ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ | ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ |
- Этап. Организация начала урока
Цель. Создать условия для мотивации обучающихся к учебной деятельности Форма организации учебной деятельности фронтальная Дидактические средства Формы и методы контроля устный опрос | Настроить учащихся на урок. |
- Здравствуйте, ребята, сегодня урок математики у вас буду проводить я. Меня зовут, Наталья Ивановна.
| Слушают и запоминают. | ЛИЧНОСТНЫЕ: -продолжать работу над формированием интереса к математике МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: 1. познавательные: -Повторить значение фразеологизма «ломать голову»
|
- Давайте проверим готовность к уроку. Пробегитесь глазками по парте, на партах у вас должны быть учебники, тетрадь, ручка и карандаш.
- У всех все готово?
| Проверяют готовность к уроку |
- Сейчас я буду читать стихотворение, а вы закончите последнюю строчку. Поэтому слушайте внимательно:
|
|
- Математика пришла,
- Занимай свои места.
- Что от безделья не зевать,
- Полезно голову…
| -Ломать
|
- Как вы понимаете выражение «голову ломать»? (Что значит голову ломать?)
| Думать, рассуждать, анализировать, предлагать, находить, решать стараться, искать, пробовать |
А для чего это нужно делать?
-Действительно, чтобы получить новые знания , быть на уроке успешным надо «ломать голову», т.е думать, рассуждать, анализировать | Чтобы прийти к каким-либо выводам, открывать новые знания, решать задачи, примеры, понять тему урока.
|
-Как вы считаете, мы с вами сегодня будем «голову ломать»? | Да |
-Замечательно! Я надеюсь, что на уроке вы будете моими главными помощниками. |
|
- Этап. Актуализация опорных знаний и умений.
Цель. Актуализировать знания о понятиях увеличить на, уменьшить на, увеличить в, уменьшить в. |
Задание 1. Форма организации учебной деятельности фронтальная Дидактические средства, подобранные задания Формы и методы контроля устный опрос |
ПРЕДМЕТНЫЕ: Умеют складывать, вычитать, умножать, делить числа Умеют переводить из одной величины в другую
|
- Ребята, что значит увеличить на?
- -Уменьшить на?
- Увеличить в?
- Уменьшить в?
- Как называются компоненты при сложении?
- Как называются компоненты при вычитании?
- Как называются компоненты при произведении?
- Как называются компоненты при частном?
- Давайте проверим вашу внимательность, откройте свои тетрадки и возьмите ручку. Сейчас я буду читать вам задания. А вы записывайте ответы в тетрадь, а в конце проверим наши ответы.
| Сложить Вычесть Умножить Разделить Слагаемые, значение суммы Уменьшаемое, вычитаемое, значение разности Множители, значение произведения Делимое, делитель, значение частного |
- Из числа 590 вычтите произведение чисел 20 и 5.
- От суммы чисел 500 и 130 найдите седьмую часть.
- Число 45 увеличьте на 39.
- Уменьшите число 10 000 в 2 раза.
- Найдите произведение чисел 180 и 3.
- Увеличьте 630 на 290.
- Чем мы с вами сейчас повторили?
| 490 90 84 5 000 540 920 Сложение вычитание, умножение и деление чисел |
Задание 2. Форма организации учебной деятельности фронтальная Дидактические средства карточки с заданиями Формы и методы контроля устный опрос |
- Ребята, я вам сейчас раздам карточки с заданием, вам необходимо сделать перевод из одной величины в другую.
| Слушают и выполняют задание на карточках |
3 км- м 42 см- мм 300 мм- м 500 см- м 3000 м- км 1ч-с | 3000 420 0,3 5 3 3600 |
Промежуточная рефлексия |
|
-Ребята, что мы сейчас повторяли?
- А где нам это пригодится? | Действия увеличить на, уменьшить на, увеличить в, уменьшить в. Перевод из одной величины в другую Нам это пригодится на уроке, в решении задач |
-Отлично. |
|
- Этап. Постановка учебной проблемы.
Цель. Организовать работу по постановке цели урока, формулированию учебной проблемы, темы урока, построению плана достижения цели Форма работы: групповая |
- Создание проблемной ситуации
Включить проектор и экран. -Для выполнения следующего задания вам необходимо разделиться на 3 группы. Делить буду по типу: яблоко-апельсин-мандарин -Но перед выполнением задания давайте вспомним правила работы в группах. 1. Не баловаться 2. Не перебивать друг друга. 3. Не отвлекаться и не отвлекать других. 4. Не шуметь и не мешать другим группам 5. Активно работать в группе. - Ребята, взгляните на слайд. Перед вами задача -Прочитайте условие задачи. Запишите кратко условия задачи и попробуйте решите её самостоятельно. Вам дается 2 минуты, через 2 минуты вы должны мне представить свое решение.
