Рабочая программа учебного предмета "Математика" с 1-4 классы
рабочая программа по математике
Рабочая программа учебного предмета "Математика" с 1-4кл.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.docx | 180.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету математика составлена на основе Федерального государственного образова-тельного стандарта начального общего образования, утвержденного 6 октября 2009 года №373, приказа ГлавУО Кур-ганской области от 11.06.2008 № 1052 «Об утверждении новой редакции регионального базисного учебного плана для общебразовательных учреждений Курганской области, реализующих общеобразовательные программы общего образо-вания» №1297 от 01.07.2009 года, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы по математике и на основе УМК по математике, разработанным М.И.Моро, М.А.Бантовой. Г. В. Бельтюковой, С. И. Волко-вой, С. В. Степановой «Математика», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться.
Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приемов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определенные обобщенные знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой фор-мирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.
Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего ус-пешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.
Основными целями начального обучения математике являются:
- Математическое развитие младших школьников. Формирование системы начальных математических знаний. Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального мате-матического образования:
2
- формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными матема-тическими методами познания окружающего мира (умений устанавливать, описывать, моделировать и объяснять коли-чественные и пространственные отношения);
- развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
- развитие пространственного воображения;
- развитие математической речи;
- формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
- формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
- формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
- развитие познавательных способностей;
- воспитание стремления к расширению математических знаний;
-формирование критичности мышления;
- развитие умений аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов по-знания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с дру-гими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.
Общая характеристика учебного предмета
Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нем объединен арифметический, геометриче-ский и алгебраический материал.
Содержание обучения представлено в программе разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией».
Основа арифметического содержания - представления о натуральном числе и нуле, арифметические действия (сложение, вычитание). На уроках математики у младших школьников будут сформированы представления о числе как результате счета, о принципе образования, записи и сравнения целых неотрицательных чисел. Учащиеся будут учиться выполнять устно и письменно арифметические действия с целыми неотрицательными числами в пределах 20; узнают, как связаны между собой компоненты и результаты арифметических действий; научатся находить неизвестный компо-нент арифметического действия по известным компонентам; усвоят связи между сложением и вычитанием. Программа
3
курса предусматривает ознакомление с величинами, их измерением, соотношением между см, дм, кг, литр; включение элементов алгебраической пропедевтики (выражения с буквой).
Особое место в содержании занимают текстовые задачи. Система подбора задач, определение времени и последо-вательности введения задач того или иного вида обеспечивают благоприятные условия для сопоставления, сравнения, противопоставления задач, сходных в том или ином отношении, а также для рассмотрения взаимообратных задач. Работа
- текстовыми задачами оказывает большое влияние на развитие у детей воображения, логического мышления, речи. Ре-шение задач укрепляет связь обучения с жизнью, углубляет понимание практического значения математических знаний, пробуждает у учащихся интерес к математике и усиливает мотивацию к ее изучению.
При решении текстовых задач используется и совершенствуется знание основных математических понятий, отно-шений, взаимосвязей и закономерностей. Работа с текстовыми задачами способствует осознанию смысла арифметиче-ских действий и математических отношений, пониманию взаимосвязи между компонентами и результатами действий; осознанному использованию действий.
Программа включает рассмотрение пространственных отношений между объектами, ознакомление с различными геометрическими фигурами и геометрическими величинами. Учащиеся научатся распознавать и изображать точку, пря-мую и кривую линии, отрезок, луч, угол, ломаную, многоугольник. Они овладеют навыками работы с измерительными и чертежными инструментами (линейка, чертежный угольник).
Программой предусмотрено целенаправленное формирование совокупности умений работать с информацией. Предметное содержание программы направлено на последовательное формирование и отработку универсальных учеб-ных действий, развитие логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи.
Программа ориентирована на формирование умений использовать полученные знания для самостоятельного поис-ка новых знаний, для решения задач, возникающих в процессе различных видов деятельности, в том числе и в ходе изу-чения других школьных дисциплин.
Содержание курса имеет концентрическое строение, отражающее последовательное расширение области чисел. Такая структура позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании сложности учебного материала, создает хорошие условия для углубления формируемых знаний, отработки умений и навыков, для увеличения степени самостоя-тельности (при освоении новых знаний, проведении обобщений, формулировании выводов), для постоянного совершен-ствования универсальных учебных действий.
4
Описание места учебного предмета в учебном плане
На изучение математики в 1 классе начальной школы отводится 4 часа в неделю, всего — 132 часа (33 учебные не-дели), во 2 классе – 136 ч., в 3 классе – 136 ч., в 4 классе – 136 ч. (34 учебные недели).
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошѐл переход к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять актив-ную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.
Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный за-каз системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:
формирование основ гражданской идентичности личности на базе:
— чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благо-состояние общества;
— восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;
формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:
— доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
— уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнѐра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учѐтом позиций всех участников; развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманиз-ма:
– принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;
– ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
5
– формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой; развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:
– развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
– формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия еѐ самоактуализации:
– формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и от-стаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
– развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
– формирование целеустремлѐнности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
– формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.
Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познава-тельного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщѐнных способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.
Ведущие целевые установки предмета «Математика»
использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов,
явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;
овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математиче-
ской речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполне-
ния алгоритмов;
приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учеб-
но-практических задач;
умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометри-ческие фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
6
Результаты изучения предмета
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Программа обеспечивает достижение учащимися начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты
- Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание роли своей страны в мировом разви-тии; уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
- Целостное восприятие окружающего мира.
- Развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расши-рении знаний и способов действий; творческий подход к выполнению заданий.
- Рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими.
- Навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками.
- Установка на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты
- Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы еѐ осуществле-ния.
- Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
- Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условия-ми еѐ выполнения; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучае-мых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
- Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуни-кативных и познавательных задач.
- Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном про-странстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуника-тивными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью
7
клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своѐ выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым призна-кам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесение к известным поняти-ям.
- Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своѐ мнение и аргументировать свою точку зрения.
- Определение общей цели и путей еѐ достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совмест-ной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное пове-дение и поведение окружающих.
- Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учѐта интересов сторон и сотрудничества.
- Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».
- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
- Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».
Предметные результаты
- Использование приобретенных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений.
- Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счета, измерений, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
- Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
- Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать тексто-вые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интер-претировать данные.
- Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с «меню», на-ходить информацию по заданной теме, распечатывать ее на принтере).
