Урок математики "Скорость, единицы скорости. Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием"
план-конспект урока по математике (4 класс)

Богданова Наталья Ивановна

Цели урока: Создать условия для введения и усвоения понятия скорость, единицы скорости, установить взаимодействие между скоростью, временем и расстоянием

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skorost.doc140 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

 пробного урока математики

Скорость, единицы скорости. Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием

(стр. учебника 5 стр. рабочей тетради 6 стр.)

Цели урока: Создать условия для введения и усвоения понятия скорость, единицы скорости, установить взаимодействие между скоростью, временем и расстоянием.

УМК «Школа России» Математика. 4 класс. 2 часть - Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В.

Технология обучения – проблемно-диалогическая

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая

Тип урока – урок открытия нового знания (ОНЗ)

Составила студентка 331 группы

Богданова Наталья

МОУ СОШ № …, класс 4  каб. № ….

Дата проведения урока……….

Смена…… Номер урока….

Начало урока …..  час ….  мин.

ФИО учителя школы:

…………………………………………

ФИО преподавателя-консультанта:

Бизайне Анна Александровна

Допущена к проведению урока:

____________________, дата ________

(подпись преподавателя)

____________________, дата ________

(подпись учителя)

___________

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ

ЛИЧНОСТНЫЕ:

демонстрируют интерес  к  познавательной деятельности

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

  1. познавательные:

Владеют навыками смыслового чтения текстов математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами.

  1. коммуникативные:

 Умеют  слушать и слышать друг друга, сотрудничать с одноклассниками, принимать участие в работе в группе.

 Умеют признавать возможность существования различных точек зрения.

           ПРЕДМЕТНЫЕ:

Связанные с актуализацией:

Умеют складывать, вычитать, умножать, делить числа

Умеют переводить из одной величины в другую

Связанные с изучением нового:

Понимают, что такое скорость, в чем она измеряется

Понимают, как взаимодействует скорость с другими параметрами

ДИДАКТИЧЕСКИЕ:

     1. Создать условия для формирования нового понятия «скорость», новой единицы измерения скорости, взаимодействие скорости, времени и расстоянии

РАЗВИВАЮЩИЕ:

     1. Организовать деятельность по развитию умений моделировать с помощью таблиц, выстраивать работу в группах

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

     1. Создать условия для воспитания познавательного интереса средствами предмета математики

ХОД  УРОКА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  1. Этап. Организация начала урока

Цель. Создать условия для мотивации обучающихся  к учебной деятельности 

Форма организации учебной деятельности фронтальная

Дидактические средства

Формы и методы контроля устный опрос

Настроить учащихся на урок.

  • Здравствуйте, ребята, сегодня урок математики у вас буду проводить я. Меня зовут, Наталья Ивановна.

Слушают и запоминают.

ЛИЧНОСТНЫЕ:

-продолжать работу над формированием интереса к математике

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

1. познавательные:

-Повторить значение фразеологизма «ломать голову»

  • Давайте проверим готовность к уроку. Пробегитесь глазками по парте, на партах у вас должны быть учебники, тетрадь, ручка и карандаш.
  • У всех все готово?

Проверяют готовность к уроку

  • Сейчас я буду читать стихотворение, а вы закончите последнюю строчку. Поэтому слушайте внимательно:

  • Математика пришла,
  • Занимай свои места.
  • Что от безделья не зевать,
  • Полезно голову…

-Ломать

  • Как вы понимаете выражение «голову ломать»? (Что значит голову ломать?)

Думать, рассуждать, анализировать, предлагать, находить, решать стараться, искать, пробовать

А для чего это нужно делать?

-Действительно, чтобы получить новые знания , быть на уроке успешным надо «ломать голову», т.е думать, рассуждать, анализировать

Чтобы прийти к каким-либо выводам, открывать новые знания, решать задачи, примеры, понять тему урока.

-Как вы считаете, мы с вами сегодня будем «голову ломать»?

Да

-Замечательно! Я надеюсь, что на уроке вы будете моими главными помощниками.

  1. Этап. Актуализация опорных знаний и умений.

Цель. Актуализировать знания о понятиях увеличить на, уменьшить на, увеличить в, уменьшить в. 

Задание 1.

Форма организации учебной деятельности  фронтальная

Дидактические средства, подобранные задания

Формы и методы контроля  устный опрос

ПРЕДМЕТНЫЕ:

Умеют складывать, вычитать, умножать, делить числа

Умеют переводить из одной величины в другую

  • Ребята, что значит увеличить на?
  • -Уменьшить на?
  • Увеличить в?
  • Уменьшить в?
  • Как называются компоненты при сложении?
  • Как называются компоненты при вычитании?
  • Как называются компоненты при произведении?
  • Как называются компоненты при частном?
  • Давайте проверим вашу внимательность, откройте свои тетрадки и возьмите ручку. Сейчас я буду читать вам задания. А вы записывайте ответы в тетрадь, а в конце проверим наши ответы.

