Конспект урока по математике 1 класс "Сантиметр"
план-конспект урока по математике (1 класс)
Познакомить с использованием сантиметра для измерения длины, упражнять в измерении отрезков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_matematike_1_klass.doc | 79.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании ШМО Зам. директора по УР Директор МОУ «СОШ №2»
учителей начальных классов _______Т.В.Стадник г.Истра Московской области
Руководитель ШМО « _» _______________2017г. _________И.И.Власов
________ Л.В.Салычева « _» _____________2017г.
« _» _______________2017г.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2» г.Истра
Урок математики по теме «Сантиметр»
Составитель:
учитель начальных классов
Мансурова Гульнара Аликовна
2017-2018 уч.год
Тема: Сантиметр.
Цели и задачи:
Познакомить с использованием сантиметра для измерения длины, упражнять в измерении отрезков.
Развивать логическое мышление, память, математическую речь, кругозор учащихся
Воспитывать интерес к математике, бережное отношение к своему здоровью.
Оборудование: карточки для индивидуальной работы, таблица (геометрический материал), игра «называй», отрезки, сказочные герои, линейка, рулетка, сантиметровая лента, угольник, картинки с девочками, ТСО.
ХОД УРОКА
Орг. момент
Математику, друзья,
Не любить никак нельзя Очень строгая наука,
Это математика!
Устный счёт
- Индивидуальная работа ( по карточкам)
- Работа с « веерами»
- Какое число идёт при счете сразу за числом 6, 9.
- Какое число идёт при счёте перед числом 2, 5, 8.
- Покажи соседей числа 2, 7, 10.
- Покажи число , которое на 1 больше, чем 8.
- Покажи число, которое на 1 меньше, чем 7.
- Какое число находится между числами 2 и 4, 1 и 3.
3. Игра « Называй — не зевай»
4 9
7 2 8
5 1
Покажи числа по порядку, начиная с наименьшего, затем с наибольшего.
4. Геометрический материал
• Какие фигуры видите?
- Сколько кругов? Квадратов?
- Сколько красных фигур?
- Сколько синих фигур?
- Сколько всего фигур?
- На какие группы можно разделить фигуры?
- Что означает запись 2+3=5?
5. Сравни отрезки.
__________________ _________________
__________________ ______________
6. Задачи для смекалистых.
- Сколько хвостов у семи котов? ( 7 )
- Сколько носов у двух псов? ( 2)
- Сколько пальчиков у двух мальчиков? ( 40)
- Сколько ушей у пяти малышей ? (10)
- Сколько ушек у трёх старушек? ( 6)
- Во дворе играли 9 чистых мальчиков. Когда несколько мальчиков
выпачкались с головы до ног, во дворе осталось 3 ещё чистых мальчиков.
Сколько мальчиков уже выпачкались? (6)
- Почему нельзя ходить грязными?
- Когда нужно мыть руки?
- Все эти задачи написал автор Г. Остер.
Новый материал
Г. Остер написал не только «Вредные советы» и задачи, но и сказку. ( Показ иллюстрации)
• Каких героев видим? (герои из мультфильма «38 попугаев»)
• Вспомните, как измеряли длину удава герои? ( В попугаях. Удав был равен 38 попугаям)
Проблемная ситуация
• А можно измерить длину класса шагами? (Можно)
(Учитель и учащиеся измеряют длину класса, получая разное количество шагов)
- Так сколько шагов длина нашего класса?
(Нельзя ответить точно, так как шаги у всех разные) - Что же делать?
• Чтобы не ошибаться, используют общие для всех стран единицы измерения
длины. Одной из них является сантиметр.
На доске САНТИМЕТР
СМ
Один см занимает в тетради 2 клетки.
- А как называется инструмент, с помощью которого ученики измеряют длину
отрезков? (Линейка) - А на стройке рабочие? Ведь линейкой им не измерить? ( Рулетка)
• А портной? (Лента сантиметровая)
(Учитель показывает инструменты)
Физминутка ( Музыка из мультфильма)
Руки на пояс поставьте сначала, Влево и вправо качайте плечами. Вы дотянулись мизинцем до пятки Если сумели - всё в полном порядке.
Закрепление
1. Работа по учебнику стр. 60
- Сколько см укладывается в верхней полоске? (4)
- Сколько см в нижней полоске? ( 10)
- Чему равна длина отрезка? (8 см)
- Сколько см уложилось в фиолетовом отрезке?