8
Характеристика результатов формирования универсальных учебных действий
Класс | Личностные УУД | Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД |
1 класс | 1. Ценить и принимать | 1. Организовывать свое | 1. Ориентироваться в | 1. Участвовать в диалоге |
следующие базовые | рабочее место под руко- | учебнике: определять уме- | на уроке и в жизненных | |
ценности: «добро», | водством учителя. | ния, которые будут сфор- | ситуациях. | |
«терпение», «родина», | 2. Определять цель вы- | мированы на основе изу- | 2. Отвечать на вопросы | |
«природа», «семья». | полнения заданий на | чения данного раздела. | учителя, товарищей по | |
2. Уважать к своей се- | уроке, во внеурочной | 2. Отвечать на простые | классу. | |
мье, к своим родствен- | деятельности, в жиз- | вопросы учителя, находить | 2. Соблюдать простейшие | |
никам, любовь к роди- | ненных ситуациях под | нужную информацию в | нормы речевого этикета: | |
телям. | руководством учителя. | учебнике. | здороваться, прощаться, | |
3. Освоить роли уче- | 3. Определять план вы- | 3. Сравнивать предметы, | благодарить. | |
ника; формирование | полнения заданий на | объекты: находить общее | 3. Слушать и понимать | |
интереса (мотивации) к | уроках, внеурочной дея- | и различие. | речь других. | |
учению. | тельности, жизненных | 4. Группировать предметы, | 4. Участвовать в паре. | |
4. Оценивать жизнен- | ситуациях под руково- | объекты на основе суще- | ||
ные ситуаций и по- | дством учителя. | ственных признаков. | ||
ступки героев художе- | 4. Использовать в своей | 5. Подробно пересказы- | ||
ственных текстов с | деятельности простей- | вать прочитанное или про- | ||
точки зрения общече- | шие приборы: линейку, | слушанное; определять | ||
ловеческих норм. | треугольник и т.д. | тему. | ||
2 класс | 1. Ценить и принимать | 1. Самостоятельно ор- | 1. Ориентироваться в | 1.Участвовать в диалоге; |
следующие базовые | ганизовывать свое ра- | учебнике: определять уме- | слушать и понимать дру- | |
ценности: «добро», | бочее место. | ния, которые будут сфор- | гих, высказывать свою | |
«терпение», «родина», | 2. Следовать режиму | мированы на основе изу- | точку зрения на события, | |
«природа», «семья», | организации учебной и | чения данного раздела; | поступки. | |
«мир», «настоящий | внеучебной деятельно- | определять круг своего не- | 2.Оформлять свои мысли | |
друг». | сти. | знания. | в устной и письменной | |
2. Уважение к своему | 3. Определять цель | 2. Отвечать на простые и | речи с учетом своих | |
народу, к своей родине. | учебной деятельности с | сложные вопросы учителя, | учебных и жизненных ре- | |
3. Освоение личностно- | помощью учителя и са- | самим задавать вопросы, | чевых ситуаций. |
9
го смысла учения, же- | мостоятельно. | находить нужную инфор- | 3.Читать вслух и про себя | |
лания учиться. | 4. Определять план вы- | мацию в учебнике. | тексты учебников, других | |
4. Оценка жизненных | полнения заданий на | 3. Сравнивать и группи- | художественных и науч- | |
ситуаций и поступков | уроках, внеурочной дея- | ровать предметы, объекты | но-популярных книг, по- | |
героев художественных | тельности, жизненных | по нескольким основани- | нимать прочитанное. | |
текстов с точки зрения | ситуациях под руково- | ям; находить закономер- | 4. Выполняя различные | |
общечеловеческих | дством учителя. | ности; самостоятельно | роли в группе, сотрудни- | |
норм. | 5. Соотносить выпол- | продолжать их по уста- | чать в совместном реше- | |
ненное задание с об- | новленном правилу. | нии проблемы (задачи). | ||
разцом, предложенным | 4. Подробно пересказы- | |||
учителем. | вать прочитанное или про- | |||
6. Использовать в рабо- | слушанное; составлять | |||
те простейшие инстру- | простой план . | |||
менты и более сложные | 5. Определять, в каких ис- | |||
приборы (циркуль). | точниках можно найти | |||
6. Корректировать вы- | необходимую информа- | |||
полнение задания в | цию для выполнения за- | |||
дальнейшем. | дания. | |||
7. Оценка своего зада- | 6. Находить необходимую | |||
ния по следующим па- | информацию, как в учеб- | |||
раметрам: легко выпол- | нике, так и в словарях в | |||
нять, возникли сложно- | учебнике. | |||
сти при выполнении. | 7. Наблюдать и делать са- | |||
мостоятельные простые | ||||
выводы | ||||
3 класс | 1. Ценить и принимать | 1. Самостоятельно ор- | 1. Ориентироваться в | 1. Участвовать в диалоге; |
следующие базовые | ганизовывать свое ра- | учебнике: определять уме- | слушать и понимать дру- | |
ценности: «добро», | бочее место в соответ- | ния, которые будут сфор- | гих, высказывать свою | |
«терпение», «родина», | ствии с целью выполне- | мированы на основе изу- | точку зрения на события, | |
«природа», «семья», | ния заданий. | чения данного раздела; | поступки. | |
«мир», «настоящий | 2. Самостоятельно оп- | определять круг своего не- | 2.Оформлять свои мысли | |
друг», «справедли- | ределять важность или | знания; планировать свою | в устной и письменной |
10
вость», «желание по- | необходимость выпол- | работу по изучению не- | речи с учетом своих | |
нимать друг друга», | нения различных зада- | знакомого материала. | учебных и жизненных ре- | |
«понимать позицию | ния в учебном процессе | 2. Самостоятельно пред- | чевых ситуаций. | |
другого». | и жизненных ситуациях. | полагать, какая дополни- | 3.Читать вслух и про себя | |
2. Уважение к своему | 3. Определять цель | тельная информация буде | тексты учебников, других | |
народу, к другим наро- | учебной деятельности с | нужна для изучения незна- | художественных и науч- | |
дам, терпимость к обы- | помощью самостоя- | комого материала; | но-популярных книг, по- | |
чаям и традициям дру- | тельно. | отбирать необходимые | нимать прочитанное. | |
гих народов. | 4. Определять план вы- | источники информации | 4. Выполняя различные | |
3. Освоение личностно- | полнения заданий на | среди предложенных учи- | роли в группе, сотрудни- | |
го смысла учения; же- | уроках, внеурочной дея- | телем словарей, энцикло- | чать в совместном реше- | |
лания продолжать свою | тельности, жизненных | педий, справочников. | нии проблемы (задачи). | |
учебу. | ситуациях под руково- | 3. Извлекать информацию, | 5. Отстаивать свою точку | |
4. Оценка жизненных | дством учителя. | представленную в разных | зрения, соблюдая правила | |
ситуаций и поступков | 5. Определять правиль- | формах (текст, таблица, | речевого этикета. | |
героев художественных | ность выполненного за- | схема, экспонат, модель, | 6. Критично относиться к | |
текстов с точки зрения | дания на основе срав- | а, иллюстрация и др.) | своему мнению | |
общечеловеческих | нения с предыдущими | 4. Представлять информа- | 7. Понимать точку зрения | |
норм, нравственных и | заданиями, или на осно- | цию в виде текста, табли- | другого | |
этических ценностей. | ве различных образцов. | цы, схемы, в том числе с | 8. Участвовать в работе | |
6. Корректировать вы- | помощью ИКТ. | группы, распределять ро- | ||
полнение задания в со- | 5. Анализировать, сравни- | ли, договариваться друг с | ||
ответствии с планом, | вать, группировать раз- | другом. | ||
условиями выполнения, | личные объекты, явления, | |||
результатом действий | факты. | |||
на определенном этапе. | ||||
7. Использовать в рабо- | ||||
те литературу, инстру- | ||||
менты, приборы. | ||||
8. Оценка своего зада- | ||||
ния по параметрам, за- | ||||
ранее представленным. |
11
4 класс | 1. Ценить и принимать | 1. Самостоятельно | 1. Ориентироваться в | Участвовать в диалоге; |
следующие базовые | формулировать задание: | учебнике: определять уме- | слушать и понимать дру- | |
ценности: «добро», | определять его цель, | ния, которые будут сфор- | гих, высказывать свою | |
«терпение», «родина», | планировать алгоритм | мированы на основе изу- | точку зрения на события, | |
«природа», «семья», | его выполнения, кор- | чения данного раздела; | поступки. | |