| ЛИЧНОСТНЫЕ:
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: 1. познавательные: Владеют навыками смыслового чтения текстов математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами. 2. коммуникативные: Умеют слушать и слышать друг друга, сотрудничать с одноклассниками, принимать участие в работе в группе. Умеют признавать возможность существования различных точек зрения.
|
Задание. Форма организации учебной деятельности групповая Дидактические средства подобранная задача, презентация (слайд 1) Формы и методы контроля устный опрос |
|
Побуждающий диалог Прием: использование задачи невыполнимой. Легковая машина прошла 160 км за 2 часа. В течение каждого часа она проходила одинаковое расстояние. Сколько километров проходила машина за 1 час?
|
Читают задачу и решают |
- Побуждение к осознанию противоречия
|
-Задание было одно? -А выполнили вы его как? -Почему так получилось? -Чего мы не знаем? | Да По-разному Мы не умеем решать такие задачи Мы не знаем что такое путь, пройденный за 1 час |
- Побуждение к формулированию учебной проблемы в форме побуждающего от проблемной ситуации диалога, цели и построению плана достижения цели
|
-Чем мы будет сегодня заниматься? | Учиться решать такие задачи |
- Этап. Поиск решения учебной проблемы.
Цель. Организовать побуждающий диалог (обсуждение гипотез, предложенных учащимися и выбор решающей гипотезы) и/или подводящий диалог. |
- Вариант 1. методом подводящего диалога
| ЛИЧНОСТНЫЕ: ЛИЧНОСТНЫЕ: Вступать в диалог, выслушивать разные точки зрения, отстаивать своё мнение, приводя аргументы. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: Умеют находить способ решения проблемы ПРЕДМЕТНЫЕ:
|
-Какие будут предложения по решению этой задачи?
| Мы не знаем, мы не решали ещё такие задачи |
-А в чем заключается проблема? | Мы не знаем, что означает путь, пройденный за 1 час |
-Давайте поставим, цель чему мы будем сегодня учиться? | Мы будем учиться решать такие задачи и узнаем, что означает путь, пройденный за 1 час |
- Вариант 2. методом побуждающего диалога
|
-Какие у вас есть предположения как решать задачу? Какие гипотезы как ответить на вопрос задачи?
--(Имя ребенка), докажи, почему ты так думаешь? Все ли согласны? -Как можно проверить? | Дети предлагают различные предположения. Учитель фиксирует их на доске. -Изначально надо записать кратко задачу (записывает) Да/нет -Решить задачу вместе с учителем
|
Промежуточная рефлексия |
|
-Что мы должны знать, чтобы разобраться в проблеме? | Мы должны знать как решаются такие задачи |
- Этап. Воспроизведение нового знания.
Цель. Организовать работу по воспроизведению нового знания в форме совместного решения задач. |
| ЛИЧНОСТНЫЕ: Вступать в диалог, выслушивать разные точки зрения, отстаивать своё мнение, приводя аргументы.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
ПРЕДМЕТНЫЕ: Понимают, что такое скорость, в чем она измеряется
|
Задание. |
-Давайте вместе разберем данную задачу, и походу будем записывать краткое условие задачи вместе |
|
Легковая машина прошла 160 км за 2 часа. В течение каждого часа она проходила одинаковое расстояние. Сколько километров проходила машина за 1 час?
-О чем говорится в задаче? Путь | Время | Путь, пройденный за 1 час | 160 км | 2 часа | ? |
-Что обозначает число 160? -Что обозначает число 2? -Какой вопрос в задаче? -Что нужно сделать, чтобы найти путь, пройденный за 1 час? -Сможем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? -Ребята, в математике принято путь, пройденный за единицу времени называть скоростью движения. -За единицу времени, которая измерялась в часах машина проехала 80 км, это записывается вот так «км/ч» -Таким образом, скорость характеризуется не временем отдельно и не расстоянием, а расстоянием, пройденным в единицу времени. -Какой путь прошла машина? -За какое время? - Для того чтобы найти скорость, что нам необходимо сделать? -Давайте проверим, правильно ли мы решили задачу. -Какой вывод можно сделать?
Мы с вами сказали, что скорость характеризуется не временем отдельно и не расстоянием, а расстоянием, пройденным в единицу времени — то число, обозначающее время потраченное на путь. А в чем у нас измеряется время? (часы, минуты, секунды). -Ребята, а как вы думаете, скорость измеряется только в км/ч? - Да, действительно, скорость может измеряться и в м/с, и…. -Определите скорость движения таких объектов: рыба-меч, если она каждый час проплывает 100 км; у верблюда, который каждый час проходит 8 км; а велосипедист, который каждую секунду проезжает 3 м? -Чем быстрее двигается объект, тем больше будет его скорость. Значит, в часах её будет уже сложно измерять, её уже измеряют в секундах.
