Поурочное планирование урока по математике для 4 класса на тему:"Нахождение нескольких долей целого".
план-конспект урока по математике (4 класс)

Габдрахимова Айгуль Вильдановна

Нахождение нескольких долей целого.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 02.12_matem.docx42.94 КБ

Предварительный просмотр:

ТемаНахождение нескольких долей целого

Цели: учить находить несколько долей целого; совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи.

Планируемые результаты:

предметные: актуализировать знания о долях, совершенствовать умение находить долю от целого, создавать условия для знакомства с алгоритмом нахождения нескольких долей целого, учить решать задачи на нахождение нескольких долей целого.

метапредметные:

познавательные: самостоятельно выделять и формировать познавательную цель; строить логическую цепь рассуждений;  делать выводы на основе обобщения знаний, самостоятельно делать выбор, опираясь на правила, выполнять задания по аналогии, анализировать, сравнивать, классифицировать объекты; структурировать знания;

регулятивные: самостоятельно организовывать своё рабочее место; определять цель учебной деятельности с помощью учителя и удерживать в течение урока, осуществлять само- и взаимопроверку работ, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок;

коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

          личностные: создать условия для формирования уважительного отношения к членам своей семьи, понимания ценности каждого её члена, осознания себя её частью, формировать бережное отношение к природе, уважительное отношение к иному мнению, воспитывать положительное отношение к урокам математики.

Оборудование:  мультимедийный проектор, экран, компьютер, электронное приложение, магнитная доска, карточки с заданиями, раздаточный материал (круги), ножницы, листы самооценки, учебники по математике 4 класс М. И. Моро, рабочие тетради.

Ход урока

I. Организационный момент урока

− Прозвенел уже звонок

Начинаем наш урок

Будьте все внимательны

А ещё старательны.

– Я рада вас приветствовать на уроке математики. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнётесь мне.

– Улыбнулись друг другу, поприветствовали товарища по парте, тихо сели (хлопнули друг друга в ладоши).

− Я очень хочу, чтобы урок получился интересным, познавательным. Мы повторим и закрепим то, что уже знаем и постараемся открыть новые секреты математики.

− Откройте тетради и запишите дату и классная работа.

II. Актуализация знаний

  1. Устный счет

− Устный счет, устный счет 

Ум в порядок приведет.

Величины будем знать,

В жизни точно применять.

Складывать и вычитать,

Задачки хитрые решать.

Устный счет, устный счет –

Приготовьтесь он идет.

  1. Задачи

− Устно решите задачи.

  • Многие животные любят поспать. Чемпионом среди них является маленький зверек, которого так и называют – соня. Бодрствует он всего 3 часа в сутки. Сколько часов спит соня?  (21 час спит)  На сколько больше часов он спит, чем бодрствует? (на 18 часов)
  • Во всем мире осталось не более 1000 уссурийских журавлей. Из них 250 живут в Японии, 200 – в России. Сколько этих журавлей живут в других странах?  (550 птиц)

− Молодцы! Ребята, а кто знает, куда занесены все виды исчезающих животных и растений? (в Красную книгу)

− Для чего это делают? (Чтобы к ним относились особо бережно и не допустили их исчезновения)

2. Игра «Одним словом»

− Сейчас мы немного поиграем. Игра называется «Одним словом». Я буду читать начало предложения или вопрос, а вы должны закончить или дать ответ одним словом.

Вопрос учителя

Ответ детей

  1. Эта единица времени равна 24часам

сутки

  1. Сколько секунд в 1 минуте?

60

  1. Самая маленькая из известных вам единиц длины

мм

  1. 10см-это…

дм

  1. 1000кг – это….

тонна

  1. Дополни предложение. мм, см, м, км- это единицы измерения…

длины

  1. Г, кг,  ц, т-это единицы измерения…

массы

  1. См2, м2,  дм2, га, а - это единицы измерения…

площади

  1. С, мин,  ч, сут., мес., г.,век - это единицы измерения…

времени

  1. Математический диктант (письменно) (т)

− Масса льва 220кг. Сколько это центнеров? (2ц 20кг)

− Масса леопарда 270 кг, он на 50кг тяжелее льва. Какова масса льва? (220кг)

8 дм вырази в см (80 см)

− 2 км вырази в м (2000 м)

− Длина леопарда 2м 90см. Сколько это см? (290см). Сколько дм? (29дм)

 Найди площадь квадрата со стороной 8 см (64 см2)

III.  Самоопределение к деятельности

  1. Разбей предметы на группы

− Разбейте предметы на три  группы (Целые, на две части, на четыре части)

− Проверим наши предположения на слайде.

