Этап | Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | УУД |
1.Организационный момент Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. 1-2 минуты | - Громко прозвенел звонок. Начинается урок. Весеннее солнце на небе проснулось. Нам, ребята, улыбнулось. Глазки тихо закрываем, руки к небу поднимаем. Лучик солнышка возьмём и к сердечку поднесём. (Слайд 1) - Вы чувствуете солнечное тепло? Подарим свои улыбки друг другу. Пусть сегодня на уроке благоприятствует тёплая, дружеская атмосфера! - Проверьте глазками - все ли готово к уроку. Урок у нас будет необычный. Мы сегодня на уроке математики проведем весеннюю математическую экскурсию. | Включение в деловой ритм.
| Проверяют самостоятельно готовность к уроку. Записывают дату в тетради. Выполняют минутку чистописания. | Личностные: самоопределение. Регулятивные:целеполагание, планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками. |
2.Актуализация знаний Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. 4-5 минут | -Подготовимся к предстоящей экскурсии и повторим изученное. Это нам пригодиться при выполнении заданий на уроке. - С какого этапа начинаем урок? -Повторяем то, что знаем. - С какой целью мы это делаем? -Эти знания помогу нам сегодня на уроке.
-Закройте глаза (звучит пение птиц). Посмотрите на слайд 2 (тропинка с выражениями: 9 + 1+ 3, 6+4 +2, 7 + 3 +5, 8 + 2 +4 9+1+7) -Что за преграда на пути в парк? Давайте попробуем преграду преодолеть, но вот незадача – ошибаться нельзя, иначе путь в парк будет закрыт. --Сколько всего прибавили к числу 9? (4) -Как прибавляли? (По частям: сначала 1, а потом 3.) -Почему именно так прибавляли 4? (к 10 удобнее прибавить число) Чем похожи все выражения? (первая сумма равна 10)
-Какое задание мы сейчас выполняли? Какое умение отрабатывали? (Прибавляли к числу по частям: сначала до 10, а потом оставшуюся часть)
-Вы успешно справились с этой задачей, и мы можем продолжить нашу экскурсию. - Кто на своих крыльях приносит весну? - Первые вестники весны – это птицы. -Птички принесли на своих крыльях числа, только все они перепутались. Ребята, давайте поможем птицам заселить домик, вставляя в окошечко нужное число. -Вы будете работать в своих рабочих листах, заселять домики.
-Что будем повторять с помощью данного задания? Состав числа 10. - Что мы знаем о чиле 10? Число 10 – первое двузначное число из разряда десятков, состоит из 10 единиц.10 единиц составляют 1 дес. 10-круглое число, к нему удобно прибавлять остальные числа. (Проверка: 1 ученик – на доске) -Ребята, что мы повторили, выполняя данное задание? (состав числа 10) -Оцените свою работу в рабочих листах на полях. -Красавица Зима не хочет от нас уходить, она нагнала тучи и закрыла солнышко. Разгоним тучи. (На доске картинки: солнышко и тучи с выражениями) 8+4 5+2 5+5 8+5 9 +4 6+4 -Какое задание вы можете предложить? (найти значение выражений) -Что общего во всех выражениях? (сумма) -Давайте разгоним тучи, найдем значение выражений. -Какие тучи с выражениями мы не сумели разогнать? Почему эти выражения вы считаете трудными? (8+4, 8+5, 9+4- значение таких выражений мы не умеем находить - Вы хотите научиться находить значение таких выражений? |
Выявляет уровень знаний.
Повторение сложения в пределах 20, подготовка к сложению с переходом через десяток.
Организует повторение состава числа 10.
Создаёт проблемную ситуацию.
| Отвечают на вопрос.
Находят неизвестное число, решая цепочку примеров в пределах 10.
Дети находят значение выражений, преграда исчезает
Заселяют домик(состав числа 10). Анализируют. Делают выводы.
