Конспект урока по теме: «Общий прием сложения однозначных чисел с переходом через десяток»
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Математика;

1 класс;

УМК «Школа России»;

М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова;

Табличное сложение и вычитание (22ч), Сложение однозначных чисел с переходом через десяток, урок № 105

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока803.68 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Общие сведения:

Математика;

1 класс;

УМК «Школа России»;

М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова;

Табличное сложение и вычитание (22ч), Сложение однозначных чисел с переходом через десяток, урок № 105

2) Тема урока: «Общий прием сложения однозначных чисел с переходом через десяток»

3) Задачи урока

Развитие познавательных логических УУД анализа и обобщения на основе открытия учащимися нового вычислительного приема сложения с переходом через десяток

4) Ожидаемые результаты:

1. Предметные:

обучающийся будет:

  • выполнять сложение двух однозначных чисел, сумма которых больше 10, с использованием изученных приемов вычислений;
  • использовать изученный способ сложения для решения различных заданий (решать задачи в одно и 2 действия на сложение и вычитание, группировать примеры по заданному признаку)

2.  метапредметные:

Познавательные УУД

  • ориентироваться в учебнике (система обозначений, структура текста, содержание).
  • понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.
  • сравнивать математические записи: находить общее и различие.
  • группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Регулятивные УУД:

  • организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
  • в сотрудничестве с учителем определять последовательность действий в ходе выполнения заданий

Коммуникативные УУД:

  • соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
  • вступать в  диалог.
  • сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.
  • Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

3. Личностные

  • Выполнять правила безопасного поведения в школе.
  • Адекватно воспринимать оценку учителя.

5) Оборудование урока

  • учебник «Математика» М. И. Моро (1 класс, часть 2);
  • компьютер;
  • мультимедийный проектор;
  • интерактивная доска;
  • карточки для работы в парах;

6) План урока с хронометражем

  1. Организационный момент (1 мин.)
  2. Актуализация знаний
  1. Логическая разминка (2 мин.)
  2. Решение задач (5 мин.)
  1. Самоопределение к деятельности
  1. Задание на повторение состава числа (2 мин.)
  2. Создание проблемной ситуации и постановка цели урока (4 мин.)
  1. Работа по теме урока

4. 1. Обсуждение вариантов решения (5 мин)

4. 2. Выбор оптимального способа (3 мин)

4.3. Формулировка алгоритма решения (2 мин)

4.4. Применение алгоритма (4 мин)

  1. Физкультминутка (2 мин.)
  2. Закрепление изученного материала
  1. Решение задачи (5 мин)
  2. Решение примеров (5 мин)
  3. Работа с геометрическим материалом (2 мин)
  1. Обобщение знаний и рефлексия  (2 мин)
  2. Подведение итогов урока (1 мин)

7) Ход урока

Этап

урока

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Теоретическое

обоснование

I. Организационный момент.

Приветствует учащихся, проверяет готовность учащихся к уроку

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку

Регулятивные (умение организовать  рабочее место)

Коммуникативные (соблюдение правил речевого этикета)

Личностные (проявлять чувство личной ответственности за своё поведение)

II. Актуализация знаний

  1. Логическая разминка (работа по учебнику стр. 65 задание 7)

Определить для каждой таблицы, какую картинку надо вставить в пустую клетку.

http://www.xxlbook.ru/imgh569759.png

  1. Решение задач (работа с доской), фронтальный опрос

На доске изображена схема:

Учащимся предлагается составить несколько задач к данной схеме и сравнить их.

  1. Учащиеся называют пропущенную фигуру и объясняют свой выбор

  1.  Учащиеся предлагают варианты ответов:
  1. У Маши было 4 красных шарика и 6 синих. Сколь всего шариков было и Маши?
  2. Мне подарили 10 шариков. Шесть из них были синими, а остальные – красные. Сколько было красных шариков?
  3. … . Сколько было синих шариков?
  4. Было 6 синих шарика  и 4 красных. На сколько красных шариков меньше чем синих?
  5. … . На сколько синих шариков меньше чем красных?

Познавательные (анализ объектов с целью выделения признаков, построение логической цепочки рассуждений)

Познавательные (анализ, сравнение, моделирование)

Регулятивные (использование общего способа решения задач)

III. Самоопределение к деятельности

  1. Выполнение задания на повторение состава числа

На интерактивную доску выведено изображение:

http://kzbydocs.com/tw_files2/urls_5/39/d-38371/7z-docs/1_html_m4c837079.png

Учитель показывает пустую ячейку в домике, и просит учащихся показать карточкой пропущенное число.

- Ребята! Зачем нам нужно знать состав чисел?

  1. Создание проблемной ситуации

- Давайте решим еще несколько примеров. На доске изображен столбик примеров.