«мир», «настоящий | ректировать работу по | определять круг своего не- | 2.Оформлять свои мысли | |
друг», «справедли- | ходу его выполнения, | знания; планировать свою | в устной и письменной | |
вость», «желание по- | самостоятельно оцени- | работу по изучению не- | речи с учетом своих | |
нимать друг друга», | вать. | знакомого материала. | учебных и жизненных ре- | |
«понимать позицию | 2. Использовать при | 2. Самостоятельно пред- | чевых ситуаций. | |
другого», «народ», «на- | выполнения задания | полагать, какая дополни- | 3.Читать вслух и про себя | |
циональность» и т.д. | различные средства: | тельная информация буде | тексты учебников, других | |
2. Уважение к своему | справочную литературу, | нужна для изучения незна- | художественных и науч- | |
народу, к другим наро- | ИКТ, инструменты и | комого материала; | но-популярных книг, по- | |
дам, принятие ценно- | приборы. | отбирать необходимые | нимать прочитанное. | |
стей других народов. | 3. Определять самостоя- | источники информации | 4. Выполняя различные | |
3. Освоение личностно- | тельно критерии оцени- | среди предложенных учи- | роли в группе, сотрудни- | |
го смысла учения; вы- | вания, давать самооцен- | телем словарей, энцикло- | чать в совместном реше- | |
бор дальнейшего обра- | ку. | педий, справочников, | нии проблемы (задачи). | |
зовательного маршрута. | электронные диски. | 5. Отстаивать свою точку | ||
4. Оценка жизненных | 3. Сопоставлять и отби- | зрения, соблюдая правила | ||
ситуаций и поступков | рать информацию, полу- | речевого этикета; аргу- | ||
героев художественных | ченную из различных ис- | ментировать свою точку | ||
текстов с точки зрения | точников (словари, энцик- | зрения с помощью фактов | ||
общечеловеческих | лопедии, справочники, | и дополнительных сведе- | ||
норм, нравственных и | электронные диски, сеть | ний. | ||
этических ценностей, | Интернет). | 6. Критично относиться к | ||
ценностей гражданина | 4. Анализировать, сравни- | своему мнению. Уметь | ||
России. | вать, группировать раз- | взглянуть на ситуацию с | ||
личные объекты, явления, | иной позиции и договари- | |||
факты. | ваться с людьми иных по- | |||
5. Самостоятельно делать | зиций. |
12
выводы, перерабатывать | 7. Понимать точку зрения | |||
информацию, преобразо- | другого | |||
вывать еѐ, представлять | 8. Участвовать в работе | |||
информацию на основе | группы, распределять ро- | |||
схем, моделей, сообщений. | ли, договариваться друг с | |||
6. Составлять сложный | другом. Предвидеть по- | |||
план текста. | следствия коллективных | |||
7. Уметь передавать со- | решений. | |||
держание в сжатом, выбо- | ||||
рочном или развѐрнутом | ||||
виде |
Характеристика планируемых результатов по математике в 1 классе
Раздел | Содержание учебного | Планируемые результаты освоения учебного предмета | ||
курса | раздела | Предметные знания | Предметные умения | Универсальные учебные |
действия | ||||
1.Числа и | Счет предметов. Чте- | Знать названия и по- | Читать, записывать, | |
величины | ние и запись чисел от 0 | следовательность на- | сравнивать, упорядочи- | |
до 20. | туральных чисел | вать числа от 0 до 20. | ||
Составление числовых | от 1 до 20 | Уметь пересчитывать | ||
последовательностей. | предметы и результат | |||
Длина предмета в см, | выражать числом | |||
дм, дм и см. Расстоя- | Измерять, строить и за- | |||
ние между точками. | писывать величину | |||
Длина отрезка | (длину – см, дм) | |||
2.Арифмети- | Сложение, вычитание, | Знать состав числа. | Выполнять устно и | |
ческие | умножение и деление. | Знать названия и обо- | письменно сложение, | Регулятивные: |
действия | Знаки действий (+,-, *, | значения действий | вычитание однознач- | -принимать учебную задачу |
:). Таблица сложения. | сложения и вычита- | ных чисел без перехода | (услышать вопрос, задание); | |
Арифметические дей- | ния | через десяток способом | -действовать с учетом выде- |
13
ствия (сложение и вы- | присчитывания и ис- | ленных учителем ориентиров | ||
читание) с числами 0 и | пользуя знание состава | действия(использовать табли- | ||
1. Взаимосвязь | числа; с переходом че- | цу, пошагово выполняет ин- | ||
арифметических дей- | рез десяток, | струкцию); | ||
ствий | используя знание таб- | - пошагово соотносить с | ||
лицы сложения и вычи- | образцом (под руководством | |||
тания | учителя, в паре) | |||
с использованием заме- | Познавательные: | |||
ны числа суммой удоб- | -проводить сравнения, клас- | |||
ных слагаемых (допол- | сификацию по заданным при- | |||
нение до 10) | знакам, обобщать; | |||
Решение текстовой | Использовать действия | -пользоваться знаками, сим- | ||
арифметической зада- | сложения и вычитания | волами, моделями, схемами, | ||
чи с помощью модели | для решения текстовых | приведѐнными в учебнике; | ||
(фишек). | арифметических задач в | -анализировать объекты, вы- | ||
Запись решения задачи | одно действие; | делять главное; | ||
Уметь записывать ре- | -выбирать способ проверки | |||
шение задач с помощью | правильности вычислений; | |||
математических знаков | -обосновывать свой выбор | |||
Числовое выражение. | Порядок выполнения | Вычислять значение | Коммуникативные: | |
Нахождение значения | арифметических дей- | числового выражения, | -допускать существование | |
числового выражения. | ствий в выражениях | содержащего 2 | различных точек зрения; | |
Установление порядка | со скобками | арифметических дейст- | -принимать другое мнение, | |
выполнения действий в | и без скобок | вия со скобками и без | договариваться, задавать во- | |
числовых выражениях | скобок. | просы; | ||
со скобкой и без ско- | -строить понятное для | |||
бок | партнѐра высказывание; | |||
Способы проверки | Знать способы про- | Уметь применять спо- | -использовать речь для регу- | |
правильности вычис- | верки правильности | собы проверки вычис- | ляции своего действия | |
лений | вычислений. | лений | ||
(с помощью линейки; | ||||
числового луча; при- |
14
считыванием; пере- | ||||
считыванием фишек). | ||||
Отношения множеств | Знать способы срав- | |||
«больше», «меньше», | нения | |||
«равно» «больше на..», | множеств (способ од- | |||
«меньше на…» | нозначного соответ- | |||
ствия; по расположе- | ||||
нию чисел в нату- | ||||
ральном ряду: по ли- | ||||
нейке; по числовому | ||||
лучу; в виде графов с | ||||
цветными стрелками) | ||||
3.Геометри- | Форма предмета. | Уметь называть фигу- | ||
ческие по- | Круг, квадрат, тре- | ру, изображѐнную на | ||
нятия | угольник, пятиуголь- | рисунке: | ||
ник. | точку, круг, квадрат, | |||
Различие между шаром | треугольник, пяти- | |||
и кругом, кубом и | угольник. | |||
квадратом. | Уметь различать шар и | |||
Точка и линия. | круг, куб и квадрат | |||
Отрезок. Многоуголь- | ||||
ник |
Содержание учебного предмета «Математика» в 1 классе
№ | Название раздела | Кол- | Содержание раздела. |
п/п | во ча- | ||
сов | |||
1. | Подготовка к изучению чисел. | 8 ч | Сравнение предметов по размеру (больше – меньше, выше – ни- |
Пространственные и временные | же, длиннее – короче) и форме (круглый, квадратный, треуголь- | ||
представления | ный и др.) |
15
Пространственные представления, взаимное расположение | |||
предметов: вверху, внизу (выше, ниже), слева, справа (левее, | |||
правее), перед, за, между, рядом. | |||
Направления движения: слева направо, справа налево, сверху | |||
вниз, снизу вверх. | |||
Временные представления: сначала, потом, до, после, раньше, | |||
позже. | |||
Сравнение групп предметов: больше, меньше, столько же, боль- | |||
ше (меньше) на … . | |||
2. | Числа от 1 до 10. Число 0. | 28 ч | Названия, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10. |
Нумерация | счет реальных предметов и их изображений, движений, звуков и | ||
др. Получение числа прибавлением 1 к предыдущему числу, вы- | |||
