Конспект урока для 4 класса по математике по теме "Нахождение нескольких долей целого"
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему
Подробный материал для проведения открытого урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока по математике для 4 класса по теме "Нахождение нескольких долей целого" | 154.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №18» г о Саранск
План – конспект
урока математики в 4 классе по теме
«Нахождение нескольких долей целого»
(по учебнику М. И. Моро УМК «Школа России»)
Учитель начальных классов
Биксалиева А. Ш
2017-2018 уч.год
Тема: Нахождение нескольких долей целого
Цели: учить находить несколько долей целого; совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи.
Планируемые результаты:
предметные: актуализировать знания о долях, совершенствовать умение находить долю от целого, создавать условия для знакомства с алгоритмом нахождения нескольких долей целого, учить решать задачи на нахождение нескольких долей целого.
метапредметные:
познавательные: самостоятельно выделять и формировать познавательную цель; строить логическую цепь рассуждений; делать выводы на основе обобщения знаний, самостоятельно делать выбор, опираясь на правила, выполнять задания по аналогии, анализировать, сравнивать, классифицировать объекты; структурировать знания;
регулятивные: самостоятельно организовывать своё рабочее место; определять цель учебной деятельности с помощью учителя и удерживать в течение урока, осуществлять само- и взаимопроверку работ, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок;
коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
личностные: создать условия для формирования уважительного отношения к членам своей семьи, понимания ценности каждого её члена, осознания себя её частью, формировать бережное отношение к природе, уважительное отношение к иному мнению, воспитывать положительное отношение к урокам математики.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, электронное приложение, магнитная доска, карточки с заданиями, раздаточный материал (круги), ножницы, листы самооценки, учебники по математике 4 класс М. И. Моро, рабочие тетради.
Ход урока
Слайд 1 (Модуль урока: Математика, число, классная работа)
I. Организационный момент урока
− Прозвенел уже звонок
Начинаем наш урок
Будьте все внимательны
А ещё старательны.
– Я рада вас приветствовать на уроке математики. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнётесь мне.
– Улыбнулись друг другу, поприветствовали товарища по парте, тихо сели (хлопнули друг друга в ладоши).
− Я очень хочу, чтобы урок получился интересным, познавательным. Мы повторим и закрепим то, что уже знаем и постараемся открыть новые секреты математики.
− Откройте тетради и запишите дату и классная работа.
II. Актуализация знаний
- Устный счет
− Устный счет, устный счет
Ум в порядок приведет.
Величины будем знать,
В жизни точно применять.
Складывать и вычитать,
Задачки хитрые решать.
Устный счет, устный счет –
Приготовьтесь он идет.
- Задачи
− Устно решите задачи.
- Многие животные любят поспать. Чемпионом среди них является маленький зверек, которого так и называют – соня. Бодрствует он всего 3 часа в сутки. Сколько часов спит соня? (21 час спит) На сколько больше часов он спит, чем бодрствует? (на 18 часов)
- Во всем мире осталось не более 1000 уссурийских журавлей. Из них 250 живут в Японии, 200 – в России. Сколько этих журавлей живут в других странах? (550 птиц)
− Молодцы! Ребята, а кто знает, куда занесены все виды исчезающих животных и растений? (в Красную книгу)
− Для чего это делают? (Чтобы к ним относились особо бережно и не допустили их исчезновения)
2. Игра «Одним словом»
− Сейчас мы немного поиграем. Игра называется «Одним словом». Я буду читать начало предложения или вопрос, а вы должны закончить или дать ответ одним словом.
Вопрос учителя | Ответ детей |
| сутки |
| 60 |
| мм |
| дм |
| тонна |
| длины |
| массы |
| площади |
| времени |
- Математический диктант (письменно) (т)
− Масса льва 220кг. Сколько это центнеров? (2ц 20кг)
− Масса леопарда 270 кг, он на 50кг тяжелее льва. Какова масса льва? (220кг)
−8 дм вырази в см (80 см)
− 2 км вырази в м (2000 м)
− Длина леопарда 2м 90см. Сколько это см? (290см). Сколько дм? (29дм)
− Найди площадь квадрата со стороной 8 см (64 см2)
III. Самоопределение к деятельности
Слайд 2 (Разбей предметы на группы)
- Разбей предметы на группы
− Разбейте предметы на три группы (Целые, на две части, на четыре части)
− Проверим наши предположения на слайде.