|
В задаче говорится о машине, которая совершает движение
Путь, которая проехала машина Время, за которое проехала машина Сколько км проходила эта машина за 1 час Да 160 км 2 часа
Расстояние разделить на время
Данные задачи сходятся с данными исходной задачи, значит задача решена верно
Расстояние поделить на время
Ответы детей |
|
|
|
|
Промежуточная рефлексия |
|
-Что вы узнали о скорости? | Скорость-это путь, пройденный за единицу времени. |
-В чем она может измеряться? | Км/ч, м/ч, м/c и т.д
|
- Этап. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи и дополнительное знание
Цель. Организовать первичное закрепление нового знания. |
Задание 1. Форма организации учебной деятельности рассмотрение таблицы Дидактические средства учебник. Формы и методы контроля совместная проверка. |
ПРЕДМЕТНЫЕ: Понимают, как взаимодействует скорость с другими параметрами |
-Ребята, откройте учебники на странице 5, задание под номером 9. -Перед вами таблица, рассмотрите её. -Что находится в таблице в первой колонке? -Что находится в таблице во второй колонке? -Что находится в таблице в третьей колонке? -Давайте посмотрим, что произойдет, если изменить скорость движения, находя расстояние, что произойдет с временем? -А что произойдет, если изменим время, находя расстояние, что будет происходить со скоростью? -Почему так происходит?
Прочитайте задачу под номером 1.
-Рассмотрите вторую строчку таблицы. -Что известно в задаче? -Что обозначает число 120? -Что обозначает число 2? -Что нам необходимо найти? -Имея эти данные, как и каким действием мы найдем скорость? -В этой задаче скорость измеряется в каких единицах измерения? \ -А время? -Тогда скорость в чем будет измеряться?
|
Скорость Время Расстояние Время изменяется Скорость изменяется
Потому что скорость, расстояние и время они взаимосвязаны
Путь и время Путь Время Скорость движения пассажирского поезда Делением, 120:2=60
Км Часы Км/ч |
-Давайте рассмотрим вторую задачу, прочитайте её.
-Что известно в задаче? -Что обозначает число 120? -Что обозначает число 3? -Что нам надо найти? -Имея эти данные, как и каким действием мы найдем скорость? -Если путь измеряется в км, а время в часах, то в чем будет измеряться скорость?
|
Путь и время Путь Время Скорость Делением, 120:3=40 Км/ч
|
Задание 2. Форма организации учебной деятельности фронтальная Дидактические средства Формы и методы контроля решение самостоятельно, затем проверка с проговариванием. |
-Ребята, прочитайте задачу под номером 9 на странице 5. |
|
-О чем говорится в задаче? -Какие величины описывают процесс движения? -Что означает число 600? -Что означает число 1? -Что нам надо найти? -Что нужно сделать, чтобы найти скорость? -Сможем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? -Почему? -Давайте переведем минуты в секунды -Сколько получилось? -Имея, полученные данные, как мы ответим на вопрос задачи и каким действием? -В какой единице измерения будет измеряться расстояние, которое пролетел аист? -Мы ответили на вопрос задачи? -Давайте проверим, правильно ли мы решили задачу. -Нам известно расстояние, которое пролетел аист за 60 с -Как мы найдем скорость? -Данные задачи сходны с исходными данными задачи, значит задачу решили верно. Запишите 600 м/мин в м/c, км/ч | Об Аисте Путь, время, скорость Скорость Время Путь, пройденный за 1 с. Скорость умножить на время Нет Потому что сначала преобразовать величины измерения. 60 с Да Делением, 600:60=10 Метры
Да
60*10=600(м/мин)
10 м/c, 36 км/ч |
Промежуточная рефлексия. |
|
-Что вы еще узнали о скорости?
-Что происходит если изменяется скорость? -На каком транспорте я быстрее доеду до работы: на мотоцикле или на автобусе?
| -Мы узнали, что скорость-путь, пройденный за единицу времени. Она может измеряться в м/c, км/ч и т.д Меняется время или расстояние. -На мотоцикле |
- Этап. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель. Организовать рефлексию и самооценку обучающимися собственной учебной деятельности. |
- фиксирование нового содержания
|
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
|
Итак, ребята, смогли ли мы решить задачу, которая была в начале урока? | Да, смогли |
- рефлексия процесса учебной деятельности
|
Что мы ещё делали с вами на уроке? | Решали примеры, решали задачи, узнали о скорости, в чем она измеряется и выявили взаимодействие между скоростью, временем и расстоянием. |
- планирование цели дальнейшей деятельности
|
- На следующих уроках математики нам будут необходимы знания, полученные вами сегодня. А чтобы вы могли еще потренироваться, дома вам необходимо будет выполнить задания.
|
|
Дача домашнего задания (обязательного и по выбору учащихся) |
- Рабочая тетрадь стр.6, задание 3, письменно.
|
|
|
По желанию дети могут сами могут придумать задачу на движение и представить её на следующем уроке. |
|
|
|