  1. Выполните задание на карточках

− Сейчас работа в группах,  выполните задание (задание раздает учитель).

Работа в группе

Вычисли:

60 : 10 =

800 : 100  =

543 – 531 =

265 + 132 =

72 : 9 =  

675 – 650 =  

50 : 2 =

100 – 88 =


Рядом с каждым ответом запиши нужную букву в соответствии с кодом

6

397

12

15

8

25

м

д

н

р

а

и

− Какое слово получилось? (мандарин)

− У меня в руках мандарин. Из чего он состоит? (из долек)

− Что такое доля? (доля – это часть целого)

− Где в жизни мы встречаемся с долями? (когда нужно что-то разделить)

Что ещё состоит и долек? (чеснок, апельсин, лимон …)

− Сейчас, мы посмотрим мультфильм «Мы делили апельсин», в котором звери столкнутся с проблемой деления апельсина. Смотрим на экран.

− Как звери разделили апельсин? (Целый апельсин разделили на дольки)

− Всем хватило? (Нет)

− Что нужно было сделать? (Посчитать сколько всего зверей и поделить поровну).

В чём ошибка волка? (Он решил присвоить целый апельсин себе).

Ребята, можно так поступать? (Нет, нужно уметь делиться).

Сейчас мы будем учиться делить целое на части

− Возьмите полоску, которая у вас на парте. Измерьте ее длину (20 см)

− Сложите ее пополам и еще раз пополам. Сколько одинаковых долей у вас получилось? (4.)

− Как вы думаете, чему равна длина одной доли? (5 см)

Как вы определили? (20: 4 = 5 (см))

− Да, определять величину одной доли мы уже умеем.

− Возьмите линейку, проверьте измерением длину доли.

− Напишите на каждой доле ее длину (5 см)

Чему равна длина двух таких долей? (10 см)

− Как вы узнали? (Число 5 повторяется 2 раза: 5∙2 = 10(см))

− Чему равна длина трех таких долей? (15 см)

Как вы узнали? (Число 5 повторяется 3 раза: 5 ∙ 3 = 15 (см))

− Отложили в сторону.

− Посмотрите на слайд

https://docs.google.com/drawings/d/spUNuEfojj9OeyfJQGNpMog/image?parent=17BfscK2nND0F1ep2xKATeG0eB3R6F6p5znOO9_lQiJo&rev=1&h=82&w=92&ac=1

                                                  6см

       

− Вспомните, как  найти площадь квадрата? (Чтобы найти площадь квадрата, нужно его сторону умножить саму на себя)

−Чему равна площадь данного квадрата? (6 · 6 = 36(см2))

−Проверим.

− А теперь нам нужно найти площадь закрашенной фигуры

− Можем ли мы это сделать? (нет)

https://docs.google.com/drawings/d/sD-oN8HFL8c1Hb2yHj0m1dQ/image?parent=17BfscK2nND0F1ep2xKATeG0eB3R6F6p5znOO9_lQiJo&rev=1&h=80&w=82&ac=1https://docs.google.com/drawings/d/samd6CxbbKfk3FZU41xMKxQ/image?parent=17BfscK2nND0F1ep2xKATeG0eB3R6F6p5znOO9_lQiJo&rev=1&h=42&w=80&ac=1https://docs.google.com/drawings/d/sP2qETmgJ4EseoYw6ysbBTg/image?parent=17BfscK2nND0F1ep2xKATeG0eB3R6F6p5znOO9_lQiJo&rev=1&h=82&w=86&ac=1https://docs.google.com/drawings/d/skf2IUMbfhjxG0vmQG-dmtA/image?parent=17BfscK2nND0F1ep2xKATeG0eB3R6F6p5znOO9_lQiJo&rev=1&h=82&w=86&ac=1

                                                                                   S - ?

− Почему? (Мы не знаем, как находить площадь треугольника)

−Интересно, как можно найти площадь закрашенной фигуры?

− Сформулируйте тему урока. (Нахождение нескольких долей целого.) 

