Организационный момент. Цель: 1) мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;
| - Здравствуйте, ребята! - Сегодня у нас необычный урок. У нас много гостей. Повернитесь друг к другу и улыбнитесь. Пожелайте удачи и успеха друг другу. Прочитайте хором девиз сегодняшнего урока. (Успех каждого – это шаг к успеху всего класса.) 2 слайд - Как вы думаете, от чего или от кого зависит успех? (предположение детей) | Регулятивные: волевая саморегуляция. Личностные: действие смыслообразования. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
Актуализация знаний.
Цель: актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала: повторение в области нумерации многозначных чисел; 2) актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: анализ, обобщение, синтез.
| 3 слайд Перед вами мозаика, которую вам необходимо открыть. Открывать её мы будем поэтапно: выполняя разные задания. Когда картинка полностью откроется – ответьте на вопрос: что она означает? 4 слайд Ну, а прежде чем приступать к изучению нового, давайте мы с вами проговорим этапы урока и вспомним, что мы уже знаем. (выполнить математическую разминку, определить тему урока, составить алгоритм по теме урока, закрепить знания по новой теме.)
Откройте тетради. Сегодня 20 января, запишите число, классная работа. 5 слайд Давайте немного разомнемся Посмотрим, хорошо ли вы умеете считать? 5*8, 5*5, 4*6, 8*8, 25-5, 36-6, 48-8, 99-9, 6*10, 50*10, 4*10, 7*100 Перед вами два понятия: цифра и число. Составьте из «рассыпанных» слов определения данных понятий. 7 слайд Теперь давайте, выполним задания в тетради 8 слайд 1) - Запишите числа (через запятую в строчку) которые на единицу меньше, чем 80 000, 100 000, 9 999 (79 999, 9 999, 9 998) 2) - Запишите числа, которые на единицу больше, чем 80 000, 100 000, 9 999 (80 001, 10 001, 10 000) 2) - Запишите числа а)138 тыс. 36 ед. (138 036) б) 94 млн. 78 тыс. 875 ед. (94 078 875) 9 слайд - Поменяйтесь тетрадями, проверьте задания, сверяя ответы по эталону. ( у 4 учеников в тетрадях проверяет учитель) | Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. Регулятивные: контроль, коррекция ; прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением).
|
Объявление темы постановка целей урока. Цель: 1) организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности; 2)сформировать способность к выявлению места и причины затруднений в собственной деятельности;
| Теперь давайте вспомним знаком ли вам алгоритм умножения числа на 10? (да, к числу справа приписывается один ноль) На доске: 5*10=50 Какое свойство умножения мы будем использовать, если надо 10 умножить на число? (переместительное a • b = b • a)
На доске: 10*5=5*10=50 Давайте вспомним алгоритм или последовательность наших действий при умножении числа на 100? (100=10*10, значит, сначала число умножаем 10, полученное еще на 10) 1. 100 разложим на произведение 2. записываем 3. далее применяем какое свойство? 4. 5*10 5. полученный результат еще на 10 На доске: 5*100=5*(10*10)=(5*10)*10=50*10=500 Какое свойство использовали при умножении числа на 100? (сочетательное a • (b • c) = (a • b) • c) -Какое можем сделать умозаключение из проделанных действий при умножении числа на 100? (при умножении числа на 100 справа приписываем два нуля) Посмотрите на следующие примеры 5*1000 5*10000 - Получилось или не получилось решить примеры? - В чем были затруднения? - Чем данные примеры отличаются от тех, которые решали раньше? -Чему мы должны научиться на уроке? (Ответы детей: научиться умножать на 1000 и 10000) Зная алгоритм умножения числа на 100, и используя сочетательный закон – какие будут предложения по способу умножения числа на 1000? На доске: 5*1000=5*(100*10)=(5*100)*10=500*10=5000 (вывод – приписываем справа три 0) Кто ответит? Зная алгоритм умножения на 1000, можем умножить на 10000? На доске: 5*10000=5*(1000*10)=5000*10=50000 (вывод – при умножении на 1000 приписываем справа четыре 0) Представьте, что некоторые ученики, как всегда все перепутали, записали, не услышав Лину Владимировну не 5*1000, 1000*5, что придется им сделать? Что им поможет? (переместительное свойство) Давайте посмотрим, правильный ли алгоритм мы с вами разработали, правильные ли умозаключения сделали? Откройте учебник Чтения правила (1 ученик), повторение правила на память (несколько учеников) |
Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование. Познавательные: умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. общеучебные: знаково-символические – моделирование; выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий.
