Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | Методические примечания |
I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин) | - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ольга Георгиевна. Сегодня я проведу у вас урок математики. - Проверьте, все ли у вас готово к уроку? Хорошо, присаживайтесь! - Предлагаю начать наш урок с девиза, представленного на слайде: Слайд 1 Хоть математика трудна, Но каждому из нас нужна – В жизни пригодится! И, значит, на уроке Не будем мы лениться! - Математика - наука важная и трудная. Но нужно постоянно преодолевать трудности на пути к знаниям. Давайте мысленно пожелаем друг другу удачи на уроке! У нас всё получится! | Приветствуют учителя. Проверяют, всё ли готово к уроку. Настраиваются на работу с помощью девиза урока. | Включение в деятельность. Положительный настрой на работу. Фронтальная форма работы. Словесные методы (беседа), наглядные методы (презентация) |
II. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии (7 мин) | - Откройте свои тетради, отступите 4 клеточки от предыдущей работы и запишите сегодняшнее число, классную работу. - Кто справился, покажите свою готовность. - Проведём математическую разминку. Обратите внимание на доску (прикреплены карточки). 1. Первое задание выполним письменно в тетради. Представьте данные числа в виде суммы разрядных слагаемых: 16 72 35 - Кто желает выйти к доске, поднимите руку. 2. Следующее задание выполним устно. Нам нужно найти значение выражений – ответить устно, перевернуть карточку и проверить себя. 5 х 8 6 х 10 4 х 5 25 + 5 72 + 8 93 + 7 - Кто желает выйти к доске, поднимите руку. - Ответь, чему же равно значение первого выражения? - Верно! Переверни карточку. Присаживайся! И т.д….. 1) Расставьте полученные числа в порядке возрастания. 2) Найдите среди этих чисел лишнее и объясните свой выбор. 3) Что общего у этих чисел? - Молодцы! Вы справились и со вторым заданием! 3. И последнее задание математической разминки также выполним устно (карточки на развороте доски): 200 500 300 70 900 1) Найдите среди этих чисел лишнее и объясните свой выбор.
2) Что общего у этих чисел? То есть, как мы можем назвать все эти числа? | Открывают тетради, записывают число, кл. работу. Выполняют задания математической разминки.
16 = 10 + 6 72 = 70 + 2 35 = 30 + 5
40 60 20 30 80 100
20, 30, 40, 60, 80, 100
100, т.к. это трехзначное число - они все «круглые»
70, т.к. это двухзначное число, а остальные – все сотни - они все «круглые» | Фронтальная форма работы. Словесные методы (беседа, инструктаж), наглядные методы (карточки-метки)
|
III. Выявление места и причины затруднения (1 мин) | - Возникали ли у вас трудности при выполнении данного задания? | Отвечают на вопрос учителя | Словесные методы (беседа) |
IV. Построение проекта выхода из затруднения (2 мин) | - Вы догадываетесь, о чём пойдет речь на нашем уроке? - Выйди к доске, убери карточку с лишним числом и переверни остальные карточки. - Прочитаем хором, что у нас получилось (РАЗРЯД СОТЕН. «КРУГЛЫЕ» СОТНИ). - Ребята, это и будет являться нашей темой урока. Обратите внимание на слайд, где представлена точная формулировка темы. Слайд 2 Разряд сотен и названия «круглых» сотен - Какие задачи мы поставим перед собой? |
- Познакомиться с новым разрядом чисел, с названиями и записью «круглых» сотен | Фронтальная форма работы. Словесные методы (беседа), наглядные методы (презентация) |