Слайд 3
- Выполните задание на карточках
− Сейчас работа в группах, выполните задание (задание раздает учитель).
Работа в группе
Вычисли:
60 : 10 = | |
800 : 100 = | |
543 – 531 = | |
265 + 132 = | |
72 : 9 = | |
675 – 650 = | |
50 : 2 = | |
100 – 88 = |
Рядом с каждым ответом запиши нужную букву в соответствии с кодом
6 | 397 | 12 | 15 | 8 | 25 |
м | д | н | р | а | и |
− Какое слово получилось? (мандарин)
− У меня в руках мандарин. Из чего он состоит? (из долек)
− Что такое доля? (доля – это часть целого)
− Где в жизни мы встречаемся с долями? (когда нужно что-то разделить)
−Что ещё состоит и долек? (чеснок, апельсин, лимон …)
− Сейчас, мы посмотрим мультфильм «Мы делили апельсин», в котором звери столкнутся с проблемой деления апельсина. Смотрим на экран.
Слайд 4 (мультфильм «Мы делили апельсин»)
− Как звери разделили апельсин? (Целый апельсин разделили на дольки)
− Всем хватило? (Нет)
− Что нужно было сделать? (Посчитать сколько всего зверей и поделить поровну).
−В чём ошибка волка? (Он решил присвоить целый апельсин себе).
−Ребята, можно так поступать? (Нет, нужно уметь делиться).
−Сейчас мы будем учиться делить целое на части
− Возьмите полоску, которая у вас на парте. Измерьте ее длину (20 см)
− Сложите ее пополам и еще раз пополам. Сколько одинаковых долей у вас получилось? (4.)
− Как вы думаете, чему равна длина одной доли? (5 см)
−Как вы определили? (20: 4 = 5 (см))
− Да, определять величину одной доли мы уже умеем.
− Возьмите линейку, проверьте измерением длину доли.
− Напишите на каждой доле ее длину (5 см)
−Чему равна длина двух таких долей? (10 см)
− Как вы узнали? (Число 5 повторяется 2 раза: 5∙2 = 10(см))
− Чему равна длина трех таких долей? (15 см)
−Как вы узнали? (Число 5 повторяется 3 раза: 5 ∙ 3 = 15 (см))
− Отложили в сторону.
Слайд 5 (квадрат целый)
− Посмотрите на слайд
6см
− Вспомните, как найти площадь квадрата? (Чтобы найти площадь квадрата, нужно его сторону умножить саму на себя)
−Чему равна площадь данного квадрата? (6 · 6 = 36(см2))
−Проверим.
Слайд 6 (квадрат с долями)
− А теперь нам нужно найти площадь закрашенной фигуры
− Можем ли мы это сделать? (нет)
S - ?
− Почему? (Мы не знаем, как находить площадь треугольника)
−Интересно, как можно найти площадь закрашенной фигуры?
− Сформулируйте тему урока. (Нахождение нескольких долей целого.)
Слайд 7 (Тема урока: «Нахождение нескольких долей целого»)
− Тема урока: «Нахождение нескольких долей целого» (на доске тема тоже вывешивается)
− Зная тему, поставьте цели урока (научиться решать задачи на нахождение нескольких долей целого, вспомнить, как находить долю числа, развивать вычислительные навыки)
Слайд 8 (Цели урока)
− Цели нашего урока научиться решать задачи на нахождение нескольких долей целого; вспомнить, как находить долю числа; развивать вычислительные навыки.
IV. Работа по теме урока
- Работа с моделью торта
− А если я скажу, что семья тоже состоит из долей, вы со мной согласитесь? (Да. Семья – это единое целое, а каждый член семьи является её частью)
− А как вы считаете, члены семьи равны по значению, или нет? (ответы детей)
− В семье одинаково ценен, важен и дорог каждый её член, т.е. все члены семьи равнозначны. А если это правило применить относительно долей, что мы можем о них сказать? (все доли одного целого равны)
− Молодцы, всё верно! Ребята. Вы любите праздники?