− Тема урока: «Нахождение нескольких долей целого» (на доске тема тоже вывешивается)

− Зная тему, поставьте цели урока (научиться решать задачи на нахождение нескольких долей целого, вспомнить, как находить долю числа, развивать вычислительные навыки)

− Цели нашего урока научиться решать задачи на нахождение нескольких долей целого; вспомнить, как находить долю числа; развивать вычислительные навыки.

IV. Работа по теме урока

  1. Работа с моделью торта

− А если я скажу, что семья тоже состоит из долей, вы со мной согласитесь? (Да. Семья – это единое целое, а каждый член семьи является её частью)

− А как вы считаете, члены семьи равны по значению, или нет? (ответы детей)

− В семье одинаково ценен, важен и дорог каждый её член, т.е. все члены семьи равнозначны. А если это правило применить относительно долей, что мы можем о них сказать? (все доли одного целого равны)

− Молодцы, всё верно! Ребята. Вы любите праздники?

− А какой сегодня в школе отмечают праздник? (День матери)

− А как вы думаете, почему этот праздник особый? (ответы детей)

− Действительно, мама самый близкий и родной человек. Она всегда заботится о нас, учит как правильно нужно себя вести, поступать, даёт мудрые советы, оберегает нас. Мама – это человек, который любит нас такими, какие мы есть, для неё мы самые дорогие и любимые на всей Земле. Мама всегда поможет в трудной ситуации. И каждый человек должен любить, ценить, заботиться и оберегать свою маму!

− Представьте, что на этот праздник к мамам пришли гости, и вам поручено ответственное задание разрезать торт. Но чтобы никто не обиделся, все кусочки должны быть одинаковыми. У вас на партах лежат модели торта (круги). К вам пришли 3 человека + хозяйка, на сколько частей нужно разделить торт? (на 4 части). 

− Разделите модели торта путём сгибания на указанное количество частей (на доске набор магнитных долей)

− Кому бы вы отдали первый кусочек торта? (ответы детей)

− Возьмите ножницы и вырежьте один кусочек «торта».

− Какую долю круга составляет вырезанный кусочек? (одну четвёртую)

− Почему одну четвёртую? (потому что мы разделили круг на 4 равные части и взяли одну часть)

− Так что же нужно сделать, чтобы взять одну четвёртую часть целого? (нужно целое разделить на 4 части и взять одну)

− Проделаем подобную работу используя числовое значение

2.Решение задач

− В классе 32 ученика. Из них одна четвёртая часть играют в хоккей. Сколько учеников играют в хоккей?

− Какую часть учеников нужно найти в задаче? (одну четвёртую)

− Как найти одну долю от целого? (целое разделить на количество долей)

− На сколько долей разбито целое? (на 4)

− Как узнать чему равна одна четвёртая доля класса? (32:4=8 (уч.).

−Сделаем вывод, чтобы найти одну долю от целого нужно… (целое разделить на количество долей)

− Молодцы! Теперь вернёмся к модели торта. Один кусочек торта вы уже отдали гостю, но торт ему так понравился, что он попросил ёще кусочек. Вырежьте еще один кусочек торта.

− Возьмите в руки вырезанные кусочки и назовите, какую часть торта теперь вы держите в руках (две четвёртых)

−  Как получили две четвёртых части? (сначала разделили целое на 4 равные части, а потом взяли две части)

− Молодцы ребята! Отложите модели торта в сторону и посмотрите на доску.

 (прямоугольник 12 см2)

− Перед вами прямоугольник, площадь которого 12см2. Вычислите, чему равна одна третья часть площади этого прямоугольника? (4 см2)

− Как узнали? (12:3=4см2)

 (прямоугольник 12 см2)

− Найдите одну четвёртую часть площади прямоугольника (3см2) 

− Как узнали? (12:4=3см2)

 (прямоугольник 12 см2)

− Молодцы, а теперь определите, чему равны три шестых части площади этого прямоугольника (ответы детей)

− Почему данное задание вызвало затруднение? (мы умеем находить только одну долю, а здесь нужно найти 3)

 3.Построение проекта выхода из затруднения

−Откройте учебники на странице 64, прочитайте тему урока (Нахождение нескольких долей целого)

− Вернёмся к задаче.  Что значит три шестых части? (значит, что целое сначала разделили на 6 частей, а потом  взяли 3 из них)

− Как вы думаете, как можно найти три шестых части? Поработайте в парах, посоветуйтесь друг с другом и выскажите свои предположения. Выдвигаем гипотезу (ответы детей)

− Проверим ваши предположения.