V. Реализация построенного проекта (10 мин) | – Сколько цифр в записи числа 100? (Это трехзначное число.) – Какие цифры находятся в разряде единиц; разряде десятков; разряде сотен? – Сколько цифр в записи числа 100? (Это трехзначное число.) – Какие цифры находятся в разряде единиц; разряде десятков; разряде сотен? – Сколько цифр в записи числа 100? (Это трехзначное число.) – Какие цифры находятся в разряде единиц; разряде десятков; разряде сотен? – Сколько цифр в записи числа 100? (Это трехзначное число.) – Какие цифры находятся в разряде единиц; разряде десятков; разряде сотен? - Остановимся подробнее на числе 100 (карточки на доске; объяснение материала в ответно-вопросной форме сопровождается вместе с манипулированием этих карточек). - Сколько цифр в записи числа? - Какие цифры находятся в разряде единиц; десятков; сотен? - Сколько сотен состоит в числе 100? - Сколько в этом числе состоит десятков; единиц? - Исходя из этого, получим верное соотношение (прикрепляю карточку на доску) 100 ед. = 10 дес. = 1 сот. - Запишем его себе в тетрадь. - Теперь поупражняемся – обратите внимание на слайд. Выполним задание – отвечаем по поднятой руке. Слайд 3 Пример: 200 ед. = 20 дес. = 2 сот. 400 ед. = ____ дес. = ______ сот. 900 ед. = ____ дес. = ______ сот. – Давайте познакомимся с остальными «круглыми» сотнями. Рассмотрите таблицу, представленную на слайде. Слайд 4 1 сотня – сто – 100 2 сотни – двести – 200 3 сотни – триста – 300 4 сотни – четыреста – 400 5 сотен – пятьсот – 500 6 сотен – шестьсот – 600 7 сотен – семьсот – 700 8 сотен – восемьсот – 800 9 сотен – девятьсот – 900 - Числа из этой таблицы называют «круглыми» сотнями. Как вы думаете, почему? - Что общего в записи этих чисел? - Чем эти записи отличаются? - Обратите внимание на правильное написание данных чисел словами и произношение:
Слайд 5 1 сотня – сто – 100 2 сотни – двести – 200 произнесём хором Слайд 6 3 сотни – триста – 300 4 сотни – четыреста – 400 произнесём хором Слайд 7 5 сотен – пятьсот – 500 6 сотен – шестьсот – 600 7 сотен – семьсот – 700 8 сотен – восемьсот – 800 9 сотен – девятьсот – 900 произнесём хором - Скажите, а как найти значение данных выражений? Слайд 8 200 + 500 500 – 200 - Чтобы справиться с этими выражениями, нам поможет новая запись: 100 = 1 сот. (прикрепляю карточку на доску) - Запишем ее себе в тетрадь. - Также нам помогут правила:
Слайд 9 Сотни складываются так же, как и единицы 2 сот. + 5 сот. = 7 сот. Слайд 10 Сотни вычитаются так же, как и единицы 5 сот. – 2 сот. = 3 сот. | Слушают объяснение учителя, выполняют его задания, отвечают на вопросы.
- потому что они оканчиваются 0 - вторая часть – сотни - первой частью
| Фронтальная форма работы. Словесные методы (объяснение, беседа), наглядные методы (карточки-метки, презентация)
|
Физкультминутка (1 мин) | Из-за парт мы вышли дружно, Но шуметь совсем не нужно! Все друг другу улыбнулись, Выше-выше потянулись. Ну-ка плечи распрямите, Поднимите, опустите. Рук коленями коснитесь, Вправо, влево повернитесь. Руки мы на пояс ставим, И немного пошагаем, И глазами поморгаем. Мы размяться все успели И за парты тихо сели! | Выполняют физкультминутку | Здоровьесберегающие технологии
|
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (5 мин) | - Возьмите карточку №1. Прочитайте задание: Заполните таблицу: Число словами | Число цифрами | Триста |
| Девятьсот |
| Пятьсот |
| Восемьсот |
| двести |
|
- Это задание выполняем в парах. Только не забываем про правила работы в парах! - Заканчиваем! - Проверьте свою работу – обратите внимание на слайд.
Слайд 11
Число словами | Число цифрами | Триста | 300 | Девятьсот | 900 | Пятьсот | 500 | Восемьсот | 800 | двести | 200 |
- У кого были ошибки, поднимите руку. - Будьте внимательны, и в следующий раз у вас всё получится! - Обратимся к следующему заданию, которое представлено на слайде. Слайд 12 4 сот.+2 сот. 9 сот. – 5 сот. 1 сот. + 6 сот. 8 сот. – 3 сот. - Выполним это задание письменно в тетради – самостоятельно. - Заканчиваем! Проверим работу – отвечаем по поднятой руке. | Выполняют задание в парах, работая с карточкой. Далее осуществляется самопроверка работы по слайду. Затем выполняют задание, представленное на слайде, самостоятельно в тетради. Проверка работы осуществляется фронтально – по поднятой руке.