Сложить

Вычесть

Умножить

Разделить

Слагаемые, значение суммы

Уменьшаемое, вычитаемое, значение разности

Множители, значение произведения

Делимое, делитель, значение частного

  • Из числа 590 вычтите произведение чисел 20 и 5.
  • От суммы чисел 500 и 130 найдите седьмую часть.
  • Число 45 увеличьте на 39.
  • Уменьшите число 10 000 в 2 раза.
  • Найдите произведение чисел 180 и 3.
  • Увеличьте 630 на 290.
  • Чем мы с вами сейчас повторили?

490

90

84

5 000

540

920

Сложение вычитание, умножение и деление чисел

Задание 2.

Форма организации учебной деятельности фронтальная

Дидактические средства карточки с заданиями

Формы и методы контроля устный опрос

  • Ребята, я вам сейчас раздам карточки с заданием, вам необходимо сделать перевод из одной величины в другую.

Слушают и выполняют задание на карточках

3 км- м

42 см- мм

300 мм- м

500 см- м

3000 м- км

1ч-с

3000

420

0,3

5

3

3600

Промежуточная рефлексия

-Ребята, что мы сейчас повторяли?

- А где нам это пригодится?

Действия увеличить на, уменьшить на, увеличить в, уменьшить в. Перевод из одной величины в другую

Нам это пригодится на уроке, в решении задач

-Отлично.

  1. Этап. Постановка учебной проблемы.

Цель. Организовать работу по постановке цели урока, формулированию учебной проблемы,  темы урока, построению плана достижения цели

Форма работы: групповая

  • Создание проблемной ситуации

Включить проектор и экран.

-Для выполнения следующего задания вам необходимо разделиться на 3 группы.

Делить буду по типу: яблоко-апельсин-мандарин

-Но перед выполнением задания давайте вспомним правила работы в группах.

1. Не баловаться

2. Не перебивать друг друга.

3. Не отвлекаться и не отвлекать других.

4. Не шуметь и не мешать другим группам

5. Активно работать в группе.

- Ребята, взгляните на слайд. Перед вами задача

-Прочитайте условие задачи. Запишите кратко условия задачи и попробуйте решите её самостоятельно. Вам дается 2 минуты, через 2 минуты вы должны мне представить свое решение.

ЛИЧНОСТНЫЕ:

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

1.        познавательные:

Владеют навыками смыслового чтения текстов математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами.

2.        коммуникативные:

 Умеют  слушать и слышать друг друга, сотрудничать с одноклассниками, принимать участие в работе в группе.

 Умеют признавать возможность существования различных точек зрения.

Задание.

Форма организации учебной деятельности групповая

Дидактические средства  подобранная задача, презентация (слайд 1)

Формы и методы контроля устный опрос

Побуждающий диалог

Прием: использование задачи невыполнимой.

Легковая машина прошла 160 км за 2 часа. В течение каждого часа она проходила одинаковое расстояние. Сколько километров проходила машина за 1 час?

Читают задачу и решают

  • Побуждение к осознанию противоречия

-Задание было одно?

-А выполнили вы его как?

-Почему так получилось?

-Чего мы  не знаем?

Да

По-разному

Мы не умеем решать такие задачи

Мы не знаем что такое путь, пройденный за 1 час

  • Побуждение к формулированию учебной проблемы в форме  побуждающего от проблемной ситуации диалога, цели и построению плана достижения цели

-Чем мы будет сегодня заниматься?

Учиться решать такие задачи

  1. Этап. Поиск решения учебной проблемы.

Цель. Организовать  побуждающий диалог (обсуждение гипотез, предложенных учащимися и выбор решающей гипотезы) и/или подводящий диалог.

  • Вариант 1. методом подводящего диалога

ЛИЧНОСТНЫЕ:

ЛИЧНОСТНЫЕ:

Вступать в диалог, выслушивать разные точки зрения, отстаивать своё мнение, приводя аргументы.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

Умеют находить способ решения проблемы

ПРЕДМЕТНЫЕ:

-Какие будут предложения по решению этой задачи?

Мы не знаем, мы не решали ещё такие задачи

-А в чем заключается проблема?

Мы не знаем, что означает путь, пройденный за 1 час

-Давайте поставим, цель чему мы будем сегодня учиться?

