Занимательная математика
рабочая программа по математике (1, 3, 4 класс)
Материалы для кружка "Занимательная математика"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Примерный план кружка "Занимательная математика" | 20.57 КБ |
Математическая викторина для 4 класса | 14.24 КБ |
Математический утренник для 1 класса | 20.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Примерный плана кружка «"Занимательная математика» для 4 класса
Составила: обучающаяся 33-шк. группы, Бельцина Наталья Геннадьевна
Количество часов: 34
Количество занятий: 34
№ занятия | Дата | Тема | Краткое содержание |
1 | Сентябрь | Интеллектуальная разминка | Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». |
2 | Числа-великаны | Как велик миллион? Что такое гугол (это единица со ста нулями)? | |
3 | Мир занимательных задач | Задачи со всеми возможными решениями. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство | |
4 | Кто что увидит? | Задачи и задания на развитие пространственных представлений. | |
5 | Октябрь | Римские цифры | Занимательные задания с римскими цифрами. |
6 | Числовые головоломки | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро). | |
7 | Секреты задач | Задачи в стихах повышенной сложности: «Начнём с хвоста», «Сколько лет?» и др. (Н. Разговоров). | |
8 | В царстве смекалки | Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). | |
9 | Ноябрь | Математический марафон | Решение задач международного конкурса «Кенгуру». |
10 | «Спичечный» конструктор | Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы. | |
11 | «Спичечный» конструктор | ||
12 | Выбери маршрут | Единица длины километр. Составление карты путешествия: на определённом транспорте по выбранному маршруту. Определяем расстояния между городами и сёлами. | |
13 | Декабрь | Интеллектуальная разминка | Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. |
14 | Математические фокусы | «Открой» способ быстрого поиска суммы. Как сложить несколько последовательных чисел натурального ряда? Например, 6 + 7 + 8 + 9 + 10; 12 + 13 + 14 + 15 + 16 и др. | |
15 | Занимательное моделирование | Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Набор «Геометрические тела». Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся). | |
16 | Занимательное моделирование | ||
17 | Январь | Занимательное моделирование | |
18 | Математическая копилка | Составление сборника числового материала, взятого из жизни (газеты, детские журналы), для составления задач. | |
19 | Какие слова спрятаны в таблице? | Поиск в таблице (9 × 9) слов, связанных с математикой. | |
20 | Февраль | «Математика — наш друг!» | Задачи, решаемые перебором различных вариантов. «Открытые» задачи и задания (придумайте вопросы и ответьте на них). Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных. |
21 | Решай, отгадывай, считай | Не переставляя числа 1, 2, 3, 4, 5, соединить их знаками действий так, чтобы в ответе получилось 0, 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 100. Две рядом стоящие цифры можно считать за одно число. Там, где необходимо, можно использовать скобки. | |
22 | В царстве смекалки | Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). | |
23 | В царстве смекалки | ||
24 | Март | Числовые головоломки | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро). |
25 | Мир занимательных задач | Задачи со многими возможными решениями. Запись решения в виде таблицы. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи | |
26 | Мир занимательных задач | ||
27 | Апрель | Математические фокусы | Отгадывание задуманных чисел: «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения» и др. |
28 | Интеллектуальная разминка | Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. | |
29 | Интеллектуальная разминка | ||
30 | Блиц-турнир по решению задач | Решение логических, нестандартных задач. Решение задач, имеющих несколько решений. | |
31 | Май | Математическая копилка | Математика в спорте. Создание сборника числового материала для составления задач. |
32 | Геометрические фигуры вокруг нас | Поиск квадратов в прямоугольнике 2 ×5 см (на клетчатой части листа). Какая пара быстрее составит (и зарисует) геометрическую фигуру? | |
33 | Математический лабиринт | Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». | |
34 | Математический праздник | Задачи-шутки. Занимательные вопросы и задачи-смекалки. Задачи в стихах. Игра «Задумай число». |
Предварительный просмотр:
Математическая викторина «Знатоки времени»
Подготовила: Бельцина Наталья Геннадьевна
Класс: 4
Для участия в викторине участники делятся на три команды по 5-10 человек в каждой. Команда выбирает капитана и название. У каждой команды табличка определенного цвета.