− Найдите в учебнике на с.64 текст рядом с красной чертой. Прочитайте.

− Какая же  из гипотез оказалась верной?

−Давайте составим  алгоритм (на доске карточка алгоритм)

− Чтобы найти несколько долей от целого надо:

1) найти величину одной доли (вывешивается на доску)

2) величину одной доли умножить на количество взятых долей (вывешивается на доску)

− При выполнении заданий пользуйтесь алгоритмом. А что такое алгоритм (выполнение по плану)

− У вас на столах лежат листы самооценкиОцените свою работу в парах  по выдвижению гипотезы.

4.Реализация построенного проекта

− Примените полученные знания к задаче. Как найти три шестых части площади прямоугольника? (сначала найдём площадь одной части: 12:6=2см2, а затем получившийся ответ умножим на количество взятых частей: 2·3=6см2)

− Проверим на слайде.

5.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

№ 291 на с.64 учебника (т)

− Прочитайте задание.

− Отрезок какой длины нужно начертить? (60 мм)

− На сколько равных частей разделили отрезок? (на 6)

− Что нужно найти в задаче? (Сколько мм в пяти шестых долях отрезка)

− Что сначала нужно сделать, чтобы ответить на вопрос задачи? (найти  одну шестую долю отрезка)

− Как это сделать? (60:6=10мм)

− Теперь можем ответить на вопрос задачи? (да, 10·5=50мм)

−Молодцы! Начертите отрезок в тетради и запишите решение задачи по действиям с пояснениями.

−Проверьте, правильно ли вы записали решение

 (Проверь себя к задаче №291)

− Оцените свою работу на листе самооценки.

 (физкультминутка)

Физкультминутка (Фиксики)

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

−Немного потренировавшись, проверим, усвоили ли вы правила нахождения нескольких долей целого. Но прежде, ещё раз повторим алгоритм и правило. Что нужно сделать, чтобы найти несколько долей целого? (ответы детей)

−Хорошо, теперь выполним самостоятельную работу.  Карточка №1.

Карточка №1

Выбери любое задание и реши его:

  1. Вычисли, чем равна:

Одна вторая часть  км - _______м;                  

Две четвёртых чавсти м = _______см;

Три пятых части см = ______мм;                            

Четыре десятых части дм = _____см

  1. Реши задачу, записав её кратко:

Книга стоит 180р. Цена блокнота составляет три девятых стоимости книги. Сколько стоит блокнот?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

− Проверьте, правильно ли  вы справились с заданием

 (Проверь себя к карточке №1)

−Оцените свою работу на листе самооценки.

V. Закрепление изученного материала.

−Теперь решим задачу №293 на с.64 (т) учебника. Прочитайте задачу.

− Сколько вопросов поставлено к одному условию? (2 вопроса)

− Значит нам нужно решить 2 задачи. Ответим сначала на первый вопрос. Для этого заполним таблицу. Карточка № 2. Будем заполнять отвечая на вопросы.

Карточка 2

За 1 день

Количество дней

Всего, кг

? (одинаково)

7

21

?

36

 (Заполнение таблицы)

−Сколько кг масла  израсходовали в столовой? (21кг)

− За сколько дней израсходовали 21кг? (за 7 дней)

− Сколько кг масла предполагают израсходовать? (36кг)

− Известно за сколько дней израсходуют 36кг? (нет, нужно найти)

− А что говорится про норму расхода за 1 день? (она одинаковая)

− Сколько вопросов в таблице? (2 вопроса)

− Сколько действий будет в решении задачи? (2 действия)

− Что узнаем сначала? (сколько кг масла расходовали за 1 день)

− Как мы это найдём? (21:7=3кг)

− Теперь, зная расход масла за 1 день, сможем ответить на вопрос задачи? (да, 36:3=12 дней)

− Молодцы! Запишите решение задачи в тетрадь по действиям с пояснениями (у доски ученик, справившийся с заданием).

− Оцените свою работу на листе самооценки.

− Теперь прочитайте второй вопрос задачи.

− Чем он отличается от первого? (расход масла за один день не одинаковый, он увеличивается на 1 кг.)

− На этот вопрос вы ответите дома, заполнив таблицу (карточка 3) и решив задачу, таблицу возьмете домой.

