Фрагмент урока математики. Развитие функциональной грамотности. Тема: задачи на движение.
план-конспект урока по математике (4 класс)
Подробный конспект фрагмента урока по решению задач на движение. В материале преставлены этапы работы над задачей и методический аппарат урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semashko_yu.v._fragment_uroka._zadachi_na_dvizhenie.docx | 90.9 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ лицей № 419 Санкт-Петербурга
Класс: 4
Предмет: Математика
Тема: Решение задач на движение
Цель: через формирование умения решать задачи на движение способствовать развитию функциональной грамотности младшего школьника.
Ожидаемые результаты:
Предметные:
- формировать представление о взаимосвязи величин: скорости, времени, расстояния;
- способствовать формированию аналитической и синтетической деятельности при решении задач на движение;
- совершенствовать вычислительные навыки;
- обогащать знания в области правил дорожного движения.
Метапредметные:
Познавательные УУД
- способствовать формированию аналитической и синтетической деятельности при решении задач на движение;
- создать условия для совершенствования умения «моделирование» (таблица, «древо рассуждений»).
Регулятивные УУД
- формировать действие «планирование» при составлении плана решения задач, «древа рассуждений»;
- продолжить формировать действия самоконтроля;
- формировать действия оценки по заданным критериям;
- совершенствовать умение применять общие способы действия в частных ситуациях.
Коммуникативные УУД
- способствовать развитию инициативного коллективного сотрудничества в поиске решения задачи;
- учить слушать собеседника, задавать вопросы и отвечать на них;
- формировать умение отстаивать и обосновывать свою точку зрения.
3. Личностные:
- формировать эмоционально-ценностное отношение к жизни;
- способствовать формированию гражданской позиции.
Оборудование урока: презентация к уроку, тетрадь, карточки с задачей.
Ход урока (фрагмент)
Вспомним тему нашего урока. (Задачи на движение.)
Зарисовка к задаче-подведение.
Слог мой первый спать велит,
Средний - в музыке звучит,
А последний меру знает;
ЦЕЛЫМ скорость измеряют. (Спидометр)
Какой знак лишний? О чем он говорит? (ограничение скорости во дворе «Жилая зона»)
Кто сумел догадаться, о чем наша задача?
I. Этап восприятия и осмысления текста задачи.
Получение информации
Чтение задачи детьми.
Ярослав и автобус отъехали от одной остановки одновременно. Ярослав стартовал на велосипеде и ехал на 6 километров в час медленнее автобуса. Известно, что автобус за два часа проехал в 3 раза больше, чем 20 километров. Какое расстояние смог проехать Ярослав, если был в пути 2 часа 30 минут?
Беседа на понимание текста задачи. Осмысление характеристик задачи.
Прочитаем условие задачи. Прочитаем вопрос.
– О чем говорится в задаче?
– О каких объектах идет речь?
– Какие количественные характеристики известны в задаче?
– Каково требование задачи?
Построение вспомогательной модели – краткая запись в виде таблицы.
Вид модели: таблица.
На модели указать:
– все объекты;
– величины;
– количественные характеристики;
– требования.
Ʋ | t | S | |
Ярослав | ? км/ч, на 6 км/ч м. | 2 ч 30 мин | ? км |
Автобус | ? км/ч | 2 ч | 20 км ∙ 3 |
II. Этап поиска и составления плана решения текстовой задачи от данных к требованию.
Составление программы действий.
Разбор по вспомогательной модели (таблицы) на основе взаимосвязи тройки величин.
Построение «Дерева рассуждений»: от условия к требованию.
– Если нам известно, что автобус проехал в три раза больше, чем 20 км, можем ли мы узнать каково это расстояние? Каким действием?
– Если знаем путь автобуса время его движения, что сможем найти? Каким образом?
– Если известна скорость автобуса и то, что скорость Ярослава на 6 км/ч меньше, что сможем узнать? Каким способом?
– Зная скорость Ярослава и время его движения, что можем узнать?
– Теперь можно ответить на главный вопрос задачи?
III. Этап осуществления плана решения задачи
Запись шагов решения в виде выражений, нахождение значений выражений.
(по действиям с полным пояснением к каждому выполненному действию)
1. Запись плана решения осуществляется поэтапно.
2. Фиксируются последовательность действий шагов, затем составляется итоговое выражение.
1) 20 ∙ 3 = 60 (км) – расстояние, пройденное автобусом
2) 60 : 2 = 30 (км/ч) – скорость автобуса
3) 30 – 6 = 24 (км/ч) – скорость Ярослава
4) 24 ∙ 2 + 24 : 2 = 60 (км) – расстояние, пройденное Ярославом
IV. Этап проверки решения текстовой задачи.
Если задача решена, верно, расстояние, пройденное Ярославом, будет равным расстоянию, которое преодолел автобус.
60 км = 60 км
Беседа о правилах ПДД.
Где и в каком возрасте можно ездить на велосипеде?
До 7 лет – можно передвигаться только по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам (по стороне движения для пешеходов), в специальных местах, закрытых от движения автомобилей.
С 7 до 14 лет — разрешается ехать по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам (по стороне движения для пешеходов), велосипедным дорожкам, в жилых зонах, обозначенных специальными знаками.
С 14 лет – разрешается ездить по крайнему правому ряду проезжей части дороги, но только, если нет велосипедных и велопешеходных дорожек.
Движение по проезжей части велосипедистов до 14 лет запрещено!
Какая скорость передвижения транспортных средств разрешена в жилой зоне?
Максимальная скорость движения в жилой зоне или на дворовой территории в настоящее время составляет до 20 км/ч.
Смог бы автобус с указанной скоростью двигаться в жилой зоне?
Нет, его скорость превышает 20 км/ч.
Какой знак указывает на ограничение скорости во дворе?
Жилая зона, ограничение 20 км/ч.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Факультативный курс по математике "Развитие функциональной грамотности" 1 класс
Данный курс рекомендован для учителей начальных классов. Содержание курса направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догады...
Факультативный курс по математике "Развитие функциональной грамотности" 2 класс
Данный факультативный курс рекомендован для учителей начальных классов. Содержание курса направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения ...
Урок математики 4 класс на тему: «Задачи на движение»
middot; Научить решать задачи на нахождение времени• установить зависимость между величинами...
урок МЭШ "Развитие функциональной грамотности" 2 класс
урок информатики вМЭШ "Развитие функциональной грамотности" 2 класс...
урок МЭШ "Развитие функциональной грамотности" 3класс
урок МЭШ "Развитие функциональной грамотности" 3класс...
Урок по развитию функциональной грамотности школьников «Решение жизненных задач»
Разработка урока по математике с элементами финансовой грамотности....
Урок по развитию функциональной грамотности школьников «Решение задач»
Урокпо развитию функциональной грамотности школьников «Решение задач»...