I тур «Блиц-опрос»
Участники отвечают на скорость. Чья команда первой поднимет карточку, той и предоставляется право ответа. В случае ошибки, право ответа переходит команде, поднявшей табличку второй. За каждый правильный ответ 1 балл.
1. Что такое двенадцать месяцев? (год)
2. Сколько минут в одном часе? (60)
3. Сколько секунд в одной минуте? (60)
4. Сколько дней в одной неделе? (7)
5. Какой день недели «тяжёлый»? (понедельник)
6. Что такое день и ночь? (время суток)
7. Назови начало дня (утро)
8. Что такое световой день?
(промежуток времени между восходом Солнца и его заходом)
9. Какие часы используют в спорте? (секундомер)
10. Назови «главные» часы Москвы (часы на Спасской башне)
11. Назови «главные» часы Англии (Биг Бен)
12. Сколько недель в месяце? (4 недели +-2 дня)
13. Какой год называется високосным? (в котором 366 дней)
14. Кто такой часовщик? (мастер по изготовлению и ремонту часов)
II тур «Музыка времени»
В этом туре командам необходимо угадать песни о времени. Команды прослушивают отрывок композиции и через минуту должны дать ответ. Каждая команда озвучивает название песни и желательно исполнителя. Команда, давшая правильный ответ, получает 2 балла
1. «А время не убавляет ход» Валентина Толкунова.
2. «Голубой вагон бежит, качается» из м/ф «Чебурашка и Крокодил Гена»
3. «Делу - время, потехе – час» Алла Пугачева
4. «Тики-тики-тики-так» Фиксики
5. «Пять минут» Людмила Гурченко
6. «Пеня про время» из м/ф «Маша и Медведь»
III тур «Простые вопросы, на которые сложно ответить»
В 3 туре ребятам задаются сложные вопросы. Задача команды, прослушав ответ, посовещаться, записать на бланке и ответ, в течение минуты сдать жюри. После того, как все команды сдали листочки с ответами, судья оглашает правильный ответ. Каждый правильный ответ – 1 балл.
1. Герой рассказа РэяБрэдбери "И грянул гром" с помощью машины времени очутился в далеком прошлом и случайно изменил весь дальнейший ход истории, наступив на... (бабочку)
2. Как называется геологический период, в конце которого вымерли динозавры? (Меловой)
3. Кто выполнил первый чертеж человекоподобного робота? (Леонардо да Винчи)
4. В каком году в космос отправился первый турист? (2001)
5. Чему равнялся в России час — старинная путевая мера? (5 километров)
IV тур «Твоя игра»
В туре «Твоя игра» на экране появляются картинки из фильмов или мультфильмов, связанных со временем. Командам за 5 минут, нужно написать в специальных бланках названия мультфильмов и кинофильмов. Каждый отгаданный кинофильм – 2 балла.
1. «Хранитель времени»
2. «Назад в будущее»
3. «Сказка о потерянном времени»
4. «Машина времени»
5. «Время»
V тур «Искатели времени»
В этом туре командам в течение 5 минут необходимо сосчитать количество часов, находящихся на втором этаже школы. Команда, назвавшая точное количество часов, получает 5 баллов.
Подведение итогов
Награждение
Предварительный просмотр:
Сценарий математического утренника для 1 класса "Праздник чисел первого десятка"
Подготовила: Бельцина Наталья Геннадьевна
Цель: организация деятельности обучающихся по закреплению знаний цифр и чисел первого десятка.
Задачи:
Образовательные: закреплять навыки устного счёта, порядковый номер цифр и чисел первого десятка.
Развивающие: развивать интерес обучающихся к математике, их математические способности, память, речь, внимание, наблюдательность, воображение, творческие способности.
Воспитательные: воспитывать интерес к процессу познания, уважительное отношение к одноклассникам, умение работать в коллективе.
Ход утренника:
У: - Ребята, я рада приветствовать вас на математическом празднике чисел первого десятка. Начинаем наше необычное путешествие в сказочную страну. А в какую, отгадайте сами:
Очень мудрая страна, дружит с числами она.
В ней так много неизвестного, в ней так много интересного.
Ну-ка, дети вы скажите, ее имя назовите!
О: - Страна Математика.
У: - Итак, праздник начинается. Нам предстоит нелегкий путь. Чтобы попасть в страну Математики все числа первого десятка должны собраться вместе! Пригласила нас на этот праздник королева Математики.
