Урок математики в 4 классе "Числовые выражения"
план-конспект урока по математике (4 класс)
Предварительный просмотр:
Никологорская Е.А., учитель начальных классов, Гимназия Ковчег
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ. 4 А КЛАСС
Тема. Четыре арифметических действия. Числовые выражения. Порядок выполнения действий.
Цели деятельности учителя | Создать условия для организации и проведения повторения порядка выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок; совершенствовать навык решения задач и примеров, умения поиска необходимой информации и анализа полученной информации; определять границы знания и «незнания»; способствовать развитию интереса к предмету «Математика» |
Тип урока | Закрепление знаний и способов действий |
Планируемые | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знают порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок; владеют навыком решения примеров и задач. Метапредметные: овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях |
Методы и формы | Формы: фронтальная, индивидуальная. Методы: словесный, наглядный, практический |
Образовательные | 1. Математика.4 классы : поурочные планы по программе «Школа России». – Волгоград : Учитель, 2018 – 1 электрон.опт. диск (CD-ROM). 2. http://narod.ru/disk/60977327001.6a18e44262bd6338f66f5af839aa646c/14364.zip.html |
Оборудование | экран, компьютер, проектор |
Основные понятия и термины | Порядок действий, выражения со скобками и без скобок |
Организационная структура урока
Самоанализ урока
Урок математики по теме «Четыре арифметических действия. Числовые выражения. Порядок выполнения действий» был проведён в 4 «А» классе..
Тип урока: изучение нового материала.
На данный урок были определены следующие цели:
- Образовательные:
– ознакомить с правилами порядка выполнения действий в числовых выражениях без скобок и со скобками;
– сформировать умения определять порядок действий в числовых выражениях без скобок и со скобками. - Развивающие:
– совершенствовать вычислительные навыки и умения решать задачи;
– развивать внимание, познавательные способности учащихся;
– формировать коммуникативные умения и навыки. - Воспитательные:
– воспитывать интерес к изучению математики;
– воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, адекватной самооценки.
Форма организации учебно-познавательной деятельности: коллективная.
На уроке использованы следующие методы обучения:
1. По источникам знаний: словесные, наглядные, практические.
2. По степени взаимодействия учителя и учащихся: беседа, объяснение, рассказ, практическая работа.
3. В зависимости от конкретных дидактических задач: подготовка к восприятию, изучение нового материала, закрепление, физкультминутка.
4. По характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.
5. Методы стимулирования и мотивации к учению: создание ситуации успеха.
6.Методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся: фронтальный контроль, индивидуальный контроль, самоконтроль, взаимоконтроль, рефлексия.
Педагогические приемы: “Ситуация успеха”.
Для эффективной реализации целей и задач урока были использовано следующее оборудование и оснащение урока:
Информационные учебно-наглядные пособия:
– презентация к уроку для учащихся по теме: «Четыре арифметических действия. Числовые выражения. Порядок выполнения действий»
Учебно-наглядные пособия для выполнения практических заданий:
– разноуровневые карточки – задания желтого, зелёного, синего цвета для практической работы;
– карточка для рефлексии.
Реализация поставленных целей урока на каждом этапе.
I. Организационный момент. (1 мин.)
Задача: включение учащихся в учебную деятельность, создание эмоционального настроя.
“Презентация к уроку для учащихся”.
На данном этапе проверяется готовность класса к уроку, создаются условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность и сотрудничества с учителем.
Цель на данном этапе урока была достигнута, ребята быстро включились в учебную деятельность и настроились на работу.
Методы обучения: словесный.
Педагогический приём: “Ситуация успеха”.
II. Этап подготовки обучающихся к активному, сознательному усвоению знаний. (10 мин.)
2.1. Повторение нумерации чисел.
Задача: повторение нумерации чисел, закрепление умения читать и записывать числа, знания их десятичного состава, а также порядка их следования в натуральном ряду чисел.
2.2. Совершенствование вычислительных навыков.
Задача: отработка приёмов табличного и внетабличного умножения и деления, сложения и вычитания трёхзначных чисел.
