаете, что вы ничего не усвоили и плохо поработали сегодня уроке.

А сейчас давайте посмотрим, как вы себя оценили. Встаньте те, кто нарисовал солнышко с улыбкой. Хорошо. А теперь те, кто нарисовал солнышко без улыбки. И солнышко с тучкой.

Ребята, вы большие молодцы!

Опрос учеников, проверка усвоения нового материала

Определяли какой предмет длиннее, а какой короче разными способами.

Мы сравнивали предметы на глаз и с помощью наложения одного предмета на другой.

Ответы на вопросы учителя, закрепление нового материала

Познавательные:

* осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата

*строить логическое рассуждение

Регулятивные:

*определять способы действий в рамках предложенных условий и требований

Результат усвоения знаний

8.Организационный конец

Ребята! Вот наш урок и подошел к концу. Вы сегодня очень хорошо поработали. Спасибо вам большое за вашу помощь. Мне было очень приятно с вами работать. До свидания и до новых встреч!

Благодарит детей за урок, прощается с учащимися

Прощаются с учителем

http://www.uznaiki.ru/Knigi_dlya_detej/Prirodovedenie_i_Estestvoznanie/images/V-pomoshch-uchitelyu.-Schetniy-material-ot-0-do-10.-Yabloki-11.jpghttp://www.uznaiki.ru/Knigi_dlya_detej/Prirodovedenie_i_Estestvoznanie/images/V-pomoshch-uchitelyu.-Schetniy-material-ot-0-do-10.-Gribi-9.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока математики 4 класс Тема: "Единицы длины и площади"

Задачи урока:Закрепить знания учащихся о единицах длины и площадиСовершенствовать навыки решения задач на нахождение площади и периметраСовершенствовать вычислительные навыкиСпособствовать разви...

Методическая разработка урока математики "Длина. Решение задач"

Читаем задачу, рассматриваем схему. Читаем отдельно условие по схеме, потом вопросы. Разбираем полностью задачу,подбираем дополнительный вопрос, вопрос- помощник, отмечаем его на схеме, записыва...

Методическая разработка урока математики «Единицы длины» 3 класс

С глубокой древности наши  предки измеряли расстояние собой, своим телом. Это и удобно, и руки с ногами всегда при тебе, их нельзя «забыть дома». Система древнерусских мер длины включ...

Методическая разработка урока математики в 4 классе по теме «Единица длины: километр», программа «Школа России»

Данная методическая разработка представляет собой конспект урока по математике 4 класс по программе «Школа России». Тема урока «Едини...

Методическая разработка по математике в 1 классе на тему «Отношения «длиннее», «короче», «одинаковые по длине».

Методическая разработка по математике в 1 классе на тему «Отношения «длиннее», «короче», «одинаковые по длине» для детей с ЗПР....

Методическая разработка урока математики по теме: «Длиннее, короче - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. ЧИСЛО 0. НУМЕРАЦИЯ» (1 класс, УМК "Школа России").

Конспект урока математики по теме: «Длиннее, короче - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. ЧИСЛО 0. НУМЕРАЦИЯ» ( 1 класс, УМК "Школа России")....