читаем 1 из числа, непосредственно следующего за ним при сче- | |||
те. | |||
Число 0. Его получение и обозначение. | |||
Сравнение чисел. | |||
Равенство, неравенство. Знаки «больше», «меньше», «равно». | |||
Состав чисел 2,3,4,5. Монеты в 1 р., 2 р., 5 р., 1 к., 5 к., 10 к. | |||
Точка. Линии: кривая, прямая. Отрезок. Ломаная. Многоуголь- | |||
ник. Углы, вершины, стороны многоугольника. | |||
Длина отрезка. Сантиметр. | |||
Решение задач в одно действие на сложение и вычитание (на ос- | |||
нове счета предметов). | |||
Простейшая вычислительная машина. | |||
Задания творческого и поискового характера. | |||
Проект: «Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах и | |||
поговорках» | |||
3 | Числа от 1 до 10 | 56 ч | Конкретный смысл и названия действий сложения и вычитания ( |
Сложение и вычитание | их использование при чтении и записи числовых выражений). | ||
Нахождение значений числовых выражений в 1-2 действия без | |||
скобок. | |||
Переместительное свойство сложения. |
16
Приемы вычислений: а) при сложении – прибавление числа по | |||
частям, перестановка чисел; б) при вычитании – вычитание числа | |||
по частям и вычитание на основе знания соответствующего слу- | |||
чая сложения. | |||
Таблица сложения в пределах 10. Соответствующие случаи вы- | |||
читания. | |||
Сложение и вычитание с числом 0. | |||
Нахождение числа, которое на несколько единиц больше или | |||
меньше данного. | |||
Решение задач в одно действие на сложение и вычитание. | |||
Простейшая вычислительная машина. | |||
Задания творческого и поискового характера. | |||
3. | Числа от 1 до 20 | 12 ч | Название и последовательность чисел от 1 до 20. Десятичный со- |
Нумерация | став чисел от 11 до 20. Чтение и запись чисел от 11 до 20. Срав- | ||
нение чисел. | |||
Сложение и вычитание вида 10+7, 17-7,17-10. | |||
Сравнение чисел с помощью вычитания. | |||
Единица времени: час. Определение времени по часам с точно- | |||
стью до часа. | |||
Единицы длины: сантиметр, дециметр. Соотношение между ни- | |||
ми. | |||
Единицы массы: килограмм. | |||
Единицы вместимости: литр. | |||
Задания творческого и поискового характера. | |||
Числа от 1 до 20 | 22 ч | Сложение двух однозначных чисел, сумма которых больше чем | |
Сложение и вычитание (продолже- | 10, с использованием изученных приемов вычислений. | ||
ние) | Таблица сложение и соответствующие случаи вычитания. | ||
Решения задач в 1-2 действия на сложение и вычитание. | |||
Простейшая вычислительная машина. | |||
Задания творческого и поискового характера. | |||
Проект: «Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узоры и | |||
орнаменты». |
17
4. | Итоговое повторение «Что узнали, | 6 ч | Обобщение и повторение изученного материала (5 ч). |
чему научились в 1 классе» | Проверка знаний (1 ч) | ||
Содержание учебного предмета «Математика» во 2 классе | |||
№ | Название раздела | Кол- | Содержание раздела. |
п/п | во ча- | ||
сов | |||
1. | Числа от 1 до 100. Нумерация | 16 ч | Новая счетная единица – десяток. Счет десятками. Образование |
и названия чисел, их десятичный состав. Запись и чтение чисел. | |||
Числа однозначные и двузначные. Порядок следования чисел | |||
при счете. | |||
Сравнение чисел. | |||
Единицы длины: сантиметр, дециметр, миллиметр, метр. | |||
Соотношения между ними. | |||
Длина ломаной. | |||
Периметр многоугольника. | |||
Единицы времени: час, минута. Соотношение между ними. Оп- | |||
ределение времени по часам с точностью до минуты. | |||
Монеты (набор и размен). | |||
Задачи на нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного | |||
уменьшаемого и неизвестного вычитаемого. | |||
Решение задач в 2 действия на сложение и вычитание. | |||
Практические работы: Единицы длины. Построение отрезков | |||
заданной длины. Монеты (набор и размен). | |||
2. | Числа от 1 до 100. Сложение и вы- | 70 ч | Устные и письменные приемы сложения и вычитания чисел в |
читание | пределах 100. | ||
Числовое выражение и его значение. | |||
Порядок действий в выражениях, содержащих 2 действия (со | |||
скобками и без них). | |||
Сочетательное свойство сложения. Использование перемести- |
18
тельного и сочетательного свойств сложения для ра- | |||
ционализации вычислений. | |||
Взаимосвязь между компонентами и результатом сложения (вы- | |||
читания). | |||
Проверка сложения и вычитания. | |||
Выражения с одной переменной вида а + 28, 43-6. | |||
Уравнение. Решение уравнения. | |||
Решение уравнений вида 12 + х =12, 25 – х = 20, х – 2 = 8 спосо- | |||
бом подбора. | |||
Углы прямые и непрямые (острые, тупые). Прямоугольник | |||
(квадрат). Свойство противоположных сторон прямоугольника. | |||
Построение прямого угла, прямоугольника (квадрата) на клетча- | |||
той бумаге. | |||
Решение задач в 1 – 2 действия на сложение и вычитание. | |||
Практические работы: Сумма и разность отрезков. Единицы | |||
времени, определение времени по часам с точностью до часа, с | |||
точностью до минуты. Прямой угол, получение модели прямого | |||
угла; построение прямого угла и прямоугольника на клетчатой | |||
бумаге. | |||
3 | Числа от 1 до 100. Умножение и | 39 ч | Конкретный смысл и названия действий умножения и деления. |
деление | Знаки умножения • (точка) и деления : (две точки). | ||
Названия компонентов и результата умножения (деления), их ис- | |||
пользование при чтении и записи выражений. | |||
Переместительное свойство умножения. | |||
Взаимосвязи между компонентами и результатом действия ум- | |||
ножения; их использование при рассмотрении деления с числом | |||
10 и при составлении таблиц умножения и деления с числами 2, | |||
3. | |||
Порядок выполнения действий в выражениях, содержащих 2 – 3 | |||
действия (со скобками и без них). | |||
Периметр прямоугольника (квадрата). | |||
Решение задач в одно действие на умножение и деление. |
19
Итоговое повторение | 11 ч | Числа от 1 до 100. Нумерация чисел. Сложение, вычитание, ум- | |
ножение, деление в пределах 100: устные и письменные приемы. | |||
Решение задач изученных видов. | |||
Содержание учебного предмета «Математика» в 3 классе
№ | Название раздела | Кол- | Содержание раздела. |
п/п | во ча- | ||
сов | |||
1. | Числа от 1 до 100. Сложение и вы- | 9 ч | Нумерация чисел в пределах 100. Устные и письменные приемы |
читание | сложения и вычитания чисел в пределах 100. | ||
Взаимосвязь между компонентами и результатом сложения (вы- | |||
читания). | |||
Уравнение. Решение уравнения. | |||
Обозначение геометрических фигур буквами. | |||
2. | Числа от 1 до 100. Табличное ум- | 50 ч | Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие слу- |
ножение и деление | чаи деления. | ||
Умножение числа 1 и на 1. Умножение числа 0 и на 0, деление | |||
числа 0, невозможность деления на 0. | |||
Нахождение числа, которое в несколько раз больше или меньше | |||
данного; сравнение чисел с помощью деления. | |||
Примеры взаимосвязей между величинами (цена, количество, | |||
стоимость и др.). | |||
Решение уравнений вида 58 – х =27, х – 36 = 23, х + 38 = 70 на | |||
основе знания взаимосвязей между компонентами и ре- | |||
зультатами действий. | |||
Решение подбором уравнений вида х – 3 = 21, х : 4 = 9, 27 : х = 9. |
20
Площадь. Единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный | ||||
дециметр, квадратный метр. Соотношения между ними. | ||||
Площадь прямоугольника (квадрата). | ||||
Практическая работа: Площадь; сравнение площадей фигур на | ||||
глаз, наложением, с помощью подсчета выбранной мерки. | ||||
3 | Доли | 9 ч | Нахождение доли числа и числа по его доле. Сравнение долей. | |
Единицы времени: год, месяц, сутки. Соотношения между ними. | ||||
Круг. Окружность. Центр, радиус, диаметр окружности (круга). | ||||
Практическая работа: Круг, окружность; построение окружно- | ||||
сти с помощью циркуля. | ||||
4 | Числа от 1 до 100. Внетабличное | 29 ч | Умножение суммы на число. Деление суммы на число. | |