− А какой сегодня в школе отмечают праздник? (День матери)
− А как вы думаете, почему этот праздник особый? (ответы детей)
− Действительно, мама самый близкий и родной человек. Она всегда заботится о нас, учит как правильно нужно себя вести, поступать, даёт мудрые советы, оберегает нас. Мама – это человек, который любит нас такими, какие мы есть, для неё мы самые дорогие и любимые на всей Земле. Мама всегда поможет в трудной ситуации. И каждый человек должен любить, ценить, заботиться и оберегать свою маму!
− Представьте, что на этот праздник к мамам пришли гости, и вам поручено ответственное задание разрезать торт. Но чтобы никто не обиделся, все кусочки должны быть одинаковыми. У вас на партах лежат модели торта (круги). К вам пришли 3 человека + хозяйка, на сколько частей нужно разделить торт? (на 4 части).
− Разделите модели торта путём сгибания на указанное количество частей (на доске набор магнитных долей)
− Кому бы вы отдали первый кусочек торта? (ответы детей)
− Возьмите ножницы и вырежьте один кусочек «торта».
− Какую долю круга составляет вырезанный кусочек? (одну четвёртую)
− Почему одну четвёртую? (потому что мы разделили круг на 4 равные части и взяли одну часть)
− Так что же нужно сделать, чтобы взять одну четвёртую часть целого? (нужно целое разделить на 4 части и взять одну)
− Проделаем подобную работу используя числовое значение
2.Решение задач
Слайд 9 (Задача )
− В классе 32 ученика. Из них одна четвёртая часть играют в хоккей. Сколько учеников играют в хоккей?
Слайд 10 (схематический чертёж)
− Какую часть учеников нужно найти в задаче? (одну четвёртую)
− Как найти одну долю от целого? (целое разделить на количество долей)
− На сколько долей разбито целое? (на 4)
− Как узнать чему равна одна четвёртая доля класса? (32:4=8 (уч.).
−Сделаем вывод, чтобы найти одну долю от целого нужно… (целое разделить на количество долей)
− Молодцы! Теперь вернёмся к модели торта. Один кусочек торта вы уже отдали гостю, но торт ему так понравился, что он попросил ёще кусочек. Вырежьте еще один кусочек торта.
− Возьмите в руки вырезанные кусочки и назовите, какую часть торта теперь вы держите в руках (две четвёртых)
− Как получили две четвёртых части? (сначала разделили целое на 4 равные части, а потом взяли две части)
− Молодцы ребята! Отложите модели торта в сторону и посмотрите на доску.
Слайд 11(прямоугольник 12 см2)
− Перед вами прямоугольник, площадь которого 12см2. Вычислите, чему равна одна третья часть площади этого прямоугольника? (4 см2)
− Как узнали? (12:3=4см2)
Слайд 12 (прямоугольник 12 см2)
− Найдите одну четвёртую часть площади прямоугольника (3см2)
− Как узнали? (12:4=3см2)
Слайд 13 (прямоугольник 12 см2)
− Молодцы, а теперь определите, чему равны три шестых части площади этого прямоугольника (ответы детей)
− Почему данное задание вызвало затруднение? (мы умеем находить только одну долю, а здесь нужно найти 3)
3.Построение проекта выхода из затруднения
−Откройте учебники на странице 64, прочитайте тему урока (Нахождение нескольких долей целого)
− Вернёмся к задаче. Что значит три шестых части? (значит, что целое сначала разделили на 6 частей, а потом взяли 3 из них)
− Как вы думаете, как можно найти три шестых части? Поработайте в парах, посоветуйтесь друг с другом и выскажите свои предположения. Выдвигаем гипотезу (ответы детей)
− Проверим ваши предположения.
− Найдите в учебнике на с.64 текст рядом с красной чертой. Прочитайте.
− Какая же из гипотез оказалась верной?
−Давайте составим алгоритм (на доске карточка алгоритм)
− Чтобы найти несколько долей от целого надо:
1) найти величину одной доли (вывешивается на доску)
2) величину одной доли умножить на количество взятых долей (вывешивается на доску)
− При выполнении заданий пользуйтесь алгоритмом. А что такое алгоритм (выполнение по плану)
− У вас на столах лежат листы самооценки. Оцените свою работу в парах по выдвижению гипотезы.
4.Реализация построенного проекта
− Примените полученные знания к задаче. Как найти три шестых части площади прямоугольника? (сначала найдём площадь одной части: 12:6=2см2, а затем получившийся ответ умножим на количество взятых частей: 2·3=6см2)
− Проверим на слайде.