- Какое число поставили в пустую клетку? (7 см)
- Что можно сказать о длине зелёного отрезка? ( Она равна длине
фиолетового отрезка, значит его длина 7 см)
- Чему равна длина красного отрезка? (6 см)
Практическая работа (в парах по рядам)
- ряд. Измерьте длину карандаша.
- ряд. Чему равна длина отвёртки.
- ряд. Измерьте длину болта.
Повторение (Картинка)
Аня и Лена были одинакового роста. За время летних каникул Аня выросла на 5 см, так как занималась спортом, а Лена лежала на диване и выросла только на 2 см. Кто стал выше? На сколько см выше? На сколько см выросли обе девочки?
- Почему Аня выросла больше?
- Только ли летом надо заниматься спортом?
- А для чего надо заниматься спортом?
Рано утром просыпайся, Себе, людям улыбайся, Ты зарядкой занимайся, Обливайся, вытирайся, Всегда правильно питайся. Аккуратно одевайся, В школу смело отправляйся!
Итог
- Чему учились на уроке?
- С какой единицей измерения познакомились?
Оценивание
Цель урока: формирование представлений о единице длины (сантиметре) как единой принятой мере, путем сравнения различных мерок в одинаковых отрезках и установления правила пользования едиными универсальными мерками, т.е. единицами длины.
Задачи: - познакомить с единицей длины (универсальной меркой) – сантиметром;
- научить пользоваться линейкой (измерять готовые отрезки, чертить отрезки заданной длины);
- показать необходимость изучения данной темы для дальнейшего применения единиц длины в жизненных ситуациях;
Планируемые результаты:
предметные: обучающиеся научатся измерять отрезки и выражать их длины в сантиметрах, чертить отрезки заданной длины; использовать линейку для измерения длин отрезков;
метапредметные:
познавательные: научатся использовать знаково-символические средства для выражения единиц длины; работать с моделями; преобразовывать модели;
регулятивные: научатся следовать при выполнении задания инструкциям учителя и других источников информации: учебник, рабочая тетрадь; анализировать, сравнивать, делать выводы;
коммуникативные: получат возможность научиться сотрудничать, договариваться работая в паре, малой группе; выслушивать мнение товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;
личностные: могут быть сформированы адекватная самооценка; личностная и социальная активность в достижении поставленной цели.
Оборудование для учащихся: «веер»; полоски бумаги одинаковые по цвету, форме, размеру; линейка; учебник; тетрадь на печатной основе №1; «светофор»,
Оборудование для учителя: образец полосок большего размера, большая линейка с делениями, задача в картинках, презентация (слайды) - использование единиц длины в жизненных ситуациях (рост людей, одежда, строительство, рамка для фото и т.д.), большой «светофор»; электронное приложение (СD) к учебнику «Математика.1 класс» авт. М.Моро и др.
Ход урока:
- Организационный момент и эмоциональный настрой.
(Эмоциональная, психологическая подготовка учащихся, создание положительной атмосферы урока)
-Прозвенел звонок.
Начинается урок.
Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись, тихо сели.
- Настроение хорошее? Я желаю вам успешного дня, с радостью принять все, что мы будем изучать, а я буду вам во всем помогать.
- Актуализация знаний. Мотивация.
Устный счет.
- Итак, начинаем урок математики. Ребята, сегодня на уроке вы узнаете много нового и интересного, хотите? Тогда сначала повторяем то, что знаем:
а) - Хором посчитайте от 1 до 10 и обратно; от 2 до 7; от 8 до 5; от 6 до 9 (если дети допускают ошибки при счете, считаем ещё раз)
б) Работа в парах.
- Посчитайте от 1 до 10 и обратно по очереди. Пара, выполнившая задание, поднимает «светофор». (Проверка: вслух считает первая и последняя пара).
- Молодцы, ребята! Следующее задание.
в) Работа с «веером» (обратная связь).
- Покажите число, которое больше 4 на 1; меньше 4 на 1; кот. след. за ч.7; стоит перед ч.2; между числами 5 и 7; справа от ч.8; слева от ч.5. Назовите состав числа 4.
- Хорошо, молодцы! Работаем дальше.