На данном этапе совершенствуются приёмы устных вычислений. Ученики смотрят на экран и устно выполняют задания. На экране появляются правильные ответы.
Методы обучения: наглядный, словесный, фронтальный контроль
III. Физкультминутка. (2 мин.)
Задача: релаксация.
Данный этап урока использован с учётом здоровьеcберегающих технологий. Вместе с учителем обучающиеся проводят оздоровительную паузу для снятия утомляемости. Это также способствовало поддержке эмоционального настроя в классе.
IV. Постановка цели и задач урока. (3 мин.)
Задача: определить содержательные рамки урока, сообщить тему и цели урока.
4.1. Создание проблемной ситуации.
Задача: сравнить порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без них.
Предлагаю сравнить выражения и результаты. Что заметили?
Дети заметили, что выражения одинаковые, а результаты разные.
– Что нужно сделать, чтобы во втором выражении получился такой результат?
Делается вывод: в выражениях со скобками и без скобок порядок выполнения действий разный.
Ребята принимали участие в определении темы урока. Сделали вывод, что на уроке мы будем говорить о правилах порядка выполнения действий в выражениях со скобками и без них. Были определены задачи урока: познакомиться с правилами выполнения арифметических действий, научиться определять порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без них и применять полученные знания на практике.
Методы обучения: частично – поисковый, словесный, наглядный.
V. Изучение нового материала. (10 мин.)
Задача: познакомить с правилами порядка выполнения действий в выражениях без скобок и со скобками, содержащих действия сложения, вычитания, умножения и деления.
Для настроя обучающихся на восприятие нового материала предлагаю следующие строки:
Внимательно слушайте – и всё услышите!
Внимательно смотрите – и всё увидите!
Думайте – и всё обязательно поймёте!
Математика — наука точная. Она требует, чтобы мы точно выполняли ее законы и не нарушали порядка. А порядок в числовых выражениях особый: Сначала выполняются действия в скобках (если они есть в выражении), затем действия умножения и деления, а потом действия сложения и вычитания.
Предлагаю обучающимся определить порядок выполнения действий и найти значение 2 выражений.
Сделали вывод: Правило 1. В выражениях без скобок, содержащих только действия сложения и вычитания или умножения и деления выполнять действия надо только по порядку слева направо. На буквенном выражении закрепляем данное правило – расставляем порядок арифметических действий.
Задание усложняется.
В выражениях есть все четыре действия – сложение, вычитание, умножение и деление. Обучающиеся определяют порядок арифметических действий, вычисляют значение выражений.
Сделали вывод: Правило 2. В выражениях без скобок считай по порядку слева направо сначала действия умножения и деления, а затем сложения и вычитания. На буквенном выражении закрепляем данное правило – расставляем порядок арифметических действий.
Обучающимся предлагаются 2 выражения со скобками. Задание такое же: определить порядок арифметических действий и вычислить значение выражений.
Выводим правило 3: в выражениях со скобками сначала выполняются действия вскобкам по правилам 1 и 2, затем по порядку слева направо действия умножения и деления, а затем сложения и вычитания. На буквенном выражении закрепляем данное правило – расставляем порядок арифметических действий.
Методы обучения: беседа, объяснение, частично – поисковый, объяснительно-иллюстративный.
VI. “Гимнастика для глаз”. (2 мин.)
Задача: предупредить зрительное утомление у учащихся, снятие усталости глаз, профилактика близорукости и улучшение зрения.
VII. Закрепление нового материала. (12 мин.)
7.1. Работа по учебнику.
Задача: закрепить правила выполнения действий в выражениях без скобок и со скобками, содержащих действия сложения, вычитания, умножения и деления.
По учебнику стр. 6 , задание учащиеся устно объясняют порядок выполнения действий и находят значение выражений. Задание № 11 (1 столбик) учащиеся с комментированием у доски объясняют в каждом выражении порядок выполнения действий, а потом вычисляют его значение.
7.2. Практическая работа по карточкам.
Задача: проверить уровень сформированности знания и умения каждого ученика применять правила выполнения действий на практике.