умножение и деление | Устные приемы внетабличного умножения и деления. | |||
Деление с остатком. | ||||
Проверка умножения и деления. Проверка деления с остатком. | ||||
Выражения с двумя переменными вида а + b, а – b, а • b, c : d; на- | ||||
хождение их значений при заданных числовых значениях вхо- | ||||
дящих в них букв. | ||||
Уравнения вида х – 6 = 72, х : 8 = 12, 64 : х = 16 и их решение на | ||||
основе знания взаимосвязей между результатами и ком- | ||||
понентами действий. | ||||
5 | Числа от 1 до 1000. Нумерация | 12 ч | Образование и названия трехзначных чисел. Порядок следования | |
чисел при счете. | ||||
Запись и чтение трехзначных чисел. Представление трехзначного | ||||
числа в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение чисел. | ||||
Увеличение и уменьшение числа в 10, 100 раз. | ||||
Единицы массы: грамм, килограмм. Соотношение между ними. | ||||
Практическая работа: Единицы массы; взвешивание предметов. | ||||
6 | Числа от 1 до 1000. Сложение и | 10 ч | Устные приемы сложения и вычитания, сводимых к действиям в | |
вычитание | пределах 100. | |||
Письменные приемы сложения и вычитания. |
21
Виды треугольников: разносторонние, равнобедренные (равно- | |||
сторонние); прямоугольные, остроугольные, тупоугольные. | |||
Решение задач в 1 – 3 действия на сложение, вычитание в | |||
течение года. | |||
7 | Числа от 1 до 1000. Умножение и | 7 ч | Устные приемы умножения и деления чисел в случаях, сводимых |
деление | к действиям в пределах 100. | ||
Письменные приемы умножения и деления на однозначное чис- | |||
ло. | |||
Решение задач в 1 – 3 действия на умножение и деление в тече- | |||
ние года. | |||
8 | Итоговое повторение | 10 ч | Числа от 1 до 1000. Нумерация чисел. Сложение, вычитание, ум- |
ножение, деление в пределах 1000: устные и письменные прие- | |||
мы. Порядок выполнения действий. | |||
Решение уравнений. | |||
Решение задач изученных видов. | |||
Содержание учебного предмета «Математика» в 4 классе | |||
№ | Название раздела | Кол- | Содержание раздела. |
п/п | во ча- | ||
сов | |||
1. | Числа от 1 до 1000. Нумерация. | 13 ч | Числа от 1 до 1000. Нумерация. Четыре арифметических дейст- |
Четыре арифметических действия | вия. Порядок их выполнения в выражениях, содержащих 2—4 | ||
действия. Письменные приемы вычислений. | |||
2. | Числа, которые больше 1000. Ну- | 11 ч | Новая счетная единица — тысяча. |
мерация | Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и | ||
т. д. | |||
Чтение, запись и сравнение многозначных чисел. | |||
Представление многозначного числа в виде суммы разрядных | |||
слагаемых. |
22
Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз. | |||
Практическая работа: Угол. Построение углов различных ви- | |||
дов. | |||
3 | Величины | 18 ч | Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, кило- |
метр. Соотношения между ними. | |||
Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный санти- | |||
метр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный кило- | |||
метр. Соотношения между ними. | |||
Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Соот- | |||
ношения между ними. | |||
Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. | |||
Соотношения между ними. Задачи на определение начала, конца | |||
события, его продолжительности. | |||
Практическая работа: Измерение площади геометрической фи- | |||
гуры при помощи палетки. | |||
4 | Числа, которые больше 1000. сло- | 11ч | Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний): |
жение и вычитание | задачи, решаемые сложением и вычитанием; сложение и вычита- | ||
ние с числом 0; переместительное и сочетательное свойства сло- | |||
жения и их использование для рационализации вычислений; | |||
взаимосвязь между компонентами и результатами сложения и | |||
вычитания; способы проверки сложения и вычитания. | |||
Решение уравнений вида: | |||
Х+312=654+79, | |||
729 – х = 217, | |||
х – 137 = 500 – 140. | |||
Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к дей- | |||
ствиям в пределах 100, и письменное – в остальных случаях. | |||
Сложение и вычитание значений величин. | |||
5 | Числа, которые больше 1000. Ум- | 71ч | Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний): за- |
ножение и деление | дачи, решаемые умножением и делением; случаи умножения с | ||
числами 1 и 0; деление числа 0 и невозможность деления на 0; |
23
переместительное и сочетательное свойства умножения, распре-делительное свойство умножения относительно сложения; ра-ционализация вычислений на основе перестановки множителей, умножения суммы на число и числа на сумму, деления суммы на число, умножения и деления числа на произведение; взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления; спо-собы проверки умножения и деления.
Решение уравнений вида 6 – х = 429 + 120, х – 18 = 270 – 50, 360
- х= 630 : 7 на основе взаимосвязей между компонентами и ре-зультатами действий.
Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на
10, 100, 1000.
Письменное умножение и деление на однозначное и двузначное числа в пределах миллиона. Письменное умножение и деление на трехзначное число (в порядке ознакомления).
Умножение и деление значений величин на однозначное число. Связь между величинами (скорость, время, расстояние; масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов и др.).
Практическая работа: Построение прямоугольного треугольни-ка и прямоугольника на нелинованной бумаге.
- течение всего года проводится:
– вычисление значений числовых выражений в 2 – 4 действия (со скобками и без них), требующих применения всех изученных правил о порядке действий;
–решение задач в одно действие, раскрывающих:
а) смысл арифметических действий;
б) нахождение неизвестных компонентов действий;
в) отношения больше, меньше, равно;
г) взаимосвязь между величинами;
–решение задач в 2 – 4 действия;
24
– | решение задач на распознавание геометрических фи- | |||
гур в составе более сложных; разбиение фигуры на заданные | ||||
части; составление заданной фигуры из 2 – 3 ее частей; построе- | ||||
ние фигур с помощью линейки и циркуля. | ||||
6 | Итоговое повторение | 12ч | Нумерация многозначных чисел. Арифметические действия. По- | |
рядок выполнения действий. | ||||
Выражение. Равенство. Неравенство. Уравнение. | ||||
Величины. | ||||
Геометрические фигуры. | ||||
Доли. | ||||
Решение задач изученных видов. |
Количество проверочных и творческих работ по изучаемым разделам математики в 1 классе
Раздел | Кол-во | Проверочные | Контрольные | Задания | Проектная | |
часов | работы | работы | творческого | деятельность | ||
и поискового | ||||||
характера | ||||||
Подготовка к изучению чисел. | 8 ч | |||||
Пространственные и временные | ||||||
представления | ||||||
Числа от 1 до 10. Число 0. | 28 ч | 2 | проект: | «Математика | ||
Нумерация | вокруг нас. Числа в за- | |||||
Числа от 1 до 10 | 28 ч | 7 | гадках, | пословицах и | ||
Сложение и вычитание | поговорках» | |||||
Числа от 1 до 10 | 28 ч | 1 | ||||
Сложение и вычитание (про- | ||||||
должение) | ||||||
Числа от 1 до 20 | 12 ч | 1 | 1 | |||
Нумерация |
25
Числа от 1 до 20 | 22 ч | 2 | проект: «Математика | ||
Сложение и вычитание (про- | вокруг нас. Форма, | ||||
должение) | размер, цвет. Узоры и | ||||
Итоговое повторение «Что узна- | 6 ч | 1 | орнаменты». | ||
ли, чему научились в 1 классе» | |||||
Итого: | 132 ч | 1 | 13 |
Количество проверочных и творческих работ по изучаемым разделам математики во 2 классе
Раздел | Кол-во | Практические | Контрольные | Задания творческого и поискового |
часов | работы | работы | характера |
Числа от 1 до 100. Нумерация | 16 ч | Единицы дли- | Входная | 2 | ||||||
ны. | ||||||||||
Числа от 1 до | ||||||||||
100. | Нумера- | |||||||||
ция. | ||||||||||
1 | ||||||||||
Числа от 1 до 100. Сложение и | 20 ч | Построение | от- | Единицы вре- | ||||||
вычитание | резков заданной | мени. | Число- | |||||||