г) Задачи в стихах: (выбрать выражение, соответствующее решению задачи; выражения заранее написаны на карточках)
Серый ёж по лесу шёл,
На обед грибы нашёл:
Пять – под берёзой,
Два – под осиной.
Сколько их будет в плетёной корзине? (5+2=7)
Как-то четверо ребят
С горки покатились.
Двое в саночках сидят.
Сколько в снег свалились? (4 -2 =2)
Шесть весёлых медвежат
За малиной в лес спешат.
Но один малыш устал,
От товарищей отстал.
А теперь ответ найди –
Сколько мишек впереди? (6-1=5)
Яблоки в саду поспели.
Мы отведать их успели.
Пять румяных, наливных,
Три зелёных. Сколько их? (5+3=8)
- Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданиями. Числовой ряд мы не зря вспомнили и эти знания нам сегодня ещё пригодятся, а для чего узнаете позднее. Но только после минутки отдыха.
- Физминутка.
- Изучение нового материала
1) Практическая работа ( проблемная ситуация)
- Ребята, вас впереди ждёт интересное математическое открытие, хотите побыть сегодня учеными-математиками? Тогда за дело. У вас на парте у каждого лежит полоска, рассмотрите её, сравните с полоской соседа по парте. Что можно о них сказать? (Полоски одинаковые по форме, цвету, размеру)
Работа в парах и малых группах.
- Давайте докажем это. По цвету – поднимите полоски вверх и покажите друг другу и своим соседям. Убедились? Теперь по форме и размеру. Как это сделать? (Работа в парах: совместить полоски путем наложения друг с другом)
- Совпали? - да (доказали).
- Теперь положите полоски обратной белой стороной к себе, посчитайте мерки, на которые она разделена. Что получилось? (Число мерок на полосках у всех разное).
- Как так получилось, ведь полоски абсолютно одинаковые? (Выбраны различные мерки – единицы измерения у всех разные). (Если дети затрудняются с ответом, то нужно попросить положить полоски друг над другом и сравнить мерки в каждой полоске).
(Внимание! На данном этапе урока используется электронное приложение (диск) к учебнику «Математика.1 класс» авт. М.Моро и др., ):
- Посмотрите, у лисички и ежика та же проблема? (анализ ситуации на слайде)
- Давайте поможем нашим друзьям в этом разобраться. Что же нужно сделать, чтобы и количество мерок тоже было одинаковое? (Взять одинаковые мерки).
- Умнички, вот мы и пришли к выводу. Чтобы точно измерять длину, нужно выбирать единую мерку для измерения этой длины. Для этого и существуют во всем мире единые меры длины. И одна из них – это сантиметр. (На доске карточка «САНТИМЕТР (СМ)»).
- Как вы думаете, чему мы с вами постараемся сегодня научиться? (Формулировка темы и целей урока учащимися, при необходимости учитель помогает с формулировками или корректирует их).
5. Первичное усвоение новых знаний
1) Знакомство с линейкой.
- Нам понадобится для этого важный инструмент. А какой, узнаем, отгадав загадку.
Загадка: Я люблю прямоту,
Я сама прямая.
Сделать ровную черту
Вам я помогаю.
Что-нибудь без меня
Начертить сумей-ка.
Угадайте-ка, друзья,
Кто же я? - … (линейка)
- Возьмите линейку, рассмотрите её. Вы видите знакомый вам числовой ряд и деления. Расстояние от одного числа до другого и есть 1см. - Вот сейчас мы и поучимся с помощью линейки измерять длину разных отрезков и, наоборот, чертить отрезки по заданной длине. (ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ ЛИНЕЙКОЙ)
2) Работа с учебником.
- Откройте учебники на с.66. Прочитаем тему урока.
Выполнение задания в верхней части учебника. Работа с отрезками (анализ, сравнение, обобщение по теме).
- Рассмотрим отрезок, равный 1см. Можно ли отмерить 1см без линейки? (Можно, используя клеточки. 1см= двум клеткам; но это не всегда возможно)
- Чему равна длина красного отрезка? Почему вы так быстро ответили? (Он уже разделен на см)
- Чему равна длина зеленого отрезка? Как узнать?
- Чему равна длина голубого отрезка? А голубого карандаша? Что длиннее?
- Выполним задание на полях учебника (измерение длины отвертки и шурупа). Как могут быть использованы отвертка и шуруп?