5.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
№ 291 на с.64 учебника (т)
− Прочитайте задание.
− Отрезок какой длины нужно начертить? (60 мм)
− На сколько равных частей разделили отрезок? (на 6)
− Что нужно найти в задаче? (Сколько мм в пяти шестых долях отрезка)
− Что сначала нужно сделать, чтобы ответить на вопрос задачи? (найти одну шестую долю отрезка)
− Как это сделать? (60:6=10мм)
− Теперь можем ответить на вопрос задачи? (да, 10·5=50мм)
−Молодцы! Начертите отрезок в тетради и запишите решение задачи по действиям с пояснениями.
−Проверьте, правильно ли вы записали решение
Слайд 14 (Проверь себя к задаче №291)
− Оцените свою работу на листе самооценки.
Слайд 15 (физкультминутка)
Физкультминутка (Фиксики)
- Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
−Немного потренировавшись, проверим, усвоили ли вы правила нахождения нескольких долей целого. Но прежде, ещё раз повторим алгоритм и правило. Что нужно сделать, чтобы найти несколько долей целого? (ответы детей)
−Хорошо, теперь выполним самостоятельную работу. Карточка №1.
Карточка №1
Выбери любое задание и реши его:
- Вычисли, чем равна:
Одна вторая часть км - _______м;
Две четвёртых чавсти м = _______см;
Три пятых части см = ______мм;
Четыре десятых части дм = _____см
- Реши задачу, записав её кратко:
Книга стоит 180р. Цена блокнота составляет три девятых стоимости книги. Сколько стоит блокнот?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
− Проверьте, правильно ли вы справились с заданием
Слайд 16, 17 (Проверь себя к карточке №1)
−Оцените свою работу на листе самооценки.
V. Закрепление изученного материала.
−Теперь решим задачу №293 на с.64 (т) учебника. Прочитайте задачу.
− Сколько вопросов поставлено к одному условию? (2 вопроса)
− Значит нам нужно решить 2 задачи. Ответим сначала на первый вопрос. Для этого заполним таблицу. Карточка № 2. Будем заполнять отвечая на вопросы.
Карточка 2
За 1 день | Количество дней | Всего, кг |
? (одинаково) | 7 | 21 |
? | 36 |
Слайд 18 (Заполнение таблицы)
−Сколько кг масла израсходовали в столовой? (21кг)
− За сколько дней израсходовали 21кг? (за 7 дней)
− Сколько кг масла предполагают израсходовать? (36кг)
− Известно за сколько дней израсходуют 36кг? (нет, нужно найти)
− А что говорится про норму расхода за 1 день? (она одинаковая)
− Сколько вопросов в таблице? (2 вопроса)
− Сколько действий будет в решении задачи? (2 действия)
− Что узнаем сначала? (сколько кг масла расходовали за 1 день)
− Как мы это найдём? (21:7=3кг)
− Теперь, зная расход масла за 1 день, сможем ответить на вопрос задачи? (да, 36:3=12 дней)
− Молодцы! Запишите решение задачи в тетрадь по действиям с пояснениями (у доски ученик, справившийся с заданием).
− Оцените свою работу на листе самооценки.
− Теперь прочитайте второй вопрос задачи.
− Чем он отличается от первого? (расход масла за один день не одинаковый, он увеличивается на 1 кг.)
− На этот вопрос вы ответите дома, заполнив таблицу (карточка 3) и решив задачу, таблицу возьмете домой.
Карточка 3
За 1 день | Количество дней | Всего, кг |
РЕЗЕРВ
−А сейчас выполним задание №294 на с.64 учебника. Выполнять будем 1 и 2 столбики. 1 строчка у доски, 2 и 3 – самостоятельно, с последующей взаимопроверкой (на поле взаимное оценивание)
− Хорошо, с этим заданием вы справились.
− Оцените свою работу на листе самооценки.
Работа в тетради на печатной основе (резерв)
− Рабочая тетрадь стр.54 №8, №9 (взаимопроверка)
VI. Рефлексия.
−Быстро время пролетело
И идёт к концу урок.
Так давайте без задержки
Подведём всему итог.