Мы будем учиться решать такие задачи и узнаем, что означает путь, пройденный за 1 час

  • Вариант 2. методом побуждающего диалога

-Какие у вас есть предположения как решать задачу? Какие гипотезы как ответить на вопрос задачи?

--(Имя ребенка), докажи, почему ты так думаешь?

Все ли согласны?

-Как можно проверить?

Дети предлагают различные предположения. Учитель фиксирует их на доске.

-Изначально надо записать кратко задачу (записывает)

Да/нет

-Решить задачу вместе с учителем

Промежуточная рефлексия

-Что мы должны знать, чтобы разобраться в проблеме?

Мы должны знать как решаются такие задачи

  1. Этап. Воспроизведение нового знания.

Цель. Организовать работу по воспроизведению нового знания в форме совместного решения задач.

ЛИЧНОСТНЫЕ:

Вступать в диалог, выслушивать разные точки зрения, отстаивать своё мнение, приводя аргументы.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

ПРЕДМЕТНЫЕ:

Понимают, что такое скорость, в чем она измеряется

Задание.

-Давайте вместе разберем данную задачу, и походу будем записывать краткое условие задачи вместе

Легковая машина прошла 160 км за 2 часа. В течение каждого часа она проходила одинаковое расстояние. Сколько километров проходила машина за 1 час?

-О чем говорится в задаче?

Путь

Время

Путь, пройденный за 1 час

160 км

2 часа

?

-Что обозначает число 160?

-Что обозначает число 2?

-Какой вопрос в задаче?

-Что нужно сделать, чтобы найти путь, пройденный за 1 час?

-Сможем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?

-Ребята, в математике принято путь, пройденный за единицу времени называть скоростью движения.

-За единицу времени, которая измерялась в часах машина проехала 80 км, это записывается вот так «км/ч»

-Таким образом, скорость характеризуется не временем отдельно и не расстоянием, а расстоянием, пройденным в единицу времени.

-Какой путь прошла машина?

-За какое время?

- Для того чтобы найти скорость, что нам необходимо сделать?

-Давайте проверим, правильно ли мы решили задачу.

-Какой вывод можно сделать?

Мы с вами сказали, что скорость характеризуется не временем отдельно и не расстоянием, а расстоянием, пройденным в единицу времени —  то число, обозначающее время потраченное на путь. А в чем у нас измеряется время? (часы, минуты, секунды).

-Ребята, а как вы думаете, скорость измеряется только в км/ч?

- Да, действительно, скорость может измеряться и в м/с, и….

-Определите скорость движения таких объектов: рыба-меч, если она каждый час проплывает 100 км; у верблюда, который каждый час проходит 8 км; а велосипедист, который каждую секунду проезжает 3 м?

-Чем быстрее двигается объект, тем больше будет его скорость. Значит, в часах её будет уже сложно измерять, её уже измеряют в секундах.

В задаче говорится о машине, которая совершает движение

Путь, которая проехала машина

Время, за которое проехала машина

Сколько км проходила эта машина за 1 час

Да

160 км

2 часа

Расстояние разделить на время

Данные задачи сходятся с данными исходной  задачи, значит задача решена верно

Расстояние поделить на время

Ответы детей

Промежуточная рефлексия

-Что вы узнали о скорости?

Скорость-это путь, пройденный за единицу времени.

-В чем она может измеряться?

Км/ч, м/ч, м/c и т.д

  1. Этап. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи и дополнительное знание

Цель. Организовать первичное закрепление нового знания.

Задание 1.

Форма организации учебной деятельности рассмотрение таблицы

Дидактические средства учебник.

Формы и методы контроля совместная проверка.

ПРЕДМЕТНЫЕ:

Понимают, как взаимодействует скорость с другими параметрами

-Ребята, откройте учебники на странице 5, задание под номером 9.

-Перед вами таблица, рассмотрите её.

-Что находится в таблице в первой колонке?

-Что находится в таблице во второй колонке?

-Что находится в таблице в третьей колонке?

-Давайте посмотрим, что произойдет, если изменить скорость движения, находя расстояние, что произойдет с временем?

-А что произойдет, если изменим время, находя расстояние, что будет происходить со скоростью?

-Почему так происходит?

Прочитайте задачу под номером 1.

-Рассмотрите вторую строчку таблицы.

-Что известно в задаче?

-Что обозначает число 120?

-Что обозначает число 2?

-Что нам необходимо найти?

-Имея эти данные, как и каким действием мы найдем скорость?

-В этой задаче скорость измеряется в каких единицах измерения? \

-А время?

-Тогда скорость в чем будет измеряться?