Далее, если время урока позволяет можно выполнить задания учебника на повторение и закрепление изученного ранее материала (составление задач, работа с числовым рядом, геометрическим материалом).
- Первичная проверка понимания.
Зарядка для глаз и кистей рук.
Работа в тетрадях.
- Откройте тетради, отступите от предыдущей работы 4 клетки вниз, запишите числовой ряд 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10 (по усмотрению учителя)
- Возьмите линейку и простой карандаш. Начертите отрезок равный 1см. Эта мерка равна двум клеткам. Теперь начертите отрезок длиной 3см, 5см. Что можно о них сказать? Запишем это в виде верного неравенства. (Учитель одновременно выполняет все задания на доске).
Вывод: - С помощью какой единицы длины мы можем измерить длину отрезков? С помощью какого инструмента? Как правильно это сделать?
- Физминутка.
- Закрепление.
- Работа в тетрадях №1 на печатной основе (с.24).
Самостоятельная работа.
- Что нужно сделать в первом задании? (Закрасить кружки с номерами отрезков). Проверка.
- Следующее задание: выполните измерения и запишите длину отрезков. Проверьте друг друга, помогите друг другу.
- Продолжите узор в нижней части страницы тетради.
- Информация о практическом применении единиц длины в различных жизненных ситуациях.
- Ребята, скажите мне, пожалуйста, для чего человеку нужно знать единицы длины? Могут ли нам эти знания пригодиться в жизни или нам это нужно только на уроках математики? (Ответы учащихся (принимаются все высказывания)).
(Учитель приводит примеры из жизни, показывая картинки (слайды): рост людей (младенца и взрослого человека); размер одежды, обуви; рамки для фото; размер обложки для учебников и тетрадей и т.д.)
- Домашнее задание: привести примеры использования единиц длины в повседневной жизни; подключить к выполнению задания родителей.
- Рефлексия.
- Что нового вы сегодня узнали на уроке? (Существуют единые меры длины)
- С какой единицей длины мы познакомились?
- Чему учились на уроке? Чему научились?
- Что больше всего понравилось? Не понравилось? Почему?
- Покажите своё настроение и оцените свою работу на уроке с помощью «светофора».
- Итог урока.
- Ребята, вы сегодня молодцы! Хорошо работали на уроке, много нового узнали и многому научились (учитель показывает свой светофор, даёт качественную оценку работы на уроке). Спасибо за работу. Урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспектурока по окружающему миру "День космонавтики", 1 класс УМК "Начальная школа 21 века" Н.Ф. Виноградова
Обобщить и закрепить полученные знания о космосеПродолжить формировать умение анализировать...
Урок математики в 4 классе по учебнику Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой, А.П.Тонких “Моя математика» Тема урока Не только математика… Решение задач.
Цель урока: мотивировать детей к работе с разными источниками информации; формирование у детей интеллектуальных общеучебных умений.Машина времени готова к новому полету. А отправляемся мы снова в Росс...
конспект урока по математике 2 класс. рабочая программа ппо математике 1 класс . презентации по математике и грамматике для будущих первоклассников
1. Конспект открытого урока математике, данного во 2 классе по программе "Школа России" на тему :"Приёмы деления, основанные на связи между компонентами и результатом умножения."2. Презентация к...
Урок математики, "Учебник математики. Роль математики в жизни людей и общества".
Цель:выявить роль математики в жизни людей; познакомить с учебником и правилами работы по нему....
Программно-методическое сопровождение по математике (УМК «Перспектива»)»: «Сборник дидактических заданий для индивидуальной работы по математике для 2-ого класса» по учебнику «Математика» Дорофеев Г. В., Миракова Т. Н., Бука Т. Б.
Данный сборник заданий можно использовать как на уроках математики, так и во внеурочной деятельности по научному направлению....
Программно-методическое сопровождение по математике (УМК «Перспектива»)»: «Сборник самостоятельных и контрольных работ по математике для 2-ого класса» по учебнику «Математика» Дорофеев Г. В., Миракова Т. Н., Бука Т. Б.
Самостоятельные и контрольные работы для 2 класса УМК "Перспектива"...
конспектурока-проекта "Конструирование на основе геометрических фигур. «Периметр и площадь многоугольников».
Тип урока: урок обобщения изученного материала и практическая работа.Технология построения урока: проблемно-диалогическая.Тема урока: Конструирование на основе геометрических фигур.«Периметр и п...