5 + 3 =

8 + 2 =

7 + 2 =

9 + 4 =

Для их решения учитель вызывает слабого ученика. Остальным учащимся предлагается устно проверить правильность его ответов.

- Почему не получается решить? Какие сложности возникли?

- Да, действительно! Как вы думаете, чем мы будем заниматься на этом уроке?

- Сегодня мы научимся выполнять сложение с переходом через десяток.

  1. Учащиеся показывают карточки с числами.

- Состав чисел нужно знать для того, чтобы правильно и быстро решать примеры.

- Ученик решает первые три примера, а последний (9 + 4) вызывает у него затруднения.

- Учащиеся говорят, что еще не решали такие примеры.

- Учащиеся формулируют тему урока.

Регулятивные (использование общего способа действия)

Регулятивные (целеполагание)

IV. Работа по теме урока

1. Обсуждение вариантов решения

- Давайте подумаем, каким способом можно провести вычисление.

2. Выбор оптимального способа

- Давайте обсудим варианты. Выделим плюсы и минусы.

- Мы всегда носим с собой линейку?

- Мы в магазине можем разложить счетные палочки?

3. Формулировка алгоритма.

- Как мы будем прибавлять по частям? Мы с вами хорошо умеем считать с десятком. Давайте попробуем сначала прибавить столько, чтобы получилось 10.

Учитель записывает на доске пример 9 + 4

Сколько нужно прибавить к 9, чтобы получилось 10? 9 + 1 = 10

Давайте вспомним, что 4 – это 1 и ? Мы с вами уже прибавили 1, значит, нужно прибавить еще 3.

10 + 3 = ?

Эту запись можно выполнить короче:

9 + 4            или    9 + 4 = 13

9 + 1 + 3                    1   3

-Это вычисление можно показать в виде схемы (учитель изображает схему на доске).

- Выложите, пожалуйста, эту схему при помощи геометрических фигур (у учащихся на руках комплект разрезного материала).

Выполните это вычисление при помощи палочек. Выложите 9 палочек и 4 палочки. Переместите одну из четырех к девяти. Сколько у вас осталось? Добавьте оставшиеся палочки (задание для слабых учеников).

- Ребята, откройте, пожалуйста, свои рабочие тетради и запишите наши вычисления в тетрадь.

- Давайте потренируемся. Откройте свои учебники на стр. 64. Работаем с заданием №1 (Учащимся предлагается решить примеры 8 + 4, 6 + 5, 7 + 4 с устным объяснением). Учитель вызывает к доске троих учеников по очереди. Каждый решает по одному примеру. Все остальные работают в тетрадях.

- Придумайте свой пример данного вида. Выборочный опрос нескольких учеников.

- Ребята, а как вы думаете, можно ли при помощи этого способа решить пример

 58 + 6 (пример записан на доске)

- Мы с вами с помощью этого способа будем решать такие примеры во 2 классе.

Ответы учащихся:

- Можно сосчитать по линейке,

- Можно сосчитать при помощи счетных палочек,

- Можно прибавлять по одному,

- Можно прибавить по частям. 9 +1 + 3.

- Учащиеся отвечаю на наводящие вопросы учителя. Вместе приходим к выводу, что первые три способа нам не подходят.

Отвечают на вопросы:

- 1

- 3

- 13

Учащиеся выкладывают схему

Учащиеся работают со счетными палочками

Учащиеся записывают вычисление

Отвечающий у доски ученик записывает пример и проговаривает способ его решения. Остальные учащиеся записывают примеры в тетрадь.

Придумывают свои примеры и решают.

Затруднение в ответе

Познавательные (анализ)

Коммуникативные (ведение диалога)

Регулятивные (планирование)

Познавательные (моделирование)

Регулятивные (применение общего способа действий)

Регулятивные (прогнозирование)

V. Физминутка

Игра «Карлики – великаны»

Выполняют задание

Игра на внимание

VI. Закрепление изученного материала

  1. Давайте попробуем применить полученные нами знания в решении задачи. (Задача выведена на доску).

Саша получил за упражнения на кольцах 7 баллов, а за упражнения на турнике на 1 балл меньше. Сколько баллов он получил за упражнения на турнике?

Измени вопрос задачи так, чтобы она решалась в два действия.

http://festival.1september.ru/articles/619160/img6.gif

Задачу читает сильный ученик.

Далее идет фронтальный опрос (параллельно учитель записывает задачу на доске)

- О чем данная задача?

- Сколько баллов получил за упр. на кольцах?

- Сколько за упражнения на турнике?

- О чем спрашивают в задаче?

- Как запишем решение задачи?

- Мы выполнили задание?

- Как мы можем изменить вопрос, чтобы данная задача решалась в два действия?

- Как нужно изменить условие задачи, чтобы был отражен новый вопрос.