Скорость

Время

Расстояние

Время изменяется

Скорость изменяется

Потому что скорость, расстояние и время они взаимосвязаны

Путь и время

Путь

Время

Скорость движения пассажирского поезда

Делением, 120:2=60

Км

Часы

Км/ч

-Давайте рассмотрим вторую задачу, прочитайте её.

-Что известно в задаче?

-Что обозначает число 120?

-Что обозначает число 3?

-Что нам надо  найти?

-Имея эти данные, как и каким действием мы найдем скорость?

-Если путь измеряется в км, а время в часах, то в чем будет измеряться скорость?

Путь и время

Путь

Время

Скорость

Делением, 120:3=40

Км/ч

Задание 2.

Форма организации учебной деятельности  фронтальная

Дидактические средства

Формы и методы контроля решение самостоятельно, затем проверка с проговариванием.

-Ребята, прочитайте задачу под номером 9 на странице 5.

-О чем говорится в задаче?

-Какие величины описывают процесс движения?

-Что означает число 600?

-Что означает число 1?

-Что нам надо найти?

-Что нужно сделать, чтобы найти скорость?

-Сможем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?

-Почему?

-Давайте переведем минуты в секунды

-Сколько получилось?

-Имея, полученные данные, как мы ответим на вопрос задачи и каким действием?

-В какой единице измерения будет измеряться расстояние, которое пролетел аист?

-Мы ответили на вопрос задачи?

-Давайте проверим, правильно ли мы решили задачу.

-Нам известно расстояние, которое пролетел аист за 60 с

-Как мы найдем скорость?

-Данные задачи сходны с исходными данными задачи, значит задачу решили верно.

Запишите 600 м/мин в м/c, км/ч

Об Аисте

Путь, время, скорость

Скорость

Время

Путь, пройденный за 1 с.

Скорость умножить на время

Нет  

Потому что сначала преобразовать величины измерения.

60 с

Да

Делением, 600:60=10

Метры

Да

60*10=600(м/мин)

10 м/c, 36 км/ч

Промежуточная рефлексия.

-Что вы еще узнали о скорости?

-Что происходит если изменяется скорость?

-На каком транспорте я быстрее доеду до работы: на мотоцикле или на автобусе?

-Мы узнали, что скорость-путь, пройденный за единицу времени. Она может измеряться в м/c, км/ч и т.д

Меняется время или расстояние.

-На мотоцикле

  1. Этап. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель. Организовать рефлексию и самооценку  обучающимися  собственной учебной деятельности.

  • фиксирование нового содержания

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

Итак, ребята, смогли ли мы решить задачу, которая была в начале урока?

Да, смогли

  • рефлексия процесса учебной деятельности

Что мы ещё делали с вами на уроке?

Решали примеры, решали задачи, узнали о скорости, в чем она измеряется и выявили взаимодействие между скоростью, временем и расстоянием.

  • планирование цели дальнейшей деятельности
  • На следующих уроках математики нам будут необходимы знания, полученные вами сегодня. А чтобы вы  могли еще потренироваться, дома вам необходимо будет выполнить задания.

Дача домашнего задания (обязательного и по выбору учащихся)

  • Рабочая тетрадь стр.6, задание 3, письменно.

По желанию дети могут сами могут придумать задачу на движение и представить её на следующем уроке.

  • Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математика "Скорость. Единицы скорости. Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием"

Скорость. Единицы скорости. Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием....

Конспект урока по математике 4 класса Тема урока: Скорость. Единицы скорости. Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием

Тема урока: Скорость. Единицы скорости. Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием.Цели урока:1. Обучающая Создание условий для формирования нового понятия «скорость», «...

Скорость. Единицы скорости. Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием 4 класс

4 классТема: Скорость. Единицы скорости. Взаимосвязь между скоростью, временем и расстояниемЦели:1.Создать проблемную ситуацию для введения понятия «скорость».2.Установить, как измеряют ск...

Технологическая карта урока математики «Скорость. Единицы скорости. Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием».

Цель урока: познакомить с понятием «скорость движения», с новым видом задач на движение; совершенствовать вычислительные навыки.Задачи урока: формирование следующих предметных умений:умени...

Технологическая карта урока УМК «Школа России», «Математика 4 класс», автор М.И. Моро Тема: "Скорость. Единицы скорости. Взаимосвязь между скоростью, расстоянием, временем".

Подробная технологическая карта урока открытия новых знаний по теме "Скорость. Единицы скорости. Взаимосвязь скорости, расстояния и времени". 4 класс. Математика. УМК "Школа России"...

Проверочная работа по математике за 4 класс Тема: Скорость. Единицы скорости. Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием.

1.       Чтобы найти скорость (V) надо (напиши формулу) ____________________.2.       Чтобы найти время (t) надо (напиши формулу) ...