Практическая работа даёт возможность проверить знания и умения каждого ученика. Дети выбирали себе карточку по уровню сложности: желтая карточка содержит выражения, значение которых находим, используя правило 1, в карточке зелёного цвета – выражения, значения которых находим, используя правило 2, в карточке синего цвета – выражения, значение которых находим, используя правило 3.
Самоконтроль..
7.3. Решение задачи.
Задача: совершенствование умения решать сложные задачи, используя выражение.
Обучающиеся читают задачу в учебнике на стр. 6. Задание № 14 и наглядно видят условие задачи на слайде. Детям дана установка: решить задачу, составив выражение.
Проверка решения задачи.
Методы обучения: репродуктивный, наглядный, словесный, практическая работа, фронтальный, индивидуальный опросы, взаимоконтроль, самоконтроль
VIII. Домашнее задание. (2 мин.)
Задача: сообщить учащимся о домашнем задании, объяснить методику его выполнения.
Стр. 7, № 19, № 21
Метод обучения: объяснение.
IX. Итоги урока. (3 мин.)
– Рефлексия.
Задача: осознание уровня усвоения нового материала.
На этапе рефлексии каждый учащийся по карточке сделал самооценку уровня усвоения нового материала по новой теме.
– Подведение итогов урока
Методы обучения: объяснение, рефлексия.
Вывод:
Все методы, приемы обучения, форма организации учебно-познавательной деятельности, средства обучения обеспечили выполнение дидактических целей.
Содержание учебного материала было направлено на поддержание познавательной активности учащихся на протяжении всего урока.
Все этапы взаимосвязаны между собой. Использованные методы и приемы обеспечили рациональное распределение рабочего времени и предупреждение перегрузок учащихся. На уроке присутствовала атмосфера сотворчества и сотрудничества.
Учащиеся ориентированы на понимание причин успеха в учёбе, на интерес к новому учебному материалу, формируют собственное мнение и позицию, используют устную речь для регуляции своего действия. Все задания урока позволили работать над формированием общеучебных умений, навыков (учебно-познавательных, учебно-коммуникативных, учебно-организационных, учебно-информационных, личностные).
Требования к современному уроку включают в себя обязательное использование информационных технологий и дифференцированного подхода в обучении, благодаря которым обеспечивается формирование учебно-информационных и наиболее комфортный для ребёнка канал приёма информации (модальность – для учителя очень важный параметр, определяющий способ подачи материала и формы самостоятельной работы ученика), с этой целью на уроке применялась мультимедийная компьютерная презентация и осуществлялся дифференцированный подход в подаче учебного материала – карточки-задания желтого, зелёного, синего цвета для практической работы.
Учитывая психологические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста, были включены здоровье сберегающие технологии: физкультурная пауза, гимнастика для глаз.
С воспитательной точки зрения урок способствовал формированию у детей интереса к изучению математики, чувства коллективизма, взаимопомощи, адекватной самооценки.
Активная работа, результаты рефлексии позволяют сделать вывод об успешном усвоении темы. Психологическая обстановка на уроке была доброжелательная. Все поставленные задачи урока удалось реализовать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку математики по теме: "Выражение"
Презентация по теме:" Выражение", 2 класс ( УМК " Школа 2100")...
Урок математики по теме "Выражения", 1 класс, "Школа 2100"
Изучение математики на ступени начального общего образования в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта направлено на достижение целей формирования первоначальных представлени...
Урок математики на тему "Выражения", 1 класс. УМК "Школа 2000"
Урок математики на тему "Выражения", 1 класс. Учебник Л.Г. Петерсон...
Урок математики «Составление числовых выражений».
Урок с презентацией к устому счету....
Урок математики по теме "Выражение" с использованием ЦОР.
Урок математики составлен по теме "Выражение.Значение выражения. Равенство." для 1 класса с исползованием цифровых образовательных ресурсов....
Урок математики по теме "Выражение"
Урок математики по теме "Выражение" в 1 классе .На уроке используется мультимедийная презентазия, работа в парах(группах)....
Урок математики. Тема: Числовые выражения. Урок закрепления
Урок по новым стандартам вначальной школе...