|
Совершенствование умений и навыков и закрепление усвоенного по теме урока Цель: организовать самостоятельное выполнение учащимися заданий на умножение на 1000,10000; 2) тренировать способность к самоконтролю и самооценке; проверить на основе сопоставления | - Я думаю, теперь вы самостоятельно сможете выполнить задание. - Желаю успеха! (Дети выполняют индивидуальное задание № 3 с. 83). Проведите проверку по эталону: - Кто допустил ошибки при вычислении? Поставьте на полях знак «?» - Кто поставил знак вопроса? Определите место ошибки и причину. - В чём у вас ошибка? Исправьте ошибки. - Над чем надо поработать? На что нужно обратить внимание? (Ответы детей: запомнить правило). - Молодцы и те, кто нашёл и исправил свои ошибки. Поставьте знак «+». - А кто поставил знак «+»? Молодцы! - Что мы можем сказать по теме урока? - Какая у нас была цель урока? (Ответы детей: научиться решать примеры такого вида). - Достигли мы этой цели или нет?
| Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование. Познавательные: умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. общеучебные: знаково-символические – моделирование; выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий.
|
Закрепление изученного материала. Цель: 1) тренировать навыки использования нового содержания совместно с ранее изученным. Форма работы: фронтальная.
| - Мы использовали алгоритм умножения на 1000,10000 при решении примеров. При выполнении, каких еще заданий можно применить эту форму записи? (В задачах, в уравнениях.)
- Я предлагаю вам потренироваться в решении экологических задач.
За день птенец сьедает 22 червяка. Сколько червяков понадобится птенцу за 100 дней? - О чём говорится в задаче? - Что нам известно в задаче? - Какой вопрос задачи? - Какой это тип задач? (Приведение к единице)
- Запишите краткую запись, решение, выражение и ответ.
Один учащийся работает на доске, остальные учащиеся выполняют задание в рабочих тетрадях. Задача 2. В один из детских лагерей отдыха по выходным дням приезжали родители. Дети встречали их букетиками полевых цветов. В лагере 700 детей. Значит, в неделю они собирали примерно 700 букетов. Последствия сказались очень скоро. Какие?
Задача 3. В сутки автомобиль способен выбросить в воздух примерно 20 кг выхлопных газов. Сколько выхлопных газов могут выбросить в воздух 8 автомобилей за 10 суток? | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. Познавательные: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез. УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера. |
Рефлексия Подведение итогов.
Цель: 1) зафиксировать новое правило, изученное на уроке; 2) оценить результаты собственной деятельности; 3) согласовать домашнее задание. Форма работы: фронтальная.
| - Вот мы и открыли всю картинку! Что у нас получилось? (руки) - Давайте вернёмся к началу урока, где мы говорили про успех. А при чем тут руки? (предположения детей) - Посмотри притчу! (просмотр притчи «Все в твоих руках») - Какое умозаключение мы сделаем про успех? (Успех зависит от нас) - Чему мы научились? - Какая была перед нами цель? (Ответы детей: научиться решать примеры нового вида). - Достигли ли мы её? - Что помогло эту цель нам достичь? - Вы довольны своей работой? - Над чем нам ещё нужно поработать? 10 слайд - А сейчас оцените свою работу на уроке. (Ребята оценивают свою работу на карточках, которые есть у каждого на столе): - Кто обвел ?, ., !
«Я понял всё, но у меня остались вопросы.»
| ? | «Я всё понял, могу работать, пользуясь правилом.» | . | « Я понял всё, могу работать сам и объяснить другому.» | ! |
- Спасибо за урок! Молодцы! | Познавательные: общенаучные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.
|