длины. | вые | выраже- | ||||||||
Монеты | (набор | ния | ||||||||
и размен). | ||||||||||
Числа от 1 до 100. Сложение и | 28 ч | Сумма | и | раз- | Устные | прие- | 1 | |||
вычитание | ность отрезков. | мы | сложения | |||||||
и вычитания | ||||||||||
26
Единицы вре- | Проверка | 1 | |||||
мени, | опреде- | сложения и | |||||
ление | времени | вычитания | |||||
по часам с точ- | |||||||
ностью до часа, | |||||||
с точностью до | |||||||
минуты. | |||||||
Числа от 1 до 100. Сложение и | 22 ч | Прямой угол, | Письменные | 1 | |||
вычитание | получение мо- | приемы | сло- | ||||
дели прямого | жения и | вы- | |||||
угла; построе- | читания | дву- | |||||
ние прямого уг- | значных | чи- | |||||
ла и прямо- | сел | ||||||
угольника на | |||||||
клетчатой бу- | |||||||
маге. | |||||||
Числа от 1 до 100. Умножение | 18ч | ||||||
и деление | |||||||
Числа от 1 до 100. Умножение | 21 ч | Умножение | и | 1 | |||
и деление | деление | ||||||
Табличное | |||||||
умножение | и | 1 | |||||
деление | |||||||
Итоговое повторение | 11 ч | Итоговая кон- | 1 | ||||
трольная | ра- | ||||||
бота | |||||||
Итого: | 136 ч | 9 | 9 |
27
Количество проверочных и творческих работ по изучаемым разделам математики в 3 классе
Раздел | Кол-во | Практические | Контрольные | Задания | Проектная | ||||
часов | работы | работы | творческого | деятельность | |||||
и поискового | |||||||||
характера | |||||||||
Числа от 1 до 100. Сложение и | 9 ч | входная | 1 | ||||||
вычитание | |||||||||
Числа от 1 до 100. Табличное | 50 ч | Площадь; | Таблица | ум- | 1 | ||||
умножение и деление | сравнение | ножения и де- | |||||||
площадей | фи- | ления на 2 и 3 | |||||||
гур | на | глаз, | |||||||
наложением, с | Табличное | ||||||||
помощью под- | умножения | и | |||||||
счета | выбран- | деления | |||||||
ной мерки. | |||||||||
Доли | 9 ч | Круг, окруж- | Табличное | 1 | проект: «Математика | ||||
ность; по- | умножение и | вокруг нас. | |||||||
строение ок- | деление | ||||||||
ружности с | |||||||||
помощью цир- | |||||||||
куля. | |||||||||
Числа от 1 до 100. Внетаблич- | 29 ч | Внетабличное | |||||||
ное умножение и деление | умножение | и | |||||||
деление. | |||||||||
Деление с ос- | |||||||||
татком. | 1 | ||||||||
Числа от 1 до 1000. Нумерация | 12 ч | Единицы | мас- | Нумерация | в | 1 |
28
сы; взвешива- | пределах 1000 | ||||||
ние предметов. | |||||||
Числа от 1 до 1000. Сложение и | 10 ч | Приемы | 1 | ||||
вычитание | письменного | ||||||
сложения | и | ||||||
вычитания | |||||||
трехзначных | |||||||
чисел. | |||||||
Числа от 1 до 1000. Умножение | 7 ч | Приемы | 1 | проект: «Математика | |||
и деление | письменного | вокруг нас. | |||||
умножения | и | ||||||
деления | в | ||||||
пределах | |||||||
1000. | |||||||
Итоговое повторение | 10ч | Итоговая кон- | 1 | ||||
трольная ра- | |||||||
бота | |||||||
Итого: | 136 ч | 9 | 7 |
Количество проверочных и творческих работ по изучаемым разделам математики в 4 классе
Раздел | Кол-во | Практические | Контрольные | Задания | Проектная |
часов | работы | работы | творческого | деятельность | |
и поискового | |||||
характера | |||||
Числа от 1 до 1000. Нумера- | 13 ч | Входная | 1 | ||
ция. Четыре арифметических | |||||
действия | |||||
Числа, которые больше 1000. | 11 ч | Угол. Построе- | Нумерация чи- | 1 | |
Нумерация | ние углов раз- | сел больше 1000. |
29
личных видов. | ||||||||
Величины | 18 ч | Измерение | 2 | |||||
площади гео- | Нумерация | чи- | ||||||
метрической | сел | больших | ||||||
фигуры при | 1000. | |||||||
помощи палет- | ||||||||
ки. | ||||||||
Величины. | Сло- | |||||||
жение и вычита- | ||||||||
ние | многознач- | |||||||
ных чисел. | ||||||||
Числа, которые больше 1000. | 11 ч | Арифметические | 1 | |||||
Cложение и вычитание | действия. | Пра- | ||||||
вила | о | порядке | ||||||
выполнения | ||||||||
действий. | ||||||||
Числа, которые больше 1000. | 51 ч | Умножение | и | 1 | проект: «Математика | |||
Умножение и деление | деление | много- | вокруг нас. | |||||
значных | чисел | |||||||
на однозначные. | ||||||||
Умножение | и | |||||||
деление | на | чис- | ||||||
ла, | оканчиваю- | |||||||
щиеся нулями. | ||||||||
30
Письменное | ум- | |||||
ножение на дву- | ||||||
значное и трех- | ||||||
значное число. | ||||||
Числа, которые больше 1000. | 20 | Построение | Умножение | на | 1 | проект: «Математика |
Умножение и деление | прямоугольного | двузначное | и | вокруг нас. | ||
треугольника и | трехзначное | |||||
прямоугольника | число. | |||||
на нелинован- | ||||||
ной бумаге. | Деление на дву- | |||||
значное число. | ||||||
1 | ||||||
Деление | на | |||||
трехзначное | ||||||
число. | ||||||
Итоговое повторение | 12 ч | Итоговая | кон- | 2 | ||
трольная работа | ||||||
Итого: | 136 ч | 12 | 10 |
Требования к уровню подготовки обучающихся к концу первого класса
Обучающиеся должны:
- владеть общеучебными умениями:
- выявлять общие признаки группы объектов; сравнивать объекты по выделенным признакам; классифицировать пред-меты и объекты;
- устанавливать простейшие закономерности;
- выделять информацию, содержащуюся в тексте или рисунке, работать с ней;
31
- воспринимать и осмысливать звучащую речь;
- выделять вопросы в речи и отвечать на них.
Обучающие должны знать:
- названия и последовательность чисел от 0 до 20; названия и обозначения действий сложения и вычитания;
- таблицу сложения чисел в пределах 10 и соответствующие случаи вычитания на уровне автоматизированного навыка.
Обучающие должны уметь:
- считывать предметы в пределах 20; читать, записывать и сравнивать числа в пределах 20;
- находить значение числового выражения в 1-2 действия в пределах 10 (без скобок);
- решать задачи в одно действие, раскрывающие конкретный смысл действий сложения и вычитания, а также задачи на нахождение числа, которое на несколько единиц больше (меньше) данного.
Требования к уровню подготовки обучающихся к концу второго класса
Обучающиеся должны знать:
–названия и последовательность чисел от 1 до 100;
–названия компонентов и результатов сложения и вычитания;
– правила порядка выполнения действий в числовых выражениях в два действия, содержащих сложение и вычитание (со скобками и без них);
– названия и обозначение действий умножения и деления;
– таблицу сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания учащиеся должны усвоить на уровне ав-томатизированного навыка.
Обучающиеся должны уметь:
– читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100;
– находить сумму и разность чисел в пределах 100: в более легких случаях устно, в более сложных – письменно;
– находить значения числовых выражений в 2 действия, содержащих сложение и вычитание (со скобками и без них);
– решать задачи в 1 – 2 действия на сложение и вычитание и задачи в одно действие, раскрывающие конкретный смысл умножения и деления;
– чертить отрезок заданной длины и измерять длину данного отрезка;
– находить длину ломаной, состоящей из 3 – 4 звеньев, и периметр многоугольника (треугольника, четырехугольника).
Требования к уровню подготовки обучающихся к концу третьего класса
32
Обучающиеся должны знать:
– названия и последовательность чисел до 1000; названия компонентов и результатов умножения и деления;
– правила порядка выполнения действий в выражениях в 2—3 действия (со скобками и без них);
– таблицу умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления учащиеся должны усвоить на уровне ав-томатизированного навыка.
Обучающиеся должны уметь:
– читать, записывать, сравнивать числа в пределах 1000; выполнять устно четыре арифметических действия в пределах
100;
– выполнять письменно сложение, вычитание двузначных и трехзначных чисел в пределах 1000;
– выполнять проверку вычислений;
– вычислять значения числовых выражений, содержащих 2 – 3 действия (со скобками и без них);
– решать задачи в 1 – 3 действия;
– находить периметр многоугольника и в том числе прямоугольника (квадрата).