Карточка 3

За 1 день

Количество дней

Всего, кг

РЕЗЕРВ

−А сейчас выполним задание №294 на с.64 учебника. Выполнять будем 1 и 2 столбики. 1 строчка у доски, 2 и 3 – самостоятельно, с последующей взаимопроверкой (на поле взаимное оценивание)

− Хорошо, с этим заданием вы справились.

− Оцените свою работу на листе самооценки.

 Работа в тетради на печатной основе (резерв)

− Рабочая тетрадь стр.54 №8, №9 (взаимопроверка)

VI. Рефлексия.

          −Быстро время пролетело

          И идёт к концу урок.

          Так давайте без задержки

          Подведём всему итог.

- А вот теперь, ребята, мы можем вернуться к заданию, которое в начале урока вызвало у вас затруднения.

 (Квадрат с долями)

− Раскрыв секрет нахождения нескольких долей целого, вы сможете найти площадь закрашенной фигуры? (да)

− Как будете это делать? (квадрат разделили на 4 части, нам нужно найти три четвёртых площади этого квадрата.)

− Пользуясь алгоритмом нахождения нескольких долей целого решите эту задачу (т)  и запишите решение выражением, с устным пояснением.

  (Проверь себя)

−Оцените свою работу на листе самооценки.

 (Рефлексия)

−Теперь возьмите свои листы самооценки. В конце у вас нарисована лесенка с тремя ступеньками. По итогам урока, нарисуйте себя на одной из ступенек

1 – испытываю затруднения;

2 – усвоил новые знания, но мне нужна помощь;

3 – усвоил новые знания и готов самостоятельно применять их на практике.

VII.  Подведение итога урока

−Какова была тема урока? (Нахождение нескольких долей целого.) 

− Какие цели  ставили на уроке? (научиться решать задачи на нахождение нескольких долей целого, вспомнить, как находить долю числа, развивать вычислительные навыки)

−Удалось выполнить поставленную задачу?

− Повторите алгоритм нахождения нескольких долей целого.

VIII.  Оценивание учащихся

− Молодцы! Сегодня за урок вы получаете следующие отметки:… .

IX.  Домашнее задание

(Домашнее задание)

− Откройте дневники и запишите домашнее задание. Дома выполните №292, 293(2-й вопрос)с.64(учебник)

−Урок окончен Спасибо за внимание!

Работа в группе

Вычисли:

60 : 10 =

800 : 100  =

543 – 531 =

265 + 132 =

72 : 9 =  

675 – 650 =  

50 : 2 =

100 – 88 =


Рядом с каждым ответом запиши нужную букву в соответствии с кодом

6

397

12

15

8

25

м

д

н

р

а

и

Лист самооценки

№ п/п

Задание

Справились

Справились, но испытывали затруднения

Не справились

1

Работа в группе – выдвижение гипотез

2

Решение задачи №291

3

Самостоятельная работа по карточкам

4

Решение задачи №293

5

Самостоятельное решение задачи

1 – испытываю затруднения;

2 – усвоил новые знания, но мне нужна помощь;

3 – усвоил новые знания и готов самостоятельно применять их на практике.

Карточка №1

Выбери любое задание и реши его:

1.Вычисли, чем равна:

Одна вторая часть  км - _______м;                  

Две четвёртых чавсти м = _______см;

Три пятых части см = ______мм;                            

Четыре десятых части дм = _____см

2.Реши задачу, записав её кратко:

Книга стоит 180р. Цена блокнота составляет три девятых стоимости книги. Сколько стоит блокнот?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Карточка 2

За 1 день

Количество дней

Всего, кг

Карточка 3

За 1 день

Количество дней

Всего, кг


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 4 классе по теме: "Нахождение нескольких долей целого" 4 класс

Цель урока: обучать решению новых видов задач, формировать вычислительные навыки, навыки решения текстовых задач, развивать умение выполнять чертёж к задаче.Материалы к уроку: презентация, карточки дл...

Урок математики в 4 классе по теме "Нахождение нескольких долей целого"

Содержательный урок. Все этапы выдержаны. Доступный материал для нонимания и усвоения нового материала....

Презентация к уроку математики в 4 классе по теме "Нахождение нескольких долей целого"

Презентация составлена к уроку математики с учетом материала для повторения ранее изученных тем и закрепления темы "Нахождение доли целого"...

Урок математики в 4 классе на тему "Нахождение нескольких долей целого"

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний....