Конспект урока математики «Решение уравнений» (УМК "Школа России, 3 класс)
план-конспект урока по математике (3 класс)

Муравьёва Анастасия Владиковна

Конспект урока по математике

Тема: «Решение уравнений на основе взаимосвязи между компонентами и результатами умножения и деления»

Цели деятельности учителя: формирование у обучающихся умений решения уравнений на основе взаимосвязи между компонентами и результатами умножения и деления; закрепление вычислительных навыков.

Планируемые результаты:

Предметные:

Знать: компоненты умножения и деления.

Уметь: решать уравнения, выполнять проверку умножения делением; решать задачи изучаемых видов.

Личностные: стремление детей к успеху в учебе, умение адекватно оценивать свой труд.

Тип урока: «открытие» нового знания

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата :11.02.2020

ФИО учителя: Селянина Н.В.

Школа :152

ФИ студента: Муравьёва А.

Класс:3 «А»

Кабинет : 215

                                       ФИО методиста: Андреева Т.С.

Конспект урока по математике

Тема: «Решение уравнений на основе взаимосвязи между компонентами и результатами умножения и деления»

Цели деятельности учителя: формирование у обучающихся умений решения уравнений на основе взаимосвязи между компонентами и результатами умножения и деления; закрепление вычислительных навыков.

Планируемые результаты:

Предметные:

Знать: компоненты умножения и деления.

Уметь: решать уравнения, выполнять проверку умножения делением; решать задачи изучаемых видов.

Личностные: стремление детей к успеху в учебе, умение адекватно оценивать свой труд.

Тип урока: «открытие» нового знания

Оборудование: Учебник «Математика» 2 часть, 3 класс, М.И. Моро(УМК «Школа России»), презентация

Челябинск, 2020

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Этап самоопределения к деятельности

Психологический настрой

1 мин

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Владиковна. Сегодня я проведу у вас урок математики. Итак, давайте проверим готовность к уроку. У вас на парте должны быть учебник, тетрадь, линейка, карандаш, ручка.

Сейчас сядут те, кто готов к уроку и хочет научиться новому.

Откройте ваши тетради, отступите 4 клетки вниз и запишите число:  сегодня  11 февраля классная работа.

Проверяют готовность к уроку.

Настраиваются на работу.

Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

  1. Актуализация знаний и мотивация

Практический: выполнение упражнений (устный счет)

4 мин

-Начнем наш урок.

- Рассмотрите запись.

8 а 18 х 3 с 15 S 54 п 5

- Что написано?

- Какие цифры мы будем писать на минутки чистописания?

- Что можно сказать про буквы?

-К чему мы стремимся на минутке чистописания?

- Запишем строчку чисел и латинских букв в тетрадь, стараясь писать по образцу.

- Сравните с образцом.

- Подчеркните те цифры и буквы, которые получились неудачно.

- Оцените себя:

* кто ничего не подчеркнул, тот ставит себе «5»

* кто подчеркнул 1 или 2 знака, тот ставит себе «4»

* у кого подчеркнуто больше 3 знаков, тот ставит себе «3»

 -Сейчас будем записывать выражения и находить их значения. А помогут нам числа, которые мы использовали в минутке чистописания. Кто поможет у доски? А все остальные записывают в тетрадь.

18 уменьшить на 3. (18-3=15)

54 увеличить на 3. (54+3=57)

3 увеличить в 8 раза. (3*8=24)

15 уменьшить в 3 раза. (15:3=5)

- Давайте проверим. Спасибо за помощь. Присаживайся. За работу у доски ты получил.

- Давайте вспомним, как называются компоненты при вычитании, сложении , делении, умножении?

Числа/цифры и буквы.

1, 3,4, 5, 8.

Они латинские.

писать цифры разборчиво, аккуратно и правильно

П: построение логической цепи рассуждений

  1. Постановка учебной задачи

Словесный: ответы на вопросы.

Практический: решение выражения.

5 мин

- Задание усложняется. Кто попробует у доски?

- А теперь внимательно меня послушайте. Я задумала число, увеличила его в 3 раза и получила 54.

- Посмотрите на минутку чистописания. Она вам поможет. Подумайте и запишите выражение.

-Проверим запись у доски.

х*3=54

-Посмотрите на записанные нами ранее выражения и скажите, что в них общего?

18-3=15

54+3=57

3*8=24

15:3=5

х*3=54

-Чем отличается последнее равенство от четырех предыдущих?

-Как обозначаем неизвестное число?

- Как называется это равенство?

- Что же такое уравнение?

(Уравнение – это равенство, которое содержит неизвестное число)

- Что значит решить уравнение?

- Посмотрите на минутку чистописания и попробуйте составить с этими числами и буквами уравнения на умножение и деление. (18:у=3, 3*х=15, х:8=5)

(сама записываю составленные уравнения)

-Как вы думаете, какая тема урока сегодня?

-Что нам нужно знать, чтобы решить уравнение?

-Ребята, а числа при делении и умножении связаны между собой? Как они связаны? Объясните связь чисел при умножении, при делении.

-Посмотрите на составленные вами уравнения. Как найдем неизвестное число, зная взаимосвязь чисел?

-Значит, кроме умения делить и умножать, кроме знания таблицы умножения, мы что еще сегодня должны применять при решении уравнений на деление и умножение?

- Наша цель сегодня на уроке…?

это равенства

в нем есть неизвестное число

латинской буквой

уравнение

найти неизвестное число

Решение уравнений

Знать таблицу умножения, уметь делить и умножать

Да.

Проверкой. Умножение можно проверить делением и наоборот.

Знание взаимосвязи чисел при делении и умножении.

Научиться решать уравнения на основе взаимосвязи между компонентами

К: высказывание своей точки зрения и попытка ее обосновать, приводя аргументы;  принятие правильной точки зрения

П:формулированиетемы урока, уметь ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще неизвестно.

  1. Открытие нового знания

Практический: упражнение.

8 мин.

- Мы с вами говорили, что на уроке математике мы: решаем примеры, уравнения, задачи.

- Уравнения и примеры мы с вами решили, что у нас еще осталось?

- Как вы думаете, можем ли мы использовать уравнения для решения задач?

- Давайте проверим.

- Вернемся к минутки чистописания. (на экране)

- Какая буква отличается от других? Почему?

- Что обозначают заглавной буквой S в математике?

- Прочитайте задачу.

Катя и Миша решили в зал купить ковра. Они знают, что площадь зала 36 м², а ширина 3 м. Какой длины должен быть ковер.

- О чем задача?

- Давайте вспомним формулу площади.

- Что такое а, в, S.

- Что нам известно?

- Что надо найти?

- Даю минутку подумать, составить и записать уравнение.

- Давайте все известные данные подставим в формулу площади. Что у нас получилось?

а*3=36 3 х а=36

- Какие знания нам пригодятся, чтобы решить уравнения?

- Какой компонент нам неизвестен?

- Как найти неизвестный множитель?  

- Решите самостоятельно.

(Проверка с экрана)

- Чему должна равняться длина ковра?

- Итак, какой вывод мы можем сделать?

- Оцените уровень самостоятельности решения задачи.

Оценка своей работы:

*Если вы самостоятельно составили и решили уравнения, то ставите «5».

* Если вы не смогли самостоятельно составить уравнения, но решили правильно, то ставите «4»

* Если вы не смогли самостоятельно составить уравнения, и допустили одну вычислительную ошибку, то ставите «3»

Задачи

Да.

S. Она заглавная.

Площадь.

О ковре.

a*b=S.

а- длина, в – ширина и S – площадь.

S=36м², а ширина 3м.

длину ковра.

Уравнение

Взаимосвязь компонентов.

Множитель.

надо произведение Разделить на известный множитель.

12 м.

С помощью уравнения мы можем решать задачи.

П.: осуществляют сравнение и анализ, классификацию слов по самостоятельно определенным
критериям.

Р.: осознают и принимают
учебную задачу, контролируют учебные действия,

К.: обмениваются мнениями; умеют слушать друг

Л.: определение границ собственного знания и незнания

  1. Первичное закрепление

Практический: решение задачи

5 мин.

А сейчас ребята, мы с вами поработаем с задачей под № 4.

- Кто прочитает  нам задачу?

-О чем говорится в задаче?

- Что известно в задачи?

-Что нужно найти?

-Прочитайте вопрос задачи?

-Какой способ краткой записи лучше выбрать?

- Кто хочет к доске и запиши таблицу.

-Как будут называться столбцы и строки таблицы?

-Что такое 19 человек?

-Что такое 2 и 3 банки?

-Что надо узнать в задаче?

- Как можно найти, сколько всего взяли банок?

-Каким действиям будем решать? Каким выражением запишем? Составьте выражение.+

Запишите первый способ решения и ответ.

(2+3)*19=95(б)

Ответ:95 банок консервов взяли всего

- А кто догадался, как можно эту задачу решить другим способом?

Нужно вычислить, сколько взяли мясных консервов на 19 человек, затем сколько взяли овощных консервов на 19 человек, затем сложить результаты.

- Какими действиями будем решать? Каким выражением запишем? Запишите второй способ решения и ответ.

1)19*2=38(б)-мясные консервы

2)19*3=57(б)-овощные консервы

3) 38+57=95 (б)

Ответ: 95 банок взяли

Какой способ удобнее?

Ребята, а сейчас давайте немного разомнемся.

Физминутка

Как живёшь?
Вот так! 
Как плывёшь? 
Вот так!
Как бежишь? 
Вот так! 
Вдаль глядишь? 
Вот так!
Машешь вслед? 
Вот так!
Ждёшь обед? 
Вот так!
Утром спишь?
Вот так!
А шалишь? 
Вот так!

Таблицей.

столбцы: кол-во банок на человека;кол-во туристов;общее кол-во банок. строки:мясные консервы ,овощные консервы.

Кол-во туристов.

Кол-во банок на человека.

Сколько всего банок взяли.

Нужно вычислить сколько взяли всего банок на каждого человека , потом умножить кол-во банок на кол-во  туристов

Первый/второй.

П: применять базовые знания для решения конкретной проблемы.

П: Владеть общими приемами решения задач.

Строить логическую цепь рассуждений.

 VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический: Самостоятельная работа

5 мин

- А мы переходим к заданию под № 2 , выполним мы его самостоятельно в тетрадях.

- На это задание вам 2 минуты.

- А теперь берем другого цвета карандаш, меняемся тетрадью с соседом и проверяем его по образцу.

(Чтобы найти неизвестный множитель…(надо произведение разделить на известный множитель)

Чтобы найти неизвестное делимое…(надо частное умножить на делитель)

Чтобы найти неизвестный делитель…(надо делимое разделить на частное))

Оценка своего соседа:

-нет ошибок - зеленым карандашом ставим «+»

- 1 ошибка -  желтым ставим «+»

- 2 ошибки – Красным ставим «+».

Выполняют самостоятельно задание.
оценивание своего соседа.

Л:

самооценка;

адекватное понимание причин успеха

П: рефлексия способов и условий действий;

контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

VII.Включение в систему знаний

Словесный: ответы на вопросы

Практический: выполнение упражнений;

решение задач

7 мин

- Ребята, открывайте учебник на странице 20 посмотрите на уравнения. Объясните решения уравнений и проверку.

1 уравнение нам объясняет…, 2 …., 3 ….. Молодцы!

-Как проверили правильность решения.

- Посмотрите на задание под номером 1, что мы должны сделать?

- Все работают в тетрадках, а (Коля) выходит к доске и объясняет нам первое уравнение, обращаю ваше внимание, что вы можете смотреть на образец решения уравнений, который мы только что, с вам разобрали.

- Что ты сделал, что бы найти неизвестное число?

- Ребята, давайте вернемся к № 3, это задание выполняем устно. Обращаю ваше внимание, что выполняем его с полным объяснением.

-Ребята, сейчас откройте ваши дневники и запишите домашнее задание: с. 20 № 5 и 7.

Объясняют уравнения.

Проверкой.

решить уравнения с объяснением

поделил число 54 на 18.

К: высказывание своей точки зрения и попытка обосновать её, приводя аргументы; принятие правильной точки зрения, готовность изменить свою точку зрения

П: построение речевого высказывания

К: участвуют в учебном диалоге.

Р: осуществлять самоконтроль за ходом выполнения работы и полученного результата;

контроль, коррекция, оценка; волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

VIII.Рефлексия деятельности

Словесный:

обобщение учителя и учеников

5 мин

Наш урок подходит к завершению. Давайте с вами подведем итоги. Чем мы сегодня занимались? Какую цель мы ставили? Кто и как достиг ее? Молодцы, я за вас рада!        
А теперь возьмите в руки ваши карандаши: зеленый, желтый и красный. Поднимите ЗЕЛЕНЫЙ карандаш, если - вы довольны собой, вам понравился урок, у вас все получилось, во время урока не возникало трудностей. ЖЕЛТЫЙ, если - у вас не все получилось, что-то было непонятно, но вы постараетесь на следующем занятии.

И КРАСНЫЙ – вам ничего не понятно и сегодняшний урок не понравился.

Молодцы! Вы сегодня очень хорошо поработали. Спасибо за урок.

Оценивают свою

деятельность на уроке

Р:выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Рассмотрите запись 8 а 18 х 3 с 15 S 54 п 5 1 3 4 5 8

Слайд 2

Оцените себя: К то ничего не подчеркнул, тот ставит себе «5» К то подчеркнул 1 или 2 знака, тот ставит себе «4» У кого подчеркнуто больше 3 знаков, тот ставит себе «3»

Слайд 3

Уравнение – это равенство, которое содержит неизвестное число

Слайд 4

Тема: Решение уравнений на основе взаимосвязи между компонентами и результатами умножения и деления

Слайд 5

Цель: Научиться решать уравнения на основе взаимосвязи между компонентами

Слайд 6

Рассмотрите запись 8 а 18 х 3 с 15 S 54 п 5 S

Слайд 7

Решение задачи: а *3=36 / 3 * а=36 а = 36:3 а = 12 Проверка: 12 * 3 = 36 / 3 * 12 = 36.

Слайд 8

№ 4 1 способ: ( 2+3)*19=95(б) Ответ :95 банок консервов взяли всего. 2 способ: 1)19*2=38(б)-мясные консервы 2)19*3=57(б)-овощные консервы 3) 38+57=95 (б) Ответ : 95 банок взяли.

Слайд 9

Проверка № 2 Чтобы найти неизвестный множитель надо произведение разделить на известный множитель Чтобы найти неизвестное делимое надо частное умножить на делитель Чтобы найти неизвестный делитель надо делимое разделить на частное

Слайд 10

Оценка своего соседа: Нет ошибок - зеленым карандашом ставим «+» 1 ошибка - желтым ставим «+» 2 ошибки – Красным ставим «+».

Слайд 11

Д омашнее задание: с . 20 № 5 и 7

Слайд 12

ЗЕЛЕНЫЙ карандаш, если - вы довольны собой, вам понравился урок, у вас все получилось, во время урока не возникало трудностей. ЖЕЛТЫЙ , если - у вас не все получилось, что-то было непонятно, но вы постараетесь на следующем занятии. КРАСНЫЙ – вам ничего не понятно и сегодняшний урок не понравился.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики"Решение уравнений на основе знания связи между компонентами и результатами умножения и деления" (УМК Школа России 3 класс)

Цели деятельности учителя: развивать умения решать уравнения; закреплять вычислительные навыки, умение решать задачи изученных видовПланируемые результатыПредметные:·...

Конспект урока математики "Решение изученных задач" (4 класс)

Цели деятельности учителя: Закрепление умения решать задачи изученных видов на нахождение неизвестных по двум разностям; на нахождение четвёртого пропорционального и на движение.Планируемые результаты...

Конспект урока математики "Решение уравнений на основе знания связи между компонентами и результатами умножения и деления" (УМК Школа России 3 класс)

Цели деятельности учителя: развивать умения решать уравнения; закреплять вычислительные навыки, умение решать задачи изученных видовПланируемые результатыПредметные:·...

Конспект урока математики "Решение уравнений разных видов"

На примере этого урока я хотела показать как, взяв одно задание, можно построить работу по обобщению и систематизации знаний детей о видах уравнений; провести разные виды сравнений и классификации, вы...

Конспект урока математики "Решение уравнений"

Конспект урока маткматики "Решение уравнений"...