Требования к уровню подготовки обучающихся к концу четвертого класса
Нумерация
Обучающиеся должны знать:
– названия и последовательность чисел в натуральном ряду (с какого числа начинается этот ряд и как образуется каж-дое следующее число в этом ряду);
– как образуется каждая следующая счетная единица (сколько единиц в одном десятке, сколько десятков в одной сотне и т. д., сколько разрядов содержится в каждом классе), названия и последовательность классов.
Обучающиеся должны уметь:
– читать, записывать и сравнивать числа в пределах миллиона; записывать результат сравнения, используя знаки > (больше), < (меньше), = (равно);
– представлять любое трехзначное число в виде суммы разрядных слагаемых.
Арифметические действия
– понимать конкретный смысл каждого арифметического действия.
Обучающиеся должны знать:
– названия и обозначения арифметических действий, названия компонентов и результата каждого действия;
– связь между компонентами и результатом каждого действия;
33
– основные свойства арифметических действий (переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения);
– правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях, содержащих скобки и не содержащих их;
– таблицы сложения и умножения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания и деления.
Обучающиеся должны уметь:
записывать и вычислять значения числовых выражений, содержащих 3 – 4 действия (со скобками и без них);
находить числовые значения буквенных выражений вида а ± 3, 8 • r, b : 2, a ± b, c • d, k : n при заданных числовых зна-чениях входящих в них букв; выполнять устные вычисления в пределах 100 и с большими числами в случаях, сводимых к действиям в пределах 100;
выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначное и двузначное числа), проверку вычислений;
решать уравнения вида х ± 60 = 320, 125 + х = 750, 2000 – х = 1450, х – 12 = 2400, х : 5 = 420, 600 : х = 25 на осно-ве взаимосвязи между компонентами и результатами действий решать задачи в 1 – 3 действия.
Величины
– иметь представление о таких величинах, как длина, площадь, масса, время, и способах их измерений.
Обучающиеся должны знать:
– единицы названных величин, общепринятые их обозначения, соотношения между единицами каждой из этих вели-чин;
– связи между такими величинами, как цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние и др.
Обучающиеся должны уметь:
– находить длину отрезка, ломаной, периметр многоугольника, в том числе прямоугольника (квадрата); – находить площадь прямоугольника (квадрата), зная длины его сторон;
– узнавать время по часам;
– выполнять арифметические действия с величинами (сложение и вычитание значений величин, умножение и де-ление значении величин на однозначное число);
– применять к решению текстовых задач знание изученных связей между величинами.
Геометрические фигуры
– иметь представление о таких геометрических фигурах, как точка, линия (прямая, кривая), отрезок, ломаная, много-угольник и его элементы (вершины, стороны, углы), в том числе треугольник, прямоугольник (квадрат), угол, круг, ок-ружность (центр, радиус).
Обучающиеся должны знать:
– виды углов: прямой, острый, тупой;
34
– виды треугольников: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный; равносторонний, равнобедренный, разносто-ронний;
– определение прямоугольника (квадрата);
– свойство противоположных сторон прямоугольника.
Обучающиеся должны уметь:
– строить заданный отрезок;
– строить на клетчатой бумаге прямоугольник (квадрат) по заданным длинам сторон.
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ ПО МАТЕМАТИКЕ
Текущий контроль по математике можно осуществлять как в письменной, так и в устной форме. Письменные работы для текущего контроля рекомендуется проводить не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или мате-матического диктанта. Желательно, чтобы работы для текущего контроля состояли из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения (например, умения сравнивать натуральные числа, умения находить площадь прямоугольника и др.). Тематический контроль по математике
- начальной школе проводится в основном в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые во-просы программы: приемы устных вычислений, действия с многозначными числами, измерение величин и др.
Среди тематических проверочных работ особое место занимают работы, с помощью которых проверяются знания таб-личных случаев сложения, вычитания, умножения и деления. Для обеспечения самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов работы, каждый из которых содержит 30 примеров (соответственно по 15 на сложение и вычитание или умножение и деление). На выполнение такой работы отводится 5-6 минут урока. Итоговый контроль по математике проводится в форме контрольных работ комбинированного характера (они содержат арифметические задачи, примеры, задания геометрического характера и др.). В этих работах сначала отдельно оценивается выполнение задач, примеров, заданий геометрического характера, а затем выводится итоговая отметка за всю работу. При этом итоговая отметка не выставляется как средний балл, а определяется с учетом тех видов заданий, которые для данной работы являются основ-ными
КЛАССИФИКАЦИЯ ОШИБОК И НЕДОЧЕТОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА СНИЖЕНИЕ ОЦЕНКИ Письменные работы В основе данного оценивания лежат следующие показатели: правильность выполнения и объем выполненного задания.
Ошибки:
вычислительные ошибки в примерах и задачах;
ошибки на незнание порядка выполнения арифметических действий;
35
неправильное решение задачи (пропуск действия, неправильный выбор действий, лишние действия);
не решенная до конца задача или пример;
невыполненное задание;
незнание или неправильное применение свойств, правил, алгоритмов существующих зависимостей, лежащих в основе выполнения задания или используемых в ходе его выполнения; неправильный выбор действий, операций;
неверные вычисления в случае, когда цель задания - проверка вычислительных умений и навыков;
пропуск части математических выкладок, действий, операций, существенно влияющих на получение правильного от-вета; несоответствие пояснительного текста, ответа задания, наименования величин выполненным действиям и полученным результатам;
несоответствие выполненных измерений и геометрических построений заданным параметрам.
Недочеты:
неправильное списывание данных (чисел, знаков, обозначений, величин);
ошибки в записях математических терминов, символов при оформлении математических выкладок;
неверные вычисления в случае, когда цель задания не связана с проверкой вычислительных умений и навыков; нерациональный прием вычислений.
не доведение до конца преобразований. наличие записи действий;
неправильная постановка вопроса к действию при решении задачи; отсутствие ответа к заданию или ошибки в записи ответа.
Устные ответы
- основу оценивания устного ответа учащихся положены следующие показатели: правильность, обоснованность, само-стоятельность, полнота.
Ошибки:
неправильный ответ на поставленный вопрос;
неумение ответить на поставленный вопрос или выполнить задание без помощи учителя; при правильном выполнении задания не умение дать соответствующие объяснения.
Недочеты:
неточный или неполный ответ на поставленный вопрос;
при правильном ответе неумение самостоятельно или полно обосновать и проиллюстрировать его;
36
неумение точно сформулировать ответ решенной задачи;
медленный темп выполнения задания, не являющийся индивидуальной особенностью школьника; неправильное произношение математических терминов.
За грамматические ошибки, допущенные в работе, оценка по математике не снижается.
За неряшливо оформленную работу, несоблюдение правил каллиграфии оценка по математике снижается на один балл, но не ниже «3».
Характеристика цифровой оценки (отметки)
«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок, как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.
«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного мате-риала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 не-дочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерацио-нальных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.
«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкрет-ной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок или не бо-лее 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.
«2» («неудовлетворительно») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных по-ложений.
Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)
Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного сужде-ния позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возмож-ности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных ха-рактеристик учащегося. Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
37
Наименование объектов и средств | |
материально-технического обеспе- | Примечания |
чения | |
Книгопечатная продукция | |
Моро М.И. и др. Математика: | В программе определены цели и задачи курса, рассмотрены особенности содержания и |
Программа: 1-4 классы. | результаты его освоения; представлены содержание начального обучения математике, |
тематическое планирование с характеристикой основных видов деятельности учащихся, | |
описано материально-техническое обеспечение образовательного процесса. | |
Учебники | В учебниках представлена система учебных задач, направленных на формирование и по- |
1. Моро М.И., Степанова С.В., Вол- | следовательную отработку универсальных учебных действий, развитие логического и ал- |
кова С.И. Математика: Учебник: | горитмического мышления, пространственного воображения и математической речи |
1-4 класс: В 2 ч.: Ч.1. | учащихся. |
2. Моро М.И., Степанова С.В., Вол- | Многие задания содержат ориентировочную основу действий, что позволяет ученикам |
кова С.И. Математика: Учебник: 1- | самостоятельно |
4 класс: В 2 ч.: Ч.2. | ставить учебные цели, искать и |
использовать необходимые средства | |
и способы их достижения, контролировать и оценивать ход и результаты собственной | |
деятельности. | |
Рабочие тетради | Рабочие тетради предназначены для организации самостоятельной деятельности учащих- |
1. Моро М.И., Волкова С.И. Мате- | ся. В них представлена система разнообразных заданий для закрепления полученных |
матика: Рабочая тетрадь: 1 класс: | знаний и отработки универсальных учебных действий. Задания в тетрадях располагаются |
В 2 ч.: Ч.1. | в полном соответствии с содержанием учебников. |
2. Моро М.И., Волкова С.И. Мате- | Рабочие тетради предназначены для организации самостоятельной деятельности учащих- |
матика: Рабочая тетрадь: 1 класс: | ся. В них представлена система разнообразных заданий для закрепления полученных |
В 2 ч.: Ч.2. | знаний и отработки универсальных учебных действий. Задания в тетрадях располагаются |
в полном соответствии с содержанием учебников. | |
Проверочные работы | Пособия содержат тексты самостоятельных проверочных работ и предметные тесты двух |
1. Волкова С.И. Математика: Про- | видов (тесты с выбором правильного ответа и тесты-высказывания с пропусками чисел, |
верочные работы: 1 класс. | математических знаков или терминов). Проверочные работы составлены по отдельным, |
38 |
наиболее важным вопросам изучаемой темы. Тесты обеспечивают итоговую самопровер- | |||
ку знаний по всем изученным темам. | |||
Тетради | с заданиями высокого | Тетради имеют печатную основу и включают задания высокого уровня сложности. Вы- | |
уровня сложности | полнение таких заданий способствует формированию умений самостоятельно получать | ||
1. Моро М.И., Волкова С.И. | новые знания, расширяет область применения знаний, полученных на уроках математи- | ||
Для тех, кто любит математику: 1 | ки, повышает интерес младших школьников к изучению предмета. Тетради содержат ма- | ||
класс. | териал для организации дифференцированного обучения. | ||
Методические пособия для учите- | В пособиях раскрывается содержание изучаемых математических понятий, их взаимосвя- | ||
ля | зи, связи математики с окружающей действительностью, рассматривается использование | ||
1. Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., | математических методов для решения учебных и практических задач, дается психологи- | ||
Степанова С.В. Математика: Мето- | ческое и дидактическое обоснование методических вопросов и подходов к формирова- | ||
дическое пособие: 1 класс. | нию умения учиться. Теоретические выкладки сопровождаются ссылками на соответст- | ||
вующие фрагменты учебников. Пособия содержат разработки некоторых уроков по от- | |||
дельным темам. Пособия для учителей содержат наиболее эффективные устные упраж- | |||
нения к каждому уроку учебника. Выполнение включенных в пособия упражнений по- | |||
вышает мотивацию, побуждает учащихся решать поставленные учебно-познавательные | |||
задачи, переходить от известного к неизвестному, расширять и углублять знания, осваи- | |||
вать новые способы действий. | |||
Дидактические материалы | В пособии представлены задачи комбинаторного характера, которые по свом сюжетам | ||
1. Волкова С.И. Математика: | приближены к конкретным жизненным ситуациям. Содержание пособия направлено на | ||
Устные упражнения: 1 класс. | формирование умений ориентироваться в окружающей действительности и из предло- | ||
женных вариантов решения задач выбирать наиболее оптимальный. | |||
Пособия | для | факультативного | Содержание пособий для учащихся расширяет и углубляет геометрический материал ос- |
курса | новного курса математики. Задания направлены на развитие пространственного вообра- | ||
Волкова С.И., Пчелкина О.Л. | жения, элементов алгоритмического и конструкторского мышления, формирование гра- | ||
Математика и конструирование: 1 | фической грамотности, совершенствование практических действий с чертѐжными инст- | ||
класс. | рументами. | ||
Пособия для работы кружков | Пособие содержит исторические сведения о возникновении и развитии чисел, о происхо- | ||
1.Останина Е.Е.Секреты великого | ждении единиц измерения величин; краткие методические рекомендации для организа- | ||
комбинатора: | комбинаторика для | ции внеклассных занятий. Материал пособия в доступной и занимательной форме знако- | |
детей. | мит учащихся с элементами комбинаторики, логики, теории вероятностей. |
39
Электронные учебные пособия: Электронное приложение к учебнику «Математика», 1 класс
(Диск CD-ROM), авторы С.И Волко-ва, М.К. Антошин, Н.В. Сафонова.
Печатные пособия | |
Разрезной счѐтный материал по | Разрезной материал предназначен для организации самостоятельной практической рабо- |
математике (Приложение к учебни- | ты детей, используется на протяжении всего первого года обучения. Включает карточки |
ку 1 класса). | (цифры, математические знаки), наборы (предметные картинки, геометрические фигуры, |
монеты, полоски для измерения длины), материал для математических игр («Круговые | |
примеры», «Домино с картинками и цифрами»), заготовки для изготовления индивиду- | |
ального наборного полотна. | |
Моро М.И., Волкова С.И., Степанова | Комплект охватывают большую часть основных вопросов каждого года обучения. Мате- |
С.В. Математика. Комплект таблиц | риал таблиц позволяет наглядно показать смысл различных количественных и простран- |
для начальной школы: 1 класс. | ственных отношений предметов, приѐмы вычислений, зависимости между величинами, |
структуру текстовых задач различной сложности, способы их анализа и др. В комплект | |
также включены таблицы справочного характера. Часть таблиц имеет съѐмные детали, | |
что повышает их методическую ѐмкость. Таблицы выполнены на листах с припрессовкой | |
плѐнки. Формат - 70х100см. |
Компьютерные и информационно- коммуникативные средства
Диски для самостоятельной работы учащихся на уроках (если класс имеет компьютерное оборудование) или для работы в домашних условиях. Материал по основным вопросам начального курса математики представлен на дисках в трѐх аспектах: рассмотрение ново-го учебного материала, использование новых знаний в изменѐнных условиях, самокон-троль.
Технические средства
- Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
- Магнитная доска.
- Персональный компьютер с принтером.
- Ксерокс.
- Фотокамера.
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
- Наборы счѐтных палочек.
- Наборы муляжей овощей и фруктов.
- Набор предметных картинок.
- Наборное полотно.
40
- Строительный набор, содержащий геометрические тела: куб, шар, конус, прямоугольный параллелепипед, пирамиду, ци-линдр.
- Демонстрационная оцифрованная линейка.
- Демонстрационный чертѐжный треугольник.
- Демонстрационный циркуль.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного курса "Математика", 3 класс, УМК "Школа России"
Рабочая программа учебного курса "Математика", 3 класс, УМК "Школа России"...
Рабочая программа учебного предмета «Математика». 3 класс
Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, примерной пр...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА МАТЕМАТИКА 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Аргинской И.И., Ивановской Е.И., Кормишиной С.Н. «Математика 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебная...
Рабочая программа учебного предмета «Математика» 2 класс, по программе "Школа России", с учетом ФГОС
Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, требованиями основ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «МАТЕМАТИКА» 3 класс на основе авторской программы М.И. Моро, С.И. Волкова образовательная программа «ШКОЛА РОССИИ» с КТП
Рабочая программа по математике для 3 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования по математике, соответствующей Федеральному государственному образовательному...
Рабочая программа учебного предмета "Математика" 1 класс на 2022-2023 учебный год по обновленным ФГОС НОО
Данная рабочая программа составлена на основе примерной программы ФГОС НОО, используя конструктор рабочих программ https://edsoo.ru/constructor/...
Рабочая программа учебного предмета "Музыка" 1 класс на 2022-2023 учебный год по обновленным ФГОС НОО
Данная рабочая программа составлена на основе примерной программы ФГОС НОО, используя конструктор рабочих программ https://edsoo.ru/constructor/...