Звучит песня «Учат в школе».
У: - Ребята, числа очень любят прятаться. Ты видишь предметы, а числа нет. Они прямо невидимки какие-то! Но всегда можно догадаться, где какое число спряталось. Для этого надо всего лишь посчитать предметы. Чтобы сделать числа видимыми, люди к ним приклеили волшебные значки цифры. Цифр мало – всего десять. А чисел так много, что просто не сосчитать. Давайте отгадаем загадки о цифрах, которые приготовили наши ребята.
Сотня лун появилась –
И тогда бы осветилась
Ночь как день!
Но жаль, луна
Светит нам всегда…(одна)
Людям всем дано от бога
По одной лишь голове!
Ну, а руки что, а ноги?
Их у каждого по…(две)
Вот так чудо! Ну-ка, ну-к5а,
Ты получше посмотри –
Это вроде бы и буква,
Но еще и цифра…(три)
Я у бабушки была, -
У нее в квартире
Три огромные стола,
Ног у каждого…(четыре)
На руке малышка Лена
Любит пальчики считать!
У нее на удивленье
Каждый раз выходит…(пять)
А моей подруге Тоне
Довелось на пони сесть,
И у Тони вместе с пони
Стало ножек сразу…(шесть)
Есть пословица у нас
И она известна всем-
Отрезаешь только раз,
А отмерить надо…(семь)
Сколько ты имеешь ножек?-
Осьминога тихо спросим.
Тот ответить нам не сможет,
Но и так мы знаем…(восемь)
Вот так циферка, взгляни,
У нее и фокус есть –
Ты ее переверни,
И получишь цифру шесть! (девять)
Сколько вместе будут весить
Две гантели с цифрой пять?
Да, не надо и гадать-
Не кило, а целых…(десять)
У: - Молодцы, ребята.
У: - Наш праздник числа продолжается, и сказка «Теремок» начинается!
У: - Стоит в поле теремок, теремок
Он не низок, не высок, не высок.
Вот по полю бежит единица,
Очень тонкая, как спица.
Цифра 1: Кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в невысоком живёт?
Нет никого! Зайду в теремок и стану там жить.
У: - Бежит по полю двойка,
Видит теремок, стучит.
Цифра 2: Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт?
Цифра 1: Я – единица, очень тонкая как спица. А ты кто?
Цифра 2: А я – цифра 2,
Полюбуйся какова!
С полукруглой головой
Волочится хвост за мной.
Пусти меня к себе жить.
Цифра 1: Я пущу, если ты отгадаешь, что тяжелее: 1 кг железа или 1 кг ваты?
Цифра 2 отгадывает и Цифра 1 впускает её в теремок.
У: - Бежит по полю тройка,
Видит теремок, стучит.
Цифра 3: Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт?
Цифра 1: Я – единица, очень тонкая как спица.
Цифра 2: А я – цифра 2, полюбуйся какова! А ты, кто?
Цифра 3: Я – тройка, третий из значков,
Состою из трёх крючков. Пустите меня к себе жить!
Цифра 2: Хорошо, пустим, но сначала ты реши задачу. Батон разрезали на три части. Сколько сделали разрезов?
Цифра 3 отвечает и её впускают в теремок.
У: - Бежит по полю четверка,
Видит теремок, стучит.
К теремку подбегает Цифра 4, стучит в дверь.
Цифра 4: Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт?
Цифра 1: Я – единица, очень тонкая как спица.
Цифра 2: А я – цифра 2, полюбуйся какова!
Цифра 3: А я – тройка, третий из значков,
Состою из двух крючков. А ты кто?
Цифра 4: А я – четыре, острый локоть оттопырил.
Пустите меня к себе жить!
Цифра 3: Сначала ответь на вопрос: Сколько ушей у двух мышей?
Цифра 4, ответив на вопрос, присоединяется к тем, кто в теремке.
У: - Бежит по полю пятерка,
Видит теремок, стучит.
К теремку подбегает Цифра 5, стучит в дверь.
Цифра 5: Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт?
Цифра 1: Я – единица, очень тонкая как спица.
Цифра 2: А я – Цифра 2, полюбуйся какова.
Цифра 3: Я – тройка, третий из значков,
Состою из двух крючков.
Цифра 4: Я – четыре, острый локоть оттопырил. А ты кто?