- А вот теперь, ребята, мы можем вернуться к заданию, которое в начале урока вызвало у вас затруднения.
Слайд 19 (Квадрат с долями)
− Раскрыв секрет нахождения нескольких долей целого, вы сможете найти площадь закрашенной фигуры? (да)
− Как будете это делать? (квадрат разделили на 4 части, нам нужно найти три четвёртых площади этого квадрата.)
− Пользуясь алгоритмом нахождения нескольких долей целого решите эту задачу (т) и запишите решение выражением, с устным пояснением.
Слайд 20 (Проверь себя)
−Оцените свою работу на листе самооценки.
Слайд 21(Рефлексия)
−Теперь возьмите свои листы самооценки. В конце у вас нарисована лесенка с тремя ступеньками. По итогам урока, нарисуйте себя на одной из ступенек
1 – испытываю затруднения;
2 – усвоил новые знания, но мне нужна помощь;
3 – усвоил новые знания и готов самостоятельно применять их на практике.
VII. Подведение итога урока
−Какова была тема урока? (Нахождение нескольких долей целого.)
− Какие цели ставили на уроке? (научиться решать задачи на нахождение нескольких долей целого, вспомнить, как находить долю числа, развивать вычислительные навыки)
−Удалось выполнить поставленную задачу?
− Повторите алгоритм нахождения нескольких долей целого.
VIII. Оценивание учащихся
− Молодцы! Сегодня за урок вы получаете следующие отметки:… .
IX. Домашнее задание
Слайд 22 (Домашнее задание)
− Откройте дневники и запишите домашнее задание. Дома выполните №292, №293(2-й вопрос), с.64(учебник)
Слайд 23
−Урок окончен Спасибо за внимание!
Приложение1
Лист самооценки
№ п/п | Задание | Справились | Справились, но испытывали затруднения | Не справились |
1 | Работа в группе – выдвижение гипотез | |||
2 | Решение задачи №291 | |||
3 | Самостоятельная работа по карточкам | |||
4 | Решение задачи №293 | |||
5 | Самостоятельное решение задачи |
1 – испытываю затруднения;
2 – усвоил новые знания, но мне нужна помощь;
3 – усвоил новые знания и готов самостоятельно применять их на практике.
3
2
1
Приложение 2
Работа в группе
Вычисли:
60 : 10 = | |
800 : 100 = | |
543 – 531 = | |
265 + 132 = | |
72 : 9 = | |
675 – 650 = | |
50 : 2 = | |
100 – 88 = |
Рядом с каждым ответом запиши нужную букву в соответствии с кодом
6 | 397 | 12 | 15 | 8 | 25 |
м | д | н | р | а | и |
Приложение 3
Карточка №1
Выбери любое задание и реши его:
1.Вычисли, чем равна:
Одна вторая часть км - _______м;
Две четвёртых чавсти м = _______см;
Три пятых части см = ______мм;
Четыре десятых части дм = _____см
2.Реши задачу, записав её кратко:
Книга стоит 180р. Цена блокнота составляет три девятых стоимости книги. Сколько стоит блокнот?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 4
Карточка 2
За 1 день | Количество дней | Всего, кг |
Карточка 3
За 1 день | Количество дней | Всего, кг |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока 2 класс по математике по теме "Множитель, произведение"
Дать понятие о множителях и произведении...
План- конспект урока математики по теме: "Нахождение нескольких долей целого" 4 класс.
Урок составлен по материалам УМК "Школа 2100"....
Презентация и конспект открытого урока по математике в 4 классе "Нахождение нескольких долей целого". УМК "Школа России".
Презентация и конспект открытого урока по математике в 4 классе по теме "Нахождение нескольких долей целого". Составлен в соответствии с требованиями ФГОС по технологии развивающего обучения...
Технологическая карта урока математики тема "Нахождение нескольких долей целого" 4 класс УМК "Школа России"
Математика Тема: "Нахождение нескольких долей целого"...
Конспект урока математики 4 класс "Нахождение нескольких долей целого"
Конспект урока математики 4 класс . Тема " Нахождение нескольких долей целого"...
План - конспект открытого урока по математике в 4 классе «Нахождение нескольких долей целого»
Урок математики для 4 класса по теме: "Нахождение нескольких долей целого"...
конспект урока 1 класс по математике
урок готовится для сборника...