Находят значения в выражениях изученных видов. Определяют выражения, с решением которых не могут справиться. | Регулятивные:оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. Познавательные:логические. Коммуникативные:уметьоформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. |
3.Постановка учебной задачи. Цель: обсуждение затруднений 4-5 минут | -Какова же будет тема урока? (Нахождение значение выражений нового вида) -Какая же цель стоит перед нами? (научиться решать выражения вида 8+4,9+5) - Тема урока: «Сложение однозначных чисел с переходом через десяток». Решение выражений вида 9+4,8+4 | Активизирует знания учащихся. | Ставят цели, формулируют тему урока. | Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. |
4.«Открытие нового знания» Цель: решение устных задач и обсуждение проекта её решения. 7-8 мин | - Итак, вернёмся к нашим трудным выражениям. Как же нам найти результат? Какие у вас есть мнения, предложения, варианты? (С помощью таблицы, по линейке, по пальцам, …) - Линейку мы с собой всегда носить не будем, пальцев нам не хватит, а в таблице суммы только до 10. - Как же быть? -Сейчас мы вместе с вами попробуем найти способ нахождения значения у выражений данного вида. -Вы будете работать в своих рабочих листах. Нам поможет наборное полотно и модели этих чисел. Слайд 3. 9+4 9 - синих кружков 4 – красных кружка
(На слайде наборное полотно с двумя рядами карманов, по 10 карманов в каждом ряду). -Чему равно первое слагаемое в выражении? (9) Поставим столько кружков синего цвета в верхний ряд, а вы закрасьте столько же кружков синим цветом в верхнем ряду. - Сколько надо прибавить к 9? (4) -Сколько красных кругов ещё поместится в верхний ряд? Раскрасьте (1) -Сколько кругов стало в верхнем ряду? (10) -Значит, нам нужно второе слагаемое 4 разбить на части. А на какие? (1 и 3) -Сколько красных кругов нам осталось ещё прибавить? (3) -Поставим их в нижний ряд. Сколько всего кругов получилось в двух рядах? (13) -Как мы к 9 прибавляли 4? (по частям: сначала дополнили до 10, а потом прибавили оставшуюся часть)
- Проверим своё предположение по учебнику с. 64 – 9+4 (Чтение объяснения) -Посмотрите, как можно записать кратко решение: 9+4=13 - 3
-Чему мы научились? - Как мы выполняли сложение? ( По частям) - На что обратим внимание? ( При прибавлении первой части получаем 10) -Т.е. что мы переходили? (Десяток) - Что образует десяток? (Новый разряд, разряд десятков) - Как мы можем назвать сложение данного вида? (Сложение с переходом через разряд) - Какой этап урока мы завершили? (Открытие новых знаний) Слайд 4 -Ребята, мы разогнали ещё одну тучу. Наше солнышко ещё не выглянуло полностью из-за туч. | Организует исследование проблемной ситуации. Организует фронтальную работу.
Организует работу с учебником. | Делают предположения, анализируют, делают выводы.
Читают, рассматривают, объясняют.
| Регулятивные: планирование, прогнозирование. Познавательные: моделирование, логические. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других
|
Физкультминутка | Мы хорошо потрудились, а теперь немного отдохнём- «Мостик отдыха». Все умеем мы считать Раз, два, три, четыре, пять! (Шагаем на месте.) Все умеем мы считать, (Хлопаем в ладоши.) Отдыхать умеем тоже (Прыжки на месте.) Руки за спину положим, (Руки за спину.) Голову поднимем выше (Подняли голову выше.) И легко-легко подышим. (Глубокий вдох-выдох.) | Организует выполнение физминутки. | Выполняют физминутку. |
|
4.Первичное закрепление Цель: проговаривание нового знания. 4-5 минут | - Ребята, давайте вспомним, какую цель мы перед собой ставили, чему нам нужно было научиться? (научиться решать выражения нового вида) -А как же их надо складывать? (По частям, сначала дополняя первое слагаемое до 10.) -Как называется такое сложение? ( С переходом через разряд) -Мы этому уже хорошо научились или надо ещё потренироваться? (Надо ещё.) -К какому этапу урока мы переходим? Чему будем учиться? ( Будем применять новые знания, отрабатывать умение выполнять вычисления с переходом через разряд) - Задания будем выполнять на рабочих листах. -1 выражение выполним совместно. (Учитель на доске, дети в рабочих листах) -А теперь попробуйте самостоятельно найти значение оставшихся выражений. Если у вас возникнут затруднения, вы можете использовать наборное полотно. (2ученика с комментированием и проговариванием алгоритма и записи). -Ребята, какое умение мы отрабатывали, выполняя данное задание? (Умение выполнять сложение с переходом через разряд) -Ребята, мы разогнали ещё одну тучу. Наше солнышко заслоняет последняя туча. | Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение. | Проговаривают алгоритм вычислений. | Регулятивные:проговаривать последовательность действий. Коммуникативные:уметьоформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других |
5.Самостоятельная работа с самопроверкой Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. 4-5 минут | -Птицы рады весне, солнышко светит всё ярче и ярче. Снег тает, тает, тает. Появились ручейки - выражений. -Какую задачу мы перед собой поставим? Какие знания и умения нам пригодятся при выполнении данного задания? -Выполните данное задание в рабочих листах.
Проверка по эталону (слайду). Оцените себя, нарисовав на полях сигнал светофора: - было легко, справился без ошибок, - есть затруднения, нужно ещё поработать - трудно, нужна помощь | Организует деятельность по применению новых знаний. | Выполняют самостоятельную работу, выбрав себе задание. Осуществляют самопроверку. | Личностные:самоопределение. Регулятивные:оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
|
Физкультминутка на внимание | Мы хорошо потрудились, а теперь немного отдохнём - «Мостик отдыха». -Будьте внимательны. Если я называю число больше 10, то вы поднимаете руки вверх. Если меньше 10, то обнять себя руками. Равно 10- пожать руку соседу. | Организует выполнение физминутки. | Выполняют физминутку сидя за партой. |
|
6.Включение нового знания в систему знаний и повторение Цель: повторение изученного материала и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. 7-8 минут | -Продолжаем нашу экскурсию. - Перед нами кораблик с задачей. -Какое следующее задание будем выполнять? Какое умение отрабатывать? (решить задачу) Прочитайте задачу в рабочем листе: Света нашла 8 подснежников, а Дима – 3 подснежника. Сколько всего подснежников нашли ребята? О чём задача? (о подснежниках) -Кто собирал подснежники? (Света и Дима) -Что известно? (количество подснежников, которые собрала Света и количество подснежников, которые собрал Дима) -Что неизвестно? (общее количество подснежников) -Можем ли мы это узнать и как? (сложением – нахождение суммы). Решите задачу (1 ученик- на закрытой доске). Проверка на слайде.
-Какое задание вы выполняли? Чему учились? Помогло ли нам полученное сегодня знание выполнить это задание? Как мы находили сумму? (Прибавляли по частям: сначала дополняли до 10, а потом – прибавили оставшуюся часть) Оцените свою работу. -Вы сумели справиться с решением задачи и наш кораблик отправляется в путешествие по ручейку дальше. Слайд 7
- Ребята, посмотрите на наше солнышко, давайте разгоним последнюю тучку. (8+5) -Какое умение нам поможет выполнить это задание? (устно комментируют- тучка исчезает) | Организует работу над задачей.
Проводит подготовку к следующим темам. | Читают, решают задачу. Сравнивают своё решение задачи с эталоном. Изменяют вопрос.
Вычисляют и объясняют решение примеров.
| Регулятивные: оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. Познавательные: общеучебные. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других |
7.Рефлексия деятельности. Итог урока. Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. 2-3 минуты
| -Давайте вспомним, какую цель мы ставили перед собой в начале урока? -Что мы не умели, а теперь научились? -Как нужно складывать однозначные числа с переходом через разряд? Закончите фразу (на слайде): *Сегодня на уроке я узнал/научился… *Мне было трудно… * Мне было интересно… *Я смогу использовать новые знания…. -Что было интересно? - Мы сегодня совершили маленькую весеннюю экскурсию. Нам повстречались и птички, и ручейки примеров, и кораблик с задачей, солнышко радовалось за нас. А теперь весна-красна перед нами. Слайд 7. У вас на партах есть конверт. Достаньте оттуда подснежники. Если у вас на уроке было хорошее настроение, поднимите распустившийся цветок, а если вам было тревожно, выберите нераспустившийся бутон. | Организует рефлексию. | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель т результат, степень их соответствия. | Личностные: смыслообразование. Познавательные: рефлексия. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. |