Цифра 5: А я – цифра пять,
Очень люблю плясать.
Руку вправо протянула,
Ножку круто изогнула.
Пустите меня к себе жить!
Цифра 4: Мы тебя пустим, если отгадаешь загадку:
«Что стоит в конце страницы,
Украшая всю тетрадь?
Чем вы можете гордиться?
Ну, конечно цифрой …» (пять)
Цифры впускают Пятёрку в теремок.
У: - Бежит по полю шестерка,
Видит теремок, стучит.
К теремку подбегает Цифра 6, стучит в дверь.
Цифра 6: Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт?
Цифра 1: Я – единица, очень тонкая как спица.
Цифра 2: А я – Цифра 2, полюбуйся какова.
Цифра 3: Я – тройка, третий из значков,
Состою из двух крючков.
Цифра 4: Я – четыре, острый локоть оттопырил.
Цифра 5: А я – цифра пять,
Очень люблю плясать.
Все вместе: А ты кто?
Цифра 6: А я – шесть, дверной замок:
Сверху крюк, внизу – кружочек.
Пустите меня к себе жить!
Цифра 5: Мы тебя пустим, если решишь задачу:
«Пять щенят плюс мама-Лайка, сколько будет, сосчитай-ка!»
Цифру 6 впускают в теремок.
У: - Бежит по полю семерка,
Видит теремок, стучит.
К теремку подбегает Цифра 7, стучит в дверь.
Цифра 7: Кто, кто в теремочке живёт ? Кто, кто в невысоком живёт?
Цифра 1: Я – единица, очень тонкая как спица.
Цифра 2: А я – Цифра 2, полюбуйся какова.
Цифра 3: Я – тройка, третий из значков,
Состою из двух крючков.
Цифра 4: Я – четыре, острый локоть оттопырил.
Цифра 5: А я – цифра пять,
Очень люблю плясать.
Цифра 6: А я – шесть, дверной замок:
Сверху крюк, внизу – кружочек.
Цифра 7: Я – семёрка кочерга,
У меня одна нога. Пустите меня к себе жить.
Цифра 6: Выполнишь задание – пустим. Назови число, которое есть в названии сказки о Белоснежке и гномах.
Цифра 7 выполняет задание и входит в теремок.
У: - Бежит по полю восьмерка,
Видит теремок, стучит.
К теремку подбегает Цифра 8, стучит в дверь.
Цифра 8: Кто, кто в теремочке живёт ? Кто, кто в невысоком живёт?
Цифра 1: Я – единица, очень тонкая как спица.
Цифра 2: А я – Цифра 2, полюбуйся какова.
Цифра 3: Я – тройка, третий из значков,
Состою из двух крючков.
Цифра 4: Я – четыре, острый локоть оттопырил.
Цифра 5: А я – цифра пять,
Очень люблю плясать.
Цифра 6: А я – шесть, дверной замок:
Сверху крюк, внизу – кружочек.
Цифра 7: Я – семёрка кочерга,
У меня одна нога.
Все вместе: А ты кто?
Цифра 8: Я – восьмёрка, два кольца,
Без начала и конца.
Пустите меня к себе жить.
Цифра 7: Хорошо, только сначала скажи, сколько ног у двух котов?
После решения задания Цифру 8 пускают в теремок.
У: - Бежит по полю девятка,
Видит теремок, стучит.
К теремку подбегает Цифра 9, стучит в дверь.
Цифра 9: Кто, кто в теремочке живёт ? Кто, кто в невысоком живёт?
Цифра 1: Я – единица, очень тонкая как спица.
Цифра 2: А я – Цифра 2, полюбуйся какова.
Цифра 3: Я – тройка, третий из значков,
Состою из двух крючков.
Цифра 4: Я – четыре, острый локоть оттопырил.
Цифра 5: А я – цифра пять,
Очень люблю плясать.
Цифра 6: А я – шесть, дверной замок:
Сверху крюк, внизу – кружочек.
Цифра 7: Я – семёрка кочерга,
У меня одна нога.
Цифра 8: Я – восьмёрка, два кольца,
Без начала и конца. А ты кто?
Цифра 9: Я – цифра 9, иначе девятка –
Цирковая акробатка:
Если на голову встану
Цифрой 6 тогда я стану.
Пустите меня к себе жить.