- к доске вызывают сильного ученика для записи дополнения  условия задачи, нового решения и ответа.

  1. 3. Решение примеров (упр. 4 стр. 65 учебника). Вычисли и объясни, сколько всего прибавили к числу или сколько всего вычли из числа.

9 + 1 + 3=     6 + 4 + 2=      12 – 2 – 6 =

8 + 2 + 4 =    7 + 3 + 6=      14 – 4 – 5 =

7 + 3 + 5 =    9 + 1 + 7=     16 – 6 – 2 =

Для увеличения скорости выполнения задания упражнение из учебника вынесено на отдельный лист, куда учащиеся записывают только ответы.

Работа в парах. Учащимся предлагается решить примеры и записать результаты вычислений. Затем учащиеся должны обменяться карточками и поверить результаты друг друга.

- Есть общее в этих примерах?

- Чем отличаются примеры первого и второго столбика от примеров третьего столбика?

- Есть ли закономерность в том, как расположены примеры первого столбика?

-Дополните первый столбик своим примером и решите его.

- А мы могли бы изменить эти примеры так, чтобы слагаемых было два? (работа с сильными учениками).

  1. Работа с геометрическим материалом (учебник стр. 65 задание 5).

Учащимся должны узнать длину каждого звена ломаной и найти сумму длин всех её звеньев. 

Вычисления записать в тетрадь.

- Мы применяли новый способ вычисления

Учащиеся отвечают на вопросы учителя:

- О баллах за упражнения на кольцах и на турнике.

- 7

- Неизвестно, на 1 балл меньше

- Сколько баллов получил Саша за упр. на турнике?

7 – 1 = 9 (б.)

- Нет. Мы должны изменить вопрос.

- Сколько всего баллов получил Саша за упражнения на кольцах и на турнике вместе?

- Добавим фигурную скобку и знак вопроса.

Ученик записывает задачу и проговаривает.

Остальные ученики записывают задачу в тетрадь

Учащиеся решают примеры и записывают результат вычислений в карточку. Затем обмениваются карточками и проверяют ответы друг друга

- В результате первого действия во всех примерах получается 10

- В первом и втором даны примеры на сложение, а в третьем на вычитание

- Да. Первое слагаемое уменьшается, а второе слагаемое увеличивается.

- 6 +4 +6 = 16

9 + 1 + 3 

9 + 4         = 13

Учащиеся выполняют задание 4 + 3 + 5 = 12 (см)

- Да

Регулятивные (применение общего способ действия)

(Преобразование задачи)

Регулятивные (контроль)

Познавательные (анализ, классификация, сравнение)

Коммуникативные (работа в паре)

Личностные (внимательное отношение к собственным переживаниям и переживаниям других)

Регулятивные (применение общего способ действия)

VII. Обобщение и рефлексия

- Мы  выполнили различные задания. В каждом задании использовали один и тот же способ действий. Можно сказать, что мы с вами пришли к определенному алгоритму?

Работа с карточками. У вас на столе карточки с этим алгоритмом. Давайте еще раз проговорим последовательность действий.

А теперь впишите в пустые ячейки карточки любой пример на сложение с переходом через десяток и вычислите его.

Для слабых  учащихся пример записан на доске.

- Да, можно

учащиеся проговаривают хором вместе с учителем

учащиеся придумывают пример и вычисляют

Регулятивные (планирование, обобщение)

VIII. Подведение итогов урока

Ребята чему мы научились на уроке

Оцените, как вы усвоили материал урока, с помощью смайликов

         

            Материал был сложный,

            я ничего не понял

 

           Выполнил задания с трудом,

           нужна еще тренировка

           

           Мне все понятно,

            у меня хорошо получается

 

- Освоили новый способ решения примеров на сложение с переходом через десяток

изображают смайлик на полях тетрадей

Регулятивные (оценка)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общий прием сложения однозначных чисел с переходом через десяток. 1 класс.

Презентация к уроку математики в 1 классе УМК "Школа России". Общий прием сложения однозначных чисел с переходом через десяток....

Урок математики в 1 классе «Общий прием сложения однозначных чисел с переходом через десяток»

УМК: «Школа России»Тип урока:  урок первичного предъявления новых знаний (проблемный урок)Тема:  Числа от 1 до 20. Сложение и вычитание.Номер урока: урок 1 - «Общий прием сложения однозначны...

Конспект урока по математике «Общий прием сложения однозначных чисел с переходом через десяток»

Конспект урока по математике «Общий прием сложения однозначных чисел с переходом через десяток»...

презентация к уроку математики «Общий прием сложения однозначных чисел с переходом через десяток» 1 класс

Презентация к уроку  математики «Общий прием сложения однозначных чисел с переходом через десяток»  1 класс Школа России...