4 сот.+2 сот. = 6 сот. 1 сот. + 6 сот. = 7 сот. 9 сот. – 5 сот. = 4 сот. 8 сот. – 3 сот. = 5 сот.
| Парная, индивидуальная, фронтальная форма работы. Самопроверка по эталону. Словесные методы (беседа, инструктаж), наглядные методы (карточки, презентация). Практические методы |
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (4 мин) | - Теперь откройте печатную тетрадь на 4-й странице - №1. Выполните это задание самостоятельно.
Число | Разряды | сотни | десятки | единицы | 100 | 1 | 0 | 0 | 900 |
|
|
| 90 |
|
|
| 9 |
|
|
| 19 |
|
|
|
- Заканчиваем работу. Обратите внимание на слайд – проверьте выполненное задание. Оцените свою работу. Слайд 13
Число | Разряды | сотни | десятки | единицы | 100 | 1 | 0 | 0 | 900 | 9 | 0 | 0 | 90 | 0 | 9 | 0 | 9 | 0 | 0 | 9 | 19 | 0 | 1 | 9 |
| Выполняют задание самостоятельно в печатной тетради. Далее происходит самопроверка по эталону (презентации), самооценивание.
| Индивидуальная форма работы. Самопроверка по эталону, самооценивание. Словесные методы (беседа, инструктаж), наглядные методы (печатная тетрадь, презентация)
|
VIII. Включение нового знания в систему знаний и повторение (5 мин) | - Сейчас предлагаю выполнить №3 с. 4 в печатной тетради, работая в группах. Итак, разделитесь в группы по 4 человека. - Можете приступать к выполнению номера, только не забывайте правила слаженной работы в группах!
см | 100 |
|
| 900 |
|
| 300 |
|
| дм | 10 | 50 |
|
| 70 |
|
| 40 |
| м | 1 |
| 2 |
|
| 6 |
|
| 8 |
- Заканчиваем! - Проверим, как вы справились с заданием. Командиры групп отвечают с места, что у них вышло в задании – по одному столбику. Сверим ответ со слайдом! - Молодец! Следующий командир… и т.д.
Слайд 14
см | 100 | 500 | 200 | 900 | 700 | 600 | 300 | 400 | 800 | дм | 10 | 50 | 20 | 90 | 70 | 60 | 30 | 40 | 80 | м | 1 | 5 | 2 | 9 | 7 | 6 | 3 | 4 | 8 |
| Делятся на группы по 4 человека. Выполняют задание в рабочей тетради, работая в группах. При проверке работы командир каждой группы отвечает с места и читает часть выполненного задания (по одному столбику) – при этом идет проверка ответа со слайдом презентации. | Групповая форма работы. Словесные методы (беседа, инструктаж), наглядные методы (печатная тетрадь, презентация)
|
IX. Задание на дом (1 мин) | - Пришло время задания на дом: выучить новые соотношения, которые мы записали; выполнить задание в печатной тетради - №4 с.4 | Записывают домашнее задание | Форма домашнего задания – «Одна на весь класс». |
X. Рефлексия учебной деятельности на уроке. (2 мин) | - Ну что ж, наш урок подходит к концу! Давайте вспомним, какова тема урока? - Какие задачи мы ставили перед собой? А мы их достигли? - У вас на партах расположены цветные карточки для рефлексии (звёздочки) - возьмите их. Оцените свою деятельность на уроке: - если было трудно на уроке и вы не поняли тему – выберите красную «звёздочку»; - если вы усвоили тему, но всё же остались трудности и вопросы – выберите жёлтую «звёздочку»; - если же вы хорошо усвоили тему и не было затруднений – выберите зелёную «звёздочку». - Покажите свои карточки-звёздочки. - Ребята, все встали! Мне очень понравилось с вами работать. - Спасибо за урок! До свидания! | Отвечают на вопросы. Оценивают свою деятельность на уроке
| Фронтальная форма работы. Словесные методы (беседа), наглядные методы (карточки для рефлексии)
|