Цифра 8: Хорошо, только сначала назови число, которое на 1 больше 8.
Цифра 9 выполняет задание и заходит в теремок.
У: - Стали цифры дружно жить,
Пока не постучал к ним 0.
К теремку подбегает Цифра 0, стучит в дверь.
Цифра 0: Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт?
Цифра 1: Я – единица, очень тонкая как спица.
Цифра 2: А я – Цифра 2, полюбуйся какова.
Цифра 3: Я – тройка, третий из значков,
Состою из двух крючков.
Цифра 4: Я – четыре, острый локоть оттопырил.
Цифра 5: А я – цифра пять,
Очень люблю плясать.
Цифра 6: А я – шесть, дверной замок:
Сверху крюк, внизу – кружочек.
Цифра 7: Я – семёрка кочерга,
У меня одна нога.
Цифра 8: Я – восьмёрка, два кольца,
Без начала и конца.
Цифра 9: Я – цифра 9, иначе девятка –
Цирковая акробатка.
Все вместе: А ты кто?
Цифра 0: Я – цифра вроде буквы 0,
Что значит ноль иль ничего.
Цифра 9: Ты хоть и число,
Но ничего не значишь!
Не пустим тебя к себе жить. Уходи!
Цифра 0: Вы ничего не понимаете!
Вот единица, с тобою рядышком
Позволь стоять мне на странице!
Цифра 1: Ты ноль, не стоишь ничего.
Не стой со мною рядом!
Цифра 0: Я признаю, что ничего не стою.
Но можешь стать ты десятью,
Коль буду я с тобою.
Так одинока ты сейчас,
Мала и худощава,
Но будешь больше в 10 раз,
Когда я встану справа!
У: - Стали цифры все дружить,
В теремочке вместе жить!
Просто цифры мало значат.
Их используют иначе.
Их, то складывают вместе,
Чтобы получить число,
Вычитают, умножают, делят –
Цифрам повезло!
Цифры в жизни так важны!
Потому они нужны.
У: - Вам песни пели мы, читали вам стихи,
Про числа рассказать вам многое хотели.
Вся в числах наша жизнь, считать умеют все,
Без чисел не прожить нам и недели.
Окончен праздник наш, пора идти домой,
Нам чисел всех не счесть, не перепеть всех песен.
Учитесь! Мир так интересен!
У: - Ребята, я предлагаю вам сыграть в игру. Она называется «Веселые задачи».
1. Ежик по лесу шел, на обед грибы нашел:
Два — под березой, один — у осины,
Сколько их будет в плетеной корзине?
2. Три ромашки-желтоглазки, два веселых василька
Подарили маме дети. Сколько же цветов в букете?
3. К серой цапле на урок прилетело семь сорок.
А из них лишь три сороки приготовили уроки.
Сколько лодырей-сорок прилетело на урок?
4.У пенечков пять грибочков и под елкой три.
Сколько будет всех грибочков? Ну-ка, говори!
У: - Какие молодцы, вы справились с решением всех веселых задач.
У: - Вот и закончилось наше путешествие в математическую страну. Вам понравилось? Нам пора возвращаться. До новых встреч в этой чудесной стране!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике "Занимательная математика"
Рабочая программа предназначена для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с прим...
Рабочая программа внеурочной деятельности из цикла Занимательная математика "Математика для Умников" для 1 класса
Рабочая программа для 1 класса в соответствии с требованиями ФГОС, Содержит универсальные учебные действия, характеристику деятельности обучающихся, программа содержит поясните...
Рабочая программа кружка по математике "Занимательная математика"
Курс «Занимательная математика» расчитан на 1 год (34 часа) для учащихся 2 классов (1 час в неделю) и носит практический характер по развитию логического мышления, умения правильно, обоснованно и посл...
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ 2 класс Тема «Занимательная математика»
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ 2 класс Тема «Занимательная математика»Тип. Интеллектуальная игра.Форма. Состя...
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ 2 класс Тема «Занимательная математика»
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ 2 класс Тема «Занимательная математика»Тип. Интеллектуальная игра.Форма. Состя...
кружок "Умники и умницы", курсы «Занимательная грамматика» и «Занимательная математика»
Программа по внеурочной деятельности (кружок "Умники и умницы", курсы «Занимательная грамматика» и «Занимательная математика») для 2в класса разработана в...